Содержание
Введение. 3
1. Теоретические основы исследования товарногорынка. 4
1.1. Цели и виды исследования товарного рынка. 4
1.2. Методы исследования товарного рынка. 6
2. Анализ процесса исследования товарного рынка предприятиемООО «Хабаровск- трейд». 10
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Хабаровск-трейд». 10
2.2. Результаты исследования товарногорынка специалистами маркетингового отдела ООО «Хабаровск- трейд». 13
3. Рекомендации посовершенствованию процесса исследования товарного рынкапредприятием ООО «Хабаровск- трейд». 28
Заключение. 32
Список литературы… 34
Приложения. 36
Введение
Разнообразиефункций маркетинга отражает разносторонность маркетинговой деятельности, направленной,в конечном счете, на доведение товара до сферы потребления и на удовлетворениепотребностей покупателей.
Функциональномаркетинг представляет собой иерархически организованную систему управления деятельностьюна рынке, регулирования рыночных процессов и изучения рынка.
Одним избазовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и«предсказуемости» его развития.
Без сбора достоверной информации и последующего его анализа маркетинг несможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается вудовлетворении потребностей покупателей. Сбор информации, ее интерпретацию,оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб ируководства фирмы по их заказу, принято называть маркетинговым исследованием.Маркетинговое исследование играет очень большую роль в процессефункционирования любого торгового предприятия.
В связи с актуальностью целью данной работы является проведениемаркетингового исследования товарного рынка организацией ООО «Хабаровск –трейд».
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть понятие, сущность и задачи маркетинговых исследований
2. рассмотреть методы маркетинговых исследований
3. дать краткую характеристику ООО «Хабаровск — трейд»
4. провести маркетинговое исследование товарного рынка
5. предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговогоисследования товарного рынка ООО «Хабаровск — трейд»
1.Теоретические основы исследования товарного рынка 1.1. Цели и виды исследованиятоварного рынка
Рядспециалистов подходит к понятию «маркетинговое исследование» путем перечисленияосновных его функций, не выявляя его сущности. К ним относится Ф. Котлер,который трактует маркетинговое исследование как систематическое определениекруга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговойситуацией, их сбор, анализ, отчет о результатах [28, с.118]. Отечественныеавторы Е.П. Голубков, А.И. Ковалев повторяют подобную формулировку. А.П.Дубрович перечисляет элементы маркетингового исследования и высказывает мнение,что они имеют целью уменьшение неопределенности, сопутствующей принятиюмаркетинговых решений [13, с.24]. На мой взгляд, более правильна точка зренияИ.К. Белявского, согласно которой маркетинговое исследование – это любаяисследовательская деятельность, направленная на удовлетворениеинформационно-аналитических потребностей маркетинга [4, с.9]. То естьмаркетинговое исследование, продолжая быть составной частью маркетинга,образует самостоятельное научно-практическое направление.
Такимобразом, предметом маркетингового исследования следует считать маркетинговуюдеятельность на рынке, а также рыночные процессы и явления, каким-либо образомс ней связанные.
Цельмаркетингового исследования – создать информационно-аналитическую базу дляпринятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности,связанной с ними [4, с.10].
Множествоцелей, которые ставят перед собой маркетологи или их заказчики можно разбить начетыре легко идентифицируемые группы:
— поисковые — предусматривающие сбор дополнительной информации, проливающие свет на проблемуи помогающие выработать несколько рабочих гипотез для дальнейшего изучения;
— описательные — предполагающие детальное описание отдельных факторов и явлений,а также их взаимосвязей и влияния;
— экспериментальные – состоящие в проверке маркетинговых гипотез о существованиии формах причинно-следственных связей между спросом, с одной стороны, исущественными характеристиками товара (цена, упаковка, имидж и т.п.) и самогопотребителя (возраст, пол, доход, характер и т.п.) – с другой;
— оправдательные – призванные подкрепить объективной информацией ужесформированное мнение, убеждение, позицию руководителя (фирмы) или точку зрения[5, с.259].
Крупноепроизводственное или торговое предприятие может позволить себе иметь в составемаркетинговой службы подразделение, функцией которого будет организация ипроведение маркетинговых исследований. Средние и тем более малые предприятия нерасполагают такими возможностями и либо ограничиваются небольшимиподразделениями в несколько человек, либо прибегают к совмещению профессий,поручая одному из сотрудников, выполняющему какие-либо функции маркетинга,проведение исследовательской работы.
Маркетинговыеисследования подобного рода могут выполняться по заказу и по программепредприятия-заказчика на коммерческих условиях или же самостоятельномаркетинговой фирмой по стандартной программе, рассчитанной на определенныекатегории предприятий. Результаты таких исследований продаются всем желающим.Иногда маркетинговая фирма продает методологию исследования, алгоритмы иприкладные программы [24, с.105].
Грамотное,профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет предприятиюобъективно оценить свои рыночные возможности и выбрать те направлениядеятельности, где достижение поставленных целей становится возможным сминимальной степенью риска и с большей определенностью [13, с.24].
Основные видымаркетинговых исследований:
— первичные(на основе первичной информации)
— вторичные(на основе вторичной маркетинговой информации) 1.2. Методы исследования товарногорынка
Первойзадачей выбора методов проведения маркетинговых исследований, что являетсяначальным этапом разработки плана маркетинговых исследований, являетсяознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на отдельныхего этапах. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее походящийнабор этих методов [9, с.31].
Наиболеешироко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являютсяметоды анализа документов, методы опроса потребителей (всю совокупность которойс определенной долей условностей можно назвать методами социологическихисследований), экспертной оценки и экспериментальные методы [23, с.201].
Главноеотличие методов социологических исследований от экспертных оценок заключается втом, что первые ориентированы на массовых респондентов очень различнойкомпетентности и квалификации, в то время, как экспертные оценки – наограниченное число специалистов-профессионалов. Объединяет эти две группы,прежде всего то, что в обоих случаях для обработки собранных данныхиспользуются одни и те же методы математической статистики.
Другой класс методов, используемых при проведении маркетинговыхисследований, предоставляют экономико-математические методы [10, с.120].
Методы сбора первичных данных
Система сборапервичной информации предусматривает проведение специальных маркетинговыхисследований. Их целью является получение дополнительных данных, связанных срешением конкретных маркетинговых задач.
Основнымиметодами сбора первичных маркетинговых данных являются: опрос, наблюдение,эксперимент и имитационное моделирование [19, с.68].
Опроспозволяет выявить систему предпочтений, на которые ориентируется целевой рынокпотребителей при выборе определенных товаров, оценке различных формобслуживания, покупке изделий различных фирм. Это самый распространенный методсбора данных в маркетинге. Он используется примерно в 90 % исследований.
Прианкетировании опрашиваемый сам письменно отвечает на вопросы в присутствиианкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным илигрупповым. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространеннойформой последнего является почтовый опрос. Анкетирование по почте, как правило,используется при необходимости опроса широкого круга потребителей и предприятийпо большому числу опросов. Для этого применяется особый вид почтовых опросов –панельные, позволяющие получать необходимую информацию с помощью неоднократногоопроса интересующей группы покупателей через равные промежутки времени.
Интервьюированиекак форма опроса предполагает личное общение с опрашиваемым, при котороминтервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно можетбыть прямым (личным) и опосредованным (например, по телефону) [19, с.69].
Научноенаблюдение, используемое в исследовании рынка, понимается как процесс, который:
· служит определенной исследовательской цели;
· проходит планомерно и систематически;
· подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности иточности.
Экспериментомназывается исследование, при котором должно быть установлено, как изменениеодной или нескольких независимых переменных влияет на одну (или многие)зависимую переменную.
Наиболеешироко применяется моделирование, обобщающее, объясняющее и прогнозирующееповедение потребителей. Большинство известных моделей покупательского поведенияпостроено в расчете на интересы отдельных фирм. Зависимые и независимыепеременные этих моделей выражают особенности поведения покупателей в отношенииконкретных товаров в рамках определенных сегментов рынка.
Методы сбора вторичных маркетинговых данных
Можновыделить два основных типа анализа: традиционный, классический иформализованный, количественный (контент-анализ). Существенно различаясь междусобой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяякомпенсировать имеющиеся в каждом недостатки, так как оба, в конечном счете,преследуют одну и ту же цель – получение интересующей маркетолога достоверной инадежной информации.
Традиционныйанализ – это цепочка умственных, логических построений, направленных навыявление сути анализируемого материала с определенной, интересующей исследователяв каждом конкретном случае точки зрения.
Традиционныйанализ позволяет улавливать основные мысли и идеи, прослеживает генезис этихмыслей и идей, выясняет логику их обоснования, взвешивает вытекающие из нихследствия, выявляет логические связи и логические противоречия между ними,оценивает их с точки зрения маркетинговых позиций.
Внешнийанализ – это анализ контекста документа в собственном смысле этого слова и всехтех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению. Цель внешнего анализа –установить вид документа, его форму, время и место появления, кто был егоавтором и инициатором, какие цели преследовались при его создании, насколько оннадежен и достоверен, каков его контекст.
Внутреннийанализ – это исследование содержания документа. По существу вся работамаркетолога направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающеговыявление уровня достоверности и приводимых фактов и цифр, установление уровнякомпетенции автора документа, выяснение его личного отношения к описываемым вдокументе фактам [19, с.66].
Формализованныйанализ. Желание избавиться от субъективности традиционного анализа породилоразработку принципиально иных, формализованных, или, как часто их называют,количественных методов анализа документов (контент-анализ).
Контент-анализ– это техника выделения заключения, производимого благодаря объективному исистематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристиктекста [6, с.292].
2.Анализ процесса исследования товарного рынка предприятием ООО «Хабаровск — трейд» 2.1. Краткая характеристикапредприятия ООО «Хабаровск — трейд»
Основным видом деятельности ООО «Хабаровск — трейд» является розничнаяторговля жалюзи в городе Хабаровске.
Целью деятельности ООО «Хабаровск — трейд» является осуществление коммерческой,посреднической, закупочной деятельности, торговли непродовольственнымитоварами.
Адрес фирмы: г. Хабаровск, ул. Ленина – 23.
Организационная структура предприятия отражена в приложении 1.
Торговая фирма ООО «Хабаровск — трейд» является обществом с ограниченнойответственностью (ООО). ООО — это организационно-правовая форма предприятия.Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместнойхозяйственной деятельности, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размеркоторых определяется учредительными документами, и несущее ответственность пообязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО несутответственность в пределах своих вкладов.
В ООО «Хабаровск — трейд» создан уставный фонд, размер которого составляет713 тыс. руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется засчет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, ипринадлежит его участникам на праве долевой собственности.
Высшим органом управления ООО «Хабаровск — трейд» является собрание участников.В его компетенции находятся вопросы определения главных направленийпредпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов ибалансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии,определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли иопределение порядка покрытия убытков и др.
Исполнительным органом ООО «Хабаровск — трейд» является директор. В его компетенциинаходятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии ихдостижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы,распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.
В 2005 году среднесписочная численностью работников ООО «Хабаровск — трейд» составила 32 человека.
В том числе:
- управленческий персонал - 3 чел.;
- специалисты — 3 чел.;
- рабочие - 21 чел.;
- обслуживающий персонал — 5 чел.
В организации отмечается ростпоказателей отражающих эффективность использования торгового потенциала(таблица 1, приложение 2). Так фондоотдача за рассматриваемый период возрослаот 0,8 руб. до 2,7 руб. в 2003г., увеличилась и материалоотдача за последниедва года.
Рост производительности трудаобеспечен при снижении численности рабочих.
Рост эффективности торговли характеризуети показатели рентабельности.
Рентабельность реализации товаровувеличилась с 5,9% — 2001г. до 9,2 – 2003 г. В то же время уровеньрентабельности продаж не высок и в 2004 г. составил 3,6%. Это свидетельствует онеобходимости выявления резервов увеличения прибыли.
На рассматриваемом предприятии ООО «Хабаровск — трейд» регулярно проводитсявнутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты,так и некоторые исходные данные этого анализа не разглашаются, так какруководство ООО «Хабаровск — трейд» относит эту информацию к коммерческий тайне.
Жалюзи — универсальный товардлительного пользования. Исходя из трехуровневой структуры продукта, жалюзиотносятся к обобщенному продукту. Клиент покупает не просто жалюзи, а защиту отсолнечных лучей и современный интерьер помещения. Жалюзи относятся к товарупредварительного выбора, так как клиент, прежде чем приобретет данный товар,(которым торгует не одна фирма) прежде всего, сравнит цены, ассортимент, скидкидругих фирм, и только после этого обратится с заказом к какой-то фирме.
В среднем компания в день реализует10 м2 жалюзи. В месяц в среднем 300м2 жалюзи, при этом нареализуемые жалюзи дается гарантия на один год.
Фирма работает без выходных. Онасотрудничает в основном с мелкими фирмами и предприятиями, с частными лицамиработает редко. За услуги по установке жалюзи берется до120 рублей, еслистоимость заказа до тысячи рублей и 12%, если стоимость заказа свыше одной тысячирублей, также по желанию клиента здесь можно приобрести накладные карнизы дляжалюзи.
Жалюзи в основном изготавливаются по предварительному заказу клиента в течениеот 3 часов до 1-2 дней. Срок изготовления зависит от объема заказа. Цветовая гаммажалюзи у фирмы «Хабаровск- трейд»- более 100 цветов: от белых до цветных. Восновном заказывают жалюзи светлых расцветок. Наибольшим спросом пользуются белые,бежевые, персиковые цвета. Выбор цвета зависит от интерьера жилого или общественногопомещения, а также от предпочтения клиентом того или иного цвета. Своюдеятельность фирма рекламируют в СМИ. Заинтересовавшихся клиентов фирмаконсультирует как по телефону, так и лично.
2.2.Результаты исследования товарного рынка специалистами маркетингового отдела ООО«Хабаровск — трейд»
Изучениепотребителей
При анализе рынка жалюзи разделимвсех клиентов на группы, и определим признаки, характерные для каждой группы.Цель — установление подробной характеристики клиентов с одинаковыми потребностямии определении способов их удовлетворения. Для составления характеристикипотенциальных клиентов ответим на ряд вопросов, приведенных в таблице 2(приложение 3). В приложении 4 представлена анкета исследования потребителейрынка.
Данная анкета была предложена 325человекам. Из которых 158 были женщины, а остальные 167 человек мужчины. Анкетузаполняли работающие и учащиеся средних и высших учебных заведений. Представимрезультаты ответов анкетирования в виде таблицы. В данной таблице не учитываютсяпотребители, не имеющие собственного дохода: домохозяйки и студенты,находящиеся на иждивении. Таблица 2 «Анализ потребителей по уровню дохода» данав приложении 5. Восьмой и двенадцатый вопросы анкеты проанализируем в отдельныхтаблицах.
По результатам анкетирования самымипользующимися популярностью являются вертикальные жалюзи с центральнойраздвижкой. Это объясняется тем, что данный вид жалюзи наиболее удачносочетается с интерьером гостиных и офисных помещений, и больше подходит дляокон с большим проемом. Частные лица свое предпочтение в виде материала отдалидереву и материалу, пластик занял третью позицию. Большинство из анкетированныхсчитают, что жалюзи больше пригодны для эксплуатации в офисных помещениях.Уровень дохода потребителей данного товара в основном от 1000 до 3000 рублей,при этом студенты и домохозяйки вообще не имеют своих собственных денежныхсредств. Возрастной параметр большей частью приходится на возраст от 28 до 55лет, и потребители данной возрастной категории являются потенциальнымипотребителями. В нашей фирме покупателям больше всего нравятся цены ипредлагаемый нами ассортимент жалюзи, при этом большинство предпочло бы покупатьжалюзи во время сезонной скидки. Оплачивать заказанные или приобретаемые жалюзипредпочитают после приобретения данного товара. Наши потребители желают видетьпобольше ассортимент по тканевым жалюзи. В результате анкетирования выяснилось,что большей частью потребителям среди частных лиц не нравится место расположениянашей фирмы, а также многие желали бы, чтобы размеры скидок был больше. Средианкетированных большая часть пришлась на служащих и среди руководящихдолжностей на руководителей служащих.
Приведем ответы на вопрос девять втаблице 4 (приложение 6) и 5 (приложение 7), среди женщин отведена колонка длядомохозяек, здесь подразумевается, что их мужья являются, предпринимателями,руководителями, служащими.
Чтобы наглядно представить откудаженщины берут информацию, представим процентные данные таблицы в видедиаграммы.
/>
1) от друзей и знакомых;
2) радиореклама;
3) ТВ реклама;
4) прямая почтовая;
5) щитовая реклама;
6) газетная реклама.
Рис. 2. Откуда женщины берут информацию
/>
1) от друзей и знакомых;
2) радиореклама;
3) ТВ реклама;
4) прямая почтовая;
5) щитовая реклама;
6) газетная реклама.
Рис. 3. Откуда берут информациюмужчины
Результаты анкетирования по вопросу №12«Как вы расположите по важности в порядке убывания параметры при выборе жалюзи»покажем в таблице 6
Таблица 6вопрос №13 «Как вы расположите по важности, в порядке убывания, параметры при выборе жалюзи»
Количество человек
(порядок убывания) В процентном соотношении расцветка 102 (1) 31,38 экологичность 22 (5) 6,76 долговечность 19 (6) 5,85 типы размеров 23 (4) 7,08 вид жалюзи 55 (3) 16,93 прочность 16 (7) 4,92 вид материала 88 (2) 27,08 всего 325 100
ВЫВОДЫ: Первое, что хочется сказать,это то, что люди с более высоким уровнем устойчивого дохода с наибольшейстепенью вероятности являются клиентами нашей фирмы, берущий заказы наизготовление жалюзи. В ходе исследования выяснилась интересная тенденция — чемвыше уровень дохода у человека, тем более он «продвинут», европеизирован.Однако показатели по роль ставням из алюминия плачевны. Наиболее вероятно, что- это следствие отсутствия информации о «металлопластике».
Мужчины собираются тратить гораздобольше средств на обновление домашнего интерьера, чем женщины. Объясняется этотем, что именно мужчины принимают окончательное решение по обновлению домашнейобстановки и более информированы о стоимости современных материалов, из которыхизготавливаются жалюзи. Ниже приведенные данные демонстрируют, что мужчинынамного более здраво отдают себе отчет о тех средствах, которые реальнонеобходимы для замены старых штор на жалюзи. Следовательно, именно мужчиныболее актуальны как представители целевой аудитории.
Вообще, мужчины более склонны ксовременным материалам, более «технологизированы», чем женщины, которые болеетрадиционны в своих пристрастиях. Этот интересный факт можно объяснить ибольшей консервативностью женщин, и тем, что мужчинами и женщинами движут, какправило разные мотивы. Если первые более склонны к «демонстрационным жестам»,то вторые намного более озабочены мотивом экологичности и защиты здоровья, ивообще им менее симпатичны «железосодержащие» материалы.
Однако нельзя исключать женщин изполя зрения клиента, ибо, не являясь в большинстве случаев лицом, принимающимфинансовое решение о замене штор (портеров), они оказываются тем звеном,которое принимает принципиальное решение, которое и влияет на мужчин. Поэтому приводиманализ данных по проведенному анкетированию о том, из каких источников черпаютинформацию женская и мужская половина потребителей.
Предпочтения по материалам, изкоторого должны быть изготовлены жалюзи, отдается дереву, гобелену, потомпластику. Что касается возрастных параметров, то значительные суммы наустановку жалюзи готовы вкладывать потребители возрастной группы от 28 до 55лет. Такой результат объясняется тем, что основной характеристикой потребителяданной продукции является определенный (достаточно высокий) уровень дохода.
Еще одна значимая характеристикапотребителя — социальный статус. По итогам анкетирования проведенного ворганизациях и фирмах, основными потребителями жалюзи являются владельцы ируководители предприятий и ведущие специалисты — то есть люди обладающиедостаточно высоким уровнем дохода.
Изучениерынка
Рынку жалюзи в городе Хабаровске нетеще и двух лет. Охарактеризуем структуру рынка жалюзи г. Хабаровска. На рынкежалюзи работают 8 фирм. Помимо торговли жалюзи данные фирмы реализовываютофисную мебель свободной комплектации, пластиковые окна, витражи, входныегруппы, перегородки, алюминиевые двери и двери из натурального дерева,подоконники.
Выявим целевой рынок, при этом будемпользоваться характеристикой клиентов. Потенциальными покупателями жалюзиявляются фирмы, предприятия и частные лица со средним и высоким уровнем дохода.Таким образом, для фирмы «Хабаровск — трейд» по продаже жалюзи весь рынокразделен на следующие группы:
1) жалюзи для фирм и предприятий;
2)жалюзи для частных клиентов(использование в домашнем интерьере).
Данные две группы клиентов являютсясегментами рынка. Эти сегменты являются для фирмы продающей жалюзи целевымирынками.
Данная сегментация помогает найтинашей фирме свой участок рынка, на котором она может проявить себя лучшимобразом. Располагая подробной характеристикой клиентов мы знаем, что им нужнопредложить, по какой цене, какую выбрать рекламу и способ доставки. Сегментацияувеличивает наши шансы предугадать потребности наших клиентов. Выяснив, чтоименно хочет выбранный нами сегмент рынка, мы нацеливаем маркетинг нашей фирмына удовлетворение этих потребностей. В результате позиция фирмы на рынкестановится более прочной. Но есть недостаток: сегментация делает наш бизнесболее дорогостоящим, потому, что приходится расширить ассортимент товаров,предназначенных для разных групп потребителей, это влечет дополнительные усилияи дополнительные маркетинговые издержки.
В данный момент предложение жалюзипревышает спрос, это обусловлено следующими причинами:
1) по экономическим причинам: низкийуровень доходов населения, лишь 20-30% при желании могут приобрести данныйтовар;
2) жалюзи имеют длительный срокэксплуатации;
3) большое количество продавцов,предлагающих жалюзи.
Изучение конкурентов
Место расположения фирм 2,3,4,5 — этоцентр Хабаровска… Месторасположение фирмы 1 не удачное, так как большая частьпотенциальных частных клиентов живет в центральной части города.
Ценовая политика фирм в данный периодвремени полностью зависит от курса доллара, так как жалюзи в основномимпортного производства. В августе был открыт валютный коридор, что мгновенносказалось на цене и объеме продаж данного товара. Цены каждый день меняются всреднем от 21 рубля до 30 рублей за м2. Дальнейшее падение рубляположительно не скажется на деятельности фирм по торговле жалюзи .
Составим таблицу техническихпоказателей (таблица 7, приложение 8).
Типы размеров оценим по десятибальной шкале. Так как все фирмы изготавливают жалюзи по размерам заказчика, топо данному параметру всем фирмам можно дать по десять баллов, кроме фирмы 3, ввиду того, что в данное время эта фирма не принимает заказы на изготовлениегоризонтальных жалюзи.
Данный товар прошел сертификациюкачества и поэтому такой параметр как экологичность также оценим по десятибальной шкале, и, следовательно, каждой фирме дадим по десять баллов.
Долговечность оценим по срокуэксплуатации. У каждой из фирм жалюзи изготовлены из разного материала, исоответственно разный срок их службы. Определим среднюю долговечность жалюзи укаждой фирмы, в соответствии с имеющимся набором жалюзи по виду материала. Таккак жалюзи это товар длительного пользования, то условно зададим срокиэксплуатации следующим образом (условно, потому что данный параметр зависит отмножества факторов, например от условий эксплуатации, от создания новых материалов,от моды и т.д.):
n пластиковые жалюзи — 10 лет;
n жалюзи из материала — 3 года;
n жалюзи из алюминия — 8 лет;
Прочность оценим по десяти бальнойшкале. Для этого, аналогично параметру долговечности, оценим прочность жалюзипо виду материала следующим образом:
n пластиковые жалюзи — 9 баллов;
n жалюзи из материала — 5 баллов;
n жалюзи из алюминия — 10 баллов
Проанализируем таблицу 7
Рассчитаем сложный параметрическийиндекс по каждому параметру по формуле:
/>, (1)
где
I- сводный параметрический индекс потехническим характеристикам;
/> — относительный параметр качества или относительнойхарактеристики;
/> — коэффициент значимости (вес, данной характеристики)
/>, где q- параметр сравниваемой фирмы, а /> — параметры конкурентов.
1) />/>;
2) />10/10*0.07+10/10*0.07+10/10*0.07+10/10*0.07=0.28;
3) />7.25/7*0.06+7.25/7*0.06+7.25/5*0.06+7.25/6.2*0.06=0.27;
4) />10/10*0.07+10/10*0.07+10/10*0.07+10/8*0.07=0.31;
5) />4/3*0.17+4/2*0.17+4/2*0.17+4/2*0.17=1.25;
6) />8.5/8*0.05+8.5/8*0.05+8.5/7.5*0.05+8.5/7*0.05=0.216;
7) />3/3*0.27+3/3*0.27+3/2*0.27+3/2*0.27=1.34.
Проанализируем сводные параметрическиеиндексы. Анализ конкурентоспособности сделаем по трем наибольшим показателямсводных параметрических индексов. Наибольшее значение технологическогопараметрического индекса приходится на параметр — расцветка (3,51), на параметр- вид материала (1,34) и на параметр — вид жалюзи (1,27). Т.е. жалюзи фирмы 1конкурентоспособны по трем ранее названным технологическим параметрам.
Для расчета сводного параметрическогоиндекса по экономическому показателю составим таблицу 8.
Таблица 8 значение параметра Экономические параметры
Фирма 1
фирма «Хабаровск- трейд» фирма 2 салон «ЮСЕАЛ» фирма 3 «Пластконструкция» фирма 4 АО ТМК «Гермес» фирма 5 TRE CoLtd Сводный параметрический индекс.
Цена, $ 9,5 11,8 12 12,5 11,6 3,17
Рассчитаем сводный индекс по экономическомупараметру:
/>где /> — относительный экономическийпараметр,/>-по отдельным экономическим параметрам равен 1.
/>9,5/11,8+9,5/12+9,5/12,5+9,5/11,6=3,17
Проведем анализ конкурентоспособностижалюзи фирмы 1, фирмы «Хабаровск — трейд», по интегральному индексу. Для этогорассчитаем интегральный индекс конкурентоспособности:
/>; />3.51/3.17=1.107
Данный индекс говорит о том, что жалюзифирмы1 конкурентоспособны, т.е. превосходят продукцию конкурентов поассортименту предлагаемых расцветок.
ВЫВОДЫ: По параметру «расцветка» напервом месте стоит фирма 1, фирма «Хабаровск- трейд». По данному параметру даннаяфирма на рынке жалюзи г. Хабаровска является наиболее конкурентоспособной. Повиду материала с ней могут конкурировать фирмы 2,3, по виду изготавливаемыхжалюзи фирма 1 также наиболее конкурентоспособна. По таким параметрам какпрочность, долговечность, экологичность все фирмы имеют приблизительноодинаковые показатели.
Предоставляемые дополнительные услугиу всех фирм одинаковые — это снятие размеров, установка и доставка на домжалюзи. Отличаются только установленные цены на данные услуги. Среди данныхфирм конкурентов бесплатная доставка заказа на место осуществляется у фирм 1,2. Например:1) за услуги по установке жалюзи при объеме от 200-500м2в фирме 2 берутся в размере до1080 рублей; в фирме 3 доставка и установкаберется в размере 10% от стоимости заказа; в фирме 4 установка 1м2жалюзи стоит 25 рублей; в фирме 1 установка и снятие размеров стоит 120 рублейпри стоимости заказа до 1000 рублей и 12% при стоимости заказа свыше 1000рублей, снятие размеров без установки — 50 рублей; в фирме 5 доставка стоит 60рублей и установка 11% от стоимости заказа, снятие размеров 60 рублей. Поданному показателю преимуществ больше у фирмы 1, так как только онапредоставляет бесплатные услуги по доставке, а также умеренную стоимость поснятию размеров и установке жалюзи.
По ассортименту материала,предлагаемыми фирмами, на равных позициях находятся фирмы 1,2,3. А по видамизготавливаемых жалюзи выделяется фирма 1, так как она выставляет на выборпотребителя 4 вида жалюзи: вертикальные, горизонтальные, защитные внутренние изащитные наружные.
Все фирмы рекламируют жалюзи в СМИ.По данному показателю трудно оценить у какой фирмы больше шансов привлечьинтерес потребителей именно к своей фирме. Так как есть фирмы, которые работаютне первый год и зарекомендовали себя с хорошей стороны не только попредоставляемым услугам по жалюзи, но и по другим товарам, и поэтому ихдеятельность не нуждается в интенсивной рекламе. Скорее всего, чаще можноуслышать рекламу тех фирм, которые только начали торговать жалюзи. Большинстворекламных объявлений схожи как по содержанию текста, так и по художественномуоформлению. Конечно, в первую очередь люди обращают внимание на цветныерекламы, только потом они читают содержание самой рекламы. Цветную рекламу изпяти представленных конкурентов можно увидеть только у одного — это фирма 3.Поэтому по данному показателю шансы фирм равны, и зависят только от самих фирм,т.е. от того какую рекламу они выберут.
Классификационную схему представим ввиде таблицы 9 (приложение 9) и оценим показатели следующим образом: по показателямположительно сказывающимся на деятельности фирм будем ставить «+», и отрицательносоответственно минус.
Таким образом, по классификационнойсхеме наибольшее положительное количество баллов у фирмы 1. По даннымпоказателям эта фирма занимает выгодное положение и является наиболееконкурентоспособной по сравнению с другими. Цены на жалюзи данной фирмы зависятот изменения курса доллара. На период с 14-21 декабря цены на жалюзи составлялиот 140 до 400 рублей за м2. Среди матерчатых жалюзи дороже те, которыесодержат стекловолокно, и самые дорогие из гобелена. Цены на пластиковые жалюзиколебались в пределах 180-350 рублей за м2, а на роль ставни от 200- 400 рублей за м 2. Стоимость 1м2 жалюзи зависит отвысоты оконных проемов. Чем выше высота проема, тем дороже изготавливаемыежалюзи. Например цена за м2 солнцезащитных матерчатых жалюзи «рим»зависит следующим образом от высоты оконных проемов :
— при высоте до 2 м — цена 180 руб./м2;
— при высоте от 2-2,5м — цена 185руб./ м2;
— при высоте более 2,5 м — цена 189руб./ м2.
Цены на аналогичную продукцию вфирмах конкурентах в среднем выше на 2 — 2,5$. Это связано с тем, что материалдля изготовления жалюзи импортный, а в фирме 1 в основном российскогопроизводства. Каналы сбыта фирмы 1 выглядят следующим образом: Производитель — Розничный торговец — Клиент. Фирма кроме этого также заказывает материал дляизготовления жалюзи из Тайваня. Стоимость изготавливаемых фирмой жалюзи самаянизкая по г. Хабаровска. Это обусловлено тем, что фирма действует без посредников,и напрямую поставляет материал для изготовления жалюзи от производителя -фирмы«Хабаровск- трейд».
Прогнозирование цены
Спрогнозируем рост (падение) цены на I полугодие 2006 г. на вертикальные жалюзи«Хабаровск-трейд». Сначала покажем тенденцию роста цены во II полугодии на данные жалюзи. Дляэтого приведем выборочные данные из прайс-листов за II полугодие 2005г. в таблице 10
Таблица 10
Жалюзи солнцезащитные вертикальныетканевые «Хабаровск-трейд»Месяц
цена (руб. /м2) Июль 140 август 140 сентябрь 146 октябрь 169 ноябрь 187 декабрь 200
/>
Рис. 4. Рост цены на вертикальныежалюзи во 2 полугодии 2005 года
Таблица 11
Прогнозирование ценпериоды месяцы цена цена прог. 1 Июль 140 97,79802 2 Август 140 129,0015 3 Сентябрь 146 151,6859 4 Октябрь 169 170,1608 5 Ноябрь 187 186,0271 6 Декабрь 200 200,0829 7 Январь 212,7923 8 Февраль 224,4524 9 Март 235,2666 10 Апрель 245,381 11 Май 254,9046 12 июнь 263,9214
По данному графику можно сказать, чтов ближайшем периоде намеченная тенденция роста цены особенно не изменится, еслине произойдет значительных изменений в деятельности фирмы, а также существенныхизменений курса доллара. Если во II полугодии2005г. при резком падении рубля доллар колебался от 21 до 30 рублей, то можнопредположить, что при повышении курса доллара до 40 рублей за $ в I полугодии 2006г цены на жалюзисоответственно будут продолжать расти.
«Отчет о проведении маркетинговыхисследований»
Маркетинговое исследованиепроводилось для комплексного анализа и прогнозирования рынка жалюзи г.Хабаровска.
Для достижения цели маркетинговогоисследования были поставлены следующие задачи:
1) Выявление потенциальныхклиентов-потребителей жалюзи;
2) Определение слабых и сильных сторонконкурентов;
3) Определение емкости рынка жалюзи;
4) Прогнозирование цены на I полугодие 2006 г. на исследуемыйтовар;
5) Установления частных проблем.
В результате маркетинговыхисследований было выявлено, что потенциальными клиентами-потребителями дляфирмы «Хабаровск- трейд» в 70% являются малые фирмы и предприятия и в 30%частные лица. Сильные стороны конкурентов следующее:
n место расположение (центр города);
n система скидок;
n рекламная деятельность.
Слабые стороны конкурентов следующие:
n малый ассортимент цветовой гаммы;
n высокие цены;
n отсутствие бесплатных сервисных услуг;
n отсутствие рекламных проспектов и прайс — листов.
Емкость рынка для фирмы «Хабаровск-трейд» в среднем в месяц составляет 300м2, при поступлении большихобъемов заказов данная цифра может быть больше. Цена в I полугодии на солнцезащитные матерчатые жалюзи можетдостигнуть по прогнозным расчетам 250 рублей. Частные проблемы на рынке жалюзихарактеризуются несоответствием между собой спроса и предложения.
В процессе исследования былаиспользована информация о ценах из прайс-листов, рекламные проспекты, а также интервьюпо телефону и консультационные услуги, предоставленныепродавцами-консультантами фирм «ЮСЕАЛ», «Пластконструкция», «TRE Coltd», АО ТМК «Гермес», фирмы «Хабаровск-трейд», а такжевнешние источники: периодические издания и рекламные издания.
Методология проведенного исследования
Исследование проводилось сиспользованием следующих методов опроса: проведения опроса фирм и частных лицпри помощи анкетирования;
n интервью по телефону;
n личное интервью.
Анкетирование проводилось в течениемесяца. В выборке исследования участвовали 325 человек. Состав выборки былвесьма не однороден: студенты, домохозяйки, служащие, руководители служащих,руководители фирм и предприятий. По результатам анкетирования наибол6ееконкурентоспособной в данный период времени является фирма «Хабаровск-трейд».
Рекомендации фирмы «Хабаровск-трейд»:
n расширить комплекс сервисных услуг;
n по возможности изменить свое место расположения;
n придерживаться прежней ценовой политики;
n расширить рекламную деятельность;
n при возможности установить новую систему скидок приоптовых заказах;
n минимизировать сроки изготовления жалюзи по заказам.
3.Рекомендации по совершенствованию процесса исследования товарного рынкапредприятием ООО «Хабаровск-трейд»
В качестверекомендации совершенствования процесса исследования товарного рынка предлагаетсясоздание на предприятии отдела по маркетингу, который будет заниматьсянепосредственно проведением исследований в области товарного рынка.
Служба маркетинга на ООО «Хабаровск-трейд» должна охватывать такие видыдеятельности как:
- Глубокое и всестороннее научно-практическое исследование рынка иэкономической конъюнктуры. Анализу подлежат:
— Емкость рынка;
— Система ценообразования и ценовая динамика;
— Потребительские свойства товара;
— Особенности построения и методов работы фирм-партнеров;
— Каналы сбыта;
— Стимулирование продаж;
— Специфика коммерческой работы;
— Производственно-сбытовые возможности самого предприятия (развитиетоварного ассортимента, ревизия производственных мощностей, ревизия организацииснабжения, ревизия научно-технического потенциала предприятия);
— Структура и уровень квалификации кадров;
— Финансовые возможности.
- Прогнозирование развития и затухания потребительских предпочтенийна производимые фирмой товары или услуги.
- Планирование программ:
— Освоения новых рынков;
— Внедрения новых продуктов или услуг;
— Расширения границ старых рынков;
— Использования и внедрения прогрессивных технологий производства;
— Сотрудничества с зарубежными партнерами;
— Вывода своей продукции на зарубежный рынок;
— Привлечения инвестиций в разработку новинок, развитие компании.
- Разработка и составление маркетинговой стратегии и программ.
- Осуществление товарной политики. Входит в маркетинг-микс(комплекс из товарной политики, ценовой политики, сбытовой и коммуникационнойполитики). Планирует виды и ассортимент товаров, качественные и количественныепоказатели, уровень конкретных запасов потребителей.
- Ценовая политика.
- Сбытовая политика. Формирование и планирование каналов сбыта.
- Коммуникационная политика. Все виды рекламы, предпродажное ипослепродажное обслуживание.
- Организация маркетинговой деятельности. Создание маркетинговыхподразделений по функциям маркетинговой деятельности, по продукту, по регионам.
- Контроль маркетинговой деятельности. Контроль за выполнениеммаркетинговых программ.
В приложении10 представлено разработанное положение об отделе маркетинга на предприятии ООО«Хабаровск-трейд».
На рис. 7представлена предлагаемая структура отдела маркетинга для ООО«Хабаровск-трейд».
Выбор данной схемы отдела маркетинга обусловлен тем, что это примербазовой модели, широко используемой на практике большинства предприятий.
/>
Рис. 7.Организационная структура предлагаемого отдела маркетинга для ООО«Хабаровск-трейд»
Структурные взаимосвязи отдела маркетинга с подразделениями предприятияможно изобразить следующей схемой на рис. 8.
/>
Рис. 8. Структурные взаимосвязи отдела маркетинга
Заключение
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены всезадачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов поработе.
Цель маркетингового исследования – создать информационно-аналитическуюбазу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности,связанной с ними.
Крупноепроизводственное или торговое предприятие может позволить себе иметь в составемаркетинговой службы подразделение, функцией которого будет организация ипроведение маркетинговых исследований. Средние и тем более малые предприятия нерасполагают такими возможностями и либо ограничиваются небольшимиподразделениями в несколько человек, либо прибегают к совмещению профессий,поручая одному из сотрудников, выполняющему какие-либо функции маркетинга,проведение исследовательской работы.
Основным видом деятельности ООО «Хабаровск-трейд» является розничная торговляжалюзи в городе Хабаровске.
Целью деятельности ООО «Хабаровск-трейд» является осуществление коммерческой,посреднической, закупочной деятельности, торговли непродовольственнымитоварами.
Рынку жалюзи в городе Хабаровске нет еще и двух лет. Охарактеризуемструктуру рынка жалюзи г. Хабаровска. На рынке жалюзи работают 8 фирм. Помимоторговли жалюзи данные фирмы реализовывают офисную мебель свободнойкомплектации, пластиковые окна, витражи, входные группы, перегородки,алюминиевые двери и двери из натурального дерева, подоконники.
В ближайшем периоде намеченная тенденция роста цены особенно неизменится, если не произойдет значительных изменений в деятельности фирмы, а такжесущественных изменений курса доллара.
Емкость рынка для фирмы «Хабаровск-трейд» в среднем в месяц составляет 300м2, при поступлении большихобъемов заказов данная цифра может быть больше. Цена в I полугодии на солнцезащитные матерчатые жалюзи может достигнутьпо прогнозным расчетам 250 рублей. Частные проблемы на рынке жалюзихарактеризуются несоответствием между собой спроса и предложения.
В качестверекомендации совершенствования процесса исследования товарного рынка предлагаетсясоздание на предприятии отдела по маркетингу, который будет заниматьсянепосредственно проведением исследований в области товарного рынка.
Списоклитературы
1. Аристархова Н. Маркетинг рынка предметов потребления// Маркетинг. –2002. — № 6. — с. 24-30
2. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов – М.:ИНФРА-М, 2003. – 804 с.
3. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2001. – 219 с.
4. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз:Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
5. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынка. М.: Русская ДеловаяЛитература, 2004.-416 с.
6. Благаев В.И. Маркетинг в определениях и примерах. – СПб.: Двадцатыйтрест, 2003.-377с.
7. Бревнов А.А. Маркетинг малого предприятия: Практическое пособие.-К.:ВИРА –Р, 2003 .-384 с.
8. Быховский Е. Изгой российской экономики//Кожевенная обувнаяпромышленность. – 2003.- № 4. — с.8-17
9. Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований//Маркетинг.– 2002. — № 4. — с.31-42
10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология ипрактика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2003.-464 с.
11. Горелова А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд//маркетинг.– 2002. — № 4. — с. 19-23.
12. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М,2004.-285 с.
13. Дуровин А.П. Маркетинг предпринимательской деятельности. – Минск.: НПЖ«Финансы, учет, аудит», 2003.-464 с.
14. Жуков В. Перспективы развития легкой промышленности и обувной отрасли:состояние производства обуви, импорт, экспорт//Кожевенно-обувная промышленность.– 2003. — № 6. — с.8-14
15. Жуков В. Рынок товаров легкой промышленности// Кожевенно-обувнаяпромышленность. – 2002. — № 7. — с.5-9
16. Карпов В. Маркетинговое исследование рынка// Маркетинг. – 2004. — № 6. — с.78-88
17. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экономикии маркетинга, 2003.-176 с.
18. Комплексная диагностика ОАО «Курская обувь». По состоянию на 15.07.2003г. Виамекс Консалтинг. Москва, 2003
19. Короткий Ю. Формализация подхода к маркетинговым исследованиям//Маркетинг.– 2001. — № 1. — с. 65-70
20. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2002.-698 с.
21. Кротов А. Сегментация по важности свойств продукта// Маркетинг. – 2004.- № 8. — с. 30-55
22. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учебноепособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.-519 с.
23. Лебедев О.Т., Филипова Т.Ю. Основы маркетинга. – СПб.: ИД «МиМ», 2002.-224с.
24. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник.-М.: Институт международного права иэкономики им. А.С. Грибоедова, 2002.-398 с.
25. Попов Е. Планирование маркетинговых исследований напредприятии//Маркетинг. – 2004. — № 1. — с. 101-108
26. Романов А.Н., Корлютов Ю.Ю. Маркетинг: Учебник. – М.: Банки и Биржи,2003.-560 с.
27. Стратегический план маркетинга ОАО «Обукс» за 2004 год
28. Уткина Э.А. Маркетинг.-М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»Изд-во ЭКМОС, 2003.-320 с.
29. Худокорнов А.Г. Академия рынка: Маркетинг. Пер. с фр. А. Дайан,Ф.Букерель, Р.Ланкар. – М.: Экономика, 2003.-572 с.
Приложения
Приложение 1/> /> /> /> /> /> /> /> /> />/>
Рис. 1. Организационная структура управления ООО «Хабаровск-трейд»
Приложение 2
Таблица 1
Показатели работы предприятияПоказатели 2002г. 2003г.
темп
роста, % 2004г.
темп роста
2003-2004г. Численность персонала, чел. 9 10 10,0 32 320,0 Торговый персонал, чел. 4 5 25,0 21 420,0 Среднегодовая стоимость 11186 8138 72,8 3957 48,6 Осн. фонды, тыс. руб. Материальные затраты, тыс. руб. 5100 9562 187,5 6250 65,4 Фондоотдача 0,8 1,5 187,5 2,7 180,0 Производительность труда, тыс. руб. 131 186 142,0 185 99,5 Рентабельность продукции, % 7,4 1,7 23,0 3,6 211,8 Рентабельность торговли, % 5,9 2,6 44,1 9,2 353,8 Затраты на 1 руб. продукции 0,92 0,95 103,3 0,92 96,8
Приложение 3
Таблица 2Вопрос ответ 1. Уровень образования Все уровни, но в основном высшее 2. Географический регион Центральная часть и окраины города 3. Жители сельской местности, пригородов, горожане Горожане, жители пригородов 4. Этническая группа Все национальности 5.Частные клиенты, фирмы, предприятия Частные клиенты, фирмы, предприятия 6. Уровень дохода Клиенты со средним и высоким доходом 7. Возрастная группа От 17 — 65 лет 8. Стиль жизни Управленческий персонал и служащие, предпочитающие быстрое и качественное обслуживание на высоком уровне 9. Покупательская способность Используют услуги фирмы (магазина) во время ремонта, обновления интерьера офиса или других помещений, а также при благоустройстве рабочих мест после сдачи помещений в эксплуатацию и создании новых фирм (предприятий). 10. Потребительская способность Носит «разовый характер», так как клиенты (фирмы, предприятия) приобретают жалюзи во время ремонта, обновления интерьера, при благоустройстве рабочих мест после сдачи помещений в эксплуатацию или при создании фирмы.
Приложение 4
Анкета для физических и юридическихлиц.
Фирма «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД»
Уважаемые дамы и господа !
Фирма «ХАБАРОВСК-ТРЕЙД» свыше пятилет изготавливает жалюзи и является одним из крупнейшим в СНГ производителем ипродавцом этой модной, пользующейся спросом продукцией. Совсем недавно, с 1августа 1998 г., представитель нашей фирмы начал работать на рынке жалюзи в г. Хабаровске.И нам очень интересно, чем живет хабаровский потребитель жалюзи, какие жалюзи иуслуги Вас интересуют, какой имидж сложился у нашей фирмы. Мы предлагаемответить на ряд вопросов, ставя галочки в квадрат напротив ответов. Вашипожелания и предложения, не отраженные в анкете, Вы можете написать на обратнойстороне.
Заполненные анкеты просим высылать попочте на адрес: 625000, г.Хабаровск, а/я 5231 или приносить в фирму «ХАБАРОВСК-ТРЕЙД» по адресу: ул. Ленина, 35 (адм. Здание «Мангазея»).
ВНИМАНИЕ! СЮРПРИЗ! Если Вы приноситеанкету лично в фирму до 5 ноября 2005 г. и при этом оформите заказ, то:
1. При заказе объемом 50-100 м2получите скидку от 5%-10% от стоимости заказа.
2. При заказе объемом свыше 100 м2получите скидку 13% от стоимости заказа.
3. Можете бесплатно воспользоваться предоставляемымиуслугами по установке жалюзи.
Приглашаем в нашу фирму, желаемудачных покупок.
1. Какие вы предпочитаете жалюзи ?
вертикальные;
горизонтальные;
роль — ставни.
2. С какой раздвижкой ?
слева;
справа;
c центра.
3. Из какого материала?
из пластика;
из алюминия;
из дерева;
из материала.
4. Где вы считаете лучше использоватьжалюзи ?
на предприятии ( в офисе );
в домашнем интерьере.
5. Ваш доход ?
от 1000 — 3000 руб.;
от 3000 — 5000 руб.;
выше 5000 руб..
6. К какому полу вы относитесь ?
женский;
мужской.
7. Ваш социальный статус ?
руководитель предприятия;
руководитель фирмы;
руководители служащих;
домохозяйки;
студент;
служащие.
8. К какой возрастной группе выотноситесь ?
от 17 — 28 лет;
от 28 — 55 лет;
больше 55 лет.
9. Где вы читали или слышалиинформацию о фирме «ПРОМА» ?
ТВ реклама;
в радиорекламе;
газетная реклама ;
прямая почтовая;
от друзей и знакомых;
щитовая реклама.
10. Какую форму оплаты при заказежалюзи вы предпочитаете ?
предоплату в размере 100%;
предоплату в размере 50%;
оплату после изготовления жалюзи илиприобретения.
11. Что Вам нравится в нашей фирме ?
ассортимент;
сервисное обслуживание;
режим работы;
место расположения;
скидки при значительном объемезаказа;
цены.
12. В какое время вы предпочтетепокупать жалюзи ?
во время сезонной скидки;
в любое время года
13. Как вы расположите по важности впорядке убывания параметры при выборе жалюзи? (пронумеруйте арабскими цифрами)
материал;
расцветка;
долговечность;
вид жалюзи;
экологичность;
прочность;
типы размеров.
14. Вы хотели бы видеть в фирме«ПРОМА» более широкий ассортимент ?
жалюзи из пластика;
жалюзи из дерева;
алюминиевые рольставни;
жалюзи из ткани.
15.Что вам не нравится в фирме«ПРОМА»?
ассортимент;
сервисное обслуживание;
режим работы;
место расположения;
скидки при значительном объемезаказа;
цены.
16. Какие виды услуг вы хотитеполучать в нашем салоне ?
доставка на дом заказа;
другое______________________________.
Приложение 5
Таблица 3 по уровню дохода Вопросы, варианты ответов до 1000 руб. от 1000 руб. — 3000 руб. от 3000 руб. и выше кол-во уд. вес кол-во уд. вес кол-во уд. вес
1. Какие вы предпочитаете жалюзи ?
вертикальные;
горизонтальные;
роль — ставни.
9
5
1
0,6
0,33
0,07
69
26
53
0,47
0,17
0,36
48
31
11
0,53
0,35
0,12
1. ВСЕГО 15 148 90
2. С какой раздвижкой ?
слева;
справа;
c центра
5
3
7
0,33
0,2
0,47
55
30
63
0,37
0,2
0,43
34
17
39
0,38
0,19
0,43
3. Из какого материала?
из пластика;
из алюминия;
из дерева;
из материала.
3
1
5
6
0,2
0,07
0,33
0,4
35
18
37
58
0,24
0,12
0,25
0,39
18
7
29
36
0,2
0,08
0,32
0,4
4. Где вы считаете лучше использовать жалюзи ?
на предприятии ( в офисе );
в домашнем интерьере.
9
6
0,6
0,4
89
59
0,6
0,4
47
43
0,52
0,48
6. К какому полу вы относитесь ?
женский;
мужской.
4
11
0,27
0,73
72
76
0,49
0,51
15
75
0,17
0,83
7. Ваш социальный статус ?
руководитель предприятия;
руководитель фирмы;
руководители служащих;
домохозяйки;
студент;
служащие.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
148 1
8
25
57
-
-
-
0,09
0,28
0,63
8. К какой возрастной группе вы относитесь ?
от 17 — 28 лет;
от 28 — 55 лет;
больше 55 лет.
15
-
- 1
48
75
25
0,32
0,5
0,12
15
43
32
0,17
0,48
0,35
9. Где вы читали или слышали информацию о фирме «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД» ?
ТВ реклама;
в радиорекламе;
газетная реклама ;
прямая почтовая;
от друзей и знакомых;
щитовая реклама.
2
6
3
4
0,13
0,4
0,2
0,27
39
32
19
53
5
0,26
0,22
0,13
0,36
0,03
19
13
6
47
5
0,21
0,14
0,07
0,52
0,06
10. Какую форму оплаты при заказе жалюзи вы предпочитаете ?
предоплату в размере 100%;
предоплату в размере 50%;
оплату после изготовления жалюзи или приобретения.
2
4
9
0,13
0,27
0,6
28
39
81
0,19
0,26
0,55
36
15
39
0,4
0,17
0,43
11. Что Вам нравится в нашей фирме ?
ассортимент;
сервисное обслуживание;
режим работы;
место расположения;
скидки при значительном объеме заказа;
цены.
4
2
1
2
1
5
0,27
0,13
0,07
0,13
0,07
0,33
42
23
14
7
28
34
0,29
0,15
0,09
0,05
0,19
0,23
23
9
4
3
12
39
0,26
0,1
0,04
0,03
0,14
0,43
12. В какое время вы предпочтете покупать жалюзи ?
во время сезонной скидки;
в любое время года
11
4
0,73
0,27
98
50
0,66
0,34
68
22
0,76
0,24
13. Как вы расположите по важности в порядке убывания параметры при выборе жалюзи? (пронумеруйте арабскими цифрами)
материал;
расцветка;
долговечность;
вид жалюзи;
экологичность;
прочность;
типы размеров.
3
5
1
3
1
1
1
0,2
0,33
0,07
0,2
0,07
0,07
0,07
32
45
11
28
9
7
16
0,23
0,3
0,07
0,19
0,06
0,05
0,1
18
29
8
16
5
4
10
0,2
0,32
0,09
0,19
0,05
0,04
0,11
14. Вы хотели бы видеть в фирме «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД» более широкий ассортимент ?
жалюзи из пластика;
жалюзи из дерева;
алюминиевые рольставни;
жалюзи из ткани.
4
5
2
4
0,27
0,33
0,13
0,27
30
52
18
48
0,2
0,36
0,12
0,32
21
30
11
28
0,23
0,34
0,12
0,31
15.Что вам не нравится в фирме «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД»?
ассортимент;
сервисное обслуживание;
режим работы;
место расположения;
скидки при значительном объеме заказа;
цены.
2
9
4
0,13
0,6
0,27
38
98
12
0,26
0,66
0,08
15
26
49
0,17
0,29
0,54
16. Какие виды услуг вы хотите получать в нашем салоне ?
доставка на дом ( предприятие) заказа;
другое
8
7
0,53
0,47
99
49
0,67
0,33
81
9
Приложение 6
Таблица 4Вопрос №8/ варианты ответа Женщины, количество человек Где вы читали или слышали рекламу о фирме «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД»: студентки домохозяйки служащие руководители служащих
всего,
кол-во чел.
(%)
1) от друзей и знакомых;
2) радиореклама;
3) ТВ реклама;
4) прямая почтовая;
5) щитовая реклама;
6) газетная реклама.
15
9
5
5
8
7
16
6
25
16
18
3
10
3
3
4
1
4
51 (32,4)
35 (22,1)
43 (27,2)
4 (2,5)
25 (15,8) ИТОГО: 34 37 72 15 158 (100)
Приложение 7
Таблица 5Вопрос №8/ варианты ответа Мужчины, кол-во человек Где вы читали или слышали рекламу о фирме «ХАБАРОВСК- ТРЕЙД»: студенты руководители фирм руководители служащих руководители предприятий служащие
всего
кол-во
чел.
(%)
1) от друзей и знакомых;
2) радиореклама;
3) ТВ реклама;
4) прямая почтовая;
5) щитовая реклама;
6) газетная реклама.
6
5
3
2
12
2
6
4
1
25
7
9
1
7
1
28
16
21
2
9
78 (46,72)
31 (18,56)
39 (23,35)
6 (3,59)
13 (7,78) ИТОГО: 16 25 42 8 76 167 (100)
Приложение 8
.Таблица 7Параметры Значение параметра
фирма 1
фирма «Хабаровск- трейд» фирма 2 салон «ЮСЕАЛ» фирма 3 «Пластконструкция» фирма 4 АО ТМК «Гермес» фирма 5 TRE CoLtd Вес параметра расцветка 100 40 35 30 38 0,31 экологичность 10 10 10 10 10 0,07 долговечность (10+3+8+8)/4=7.25 (10+3+8)/3=7 (10+3+8)/3=7 (8+3)2=5,5 (3+10)/2=6,2 0,06 типы размеров 10 10 10 10 8 0,07 вид жалюзи 4 3 2 2 2 0,17 прочность (10+10+9+5)/4=8.5 (9+5+10)/3=8 (9+5+10)/3=8 (10+5)/2=7.5 (9+5)/2=7 0,05 вид материала 3 3 3 2 2 0,27 ИТОГО 1
Приложение 9
Таблица 9Показатели Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3 Фирма 4 Фирма 5
1.Ценовая конкуренция
1.1.Соотношение уровня цен с ценами на аналогичную продукцию + + - - +
1.2. Привлекательность для потребителей системы скидок.
1.2.1.Эффективность системы скидок от партии.
+
+
-
+
+
+
-
+
-
+
2. Качество продукции
2.1. Удобства, связанные с процессом покупки
2.2. Удобства, связанные с процессом оплаты
2.3. Престижность продукции, имидж фирмы и товарного знака.
2.4. Минимизация сроков изготовления жалюзи
-
+
+
+
+
-
+
+
+
-
-
+
-
+
+
+
+
-
+
+
3. Конкурентоспособность систем сбыта, реклам и обслуживания.
3.1. Удобство для потребителей системы сбыта.
3.2. Эффективность рекламы
3.3. Удобство и надежность системы обслуживания.
3.3.1. Удобство и надежность системы гарантийного обслуживания.
Удобство и надежность системы сервисного обслуживания.
+
-
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
+
-
+
+
+
+
+
-
+
+
+
+
-
-
-
+
+
+ ВСЕГО 11 10 9 9 8
Приложение 10
Положение об отделе маркетинга
1. Общие положения
Общая цель предприятия: развитиепредприятия на базе обеспечения его стабильного финансового положения путемосуществления эффективной производственно-сбытовой деятельности, приводящей кполучению предприятием высокой прибыли. Цели и задачи отдела маркетинганаправлены на достижения общих целей предприятия.
2. Цели и задачи отделамаркетинга
Исходя из общих целей предприятия, целью отделамаркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведениюпроизводственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельностив этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночнойориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятияпосле утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующихслужб, занятых указанными видами деятельности.
Главные задачи отдела маркетинга:
— оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческойдеятельности предприятия и факторов, на них влияющих; разработка прогнозовпродаж и рыночной доли предприятия, проведениеситуационного рыночного анализа;
— совместно с другими подразделениями предприятия ируководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельностипредприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельныхвидов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выборарациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов;
— разработка для предприятия в целом и отдельныхтоварных групп долгосрочных и текущих плановмаркетинга и координация в данной области деятельностиподразделений предприятия;
— оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всегопредприятия и его подразделений;
3. Структура отдела маркетинга
Организационная структура управленияотделом маркетинга, в основу которой положен товарно-функциональный принцип,имеет следующий вид.
Отдел маркетинга наряду с отделом сбыта,подчинен заместителю директора по коммерческим вопросам.
За выполнение отдельных функции маркетингаотвечают группа маркетинговых исследований, анализа и планирования маркетинговойдеятельности (группа 1) и группа продвижения товара и доведения его допотребителя (группа 2).
Эти группы (1 и 2), помимо участия ввыработке и непосредственной реализации маркетинговой политики, выполняют позаказу руководителей товарных групп отдельные виды маркетинговой деятельности,а также ведут информационную базу по всем товарам.
Управляющие, ответственные за маркетинготдельных групп товаров (руководители товарных групп), при участии сотрудниковгрупп 1 и 2 вырабатывают и реализуют маркетинговую политику относительносоответствующих товарных групп, а также товаров, входящих в их состав.
В состав группы 1 входят: руководительгруппы, старший аналитик-исследователь, аналитик-исследователь иэкономист-аналитик (всего 4 человека).
В состав группы 2 входят: руководительгруппы, аналитик по продвижению товара, аналитик по сбыту (всего 3 человека).
Таким образом, общая первоначальнаячисленность отдела маркетинга, включая начальника отдела и руководителейтоварных групп, составляет 12 человек.
4. Функциональные обязанности (должностныеинструкции) руководителей и сотрудников отдела маркетинга
Начальник отдела маркетинга:
— определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач,установленных “Положением об отделе маркетингапредприятия”, а также на основеуказаний директора предприятия и зам. директора по коммерческим вопросам; несетвсю полноту ответственности за результаты деятельности отдела;
— определяет структуруотдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии свозникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретныхзадач;
Руководитель группы 1
Руководитель группы маркетинговыхисследований, анализа и планирования осуществляет следующие исследовательские иисполнительские функции:
— организует и принимает личное участие в изученииобщего состояния и конъюнктуры рынков и тенденций их развития (как врегиональном, так и отраслевом разрезах);
— организует и принимает личное участие в проведениисоциологических исследований по изучению потребностей и отношения потребителейи торговых посредников к продукции предприятия;
Старший аналитик-исследователь:
— осуществляет прогнозирование и моделированиерыночных ситуаций;
— организует и лично совместно сэкономистом-исследователем этой группы участвует в проведении маркетинговыхисследований, анализе и планировании маркетинговой деятельности;
Экономист-аналитик:
— осуществляет оперативный экономический анализтекущей маркетинговой деятельности, в частности, анализ хода продаж, егосоответствия плановым показателям, изучает причины отклонений хода продаж от планаи вносит в них коррективы,
— на основе статистической экономической информациии результатов специальных исследований осуществляет анализ и прогнозированиеразвития рынка строительных материалов и покрытий,
Руководитель группы 2:
— организует и принимает личное участие в выборе иреализации отдельных методов продвижения товаров;
— представляет начальнику отдела маркетингапредложения о проведении рекламных кампаний, их сроках, объемах, средствахведения;
Аналитик по продвижению товара:
— разрабатывает при участии руководителей товарныхгрупп тексты рекламных материалов (тексты рекламных сообщений, фотографии,технические рисунки, схемы и т.п.) н деловые письма по продвижению товаров;
— осуществляет с помощью специалистов из другихподразделений предприятия и руководителей товарных групп техническоередактирование текстов рекламных сообщений;
Аналитик по сбыту:
— организует совместно с сотрудниками отдела сбытаоперативный сбор информации, касающейся сбыта продукции;
— организует и осуществляет совместно с сотрудникамиотдела сбыта анализ хода продаж по всем регионам и сегментам рынка строительныхматериалов и покрытий;
Руководитель товарной группы:
— организует и проводит исследование товарногоассортимента и потребительских свойств выпускаемых товаров;
— осуществляет выявление основных тенденций развитияпроизводства (технического уровня, технологии, структуры издержек производстваи пр.);
5. Распределение обязанностей повыполнению отдельных функций маркетинга. Взаимоотношения отдела маркетинга сдругими подразделениями предприятия
1. Функция- проведение маркетинговых исследований
2. Функция- изучение потребителей
3. Функция- изучение конкурентов
4. Функция- определение номенклатуры выпускаемой продукции и направлений ее развития
5. Функция- оценка и выбор каналов сбыта и торговых посредников
6. Функция- заключение договоров с конечными потребителями и торговыми посредниками
7. Функция- продвижение продукта (организация рекламной кампании, выставок идемонстраций, деятельности по стимулированию сбыта; персональная продажа; связьс общественностью)
8. Функция- разработка стратегических и оперативных планов маркетинга
9. Функция- повышение квалификации сотрудников в области маркетинга
10. Функция- проведение внутренней ревизии (выявление сильных и слабых сторон) маркетинговойдеятельности на предприятии