Реферат по предмету "История"


Завещание Пушкина. Духовный смысл русской истории

Коняев Н. М.
Такполучилось, что одновременно с другими работами, довольно много лет я занималсяисследованием судьбы генерала Власова. В результате, в издательстве «Вече»вышла моя книга «Два лица генерала Власова»…
Разумеется,я осознавал, что ни темой исторического повествования, ни выбором персонажаистории удивить при нынешней насыщенности книжного рынка невозможно, нодействительность превзошла все пессимистические ожидания. Почти одновременновышло еще три книги о генерале Власове…
Водной из них Власов предстает человеком, с курсантских лет озлобившимся насоветскую власть, задумавшим предать и в результате предавшим Родину…
Вдругой книге (Юрий Финкельштейн «Свидетели обвинения: Тухачевский, Власов идругие…», Журнал Нева, Санкт-Петербург Нью-Йорк, 2001) Власов изображен почтиидейным борцом со сталинизмом, перешедшим на сторону Гитлера, чтобы освободитьРодину от гнета Сталина.
Ну,а автор третьей книги, бывший редактор военно-исторического журнала ВикторФилатов попытался доказать, что Власов был тайным советским агентом, которогосам Сталин и заслал к немцам…
Впринципе, сейчас можно стать свидетелем такой сцены… Вы приходите в магазин испрашиваете книгу о генерале Власове. Продавец спрашивает, а про какого Власовавы хотите приобрести книгу? Про того, который предатель Родины или про того,который борец со Сталиным? Или может быть нужна книга про Власова — тайногоагента Сталина?..
1.
Нетсейчас никакой нужды обсуждать насколько соответствуют исторической правде этисрывающиеся то в откровенную русофобию, то в патриотическую шизофрениюизыскания.
Важнодругое. История как бы размягчается, становится текучей… Исподволь насаждаетсямноговариантность истории…
Несколькомесяцев назад, когда правительство решило упорядочить издание школьныхучебников истории, тема это прорвалась и на телеэкраны. Один директор школы,признался тогда, что, излагая историю Великой Отечественной войны, онрассказывает и о точке зрения господина Суворова, доказывавшего, дескать, этоне Германия напала на СССР, а СССР не успел напасть на Германию.
Говорилдиректор школы об этом с гордостью, что вот такой он замечательный педагог, нестесняет свободы учащихся, предоставляет им возможность самостоятельноговыбора…
Намой взгляд, это признание свидетельствует не о педагогических талантахдиректора школы, а о его духовной неразвитости и профессиональнойнепригодности. Уровень культуры этого директора школы настолько низок, что онне может отличить серьезное историческое исследование от политическогопамфлета.
Мневсегда было грустно смотреть на людей приводивших многочисленные факты и цифры,чтобы доказать, лживость утверждения Суворова. В результате эти оппонентыоказывались в хитрой, специально подстроенной ловушке, и вместо разоблаченияпамфлетиста, вынуждены были опровергать очевидные факты.
Отом, что СССР, действительно, готовится к войне даже и в песнях пели, про машины,которые в огне и блеска стали пойдут в яростный поход… Тут спорить с господиномСуворовым не надо. Разумеется, СССР, если бы события развивались как-то иначе,мог бы напасть на Германию.
Подлостьобмана господина Суворова в том, что он подменяет сослагательное наклонениедействительным. Возможный вариант развития событий уравнивает с тем, которыйбыл на самом деле.
Рассуждаяв духе Суворова, можно говорить о том, что после войны мы собирались напасть наАмерику, а Америка соответственно готовилась напасть на нас. И, в принципе, этобудет соответствовать действительности, для войны ведь и велась гонкавооружений.
Нопроисходит то, что происходит и ничего более…
Какиебы планы не разрабатывали в штабах, ни СССР не напал на США, ни США — на СССР.
СССР,разумеется, мог бы напасть при определенных условиях на Германию, но это —сослагательное наклонение. А в действительности случилось то, что случилось. 22июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР.
Разумеется,подобная метаморфоза политического памфлета в историческое исследование, какэто случилось с книгой господина Суворова, стала возможной лишь в том потокеисторической информации, который обрушился на нас за последнее десятилетие ипереработать который не способно не только обывательское сознание, но инаучно-общественная мысль.
Врезультате этот поток исторической информации и населили злые химеры, рожденныепопытками свести посредством истории какие-то национальные или политическиесчеты, в результате так легко вылепляются из недавней русской истории ипасторальные персонажи, и монстры преисподней…
Ноэто, что касается советской истории…
Междутем «поплыла» и более ранняя история, казалось бы, не столь зависящая отпартийных и национальных обид и амбиций.
2.
Искуспоиска исторических сенсаций охватил сейчас многих современных писателей.
Возьмем,например, роман интересного санкт-петербургского писателя Сергея Карпущенко«Лже-Петр, царь москвитов». В этом романе достаточно убедительно повествуется,что подлинный царь Петр Первый был подменен в Амстердаме шведским агентомШенбергом, и этот Шенберг и правил, преобразуя Русь. «Лже-Петр» первый роман вцикле романов Сергея Карпущенко «Эшафот для императора». В последующих романахподобному фантастическому переосмыслению подвергнуты и другие правители России…
Подобныйупрек можно было бы адресовать и роману известного московского писателяАлександра Сегеня «Тамерлан». Вымышленный персонаж, мирза Искендер, от лицакоторого — он пишет летопись подвигов Тамерлана — ведется повествование, походу развития сюжета, начинает заслонять подлинные исторические персонажи, иоказывает прямое и определяющее влияние на реальные исторические события. Так,например, оказывается, что благодаря мирзе Искендеру, русскому попроисхождению, и прервался в Ельце поход Тамерлана на Русь…
Разумеется,Искендер Александра Сегеня это не Шенберг Сергея Карпушенко, но тенденции тутсхожие. Писатели передоверяют вымышленным персонажам совершение подлинныхисторических деяний.
Впринципе, всегда существовало два принципиально различных подхода кисторической прозе. Основывались они на соотношении вымысла или так называемой,поэзии и самой исторической фактуры в романах.
РоманыЗагоскина, Лажечникова или, к примеру, «Князь Серебрянный» А. К. Толстого, привсех очевидных достоинствах, относятся к мелодрамам, написанным на фонеисторических событий. А вот «Борис Годунов» А.С. Пушкина, в литературныхдостоинствах которого тоже усомниться никак невозможно, это уже сама история…
Историческуюмелодраму, в духе Вальтера Скотта, пропагандировал и насаждал в России В.Г.Белинский, а подлинную поэзию истории — сам А.С. Пушкин. Он не подменялисторические персонажи выдуманными, а раскрывал в подлинности всю глубинупереживаемой ими драмы. Мелодрамы же, сколь бы не были разукрашены они все, безисключения, только более или менее удачные копии с западных первоисточников.Забегая вперед, можно сказать, что и сами исторические события, для авторовмелодрам только фон, на котором развертываются главные события их мушкетерскойистории, а для Пушкина православие — сущность переживаемой его персонажамидрамы.
Упомянутыенами авторы, а я взял лишь два, наиболее ярких, на мой взгляд, историческихромана последнего времени, выбрали жанр мелодрамы, и, удовлетворившись поэтикойисторического вымысла, пошли на этом пути значительно дальше авторовклассических мелодрам, они вообще отказались от поиска поэзии самойистории…Исторические события уже и не фон, а непосредственный результатвымышленных ими мелодрам.
Ночто говорить о художественной литературе, если сейчас широко издаются трудыпресловутого академика Фоменко, который с помощью изобретенных им«дубликаторов» старательно укорачивает и русскую и мировую историю, выстраиваеттома исторических изысканий, основываясь на созвучиях типа Батый-батя,Мамай-мама…
Совершеннонелепо анализировать эти построения, поскольку из разоблачений их уже сейчасможно собрать достаточно большую библиотеку. И тем ни менее, не смотря на всеобъемистые тома «Анти-Фоменко», сам Фоменко и его школа продолжают процветать…
Почемуэто происходит?
Нелепоутверждать, будто подобные упражнения на ниве русской истории отвечают наконкретные запросы каких-то общественных и политических сил. Но с другойстороны еще более нелепо предполагать, что эти эскапады в русскую историю —лишь результат художественных и научных исканий и никак не связаны с нашейдействительностью.
Увы…Само наша время затягивает нас в гиблую местность, где зыбко все, гдезамотанные бесконечными реформами, мы уже и не замечаем порою, что нравственныенормы, по которым живет наше общество, уже давно сместились за ту черту, где неможет быть никакой нравственности…
Сейчасчиновники открыто говорят с экранов телевизоров, что взятки берут все, кому ихдают, а откровенные воры и мошенники, не стесняясь, доказывают, что, дескать,воруют и мошенничают все, кто умеет воровать и мошенничать.
Чтобыподобные утверждения не вызывали сопротивления основной массы населения,которая не смотря на все демократические и рыночные эксперименты, сохраняетвнутреннюю порядочность, необходимо лишить эту массу последних нравственныхориентиров.
Вокружающей жизни, с рыночной системой ценностей, когда даже господин Степашинпризнает, что по данным Счетной палаты более половины приватизационных сделок вРоссии совершены с нарушением закона и являются мошенническими, такихнравственных ориентиров не найти. Безотносительно от оценки деятельности Путинаследует признать, что его правление лишает общественное сознание россиянпоследней надежды на торжество справедливости и закона… Как ни парадоксально,но это, почему-то названное прагматичным, правление в духовном смысле являетсяапофеозом беззакония.
Гдеже еще можно искать нравственную опору?
Вцеркви?
Нонаша Церковь пока еще по-прежнему остается запуганной и униженной, любаяпопытка ее увеличить свое влияние на общество пресекается потоками клеветы иугроз… А сама православная мораль агрессивно и злобно теснится в сознании людейпотребительской идеологией, внедряемой нашим телевидением, его развлекательнымипрограммами и рекламой…
Изначит остается только история православной Руси, где любой даже и не пришедшийв церковь человек может отыскать образцы достойного русского человекаповедения…
Итак,можно говорить, что сейчас существует совершенно четкий, как говорили в прежнеевремя, социальный заказ на то, чтобы уничтожить, измарать, все то светлое ичистое, что накоплено мировой и русской историей. Ну, а поскольку не всегдапредставляется возможным сделать это, то можно запутать человека, подменитьдействительность сослагательным наклонением, убедить читателя, что хотя былотак, но могло быть и иначе, и, может быть, иначе и было…
Ивообще, рассуждают эти строители гражданского общества, каким вы хотите видеть,того или иного персонажа, про такого и читайте…
Да,может быть, и были честные люди на Руси…
Норазве их не могли выдумать в целях пропаганды? А раз могли выдумать, значит, ивыдумали, а на самом деле у нас всегда воровали и мошенничали все, кто умеетворовать и мошенничать, а взятки брали все, кому их давали…
Ивсе это делается с совершенно определенной целью… Строителям так называемогогражданского общества необходимо легализовать безнравственность, ибо толькоразрушение нравственных норм и может придать легитимность приобретениям,сделанным классом мошенников за последние десятилетия…
Забегаявперед, скажем, что это бесперспективно.
Бесперспективнылюбые попытки узаконить свои приобретения, обращая нравственное и историческоепространство вокруг в болотную зыбь. Эта болотная зыбь прежде всего самогообладателя приобретенного состояния и поглотит.
3.
Поэтому-то,рассчитывая именно на здравый смысл наших сограждан и в том числе и тех из них,кто сконцентрировал в своих руках материальные богатства, и полагаю я, что нашеобщество должно и способно противостоять попыткам разрушения нашей нравственностии исторической памяти.
Назреловремя говорить об охране нашей истории.
Разумеется,это звучит нелепо, если вспомнить, что при советской власти до того доохранялиее, что в тайну превратилась, кажется, и сама история. Еще более нелепымистановятся эти слова, когда уразумеваешь, что историческая цензура не советскойвластью была изобретена.
Еслимы сравним рекордсменов советского «непечатания» Михаила Булгакова, АндреяПлатонова, Николая Гумилева с запрещенными писателями дореволюционной поры, торазница будет такая же, как между юношами-третьеразрядниками и гроссмейстерами.
Книга«Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого была напечатана триста пятьдесятлет спустя после создания, «Житие протопопа Аввакума» — спустя двести лет.
Япривожу примеры лишь самых главных русских книг. Книг, которые все столетиязапрета продолжали жить сотнями и тысячами копий тогдашнего самиздата.
Икогда мы посмеиваемся над панегириками советских литераторов В.И. Ленину, И.В.Сталину или Л.И. Брежневу, не будем забывать, что это наивный детский лепет посравнению с тем культом, которым окружала себя династия Романовых.
Придуманныедесятилетия спустя легенды и мифы вращивались в историю, как историческиефакты, а подлинные события, невыгодно рисующие роль Романовых, старательнозамалчивались и искажались.
Ипрежде всего это касается отношений Романовых с Русской Православной Церковью,неприятия ими русского национального характера, обычаев русского народа.
Перипетиижестокой борьбы, что велась фактически до начала правления Николая Первого,дворянская литература и историография старательно обходила.
Неслучайно «История государства Российского» Н.М. Карамзина обрывается передизбранием Михаила Романова на царство.
Увы…
Честноесердце автора «Истории государства Российского» не вмещало того, что произошлов правление первых Романовых. Чтобы рассказать обо всех перипетиях их борьбывначале с православием, с Россией, а потом и со своей собственной семьей, нужнобыло обладать совсем другим темпераментом, нежели был у автора «Бедной Лизы».
Наверное,Карамзину наиболее сложно было преодолеть инерцию православного пиетета кцарствующим особам. Верховная царская власть всегда почиталась православнымилюдьми, как Божие дарование и Божие благословение. Отвержение Божественного происхожденияи священных прав царя считается грехом. Православная Церковь ранее подвергалачеловека за такой грех анафеме.
Неподвергая в принципе сомнению эти заповеди и установления, нужно сказать, чтообъективное исследование событий русской истории, связанных с недостойнымповедением тех или иных коронованных Романовых, как правило, неизбежно будетначинаться с рассказа об оскорблении самими Романовыми своего сана, отказа имиот Божьего благословения.
Вспомнитео том же Петре I, который сменив царские одеяния на блузу амстердамскогоплотника, меняется и внутренне, усваивая образ жизни посетителя портовыхкабаков, а не русского царя. О его всешутейших соборах, являющихсянадругательством над обычаями и установлениями Церкви и говорить не приходится…
УН.М. Карамзина не было возможности оглянуть весь путь пройденный династиейРомановых, Божие Суды еще не совершились над этой династией, и тем ни менее ужеи у Карамзина отношение к оценке роли Романовых в русской истории не былооднозначным. Это ведь он и сказал: «Мы стали гражданами мира, но перестали бытьв некоторых случаях гражданами России — виною Петр!»
4.
Совершенноочевидно, что, если и говорить об охране отечественной истории, нужно идти непо пути запрета тех или иных изысканий, не по пути сокрытия историческихфактов, а наоборот… Нужно пресекать очевидную ложь, нужно очистить нашуисторию, как от советской, так и от романовской мифологии.
Иу нас есть на этом пути достаточно надежный путеводитель.
ЭтоПушкин. Именно у него находим мы еще более определенное и глубокое пониманиероли Романовых в русской истории, нежели у Карамзина…
Впрочем,иначе и не могло быть.
«Пушкин…— по словам Н.В. Гоголя, — есть явление чрезвычайное и, может быть,единственное явление русского духа»
Чудеснымобразом Пушкину удалось соединить в своем творчестве высочайшую европейскуюкультуру, с ее культом человеческой личности, и русскую, возведенную нафундаменте Православия духовность, казалось бы, безвозвратно утраченную Россиейпосле реформ первых Романовых. В Пушкине соединилась культура дворянская икультура народная; Святая Русь, разрушенная Романовыми, и Россия, выстроеннаяПетром и его преемниками.
Ф.М.Достоевский, завершая свою знаменитую речь, сказал удивительные слова: «Жил быПушкин долее, так и между нами было бы, может быть, меньше недоразумений испоров, чем видим теперь».
Мысльэта справедлива не только для лета 1880 года, когда была высказана, но и длянаших, начала третьего тысячелетия дней. Вот только в отличие от Ф.М.Достоевского, оправданий собственным недоразумениям и спорам нам найти труднее.Мы уже не можем сказать, что Пушкин «бесспорно унес с собою в гроб некоторуювеликую тайну»…
Сейчас,когда опубликован весь Пушкин, мы видим то тут, то там заботливо и мудрорасставленные вешки, ориентируясь по которым, мы, если и не постигаем самутайну Пушкина, то можем догадаться, на отвержении каких лже-истин строитсянаполненный горним светом мир пушкинской поэзии.
Такиевешки находим мы, например, в записи остроумного, на французском языке,разговора с великим князем…
«Выистинный член вашей семьи… — сказал тогда Пушкин великому князю, — tоus lesRomanof sond revolutionnaires et niveleurs (все Романовы революционеры иуравнители)» (Пушкин. Госиздат «Худ литература», М., 1936, т.6, стр.421.)
Или,например, в письме к Чаадаеву…
«Русскоедуховенство до Феофана было достойно уважения, — пишет в нем Пушкин, — ононикогда не осквернило себя мерзостями папства и, конечно, не вызвало быреформации в минуту, когда человечество нуждалось в единстве».
Речьздесь идет о бывшем иезуите Феофане Прокоповиче — видном деятеле Петровскойэпохи, составившем по указанию Петра I, «Духовный регламент», который и лег воснование учиненной Петром реформы Русской Православной Церкви…
Пушкин,в отличие от многочисленных церковных и нецерковных историков, четко и ясноуказывает, что деятельность Феофана переломила жизнь Русской Церкви…
ДоФеофана русское духовенство, по Пушкину, достойно уважения. А после Феофана?Ответ ясен из самого построения фразы. Отмена патриаршества, а заодно и тайныисповеди, осуществленные Петром I и Феофаном Прокоповичем, подорвали самуоснову, на которой стояла православная Русь.
Оговоримсяпри этом, что Пушкин говорил так только о современной ему Церкви, уже ощутившейв самой тайной своей глубине удары, которые были нанесены Петром и Феофаном, иеще не успевшей до конца оправиться от них…
Стольже существенно и замечание Пушкина по поводу революционности первых Романовых.Они боролись за русский престол и принимали царский венец, но не столько дляуправления Россией, сколько для насильственного революционного реформированияее…
5.
Подобныхзнаков, расставленных на пушкинских страницах, достаточно много, и в каком-тосмысле эти беглые замечания Пушкина можно считать его завещанием нам.
Всоставленной, по просьбе императора Николая I, Записке «О народном воспитании»Пушкин говорил:
«Историяв первые годы учения должна быть голым хронологическим рассказом происшествий,безо всяких нравственных или политических рассуждений. К чему даватьмладенствующим умам направление одностороннее, всегда непрочное? Но вокончательном курсе преподавание истории (особенно новейшей) должно будетсовершенно измениться. Можно будет с хладнокровием показать разницу духанародов, источника нужд и требований государственных; не хитрить; не искажатьреспубликанских рассуждений, не позорить убийства Кесаря, превознесенного 2000лет, но представить Брута защитником и мстителем коренных постановленийотечества, а Кесаря честолюбивым возмутителем…» (Пушкин, Госиздат «Худ.литература», М., 1936, т. 6, стр. 432).
Речьтут идет не только о римской истории, вернее совсем не о римской истории…
Пушкинговорит, завершая свою Записку: «Изучение России должно будет преимущественнозанять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить отечествуверою и правдою, имея целью искренно и усердно соединиться с правительством ввеликом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствоватьему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве…» (стр. 433).
Справедливопредположить, что Пушкин распространял и на русскую историю призыв «не позоритьубийство кесаря». Он считал, что и в русской истории не надобно прибегать колжи и искажениям, даже если это и надобно для воспитательных целей.
Руководствуясьэтими пушкинскими пожеланиями, и нужно снова вглядеться в хорошо знакомыесобытия русской истории…
Замечателенпризыв Пушкина, начинать изучение истории с голого хронологического рассказапроисшествий, безо всяких нравственных или политических рассуждений…
Этотсовет может показаться слишком простым и даже очевидным… И он и в самом делепрост…
Тольконужно помнить, что это Пушкинская простота, та простота, овладение которойтребует глубоких знаний, мужества, а главное — свободы.
Покачеловек не перестанет быть рабом своих симпатий, предпочтений и дорогих егосердцу обольщений, он не способен будет пойти по указанному великим Пушкинымпути…
Спросят,а зачем это нужно? Спросят, зачем нам отходить от наработанных дворянскойисториографией схем? Это ведь и для души —  спокойнее и для национальногосамолюбия приятнее, когда, обходя все острые углы, сосредотачиваем мы вниманиена грандиозных успехах, достигнутых Петром I и его наследниками в военном игосударственном строительстве.
Успехиэти ведь, действительно, неоспоримы…
Всеверно… Весь вопрос в цене, которой были оплачены эти успехи.
И,конечно, вопрос в цели…
Русскимтрудом и русской кровью воздвигалась могущественнейшая империя, чтобы основнаячасть населения, сами русские, находились в рабстве в своей собственной стране.
Национальнаяэнергия преимущественно оказалась направлена на приобретение все новых и новыхтерриторий, а на обустройство и развитие того, что уже есть, сил зачастую неоставалось…
Длятого чтобы попытаться стряхнуть с себя завораживающий, но гибельный дурмантакого развития страны, такого предназначения народа, мы и должны освободитьсяот лживых, хотя, может быть, и удобных схем…
6.
Сейчас,действительно, счастливое время. Сейчас тот редкий момент свободы, когдасобытия нашей истории могут быть проанализированы не с точки зрения идеологовПолитбюро, не в соответствии интересам дома Романовых, а объективно, с точкизрения православной истории нашего Отечества.
ВПервом послании к коринфянам Апостол Павел пишет:
«Нехочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком ивсе прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все елиодну и ту же духовную пищу; и все пили одно и тоже духовное питие; ибо пили издуховного последующего камня; камень же был Христос.
Аэто были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они былипохотливы. Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам,достигшим последних веков…»
Словаэти — воплощенная Истина.
Иколи образы прошлого даются в поучение нам Богом, то справедливо предположить,что все, кто пытается перекрасить эти образы, представить их иными, принадлежатк лагерю противника Божия. Сатана всегда противостоял Богу, тьма — свету, ложь— правде.
Есливдумаемся в слова Апостола, то поймем, что грех не в том, чтобы открытымиглазами вглядываться в подлинные облики персонажей истории, различая в нихнеприятные нам черты, грех в том, чтобы, теша свои иллюзии, оставить русскуюисторию в злом плену наработанных за много столетий схем.
Недля того нужно противопоставить легендам и мифам правду о том же Петре Первом,чтобы очернить образ главного переустроителя русской жизни, а для того, чтобыизбавиться от нелепого, много столетий подряд навязываемого нам убеждения,будто можно совершить что-то хорошее и полезное для страны, если ненавидишь ееобычаи, если осмеиваешь ее веру, если презираешь любое проявление русскости…
Мыдолжны понять, что если бы не был укоренен в русское общественное сознаниенелепый миф о благодетельности правления Петра I для России, может быть, и не приходилибы к власти в нашей стране такие деятели, как Ленин и Троцкий, Горбачев иЕльцин…
Мыдолжны ясно осознать, что без постижения своей истории мы никогда не сможемпонять, что же все-таки хочет от нас, русских, Господь, никогда не сможемвыбраться на свой, истинный путь, с которого стараются сбить нас.
Увы…Злое влияние обаянников продолжает действовать на нас, и никакого нравственногоочищения не может произойти с нами, пока мы не увидим в свете Истины подлинныелица этих людей.
Икогда начинают вестись разговоры о какой-то новой национальной идее, всегданужно помнить, что ее нельзя возвести на мифах и заблуждениях. Как известно,нация это не то, что народ думает сам о себе, а то, что Бог думает про него…
7.
Завершаяэти размышления, хочется напомнить евангельскую историю, в которой зломугонителю христиан Савлу явился Господь и сказал:
—Тяжело тебе, Савл, против рожна идти…
Русскуюнациональную идею, на мой взгляд, сейчас — увы! — можно уподобить этому Савлу.
Пороюмы удивляемся, что и до революции, и при большевиках, и сейчас, когда вчерашняяпартноменклатура возглавила строительство капитализма, на любом — не зависимоот общественного строя — отрезке нашей истории, для воплощения национальнойидеи в жизнь зачем-то требуют правители и идеологи от народа терпения,напряжения сил.
Нобез этого и невозможно, пока наша национальная идея остается Савлом. Это ведьГосподь говорит, тяжело, дескать, тяжело тебе, Савл, против рожна идти…
Оченьтяжело…
Аглавное — не нужно идти…
Исовершенно безразлично должно быть для нас, какой будет Россия:коммунистической или капиталистической, демократической или монархической.Важно, чтобы она стала, наконец, русской и православной. А нерусский коммунизм,не вполне православную монархию, нерусскую демократию и капитализм — мы ужепроходили…
Ине так страшны потери, как гипноз потерь.
Кактолько русская идея превратится из Савла в Павла, мы перестанем осознавать себяпобежденными, и тогда и одержим, может быть, самую главную в своей историипобеду… Тогда мы и сумеем восстановить и промышленность, и сельское хозяйство,и армию, которая способна будет не только терпеливо и покорно сносить насмешкии нищету, но и выигрывать войны…
«Ананияпошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус,явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел иисполнился Святого Духа.
Итотчас как бы чешуя отпала от глаз его; и вдруг он прозрел и вставкрестился...»
Вчитываешьсяв строки Деяний апостолов и кажется, что не только в Дамаске два тысячелетияназад происходило это, но и сейчас происходит с каждым из нас…
Имы должны сделать все, чтобы отпала «чешуя от глаз» и, прозрев, увидели бы мыто, что должны увидеть…
Уразумев,что невозможно одновременно любить Россию и В. И. Ленина, что невозможно бытьправославным человеком и восторгаться Петром Первым, мы вырвемся не только изнынешнего состояния размытости и зыбкости нашей истории, но и получимвозможность воспитать цельные, способные к позитивному преображению нашейстраны характеры.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гражданское право (лекции)
Реферат НТП суть и роль в экономике
Реферат Твердые бытовые отходы: мусоросжигание
Реферат Влияние бюджетного дефицита на качество жизни населения на примере муниципального образования Пушкинского района
Реферат Природо-економічна характеристика Індії
Реферат Микромицеты воздуха жилых и нежилых помещений
Реферат І. О. Помазан історія зарубіжної літератури
Реферат Философия и ее роль в жизни общества
Реферат Fun Essay Research Paper Why not just
Реферат Черкасская оборона 1918 1919
Реферат Синдром Дисфагия Принципы диагностики и лечения Организация сестринского процесса
Реферат Отраслевая и производственная специализация экономического района Теннеси
Реферат Географічний опис Литви
Реферат Правительство РФ высший орган исполнительной власти.
Реферат Расчет апериодического каскада усилительного устройства