Реферат по предмету "Маркетинг"


Среда маркетинга

--PAGE_BREAK--Научно-технический прогресс сталкивается с оппозицией со сто­роны тех, кто видит в нем угрозу природе, угрозу вторжения в личную жизнь, угрозу всему естественному и даже самой челове­ческой природе. Различные группы выступают против строительства атомных электростанций, высотных зданий, аттракционов и развлечений в национальных парках. Деятелям рынка необходимо разбираться в изменениях, происходящих в научно-технической среде, и в том, как новая техника и технология могут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих нужд. Им нужно работать в тесном контакте со специалистами сферы НИОКР и стимулировать их на проведение исследований, в большей мере нацеленных на рынок. Они должны чутко реагировать на возможные негативные аспекты любой новой идеи, которые могут обернуться ущербом для пользователей и вызвать их недоверие и противодействие.
1.3. Политический фактор  На маркетинговых решениях сильно сказываются события, про­исходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп обще­ственности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества.
Законодательство по регулированию предприни­мательской деятельности. С течением времени растет число законодательных актов, регулирующих предприниматель­скую деятельность. Появились они в силу самых разных причин. Первая причина-необходимость защитить фирмы друг от друга. Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализо­вать ее. Если им что-то угрожает, они тотчас показывают «зубы».
Следовательно, законы принимают, чтобы дать определение понятию «недобросовестная конкуренция» и предотвратить ее про­явления. За соблюдением этих законов следит Антимонопольный комитет при ГосДуме РФ.
Вторая причина государственного регулирования — необходи­мость защиты потребителей от недобросовестной деловой прак­тики. Некоторые фирмы, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен. С недобросовестной практикой по отношению к потребителям борются, используя соответствую­щие законы, различные государственные учреждения. Многие управляющие приходят в ярость при появлении любого нового закона, защищающего права потребителей, и тем не менее среди них есть и такие, которые заявляют, что «… появление консюмеризма было, пожалуй, лучшим из всего происшедшего… за послед­ние 20 лет». ( Консюмеризм — организованное движение защиты интересов и прав потребителей, связанное с обеспечением физической безопасности потребителей, защитой их экономических интересов, борьбой с выпуском недоброкачественной продукции, недобросовестной конкуренцией и т.д. )
Третья причина введения государственного регулирования — не­обходимость защиты высших интересов общества от разнуздан­ности предпринимателей. Ведь предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни. По мере ухудшения состояния окружающей среды будут вводиться новые законы или ужесточаться положения старых. Руководителям биз­неса приходится внимательно следить за всем, что происходит в сфере законодательство, при планировании товаров и разработке маркетинговых программ.
Руководитель маркетинга должен хорошо знать федеральные законы, охраняющие добросовестность конкуренции, интересы по­требителей и высшие интересы общества, а также законы субъектов РФ и местные законы, под действие которых подпадает его маркетинго­вая деятельность в том или ином районе.
1.4. Экономический фактор Помимо самих людей, для рынков важна еще и их покупатель­ная способность. Общий уровень покупательной способности зави­сит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономиче­ские спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов.
Ответной реакцией многих американцев на сегодняшнюю экономическую конъюнктуру стал более осторожный подход к совершению покупок. Чтобы сэкономить деньги, они стали поку­пать больше товаров «магазинных марок» и меньше товаров «общенациональных марок». Многие фирмы стали выпускать «эко­номичные» варианты своих товаров, а в рекламных обращениях делать упор на привлекательность цен. Некоторые потребители отложили покупки товаров длительного пользования, другие — на­оборот, ускорили их из-за опасений, что в следующем году цены поднимутся. Многие семьи почувствовали, что большой дом, две машины, путешествия за границу и получение высшего образования в частных учебных заведениях им уже не по карману.
Деятели рынка должны обращать внимание и на характер распределения доходов. А распределение доходов в Российской Федерации до сих пор носит крайне неравномерный характер. Лиди­руют потребители, принадлежащие к высшему классу, на характере затрат которых никоим образом не сказались последние события в экономике и которые остаются основным рынком сбыта предметов роскоши (таких, как автомобили стоимостью от 100 тыс. долл. и выше) и дорогостоящих услуг (таких, как круго­светные морские путешествия стоимостью от 10 тыс. долл. и выше).
Затем идут потребители среднего класса, несколько ограничи­вающие себя в расходах, но все равно чувствующие себя вполне уютно и способные приобретать дорогую одежду, антикварные изделия, второй катер или второй дом. Рабочий класс практически не должен выходить за рамки приобретения самого необходимого из пищи, одежды и крова и должен всеми силами стараться что-то сэкономить. И наконец, представители низших слоев общества (люди, живущие на пособия по социальному обеспечению), а также многие пенсионеры вынуждены считать каждую копейку при соверше­нии даже самых необходимых покупок.
Деятели рынка должны учитывать и географические различия в структуре распределения доходов. (Скажем, один город  стре­мительно растет, в то время как другой хиреет.) Они должны сосредоточивать свои усилия на районах, открывающих самые перспективные возможности.
1.5. Природный фактор В 60-х годах проявилось растущее беспокойство общественности по поводу того, не разрушает ли промышленная деятельность в развитых государствах окружающую природную среду. В своей книге «Безмолвная весна» Рейчел Карсон рассказала об ущербе, наносимом воде, почве и воздуху определенными отраслями про­мышленной деятельности. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые  фирмы производят и предлагают рынку.
Дефицит некоторых видов сырья. Вода и воздух могут показаться неисчерпаемыми видами природных ресурсов, но неко­торые группы защитников окружающей среды видят в перспективе угрозу и для них. Эти группы выступают за запрещение продажи '' некоторых препаратов в аэрозольной упаковке, поскольку они могут нанести потенциальный вред слою озона в атмосфере. А с водой в ряде районов мира проблемы возникли уже сегодня. Использование возобновляемых ресурсов, таких, как лес и про­довольствие, требует внимания. Чтобы сберечь почву и обеспечить достаточное количество лесоматериалов для удовлетворения спроса в будущем, фирмы, занимающиеся лесоразработками, должны  восстанавливать насаждения на вырубленных площадях. Снабжение — продовольствием может стать крупной проблемой, поскольку размеры сельскохозяйственных угодий ограничены и все больше земель отводится под жилищное строительство и для коммерческого использования.
Серьезная проблема возникает в связи с истощением таких невозобновляемых ресурсов, как нефть, каменный уголь и другие полезные ископаемые. Сегодня, кажется, уже ощущается нехватка платины, золота, цинка и свинца… К концу столетия даже при росте цен дефицитными могут стать серебро, олово и уран. При сохранении нынешних уровней  потребления к 2050 г. могут истощиться запасы и ряда других полезных ископаемых. Даже при наличии исходного сырья деятельность фирм, использующих дефицитные полезные ископаемые, может осложниться и потребовать гораздо больших расходов. А переложить эти издержки на плечи потребителя будет, вероятно, нелегко. Фирмы, занимающиеся научно-исследовательскими и изыскательскими работами, могут частично снять остроту проблемы, открыв новые ценные источники сырья и создав новые материалы.
Вздорожание энергии. Самая серьезная проблема обеспече­ния экономического развития в будущем возникла в связи с одним яз невозобновляемых видов природных ресурсов — нефтью. Эконо­мика ведущих промышленно развитых стран мира во многом зависит от поставок нефти, и до тех пор, пока не будут найдены экономически выгодные заменители этого энергоносителя, нефть будет продолжать играть доминирующую роль в мировой политике и экономике. Высокая стоимость нефти  породила Лихорадочные поиски альтернативных энергоносителей. Снова стал популярным каменный уголь, ведутся исследования по изысканию практических путей использования солнечной, ядерной, ветровой и прочих видов энергии. Только в области использования солнечной энергии сотни фирм предлагают оборудование для обогрева жилых помещений и прочих целей ".
Рост загрязнения среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной среды. Подумайте об удалении отходов химических и ядерных производств, об опас­ном уровне содержания ртути в водах морей и океанов, о содержа­нии ДДТ и других химических загрязнителей в почве и продуктах питания, а также о засорении среды бутылками, изделиями из пластмасс и прочими упаковочными материалами, не поддающи­мися биохимическому разложению.
Озабоченность общественности открывает перед чутко реаги­рующими на обстановку фирмами хорошую маркетинговую воз­можность. Создается емкий рынок средств по борьбе с загрязне­нием, таких, как скрубберы и агрегаты, работающие по техно­логии рециркуляции исходных материалов. Начинаются поиски альтернативных способов производства и упаковки товаров без нанесения вреда окружающей среде.
Решительное вмешательство государства в про­цесс рационального использования и воспроиз­водства природных ресурсов. Руководство службой мар­кетинга должно держать в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей среде. В этом смысле предпринимательская деятельность наверняка окажется под сильным контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Вместо того чтобы противиться всем формам регулирования, биз­нес должен участвовать в поисках приемлемых решений стоящих перед страной проблем снабжения материальными ресурсами и энергией.
Ужесточение экологических требований к продукции и производственному процессу – реалии современного рынка, с которыми нельзя не считаться. Обеспечить их выполнение можно только посредством экологизации самого производства. Более того, все чаще зарубежный покупатель проверяет не только экологическое качество продукции, но и экологические условия ее производства (даже сырья). За поражением в конкурентной борьбе на внешнем рынке все чаще следует вытеснение с внутреннего. Для предприятия пренебрежение экологией сегодня – это экономический крах завтра.
Производителям, которые не используют экстенсивные и разрушительные технологии, приходится через некоторое время закрывать производство, ввиду невозможности конкурировать с дешевой импортной продукцией. Наиболее остро экологическая аргументация внедряется в рыночные взаимодействия производителей и потребителей автомобильной промышленности, продуктов питания, бумаги, бытовой химии и др.
Мощным фактором влияния на позиции некоторых товаропроизводителей и государств стала такая по своей сути транснациональная компания как «Greenpeace». Эта организация начала свою природоохранную деятельность в 1971 г. с акций против ядерных испытаний в США. В 1975 г. она вступила в многолетнюю эпопею по дискредитации китобойного промысла. За почти 30-летнюю историю борьбы за сохранение окружающей среды деятельность «Greenpeace» прямо или косвенно ставила на грань разорения одни компании и прямо или косвенно приносила доходы другим. Однако «Greenpeace» всегда оставалась независимой организацией.
1.6. Культурный фактор Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осозна­вая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим себе и взаимоотношения друг с другом. На принятии маркетинговых решений могут сказаться следующие осо­бенности культурного уклада.
Стойкая приверженность основным традицион­ным культурным ценностям. В рамках конкретного общества люди придерживаются множества взглядов и ценностей. Для основных взглядов и ценностей характерна высокая степень устойчивости. Например, большинство россиян верят в необ­ходимость работать, вступать в брак, совершать благотворитель­ные пожертвования, быть честным. Эти верования формируют более специфические отношения и более специфическое поведение в влияют на их конкретные проявления в повседневной жизни. Основ­ные традиционные взгляды и ценности передаются от родителей к детям и подкрепляются деятельностью основных институтов об­щества — законами, церковью, системой предпринимательства и государственной властью. Второстепенные верования и ценности подвержены изменчивости в большей степени. Вера в институт брака первична, а вот уверенность в необходимости раннего вступ­ления в брак вторична. Сторонники теории планирования семьи могут добиться большего успеха, проповедуя идею более позднего вступления в брак, чем идею отказа от брака вообще. У занимаю­щихся маркетингом есть некоторые шансы добиться изменения вторичных ценностей, но почти никаких шансов добиться изменения  первичных.
Субкультуры в рамках единой культуры. В любом обществе существуют субкультуры, т.е. группы людей с общими системами ценностей, возникших в результате общности их жизненного опыта или обстоятельств. Кришнаиты, подростки, хиппи,  — все они являются представите­лями разных субкультур, приверженцы которых имеют общие верования и предпочтения, отличаются сходным поведением. Дея­тель рынка может выбрать ту или иную субкультуру в качестве целевого рынка, основываясь на нуждах и характеристиках покупа­тельского поведения ее сторонников.
Временные изменения вторичных культурных ценностей. Несмотря на значительную стабильность первич­ных ценностей, в культурной среде все же происходят изменения. Деятели рынка кровно заинтересованы в предугадывании культурных сдви­гов для своевременного выявления новых маркетинговых возмож­ностей. Например, уже в течение многих лет растет процент людей, высоко ценящих физическую подтянутость и здоровье, особенно в возрастной группе до 30 лет. Деятели рынка наверняка воз­намерятся удовлетворить эту тенденцию, предлагая соответствую­щие товары и распространяя соответствующую информацию.
Основные культурные ценности общества находят выражение в отношениях людей к самим себе, к другим, к бытующим в обществе институтам, обществу в целом, природе и мирозданию.
Отношение людей к самим себе. Люди отличаются друг от друга степенью сосредоточенности на удовлетворении личных желаний в противовес заботам об интересах других. Сегодня многие сосре­доточились на удовлетворении собственных стремлений. Некото­рые ищут удовольствий, развлечений, перемен, бегства от действи­тельности. Другие жаждут самоусовершенствования и вступают в группы здоровья или религиозные общины.
Маркетинговых последствий теории «общество-это я» множе­ство. Люди пользуются обычными и марочными товарами и услугами в качестве средств самовыражения. Они покупают авто­мобили «своей мечты», отправляются в отпуск «своей мечты». Они проводят больше времени на открытом воздухе, за деятель­ностью, способствующей укреплению здоровья (бег трусцой, тен­нис), занимаясь самоанализом, искусством, ремеслами. У индуст­рии досуга (водные прогулки, занятия искусством, ремеслами, спортом) хорошие перспективы роста в обществе, члены которого ищут самоудовлетворения.
Взаимоотношения людей друг с другом. По степени общитель­ности люди бывают разные от затворников, избегающих всякого общения, до ярых коллективистов, чувствующих себя счастливыми и жизнерадостными только в окружении других.
Отношение людей к общественным институтам. Люди отли­чаются друг от друга своим отношением к корпорациям, государст­венным органам, университетам и прочим институтам. Большин­ство приемлет эти институты, хотя некоторые относятся к ряду из них весьма критически. В целом люди готовы потрудиться на благо основных институтов и ждут, что те в свою очередь выполнят свои общественные обязанности. И тем не менее отмечается спад привер­женности общественным институтам. Им отдают меньше усилий, меньше верят в них. Расшатываются устои трудовой этики.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Отсюда следует несколько выводов для системы маркетинга. Фирмам нужно изыскивать новые пути завоевания доверия потре­бителей. Им нужно пересматривать свои рекламные коммуникации, удостоверяясь в честности своих обращений. Им нужно пересматри­вать разные аспекты своей деятельности, убеждаясь, что они пред­стают перед общественностью как «добропорядочные организации, преисполненные гражданской ответственности».
Отношение людей к обществу. По отношению к обществу, в котором они живут, люди занимают разные позиции- от патрио­тов, выступающих в его защиту, до реформаторов, желающих изменить его, и недовольных, желающих его покинуть. Отмечается тенденция ослабления патриотизма и усиления критики курса страны. Отношение людей к своему обществу сказывается и на структуре потребления, и на объеме сбережений, и на взглядах на рынок.
Отношение людей к природе. Различаются люди по своему отношению к миру природы. Некоторые чувствуют себя во власти природы, другие — в гармонии с ней, третьи стремятся подчинить ее себе. Отмечается долговременная тенденция подчинения природы человеком с помощью науки и техники и его вера в изобилие природных ресурсов. Однако в последнее время люди стали осознавать, хрупкость природы и ограниченность ее ресурсов, стали осознавать, что человеческая деятельность может погубить природу или нанести ей вред.
Любовь к природе ведет к росту популярности путешествий в жилых фургонах, пешего туризма, водных прогулок и рыбной ловли. Бизнес ответил на это выпуском туристского снаряжения, палаток и прочих принадлежностей для любителей отдыха на природе. Организаторы поездок предлагают все больше маршрутов по местам, которых еще не коснулась человеческая деятельность.
Отношение людей к мирозданию. Люди отличаются друг от друга своими верованиями относительно происхождения миро­здания и своего места в нем.  По мере утраты религиозности люди стремятся сполна насла­диться своей земной жизнью. Они ищут товары и услуги, которые несут с собой развлечения и удовольствия. А тем временем религиозные институты начинают обращаться к деятелям маркетинга за помощью в переработке привлекательных постулатов религии та­ким образом, чтобы они могли составить конкуренцию светским соблазнам современного общества.
2. ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ   2.1. Влияние демографического фактора В России сложилась чрезвычайная демографическая ситуация. Понижается продолжительность жизни, падает рождаемость, происходит снижение численности и общее старение населения. Развитие этих тенденций чревато в будущем тяжелейшими необратимыми последствиями для страны
Численность постоянного населения Российской Федерации на начало 1996 года составила 147,8 млн. человек. За последние годы численность населения сокращается из-за отрицательного естественного прироста в результате роста смертности и снижения рождаемости (табл.1). Естественная убыль населения России в 1995 году увеличилась по сравнению с 1992 годом в 3,6 раза. Тем не менее эта тенденция не оказывает значительного влияния на предприятия России.
Как известно, в 1980-х гг. наибольший миграционный приток населения приходился на северные и восточные регионы, где действовали разного рода коэффициенты к заработной плате, надбавки и льготы. В обратную сторону на «Большую землю» также шел устойчивый миграционный поток, однако в целом сальдо миграции для районов нового освоения с «промывным» миграционным режимом было устойчиво положительным. По показателю положительного сальдо миграции в расчете на 1 тыс. чел. безусловными лидерами были Тюменская область (в первую очередь, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО), север Красноярского края, Якутия, Томская, Камчатская и Магаданская области, Хабаровский и Приморский края. В несколько меньших размерах шел приток населения в большинство других регионов Сибири и Дальнего Востока, в обе «привилегированные» столицы, на европейский Север, в «русские» регионы Северного Кавказа, отдельные регионы европейского Центра. Миграционный отток населения шел из Волго-Вятского, Центрально-Черноземного, Уральского районов, большинства регионов Поволжья, отдельных регионов Центра — традиционных едва ли не с довоенных лет демографических доноров.
В начале 1990-х гг. произошли принципиальные изменения в миграционном поведении россиян. Начался массовый отток населения из северных и восточных регионов. В несколько раз возросло отрицательное миграционное сальдо для республики Коми, Мурманской, Камчатской, Магаданской областей, Якутии, Эвенкийского и Таймырского и, что было совершенно нетипичным для 1980-х гг., Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Особенно резко увеличился отток населения из Чукотского и Корякского округов. В результате предприятия расположенные в этих районах, и предприятия работающие на эти районы сворачивают свою деятельность.
2.2. Влияние научно-технического фактора Негативные изменения в отечественной науке и технологии грозят привести к необратимым последствиям. Усиливается отставание как по направлениям технологического развития, где оно отмечалось и до начала реформ (в первую очередь — в гражданском машиностроении, химико-лесном комплексе, на транспорте, в сельском хозяйстве), так и в областях, которые по своему научно-техническому уровню занимали передовые позиции в мире (в оборонной промышленности, электроэнергетике и ряде других). Технологическое отставание российских предприятий от промышленно развитых стран в 90-е годы нарастает, увеличиваясь за каждый год примерно на 3-4 года. Практически во всех отраслях экономики происходит уменьшение доли прогрессивных технологий. Изменение научно-технического потенциала России с 1991 года происходит следующим образом: общее количество научных организаций уменьшилось на 14 % (в т.ч. конструкторских — на 41,4 %, проектных и проектно-изыскательских — на 47 %, высших учебных заведений — на 6 %) при некотором росте научно-исследовательских организаций — на 18 % (за счет дробления крупных организаций на более мелкие). Финансирование научно-технических организаций гражданского сектора промышленности составляет 4,5 % от общего объема бюджетного финансирования НИОКР (при 19 % выполняемых научно-технических работ от их общего объема в целом по народному хозяйству). Доля затрат на науку в ВВП соответственно упала с 1,99 % в 1991 году до 0,7 % в 1995 году (в том числе на исследования и разработки гражданского назначения, соответственно, с 1,03% до 0,38%).
2.3. Влияние политического фактора Этот фактор является в настоящее время является самым значимым для фирм на территории Российской Федерации. Наше правительство постоянно принимает законы и постановления которыми должна руководствоваться фирма при расчетах с государством. Сюда можно отнести принятие Налогового Кодекса, снижение ставки НДС, снижение подоходного налога. Были приняты законы об «Акционерных обществах», об «Обществах с ограниченной ответственностью», закон «О туризме и туристической деятельности». Так же огромное влияние на фирму оказывает политическая нестабильность (август 1991 г., октябрь 1993, Война в Чечне и т.д.). В настоящее время идет борьба с августовским кризисом. Правительство и Государственная Дума приняли бюджет с огромным дефицитом (порядка 100 млрд. с лишним рублей.). При этом новый виток кризиса произошел с началом бомбежек в Югославии. Сейчас ведутся переговоры с МФВ о предоставлении кредита на 6 млрд. долларов, а также с другими иностранными кредиторами о реструктуризации внешнего долга России. На 15 мая текущего года намечено заседание Государственной Думы по отстранению  президента от власти. Президент в свою очередь пытается ослабить позиции Думы путем отстранения от должности Генерального Прокурора. Все эти действия могут привести к новому витку конфронтации между Президентом и Государственной Думой, что в свою очередь не может положительно отразится на экономике предприятий, а наоборот приведет к еще большей инфляции. В декабре 1999 г. намечены выборы в Государственную Думу – это также может отразится на предприятиях. Здесь могут быть как положительные сдвиги, так и отрицательные – в зависимости  от того, у кого будет большинство голосов и какие законы могут принять новые депутаты. Ожидание перемен во власти всегда негативно сказывается на валютном рынке не в пользу рубля.
2.4. Влияние экономического фактора Данный фактор влияет в основном на людей( их доходы, уровень жизни) т.е. потенциальных потребителей. Проблема уровня жизни населения в Российской Федерации является одной из наиболее сложных. Уровень реальных денежных доходов населения снизился с 1991 года примерно на 40 %, резко возросла дифференциация между доходами 10 процентов наиболее и наименее обеспеченного населения. Покупательная способность заработной платы уменьшилась по сравнению с дореформенным периодом в 2 раза, пенсий — в 2,5 раза. Минимальные размеры оплаты труда и пенсии потеряли свое значение как важнейшие социальные нормативы. Если в 1992 году минимальная заработная плата (в среднем за год) составляла 33 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, то в 1995 году — 16 %. Дифференциация общества по уровню денежных доходов приводит к группировке населения у двух полюсов, размыванию «среднего класса», служашего во всех современных общественных формациях основой обеспечения социальной стабильности, создателем подавляющей доли общественного богатства. В целом за четыре года реформ реальные среднедушевые денежные доходы населения и заработная плата снизились существенно больше, чем объем валового внутреннего продукта в реальном исчеслении. Пенсионная система переживает период финансового кризиса. Основными проблемами пенсионной системы являются низкий уровень пенсий, снижение их покупательной способности, снижение уровня соотношения между размером пенсионных выплат и прожиточным минимумом, сужение дифференциации пенсий, нарушение установленных сроков выплаты пенсий. В настоящее время в России существует проблема бедности населения. Ситуация осложняется тем, что рост масштабов бедности затронул различные группы населения. Наряду с группами семей, включающими в себя многодетные семьи, семьи с маленькими детьми и одним родителем, одиноких пожилых людей с низкой пенсией и т.д. Эту группу пополнили так называемые «новые бедные» — работающие граждане, занятые на предприятиях, охваченных кризисом неплатежей, и работники бюджетной сферы. Все вышеописанное приводит к тому, что предприятия ориентированные на производство товаров для среднего класса вынуждены сокращать производство.
Промышленное производство. Экономический кризис обусловил продолжительный спад промышленного производства. Объем промышленного производства в 1995 году составил 46 % от выпуска продукции в 1990 году. Спад производства в различных отраслях был неравномерным и особенно значительным — в обрабатывающих отраслях. Объем производства в угольной промышленности к 1990 году снизился до 73 %, в нефтедобывающей промышленности и черной металлургии — до 57 %, в цветной металлургии — до 54 %, в пищевой промышленности — до 48 %, в химической — до 44 %, в лесной — до 40 %, в машиностроении — до 36 %, а в легкой промышленности — до 19 процентов. В связи с этим значительно ухудшилась структура промышленного производства за счет увеличения в нем удельного веса добывающих отраслей при снижении доли отраслей, выпускающих продукцию конечного потребления. Глубоким остается спад в отраслях, в основном ориентированных на внутренний рынок: в пищевой промышленности, в легкой промышленности, в производстве товаров длительного пользования. В связи с этим нарастает противоречие между объективной необходимостью формирования социально-ориентированной рыночной экономики и свертыванием потребительски-ориентированных производств. Спросовые ограничения оказали наибольшее воздействие на отрасли, производящие конечный продукт, прежде всего высокотехнологичные отрасли ВПК. Спрос на их продукцию со стороны прежнего потребителя — государства резко сократился, а со стороны новых потребителей пока не предъявлен. Кризис наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности создает реальную опасность снижения научно- технического потенциала страны и закрепляет тенденцию к деиндустриализации российской экономики.
Сельское хозяйство. Сельскохозяйственное производство превращается в фактор общеэкономической дестабилизации. Продолжающийся в нем спад в условиях, когда почти исчерпаны возможности сброса потребления продуктов питания, приведет к усилению критической зависимости страны от импорта продовольствия и зерна. Тяжелое положение сложилось как в животноводстве (резкое сокращение поголовья скота и снижение его продуктивности), так и в растиениводстве (ухудшение плодородия почв и сокращение посевных площадей). Сельское хозяйство сталкивается в настоящее время с целым рядом проблем. Среди них — сложившийся диспаритет цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, а также нечеткое определение взаимоотношений государства с сельхозпроизводителями, в т.ч. в части закупок продукции в федеральные фонды. Кризисные явления в аграрном секторе в значительной мере вызваны незавершенностью экономической реформы. Низка эффективность проводимых институциональных и земельных преобразований, остаются неразвитыми различные виды кооперации в сельском хозяйстве и агропромышленной интеграции.
2.5. Влияние природного фактора Пренебрежение экологическими аспектами производства продукции в современной рыночной экономике может оказаться решающим аргументом. Так, британский экспортер легковых автомобилей «Лада» — Motor Vehicle Import (MVI) — объявил о прекращении закупок «ВАЗов», которые продавались в Великобритании с 1973 г. Первые серьезные затруднения в продаже автомобилей на Британских островах возникли в ноябре 1996 г., когда англичане приостановили закупку «Лад», ожидая подписания контракта на поставку инжекторных систем вспрыска топлива из США. Из-за неспособности «АвтоВАЗа» модернизировать «Лады» уровень продажи упал с 30 тыс. автомобилей в 1988 году до 4,5 тыс. в 1996 году. Наши автомобили не пользуются спросом, так как двигатели «Жигулей» не соответствуют британским стандартам. Ужесточение норм токсичности выхлопных газов автомобилей привело к тому, что последняя новинка «ВАЗ-2110» не прошла сертификацию для продажи в Европе.
Природоохранные вложения порой выгодней, чем экономия на них. Как свидетельствуют факты, часто действительное вложение финансовых средств в природоохранные мероприятия может дать больший экономический эффект, чем последующие попытки предотвращения аварий. После прорыва трубопровода под Ханты-Мансийском и выброса в реку 3-х тысяч тонн нефти очистные мероприятия обошлись компании «ЮКОС» в 96 миллиардов рублей, а 36 миллиардов составили штрафные санкции местного комитета по экологии. Стоимость же станка горизонтального бурения, с помощью которого нефтепровод прокладывается под дном реки и становится безопасным, — 37 миллиардов рублей. Легко подсчитать, что если бы экологические расчеты были сделаны заранее и станок приобретен до аварии, а не после нее, то «Юкос» не понес бы таких внушительных финансовых потерь.
Экологические факторы в деятельности нефтеперерабатывающих заводов в Ленинградской области. В Киришах руководство АО «Кинеф» (бывшее «Киришинефтеоргсинтез») провело встречу с представителями природоохранных организаций и работниками средств массовой информации. Официально ее темой была экологическая безопасность недавно открытого завода по производству основы для синтетических моющих средств ЛАБЛАБС. Однако можно с уверенностью сказать, что созвать конференцию ее организаторов побудило обострение конкуренции на топливном рынке северо-запада России, в ходе которой руководство НПЗ попыталось использовать «зеленую карту». НПЗ вынужден был пойти на крупные затраты – контракт с американской компанией UOP предусматривал оснащение нового завода природоохранными технологиями общей стоимостью $ 12,5 млн.
Экологический имидж банков. Участие коммерческих банков в разработке и реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития России в свою очередь способствует формированию у них благоприятного экологического имиджа, что в современных условиях может рассматриваться как важный показатель рейтинга банка и выступать средством конкурентной борьбы. Не случайно девиз «Эконацбанка» «Мы помогаем сохранять окружающий мир» очень созвучен интересам экономики и экологии. «Межэкономбанк» финансирует проекты сохранения редких видов животных, и для своего имиджа в рекламе использует эту тему.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.