ПРАВИТЕЛЬСТВОМОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ДЕЛОВОГОАДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Курсовая работапо маркетинговым исследованиям на тему:
«Исследованиерынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выбореВУЗа»
Москва
2009
Содержание
Введение
Глава 1. Исследовательская. Анализвторичной информации
1.1 Сделали ли учащиеся 9 и 11 классовсвой профессиональный выбор
1.2 Причины,мотивирующие выпускников школ к поступлению в ВУЗы
1.3 Факторы, влияющие на выборвыпускником ВУЗа
1.4 Рейтинг популярностиВУЗов
1.5 Роль источниковинформации при выборе высшего учебного заведения
1.6 Рейтинг самых «дорогих»ВУЗов столицы
1.7 Расходы наобразовательные услуги
1.8 Влияние референтныхгрупп на выбор ВУЗа
1.9 Выбор специальности
1.10 Ожидания выпускников позаработной плате после окончания ВУЗа
Глава 2. Проектная. Анализ первичнойинформации
2.1 Разработка концепции маркетинговогоисследования
2.2 Обоснование метода сбора данных
2.3. Разработка рабочего инструментария
2.4 Обоснование выборки
2.5 Планвыборки
2.6 Обработка результатов исследования
2.7 Сравнительный анализ гипотез иполученных данных
Заключение
Список литературы
Введение
Период обучения в вузеи получение высшего образования является не только определенной вехой в жизникаждого человека, но и одним из важных этапов социализации личности, способствующихформированию ее мировоззрения. Мотивация получения высшего образования занимаетведущее место в структуре личности; посредством именно этого понятияобъясняются движущие силы поведения человека.
Изучение мотивациипрофессионального выбора и системы ценностных ориентаций студенческой молодежислужит инструментом для выявления изменений, происходящих в отношенииперспектив получения высшего образования. Общее направление реформэкономической и социальной жизни в нашей стране существенно изменило ситуацию вобласти высшего образования, в системе жизненных ценностей, иерархии мотивоввыбора профессии молодыми людьми. Вопросам изучения мотивации выбора профессиии учебной деятельности студентов вуза уделяется особое внимание.
Актуальность темыобъясняется тем, что вопрос мотивации, по существу, является вопросом окачестве учебной деятельности, успешности социально-психологической адаптациистудента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовкибудущего специалиста.
Выбор выпускниками школвысшего учебного заведения является задачей со многими неизвестными, отуспешного решения которой зависит его будущее. Каждый школьник понимает, чтообразование является в настоящее время неотъемлемой составляющей всей егожизни. Потому в настоящее время спрос на образовательные услуги достаточновелик. Однако меняются времена, меняется экономическая обстановка в стране,меняется спрос со стороны работодателей, меняются в след за этим и запросыабитуриентов. То, что было для них важно сегодня, завтра может оказаться ужесовершенно незначащим фактом. Следовательно, ВУЗы, чтобы выиграть вконкурентной борьбе друг с другом за будущего студента, должны четкоотслеживать все тенденции, связанные с мотивацией абитуриентов, предлагатьновые формы и методики обучения, чтобы своевременно адаптироваться кпроисходящим в этой сфере изменениям. Таким образом, определение мотивациивыпускников школ позволит выявить те факторы и критерии, которые оказываютрешающее влияние на их выбор ВУЗа.
Основная цель исследованиязаключается в изучении основных мотивов получения высшего образования иопределении факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения.
Объектом исследованияявляется рынок образовательных услуг г. Зеленограда.
Предмет исследования –мотивация выпускников школ при выборе ВУЗа.
Для достижения основнойцели были поставлены следующие задачи:
1. Разработатьконцепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г.Зеленограда относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
2. Исследоватьвторичную информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;
3. Разработатьанкету для опроса учащихся 9 и 11 классов средних общеобразовательных школ г. Зеленоградао мотивации выбора ВУЗа;
4. Составитьбазу данных для обработки результатов анкетирования;
5. Проанализироватьданные анкетирования;
6. Сделатьвыводы и сравнить поставленные в ходе разработки концепции исследованиягипотезы с полученными результатами исследования.
Данная работа состоитиз введения, двух глав (исследовательской и проектной), заключения, спискалитературы и приложений.
В первой главе былпроведен анализ вторичной информации рынка образовательныхуслуг, который, прежде всего, позволил авторам работы узнать о ранеепроведенных маркетинговых исследованиях, сегодняшней ситуации на рынкеобразовательных услуг, маркетинге образовательных услуг в вузах.
Во второй главепроизводится сбор и анализ первичной информации, собранной в ходе анкетированиявыпускников зеленоградских школ, на предмет выявления намерений респондентов в отношенииполучения высшего образования.
Курсовая работапредставляет интерес как для выпускников школ и их родителей, так и, преждевсего, непосредственно для высших учебных заведений. Ведь главное правиломаркетинговой деятельности – выявить потребность потребителя и удовлетворитьее.
Все результатыисследования обрабатывались и описывались в следующих компьютерных программах:Microsoft Word, Microsoft Excel,Microsoft Access.
Для написания курсовойработы использовались такие Интернет-источники, как:
1. http://www.zelao.ru
2. http://www.zou.ru
Глава1.Исследовательская. Анализ вторичной информации
Мотивациястаршеклассников и абитуриентов при выборе учебного заведения представляет особыйинтерес в связи с нарастающей кризисной демографической ситуацией. Несмотря наогромную популярность высшего образования, через 1-2 года учебные заведениястолкнутся с проблемой нехватки абитуриентов. И в этом случае точно вывереннаяупреждающая маркетинговая стратегия образовательных учреждений в отношенииабитуриентов поможет выжить тем вузам, которые наиболее полно смогутудовлетворить потребности и интересы поступающих. Но для этого необходимоизучение мотивов, лежащих в основе выбора абитуриентами того или иного вуза,изучение причин этого выбора, изучение сопутствующих побудительных факторов.
Сейчас бюджетформируется по норме расходов на одного ученика или воспитанника. Это значит,что никакое изменение и перестраивание системы образования не может изменитьассигнования. Лишь изменение числа учащихся влечет за собой изменениебюджетного финансирования. В идеале это должно привести кздоровой конкурентной борьбе между образовательными учреждениями: выигрывает вконечном итоге то, где выше качество предлагаемых услуг. Таким образом,государство стимулирует конкурентную борьбу между образовательнымиучреждениями, что должно способствовать качественному росту предлагаемых услуг.
В данной главе быласобрана и проанализирована вторичная информация, соответствующая основной целинашего исследования – мотивация абитуриентов — выпускников школ г.Зеленоградапри выборе ВУЗа и были найдены ответы на следующие поставленные задачи:
1. Определить,собираются ли учащиеся 9-11 классов получать высшее образование.
2. Выявить, какиеосновные причины мотивируют выпускниковшкол к поступлению в ВУЗы.
3.Определить, какиефакторы влияют на выбор выпускником ВУЗа.
4. Посмотреть, какиеВУЗы Москвы являются наиболее популярными среди учащихся школ и выпускников.
5. Выявить, какимиисточниками информации пользуются абитуриенты при выборе того или иного высшегоучебного заведения.
6. Изучить, какие ВУЗыявляются самыми дорогими в столице.
7. Проанализировать,сколько затрат на обучение тратит семья в год.
8. Проанализировать, высокали степень воздействия референтных групп на выбор ВУЗа выпускниками школ.
9.Узнать, какиеспециальности являются наиболее популярными среди выпускников школ припоступлении в ВУЗы.
10. Посмотреть, накакую заработную плату рассчитывают абитуриенты в течение 1 — 2 лет послеокончания выбранного вуза
Для решенияпоставленных задач была собрана вторичная информация из нескольких источниковразных лет по каждой задаче, с целью узнать, как менялся рынок образовательныхуслуг от года к году.
1.1. Сделали лиучащиеся 9 и 11 классов свой профессиональный выбор
В большинстве случаев кпоследнему звонку современные старшеклассники подходят с точным ответом навопрос, что делать дальше. И если в окончательном выборе вуза многиесомневаются до последнего момента, то будущая специальность почти всегдаизвестна заранее. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного проектомEXAMEN компании Begin Group среди старшеклассников и их родителей на выставке«Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка» в сентябре 2005 иапреле 2006 года в Москве. В исследовании приняли участие более 300старшеклассников и их родителей.
Чаще всего семьистаршеклассников начинают выбирать вуз за 1-2 года до момента поступления. 48%опрошенных родителей абитуриентов отмечают, что окончательное решениеотносительно вуза приняли за 2 года до момента поступления, еще 31% — за год.
Подавляющее большинствостаршеклассников поступают сразу в несколько вузов одновременно (69%опрошенных), 19% планируют поступать сначала в один вуз, а в случае неудачи — вдругой, и только 12% респондентов окончательно определились с единственнымучебным заведением, в которое они будут подавать документы.
В случае неудачи навступительных экзаменах более половины абитуриентов (56%) попробуют поступить вдругой вуз, 19% — на другой факультет выбранного вуза, 9% повторят попыткучерез год.[1]
К началу вступительныхэкзаменов в 2007 году компания Begin Group провела сразу два исследования: попервому высшему и по дополнительному образованию. Данные исследования«Подготовка абитуриентов к вступительным экзаменам» свидетельствуют:подавляющее большинство поступающих выбирают специальность осмысленно – 89%опрошенных уже в марте точно знали, в какой вуз будут поступать. Впрочем,большинство из них – 59% – решили попробовать свои силы, поступая не в один, ав несколько вузов того же направления. В единственное учебное заведение подастдокументы лишь треть абитуриентов. Не определились с вариантами для поступленияоколо 11% респондентов.
Наибольшим спросомпо-прежнему пользуется гособразование. Большинство поступающих – 85% –стремятся поступить на бесплатное отделение государственного вуза.[2]
В исследовании принялиучастие учащиеся 9-11-х классов в августе 2007г, зарегистрировавшиеся навыставку «Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка». Методомтелефонного интервью было опрошено 250 человек. Исследование позволило выявитьследующие факты:
· 86%респондентов планируют поступать в вуз в текущем учебном году. Остальные — вближайшие 2 года.
· 84%старшеклассников в первую очередь намерены попробовать поступить на бесплатноеотделение государственного вуза, 12% сразу будут поступать на платное отделениегосударственного вуза и 4% изначально планируют поступать в негосударственныйвуз[3].
Исследователи Фонда“Общественное мнение” в 2008 г. ознакомили общественность с образовательнымипланами разных групп молодежи. Как выяснилось, планы подрастающего поколения вотношении образования тесно связаны с ситуацией социального расслоения в нашемобществе. Так, по данным опроса молодежи 16–25 лет (1500 человек), обнаружилсясущественный разрыв в приоритетах высшему образованию между высоко- инизкоресурсными группами молодежи. По результатам опроса, почти две трети (63%)представителей нового поколения заявили, что для достижения своих жизненныхцелей им необходимо получить высшее образование. Однако при этом чаще оважности высшего образования говорят выходцы из семей, где хотя бы один человектакое образование имеет и достиг более-менее приемлемого общественного статуса(72%), а также молодые люди, семьи которых не испытывают материальныхзатруднений (70%). Несколько реже о важности высшего образования заявляютмолодые люди из семей с низким статусно-образовательным положением (46%), атакже юноши и девушки, семьи которых имеют материальные трудности (51%).[4]
1.2 Причинымотивирующие выпускников школ к поступлению в ВУЗы
В мае 2005 года былопроведено локальное социологическое исследование, касающееся вопросов мотивацииполучения высшего образования и выбора будущей профессии среди студентовРоссийского университета дружбы народов (РУДН).
Анализ мотивационнойструктуры получения высшего образования показал, что для трети респондентовдоминирующим мотивом является получение определенного статуса в обществе;немногим больше трети опрошенных студентов назвали предполагаемую возможностьхорошего заработка в будущем. 30% респондентов дали иные ответы. При этом вмужской и женской части выборки обнаружились определенные закономерности. Так,к числу ведущих мотивов получения высшего образования 24% юношей относят получениеопределенного статуса в обществе. Второе место по популярности разделили такиеответы, как «расширить свой культурный кругозор» и «возможностьхорошо зарабатывать» (по 18% на каждый ответ). Возможность получить дипломкак таковой и начать свое дело отметило 13% юношей; весело прожить студенческиегоды — 9%; менее 5% молодых людей дали другие ответы.
В группе девушекведущими мотивами получения высшего образования стали: возможность хорошозарабатывать (36%); получение определенного статуса в обществе (33%); занятьвысокую руководящую должность (11%); расширить свой культурный кругозор (11%);возможность получить диплом как таковой и начать свое дело (9%).
Как видно изрезультатов исследования, получение высшего образования юношами во многомопределяется будущим положением в обществе. Для девушек мотивация получениявысшего образования в большей степени детерминируется материальнымивозможностями, которые предоставит будущая профессия.
В рамках исследования в2006 году был проведен опрос среди 45 школьников от 14 до 16 лет, обучающихсяна экономическом (Научно-образовательный центр ВНКЦ ЦЭМИ РАН) и математическом(детско-юношеский центр «Единство») школьных факультативах с цельювыявления мотивации профессионального выбора старшеклассников и выбора учебногозаведения, в котором они планируют продолжить обучение после окончания школы[5].Результаты этого исследования наглядно изображены на рис.1.
Рис.1
Мотивы выбора профессииучащимися (в % от числа опрошенных)
/>
Таким образом, главныммотивом выбора профессии учащимися являются собственные увлечения и интересы, атакже размер оплаты труда, что вполне естественно, если учитывать сложившийсяхарактер и уровень жизни в стране.
1 сентября 2008учебного года в рамках состоявшейся в ФГОУ ВПО «УГСХА» «Дня Знаний» былопроведено маркетинговое исследование с целью выявления мотива выбораабитуриентами ВУЗ и специальности. Данные представлены в таблице 1[6].
Табл.1
Основные мотивы выбораабитуриентами ВУЗа и специальностиНомер п/п Перечень обстоятельств Процент от общего числа опрошенных 1 Удачно устроить свою личную жизнь 32% 2 Это связано с моей мечтой 27,7% 3 Стоимость обучения ниже, чем в других вузах 16,6% 4 Страх, что в другие вузы не поступлю 8,7% 5
Не имею четких профессиональных предположений,
все равно, где учиться 8% 6 Поступил(а) за компанию с друзьями 7,7% 7 По результатам ЕГЭ в другие вузы не прошел(а) 6,9% 8 Нежелание терять год 6,1% 9 Страх перед службой армии 2,7%
1.3 Факторы влияющие навыбор выпускником ВУЗа
Образовательный портал«ВСЕВЕД», на проходившей в ноябре 2005 г. Международной Выставке «Образование и Карьера XXI», проводил независимое анкетирование будущих абитуриентов. Навопрос: «Какими же основными критериями руководствуются абитуриенты при выбореВУЗа?»
Главным критерием сновабыло названо – трудоустройство (28%), затем следует выдача дипломовгосударственного образца – 26%, третье место поделили между собой известность(престижность) вуза и углубленное изучение языков (по 14% соответственно), идалее по убыванию значимости:
· территориальноеместорасположение ВУЗа – 9%,
· материально-техническаябаза ВУЗа – 8%,
· другое– 1%.[7]
При выборе вузарешающим фактором (проект EXAMEN в сентябре 2005 и апреле 2006) для родителейстаршеклассников являются перспективы дальнейшего трудоустройства ребенка. Напервое место этот фактор поставили 40% респондентов. Треть родителей иабитуриентов в первую очередь руководствуются при выборе наличием интересующих специальностей.
Для 12% решающейхарактеристикой является стоимость обучения; число таких респондентов несколькобольше, чем в прошлые годы. Это связано с постепенным сокращением бесплатногонабора и прогрессирующей дифференциацией вузов по стоимости обучения. Родителиабитуриентов все чаще интересуются программами кредитования образования,поддерживаемыми вузом. Среди прочих факторов выбора наиболее часто указывалисьследующие:
· Уровеньсложности вступительных испытаний — 11%;
· Удобноерасположение вуза — 9%;
· Контактыс зарубежными вузами и другими организациями — 8%;
· Количествоизучаемых иностранных языков — 7%;
· Возможностьполучения двух дипломов — 6%;
· Брендвуза — 5%;
· Наличиевоенной кафедры — 5%;
· Положительныеотзывы знакомых — 5%;
· Возможностьполучения образовательного кредита на льготных условиях — 3%;
· Наличиеподходящих форм обучения — 3%;
· Спортивныесооружения вуза, наличие спортивных секций — 3%;
· Формаоплаты обучения — 3%;
· Наличиемагистратуры — 2%;
· Наличиеизвестных преподавателей — 2%[8].
Как показал анализданных исследований, уменьшается, однако, значимость таких факторов, какналичие военной кафедры (собственно, вузов, в которых она осталась, не такмного), близость к месту жительства. Наоборот, возрастает роль связей вуза синостранными университетами, а также зависимость от количества изучаемыхиностранных языков.
На основании полученных данныхисследования, проведенного в 2006 году, можно сделать заключение о о том, что главным критерием при выборе профессии молодежьсчитает оплату труда (62%). Значительно меньшая доля школьников отмечаетпрестиж профессии, возможность карьерного роста (12%), легкость обучения в вузепо выбранной специальности (8%) и др. Заметно ниже рейтинг такого критерия, каксобственные интеллектуальные возможности (5%) (рис.2).
Рис.2
Что сейчас в большейстепени влияет на выбор профессии молодежью? />
Интересно, что такую же тенденциювыделяет психолог Б.А. Райзберг, определяя три критерия выбора профессиимолодежью:
• ожидание высоких денежных доходов, заработной платы;
• популярность профессии, известность, почитание в школьнойсреде;
• наличие спроса на специалистов данной профессии.[9]
В меньшей степени сказываютсяиндивидуальные предпочтения, основанные на разнообразных ассоциациях. Очевидно,это связано с особенностями возраста школьников, обусловливающими статичныйподход к выбору профессии, не учитывающий того, что за время от момента выбораи до момента овладения профессией или получения специальности от рядапредпочтений, на которых основан выбор, может не остаться и следа.
По данным опроса Фонда“Общественное мнение” в 2008 г., престиж высшего образования среди молодежисомнению не подвергается. И, прежде всего, потому что позволяет найти хорошую ивысокооплачиваемую работу (ответы респондентов — «без высшего образования –никуда»). Также немоловажными факторами выбора высшего образования выступают:возможность самосовершенствования, развития личности («чтобы былоинтеллектуальное развитие»), возможность избежать службы в армии («от армиикак-то оттянуть время»).
С другой стороны,некоторые молодые люди выбирают высшее образование скорее по инерции, нежелирационально («все стремятся получить высшее образование – ну, есть такоеклеймо»; «для родителей, ну так, для галочки»).
Независимое рейтинговоеагентство «РЕЙТОР» в 2008 году провело социологическоеисследование среди студентов первого курса ведущих московских вузов, онопоказало, что при выборе вуза абитуриенты, в основном, ориентируются нанебольшую группу приоритетных критериев:
• «востребованностьвыпускника на рынке труда»,
• «престижностьвуза»,
• «наличиев вузе интересующей специальности»,
• «уровеньпреподавания в вузе в целом»
Судяпо всему, образование, полученное в государственных вузах, по-прежнемусчитается более качественным. Результаты опросов свидетельствуют, что именнокачество образования играет определяющую роль при выборе вуза. Наличие в вузенужной специальности и перспективы будущего трудоустройства в мотивацииабитуриентов уходят на второе и третье места.
1.4 Рейтингпопулярности ВУЗов
В исследовании,проведенном в 2009 году, работодателям, старшекурсникам и преподавателям былопредложено назвать пять лучших вузов в своей отрасли. На основании количестваоценок (упоминаний) составлена следующая таблица (табл.2) [10]:
Табл. 2
Сравнительный рейтингвузов Москвы на основе обобщенного мнения работодателей, старшекурсников ипреподавателей
/>
Представленная таблицасвидетельствует о том, что мнение работодателей отличается от старшекурсников ипреподавателей. Это следует учитывать, в первую очередь абитуриентам при выборевуза, причем желательно ознакомиться не только с общим рейтингом вузов, но и понаправлениям, с учетом конкретной избранной специальности.
МГУ им.Ломоносованазывают лидером в подготовке специалистов по маркетингу, рекламе и PR, а такжеHR-менеджеров (специалистов по работе с персоналом). В других сферах (финансах,банковском деле, менеджменте, юриспруденции) он уверенно занимает 2-3 места попопулярности. МГУ находится на вершине популярности не только потому, чтоуровень образования действительно на высоком уровне. Помимо этого в тенденции восприятия«первый – лучший». МГУ знают все, да и готовит университет специалистов вабсолютно разных областях, зачастую, будучи первым ВУЗом, начинающим подготовкуспециалистов в совершенно новом направлении.
Однако если рассмотретьвузы по сферам, окажется, что далеко не везде МГУ занимает первые позиции.Напротив, в лидеры выбиваются не многопрофильные институты, а четкопозиционирующие себя на рынке по одному из направлений: Российскаяэкономическая академия им. Г. В. Плеханова – ведущий вуз в подготовкеэкономистов, Государственный университет управления специализируется на выпускеменеджеров для всех отраслей, МГТУ им. Н.Э. Баумана лидирует в подготовке IT-специалистов,Финансовая академия при Правительстве РФ – «финансистов», МГЮА – юристов и т.д.
1.5 Роль источниковинформации при выборе высшего учебного заведения
В Белгородскойгосударственной академии строительных материалов в рамках социологическихисследований «Абитуриент БелГТАСМ–2001» было проведено исследование, цельюкоторого являлось определение степени информационной обеспеченностиабитуриентов.
Сведения о БелГТАСМиногородние абитуриенты получили: 26% — от студентов нашей академии, 18% —узнали об академии в своей школе, 17% — от представителей нашей академии, 17% —участвовали в «Дне открытых дверей», 14% — узнали из справочника вузов.
Что касается школьников11-х классов, то каналы получения сведений об академии выглядят следующимобразом: 67% — получило их от родителей и знакомых, 35% — узнало из рекламы вСМИ, 27% — узнали о БелГТАСМ от работников академии и 17% — на подготовительныхкурсах академии. Ввиду того, что многие респонденты в качестве источниковуказали на несколько факторов выбора, то сумма ответов превысила 100%.
Образовательный портал«ВСЕВЕД», на проходившей в ноябре 2005 г. Международной Выставке «Образование и Карьера XXI» задал следующий вопрос абитуриентам: «Какими источникамипользуются в основном будущие абитуриенты?». Выяснилось, что 29% ответившихпосещают выставки, но здесь стоит отметить, что такой результат предсказуем,поскольку, на выставку случайно не попадают, как правило, именно большая частьаудитории, целенаправленно посещает выставки.
Важно заметитьстремительно растущую популярность всемирной паутины. 19% — а это не мало, ищутВУЗ через Интернет, 18% опрошенных прислушиваются к рекомендациям друзей,родителей и знакомых и пользуются специализированными справочниками и, наконец,15% используют специализированные издания (газеты и журналы образовательнойтематики).
В 2005-2006гпроектомEXAMEN было выявлено, что процессе выбора вуза 59% старшеклассников и ихродителей просматривают сайты вузов в Интернете, а 31% посещают общиесправочные сайты по вузам, 32% не используют для поиска Интернет. При этомкачество сайта вуза имеет значение для 56% респондентов. Справочные печатныеиздания по вузам регулярно просматривают 68% участников опроса. 62% регулярнопосещают образовательные выставки, 33% — посещают одну перед окончательнымвыбором вуза (в данном случае необходимо учитывать, что опрос проводился навыставке). При посещении тематических выставок 48% респондентов стараютсяобойти максимальное количество стендов, 50% посещают только стенды рядаинтересующих их вузов и лишь 2% общаются только с представителями одного вуза,в который планируют поступать. 81% получают информацию о вузах в школах, хотя,в большинстве случаев, отмечают, что этой информации недостаточно.[11]При опросе уже в августе 2007 среди основных источниковинформации при выборе вуза лидировали Интернет (82%), образовательные выставки(55%), советы знакомых (50%), а также справочные издания (43%).[12]
1.6 Рейтинг самых«дорогих» ВУЗов столицы
Интернет портал www.reitor.ru
опубликовал рейтинг самых «дорогих» ВУЗов столицы. Так, «самым «дорогим» ВУЗомза 2005 г. стал Московский государственный институт международных отношений(МГИМО). Второе место по стоимости оплаты обучения заняли Российскаяэкономическая академия им. Г.В.Плеханова и Финансовая академия приправительстве РФ. Третье место занял МГУ. Последнее место по стоимости обучениязанимает Московский государственный институт путей сообщения»[13]
После изучениястоимости обучения в столице в 2007 году выяснилось, что самым дорогим ВУЗомявляется МГИМО, специальности «связи с общественностью» и «менеджмент иэкономика» (332 тыс. руб. в год). Серебро получает Государственный Университет— Высшая школа экономики, специальности «менеджмент» и «мировая экономика» (280тыс. руб. в год). Следующие 3е и 4е место делят МГУ им.Ломоносова с теми жеспециальностями и Финансовая академия «международные экономические отношения»(220 тыс. руб. в год). Замыкает рейтинг Российский Университет Дружбы Народовсо специальностью «международная экономика» (195 тыс. руб. в год).[14]
1.7 Расходына образовательные услуги
В ходе опроса,проведенного в РУДН (2005год), весьма показательны стали студенческие ответы навопросы, связанные с проблемой оплаты престижного образования. Так, более третиреспондентов (37%) не имеют материальной возможности оплачивать подобноеобразование. 32% готовы заплатить за престижное образование при условии, что оноим интересно; 18% респондентов готовы оплачивать престижность, если убеждены втом, что это дает больше шансов устроиться на хорошую работу. 13% респондентовна вопрос: «Готовы ли Вы платить за образование только потому, что оно являетсяпрестижным?» — ответили, что любое образование (престижное оно или нет) должнобыть бесплатным. Обратимся к рисунку 3.
Рис.3
Доля расходов на оплатуобразовательных услуг, в зависимости от уровня дохода*
/>
* По семьям с доходом менее 150долларов в месяц на члена семьи — данные Роскомстат. По семьям с доходом свыше150 долларов в месяц на члена семьи — данные «Эксперт МА».
Таким образом, в России в среднемдоля расходов на оплату образовательных услуг составляет 1,2%, что ниже, чем вСША на 0,6%.
По официальным данным, в 2005 годуроссияне потратили на оплату услуг в системе образования около двух миллиардовдолларов, что составляет чуть более 1% от общего объема потребительскихрасходов в стране. Ничтожные значения расходов на образование для семей,имеющих доходы менее 150 долларов в месяц на одного члена семьи, на самом делеозначают, что три четверти граждан России не имеют возможности оплачиватьуслуги системы образования.
По данным Аналитической группы«Эксперт МА», полученным в ходе анализа информации, собранной впроцессе проведения исследования «Стиль жизни среднего класса»(совместно с Группой Monitoring.ru), из примерно 10 миллионов российских семейимевших в 2001 году доход, превышающий 150 долларов в месяц на каждого членасемьи около 60% семей имели расходы, связанные с оплатой образовательных услуг.Средний уровень расходов на одну такую семью составил около 850 долларов загод. А общие расходы российского среднего класса на образование в 2001 годуможно оценить приблизительно в 5 миллиардов долларов, что, составляет 80-90% отобщего объема рынка. [15]
По данным ВЦИОМ, москвичи тратят всреднем на 40% больше денег на обучение, чем жители других больших городов и вдва раза больше, чем жители Санкт-Петербурга. Это объясняется и уровнем доходав Москве, и более высоким предложением в этой сфере. Стоимость образовательныхуслуг напрямую зависит от престижа учебного заведения и от востребованностиспециальностей на рынке труда.
В 2005году 75%респондентов на вопрос: «Готовы ли вы получать образование на платной основе?»ответили утвердительно, тогда, — как, лишь 25% — «не согласны за него платить».Это обусловлено несколькими причинами: 53% респондентов затрудняются или нежелают отвечать на вопрос «почему вы согласны или не согласны оплачиватьобразование?». Многие говорят, что если не получится поступить бесплатно, будутпоступать на платное отделение. Остальные голоса распределяются в следующемпорядке:
• 9%- не готовы платить, т.к. «нет средств, — не позволяет материальное положение»;
• 7%- готовы платить, т.к. «главное, — это получить образование»;
• еще7% готовы платить, т.к. по их мнению, «очень трудно поступить на бюджетноеместо»;
• 6%будут пытаться поступить на бесплатной основе, однако, «если не получится,согласны получать образование на платной основе»;
• 5%уверены, что платное образование качественней, аргументируя это тем, что вкоммерческих ВУЗах преподаватели ответственней относятся к процессу обучениястудентов, от которых, непосредственно зависит их заработная плата ипрофпригодность.
• 4%готовы оплачивать свое обучение, т.к. им «позволяет материальное положение»;
• 4%не готовы платить, т.к. «уверены в своих силах поступить на бюджет»;
• 2%готовы вкладывать средства в образование, т.к. уверены в том, что «вложенныесредства обязательно окупятся»;
• 1%- выражают уверенность в том, что «бесплатное образование качественней»;
• 1%отвечает, что у них «нет выбора, т.к. почти все образование платное», 1% — «согласны платить, но при условии, что образование будет не слишком дорогим».[16]
По результатамисследования, проведенного в 2006 году. На вопрос: «Сколько родители готовыплатить в год за обучение ребенка в вузе?» были получены следующие ответы:
• Менее1000 у.е. — 6%
• От1000 до 2000 у.е. — 19%
• От2000 до 3000 у.е. — 31%
• От3000 до 5000 у.е. — 19%
• От5000 до 7000 у.е. — 6%
• Более7000 у.е. — 8%
• Вообщене готовы платить — 11%[17]
Тем не менее, учитываясерьезные конкурсы, многим приходится рассматривать варианты обучения наплатной основе. В августе 2007 года, из тех, кто готов платить за обучение,более трети (39%) готовы отдавать за него $6-8 тыс. в год и треть (33%) — $4-6тыс. в год. 11% рассчитывают уложиться в сумму $2-4 тыс. в год, 9% не готовыплатить более $2 тыс., 8% могут заплатить более 8 тыс. условных единиц за годобучения.[18]
Таким образом, внастоящее время к тому, что обучение становится платным, в нашей странепостепенно привыкают. Количество родителей, не готовых вообще платить заобразование, сокращается. В целом платежеспособность населения медленно, норастет. Растет и популярность образовательных кредитов, ряд банковпредоставляет кредиты на высшее образование на льготных условиях.
1.8Влияние референтных групп на выбор ВУЗа
С этой целью вБелгородской государственной академии строительных материалов в рамкахсоциологических исследований «Абитуриент БелГТАСМ–2001» и оценки рейтинга вузовг.Белгорода лабораторией профессиональной адаптации и трудоустройства специалистов(ПАТС) было проведено пилотное исследование мотивов, влияющих на стремлениемолодежи получить высшее образование. Всего в опросе приняли участие 85абитуриентов, приехавших из различных регионов России и 636 школьников,заканчивающих школы города. Основная масса (75%) иногородних абитуриентовпредставлена выпускниками общеобразовательных школ, еще 23,5% пришли послесредних специальных учебных заведений, 1% иногородних абитуриентов работал.
Исследование показало,что больше половины иногородних абитуриентов (59%) при выборе учебногозаведения руководствовались собственным мнением и 31% мнением родителей.Преобладающая часть белгородских школьников (75%) при выборе вуза ориентируютсяна собственное мнение и только 25% учитывали мнение родителей.
В сентябре 2005 иапреле 2006 года в Москве было проведен опрос, одним из вопросов которого был:«Кто в семье принимает участие в выборе вуза?». Прозвучали следующие ответы:
• Самабитуриент — 40%
• Мать- 30%
• Отец- 27%
• Бабушки/Дедушки- 4%
• Друзьяи знакомые — 4%
• Братья/Сестры- 3%
• Другиечлены семьи — 2%
Был задан также вопрос:«Чье мнение является решающим при выборе вуза?».
• Самогоабитуриента — 74%
• Матери- 14%
• Отца- 3%
• Обоихродителей — 9%
Большинство родителей вопросе указывают, что решающее слово остается за абитуриентом. В то же время напрактике чаще всего происходит так: в согласии с родителями обычно определяютсяосновные варианты для поступления (возможные специальности, вузы, где этиспециальности преподают).
Сами абитуриенты при выборевуза чаще всего советуются с обоими родителями (54% старшеклассников), 24% — смамами, 19% — с друзьями, 6% — со старшими братьями или сестрами.[19]
1 сентября 2008учебного года в рамках состоявшейся в ФГОУ ВПО «УГСХА» «Дня Знаний» висследовании приняли участие 657 респондентов пяти факультетов. Из числаопрошенных на вопрос «Кто повлиял на твой выбор вуза и специальности?»,половина (50,7%) ответила, что, именно родители и родственники выступили вкачестве «советчиков», во-вторых, сами абитуриенты сделали такой выбор, так какэта специальность нравится с детства (39,0%), в-третьих, друзья (13,4%), в-четвертых, школьные учителя (9,5%), в-пятых, сотрудники академии, проводившиепрофконсультирование и профориентирование в школе (7,0%), в-шестых, средствамассовой информации (4,4%) и, в-седьмых, рекламодатели (0,8%).
1.9 Выбор специальности
Выбирая вуз испециальность, абитуриенты и их родители во многом руководствуются определеннымобщественным мнением относительно популярности и престижности тех или иныхспециальностей. Также немалую роль играет и то, какими дисциплинами абитуриентинтересовался в школе. На вопрос одного из исследований: «Кем хотят работатьстаршеклассники?» были получены ответы:
• Менеджером- 23%
• Специалистомпо финансам — 15%
• Специалистомпо рекламе, маркетингу, PR — 15%
• Лингвистом,переводчиком — 9%
• Психологом- 8%
• IT-специалистом- 8%
• Дизайнером- 4%
• Инженером,архитектором — 4%
• Врачом- 4%
• Журналистом- 3%
• HR-менеджером- 3%
• Социологом- 2%
• Юристом- 2%[20]
Общероссийский классификаторспециальностей по образованию (ОКСО) насчитывает более 600 наименований.Специалисты агентства «РейтОР» решили определить, какие же специальности(направления подготовки) сейчас наиболее популярны среди абитуриентов и ихродителей. С этой целью проведен опрос посетителей 24-й МеждународнойМосковской выставки «Образование и карьера – XXI век» и изучены перечни образовательныхпрограмм, предлагаемых в российских вузах.
Как показали опросы абитуриентов,выпускники школ практически 10-лет не меняют свои пристрастия при выборебудущей специальности (рис. 4).
Рис.4
Популярные специальности (впроцентах от общего числа опрошенных)
/>
1.10 Ожиданиявыпускников по заработной плате после окончания ВУЗа
Наибольшее числоабитуриентов (43%) по результатам опроса, проведенного в августе 2007 года,рассчитывают на стартовый оклад при устройстве на работу в размере $800-1000.7% планируют получать до $600, 18% — $600-800, 8% — $1000-1300, 7% —$1300-1500, 17% — более $1500.
Тем не менее, по данныманализа предложений сайтов по поиску работы, сотрудникам без опыта работы и снеполным высшим образованием работодатели предлагают в среднем до $600. Сопытом работы до года и желательно с высшим образованием — $600-800. С опытомработы 1-3 года и обязательным наличием высшего образования предлагаются оклады$800-1500. Оклады более $1500 предлагаются людям с высшим образованием и опытомработы 3-6 лет (табл.3) [21].
Табл.3
Предложение заработнойплаты работодателями в зависимости от опыта работы и образованияСтартовый оклад Опыт работы Образование До $600 Не обязателен Неполное высшее образование $600-800 До 1 года Высшее образование желательно $801-1000 1-3 года Высшее образование обязательно $1001-1300 1-3 года Высшее образование обязательно $1301-1500 1-3 года Высшее образование обязательно Более $1500 3-6 лет Высшее образование обязательно
Выводы:
1)абсолютное большинство студенческой молодежи (более 90% опрошенных) считает,что получение высшего образования в современных социально-экономическихусловиях необходимо для получения хорошей профессии и достижения определенногоуспеха в жизни.
2)Считается, что мотивация получения абитуриентами высшего образования являетсяпреимущественно внешней — это ориентация на престижность высшего образования иполучение квалифицированной специальности, пользующейся спросом на рынке труда.Так же возможность устроить личную жизнь
3)Такимобразом, если на первом по значимости месте оказываются факторы,непосредственно связанные с будущим абитуриента (перспективы трудоустройства,подходящая специальность), то на втором — ориентированные на удобство обучения(стоимость, сложность вступительных испытаний, местоположение вуза). Причемглавным здесь является стратегическая ориентация абитуриентов и первокурсниковне на престижность вуза или на качество образования, а на результат обучения –возможность успешного трудоустройства после окончания вуза. При этом дипломпрестижного вуза воспринимается как конкурентное преимущество притрудоустройстве.
4)Самымпопулярным среди абитуриентов ВУЗом Москвы является МГУ им. Ломоносова.Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова – ведущийвуз в подготовке экономистов, Государственный университет управленияспециализируется на выпуске менеджеров для всех отраслей, МГТУ им. Н.Э.Бауманалидирует в подготовке IT-специалистов,Финансовая академия при Правительстве РФ – «финансистов», МГЮА – юристов.
5)Среди основных источников информации при выборе вуза лидируют Интернет (82%),образовательные выставки (55%), советы знакомых (50%), а также справочныеиздания (43%).
7)Расходына оплату услуг системы образования в структуре совокупных расходов семьисреднего класса достигли уровня 3-5%. Это чрезвычайно высокий уровень. И мыимеем достаточно оснований полагать, что если сами расходы на образование всемьях среднего класса и будут в дальнейшем расти небольшими темпами, то ихдоля в совокупных расходах скорее должна снижаться. Для справки — средняяамериканская семья тратит сегодня на оплату образовательных услуг всего лишьоколо 1.5-2% от общего размера своих потребительских расходов.
8) При выборе учебного заведенияабитуриенты ориентируются в основном на собственное мнение. Хотя последнеевремя мнение родителей на выбор ВУЗа играет значительную роль. 9)Традиционныйинтерес к таким профессиям, как финансист и менеджер, сохраняется.Увеличивается число абитуриентов, интересующихся карьерой в областиинформационных технологий и творческими профессиями — архитектурой, дизайном.
10) Наибольшее числоабитуриентов (43%) рассчитывают на стартовый оклад при устройстве на работу вразмере $800-1000. Хотя начальная заработная плата молодых специалистов восновном составляет от $300 до $700. Вместе с тем во всех отраслях, заисключением машиностроения, есть значительная доля предприятий, где средняязарплата выпускников превышает $700. Больше всего таких предприятий в сфеременеджмента, IТ и телекоммуникаций.
Глава 2. Проектная.Анализ первичной информации
2.1 Разработкаконцепции маркетингового исследования
1. Проблема:определение мотивации абитуриентов при выборе вуза
2. Цель: выявлениепричин, факторов, влияющих на выбор абитуриентами вуза, а также анализ желаемыхпрофессий
3. Задачи:
1) Определениепроцента выпускников, планирующих получать высшее профессиональное образование
2) Выявлениепричин, по которым абитуриенты хотят получить высшее образование
3) Выяснить,определились ли абитуриенты с выбором вуза, если да – то с каким
4) Выявлениеи анализ факторов, влияющих на выбор абитуриентами вуза
5) Определениенаиболее популярных источников информации, используемых абитуриентами дляполучения информации о вузе
6) Выявлениепроцента абитуриентов, планирующих поступать на ту или иную форму обучения
7) Установить,имеют ли абитуриенты представление о том, сколько стоит 1 семестр обучения ввыбранном ими вузе
8) Определениеприоритетов абитуриентов относительно отделения обучения
9) Выявлениесуммы денег, которую абитуриенты готовы заплатить за обучение в вузе в расчетена 1 семестр
10) Анализстепени влияния различных факторов на принятие решения о выборе вузаабитуриентами
11) Выявлениенаиболее востребованной области знаний среди абитуриентов
12) Определениеожиданий абитуриентов относительно получаемой заработной платы в течение 1-2лет после окончания вуза
13) Установлениехарактеристик абитуриентов, планирующих получать высшее образование
4. Объект исследования:рынок образовательных услуг
5. Предметисследования: характеристики, предпочтения абитуриентов, факторы и причины,влияющие на выбор ими вуза
6. Рабочие гипотезы:
1) 97%учеников старших классов будет поступать в вуз.
2) Наиболееважными причинами получения высшего образования являются: приобретение статусадипломированного специалиста и знакомство с новыми людьми.
3) 85%абитуриентов определились с вузом. Наиболее популярными среди них в Москвеявляются: МГУ им.Ломоносова, МГИМО, МАИ; в Зеленограде – МИЭТ.
4) Определяющимифакторами при выборе вуза являются: интересная специальность, возможностьбесплатного обучения, местонахождение учебного заведения.
5) Информациюо вузах абитуриенты будут узнавать из таких источников, как: справочники дляпоступающих в вузы, Дни открытых дверей, Интернет.
6) 84%абитуриентов хотели бы поступить только на бюджетное отделение.
7) 80%абитуриентов знают, сколько стоит семестр обучения в выбранном ими вузе.
8) 98%абитуриентов будут пытаться поступить сначала на очное отделение, 15% принеудаче будут поступать на вечернее отделение.
9) 9%абитуриентов готовы заплатить 20-30 тыс. рублей за 1 семестр обучения, 5% — 30-40 тыс. рублей, 20% — 41-45 тыс. рублей, 23% — 40-50 тыс. рублей, 35% — 51-55 тыс. рублей, 8% — более 55 тыс. рублей.
10) Собственноемнение абитуриентов и мнение родителей являются основополагающими при выборевуза абитуриентами.
11) Наиболеевостребованными областями знаний являются: экономика, юриспруденция,менеджмент.
12) 7%- 15-20 тыс. рублей, 18% абитуриентов ожидают зарабатывать 21-25 тыс. рублей втечение 1-2 лет после окончания вуза, 43% — 26-30 тыс. рублей, 8% — 31-40 тыс.рублей, 7% — 41-50 тыс. рублей, 17% — более 55 тыс. рублей[22].
7. Система используемыхпоказателей:
1) Демографическиепоказатели (пол, возраст)
2) Показателиважности различных критериев при выборе вуза
3) Показателистепени влияния различных факторов на принятие решения о выборе вуза
4) Показателипопулярности различных областей знаний
5) Проценты
2.2Обоснование метода сбора данных
Приисследовании мотивации абитуриентов г.Зеленограда был выбран такой метод сбораданных, как опрос (анкетирование).
Анкетапредставляет собой методическое средство для получения первичнойсоциологической и социально-психологической информации, оформляемое в виденабора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования.Анкетные опросы проводятся в целях выяснения биографических данных, мнений,оценок, ценностных ориентаций, установок и т. п. Анкетирование — наиболеегибкий, дешевый и эффективный метод сбора информации.
Письменныеопросы имеют ряд достоинств и применяются в следующих случаях:
· дляопроса большого количества людей в ограниченное время;
· дляработы с удаленными респондентами;
· длязадания сложных вопросов, требующих логически — выверенных ответовреспондентов;
· длязадания малоэтичных и неэтичных вопросов, а также вопросов, требующих расчетов.
Средидостоинств можно также отметить сравнительно низкуюсебестоимость в расчете на одного респондента и относительно высокую скоростьпроведения опроса, что в совокупности со всемвышесказанным в условиях ограниченности бюджета и времени являетсяопределяющими критериями для выбора именно этого метода сбора данных.
2.3Разработка рабочего инструментария. Обоснование вопросов
Анкета,разработанная для исследования мотивации абитуриентов, состоит из следующих частей:введение, основная часть и реквизитная часть (паспортичка). Задача введения — кратко и в доступной форме объяснить цель исследования, убедить респондентовпринять участие в опросе путем подчеркивания важности их участия в нем,анонимности опроса и заранее выразить благодарность за содействие. Основнаячасть является самой важной для интервьюера, она раскрывает тему исследования,служит источником для получения всей необходимой от респондента информации дляпроведения маркетингового исследования и формулировки достоверных итоговпроведенного исследования и состоит из 12 вопросов. Информация из раздела«Паспортичка» служит для анализа полученных ответов. Ответы этой частипозволяют идентифицировать пол респондента, возраст (класс обучения) и доход всемье в месяц на 1 человека.
Ванкете были использованы различные типы вопросов: открытые, закрытые, шкалаЛайкерта. Опишем каждый вопрос с точки зрения его типа, цели и способаобработки.
Вопрос1: Планируете ли Вы получать высшее профессиональное образование послеокончания школы? Закрытый вопрос, задается с целью определения намеренийабитуриентов в отношении получения высшего образования. Является вводнымвопросом, задается для «разминки» респондентов. Предполагается, что большинствоопрашиваемых ответят на вопрос утвердительно, поэтому он обрабатываетсясовместно со вторым вопросом, выявляя причины, по которым абитуриенты хотятполучить высшее образование. При отрицательном ответе или ответе «не знаю»респонденту будет предложено назвать альтернативу высшему образованию, то естьто, чем он собирается заниматься после окончания школы. Если такойальтернативой является среднее специальное образование, то отвечать напоследующие вопросы анкеты абитуриент будет, исходя из получения не высшего, асреднего специального образования. Если респондент планирует работать послеокончания школы, то он автоматически переходит к блоку личные данные.
Вопрос2: Укажите причины, по которым Вы хотите получить высшее профессиональноеобразование. Продолжите фразу: «Я хочу получить высшее образование, потому что…». Полузакрытый многовариантный вопрос. Позволяет определить наиболее частыепричины желания абитуриентов получить высшее образование. Обрабатывается спервым вопросом, несмотря на утвердительный или отрицательный ответ на него.
Вопрос3: Вы уже определились с выбором вуза, в который собираетесь поступать?Закрытый, дихотомический вопрос. Задается для того, чтобы при утвердительномответе узнать в какой вуз респондент собирается поступать, а также определилсяли он с этим выбором вообще. При положительном ответе обрабатывается совместнос четвертым вопросом с целью выявления факторов, оказывающих наибольшее влияниепри выборе абитуриентом вуза. При отрицательном ответе обрабатывается как счетвертым, так и с пятым вопросом для того, чтобы узнать какие источникиреспондент будет использовать для получения информации о вузах.
Вопрос4: Укажите факторы, которые для Вас являются важными при выборе вуза.Полузакрытый многовариантный вопрос. Позволяет выявить те факторы, которые оказываютсярешающими для респондента при выборе вуза. Обрабатывается совместно с третьимвопросом.
Вопрос5: Из каких источников Вы будете узнавать информацию об интересующих Васучебных заведениях? Полузакрытый многовариантный вопрос. Задается с целью определениянаиболее популярных среди абитуриентов источников информации о вузах.Обрабатывается с третьим вопросом.
Вопрос6: На какую форму обучения Вы хотели бы поступить? Закрытый вопрос. Позволяетузнать, какой форме обучения респонденты отдают приоритет и соответственноимеют ли они возможность обучаться платно. Обрабатывается совместно с седьмымвопросом для того, чтобы узнать имеют ли респонденты представление о том,сколько стоит семестр обучения в выбранном ими вузе, и девятым вопросом, чтобыопределить какую сумму при платной форме обучения готовы заплатить абитуриенты(их родители).
Вопрос7: Знаете ли Вы, сколько стоит 1 семестр обучения в выбранном Вами вузе?Закрытый, дихотомический вопрос. Задается для того, чтобы узнать осведомлены лиреспонденты о стоимости обучения в выбранном ими вузе. Обрабатывается совместнос шестым и девятым вопросом, чтобы узнать соответствует ли сумма, которуюготовы заплатить абитуриенты, стоимости семестра обучения.
Вопрос8: На какое отделение Вы будете пытаться поступить (расставьте приоритеты)?Если не будете пытаться поступить на это отделение, пропустите его. Закрытыйвопрос. Позволяет представить отделения в виде цепочки от наиболееприоритетного к наименее приоритетному. Обрабатывается с третьим вопросом.
Вопрос9: Какую сумму Вы готовы заплатить за 1 семестр обучения в вузе? Закрытыйвопрос. Задается с целью определения суммы оплаты за обучение, являющейсянаиболее приемлемой для респондента. Обрабатывается совместно с шестым иседьмым вопросом.
Вопрос10: На принятие Вами решения о выборе вуза оказывает влияние (шкала Лайкерта). Вданном вопросе респонденту предлагается оценить по пятибалльной шкале степеньвлияния тех или иных факторов на его решение о выборе вуза. Полученные данныепозволяют выявить, какие факторы являются наиболее значимыми для респондента, акакие оказывают минимальное влияние на мнение абитуриента. Обрабатываетсясовместно с третьим вопросом.
Вопрос11: В какой области знаний Вы хотели бы обучаться? Полузакрытый вопрос.Задается с целью выявления предпочтений респондентов относительноспециальности, которую бы они хотели получить в вузе. Обрабатывается с третьимвопросом.
Вопрос12: Как Вы думаете, какую зарплату (в месяц) Вы будете получать в течение 1-2лет после окончания выбранного вуза? Закрытый вопрос. Задается с цельюопределения ожиданий респондентов относительно заработной платы, которую онибудут получать после окончания вуза. Обрабатывается совместно с третьимвопросом для того, чтобы узнать какую зарплату планируют получать абитуриентыпри выборе того или иного вуза.
Личныеданные:
Пол.Закрытый дихотомический вопрос. Задается с целью определения различий вмотивации абитуриентов в зависимости от пола респондентов. Обрабатывается совторым, четвертым, шестым, десятым, одиннадцатым и двенадцатым вопросами.
Выобучаетесь в ______ классе. Открытый вопрос. Задается с целью определениявозраста опрашиваемых. Обрабатывается совместно с третьим и десятым вопросами.
Каковдоход в Вашей семье на 1 человека в месяц? Закрытый вопрос. Задается с цельюсравнения дохода семьи, стоимости обучения в вузе и суммы, которую готовзаплатить абитуриент за обучение. Обрабатывается с седьмым и девятым вопросами.
Вышеперечисленныевопросы расположены в анкете в соответствии с «туннельным» подходом, т.е. от общегок частному. Такое расположение позволяет получить сначала общую информацию, азатем, двигаясь от вопроса к вопросу, уже более конкретную информацию,необходимую для решения задач исследования.
2.4 Обоснование выборки
Для проведенияисследования была использована вероятностная выборка, т.е. всеединицы генеральной совокупности имели известный шанс (вероятность) бытьвключёнными в выборку. При этом данная вероятностная выборка является простойслучайной (каждому члену генеральной совокупности должен быть присвоен номер) истратифицированной (формируется в результате процедуры, состоящей из двухшагов: генеральная совокупность делится на ряд подгрупп (страт) и производитсяотбор (опрос) элементов (респондентов) случайным образом).
Генеральной совокупностьюв нашем исследовании является численность школьников 9 и 11 классов вг.Зеленограде в 2008 году (2272 человек)[23].Рассчитаем величину выборки с помощью традиционного статистического метода:
n= />,
где N– объём генеральной совокупности
/> - дисперсияизучаемого признака
/> - заданнаяпредельная ошибка выборки
t– коэффициент доверия
n= /> = /> = /> »340 (человек)
Таким образом,репрезентативность выборки должна быть достигнута посредством опроса 340школьников 9 и 11 классов. Однако данная работа является учебной и,следовательно, временные и финансовые ресурсы ограничены, поэтому объем выборкибыл снижен до 150 респондентов.
2.5 План выборки
Таблица 4Место опроса Дата Время Количество собранных анкет Планируемое количество собранных анкет Шк. №638 15, 16, 20 апреля 9:30-11:00 20 25 Шк. №618 20 апреля 11:00-13:00 14 10 Шк. №602 10 апреля 10:20-12:00 17 20 Гимназия 1528 18 апреля 9:30 -10:30 10 10 Шк. №1912 15 апреля 12.30 – 14:00 21 20 Шк. №1149 16 апреля 12:20 – 13:00 20 20 Менделеевская школа №2 17 апреля 10:20 – 12:00 23 20 Площадь Юности 15, 18 апреля 16:30 – 17:30 9 10 ДК Зеленоград 15, 18 апреля 17:30 – 18:30 8 10 11 мкрн. 16 апреля 18:45 – 19:15 4 3 12 мкрн. 16 апреля 19:30 – 20:00 4 2 Итого: 150 анкет
2.6 Обработкарезультатов исследования
В рамках даннойкурсовой работы было проведено маркетинговое исследование с целью выявлениямотивации абитуриентов при выборе высшего учебного заведения. Исследованиепроводилось с помощью такого рабочего инструментария, как анкета (Приложение1). На вопросы данной анкеты ответило 150 респондентов. Опрос был проведен вшколах номер 638, 618, 602, 1912, 1149, гимназии 1528 города Зеленограда, вМенделеевской средней школе №2, а также на площади Юности, у ДК Зеленоград, в11 и 12 микрорайонах среди учащихся 9 и 11 классов с 10 по 20 апреля 2009 года.Вся полученная информация была приведена к более сжатому виду с помощьюпрограмм MicrosoftExcel и MicrosoftAccess. В результате данногоисследования нами были получены описанные ниже результаты.
В проведенном опросеучаствовало 150 респондентов, из которых 69 человек (46%) – молодые люди и 81человек (54%) – девушки, что графически представлено на рисунке 5.
Рис. 5
Распределениереспондентов по половому признаку
/>
Распределениереспондентов по классу обучения выглядит следующим образом (рис.6):
Рис. 6
Распределениереспондентов по классу обучения
/>
Как видно из диаграммы,учащихся 11 классов было опрошено больше почти на 30%, т.к. предполагалось, чтобольшинство свое решение в отношении ВУЗа уже приняли и потому они смогут датьболее четкий ответ что именно повлияло на выбор того или иного учебногозаведения.
В настоящее времятрудно устроиться на высооплачиваемую работу без наличия диплома о высшемобразовании, поэтому практически все школьники планируют поступить в ВУЗ, темсамым хотя бы формально проложить себе дорогу к получению престижной работы.Доказательством этому служат полученные данные исследования: 94,7% опрошенныхпланируют получать высшее профессиональное образование, 4,7% пока не знают илишь 0,7% не будут поступать в ВУЗ (рис.7).
Рис.7
Намерения абитуриентовв отношении получения высшего профессионального образования
/>
Относительно причинжелания получить высшее образование мнения молодых людей и девушек былидостаточно однородными (табл. 5).
Табл.5
Дифференциация причинполучения высшего образования в зависимости от пола респондентовПричины получения высшего профессионального образования Кол-во респондентов Молодые люди Девушки 1. Хочу стать дипломированным специалистом 55 20 35 2. Хочу получить диплом престижного вуза 24 6 18 3. Хочу получить специальность как у родителей 3 3 4. Хочу получить больше знаний по специальности, которая меня интересует 60 24 36 5. Возможность познакомиться с людьми и приобрести связи, которые помогут в жизни 42 14 28 6. В жизни высшее образование необходимо 71 35 36 7. Другое 5 4 1
Представим полученныеданные в обобщенном виде на диаграмме (рис. 8).
Рис.8
Дифференциация причинполучения высшего профессионального образования
/>
Таким образом,большинство респондентов хотят получить высшее образование, потому что считают,что оно необходимо в жизни (47,3%). 40% хотят получить больше знаний поспециальности, которая их интересует, 36,7% хотят стать дипломированнымиспециалистами. 3,3% назвали другие причины, среди которых:
· повыситьсвой социальный статус;
· работатьв высокооплачиваемой фирме;
· получитьотсрочку от армии;
· получатьстипендию;
· получитьхорошую работу после окончания ВУЗа.
Рассмотрим вопрос,касающийся критериев выбора абитуриентами ВУЗа. Представим данные в видетаблицы с целью анализа дифференциации ответов в зависимости от полаопрашиваемых (табл. 6).
Табл. 6
Дифференциациякритериев выбора абитуриентами ВУЗа в зависимости от пола респондентовКритерии выбор ВУЗа Кол-во респондентов Молодые люди Девушки 1. Интересная специальность 120 52 68 2. Высокая квалификация преподавателей 52 21 31 3. Возможность бесплатного обучения 75 32 43 4. Местонахождение ВУЗа 61 23 38 5. Мнение о ВУЗе моих друзей 14 7 7 6. Друзья учатся в этом ВУЗе 13 8 5 7. Родители учились в этом ВУЗе 4 4 8. Есть военная кафедра 20 20 9. У ВУЗа хорошая техническая база 25 19 6 10. Возможность дополнительно обучаться за границей и получить сразу 2 диплома 36 14 22 11. Изучение более 1 иностранного языка 36 9 27 12. ВУЗ государственный 65 26 39 13. Предоставление общежития 17 7 10 14. Другое 2 1 1
Как и в вопросеотносительно причин получения высшего образования, так и в вопросе о критерияхвыбора ВУЗа мнение молодых людей и девушек было достаточно однородным. Однаковажно отметить, что 27 девушек одним из немаловажных критериев отметилиизучение более 1 иностранного языка, в то время как молодые люди отметилидругой критерий: наличие хорошей технической базы у ВУЗа (19 человек) и,конечно же, наличие военной кафедры (20 человек). Представим обобщенные данныев виде диаграммы (рис. 9).
Рис.9
Дифференциациякритериев выбора абитуриентами ВУЗа
/>
80% респондентовважнейшим критерием назвали наличие интересной им специальности в ВУЗе, далееидет возможность бесплатного обучения (50%) и наличие у ВУЗа аккредитации(43,3%). Немаловажным критерием было названо также местонахождение ВУЗа(40,7%). Как выяснилось, абитуриенты отдают предпочтение объективным критериям(специальность, местонахождение, аккредитация, бесплатное обучение,квалификация преподавателей), нежели субъективным (мнение друзей – 9,3%,родители учились в этом ВУЗе – 2,7%, друзья учатся в этом ВУЗе – 8,7%).
Среди 150 опрошенных 56человек – учащиеся 9 класса и 94 человека – 11 класса. Только 39,3%девятиклассников и 69,1% одиннадцатиклассников определились с выбором ВУЗа(рис. 10).
Рис.10
Процент респондентов,определившихся с выбором ВУЗа
/>
Рассмотрим какие жеВУЗы выбрали респонденты (рис. 11).
Таким образом,наибольшее количество респондентов 28,7% планируют поступать в Московскийинститут электронной техники (МГИЭТ). Такой результат был достаточнопредсказуем: МИЭТ соответствует всем критериям, которые были отмеченыреспондентами (местонахождение, наличие аккредитации, возможность бесплатногообучения).
Рис.11
Рейтинг ВУЗов, вкоторые планируют поступать респонденты
/>
Данные характеристикивместе с наличием в МИЭТе технических специальностей, факультета дизайна ииностранных языков определяет его лидирующую позицию среди абитуриентов. 13,8%абитуриентов планирует поступать в Московскую государственную академию деловогоадминистрирования. МГАДА также отвечает критериям удобного местонахождения,возможности бесплатного обучения, высокой квалификации преподавателей, наличияаккредитации. Среди московских ВУЗов 8% респондентов сделали выбор в пользу МГУим.Ломоносова и 6,9% — в пользу РГГУ. Были названы также следующие ВУЗы: МАИ,МГИМО, РМАТ, ГИТИС. 8,3% учащихся 9 классов остановили свой выбор не на высшихучебных заведениях, а на колледжах как г.Зеленограда, так и г.Москвы.
Для правильного выбораучебного заведения абитуриентам необходимо получать максимально полную,качественную и достоверную информацию об интересующих ВУЗах. Источниковинформации в настоящее время достаточное количество, рассмотрим в связи с этимкакие же из них, наиболее популярны среди абитуриентов (рис.12).
Рис.12
Популярность источниковинформации, из которых абитуриенты узнают об интересующих ВУЗах
/>
Наиболее популярнымисточником оказался Интернет, ему отдали предпочтение 74,7% респондентов, чтоявилось результатом все большего проникновения всемирной сети в России. 59,3%абитуриентов планируют узнавать информацию об интересующих ВУЗах посредствомпосещения Дней открытых дверей, что позволит получить эту информацию уженепосредственно от студентов и преподавателей ВУЗа. 45,3% отдали своепредпочтение справочникам для поступающих в ВУЗы. Наименее популярнымиисточниками информации стала реклама в транспорте (0,7%) и газеты (10%). Такимобразом, ВУЗам для привлечения абитуриентов следует больше обращать внимание накачество информации, содержащейся в Интернете, справочниках для поступающих, атакже на организацию Дней открытых дверей, чтобы будущие студенты смоглиполучить самую полную информацию о ВУЗе, в который пришли.
Обратимся теперь кформе обучения, на которую бы хотели поступить респонденты (рис. 13).
Рис.13
Распределение мнений респондентовотносительно формы обучения в ВУЗе
/>
Исключительно бюджетнуюформу обучения выбрали для себя 32,7%. Данный факт может объясняться, какнежеланием оплачивать обучение, так и невозможностью это делать в силу низкогодохода семьи (у 22% респондентов доход в семье на 1 человека менее 10 тысячрублей). 57,3% попытаются поступить на бюджет, но если не получится, будутобучаться платно. Это связано с тем, что абитуриент может не набратьнеобходимый проходной балл на экзаменах и ему придется согласиться на платную формуобучения, тем более количество бюджетных мест с каждым годом имеет тенденцию куменьшению. Только платно согласны обучаться 10% респондентов, из них болееполовины имеют доход в семье более 30 тысяч рублей, что позволяет им даже непробовать свои силы в поступлении на бюджетную форму.
Распределение мненийреспондентов относительно желаемого отделения обучения выглядит следующимобразом (рис. 14):
Рис.14
Распределение мненийреспондентов относительно желаемого отделения обучения
/>
Подавляющее большинствореспондентов (84,7%) планируют обучаться на очном отделении, т.к. именнодневная форма позволяет получить наиболее полное и качественное образование.9,3% выбрали очно-заочную (вечернюю) форму и 8% заочную.
Рассмотрим теперь какуюсумму готовы заплатить абитуриенты (их родители) за обучение в ВУЗе (рис.15).
Рис.15
Размер оплаты заобучение в семестр
/>
40,7% респондентовсказали, что готовы заплатить 20-30 тысяч рублей в семестр за обучение, т.е.самую минимальную сумму. Важно отметить, что во всех ВУЗах с каждым годом идетповышение стоимости обучения и 20-30 тысяч не хватит для оплаты. Потомубольшинство абитуриентов и рассчитывают поступить на бюджетную форму в связи сневозможностью оплаты обучения. 24,7% респондентов готовы заплатить 31-40 тысячрублей, что является средней стоимостью оплаты семестра обучения, по крайнеймере, в зеленоградских ВУЗах. Максимальную сумму, представленную в анкете, т.е.более 55 тысяч рублей могут заплатить 10,7% респондентов, что объясняетсядостаточно высоким доходом в их семье.
На рисунке 16представлена диаграмма, иллюстрирующая какой процент респондентов осведомлены остоимости обучения в выбранном ими ВУЗе.
Рис.16
Осведомленностьреспондентов о стоимости обучения в выбранном ими ВУЗе
/>
Не знают о стоимостиобучения в ВУЗе 63,33%, 66,7% которых составляют девятиклассники и 22%планируют поступать на бюджетную форму.
Таблица 7 нагляднодемонстрирует, каковы максимальные и минимальные названные суммы стоимостиобучения и по ним вычислена средняя сумма.
Табл.7
Стоимость обучения вВУЗе Знают точную стоимость обучения Примерно знают стоимость обучения Минимальная сумма 30 тыс. руб. (МИУ, МФПА) 25 тыс. руб. (Московский мед.колледж, МИЭТ) Максимальная сумма 120 тыс. руб. (МГИМО, МГУ им.Ломоносова) 70 тыс. руб. (МГИМО) Средняя сумма 56 тыс. 375 руб. 38 тыс. 964 руб.
Таким образом, средняястоимость обучения по результатам опроса среди тех, кто точно знает сумму,составила 56 тысяч 375 рублей и среди тех, кто примерно знает 38 тысяч 964рубля. Конечно, вторая цифра занижена из-за того, что многие из респондентовназвали сумму в 25 тысяч, хотя действительная стоимость обучения в ВУЗахначинается с 30 тысяч рублей).
Для анализа степенивлияния различных факторов на принятие решения абитуриентами о выборе ВУЗа,обратимся к следующей таблице (табл. 8).
Табл.8
Степень влиянияразличных факторов на принятие решения о выборе ВУЗаФактор Значительно влияет Скорее влияет Затрудняюсь ответить Скорее не влияет Абсолютно не влияет Мнение моих друзей 6,7% 17,3% 23,3% 28% 24,7% Мое собственное решение 73,3% 14% 2,7% 1,3% 8,7% Мнение родителей 23,3% 35,3% 22% 11,3% 8% Мнение других родственников 6,7% 13,3% 18,7% 24,7% 36,7% Мнение студентов ВУЗА 7,3% 26,7% 22% 18% 26% Информация из интернета 6,7% 29,3% 28% 15,3% 20,7% Информация из газет 6,7% 12,7% 22% 17,3% 41,3% Информация из справочников 5,3% 28% 22% 16% 28,7%
Обработаем данныйшкальный вопрос методом расчета традиционных статистических показателей:среднее значение, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации.Результаты приведены в таблице 9.
Табл.9
Факторы, оказывающиевлияние на принятие абитуриентами решения о выборе ВУЗаФактор Среднее значение СКО Коэффициент вариации Мнение моих друзей 3,47 0,086 0,029 Мое собственное решение 1,58 0,366 0,122 Мнение родителей 3,39 0,268 0,089 Мнение других родственников 3,71 0,288 0,096 Мнение студентов ВУЗА 3,286 0,263 0,088 Информация из интернета 3,14 0,264 0,088 Информация из газет 3,74 0,291 0,097 Информация из справочников 3,35 0,266 0,089
По результатампроведенного исследования и расчетов статистических показателей были полученыследующие выводы:
— мнение друзей скореене влияет на принимаемое решение. Причем мнение респондентов по этому вопросуоказалось максимально однородным (КВ-0,029)
— респондентыполагаются по большей части только на свое собственное мнение (73,3%). Среднеезначение – 1,58, а вот мнение было достаточно неоднородным КВ=0,122.
— мнение родителейскорее влияет на абитуриентов (35,3%), чем нет (КВ=0,089).
— мнение другихродственников абсолютно не влияет на принимаемое решение (36,7%), хотя мнениереспондентов было достаточно разрозненным (КВ=0,096).
— мнение респондентовотносительно степени влияния мнения студентов данного ВУЗа разделились: 26,7%сказали, что оно скорее влияет и 26% — что абсолютно не влияет (КВ=0,088).
— относительно степенивлияния информации из интернета мнения респондентов также разделились: 29,3%сказали, что она скорее влияет и 28% — затруднились ответить.
— как показалоисследование, информация из газет абсолютно не влияет на принимаемоеабитуриентами решение (41,3%), хотя мнение было достаточно разрозненным(КВ=0,097).
— информация изсправочников, по мнению респондентов, скорее влияет на их решение (28%).
Рассмотрим теперь,какие области знаний выбрали респонденты (рис. 17).
Четверть респондентоввыбрали такую область знаний, как менеджмент (25,3%). Далее следует экономика –17,3% и юриспруденция – 14%. Вот уже на протяжении нескольких лет данныеобласти выбирает большинство абитуриентов, считая их наиболее прибыльными,престижными и востребованными. Даже призывы в СМИ, что в настоящее времяпроизводство остро нуждается в специалистах технических областей, строителях,малярах и т.п. не оказывает влияния на абитуриентов. Скорее всего, это связанос тем, что респонденты считают эти специальности низкооплачиваемыми. Потому онивсе еще делают свой выбор в пользу экономики, менеджмента и юриспруденции.
образование услуга рынок мотивация
Рис.17
Рейтинг областейзнаний, выбранных респондентами
/>
Однако 14,7% и 13,3%респондентов хотят получать знания в области информатики и инженериисоответственно, что является положительной тенденцией на сегодняшний момент,т.к. именно в этих областях чувствуется недостаток квалифицированных кадров.
Эти данные подтверждаютполученную информацию о выбранных ВУЗах: МИЭТ и МГАДА как раз имеют всеперечисленные специальности.
Относительно ожиданийпо заработной плате в течение 1-2 лет после окончания ВУЗа мнения респондентовраспределились следующим образом (рис. 18).
Рис.18
Ожидания респондентовотносительно заработной платы
/>
Изэтой диаграммы видно, что мнение респондентов достаточно неоднородно. 26%ожидают получать 21-25 тысяч рублей после окончания ВУЗа, что вполнесоответствует действительности, т.к. работодатели не готовы платить высокуюзаработную плату выпускникам, тем более, если они не имеют опыта работы. 23,3%ожидают зарабатывать 26-30 тысяч рублей и, как ни странно, 13,3% респондентовотметили сумму в более 55 тысяч рублей, что скорее всего является достаточнозавышенной суммой для выпускника.
2.7Сравнительный анализ гипотез и данных, полученных в результате исследования
Проведенныйанализ собранной первичной информации позволил выявить основные тенденции,характеризующие различные факторы мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа. Всеони приведены в таблице 10 в сравнении с поставленными гипотезами.
Табл.10
Сравнительныйанализ гипотез и полученных данныхГипотезы Полученные данные Вывод 1. 97% учеников старших классов будет поступать в вуз 94,7% респондентов планируют поступать в ВУЗ Гипотеза частично подтвердилась 2. Наиболее важными причинами получения высшего образования являются: приобретение статуса дипломированного специалиста и знакомство с новыми людьми. Наиболее важные причины: мнение респондентов, что в жизни высшее образование необходимо и желание получить больше знаний по специальности, которая их интересует Гипотеза не подтвердилась 3. 85% абитуриентов определились с вузом. Наиболее популярными среди них в Москве являются: МГУ им.Ломоносова, МГИМО, МАИ; в Зеленограде – МИЭТ Наиболее популярные ВУЗы в Москве: МГУ им.Ломоносова, РГГУ, МАИ. В Зеленограде — МИЭТ Гипотеза подтвердилась 4. Определяющими факторами при выборе вуза являются: интересная специальность, возможность бесплатного обучения, местонахождение учебного заведения. Определяющие факторы: интересная специальность, возможность бесплатного обучения, наличие аккредитации Гипотеза подтвердилась частично. 5. Информацию о вузах абитуриенты будут узнавать из таких источников, как: справочники для поступающих в вузы, Дни открытых дверей, Интернет Наиболее популярные источники информации: Интернет, справочники для поступающих в ВУЗы, Дни открытых дверей Гипотеза подтвердилась 6. 84% абитуриентов хотели бы поступить только на бюджетное отделение Только на бюджетное отделение будут поступать 32,7% респондентов Гипотеза не подтвердилась 7. 80% абитуриентов знают, сколько стоит семестр обучения в выбранном ими вузе 16% респондентов знают сколько семестр обучения в выбранном ими ВУЗе Гипотеза не подтвердилась 8. 98% абитуриентов будут пытаться поступить сначала на очное отделение, 15% при неудаче будут поступать на вечернее отделение 84,7% респондентов будут поступать на очное отделение и 9,3% на вечернее Гипотеза не подтвердилась 9. 9% абитуриентов готовы заплатить 20-30 тыс. рублей за 1 семестр обучения, 5% — 30-40 тыс. рублей, 20% — 41-45 тыс. рублей, 23% — 40-50 тыс. рублей, 35% — 51-55 тыс. рублей, 8% — более 55 тыс. рублей.
40,7% — 20-30 тыс. руб.
24,7% — 31-40 тыс. руб.
10,7% — 41-45 тыс. руб.
8% — 46-50 тыс. руб.
5,3% — 51-55 тыс. руб.
10,7% — более 55 тыс. руб. Гипотеза не подтвердилась. 10. Собственное мнение абитуриентов и мнение родителей являются основополагающими при выборе вуза абитуриентами. Основополагающими при выборе ВУЗа абитуриентами является собственное решение и мнение родителей Гипотеза подтвердилась 11. Наиболее востребованными областями знаний являются: экономика, юриспруденция, менеджмент Наиболее востребованные области знаний: менеджмент, экономика, информатика, юриспруденция Гипотеза частично подтвердилась 12. 7% — 15-20 тыс. рублей, 18% абитуриентов ожидают зарабатывать 21-25 тыс. рублей в течение 1-2 лет после окончания вуза, 43% — 26-30 тыс. рублей, 8% — 31-40 тыс. рублей, 7% — 41-50 тыс. рублей, 17% — более 55 тыс. рублей
12,7% респондентов ожидают получать – 15-20 тыс. руб.
26%– 21-25 тыс. руб.
23,3% — 26-30 тыс. руб.
18,7% — 31-40 тыс. руб.
10% — 41-50 тыс. руб.
13,3% — более 55 тыс. руб. Гипотеза не подтвердилась
Заключение
Входе написания данной курсовой работы было проведено маркетинговое исследованиерынка образовательных услуг с целью определения мотивации абитуриентов привыборе высшего учебного заведения. В первой главе приводится анализ вторичнойинформации по данному рынку. Для сбора первичной информации респондентам(учащимся 9-11 классов школ г.Зеленограда) было предложено ответить на вопросыанкеты. После чего вся полученные данные приводилась к более сжатому виду ианализировалась во второй главе. В результате по итогам данного исследованиябыли сделаны следующие выводы:
· Существуеточень высокий спрос на высшее образование: 94,7% опрашиваемых планируетпоступать в высшие учебные заведения;
· Главнойпричиной получения высшего образования респонденты считают его необходимость вжизни;
· Важнейшимикритериями при выборе ВУЗа были названы: интересная специальность, возможностьбесплатного обучения, наличие государственной аккредитации у Вуза;
· Интернет,справочники для поступающих в ВУЗы, Дни открытых дверей – наиболее популярныеисточники информации для абитуриентов, на качество и полноту информации вкоторых учебным заведениям стоит обратить более пристальное внимание с цельюобеспечения максимальной осведомленности абитуриентов;
· Всвязи с уменьшением количества бюджетных мест и некоторым увеличением доходовсемей 57,3% респондентов при неудачном поступлении на бюджетное отделение,будут обучаться платно;
· Большинствореспондентов выбрали для поступления МИЭТ и МГАДА, что отвечает критериямналичия интересной специальности, государственной аккредитации, возможностибесплатного обучения;
· Привыборе ВУЗа абитуриенты в большинстве своем опираются на собственное решение имнение родителей;
· 40,7%респондентов готовы заплатить лишь 20-30 тысяч рублей за семестр обучения вВУЗе, что достаточно мало, учитывая, что стоимость обучения в ВУЗахг.Зеленограда в среднем 35 тысяч рублей;
· Большинствореспондентов хотели бы обучаться в таких областях знаний, как менеджмент, экономика,информатика, юриспруденция, несмотря на то, что в настоящее время наблюдаетсяизбыток в данных специалистах.
Такимобразом, данная работа наглядно иллюстрирует текущеесостояние информационного обеспечения абитуриентов, критерии выбора учебногозаведения, определяет степень влияния различных факторов на выпускников школ имногие другие показатели, рассмотренные в данном исследовании.
Результаты,полученные в ходе проведения данного исследования, можно использовать для болеедетального исследования, направленного на изучение мотивации абитуриентов как врамках Зеленоградского административного округа в целом и каждого района вчастности, так и близлежащих поселков.
Списоклитературы
1. Черчилль.Г.А. Маркетинговые исследования. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
2. ИгруноваО.М. «Методика и практика проведения маркетинговых исследований различныхрынков товаров и услуг». Ч. 1. М.: МГИДА, 2007. — 110 с.
3. Курслекций «Маркетинговые исследования», Игрунова О.М.
4. http://www.faito.ru/archnews/1200175649,1208640553
5. http://www.zelao.ru/ru/shownews/27/3735/
6. http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=5639
7. http://sociocom.ru/2008/06/10/vyisshee-obrazovanie-vazhnost-i-vozmozhnosti
8. http://www.ed.vseved.ru/school/education-article.php3
9. http://www.reitor.ru
10. http://www.marketologi.ru/lib/berezin/edulight.html
11. http://www.erudir.ru/ru/statinfo/listinfo/16209/