Министерствообразования Республики Беларусь
Учреждениеобразования «Витебский государственный технологический университет»
Кафедракоммерческая деятельность
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: «Организация и технология торговли»
на тему:Организация торгово-технологического процесса в магазине №39 ОАО «Витебскиепродукты» и направления его совершенствования
Выполнила студентка3курса
Клышина Елена Геннадьевна
Витебск2010г.
Содержание
Введение
1 Содержание и целиторгово-технологического процесса в магазине № 39 ОАО «Витебские продукты»
1.1 Сущность, задачи, цели и принципыорганизации торгово-технологического процесса в магазине
1.2 Структура и содержаниетехнологического процесса в магазине
2. Краткая характеристикаторгово-финансовой деятельности ОАО «Витебские продукты» и магазина №39
3. Исследованиеторгово-технологического процесса в магазине №39 ОАО «Витебские продукты»
3.1 Организация доставки и приемкитоваров по количеству и качеству
3.2 Хранение и подготовка товаров кпродаже в магазине
3.3 Размещение и выкладка товаров вторговом зале магазина
3.4 Организация продажи товаров идополнительное обслуживание покупателей
4. Рекомендации по совершенствованиюторгово-технологического процесса в магазине №39 ОАО «Витебские продукты»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Термин«технология» происходит от греческого слов techne, что означает искусство,ремесло, мастерство, умение, и logos – учение, то есть учение о каком-торемесле, мастерстве. В более поздний период термин «технология» рассматривалсяприменительно к совершению каких-либо производственных процессов, однако внастоящее время этот термин получил расширенное толкование, охватывая инепроизводственную сферу, в том числе и торговые процессы. По характеру выполняемых ими функций торговые процессы можноподразделить на два вида: технологические (производственные) и коммерческие(чисто торговые). Технологические процессы связаны спродвижением товара как потребительской стоимости и представляют собойпродолжение процесса производства в сфере обращения (транспортирование,хранение, упаковка, фасовка, подсортировка). Они представляют собой единствотрех элементов – живого труда, средств труда и предметов труда.
Интеграцияэкономики Республики Беларусь в мировую систему хозяйства усиливает взаимозависимостьи требует тесного взаимодействия субъектов коммерческих операций на основеунификации документации, инструментов и методов, используемых при оформленииторговых операций, а также сближения правовой базы, регламентирующей их. Приэтом, возрастает значимость и актуальность вопросов повышения совершенствованияи повышения эффективности торгово-технологических процессов. Особенно, данныевопросы актуальны касательно бурно развивающейся розничной торговли вРеспублике Беларусь.
Цельюданной работы является исследование организации торгово-технологическогопроцесса в магазине №39 ОАО «Витебские продукты» и разработка рекомендаций поего совершенствованию.
Длядостижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:
o определить содержаниеи цели торгово-технологического процесса в розничной торговле;
o провести анализорганизации торгово-технологического процесса магазина №39 ОАО «Витебскиепродукты»;
o разработатьрекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина №39ОАО «Витебские продукты».
1 Содержание и целиторгово-технологического процесса в магазине розничной торговли
1.1 Сущность, задачи,цели и принципы организации торгово-технологического процесса в магазине
Торгово-технологическийпроцесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательныхопераций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полнымсохранением качества при наименьших затратах труда и высоком уровне торговогообслуживания.
Спецификатехнологического процесса в магазине состоит в том, что здесь завершаетсядвижение товара, и осуществляются операции коммерческого характера, связанныесо сменой форм стоимости. Операцией называется часть технологического процесса,выполняемая работниками путем применения определенных способов и приемов.
Технологическиеоперации магазина включают транспортировку товаров, приемку их по количеству икачеству, хранение, подготовку к продаже, преобразование производственногоассортимента в торговый, продажу товаров и услуг.
Технологическийпроцесс состоит из основных и вспомогательных операций.
Косновным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживаниемпокупателей: выявление спроса, формирование конкурентоспособного ассортиментатоваров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор,взвешивание, отмеривание и т. д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказаниедополнительных услуг.
Вспомогательныеоперации включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставкув кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал,организацию хранения и сдачи тары.
Технологическийпроцесс осуществляется персоналом магазина без участия покупателей. Товарныепотоки оказывают существенное влияние на организацию технологического процессана розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операцийтехнологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина,размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств,состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации идругих факторов.
Рационализациятехнологического процесса и постоянное его совершенствование являются главнойзадачей. Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процессзнаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и услугиз имеющихся ресурсов.
Грамотноорганизованный технологический процесс преследует следующие важные цели:
■обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частейтехнологического процесса;
■сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей снаименьшими совокупными затратами;
■высокая культура обслуживания.
Решениеэтих взаимосвязанных вопросов может быть обеспечено при использованиисистемного подхода к изучению технологии торговых процессов, которыйпредполагает использование методов экономико-математического моделирования,составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных решений ииспользование передового зарубежного и отечественного опыта.
Основнымизадачами совершенствования технологического процесса магазина в современныхусловиях являются:
■внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров;
■механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управленияими;
■использование оптимального решения технологического процесса;
■внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.
Повышениюэффективности деятельности предприятия розничной торговли способствуетускорение технологических процессов в магазинах, достигаемое путем внедренияАСУ на базе современных программных продуктов, использованиявысокопроизводительного оборудования, увеличения поступления от поставщиковполностью подготовленных к продаже товаров, повышения профессионального уровняперсонала и менеджеров предприятий, использования технологических карт.
Технологическаякарта — это форма технологической документации, которая включает операциивыполнения технологических процессов в магазине с указанием используемыхтехнических средств, затрат времени и труда. Такие карты целесообразносоставлять для крупных магазинов (супермаркет, универмаг, универсам и др.) сшироким ассортиментом товаров.
Технологическиекарты позволяют более рационально построить режим работы магазина, комплексноиспользовать механизмы и оборудование, внедрять наиболее эффективные приемы иметоды труда, повышать культуру обслуживания.
Такимобразом, основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие основныепринципы организации технологического процесса магазина:
■обеспечение комплексного подхода к его построению;
■создание максимальных удобств для покупателей;
■достижение наиболее рационального использования помещений иторгово-технологического оборудования магазина;
■создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха,обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
■обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.
1.2 Структураи содержание технологического процесса в магазине
Структураи последовательность операций представлена на рисунке 1
/>
Рисунок1 − Структура и последовательность технологического процесса магазина
Организацияторгово-технологического процесса определяется рядом факторов. Важнейшими изних являются: уровень развития торговли, объем и структура товарногопредложения, степень подготовленности товаров к продаже, методы продажи,состояние товарных запасов, система товароснабжения, тип, размер испециализация торгового предприятия, степень его хозяйственнойсамостоятельности.
Вторговой практике сложились три основные схемы технологического процесса (рис.2).
/>
Рисунок2 − Варианты технологического процесса в магазинах в зависимости отстепени подготовленности товаров к продаже
Первыйвариант (I) включает приемку товаров по количеству и качеству и подачу их сразуже в торговый зал для продажи. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможнапри доставке товаров, полностью подготовленных к продаже в таре-оборудовании.
Повторому варианту (II) технологический процесс предполагает направление товарапосле приемки на хранение, а затем в торговый зал для продажи. В данном случаевозникает необходимость в специальных помещениях для хранения. Необходимость применения этого варианта возникает в том случае, еслитребуется накопление товаров в залах.
Наиболеесложной и менее экономичной является третья схема (III), при которой товары,поступившие в магазин, требуют предварительной подготовки к продаже (фасовки,утюжки, чистки и т. д.)
При любойиз них весь технологический процесс можно разделить на несколько этапов. Первый этап включает операции с товарами до предложения ихпокупателям в торговом зале. К ним относятся: разгрузка товаров, приемка иподготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения.
Второйэтап охватывает операции, связанные с непосредственным обслуживаниемпокупателей. Это наиболее ответственный участок технологического процесса.Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров вдействии, помощь в выборе, квалифицированный подбор товаров, их размещение,расчетные операции. Особенность этого этапа заключается в том, что привыполнении операций работники магазинов не только должны иметь профессиональныенавыки выполнения всех операций с товаром, но и хорошо изучить психологиюпокупателя.
Третийэтап включает операции по оказанию дополнительных услуг: раскрой тканей, приемпредварительных заказов, подгонка швейных изделий, купленных в магазине, пофигуре и т. д.
Всеоперации технологического процесса взаимосвязаны, выполняются в четкойпоследовательности и оказывают непосредственное влияние на конечный результатработы магазина.
Важнейшимипринципами организации торгово-технологического процесса в магазине являются:
· комплексныйподход к определению рациональной схемы технологического процесса дляконкретного магазина;
· соответствиетехнологии работы магазина современному научно-техническому уровню развитияторговли, достижениям отечественного и зарубежного опыта;
· эффективностьпринятой технологической схемы работы магазина, обеспечивающей рациональноеиспользование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
· создание условийдля полной сохранности товаров и их потребительной стоимости;
· сокращениеприменения ручного труда и улучшение использования торгово-технологическогооборудования.
Методпродажи является главным фактором, определяющим содержание и последовательностьопераций технологического процесса. От этого зависят количество и характеропераций, схема размещения функциональных помещений и потребность в площадях иторгово-технологическом оборудовании.
Внедрениепрогрессивных методов доставки и продажи товаров обуславливает особые требованиякак к организации технологического процесса в магазине, так и к его устройству:планировке и компановке технологических зон, разгрузочных площадок, прочностипокрытий пола и другим конструктивным элементам.
Внедрениесовременных технологических решений в розничные торговые предприятия обеспечиваетинтенсификацию всего торгового процесса.
Основныминаправлениями рационализации технологического процесса в магазине являютсяширокое внедрение прогрессивных методов продажи товаров и обслуживанияпокупателей, разработка рациональных схем планировки магазинов и их торговыхзалов, повышение уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойногоснабжения магазинов максимально подготовленными к продаже товарами,рациональное их размещение и выкладка, совершенствование работы узлов расчета.
Повышениюэффективности технологического процесса магазина будет способствоватьприменение тары-оборудования. Непременным условием при этом является поставкатоваров, полностью подготовленных к продаже. В таком случае значительносократится число технологических операций с товаром в магазине: изтехнологического процесса магазина будут исключены самые трудоемкие операции,связанные с вскрытием тары, фасовкой, подготовкой товаров к продаже и т. п.,что обеспечит снижение затрат на его осуществление.
Технологическийпроцесс с товарами до предложения их покупателям включает операции по обработкетоварных потоков, начиная с разгрузки товаров в магазинах и кончая полнойподготовкой их к продаже. Эти операции оказывают существенное влияние науровень обслуживания покупателей.
Контактмежду покупателями и персоналом магазина возникает на втором этапетехнологического процесса. Поэтому очень важно иметь высокопрофессиональныхработников в торговом зале, которые бы способствовали увеличению оборотатоваров, созданию наиболее благоприятных условий для выбора товаров иосуществления покупок.
Дополнительныеоперации по обслуживанию покупателей направлены на создание им удобств — припокупке и потреблении товаров, экономию затрат времени покупателей и повышениекультуры потребления (использования) товаров.
Всеоперации технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику ихвыполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятиярозничной торговли.
2. Краткая характеристикаторгово-финансовой деятельности ОАО «Витебские продукты» и магазина №39
ОАО «Витебские продукты»одно из крупных торговых обществ города Витебска в сфере розничной торговлипродовольственными товарами, в 2009 году доля на розничном рынке продуктовпитания города Витебска ориентировочно составляет 15 – 20%.
Открытоеакционерное общество «Витебские продукты» образовано путем акционированиякоммунального унитарного торгового общества «Витебские продукты» решениемВитебского областного исполнительного комитета от 11 ноября 2004 года№724зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей за №300566090.
ОАО «Витебскиепродукты» имеет специальное разрешение (лицензию) №24010/0557543 на правоосуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачныеизделия) и общественного питания, выданное на основании решения Витебскогогорисполкома от 01.12.2009 г. № 1549, действительное до 10.12.2014 года(приложение А).
Основнымвидом деятельности предприятия является розничная торговля продуктами питания,товарами народного потребления, оказание услуг общественного питания. Дляосуществления торговли предприятие располагает 31 магазином, развлекательнымцентром, в который входят ресторан, бар, боулинг, бильярд, а так же пиццерией,цехами общественного питания в магазинах 12,23,24, кондитерским цехом, кафе вБСМП г. Витебска.
Общаяторговая площадь торговых объектов составляет 7322 м2, общая численность – 1225 человек.
Общество являетсяюридическим лицом, согласно действующему законодательству, имеет в собственностиобособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своимобязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественныеи личные неимущественные права, имеет самостоятельный баланс, печати и штампысо своим наименованием и товарным знаком.
Располагается ОАО«Витебские продукты» по адресу: г.Витебск, ул.Суворова, д.12/1.
Основными целямидеятельности предприятия является:
o удовлетворениепотребностей потребителей в необходимых товарах повседневного спроса, продуктахпитания;
o увеличениеассортимента продовольственных товаров, а также тех товаров, которые вызываютинтерес у потребителей;
o активноевнедрение прогрессивных форм и методов продажи товаров для успешного веденияторговой деятельности;
o создание наиболеелучших условий хранения продукции, и предоставление потребителям товаровнадлежащего качества;
o повышениекультуры обслуживания покупателей;
o извлечениеприбыли и дальнейшее ее применение.
Основной задачей ОАО«Витебские продукты» является укрепление позиций на рынке розничной торговлипродовольственными товарами в г.Витебске.
В таблице 2.1 представленыосновные показатели торгово-финансовой деятельности ОАО «Витебские продукты» за2008 -2009 гг.
Таблица 2.1 — Анализпоказателей торгово-финансовой деятельности ОАО «Витебские продукты» за 2008-2009 гг.
Наименование
Показателя Годы Отклонение 2008 2009 абсолют. Относительное
темп
роста, %
Темп
прироста, % 1 Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб. 135517 156370 20853 115,4 15,4 2 Розничный товарооборот (в сопоставимых ценах), млн. руб. 119352 137686 18361 115,4 15,4 3 Валовой доход, млн.руб. 22867 26760 3893 117 17 4 Покупная стоимость товара, млн.руб. 9607 108394
5 Среднесписочная численность торгового персонала, всего, чел.
в том числе:
руководители, специалисты, чел.
продавцы, чел.
1154
504
650
1225
554
671 - - -
6 Издержки обращения,
млн. руб. 18839 25074 6235 133,1 33,1 7 Прибыль от реализации товаров, млн.руб. 4229 2247 -1982 53,1 - 8 Чистая прибыль, млн. руб. 3022 953 -2069 31,5 - 9 Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. 32417 38393 5976 10 Рентабельность затрат, % 3,7 1,4 - - - 11 Рентабельность продаж, % 3,5 1,4 - - - 12 Фондоотдача, руб. 4,18 4,07 13 Производительность труда тыс.руб./ чел. 117432 126649 9217 107,8 7,8 14 Среднемесячная заработная плата 1 работающего, тыс.руб. 458 466 8 101,7 1,7
15 Розничный товарооборот на 1м2 торговой площади, млн. руб./м2 18370 21356 2986 116,3 16,3 16 Коэффициент текущей ликвидности, доля ед. 0,77 0,864 - - -
Из таблицы 2.1 мы видим, чторозничный товарооборот (в действующих ценах) и розничный товарооборот (всопоставимых ценах) увеличились по сравнению с 2008 годом на 15,4%, валовойдоход увеличился на 17%. Среднесписочная численность увеличилась на 71 человекв связи с реконструкцией и увеличением торговых площадей в магазинах. Издержкиобращения увеличились на 33,1% по сравнению с предыдущим годом. Прибыль отреализации товаров уменьшилась на 53,1% и чистая прибыль уменьшилась на 31,5% заанализируемый период. Среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на5976 млн. руб.
По результатам таблицыможно сделать вывод:
Экономически предприятие неустойчиво,испытывает острый недостаток собственных оборотных средств, необходимых дляэффективного ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашениясрочных обязательств.
В тоже время ванализируемый период деятельность общества была рентабельной. Обеспеченностисобственными оборотными средствами находятся на низком уровне, что вызвано значительнымикапитальными вложениями в реконструкцию и модернизацию торговых объектов, что всвою очередь должно положительно отразиться на эффективности функционированияпредприятия в перспективном периоде.
Общество располагаетторговыми помещениями и торговым оборудованием, которые в настоящее время восновном морально и физически устарели и не могут обеспечить необходимогообъема товарооборота для роста рентабельности деятельности общества.
Для поддержания в рабочемсостоянии физически устаревшего оборудования обществу приходится расходоватьзначительные средства, однако это не дает должного эффекта.
Руководством предприятиябыл выбран курс развития предприятия, основанный на техническом перевооруженииряда магазинов с целью увеличения торговых площадей, объемов товарооборота,снижения издержек и повышения рентабельности деятельности.
В состав торговойорганизации входит магазин №39, который располагается на первом этаже жилогодома по адресу: г. Витебск, пр. Московский, д.64.
Магазин расположен возлепроезжей части, однако большим недостатком является отсутствие автостоянки.
Длямагазина №39 ОАО «Витебские продукты» установлен следующий режим работы: с08.00 до 21.00, без обеденного перерыва и выходных.
По специализацииотносится к универсальному, так как в нем реализуется широкий ассортимент всехгрупп продовольственных товаров.
Товарный профиль магазина– продтовары. Район деятельности – жилая застройка. В основном обслуживаетсянаселение, живущее в доме, где располагается магазин и прилегающих домах.
В магазине№39 товары реализуются в основном традиционным методом обслуживания, заисключением хлебобулочных изделий и бакалейных товаров, которые реализуютсяметодом самообслуживания.
Ассортимент,реализуемый магазином №39 ОАО «Витебские продукты» представлен в приложении Б.
Численностьмагазина на сегодняшний день составляет 45 человек. Штаты магазинаукомплектованы полностью. Для организации торгово-технологического процесса вмагазине №39 введены следующие должности: зав. магазином, зав. товарнойсекцией, продавцы 6,5,4 разрядов, укладчик-упаковщик, уборщик, грузчик. Такимобразом, можно выделить два уровня управления: на первом — руководительмагазина, на втором – зав. секцией.
Магазин№39 ОАО «Витебские продукты» имеет общую площадь 1218,6 м2 и торговую площадь 423 м2. Кроме непосредственно самого магазина куслугам посетителей кафетерий.
Ассортимент,реализуемый отделом «Кафетерий» магазина №39 ОАО «Витебские продукты»представлен в приложении В.
Рассмотримплановые показатели торгово-финансовой деятельности магазина №39 ОАО «Витебскиепродукты» за 2008-2009 гг. (таблица 2.2).
Таблица2.2 – Анализ показателей торгово-финансовой деятельности магазина №39 ОАО«Витебские продукты» за 2008-2009 гг.
Наименование
Показателя Годы Отклонение 2008 2009 абсолют. Относительное
темп
роста, %
Темп
прироста, % 1 Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб. 5522 5612 90 101,6 1,6 2 Розничный товарооборот (сопоставимых ценах), млн.руб. 4681 4931 250 105,3 5,3
3 Среднесписочная численность торгового персонала, всего, чел.
в том числе:
руководители, специалисты, чел.
продавцы, чел.
45
6
39
45,4
6
39,4 - - -
4 Общая площадь магазина, м2 1218,6 1218,6 - - -
5 Торговая площадь магазина, м2 423 423 - - -
6 Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн. руб./ м2 13,05 13,27 0,22 101,7 1,7 7 Производительность труда тыс.руб./ чел. 122711 123612 901 100,7 0,7
Из таблицы2.2 мы видим что темп прироста розничного товарооборота в действующих ценах заанализируемый период составил 1,6%, в сопоставимых ценах- 5,3%. Такойнезначительный рост розничного товарооборота можно объяснить тем, что рядомоткрываются реконструированные магазины, которые работают с гибкой системойскидок, что несомненно привлекает к себе покупателей.
3.Исследование торгово-технологического процесса в магазине №39 ОАО «Витебскиепродукты»
3.1 Организация доставкии приемки товаров по количеству и качеству
При доставке товаров в РТСиспользуются два метода: децентрализованный и централизованный.
В магазин №39 все товарыпоступают централизованным методом.
При централизованномметоде доставка товаров объектам розничной торговли производится транспортомпоставщика по предварительно разработанным маршрутам и графикам завоза.
В таблице 3.1представлены методы доставки молочных товаров в магазин №39.
Таблица 3.1 – Методыдоставки молочных товаров в магазин №39
Наименование
товара Поставщик
Частота завоза
товаров в магазин Метод доставки товара 1 Молоко «Вкусное»3,5% 1л ОАО «Молоко» 1 раз в день Централизованный 2 Сметана 25% 0,5 ОАО «Молоко» 1 раз в день Централизованный 3 Молоко 3,4% 1л ОАО «Полоцкий молочный комбинат» 3 раза в неделю Централизованный 4 Сметана 18% 200г ОАО «Савушкин продукт» 3 раза в неделю Централизованный 5 Творог 9% 500г ОАО «Лепельский молочный комбинат» 3 раза в неделю Централизованный
6 Пр. кисл.-мол.
Ряженка 4% 0,5 ООО «ВитебскБеллактТорг» 2 раза в неделю Централизованный 7 Сливки 20% 450г ОАО «Поставский молочный завод» 2 раза в неделю Централизованный
Для определенных групптоваров, например, таких как молочные и хлебобулочные изделия разработаныграфики завозов (приложение Г).
Разработка графиковзавоза товаров в магазин осуществляются розничными торговыми организациямисовместно с поставщиками.
Приемкатоваров в магазине №39 ОАО «Витебские продукты» является важной составнойчастью технологического процесса. Она осуществляется зав. товарной секцией всоответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Разгрузкатоваров осуществляется грузчиками магазина. Разгрузочные работы осуществляетсягрузчиками вручную, что приводит к замедлению приемки товара.
Товарыв магазине принимаются по количеству и качеству.
Восновном, товар по количеству принимается сразу, тут же. При доставке товарабез тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу же вмомент доставки товаров в магазин. Если товар доставлен в исправной таре, кромепроверки массы брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, зав.товарной секцией контролирует тару и проверяет массу нетто и количества единицв каждом месте.
Приемкатоваров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительныхи транспортных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур,спецификаций, упаковочных ярлыков) с фактическим наличием товаров (приложение Д)
Втаблице 3.2 представлен анализ организации приемки товаров по количеству икачеству в магазине №39.
Таблица3.2 – Анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине№39Наименование товара Место приемки товара
Документы,
подтверждающие
Фактические сроки
приемки Способы проверки качества Оборудование Сроки хранения (реализации) товара
Количество
товара Качество товара Всего По которым он принимается 1 Крем творожный 5% 200г Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами Погрузочная тележка 5 суток 3 суток 2 Колбаса вареная Молочная в/с Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами Весы, тара, погрузочная тележка 15 суток 12 суток 3 Килька св/мор Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами Весы, погрузочная тележка 18 месяцев 16 месяцев 4 Печенье «Амра» Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами Погрузочная тележка 3 месяца 2,5 месяца 5 Водка «За удачу» 0,5 Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами Погрузочная тележка 24 месяца 20 месяцев 6 Коньяк «Мечта» 0,5 Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами Погрузочная тележка 24 месяца 18 месяцев 7 Вино плодовое «Дачное» 0,5 Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами Погрузочная тележка 8 месяцев 6 месяцев Хлеб Двинский в/у 0,4 Приемочная ТТН Кач.уд. 10 мин Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами Контейнер, стол 96 часов 72 часа 8 Мясо мор.ц/бр Приемочная ТТН Кач.уд., вет. свидетельство 10 мин Органолептические, сопоставление с сопровод. документами Весы, погрузочная тележка 240 суток 200суток
Приобнаружении в процессе приемки недостачи в магазине №39 ОАО «Витебские продукты»зав. секцией останавливает дальнейшую приемку, а поступившую партию товарахранит отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечивая ихполную сохранность. О выявлении недостачи также составляется акт за подписьюзав. товарной секцией магазина №39 ОАО «Витебские продукты»: по скоропортящимсятоварам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным — не позднее 24 ч,направляется поставщику по средству срочной связи (телефону) вызов-уведомление.В нем указываются наименование товара, номер товарно-транспортной накладной,характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.
Навыявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняютсявсе пункты. Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается вакте. Акт подписывает зав. секцией.
Втаблице 3.3 представлен анализ несоответствия количества и качества товаров,выявленные при приемке в магазине №39.
Таблица3.3 — Анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные приприемке в магазине №39Акт (номер, дата составления) Наименование товара Участники приемки Поставщик Причина несоответствий товара Способ разрешения конфликтной ситуации По количеству По качеству 1 №4 от 10.01.2010 Колбаса вар. «Молочная» 1.Зав.секц. 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор ОАО «ВМК» На разрезе неоднородная консистенция, с добавлением шпика Возврат поставщику по ТТН 2 №31 от 15.02.2010 Вино плодовое «Дачное» 0,5
1.Зав.магаз. 2.Зав.секц.
3.Водитель-экспедитор ОАО «Витвин»
Недостача
1 ящика Доставка недостающего товара 3 б/н от 16.03.2010 Крем творожный 5% с ванил. 1.Зав.секц. 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор ООО «ВитебскБеллактТорг» Отсутствует дата изготовления Возврат товара поставщику по ТТН 4 б/н от 20.03.2010 Мин.вода «Минская-4» 2л 1.Зав.секц. 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор ОАО «МЗБН» Производственный брак 2-х бутылок Возврат товара поставщику по ТТН
Актприемки товаров утверждается зав. магазином №39 ОАО «Витебские продукты» обычнов день его составления.
Одновременнос приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству.
Товары,поступившие в исправной таре, в магазине принимаются по качеству икомплектности сразу же, вместе с приемкой по количеству.
Приемкапо качеству в магазине осуществляется также зав. товарной секцией всоответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а такжепо сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификаты соответствия,удостоверения о качестве, ветеринарные свидетельства и т. д.) (приложение Е).Не принимаются товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации);товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиеническойрегламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке.
Приобнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительныхдокументов зав. товарной секцией приостанавливает приемку и обеспечиваетусловия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Некачественный товаризолируется от имеющихся в магазине однородных товаров. Зав. товарной секцией магазина№39 также уведомляет поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и привыявлении количественного расхождения.
Скрытыепроизводственные дефекты, обнаруженные продавцами магазина №39 позже,(например, некачественные продукты, производственный брак и т.д.) актируются (приложениеЖ). Акт о скрытых недостатках составляется в течение гарантийного срока. Акт оскрытых недостатках товара, гарантийный срок на который исчисляется с моментаего продажи через розничную торговлю, может быть составлен и в период хранениядо его продажи.
Вдень окончания приемки составляется акт определенной формы. Он подписывается зав.товарной секцией и заведующей магазином №39 ОАО «Витебские продукты».
Такимобразом, в целом приемка товаров в магазине №39 ОАО «Витебские продукты»соответствует требованиям нормативных документов по срокам и процедуре приемки.
3.2 Хранение и подготовкатоваров к продаже в магазине
Принятыйпо количеству и качеству товар грузчиками магазина №39 перемещается в зоныхранения для создания необходимого размера товарных запасов.
Процессхранения включает следующие операции:
1) размещениетоваров на хранение;
2) укладка в местаххранения;
3) созданиесоответствующих режимов хранения;
4) наблюдение иподдержание условий хранения.
Вмагазине №39 отведено достаточное количество помещений для хранения товаров.
Втаблице 3.4 представлен анализ организации хранения товаров в магазине №39.
Таблица3.4– Анализ организации хранения товаров в магазине №39Помещение для хранения товара, S Наименование товара Режимы хранения Способ Соблюдение условий Оборудование Документ, их определяющие Норматив Фактически Упаковки товара Хранения товара Для хранения товара Для создания режимов
1 Склад №1,
30м2 Водка СТБ 978-2003
От+15 до+300С
+200С п/эт. ящики штабельный соблюдаются поддон термометр
2 Склад №2,
27м2 Мука СТБ 1666-2006
Не более 250С
+200С п/эт. упаковка штабельный соблюдаются поддон Термометр, гигрометр
3 Склад №3,
21м2 Печенье ГОСТ 24901-89
От+5 до+180С
+180С Картонные коробки стеллажный соблюдаются стеллаж Термометр, гигрометр
4 Склад №4,
18м2 Спички ГОСТ 1820-2001
От+15 до+300С
+200С Картонные коробки стеллажный соблюдаются стеллаж Термометр, гигрометр
5 Склад №5,
27м2 Сок СТБ 962
От+15 до+300С
+200С Деревянные ящики штабельный соблюдаются поддон термометр
6Холодильная камера №1, 15м2 Молоко СТБ 1746-2007
От-2 до+40С
+20С п/эт ящики штабельный соблюдаются поддон термометр
7Холодильная камера №2, 15м2 Огурцы свежие ГОСТ 1726-85
От+10 +140С
+100С Картонные коробки стеллажный соблюдаются стеллаж термометр
8Низкотемпературная камера №1.
6м2 Мороженое СТБ 1467-2004
Не выше -180С
-160С Картонные коробки стеллажный соблюдаются стеллаж термометр
9Холодильная камера №2, 15м2 Мясо цып.-бр. мор ГОСТ 25391-82
Не выше -120С
-80С п/эт. ящики штабельный соблюдаются поддон термометр
Передтем, как отправить товары на хранение, продавцам магазина необходимо принятьрешение, отправить ли товар на склад или сразу в торговый зал магазина. Сразу вторговый зал магазина отправляются скоропортящиеся товары, алкогольные напиткии другие наименования товаров, на которые высокий спрос и которые в данныймомент отсутствуют в продаже (т. е. ранее были раскуплены). Таким образом,товары хранятся как в специальных помещениях, так и непосредственно в торговомзале.
Ворганизации хранения принимают участие грузчики, продавцы, зав. товарнымисекциями. Контролирует данный процесс зав. магазином.
Какуже было отмечено, принятые товары помещают в специально приспособленные дляхранения помещения. Товары, внутри данных помещений (холодильников и складов),группируются по признаку однородности режима хранения, определяемомуфизико-химическими и биологическими свойствами товаров. Внутри таких групптовары размещаются по ассортиментному признаку (мука — крупа, сахар — кондитерскиеизделия, и т. д.).
Закаждой товарной группой в холодильниках и складах магазина закрепляютсяпостоянные места хранения (площадки, стеллажи, полки). Адресность храненияобеспечивает оперативное управление товарными запасами магазина и соблюдениеочередности продажи с учетом времени хранения товаров в магазине иустановленных сроков реализации.
Технологияхранения в магазине предполагает использование оптимальных способов укладкитоваров с позиции эффективного использования отведенных площадей и торгово-технологическогооборудования. При определении способа укладки работники магазина учитываютследующие основные факторы:
o упаковка и видтары;
o количествотоваров, подлежащих хранению.
Заведующиймагазином №39 ОАО «Витебские продукты» контролирует соблюдение своимиподчиненными режима хранения товаров, который характеризуется определеннымитребованиями к температуре, влажности воздуха и санитарно-гигиеническимусловиям.
Таким образом,торгово-технологический процесс в области хранения товаров организованудовлетворительно: соблюдаются требования нормативных документов по хранениютоваров, не допускается их порча, организован процесс управления запасами.
Вторговый зал магазина товары поступают полностью подготовленными к продаже.Подготовка товаров к продаже в магазине №39 включает ряд операций по доведениютоваров до полной готовности для продажи покупателям.
К основнымподготовительным операциям в магазине для всех товаров относят:
· распаковку;
· сортировку;
· проверкуправильности маркировки;
· приданиетоварного вида, перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров.
Распаковка— это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочныхматериалов. В магазине происходит силами продавцов и грузчиков на этапевыгрузки товаров и отправки их на хранение.
Сортировка- предусматривает группировку товаров по ассортиментным признакам; такжепроисходит на этапе отправки на хранение.
Маркировкавключает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, егоартикула, сорта, цены. Данная операция в магазине происходит посредствомспециальных маркировочных пистолетов, как правило, в помещение складов или всамом торговом зале.
Пополнениеторгового зала магазина товарами со складских помещений производится ежедневнов начале рабочего дня и тогда, когда в этом есть необходимость (заканчиваетсятовар). Эти функции выполняют: зав. секцией, продавцы, грузчики. Запас не скоропортящихсятоваров, размещенный в торговом зале обычно соответствует дневной нормереализации. Скоропортящиеся товары доставляют в торговый зал продавцами израсчета на 4-5 часов торговли ими.
Анализорганизации подготовки товаров к продаже в магазине №39 представлен в таблице 3.5.
Таблица3.5 — Анализ организации подготовки товаров к продаже в магазине №39Наименование товара Персонал, осуществляющий подготовку товаров к продаже Помещения, в которых производится подготовка товаров к продаже Оборудование, инструменты и приспособления, используемые при подготовке товаров Подготовительные операции, осуществляемые с товаром общие специальные 1 Крупа гречневая весовая Укладчик-упаковщик Фасовочная Весы, совок, маркировочный ярлык, упаковочный материал Распаковка, маркировка, упаковка, перемещение в торговый зал Взвешивание 2 Сыр Продавец Рабочее место Доска для нарезки сыра, весы, нож, маркировочный ярлык, упак. материал Распаковка, маркировка, упаковка Нарезка, взвешивание 3 Капуста свежая Продавец Подсобное помещение Нож Распаковка, придание товарного вида, перемещение в торговый зал 4 Сахар фасованный Продавец Рабочее место Распаковка, придание товарного вида, маркировка 5 Свекла маринованная 0,5 ст/банка Продавец Рабочее место Ветошь Распаковка, придание товарного вида, маркировка
3.3Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина
Размещениекаждой товарной группы в магазине №39 происходит в соответствии с местомрасположения того или иного отдела, реализующего товар данной товарной группы,а отдельные виды товаров – внутри группы.
Воснову размещения товаров положен традиционный подход. Данный подходпредполагает, что площадь, отводимая под товар, должна быть пропорциональнаобъемам его продаж. Так же учитываются: прибыль, получаемая от реализациитовара; запас товаров в торговом зале; необходимость поддержания желаемогонаправления движения покупательских потоков; места расположения входов ивыходов.
Размещениетоваров представлено на схеме торгового зала (приложение И).
Важноезначение в организации обслуживания покупателей имеет и выкладка товаров,которая в современных условиях является не только частью технологическогопроцесса, но также выступает действенным средством стимулирования продаж, можетявляться элементом образа предприятия и постоянной составляющей культурыобслуживания. Под выкладкой товаров, следует понимать определенные способыукладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала.
Вмагазине №39 товары реализуются в основном традиционным методом обслуживания,за исключением хлебобулочных изделий и бакалейных товаров, которые реализуютсяметодом самообслуживания.
Вотделах с традиционным методом обслуживания используется как товарная, так идекоративная выкладка, она применяется для оформления витрин и позволяетпривлечь покупателя.
Вотделе, где товар реализуется методом самообслуживания, используется товарнаявыкладка вертикальным и горизонтальным способом. Вертикальная выкладкаобеспечивает хорошую обозримость товаров, что позволяет покупателям быстроориентироваться в ассортименте и совершать покупку. При горизонтальном способеопределенный товар занимает одну или две полки, которые находятся в поле зренияпокупателей.
Анализвыкладки товаров на торговом оборудовании приведен в таблице 3.6.
Таблица3.6 — Анализ выкладки товаров на торговом оборудовании в магазине №39Наименование товара Вид выкладки Оборудование на котором выкладывается товар Способ выкладки Критерий, положенный в основу выкладки Преимущества выкладки Недостатки выкладки 1 Сок, плодоовощная консервация Товарный Горки пристенные Вертикальный
1 производитель
2 размер упаковки
3 вкус Хорошая обозримость товара Нелегко сравнить цену, может привести к исчерпанию товара 2 ликеро-водочные изделия, пиво, напитки Товарный Горки пристенные Вертикальный
1 производитель
2 размер упаковки
3 вкус Хорошая обозримость товара Нелегко сравнить цену, может привести к исчерпанию товара 3 бакалейные товары Товарный Горки пристенные Вертикальный
1 производитель
2 размер упаковки
3 вкус Хорошая обозримость товара Нелегко сравнить цену, может привести к исчерпанию товара 4 Колбасные изделия Декоративный Холодильная витрина
1 Производитель
2Ассортимент 5 Хлебо-булочные изделия Товарный Горки пристенные горизонтальный
1 Производитель
2 Ассортимент
3 наличие упаковки
1 Удобство при отборе
2 эффективное использование торгового оборудования
Дляуспешной работы размещение и выкладку целесообразно планировать заранее, этопозволяет сэкономить время покупателей при выборе товаров. Для этого в магазине№39 за определенными товарами «закреплено» место выкладки. На рисунке 3представлена планограмма молочных товаров.
Планограмма– это схема (рисунок, фотография), определяющая место, расположение и способпредставления каждой товарной единицы на торговом оборудовании.
/>
Рисунок3 – Планограмма молочных товаров
Такженемало важно правильно и грамотно расставить ценники. Ценник должен хорошочитаться, его расположение не должно вызывать сомнения относительно того, ккакому товару он относится. При этом необходимо, чтобы размер ценникасоответствовал габаритам товара и не закрывал его. Эти простые принципыпозволяют существенно повысить объем продаж. Администрация магазина и продавцыконтролируют правильно ли установлены ценники, однако из-за широкогоассортимента некоторых товаров не получается расставить ценники под каждымвидом, что затрудняет процесс выбора и вызывает недовольство покупателей.
Однакоиз-за отсутствия, на мой взгляд, специалистов в данной области, недостаточногоколичества работников, выкладка товаров не всегда удовлетворительна.
Новсе-таки главным в магазине является товар: его ассортимент, а потом ужеразмещение и грамотно расставленные акценты. Если товар неинтересный,некачественный, не имеет своего «лица», то все Ваши усилия по оформлениюторгового зала, увы, будут напрасны.
3.4 Организация продажитоваров и дополнительное обслуживание покупателей
Вмагазине №39, как уже отмечалось ранее, товары реализуются в основномтрадиционным методом обслуживания, за исключением хлебо-булочных изделий ибакалейных товаров, которые реализуются методом самообслуживания.
Традиционныйметод розничной продажи (продажа через прилавок) – это метод, при которомпродавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускаеттовар.
Черезприлавок в магазине №39 осуществляют продажу следующие отделы: «Мясо», «Рыба»,«Молоко», «Колбаса», «Овощи», «Кондитерский», «Вино-водочный», «Кафетерий».
Недостаткиданного метода:
1) включает многоопераций (более затратный);
2) замедляетсяобслуживание (низкая пропускная способность);
3) есть вероятностьобразования очереди;
4) существенныезатраты на персонал.
Крометого, так как продавец осуществляет весь процесс обслуживания, он долженобладать высоким профессиональным уровнем.
Преимуществаданного метода:
1) обеспечиваетсохранность товаров;
2) болееквалифицированные консультации.
Самообслуживание— метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе идоставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.
Технологиюпокупки товара при этом методе продажи можно уместить в следующую логическую,упрощенную схему:
1.Покупатель заходит в торговый зал (получает инвентарную корзину или тележку,оставляет свои вещи в камере хранения);
2. Вторговом зале покупатель выбирает нужный ему товар, складывает его в корзину;
3.При необходимости покупатель получает консультацию у продавца, необходимую длявыбора товара;
4.Далее покупатель проходит к кассе и расплачивается за товар.
Оплататоваров производится в форме наличного и безналичного расчета (пластиковые,дебетовые и кредитные карты) в установленном порядке. В магазине №39 установленследующий порядок расчета с покупателем:
· кассир или продавец, получающийденьги, четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду упокупателя;
· печатает чек на контрольно-кассовомаппарате;
· объявляет сумму причитающейсяпокупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
· после окончательного расчета кладетполученные деньги в кассовый ящик.
Навыдаваемом покупателю чеке магазина №39 ОАО «Витебские продукты» отражаютсяследующие реквизиты:
1) наименованиеорганизации;
2) идентификационныйномер организации-налогоплательщика;
3) заводской номерконтрольно-кассовой машины;
4) порядковый номерчека;
5) дата и времяпокупки;
6) стоимость покупки.
В концесмены зав. секцией, при возврате денег, составляется «Акт о возврате денежныхсумм покупателем по неиспользованным кассовым чекам», где перечисляются номераи суммы каждого чека. После этого чеки погашаются, наклеиваются на лист бумагии вместе с актом сдаются в бухгалтерию.
Сумма поакту на возвращенные покупателями чеки заносится в журнал кассира-операциониста.По прибытии инкассатора (по графику прибывает до закрытия магазина), зав.секциеймагазина подготавливает денежную выручку, которую сдает по приходному ордерунепосредственно инкассатору банка.
Контрольныеленты, журнал кассира-операциониста и другие документы, подтверждающиепроведение денежных расчетов с покупателями, хранятся в сейфе зав. магазина втечение сроков, установленных для первичных учетных документов. Ответственностьза обеспечение хранения названных выше документов несет зав. магазином №39.
Дополнительные услуги
Одним из направленийповышения культуры торговли является оказание дополнительных услуг, оказываемыхпокупателям.
Услуги, оказываемыемагазином №39:
· дополнительная и полная информация отоварах;
· прием предварительных заказов наизготовление тортов;
· продажа продукции собственногопроизводства и напитков в розлив;
· проведение акций на некоторые товары.
К основным недостаткаморганизации торгово-технологического процесса в магазине №39 можно отнести:
o используемый традиционныйметод обслуживания покупателей;
o разгрузка товаровпроизводится в ручную, что тормозит скорость торгово-технологического процесса;
o выкладка товаровв магазине №39 ОАО «Веста», как торгово-технологический процесс, нуждается всовершенствовании;
o отсутствиекондиционеров;
o отсутствиеавтостоянки.
4 Рекомендации по совершенствованиюторгово-технологического процесса в магазине №39 ОАО «Витебские продукты»
Как ужебыло отмечено, к основным недостаткам торгово-технологического процессамагазина №39 ОАО «Витебские продукты» можно отнести следующие:
o используемыйтрадиционный метод обслуживания покупателей;
o разгрузка товаровпроизводится в ручную, что тормозит скорость торгово-технологического процесса;
o выкладка товаровв магазине №39 ОАО «Веста», как торгово-технологический процесс, нуждается всовершенствовании;
o отсутствиекондиционеров;
o отсутствиеавтостоянки.
Первым иосновным недостатком является используемый традиционный метод обслуживания покупателей.
Оптимальный и болеепрогрессивный, на мой взгляд – метод самообслуживания, так как покупательосвобождается от необходимости общения с продавцом, покупателю предоставленаполная свобода в выборе товара, предлагаемый ассортимент значительно шире посравнению с продажей через прилавок, снижение затрат времени покупателей насовершение покупок, повышается эффективность функционирования магазина.
Для устранения второгонедостатка необходимо приобретение специальных механизмов (приспособлений) длямеханизации разгрузочных работ, что позволит значительно повысит эффективностьданной операции, эффективность (скорость) приемки товаров, что, в свою очередьвысвободит время работников магазина, которое можно будет использовать для устранениятретьего недостатка – неудовлетворительной организации выкладки товаров.
Одним из важнейшихспособов повысить и усовершенствовать торгово-технологический процесс вмагазине №39 является внедрение практических положений мерчандайзинга,касающихся продовольственных товаров. Это понимает и руководство ОАО «Витебскиепродукты», уже многое сделано в этом направлении. Однако, до сих пор не существуетединых стандартов и методов выкладки продовольственных товаров, не введенадолжность мерчандайзера, которую в основном выполняют обычные продавцы безсоответствующей подготовки.
Предложения по улучшениюторгово-технологического процесса и выкладки товаров в магазине №39:
1. Ввести должность мерчандайзера.
Главныепринципы современного мерчандайзинга:
1. Формированиеи постоянное поддержание партнерских отношений между производителями,фирмами-посредниками и торговыми предприятиями.
2. Созданиев торговом зале необходимых условий облегчающих нахождение товара истимулирующих дополнительные покупки.
3. Постоянноесовершенствование рекламы, грамотное расположение товаров на полках иподдержание их необходимых запасов.
Какпривлечь внимание покупателя (за счет чего можно увеличить продажи):
o яркого цветовогооформления упаковки товара;
o направленного света,позволяющего лучше увидеть значимые для покупателя детали и выделяющего данныйтовар на фоне других; расположения товара в точках, где перемещается большая частьпокупателей;
o аккуратной выкладкитовара на полках или специальном оборудовании с рекламным сопровождением и правильнооформленными ценниками;
o расположениярядом с дорогими дешевых товаров, что обеспечивает
увеличениеих продаж за счет контраста цен;
o удобно оборудованноедля покупателя торговое место повышает частоту покупок;
o использованиемузыки, цветочных ароматов, запаха свежеиспеченного хлеба, дегустаций,презентаций, лотерей, акций продажи товара по сниженным ценам.
2.Правильное расположение товара на полках.
Размещениетовара в магазине. При размещении товара в магазине необходимо учитыватьследующие моменты:
• расположениеточки продажи в самом магазине;
• расположениетовара относительно движения покупательского потока;
• расположениетовара относительно товаров конкурирующих марок;
•объем, занимаемый товаром на стеллаже (количество фейсингов лицевая частьупаковки товара);
• расположениеразличной продукции производителя относительно друг друга на стеллаже.
Сучетом вышеперечисленных пунктов составляются «Стандарты выкладкипродукции» для каждой категории торговой точки. Эти стандарты составляютсяспециалистом по мерчандайзингу. Так, например, при перемещении товара с нижнейполки стеллажа на уровень глаз его объем продаж может возрасти в 2 раза.Притом, что место расположения товара • это только один из факторов, которыйучитывается в «Стандарте выкладки продукции».
ВРоссии и наиболее «раскрученных» на сегодняшний день маркетах Беларусиразмещение товара в магазинах зависит от администрации магазинов. Поэтомусотрудникам необходимо быть коммуникабельным и уметь договариваться сдиректорами и товароведами о размещении своего товара на приоритетных позициях.При перемещении товара с нижней полки на уровень глаз мы можем получить увеличениеобъема продаж на 80 %.
Сотрудникидолжны знать правильность заполнения и размещения ценников. Ценник долженрасполагаться таким образом, чтобы покупатель мог узнать цену товара бездополнительных консультаций с продавцом магазина. Обычно ценник размещается вспециальном месте (фризе полки), непосредственно под товаром. Правильноеразмещение ценника увеличивает объем покупаемого товара на 5-7 %.
Маркии упаковки, которые пользуются наибольшей популярностью у покупателей,необходимо всегда иметь на полках, следовательно, закупки у поставщиков должныпроизводиться пропорционально продажам. Более того, товары должны заниматьместо на полках в соответствии с уровнем продаж. Это необходимо для того, чтобыизбежать ситуации отсутствия наиболее продаваемых товаров.
3. Какувеличить продажи на нижних полках. Несмотря на то, что нижние полки считаютсянаихудшим местом расположения товаров, многие покупатели привыкли видетьопределенные товары именно там. Поэтому, чем тяжелее товары и чем больше ихупаковка, тем лучше они раскупаются с нижних полок, и, одновременно, такоерасположение товаров в торговом зале упрощает проблему их хранения. Дешевыетовары массового спроса и полезные мелочи также привычно для покупателей должныбыть расположены на нижних полках.
4. Чтои как продавать на верхних полках. Верхние полки в основном используются длятоваров с высокой наценкой и низкой оборачиваемостью. Как правило, эти товарывысокого качества, имеющие красивый внешний вид. Здесь выгодно размещатьтовары, пользующиеся внутримагазинной рекламной поддержкой. При этом, эффект отиспользования рекламных материалов тем выше, чем ближе они расположены ктовару.
Отличнопривлекают покупателей красивые плакаты, расположенные на торцах стеллажейвначале каждого их ряда. Здесь же должны звать клиента сообщения об акциях искидках на товары данного ассортимента.
Новсе усилия производителей могут пропасть даром, если в магазине товарпредставлен недостаточным числом рядов на полке и он теряется в общей массе.Зависимость показателей продаж от количества рядов выкладки товаров может бытьописана следующей схемой (таблица 4.1).
Таблица4.1 — Зависимость показателей продаж от количества рядов выкладки товаровКоличество рядов выкладки товара 1 2 3 4 5 Показатель продаж, % 100 154 186 204 214
Даннаясхема получена на основе анализа эффективности использования магазинамиреспублики различных видов торгового оборудования.
Всреднюю часть торгового зала, где делается немного покупок, клиентов необходимозвать:
• рекламнымиплакатами, закрепленными под потолком или на верхних полках и видными со всехсторон;
• посредствомуказателей на стенах в виде стрелок, внутри которых содержится информация, направляющаяинтерес покупателей к конкретным товарам;
• использованиемнаклеек на полу, направляющих стопы трудящихся к товарам-новинкам и товарам,продающимся в рамках акции по сниженным ценам.
Войдяв эту зону, покупатель должен увидеть не только данные товары, но исопутствующие им, расположенные в непосредственной близости. Но тормозить ихнадолго и мягко подталкивать к покупке могут самые дешевые товары,расположенные на больших столах или вертушках.
5. Размещениерекламы в торговом зале. Примерно 65 % решений о покупках принимается людьминепосредственно в торговой точке. Поэтому очень важно следить за правильнымразмещением рекламных материалов. Существует несколько общих правил, которымипользуются практически все компании, когда устанавливают стандарты размещениясвоих рекламных материалов:
• должнынаходиться непосредственно около точки продажи указанного товара либо по ходу кней;
• должныбыть хорошо видны покупателю;
• должныбыть актуальными (материалы конкретной рекламной кампании устанавливаются в началепроведения кампании и изымаются по ее окончании).
Цельразмещения рекламных материалов — напомнить покупателю о том, что в данноммагазине он может приобрести данный товар. Когда один и тот же рекламныйматериал долгое время находится около точки продажи, покупатели перестаютобращать на него внимание.
Трехсекундныйтест или почему люди покупают ЭТО.
Ученымидоказано, что если внимание человека что-либо привлекло в течение 3 секунд, тоон легко втягивается в процесс дальнейшего его изучения, сравнения и достаточнолегко решается на покупку. Поэтому огромное значение имеют дизайн товара,информативность и удобство упаковки, а также её цвет.
Принедостаточно эффектной упаковке или дизайне товара этот недостаток можновосполнить размещением четкой и понятной информации о достоинстве товара,размещенной на плакате рядом с ним, что поможет облегчить процесс принятиярешения о покупке. При этом товар для покупателя перестает быть обезличенным — одним из многих, но приобретает большую значимость, полезность, ценность.
6. Торговыйзал: как расставить и продать, (направления движения покупателей).
o 80-90%покупателей обходят все точки продажи, расположенные по периметру торгового залаи лишь 40-50% покупателей обходят внутренние ряды.
o 7 "горячих" мест продажи — правая сторона от входа — начало потока покупателя(когда корзина или тележка еще пуста), зоны продажи хлебных изделий, мяса,рыбы, овощей, молочной продукции и зона касс.
Нарисунке 4 показана зависимость продаж от движения покупателей, т.е. процентпокупателей, который, приходится на каждый квадрат.
/>
Рисунок4 — Зависимость продаж от движения покупателей
Оченьважно определить первое направление, которое выбирает покупатель, войдя вмагазин, так как лучшим местом для расположения товара является то, котороепервым попадается на глаза только что вошедшему в магазин покупателю.Существует 4 причины того, почему товар должен располагаться как можно раньшена пути движения покупателя:
■Тележка покупателя еще относительно пустая, и покупатель не беспокоится о том, какбы не повредить какую-нибудь покупку, положив на нее относительно тяжелуюупаковку, или сделать тележку слишком тяжелой и не удобной в управлении.
■Покупка некоторых товаров является импульсной. Желание покупателя купить что-тонезапланированное наиболее сильно именно в начале движения покупателя помагазину.
■Если товар расположен дальше по движению покупателя, чем конкурентный, то естьвероятность, что покупатель успеет купить товар конкурента прежде, чем заметитваш.
■Самое важное то, что денежные средства покупателя, рассчитанные на покупки,ограничены. В начале движения по магазину он имеет 100%
■Суммы, предназначенной для совершения покупки. Чем больше товаров в тележке,тем меньше денег у него остается. Если товар располагается дальше, покупательможет не купить его только потому, что не будет уверен в том, хватит ли у негона это денег.
Околокасс покупатель проводит время в очереди и ничем не занят. Поэтому зона кассявляется привлекательной для тех товаров, которые чаще других покупаются подвоздействие импульса (жевательные резинки, сладости, напитки и т.д.)
Такимобразом, при расположении основных и дополнительных точек продажи какого-либо товара,необходимо задумываться о поведении покупателей в торговой точке, существующемрасположении оборудования и конкурентов в зале, а также идти на нестандартныерешения. Правильно размещенный товар всегда будет давать производителю и магазинумаксимальную выгоду.
7. Торговый зал: как расставить и продать, (направления движенияпокупателей).
Еслипроследить путь покупателя в небольшом торговом зале, то можно отметитьсуществование так называемого «золотого треугольника» -площади,расположенной между входной дверью, кассой и самым ходовым товаром в магазине(рисунок 4.2).
/>
Рисунок5 – Золотой треугольник
Известно,что все места продажи в торговом зале можно разделить на основные идополнительные.
Основноеместо продажи — это место, где представлены все производители данной товарнойгруппы.
Дополнительныеместа продажи увеличивают вероятность покупки товаров. Они являются эффективныминструментом повышения продаж, т.к. позволяют увеличить количество импульсныхпокупок и организуются для:
■товаров импульсного спроса
■товаров с высоким оборотом
Расположениепо отношению к основным местам продажи.
Дополнительныеместа продажи необходимо располагать отдельно от основных, и друг от друга. Надополнительных местах продажи необходимо располагать самые продаваемые позициитоварной группы. В этом случае вероятность импульсных покупок значительноповышается.
8.Замедлениедвижения покупателя.
Покупательне успевает заметить и захотеть купить какой-либо товар, когда переходит отсекции к секции, поэтому необходимо замедлить скорость движения покупателя вмагазине. При этом нужно не уменьшать проход, а сузить его в середине или напересечениях с другими проходами. Часто для сужения прохода используются:дисплей, декоративная колонна, стойка с плакатом
Менееочевидный, но не менее эффективный способ замедления движения покупателя вмагазине — это использование музыки. Медленная спокойная музыка создает болеерасслабляющую атмосферу в магазине, побуждая покупателей не спешить иоставаться в магазине.
Такимобразом, реализация предложенных рекомендаций позволит значительно увеличитьобъем продаж, а значит и торгово-технологический процесс.
Улучшение климата вмагазине посредством установки кондиционирующего оборудования.
В условиях сегодняшнейжесткой конкуренции, среди торговых организаций города, приоритетной цельювидится в «заботе о покупателе». По мнению Джона Шоула, сервис — просто находкадля компании в эпоху жесткой конкуренции. Самые успешные компании сделалиставку на сервис, а не на цены. Действительно: конкурентные цены привлекаютпокупателей, но не клиентов, поэтому эффективны на кратком промежутке времени ине могут рассматриваться как долгосрочная стратегия. Поставив заботу опокупателях во главу угла возможно создание эффективных корпоративных видений, системыценностей, организации и культуры. С заботы о покупателе начинаются успешныекорпоративные стратегии, инновации, создание эффективных систем управлениябизнес-процессами и конкурентных стратегий. В результате из здорового корнявырастает здоровое дерево. Необходимо перейти от отношений покупатель-продавецк партнерским отношениям с покупателем, стать неотъемлемой частью его жизни.
В действительности, делаяставку на неценовые методы конкуренции, фирма выигрывает в перспективе.
С целью определениянаправлений получения выигрыша при неценовой конкуренции было проведеноанкетирование покупателей одного из крупных магазинов ОАО «Витебские продукты».Покупателям был задан вопрос, есть ли причины, которые могут заставить ихпокинуть магазин, а из предложенных вариантов ответов были неприятный запах,плохое обслуживание и неудовлетворительный температурно-климатический режим. Былоопрошено 50 покупателей магазина № 39 ОАО «Витебские продукты».
В результате анкетированиявыяснилось, что магазин ОАО «Витебские продукты», находящийся вблизи других торговыхобъектов, имеет серьезный недостаток – неудовлетворительный температурныйрежим, что в том числе приводит к преждевременной порче продуктов питания, атак же сказывается на работе обслуживающего персонала.
Маркетологи говорят, чтодовольный потребитель приводит с собой в следующий раз двоих, а недовольныйуводит двадцать потенциальных покупателей.
Лучший способ устранить неудовлетворительныйтемпературно-климатический режим – установить кондиционеры.
Отсутствие автостоянкиоколо магазина также отрицательно сказывается на товарообороте магазина. Такпроезжавшие мимо потенциальные покупатели припаркуют свой автомобиль у другогомагазина.
Заключение
Такимобразом, в основу организации технологических процессов положены товарныепотоки, в отличие от логистики, которая, кроме того, оптимизирует финансовые иинформационные потоки и затрагивает несколько звеньев процесса товародвижения.Под товарным потоком в магазине понимается движение товаров от момента ихпоступления в магазин до вручения проданного товара покупателю. Технологическийпроцесс включает такие операции, как: разгрузка, приемка товаров по количествуи качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка вторговом зале магазина и др.
Приемкатоваров в магазине №39 ОАО «Витебские продукты» является важной составнойчастью технологического процесса. Она осуществляется зав. товарной секцией всоответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству исоответствует требованиям нормативных документов по срокам и процедуре приемки.
Принятыепо количеству и качеству товар грузчиками магазина №39 перемещается в зоныхранения для создания необходимого размера товарных запасов. Даннаятехнологическая операция обеспечивает выполнение последующих функций технологическогопроцесса, связанных с организацией рациональной технологии продажи товаров.
Процессхранения товаров в магазине №39 ОАО «Витебские продукты» состоит из четырехосновных операций:
— размещение на хранение;
— укладка в местах хранения;
— создание оптимальных условий хранения;
— текущий уход в процессе хранения.
Ворганизации хранения принимают участие грузчики, продавцы, зав. товарнымисекциями. Контролирует данный процесс зав. магазином.
Таким образом,торгово-технологический процесс в области хранения товаров организованудовлетворительно: соблюдаются требования нормативных документов по хранениютоваров, не допускается их порча, организован процесс управления запасами.
Размещение товаров вмагазине № 39 предполагает распределение ассортимента по всей площади торговогозала с учетом заранее разработанной схемы, которая в свою очередь, связана спланировкой магазина.
Вмагазине №39 товары реализуются в основном традиционным методом обслуживания,за исключением хлебо-булочных изделий и бакалейных товаров, которые реализуютсяметодом самообслуживания.
Дополнительные услуги, оказываемыемагазином №39:
· дополнительная и полная информация отоварах;
· прием предварительных заказов наизготовление тортов;
· продажа продукции собственногопроизводства и напитков в розлив;
· проведение акций на некоторые товары.
Какпоказало проведенное исследование, к основным недостаткамторгово-технологического процесса магазина №39 ОАО «Витебские продукты» можноотнести следующие:
o используемыйтрадиционный метод обслуживания покупателей;
o разгрузка товаровпроизводится в ручную, что тормозит скорость торгово-технологического процесса;
o выкладка товаровв магазине №39 ОАО «Веста», как торгово-технологический процесс, нуждается всовершенствовании;
o отсутствие кондиционеров;
o отсутствиеавтостоянки.
Какойтовар принимается, такой и реализуется покупателям. Было бы неплохо знатькачество продаваемых товаров, чтобы в любых конфликтных ситуациях можно было суверенностью сказать, что наш товар прошел проверку и являетсядоброкачественным. Для этого такие крупные организации как ОАО «Витебскиепродукты» должны приобретать свои лаборатории для оценки качества товара, тогдаможет быть, и производители задумались бы о повышении качества производимойпродукции. Продавая некачественную продукцию, мы теряем покупателя. Насегодняшний день, когда 30% торговых предприятий являются убыточными, мы должныне упустить покупателя.
Первым иосновным недостатком является используемый традиционный метод обслуживания покупателей.
Один из важнейшихспособов повысить и усовершенствовать торгово-технологический процесс вмагазине №39 ОАО «Витебские продукты» — обслуживание покупателей методомсамообслуживания.
Для устранения второгонедостатка необходимо приобретение специальных механизмов (приспособлений) длямеханизации разгрузочных работ, что позволит значительно повысит эффективностьданной операции, эффективность (скорость) приемки товаров, что, в свою очередьвысвободит время работников магазина, которое можно будет использовать для устранениятретьего недостатка – неудовлетворительной организации выкладки товаров.
Одним из способовповысить и усовершенствовать торгово-технологический процесс в магазине №39 ОАО«Витебские продукты», предложенный в 4 части работы, является внедрение практическихположений мерчандайзинга, касающихся продовольственных товаров. Одной изрекомендацией, отмеченной в 4 части работы, было установка кондиционеров и повышениеобщей культуры обслуживания.
Список использованныхисточников
1. Бланк, ИЛ.Торговый менеджмент / И.А. Бланк. Киев, 1997.
2. Большойэкономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики,1999.
3. Виноградова, С.Н.Организация и технология торговли: учебник / С.Н.Виноградова. – Мн.: Высшаяшкола, 2005. -479с.
4. Виноградова, С.Н.Организация коммерческой деятельности: справ, пособие / С.Н. Виноградова [идр.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. Мн., 2005.
5. Голиков, ЕЛ.Торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность / Е.А.Голиков. М., 2004.
6. Глушаков В. Е.Современные методы и приемы мерчендайзинга // Торговый маркетинг. -2006.-№5.
7. Платонов, В.Н.Организация торговли: учеб. пособие / В.Н. Платонов. Мн., 2002.
8. ПохбухчиянцВ.К.Организация и технология проектирования торговых предприятий: В.К. Похбухчиянц– М.1999
9. Похбухчиянц О.В.Технология розничной торговли: Учебник/ О.В. Похбухчиянц – М.: Издательский дом“Дамков и Ко”,2000
10. Панкратов, Ф.Г.Коммерция и технология торговли: учебник / Ф.Г. Панкратов, В.К. Памбухчиянц.-М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1994.-220с
11. Федъко, ВЛ.Упаковка и маркировка: учебно-практическое пособие для вузов / В.П. Федько. М.,2000.
12. Ярцев, А.И.Распределение товаров: учеб. пособие / А.И. Ярцев. Мн., 2002.
13. Бизнес-Планинвестиционного проекта «Развитие ОАО «Витебские продукты» с реконструкцией имодернизацией торговой сети на 2010 год», Л.О. Теслова, г. Витебск,2009.
14. Бухгалтерскийбаланс (форма №1) за2008-2009гг. ОАО «Витебские продукты».
15. Отчет о затратахна производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (форма №5-з)за 2008-2009гг. ОАО «Витебские продукты».
16. Отчет офинансовых показателях (форма №5-ф) за 2008-2009гг. ОАО «Витебские продукты».
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГРАФИК ЗАВОЗА МОЛОЧНОЙПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ОАО «МОЛОКО» в магазин №39 ОАО «Витебские продукты»
ПОНЕДЕЛЬНИК – ПЯТНИЦА 1115 — 1140
СУББОТА 1240 — 1300
ВОСКРЕСЕНЬЕ 1320 — 1350
Примечание: Возможноотклонение от графика завоза в течение часа
ГРАФИК ЗАВОЗАХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРОИЗВОДСТВА РУПП «ВИТЕБСКХЛЕБПРОМ» в магазин №39 ОАО«Витебские продукты»
ЦЕХ №1 210 — 230
1620 — 1640
ЦЕХ №2 330 – 400
1700 — 1730
ПЕКАРНЯ №2 1040 — 1100
Примечание: Возможноотклонение от графика завоза в течение часа.