Реферат по предмету "Психология"


Кризисы семейных отношений

Семейный кризис
Семья в ее синхронном функционировании является системой,находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако самоэто равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся.Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет засобой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия дляпоявления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметральнопротивоположных.
Семейный кризис – состояниесемейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов,приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи иневозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линиидальнейшего развития семьи:
1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений исодержащая опасность для их существования.
2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможностьперехода семьи на новый уровень функционирования.
Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяетвыделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.
Первый связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи.В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты междустадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными, илигоризонтальными стрессорами (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 2000).Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации припрохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.
Так, например, В. Сатир выделяет десять критических точек вразвитии семьи.
Первый кризис – зачатие, беременность и рождение ребенка.
Второй кризис – начало освоения ребенком человеческой речи.
Третий кризис – ребенок налаживает отношения с внешней средой(идет в детский сад или в школу).
Четвертый кризис – ребенок вступает в подростковый возраст.
Пятый кризис – ребенок становится взрослым и покидает дом.
Шестой кризис – молодые люди женятся, и в семью входят невестки изятья.
Седьмой кризис – наступление климакса в жизни женщины.
Восьмой кризис – уменьшение сексуальной активности мужчин.
Девятый кризис – родители становятся бабушками и дедушками.
Десятый кризис – умирает один из супругов.
Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов,сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого намикросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослогоили ребенка, ведущий к дестабилизации системы.
Второйподход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могутвызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы.Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи иназываются ненормативными.
Третийподход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах,полученных в ходе экспериментальных исследований. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых,установивших и описавших два «критических периода» в жизни семьи [PlzakM., 1973; Kratochvil S., 1985].
Первый критический период наступает между 3-м и 7-м годомсупружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Еговозникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтическихнастроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в периодвлюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которыхсупруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию,учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности вотношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуацияможет возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающихбытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательствародителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.
Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годомсовместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периодаинволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов,различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, сусиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводубыстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа.
В обоихслучаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случаепервого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональныхвзаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (какпроявление трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений междусупругами, отражение бытовых и других проблем); второго кризиса – нарастаниесоматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни, связанное с отделениемот семьи детей.
Согласно взглядам Н.В. Самоукиной, первый кризисный период (5–7лет) связан с изменением образа партнера, а именно – с понижением егопсихологического статуса. Второй кризисный период (13–18 лет) вызванпсихологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях иобразе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненноон проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительнойсвободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинаютискать способы обновления своих отношений.
Кризисы в отдельных подсистемах (например, вышеописанные кризисы всупружеских отношениях) могут оказывать влияние на протекание нормативныхсемейных кризисов, интенсифицируя их проявления.
Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней;ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируязнакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.
Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:
1. Обострение ситуативных противоречий в семье.
2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.
3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.
4. Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется навесь диапазон семейных отношений и взаимодействий.
На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис(индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будетзатрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании. Врезультате можно обнаружить следующие проявления семейного кризиса:
1. Проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне:
·       чувство дискомфорта, повышенная тревожность;
·       неэффективность старых способов коммуникации;
·       снижение уровня удовлетворенности браком;
·       ощущение непонятности, невысказанное, безысходности и тщетностипредпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий, то есть ощущение ограничениясвоих возможностей, неспособность обнаружить в ситуации новые направленияразвития;
·       смещение локуса контроля: член семьи перестает занимать субъектнуюпозицию, ему начинает казаться, что нечто происходит «с ним» – то есть вне его,а значит, и изменения должны произойти не с ним, а с другими. В таком случае онискренне начинает полагать, что именно изменение отношения или поведениядругого члена семьи приведет к улучшению ситуации (Шиян О.А.);
·       закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесноевозвращение мира», не связанное с собственными изменениями;
·       появление сверхценных идей у некоторых членов семьи;
·       формирование симптоматического поведения.
2. Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне:
·       нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличениепсихологической дистанции между членами семьи (крайние варианты – симбиотическоеслияние и разобщенность);
·       деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайнимивариантами которой являются их диффузность (размытость) и жесткость(непроницаемость);
·       нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности илиригидности (механизм сохранения и усиления негибких способов реагирования – «инконгруэнтнаяадаптация» – почти универсален в кризисных ситуациях, однако при длительном егоиспользовании нарушается естественный обмен энергии в семье);
·       изменения ролевой структуры семейной системы (появлениедисфункциональных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «провал»роли, патологизация ролей);
·       нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия);
·       возникновение семейных конфликтов;
·       рост негативных эмоций и критики;
·       нарушения метакоммуникации;
·       нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье,обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссорыи упреки, ощущение обманутости у членов семьи;
·       регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарнойсемьи;
·       «застревание» на какой-либо стадии развития семьи и неспособностьрешать задачи следующих этапов;
·       противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членовсемьи;
·       разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи инесформированность новых;
·       нарушение традиций и ритуалов;
·       неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых;
·       дефицит правил.
3. Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне: П актуализациясемейного мифа;
·       реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватногоактуальному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным впредыдущих поколениях;
·       нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайнимивариантами которых являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ;
·       нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенныекоалиции);
·       нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии,«провал» роли);
·       нарушение традиций и ритуалов;
·       неэффективность старых семейных норм и правил и несформированностьновых.
4.Проявление семейного кризисана мегасистемном уровне:
·             социальная изоляция семьи;
·             социальная дезадаптация семьи;
·             конфликты с социальным окружением.
В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальныхпотребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появлениясимптома у одного из них – чаще всего у ребенка. Последний становится носителемсимптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношениямежду членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результатестереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, отражая некоторые закрытыетемы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Носитель симптоманазывается «идентифицированным пациентом».
Теоретики системного подхода в семейной терапии убеждены в том,что симптом, предъявляемый семьей, представляет собой не что иное, как метафорупотребностей семейной системы (Шерман Р., Фредман Н., 1997).
Можно выделить следующие характеристики симптоматическогоповедения (Борисовская О.Б., 1998; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.,2000; Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003):
1.      сравнительно сильное влияние на других членов семьи;
2.      симптом непроизволен и не поддается контролю со стороныидентифицированного пациента;
3.      симптом закрепляется окружением;
4.      симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам семьи;
5.      симптоматическое поведение «обслуживает» избегание членами семьидругих психологических проблем, актуализация которых могла бы бытьразрушительной для семейной системы. Тем самым оно выполняет функцию семейногостабилизатора.
Идентифицированный пациент, или носитель симптома, может появитьсяв семье как при попытке сохранения гомеостаза во время прохождения какой-либостадии жизненного цикла семьи, так и при переходе с одной стадии на другую.Обращаясь за психологической помощью, семья, как правило, желает избавиться отсимптома, но при этом не хочет что-либо существенно менять. В этом случае наместе одного симптома впоследствии может появиться другой, не менее серьезный.Например, супруг перестает пить, но при этом тяжело заболевает ребенок.
Для определения особенностей прохождения семьей кризисных периодовнеобходимы анализ и учет семейных «нормативных фильтров». Под «нормативнымифильтрами» мы понимаем совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций,представлений, характерных для данной семьи. Их искажающее влияние может бытьразличным. Идеальными представлениями могут быть частично объяснены такиефакты, при которых даже незначительные проблемы в семейной жизни субъективнопереживаются семьей очень тяжело. В других семьях, наоборот, даже при наличиисерьезных кризисов в развитии их члены могут не рассматривать ситуацию каккатастрофическую, оставаться сплоченными, адекватно реагирующими на все происходящееи оказывающими поддержку друг другу. Обычно члены семьи представляютконсультанту «откорректированную» картину семейной жизни, отражающую ихидеальные представления. В соответствии с этим важным является умение семейногопсихолога рассмотреть эту картину, проанализировать и выявить зоны риска дляданной семьи.
Особенностью данной работы является использование многоуровневоймодели психологического функционирования семьи в анализе семейных кризисов сфокусировкой на микросистемном уровне. Это значит, что в центре анализанаходятся не индивидуальные биопсиходинамики членов семьи, а реакции семьи какцелостного организма. Данная задача является непростой в силу сложности иподчас невозможности учета взаимодействия всех составляющих семейной системы.Однако наш опыт работы с семьями показывает целесообразность использованияданного подхода при анализе столь уникальной социальной микрогруппы, как семья,позволяющий понять ее неповторимый и загадочный мир и законы существования.
Кризис 1: принятие на себя супружеских обязательств
С момента заключения брака начинается этап, в течение которогоперед молодыми супругами встает ряд задач, связанных с адаптацией к семейнойжизни и принятием новых ролей. Функционирование семьи в этот периодопределяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:
личностные особенности супругов (индивидуально-типологическиесвойства нервной системы, когнитивные и характерологические особенности,система установок на брак, мотивы выбора супруга, ценностные ориентации и т.д.);
1)      микросистемные факторы (особенности внутрисемейных процессов внуклеарной семье);
2)      макросистемные факторы (семейная история, спецификавзаимоотношений в расширенной семье);
3)      внешнее социальное окружение (особенности государственного строя,семейной политики и функционирования социальных институтов, национальные ирелигиозные особенности, регулирующие семейное функционирование в данной среде ит.д.);
4)      экономические факторы (уровень материального благосостояния,наличие отдельного жилья и т.д.).
Первые годы супружеской жизни – важный и во многом определяющийпериод существования семьи. По ним можно судить о потенциальном качестве бракаи строить прогнозы относительно стабильности данной семьи. Несмотря на яркуюэмоциональную окрашенность и романтизм, характерный для молодого супружества,данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, о чем говоритприходящееся на него большое количество разводов. Проблемы этой стадии могутбыть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия новыхролей; зачастую они являются следствием неотделенности супругов от родительскихсемей.
Прохождение первого нормативного кризиса семьи могут осложнитьследующие факторы:
1. Неадекватная мотивация создания брака:
1.      Брак как возможность восполнитьдефицит.
2.      Брак как способ отделиться от родительской семьи.
3.      Брак как способ преодолеть какой-либо кризис.
4.      Заключение брака с целью соответствовать нормам социальногоокружения, касающимся возраста вступления в брак и других аспектов брачного поведения.
5.      Брак как достижение.
6.      Вынужденный брак.
При неадекватной мотивации вступления в брак личность партнера непредставляет собой ценности, важно только его наличие либо его функциональныехарактеристики, имеющие значение для удовлетворения потребностей.
Неадекватная мотивация вступления в брак может быть осознаваемой инеосознаваемой. В последнем случае практически неизбежно усугубление рано илипоздно наступающего в любых отношениях разочарования в партнере и браке.
Помимо решения эмоциональных проблем, связанных с установлениемоптимальной психологической дистанции, молодым супругам также необходимораспределить семейные роли и области ответственности, решить вопросы семейнойиерархии, выработать приемлемые формы сотрудничества, разделить обязанности,согласовать систему ценностей, пройти сексуальную адаптацию друг к другу.Именно на этом этапе партнеры ищут ответы на вопросы: «Каковы приемлемые путиразрешения конфликта?», «Выражение каких эмоций в семье считается допустимым?»,«Кто за что несет ответственность и при каких условиях?». Таким образом, втечение данного кризисного периода супруги адаптируются друг к другу, ищуттакой тип семейных отношений, который удовлетворил бы обоих. Умение супруговразрешать проблемы, возникающие на начальном этапе семейной жизни, способствуетвыработке долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжениивсего жизненного цикла семьи и помогающих переживать последующие нормативные иненормативные семейные кризисы.
Кризис 2: освоение супругами родительских ролей и принятие фактапоявления нового члена семьи
Второй нормативный кризис традиционно рассматривается какпереходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребенка.При этом психологи, анализируя особенности протекания данного кризиса, частоигнорируют период зачатия ребенка и беременности матери. Тем не менее многиепроблемы, по поводу которых обращается молодая семья, зачастую связаны сособенностями развития супружеских отношений во время ожидания рожденияребенка.
Успешное прохождение данного кризиса предполагает, что супругисправились с задачами предыдущей, диадической стадии. Здесь наиболее актуальнымстановится план ролевых отношений в семье. Пары, которым удалось достичьблизости без существенного ущерба для автономии и успешно разрешить конфликтыпредыдущего этапа, с большей вероятностью безболезненно примут роли отца иматери.
Факторами, позволяющими быстрее и легче освоить родительские роли,являются:
·       продолжительность периода ухаживания – не менее года и не болеетрех лет;
·       наличие диадического периода в развитии супружеских отношений, втечение которого партнеры могут подготовиться к рождению ребенка и принятиюновых социальных ролей. Рождение ребенка сразу после свадьбы либо в первый годсупружества затрудняет процесс принятия факта материнства и отцовства.
Если первый ребенок, вопреки семейным сценариям супругов, нерождается в первые 3–5 лет семейной жизни, это может указывать на наличиепроблем в супружеской паре.
Переход к родительской роли обычно начинается с желания иметьдетей. Как правило, решение зачать ребенка определяется совокупностью мотивов,часть из которых может не осознаваться супружеской парой. Эти мотивывзаимодополняют друг друга на фоне доминирования одного из них. Часто мотивыженщины и мужчины оказываются различными, и нередко супруги об этом узнают лишьна приеме у психолога. При этом необходимо различать конструктивные мотивы,способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучномурождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к обратным результатам(Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).
Некоторые мотивы, описываемые рядом авторов как конструктивныепредставляют собой примеры мотивов нарциссического характера, где ребенокрассматривается в качестве нарциссического расширения: «стремление к бессмертиюв виде повторения себя в ребенке», «рождение и воспитание такого человека,которого еще не было» и др.
Семья, ожидающая ребенка, стоит на пороге серьезных изменений и,по мнению многих специалистов, становится уязвимой и нестабильнофункционирующей. Изменения, происходящие с женщиной в связи с фактомбеременности, влияют на психологическую обстановку и характер взаимоотношений всупружеской паре. В свою очередь, семейная ситуация обусловливает психоэмоциональноесостояние будущей матери и, соответственно, оказывает влияние на развитиеплода.
С целью прогнозирования отклонения от адекватного материнскогоповедения и планирования психологической помощи семье, ожидающей ребенка,разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к беременности.Разные авторы предлагают схожие классификации типов (стилей) переживаниябеременности: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный,депрессивный (Добряков И.В., 2003, в кн.: Эйдемиллер, Добряков,Никольская); адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный,отвергающий (Филиппова Г.Г., 2002). В данном учебном пособии болееподробно представлена типология переживания беременности и методика для еедиагностики, разработанные И.В. Добряковым. Все типы отношений кбеременности, кроме оптимального (адекватного), нуждаются в психологическойкоррекции.
Ожидание ребенка переживается многими женщинами как эмоциональныйкризис, стресс, поворотный пункт или болезнь. Беременность, особенно первая, – этокризисный момент, связанный с формированием женской идентичности иподтверждением половой принадлежности будущей матери.
Биологические и нейроэндокринные изменения, происходящие ворганизме беременной женщины, приводят к особому типу психологического стресса,характеризующегося рядом переживаний, сопровождающих беременность. Решение онеобходимости оказания будущей матери психологической помощи принимается взависимости от их характера и степени выраженности. Нормативные переживания, сопровождающиебеременность, могут изменяться под воздействием факторов, оказывающихнегативное влияние на ее протекание и состояние будущей матери и ребенка. Ихможно объединить в три группы:
1. Отношениеженщины к себе беременной и эмоциональные переживания, сопровождающие периодбеременности.
2.Отношение к ребенку внутри себя.
3.Отношение к окружающему миру.
Одним изобстоятельств, которое осложняет протекание данного нормативного кризиса,является послеродовая депрессия у матери. Причинами ее возникновения могутслужить:
особенности протекания беременности и родов;
наличие эндокринных нарушений; П токсикоз беременности;
физическая незрелость и неготовность к беременности и родам, в томчисле и психологическая неготовность к материнству;
нежелательная беременность;
нарушение полоролевой идентичности женщины;
недифференцированность от матери;
нарушение взаимоотношений с мужем;
профессиональные и материальные проблемы, связанные с рождениемребенка.
А. Кемпински (2002) выделяет следующие формы послеродовой депрессии:
– неврастеническая, проявляющаяся в замученности,раздражительности, ухудшении умственных и физических способностей, потере либоувеличении веса женщины;
– форма безразличия и апатии, где на первый план выступаютощущение потери энергии, неспособность матери принять решение, трудности ввыполнении привычных домашних обязанностей, ощущение пустоты жизни, равнодушиев отношениях с мужем и ребенком, жалобы ипохондрического характера;
– форма тревоги и страха, связанная со страхом женщины несправиться с функциями матери, с навязчивыми мыслями, что с ребенком можетчто-то случиться или она может причинить ему зло.
Достаточно острой в этот период является проблема дефицитасамореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь заботой о ребенкеи семье. У женщин, ранее занятых собственной карьерой, могут возникнуть чувстванеудовлетворенности и зависти по отношению к активной социальной жизни супруга.Иногда возникает сверхвовлеченность матери в уход за ребенком как способкомпенсации недостаточно насыщенной жизни. Личностный кризис супруги можетстать дополнительным фактором, дестабилизирующим семейную систему в этотпериод.
Кризис 3: включение детей во внешние социальные структуры
На данном этапе семья может переживать два кризиса, связанных с включениемребенка во внешние социальные структуры (детское дошкольное учреждение ишкола). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не толькоим, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать нанего влияние.
Иногда ребенок не посещает детский сад. В этом случае кто-то изчленов семьи либо няня берет на себя заботу о нем, его развитии, социализации.Тем не менее, большинство семей в нашей стране предпочитают отдавать своихдетей в детские дошкольные учреждения. К моменту достижения ребенком возрастатрех лет у него возникает потребность в расширении сферы его социальныхконтактов. К этому возрасту, после периода почти полного сосредоточения насамом себе и на матери, у ребенка возникает желание вступать во взаимоотношенияс более широким социальным окружением, что сопровождается возрастаниемсамоконтроля и способности устанавливать отношения привязанности и доверия сдругими людьми (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998). Усиливается стимул кисследованию мира и отделению от матери («Я хочу это сделать сам»), К этомувремени у матерей также может возникнуть потребность снизить интенсивностьвзаимодействия с ребенком, вновь приблизиться к мужу, который мог находиться напериферии треугольника вследствие ее концентрации на ребенке, а также занятьсясобственной профессиональной карьерой.
Переживание семьей данного кризиса зависит от степени готовностиродителей к расширению сферы контактов их ребенка; от умения поддержать еговозрастающую самостоятельность; от гибкости семейной системы, обусловливающейспособность всей семьи к изменениям; от уровня коммуникативных умений,определяющих способность супругов договариваться об изменениях.
Включение детей во внешние социальные институты может вскрыватьимеющиеся семейные дисфункции, поскольку характер и качество адаптации детей кновой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейныхотношений. Психологические проблемы детей, таким образом, могут выступать вкачестве индикатора наличия внутрисемейных проблем.
В возрасте6–7 лет большинство детей в нашей стране начинают посещать школу. На этом этапепроблемы в семейной системе возникают «в связи с тем, что ребенок все чащезанят вне семьи» (Хейли Дж., 1995). У ребенка напряжение растет в связи свключением в новый социальный институт и изменением требований, тогда как уродителей – в первую очередь по причине того, что «продукт их воспитательнойдеятельности оказывается объектом всеобщего обозрения» (Черников А.В.,2001). Задача супругов на этом этапе – поддержать ребенка и помочь емуадаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей ипроблем:
трудности, связанные с новым режимом дня.
трудности адаптации ребенка к классному коллективу;
трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, истокикоторых могут лежать в сфере детско-родительских отношений, будучиобусловленными стилем семейного воспитания;
трудности, вызванные необходимостью принять новые требования состороны родителей.
К этому времени в семье уже могут быть сформированы стереотипныепаттерны взаимодействия, затрудняющие адаптацию ребенка к новым социальнымусловиям. Те способы взаимодействия, которые были приемлемы в семье, могутоказаться неэффективными при установлении новых отношений: способы получатьподдержку, внимание, любовь, заботу, способы достигать желаемого и т.п. Еслиребенок привык в семье удовлетворять свои потребности через капризы, он, скореевсего, будет вести себя точно так же и в школе, где данный способ поведениянеприемлем. Сложности у ребенка могут возникнуть и в том случае, когда в семьенет ясных границ и нарушена иерархия (наличие перевернутой иерархии) – эточревато проблемами, связанными с принятием школьных норм и правил. Адаптация кшколе может быть затруднена, если ребенок не посещал детский сад и не имеетопыта внесемейных контактов (общение со сверстниками при посещении спортивныхсекций, кружков, летних оздоровительных лагерей и др.).
Кризис 4: принятие факта вступления ребенка в подростковый период
Данный семейный кризис связан с необходимостью семьиприспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости.Подростковый возраст – период вторичной индивидуации ребенка, которая, помнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса (Тайсон Р.,Тайсон Ф., 1998):
1) отделение, или сепарация;
2) отказ от родителей как главных объектов любви и нахождениезаместителей вне семьи.
Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этомпребывание только в социальной роли сына или дочери становится уженедостаточным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. В результате оннаходит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходяза пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является наличиеподдержки со стороны семьи и уверенность в ее стабильности и надежности.
В поискахсобственной идентичности подросток может бросать вызов семейным правилам,регламентирующим его личную жизнь, шокировать семью нетипичными для нееценностями и поведением. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье,основными областями которой являются: аккуратность, помощь в домашнемхозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний видподростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса. Среди причин подобныхконфликтов наиболее важными являются (Ремшмидт Х., 1994):
различие опыта детей и родителей, прежде всего касающеесяподросткового периода;
несформированность четких этапов перехода от детской зависимости квзрослой независимости;
отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти;
психологические и социальные различия между родителями и детьми.
Таким образом, большинство конфликтов вытекает из напряженности,создаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрослымиответственности за своих детей.
В силу этих обстоятельств семья переживает чрезвычайно тяжелыйпериод, который можно назвать «кризисом ответственности». Он связан снеобходимостью перераспределить зоны ответственности в семье и, в частности,определить, какова доля ответственности подростка. Семье нужно выработатьсоглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что – нет,каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть очень болезненным,сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон,нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилитьконтроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальныхтрудностей, непринятием его нового статуса.
С достижением ребенком подросткового возраста перед семьей вновьвстает необходимость в структурных изменениях. Подростковый кризис намикросистемном уровне психологического функционирования семьи можнорассматривать как внутрисемейную борьбу за поддержание прежнего иерархическогопорядка. Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться свсе возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимопредоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии еговозрастающей независимости.
Разрешение проблем на данном этапе вновь будет зависеть отспособов решения критических задач, коммуникации и ведения переговоров,выработанных на более ранних стадиях развития семьи.
Проблемы в семейной системе, обусловленные поведением подростка,тесно связаны с опытом, имеющимся в расширенной семье (Ackerman, 1959). Как правило, наособенности переживания семьей данного кризиса оказывает влияние характерпреодоления подростковых коллизий самими родителями. С позиции собственногоопыта они могут стремиться оградить детей от «ошибок», допущенных ими в том жевозрасте. Некоторые родители пытаются реализовать через детей то, что им самимне удалось в свое время сделать либо получить от своих родителей
Таким образом, если родители когда-то столкнулись с трудностямипри отделении от своей семьи, для поддержания эмоционального баланса они будутсклонны культивировать зависимость в собственном ребенке. Развитие егоиндивидуальности может таить в себе угрозу для семьи с проблемами в супружескойподсистеме, провоцируя тревогу расставания и страх одиночества у родителей. В этомслучае супруги не будут способны признать возрастающую потребность ребенка всамостоятельности, и последний, чтобы заслужить их одобрение, в свою очередь,окажется вынужден игнорировать собственные желания.
Протекание данного семейного кризиса может осложняться частоприходящимся на этот же период личностным кризисом «середины жизни» родителей. Крометого, интенсивность, длительность и болезненность переживания семьей данногопереходного этапа во многом определяются качеством преодоления предыдущих кризисови количеством неразрешенных задач развития семейной системы.
Кризис 5: семья, в которой выросший ребенок покидает дом
Данный нормативный кризис связан с процессом отделения молодогочеловека от семьи и началом его самостоятельной жизни. Изменения структурысемьи, обусловленные уходом детей или появлением новых членов семьи, вызывают увсех участников этого процесса острые переживания.
В нашей культуре отсутствуют четкие традиции и церемонии,знаменующие приобретение молодым человеком нового статуса и требующие отродителей изменения отношения к нему. Несмотря на то, что существует рядсобытий, которые так или иначе связываются с переходом к взрослости (получениепаспорта, поступление в среднее специальное (высшее) учебное заведение, призывна военную службу, начало трудовой деятельности, заключение брака, отдельноепроживание и др.), их наличие не означает полного отделения и автономии детейот родительской семьи, так как молодые люди часто остаются финансово иэмоционально зависимыми от родителей.
В случае ухода детей из родительской семьи супруги оказываютсяперед необходимостью пересмотреть свои отношения. Если прежде они полностьюфокусировались на ребенке (или детях), может так случиться, что у них неостанется общих тем для разговоров и оснований для продолжения совместнойжизни. Иногда, наоборот, пары достигают согласия по давним проблемам, решениекоторых было отложено из-за появления детей.
Данный кризис может переживаться не единожды, в зависимости отсостава семьи и с различной степенью интенсивности. Конфликт в семье, котораяне может отпустить ребенка, нередко становится источником его проблемногоповедения (например, побегов из дома, злоупотребления запрещенных психоактивныхвеществ, промискуитета, суицида и др.). Для понимания процессов, происходящих всемье в этот период, весьма полезной может оказаться теория семейных систем М. Боуэна.Согласно Боуэну, семья – это эмоциональная система, представляющая собойтрансгенерационный феномен. Центральным концептом данной теории являетсяпонятие о дифференциации «Я». Недифференцированность на уровне семейной системывыражается в высоком уровне сплоченности или отчужденности между членами семьи,в зависимости эмоционального состояния каждого члена семьи от одного и того жефактора семейной жизни. Низкий уровень дифференциации обусловливает ригидностьсемьи как системы и становится причиной ее плохой адаптивности, в частности,затрудняет переход от одного этапа ее развития к другому, то есть осложняетпротекание нормативных кризисов. Используя концепцию М. Боуэна об уровняхдифференциации, можно обозначить несколько исходов данного кризиса:
1, Эмоциональное отделение, предполагающее сохранение отношениймолодого человека с членами семьи при одновременном принятии родителями фактаего взрослости. Способность молодого взрослого дифференцироваться от своейродительской семьи в перспективе ведет к развитию автономии в отношениях сбудущими членами семьи и друзьями.
2. Эмоциональная зависимость молодого человека от семьи при общемнизком уровне дифференциации ее членов. В этом случае существуют два возможныхварианта развития отношений в семье. В первом случае молодой человек продолжаетсохранять очень тесные взаимоотношения хотя бы с одним из родителей. Во втором –имеет место географическое и / или психологическое дистанцирование отродительской семьи по принципу эмоционального разрыва, создающее иллюзиюнезависимости и автономного существования.
Молодой человек может продолжать выполнять функцию семейногостабилизатора, даже если он живет отдельно от родителей – например, посредствомсимптоматизации или девиации его поведения. Он может оказаться несостоятельнымв профессиональной либо личной сфере, у него могут появиться какие-либопроблемы (финансовые, правовые, проблемы со здоровьем и т.д.). В этом случае семья,поглощенная решением трудностей ребенка, вновь обретает стабильность ицелостность, словно он и не покидал ее. Следовательно, до тех пор, пока молодойчеловек будет несостоятельным, родители могут проявлять свою совместную заботуо нем, избегая таким образом необходимости выстраивания отношений друг сдругом.
Процесс сепарации в диаде «родитель–ребенок» обусловлен историейжизни нескольких поколений семьи. Чем более успешным было отделение родителей вюности от собственных родительских семей, тем легче им будет «отпустить» своегоребенка, поддержать его в приобретении автономии.
Кризис 6: супруги вновь остаются вдвоем (кризис семьи, в основномвыполнившей свою родительскую функцию)
Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, частоназывают «опустевшим гнездом». Этот кризисный период начинается с уходом издома последнего ребенка. Он может протекать вполне гладко, если паре удалосьотпустить детей и сохранить при этом близкие отношения с ними на фонеблагополучия в супружеской подсистеме.
В связи с уходом детей изменяется структура семьи: существовавшийна протяжении долгого времени треугольник, включавший мать, отца и ребенка,трансформируется в супружескую диаду. При успешном разрешении предыдущегокризиса взрослый ребенок приобретает свободу для выстраивания новых отношений,сохраняя способность приближаться к своей родительской семье, восстанавливая навремя «треугольные» отношения, и отдаляться от нее. Подобные преобразованиятребуют установления нового баланса близости–отдаленности и изменения ролевойструктуры семьи.
Таким образом, на первый план вновь выступают супружескиеотношения. Протекание данного кризиса может обостряться при наличии не решенныхна предыдущих этапах супружеских проблем: партнерам вновь предстоит научитьсяжить вдвоем. Однако даже достаточно гармоничные супружеские пары этот периодмогут переживать достаточно болезненно.
Главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация кпотере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис повремени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходомсупругов на пенсию. Факт ухода на пенсию по-разному влияет на мужчин и женщин.Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. Женщиныпереживают выход на пенсию более спокойно, особенно если они продолжают вестидомашнее хозяйство (Walsh, 1983). С выходом супругов на пенсию один из них может начатьболеть, чтобы у пары появился смысл для дальнейшего существования. Тогда в парепоявляются новые роли: «болеющего» и «заботящегося», «спасителя» и«нуждающегося в помощи», что позволяет стабилизировать данную систему иявляется способом компенсировать утрату родительских функций.
Проблемы, переживаемые супругами в связи с выходом на пенсию,касаются нескольких контекстов:
1) широкого социального (потеря социальных контактов, утратазначимой работы, значительное снижение доходов и др.);
2) внутрисемейного (проблемы, связанные с высвобождением временидля внутрисемейных контактов);
3) внутриличностного (снижение самооценки, кризиссамоидентичности, появление эмоциональных и когнитивных расстройств).
Одним из наиболее важных аспектов данного кризиса являетсянеобходимость принятия супругами новых ролей бабушки и дедушки. Благодарявнукам поддерживается связь между прародителями и их взрослыми детьми. Ролибабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, зановопережить родительство и дают возможность компенсировать неудачи, связанные свзаимоотношениями с собственными детьми (Черников А.В., 2001).
Задачи семьи на этапе «опустевшего гнезда» пересекаются спроблемами взрослых детей и внуков, переживающих собственные этапы развития.Неспособность членов семьи справиться с задачами своего развития зачастуюстановится причиной конфликтов поколений. Симптоматизация пожилых супругов наданном этапе не всегда связана с ухудшением их здоровья, а может представлятьсобой неосознаваемую попытку получить внимание и заботу со стороныповзрослевших детей.
Существует несколько вариантов выхода из данного кризиса:
1. конструктивный, связанный с личностным ростом супругов,появлением новых сфер для их самореализации, возможностью получать удовольствиеот зрелых супружеских отношений и осуществлять планы, выполнение которых былозатруднено или отложено в связи с воспитанием детей;
2. неконструктивный,выражающийся в потере смысла жизни, возникновении ощущения ненужности,одиночества, снижении творческого потенциала супругов, разочаровании в браке,расколе супружеской подсистемы, невозможности найти удовлетворяющие сферыактивности, замещающие воспитание детей и продолжающуюся концентрацию на жизнипоследних.
Повторный брак – один из феноменов современной жизни. Онпредставляет собой еще один семейный кризис, который, однако, не являетсястрого нормативным, поскольку его переживает не каждая семья. Вместе с тем длялюдей, вступающих в новый брачный союз, он сохраняет свою нормативность изнаменует начало жизненного цикла новой семьи.
Повторным называется брак, который создается человеком (людьми),ранее уже состоявшим(и) в брачных отношениях. Он подразумевает объединение ужене двух, а трех и более родов, в результате чего образуется смешанная семья,или семья повторного брака.
Выделяют несколько типов повторных браков. Основаниями дляклассификации могут выступать:
1. Характер прекращения предыдущих брачных отношений:
Брак, в котором хотя бы один из супругов пережил развод.
Брак, в котором хотя бы один из супругов пережил смерть брачногопартнера.
2. Наличие или отсутствие опыта брачных отношений:
Брак, в котором один из партнеров имел опыт супружеских отношений.О Брак, в котором оба партнера имели опыт супружеских отношений.
3. Число детей, рожденных в предыдущих браках:
Брак, в котором ни один из партнеров не имеет детей от предыдущихбраков.
Брак, в котором один из партнеров имеет детей от предыдущихбраков. О Брак, в котором оба партнера имеют детей от предыдущих браков.
4. Разница в возрасте между партнерами:
Брак, в котором партнеры являются ровесниками или один из нихнезначительно старше другого.
Брак, в котором один партнер намного старше другого (разница ввозрасте превышает 10 лет).
Каждый тип повторного брака предполагает свой комплекс трудностей,с которыми могут столкнуться члены новой семьи при переживании данного кризиса.К числу последних можно отнести следующие:
ролевая неопределенность;
отсутствие общих традиций или норм;
проблемы в определении границ новой семьи;
сложности установления близких отношений с членами расширенныхсемей;
если в семью попадают дети от предыдущих браков – трудности вдетско-родительских взаимоотношениях;
отягощение повторного брака проблемами, не разрешенными впредыдущем браке.
Длительность данного семейного кризиса и особенности связанных сним переживаний носят индивидуальный для каждой семьи характер. Чтобыадаптироваться к новой ситуации, членам смешанной семьи может потребоватьсядостаточно много времени.
Вместе с тем неоднократное заключение людьми повторных браковнередко представляет собой «хождение по кругу», детерминированное действием ихсемейных сценариев. В таких случаях выбор партнера, как правило, бессознательноосуществляется по тем же основаниям, что и предыдущий. Если бессознательныеконфликты, мотивирующие выбор
Выстраивание новых отношений может быть сопряжено с рядомтрудностей:
стеснение и неловкость при знакомстве;
страх близости из-за травматичных отношений в прежнем браке;
опасения вновь пережить боль и разочарование;
чувство вины перед детьми за отношения с другим мужчиной(женщиной);
неприятие детьми новых отношений родителя (родителей). Часто такиеотношения в глазах детей выглядят как предательство по отношению к бывшемусупругу, особенно в случае его смерти.
Если повторный брак заключается людьми, у которых предыдущиеотношения прекратились в результате смерти брачного партнера, то в новом бракевозрастает риск «жизни втроем». Как правило, это обусловлено сильнойидеализацией умершего супруга (супруги) или эмоциональной незавершенностьюотношений с ним.
Кроме нормативных кризисов – трудностей, связанных с прохождениемсемьей основных этапов жизненного цикла, – семейная система может переживать иненормативные кризисы.
Ненормативный семейный кризис – это кризис, возникновение которогопотенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано спереживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хиллвыделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов (Hill R., 1970):
1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы идр.).
2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членовстановится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной илиавиакатастрофы и др.).
3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережитькакое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего,конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членовсемьи, супружеская измена, развод и др.).
Первая группа факторов обычно является сферой деятельностисоциальных работников и социальных педагогов. С последствиями действия второйгруппы факторов имеют дело кризисные психологи, врачи, психотерапевты. Факторытретьей группы чаще всего приводят семью к специалисту в области семейнойпсихологии и психотерапии.
Признаками семейного кризисного события могут выступать:
сверхнормативность для данной семьи;
угрожающий функционированию семьи характер события;
резкое возрастание внутриличностной напряженности, кризисноесостояние членов семьи;
возникновение межличностных конфликтов в семье, требующих ихразрешения/и отсутствие у членов семьи опыта решения конфликта такого уровня;
истощение адаптационных ресурсов членов семьи;
прогрессирующие негативные изменения в семейной ситуации;
затруднения функционирования семьи в связи со столкновением сситуациями, аналогичных которым не было в семейном опыте;
нарушение стереотипов поведения членов семьи.
В каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующиевзаимосвязанные компоненты:
1. Кризисное событие.
2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего.
3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности егопереживания ими.
4. Изменения в семейной системе.
5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода изкризиса.
Большинствоненормативных семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, знания окоторых необходимы психологу для организации адекватной психологической помощи.
Кненормативным относят следующие кризисы:
·         Измена
·         Развод
·         Тяжелая болезнь
·         Инцест
·         Смерть члена семьи

Списоклитературы
1.  Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин.– СПб. Изд-во Питер, 2006 – 176 с.
2.  Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев.– М.: Изд-во Педагогика, 1987 – 160 с.
3.  Олифирович Н.И. Психологиясемейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента.– СПб.: Изд-во Речь, 2006 – 360 с.
4.  Сатир В. Как строить себя и своюсемью / В. Сатир. – М.: Изд-во Педагогика-Пресс, 1992 – 192 с.
5.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер,В.В. Юстицкий. – Л.: Изд-во Медицина, 1989. – 192 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Emotion A Comparison Between William James
Реферат Участники уголовного судопроизводства 2
Реферат Нормы и источники административного права
Реферат Рыночный механизм и элементы его функционирования
Реферат Индивидуальный подход как средство повышения качества обучения на уроках физики
Реферат Аксенова К. И., Овсянкина Е. С., Александрова Т. М. Методы контроля качества работы при массовой туберкулинодиагностике // Пробл туб
Реферат Изучение памяти у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)
Реферат Виленское перемирие
Реферат Карл Леопольд Мекленбург-Шверинский
Реферат Список войн XIX века
Реферат Брачный договор в российском праве
Реферат Психологические особенности и качество жизни больных артериальной гипертонией с метаболическими факторами риска
Реферат Гармонизация взаимоотношений человека и природы
Реферат Агробіологічні основи вирощування
Реферат Траурный какаду Бэнкса