Творец всегда изображается в своем творении и часто против воли своей По одному или нескольким произвед
«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение — значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности», — сказал В.Г. Белинский.
Особенность жанрово-родовой принадлежности романа заключается в том, что это «не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Это свидетельствует о преобладании лирического начала в романном повествовании, главенствующей роли автора в романе, его роли как лирического центра повествования.
Своеобразие «свободного романа» определило наличие и обилие в нем лирических отступлений. Они представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию.
С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе. Автор подмечает те черты, которые роднят его с героем (внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», дамам на балах), но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. В отношении к природе Автор и Онегин не похожи друг на друга. Автор видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций: «Я был рожден для жизни мирной, //Для деревенской тишины». И тут же отмечает: «Цветы, любовь, деревня, праздность,// Поля! Я предан вам душой// Всегда я рад заметить разность// Между Онегиным и мной».
Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Автор размышляет в своей судьбе: «Ужель и прям и в самом деле// Без элегических затей// Весна моих промчалась дней?// (Что я шутя твердил доселе)?// И ей ужель возврата нет?// Ужель мне скоро тридцать лет?».
В лирических отступлениях романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа и к жизни. Эти отступления позволяют ярче представить образ поэта.