Введение.
Современная Россия является индустриально-аграрной страной. В России осуществляется переход к социально-ориентированной рыночной экономике, но с темпами развития нашего государства, это произойдет не скоро.
Россия по своей площади является самой огромной страной в мире и имеет огромное количество разнообразных ресурсов, но это ей не мешает являться страной третьего мира. Все происходит из-за того, что каждый человек заинтересован только в собственном благополучии. Каждый из жителей России обвиняет наше государство и олигархов в том, что они получают доходы нечестным путем. Но когда борцы за справедливость приходят на места обвиняемых, они тут же забывают все то, за что они боролись. Проблема заключается в том, что люди считают, что кто-то должен прийти и поставить все на свои места и что проблемы нашей страны их не коснутся.
Ресурсы России являются государственными. Следуя из этого, государство имеет право распоряжаться ресурсами всей страны. По идее, главной целью государства является улучшение качества жизни своего народа, так как представители государственной власти, являются исполнителями воли граждан. Производство в нашей стране сокращается. Его практически не осталось. Так происходит из-за того, что государственные предприятия работают себе в убыток. Их продукция не пользуется спросом. А не пользуется потому, что цена и качество не соответствуют друг другу, а если даже и соответствуют, то продукция уже морально устарела. А замены ей нет. Так как новые идеи не финансируются нашим государством. Тогда идея отправляется за границу, искать того кто ее оценит, а предприятия отправляются в частные руки, рабочие места освобождаются. Владеть производством начинают предприниматели. Главной целью предприятия становится получение прибыли. Но чтобы получить большую прибыль, необходимо поднять цены или сократить себестоимость продукции. Тогда предприниматели начинают уходить от налогов, искать поставщиков с более дешевым сырьем и самое главное сокращать заработную плату рабочим. То есть, гражданам РФ у которых просто не остается другого выхода, как подчиниться и работать за копейки. Вместе с этим люди видят, что им приходится работать на таких же граждан, как и они сами. Начинаются возмущения, люди начинают искать более легкие пути получения дохода, искать способы заработать и некоторым из них удаётся стать предпринимателями.
Рассматривая этот процесс на нашей стране, начиная с конца восьмидесятых, мы можем увидеть, доходы населения, стали меньше чем расходы. Поэтому начнут основываться мелкие предприятия, которые могли бы утолять основные потребности граждан. Людей, основавших эти предприятия, начали называть мелкими предпринимателями. Эти предприятия и положили начало развития рынка в нашей стране. Со временем, мелкие предприятия стали превращаться в огромные компании, у граждан начали повышаться доходы. Рынок услуг начал расширяться, а люди эти услуги начали приобретать. С развитием рынка, предприятия начали нуждаться в разработке бизнес-плана, так как без него предприятие не сможет нормально функционировать.
При сегодняшней рыночной экономике бизнес-план крайне необходим, так как без него предприятия долго существовать не сможет.
На сегодняшний день бизнес-план необходим всем: и тем, кто будет финансировать проект – банкирам, инвесторам, сотрудникам, которые желают понять перспективы развития и свои задачи. А самое главное бизнес-план необходим самому предпринимателю, чтобы сделать четкий анализ своих идей и возможность реализовать их.
Личное участие предпринимателя в составлении бизнес-плана очень важно, так как некоторые банки отказываются выделять средства на реализацию проекта, если становится известно, что предприниматель не участвовал в составлении бизнес-плана.
Целью написания курсовой работы является освещение теоретических концепций и разработка бизнес-плана предприятия (организации).
Задачами для достижения заданной цели будут являться:
Рассмотреть теоретические концепции составления бизнес-плана.
Разработать бизнес-план предприятия.
Сформулировать выводы и предложения по теме исследования.
Предметом исследования послужила методика разработки бизнес-плана.
Объектом – открытое акционерное общество «Восток».
Глава 1. Методика разработки бизнес-плана предприятия.
Общие правила составления бизнес-плана.
От кого, как составлен бизнес-план (формы и содержания) в решающей мере зависит, насколько успешно будет достигнута его цель. Очень важно правильно преподнести информацию, так как разное представление одного и того же содержания иногда может привести к различным результатам, даже противоположным ожидаемым. Поэтому очень важно не допускать принципиальных ошибок при составлении бизнес-плана, так как читатель, которому он адресован, прочтя несколько страниц, может просто потерять к нему интерес. Бизнес-план должен привлекать читателя и вызывать у него интерес.
При составлении бизнес-плана необходимо соблюдать следующие общие для всех правила:
Бизнес-план должен быть составлен кратко и четко. Его объем не должен превышать 20-30 страниц формата А4. Чем бизнес-план будет короче, тем будет лучше.
Для хорошей подготовки и принятия обоснованных обдуманных решений в процессе создания предприятия необходимо собрать всю важную информацию по различным разделам бизнес-плана. Для этого необходимо использовать как внутренние (балансы, планы, договоры и т. д.), так и внешние источники (ТПП, ресурсы Интернета, банки, ассоциации, институты рыночных исследований и т. д.).
Всю собранную информацию необходимо предварительно распределить по темам (будущим разделам бизнес плана). Каждый раздел должен содержать альтернативные идеи, вопросы, требующие выяснения. Форма и содержание первоначального варианта бизнес-плана будет изменяться по ходу его разработки до тех пор, пока из неё не сформируется надежная концептуальная основа для составления его окончательного варианта. Хороший бизнес план должен быть основательным и глубоко продуманным, его можно завершить лишь тогда, когда собраны все необходимые коммерческие и финансовые сведения, а также соответствующие документы.
Технические описания, автобиографии менеджеров, годовые отчеты, договоры или проспекты помещаются в приложении, которое рекомендуется представлять от дельно от самого бизнес-плана (в отдельной папке).
Так же нужно стараться, чтобы не было папок с не подшитыми документами. Бизнес план должен быть представлен в переплетенном или сшитом виде.
Необходимо написать на титульном листе крупными буквами «БИЗНЕС-ПЛАН» или «ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ», а в его нижней части — название, адрес, номер телефона, факса и адрес электронной почты предприятия (по возможности, с логотипом фирмы), так же необходимо указать имя контактного лица на предприятии. Если бизнес план адресован конкретному лицу, указать на титульном листе его имя.
Обязательно надо написать оглавление к бизнес-плану с логичной разбивкой каждой отдельной главы. По окончании составления бизнес-плана проверить еще раз соответствие страниц.
Отдельные главы и под главы должны быть озаглавлены жирным шрифтом. Выделенные заголовки должны отражать ключевую мысль раздела. Это позволит читателю ориентироваться в материале уже при его беглом просмотре.
Если бизнес план адресован международным финансовым учреждениям (Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация) или зарубежным инвесторам, необходим перевод текста на английский язык.
Форма, структура и содержание бизнес плана должны быть ориентированы на потребности читателя. Они должны быть интересными, четкими и понятными. Нельзя пользоваться мелким шрифтом. Необходимо оставить справа широкое поле для заметок и комментариев читателя. Для лучшего восприятия не помешает добавить к тексту иллюстрации и графики. Для этих целей используются современные профессиональные возможности компьютерных программ: текстовые редакторы и калькуляционные программы.
В бизнес-плане необходимо четко различать факты и планы. Все прогнозы должны быть подкреплены цифрами.
Так же необходимо обратить внимание на то, чтобы не возникало противоречий между разными частями бизнес плана. В частности, показатели планового баланса, плановой оценки прибылей и убытков, финансового плана и плана ликвидности должны быть четко согласованы друг с другом.
Необходимо отразить в бизнес-плане риски, с которыми может столкнуться предприятие. Слишком оптимистические надежды легко обнаруживаются. Имея реалистический анализ сильных и слабых сторон проекта, предоставляя различные сценарии и альтернативную стратегию, можно получить дополнительные баллы у адресата бизнес-плана.
По мере возможностей бизнес-план должен разрабатывать сам предприниматель. Он может привлечь к этой работе руководителей отделов
маркетинга, снабжения и производства, контроллинга и финансов. Для профессионального оформления бизнес плана рекомендуется пригласить консультанта, обладающего опытом в этой сфере. Он возьмет на себя роль координатора при составлении бизнес плана и, возможно, привлечет по согласованию с предпринимателем других специалистов, которые помогут сформулировать соответствующие разделы бизнес плана (например, концепция рыночной конъюнктуры или проверка обоснованности финансовых показателей).
Если предприниматель может составить бизнес-план сам (один из лучших вариантов), то, во всяком случае, имеет смысл показать готовый план партнеру (консультанту по вопросам организации производства, знакомому специалисту по банковскому делу, аудитору и т. д.) и затем, с учетом его критики и предложений, подготовить окончательный вариант.
Что касается структуры бизнес плана, то со временем сложились определенная форма и последовательность его составных частей. Таким образом, бизнес план можно разделить на три основных части:
Коммерческая часть
Финансовая часть
Приложения.
Резюме.
Резюме составляют, чтобы дать короткий, сжатый обзор плана предприятия, который сможет привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана. Обычно эта информация предоставляется в банк на дальнейшее рассмотрение проекта для его финансирования. Поэтому очень важно, чтобы резюме было правильно написано, и в нём присутствовала вся необходимая информация.
Необходимо, чтобы в резюме были определены все перспективы развития бизнеса, какие возможности открываются, каковы преимущества данного бизнеса, в чем особенность данного бизнеса, какое место он сможет занять на рынке и какие есть у него возможности развиться на данном рынке.
Обычно резюме составляют на основе уже готовых пунктов плана:
1) Основные цели в бизнесе.
В этом пункте необходимо описать, каким бизнесом собирается заниматься предприниматель. Так же надо описать продукт (или услугу), который предприниматель хочет предложить рынку. Необходимо дать информацию, каким образом эта услуга сможет удовлетворить потребность клиента. Указать, как эта услуга сможет завоевать высшие позиции на рынке (с помощью торговых секретов, уникальных методик, хитростей).
2) Возможности бизнеса и стратегия их реализации.
Необходимо описать, какие возможности для данного бизнеса существуют и как их можно использовать. Так же необходимо дать описание механизм выхода на рынок данного бизнеса.
Эту информацию можно представить в виде тенденций в развитии отрасли, слабых мест в стратегиях конкурентов и других необходимых доводов для развития данного бизнеса.
Необходимо отметить перспективы развития данного бизнеса
на рынке и возможность перехода бизнеса на другие сегменты рынка.
3) Намечаемые рынки сбыта и прогноз.
Необходимо описать отрасль и рынок сбыта. Точно определить основных потребителей. Определить, как и какие услуги и товары будут преподнесены потребителю.
Так же надо дать информацию о текущей структуре рынка, размеры и темпы роста рыночных сегментов и ниш, в которые намерен войти предприниматель.
Предприниматель должен оценить продажи своего товара в штуках и рублях (долларах). Период, за который должен окупиться его товар. Еще предприниматель должен указать свою ценовую стратегию. Объясняя, на что он собирается делать упор (качество продукции, уникальную в своем роде продукцию, привлекательные для клиента цены).
4) Конкурентные преимущества.
Необходимо показать насколько важно конкурентное преимущество, которое предприятие может создать за счет изготовления нового продукта на рынке, услуги и стратегии предприятии, а также слабости конкурентов в данной отрасли.
5) Прогнозируемые финансовые результаты.
В этом разделе будет необходимо обобщить экономическую и финансовую стороны предприятия, такие как валовую чистую прибыль, долгосрочность прибыльности бизнеса (время, которое будет необходимо для достижения равенства доходов и расходов, а также устойчивого потока денежных средств). Так же надо обязательно указать ожидаемую рентабельность (показатель экономической эффективности производства на предприятиях) и обязательно сделать краткое описание методов анализа наиболее весомых факторов и цикла оборота наличности.
6) Компетенция и профессионализм управленческой команды.
Необходимо дать характеристику будущего руководителя и всех членов его команды, указав все их предыдущие достижения, особенно в том, что касается принятия ответственных решений в бизнесе, и опыт в руководстве предприятиями у управлении людьми.
7) Указать рублевую (долларовую) оценку необходимого финансирования для фирмы. Объяснить, каким образом будут потрачены выданные партнером денежные средства. Отметить в какой форме и когда партнер получит желаемую отдачу от выданных денежных средств.
При выполнении всех выше перечисленных пунктов, предприниматель достигнет желаемого результата.
Ассортимент товаров и услуг.
Этот раздел следует начать с перечня (ассортимента) товаров и услуг и характеристикой этих товаров.
Таблица 1
Вопросы, необходимые для дифференцированной характеристики товаров и услуг.
Вопросни
к дл
я дифференцированно
й характеристик
и то
варов и услуг:
• Характерные свойства (вес, размер, цвет и т. д.)
• Технические характеристики (соответствие количественным и качественным стандартам)
• Удобство в эксплуатации, безопасность, экологические
свойства (отсутствие вредных компонентов и т. д.)
• Техническая долговечность (стойкость при хранении и т. д.)
• Удобство в обслуживании
• Обучение по пользованию товаром
• Взаимозаменяемость узлов
• Оперативность в ремонте и обработке рекламаций
• Возможность хранения на складе
• Упаковка (повторное использование?)
• Продажные цены
• Качество документации: техническая документация, инструкции по эксплуатации, материалы для обучения
• Сроки поставки
Необходимо охарактеризовать продукцию, сравнивая её с продукцией конкурентов. Чтобы это сделать, необходимо задать следующие вопросы:
— в чем заключается уникальность продукции (преимущества)?
— что следовало бы улучшить (недостатки)?
Рекомендуется составить таблицу, отражающую ассортимент продуктов или услуг и пользу, которую они приносят потребителю. В качестве потребительской пользы можно рассматривать экономию средств, потенциал рационализации, преимущества в обслуживании, сокращение времени производства, ценность для досуга или престижность.
Если продукция предприятия подлежала разрешительным процедурам (сертификация и т. п.) или имеет законодательные ограничения, то об этом необходимо указать, объяснив при этом, как предприниматель защитит свою продукцию от имитации (патенты, торговые марки и т. д.).
Также необходимо уделить внимание вопросу разработки продуктов или же вопросу о том, как можно добиться лучшего удовлетворения запросов клиентов (а по некоторым показателям, может быть, даже вызвать у них восхищение) благодаря обновлению продукции или улучшению качества услуг. И нужно изложить программу соответствующих мероприятий в сфере разработки продукции.
Из-за того что жизненный цикл продуктов становится все короче, рекомендуется оценивать и планировать их предположительный срок службы еще на этапе разработки продукта. Необходимо описать, какие конкретно новые продукты разработаны или разрабатываются в настоящий момент на предприятии.
Необходимо проинформировать о жизненном цикле продукции предприятия, указать, в какой фазе находятся отдельные продукты в настоящее время (фаза создания, фаза роста, фаза зрелости, фаза насыщения). Желательна визуализация с использованием модели анализа портфеля, основанного на матрице 2×2 фирмы «Boston Cunsulting Group» и портфельной модели (матрице 3×3) фирмы «McKinsey & Co». Существует много вариантов этой методики анализа, которая является важным инструментом современного стратегического менеджмента. Для подготовки своей собственной матрицы продукта можно воспользоваться следующим формуляром:
Таблица 2
Формуляр «Матрица продукции».
Продукт/ Ассортимент
Оборот
Кеш флоу
Доля рынка
Рост рынка
С стратегические позиции
тыс. руб./
долл.
%
тыс. руб./
долл.
%
собствен
ная доля
конку
ренты
отн. доля
рынка
звезды
дойные
коровы
трудные дети
бедные
собаки
Всего
100,0
100,0
Группы продуктов представлены матрице продукта в виде окружностей, причем размер окружности соответствует объему кэш флоу или оборота, который обеспечивает та или иная группа продуктов.
Пояснения:
Мертвые лошади: например паровая машина.
Квадрант I: Жеребята, знаки вопроса: например генная технология. Это новые продукты, их судьба пока не ясна. Здесь нужно проводить выборочные инвестиции в продукты, имеющие шансы на рынке.
Квадрант II: Беговые лошади, звезды: например мультимедийные средства. Эти продукты находятся в фазе роста и имеют большой дополнительный потенциал. Их доля рынка постоянно растет.
Квадрант III: Рабочие лошади, дойные коровы: например автомобили. Эти продукты уже обладают большой долей рынка. Их шансы на дальнейший рост, однако, невелики. Они позволяют зарабатывать деньги, которые можно вкладывать в молодые продукты.
Квадрант IV: Хромые лошади, бедные собаки, бесперспективные продукты: например пишущие машинки. Доля рынка этих продуктов неуклонно сокращается. Они не приносят достаточной суммы покрытия постоянных издержек и, как правило, подлежат замене.
Рис 1. Матрица продукта.
Главная цель анализа портфеля состоит в том, чтобы найти для предприятия такой ассортимент, который обеспечил бы сбалансированное присутствие отдельных продуктов в четырех квадрантах матрицы. Продукты должны быть в достаточной мере представлены в каждом квадранте таблицы. Опыт показывает, что соотношение должно быть примерно следующим: „жеребята“ — 10—20%; „беговые лошади“ — 30—40%; „рабочие лошади“ — 30—40%; „хромые лошади“ — 10—20% и т. д. Таким образом, можно сказать, что методика анализа продукции сегодня призвана давать ответы на следующие вопросы:
— каковы конкурентные позиции предприятия?
— достаточно ли сбалансирован продукт?
-на какой стадии жизненного цикла находятся различные группы продуктов?
— какова прибыльность тех или иных продуктов?
-каким продуктам необходимо уделить больше внимания?
— от каких продуктов следует отказаться, так как они приносят убытки?
— нужно ли внедрять новые продукты?
-какие инвестиции необходимы в будущем по тем или иным группам продуктов?
— какие стратегии нужно разработать, чтобы улучшить в долгосрочном плане общее состояние предприятия?
Анализ рынка.
Недостаточное знание рынка очень часто является причиной ухудшения конкурентоспособности, сокращения оборота и снижения финансовых показателей (прибыли). Поэтому необходимо показать в бизнес-плане хорошее знание рыночной конъюнктуры и владение методикой постоянного анализа рынка, на основе которой определяются стратегические цели и разработки концепции маркетинга.
Анализируя рынок, на котором будет выступать предприятия необходимо собрать следующую информацию: о нынешнем состоянии рынка, которое хочет занять предприятие; определить, кто играет решающую роль на рынках сбыта – покупатель или продавец; о динамике рынков или сегментов рынков (они сокращаются, являются стабильными или растут); об ожидаемых изменений рынка; о степени насыщения рынка (соотношение между емкостью и потенциалом рынка, так же на основе этой информации необходимо дать оценку роста интересующих предприятие рынков в процентах на ближайшие пять лет); о емкости рынка по отдельным изделиям и услугам (реальный объем, который рынок может поглотить за определенный период времени).
На основе собранной информации необходимо сделать следующие выводы: какова доля рынка в процентах, исходя из емкости рынка товаров и услуг предприятия, и какова доля рынка главных конкурентов; насколько стабильны доли рынка; сколько клиентов стоят за ними (много или мало); как велик нынешний портфель заказов.
Необходимо оценить прибыльность:
— норма прибыли
— доход на вложенный капитал
— размер дивидендов на акцию
— прирост общей массы прибыли
Дать оценку прибыльности сегмента рынка:
— стоит или не стоит осваивать данный рынок или сегмент рынка;
— стоит ли тратить дополнительные ресурсы для продвижения на рассматриваемом рынке (сегменте).
Маркетинговая стратегия.
Будущее бизнеса в исключительной степени зависит от ясности понимания предпринимателем существующей рыночной ситуации и ее возможного развития. Выбор, который сделает предприниматель в вопросах маркетинговой стратегии, в значительной мере определит все другие компоненты его бизнеса. Именно поэтому необходимо стараться уделить этому вопросу как можно больше времени при подготовке бизнес-плана.
Предпринимателю необходимо выделить и подробно рассмотреть следующие составляющие маркетинговой стратегии:
Выбор рынков:
Необходимо определить, на какие рынки предприниматель хочет поставить свой продукт.
Производственная политика:
Предприятию необходимо определиться, какие товары или услуги оно хочет предложить рынку.
Распределение:
Предприятия должно определить каналы распределения, которые оно намерено использовать, чтобы довести свой товар до рынка. Будет ли оно продавать товар через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации.
План сбыта:
Предприятия должно описать, как оно будет управлять сбытом своей продукции и методы продвижения, которые оно намерено применить. И назвать планируемые методы продаж.
Объемы продаж:
Предприятия должно определить объемы продаж, которые оно планирует достичь для каждого продукта (услуги) на каждом рынке и какими методами он будет добиваться роста объемов продаж (за счет расширения рынков сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей).
Уровень прибыльности:
Предприятие должно рассчитать уровень прибыльности, которого оно хочет достичь, или в котором нуждается (другими словами, назвать максимально необходимый и желаемый размер прибыльности).
Реклама:
Как будет организована реклама и сколько средств собирается предприятие на это выделить.
Сервис:
Как будет организована служба сервиса (для высокотехничных изделий),
сколько это будет стоить, и будет ли такая служба прибыльной.
Связь общественностью:
Как предприятие будет добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности.
Ценовая политика:
Необходимо охарактеризовать уровень цен на каждом из возможных рынков.
Ценовая политика — рыночная политика фирм, продающих товары, проявляющаяся в варьировании цен их продажи.
Финансовый план.
Этот раздел бизнес-плана призван обобщить все разделы и
представить их в цифровом, а точнее в стоимостном выражении
Цифры отражают решения, которые предприниматель письменно изложит во всех остальных разделах. Если, например предприятие решило
еженедельно размещать рекламу своего товара в местной газете, в его финансовом плане должна быть цифра, отражающая это решение. Если предприятие хочет продавать часть товара по пониженным ценам, соответствующая цифра будет отражать это в бизнес-плане.
Каждое деловое решение сопровождается цифрой, а взятые все вместе эти цифры формируют основу финансового плана предприятия. Все вычисления должны быть точными, потому что все финансовые формы связаны между собой и одна ошибка порождает другую. Поэтому все расчеты надо производить тщательно и не допускать ошибок.
Если предприниматель не умеет сам делать финансовый отчет и пользуется помощью специалистов, то он должен обязательно уметь его читать и анализировать. Только тогда он сможет успешно
руководить компанией. В основе всех решений должна лежать финансовая информация. Обычно финансовый отчет составляют с помощью компьютерных программ.
Финансовый раздел бизнес-плана должен содержать три наиболее важных
формы:
— отчет о прибылях и убытках;
— отчет о движении наличности;
— баланс предприятия.
Обычно инвесторы хотят видеть финансовые показатели на три или даже пять лет вперед (для новых компаний), а для действующих, кроме того, и за три-пять прошедших лет. При этом данные формы предоставляются за пять лет по годам, а также за первый год – по месяцам и за второй год — по кварталам.
Отчет о прибылях и убытках показывает — будет ли получать предприятие прибыль, то есть уровень прибыльности предприятия, сколько денег предприятие будет иметь после всех произведенных расходов. Однако этот отчет не отражает общую стоимость предприятия, а так же какой наличностью оно располагает. Предприятие может начать терять деньги, что отразится в этом же отчете, однако, стоимость его может оставаться все еще достаточно большой, или же предприятие может быть прибыльным, но не иметь достаточно наличности, чтобы платить по счетам (из-за проблем в движении наличности). Однако, ни одна из этих ситуаций не
раскрывается в отчете о прибылях и убытках.
Читать этот отчет нужно сверху вниз. Первая строка отражает общий объем продаж. Вторая — включенный в нее налог на добавленную стоимость (НДС). В последующих строках представлены произведенные расходы. Разница между объемом продаж (за вычетом НДС) и затратами показывает балансовую прибыль. Сумма прибыли и начисленной заработной платы составляет налогооблагаемый доход. Последняя строка отчета о прибылях и убытках — доход, остающийся в распоряжении предприятия. Если расходы предприятия превышают доходы, в последней строке отчета о прибылях и убытках будет стоять
отрицательное число. В западной практике бухгалтерского учета знак минус "-" заменяется скобками ( ).
Отчет о движении наличности- показывает, есть ли (или будет) у
предприятия наличность, чтобы платить по счетам. Этот отчет один из наиболее важных финансовых документов. В нашей практике бухгалтерского
учета он не является в настоящее время обязательным, при составлении бизнес-плана без него не обойтись невозможно. Ведь если предприятие не сможет платить своим рабочим и
служащим, оплачивать счета поставщиков, он не сможет существовать. Отчет о движении наличности не характеризует прибыль предприятия. Он только показывает, сколько денег предприятие имеет в банке, сколько наличных денег «приходит» на счет и «уходит» со счета в каждом месяце года. Этот отчет особенно важен для предприятий, объемы работ которых зависят от сезонности и связаны с большими сезонными запасами сырья (предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции), или для тех, кто продает свою продукцию в кредит. Предприятие обязательно должно планировать разрыв между временем оплаты счетов за материалы и реальным временем получения денег запроданную продукцию.
Разрабатывая эту форму, необходимо показывать отдельно наличность, которую предприятие будет получать от продаж своей продукции и от других видов деятельности. Это прояснит картину источников поступления наличности и покажет возможность продажи товаров предприятия в кредит.
Баланс предприятия- показывает, сколько стоит предприятие. По балансу предприятия можно узнать стоимость предприятия в любой момент. В активе баланса указывается стоимость всех его составляющих (земля, здания, машины, оборудование, запасы
товарно-материальных ценностей), а в пассиве — размер всех его обязательств (полученные кредиты, акционерный капитал, расчеты с кредиторами, ссуды работникам компании и т.д.).
Разница между активами предприятия и долгосрочными и краткосрочными обязательствами предприятия (актив минус итоги по разделам II и III пассива) показывает его чистую стоимость, есть итог по разделу I пассива баланса «Источники собственных и приравненных к ним средств». Эти цифры также показываются в «пассиве» баланса. Поэтому «актив» и «пассив» всегда равны. Именно поэтому этот документ носит название «Баланс». Для подготовки «Баланса» обязательно привлекается профессиональный бухгалтер, особенно для расчета таких показателей как «амортизация»
(износ) или «производственные запасы» и «готовая продукция». Очень важно, чтобы сам предприниматель умел разбираться в балансе.
Финансовый план содержит также расчет точки безубыточности производства.
График достижения безубыточности — это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, отпускной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-переменные издержки).
Рис 2. График достижения безубыточности
Таким образом, с помощью этого графика можно найти точку
безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Очевидно, что при этом объеме выпуска продукции будет, наконец, достигнута безубыточность производства, и дальнейшее увеличение объемов реализации
приведет к появлению прибыли.
План производства.
Этот раздел бизнес-плана готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством. Главная задача здесь – доказать потенциальным партнерам, что предприятие будет в состоянии производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. Во всем мире финансисты вникают во все детали производственного цикла заемщиков для того чтобы
оценить квалификацию руководства фирмы и обоснованность ее планов. Чтобы удовлетворить этот интерес надо ответить на множество вопросов. В сам бизнес-план включить ответы лишь на основные из них, а детали можно перенести в приложения, объем которых неограничен.
Основными вопросами, на которые надо ответить в этом разделе
бизнес-плана будут являться, прежде всего:
— Где будут производиться товары (на действующем или вновь
создаваемом предприятии)?
— Какие для этого потребуются производственные мощности, и как они будут возрастать год от года?
— Где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и
комплектующие? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними?
— Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
— Возможно ли ограничение объемов производства и
поставок ресурсов?
— Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?
— Возможны ли при этом проблемы, и какого рода?
Данные этого раздела лучше всего приводить в перспективе на 2-3 года вперед, а для крупных предприятий и на 4-5 лет. Очень полезным элементом здесь станет схема производственных потоков на предприятии. На этой схеме должно быть наглядно показано, откуда
и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия. На этой схеме обязательно должно найтись место и для процессов контроля качества. Необходимо отметить на каких стадиях, и какими методами будет
проводиться контроль качества, и какими стандартами при этом будет руководствоваться предприятие.
Глава 2. Бизнес-план производства комплектующих узлов для бытовой и вычислительной техники.
2.1. Резюме.
В результате реорганизации машиностроительного завода выделяется одно производство (филиал) в самостоятельное предприятие. В соответствии со специализацией производства и изучением рынка планируется организовать выпуск узлов, идущих для комплектации производственной и бытовой вычислительной техники, радиоэлектронной и телевизионной аппаратуры.
В учебных целях товарный ассортимент создаваемой фирмы будет состоять из двух изделий (условные шифры А и Б).
Планируемый годовой объём выпуска узлов на основе проведенных маркетинговых исследований головным заводом, полученных предварительных заказов и другой информации составит:
— по узлу А — 5400 шт.
— по узлу Б — 7200 шт.
Таблица1
Укрупнённый технологический процесс и трудоёмкость изготовления узлов.
Наименование укрупнённых операций изготовления узлов
Средний тарифный разряд выполнения работ по ЕТС производ. среды.
Трудоёмкость изготовления узлов, в час
Коэффициент выполнения норм времени
узел А
узел Б
Станочные
4
1,8
2,5
1,05
Слесарные
4
2,4
2,9
1,03
Монтажно- сборочные
3
4,3
5,2
1,02
Наладочные, регулировочные, испытательные
5
6,6
9,5
1,00
Технический контроль качества
3
0,5
0,7
1,00
— Коэффициент выборочности технического контроля качества узлов 0,5.
— Затраты на материалы и комплектующие детали:
узел А — 65 руб/ шт
узел Б — 75 руб/ шт
Размер площади, которая передана создаваемой фирме бесплатно при разделе предприятия — 1000 кв.м.
Организационно-правовая форма предприятия.
Учитывая все достоинства и недостатки организационно-правовых форм предприятий, для выделенного производства (филиала) была выбрана в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ч.I) организационно-правовая форма — открытое акционерное общество (ОАО).
Это хозяйственное общество, уставный капитал которого делится на определённое число акций. Участники ОАО могут продавать или передавать свои акции без согласия других акционеров этого общества.
Главная особенность ОАО состоит в том, что его имущественный и денежный капитал формируется путём открытой, свободной продажи своих акций. Акции продаются либо на первичном рынке по нарицательной стоимости после их выпуска, либо на вторичном рынке посредством перепродажи по рыночной цене. ОАО представляет одну из наиболее распространённых и цивилизованных современных форм организации коллективного бизнеса. Эта форма даёт реальную возможность приобщиться к собственности предприятия миллионам рядовых граждан.
В форме акционерного общества могут существовать крупные, средние и малые предприятия. Создание акционерного общества обычно предполагает привлечение значительного числа участников.
ОАО отвечает по его обязательствам, несёт возможные убытки, рискует в ограниченных пределах не превышающих стоимости принадлежащего им пакета акций.
В то же самое время само общество не отвечает по имущественным обязательствам отдельных акционеров, принятых ими частным образом.
Акционерное общество является единственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественного комплекса. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определённой доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами.
ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков.
При образовании акционерного общества учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах. Договор о создании акционерного общества заключается в письменной форме. Учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества. Общество несёт ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.
Учредительным документом акционерного общества является его устав, утверждённый учредителями.
Устав должен содержать:
— наименование юридического лица;
— место его нахождения;
— порядок управления деятельностью юридического лица;
— предмет и цели деятельности;
— условия о категориях выпускаемых обществом акций;
— номинальную стоимость акций и их количество;
— размер уставного капитала общества;
— права акционеров;
— состав и компетенции органов управления обществом;
— порядок принятия решений
— вопросы, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
— другие сведения, предусмотренные законом об акционерных обществах.
Уставный капитал.
Уставный капитал акционерного общества представляет собой общую денежную оценку средств предприятия. Этот показатель свидетельствует об имидже фирмы, в некоторой степени о размахе предпринимательской деятельности.
Размер уставного капитала акционерного общества не должен быть менее суммы, равной 1000 кратному размеру минимальной месячной оплаты труда установленному законодательством РФ на дату представления учредительных документов для регистрации.
Таким образом, размер уставного капитала не должен быть менее 83490 рублей. В данной курсовой работе уставный капитал принимается в размере 1 000 000 рублей.
Первоначальный уставный капитал формируется за счёт вкладов учредителей.
Таблица 2.
Состав учредителей фирмы и их пай в её создании.
Учредители
Вид вклада
Величина вклада
Взносы, руб.
Руб.
%
до реги-страции
после регистра-ции
1.Муниципальная власть
2.Банк «Империал»
3.РНКБ
4.Миронов Г.И.
5.Чебаков И.П.
6.Огнев И.А.
7.Орлов Е.В.
8.Горшков Р.Л.
9.Шишкин В.А.
10.Козлов В.В.
11.Ковалёв Д.К.
Оборудование
Денежный
-«-
-«-
-«-
-«-
-«-
-«-
-«-
-«-
-«-
250000
300000
300000
25000
25000
10000
40000
20000
15000
5000
10000
25,0
30,0
30,0
2,5
2,5
1,0
4,0
2,0
1,5
0,5
1,0
187500
225000
225000
18750
18750
7500
30000
15000
11250
3750
7500
62500
75000
75000
6250
6250
2500
10000
5000
3750
1250
2500
Итого:
1000000
100,0
750000
250000
К моменту регистрации предприятия не менее 50 % уставного капитала должно быть оплачено в виде перечисления на счёт в банке. Вторая часть уставного капитала оплачивается в течение первого года предпринимательской деятельности.
На величину уставного капитала выпускаются первоначальные простые акции и распределяются между учредителями пропорционально их индивидуальному вкладу, выраженному в денежной форме (согласно закону об акционерных обществах).
Будет выпущено 10 000 штук акций стоимостью 100 рублей каждая на величину уставного капитала 1 000 000 рублей.
Таблица 3
Распределение акций между учредителями.
Учредители
Общая сумма индивидуального вклада, руб.
Стоимость акции, руб.
Число акций, шт.
1.Муниципальная власть
2.Банк «Империал»
3.РНКБ
4.Миронов Г.И.
5.Чебаков И.П.
6.Огнев И.А.
7.Орлов Е.В.
8.Горшков Р.Л.
9.Шишкин В.А.
10.Козлов В.В.
11.Ковалёв Д.К.
250000
300000
300000
25000
25000
10000
40000
20000
15000
5000
10000
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
2500
3000
3000
250
250
100
400
200
150
50
100
Итого:
1000000
100
10000
--PAGE_BREAK--
Помимо уставного капитала при создании предприятия определяется величина резервного капитала. Размер резервного капитала предусмотрен в размере 20 % от уставного капитала, что составит 200 000 рублей. Резервный капитал будет создаваться в течение нескольких лет путём перечисления в него денежных средств от балансовой прибыли.
Единовременные затраты при создании предприятия следующие:
1.Подготовка учредительных документов, оплата консультаций специалистов по созданию фирмы (15 минимальных зарплат (МЗП = 83,49руб.) — 1252 руб.
2.Государственная регистрация фирмы (5 МЗП) — 418 руб.
3.Прочие затраты, связанные с регистрацией предприятия: госпошлина, изготовление печатей и штампов и др. (3 МЗП) — 251 руб.
4.Закупка дополнительного оборудования, приборов, ПЭВМ, стендов (20000 МЗП) — 1669800 руб.
5.Закупка дополнительного производственного и хозяйственного инвентаря (1200 МЗП) — 100188 руб.
6.Закупка дополнительных транспортных средств (1300 МЗП) — 108537 руб.
7.Расходы на приобретение недостающей площади:
Определяются по следующей формуле :
Зн.пл. = (Sоб — Sраз) Спл, (1)
где Зн.пл. — затраты на покупку недостающей площади;
Sоб — общая потребность в площадях, необходимых для нормальной работы персонала фирмы(см. расчёт в разделе 3);
Sраз — площадь, полученная при разделе предприятия(1000кв.м);
Cпл — рыночная стоимость 1 кв.м. площади (15 МЗП) — 1252 руб.
Зн.пл. = (1934 — 1000) 1252 = 1169695 (руб.)
8.Прочие производственные затраты (ремонт, пере-планировка и др.) (220 МЗП) — 18368 руб.
Общая сумма единовременных затрат составит 3068508 руб.
Источниками финансирования капитальных затрат являются уставный капитал, долгосрочные кредиты банков.
2.1. Анализ рынков и маркетинговая стратегия.
В результате маркетинговых исследований, хозяйственных договоров с предприятиями определены предполагаемые (потенциальные) покупатели выпускаемых товаров. Ими будут являться головные фирмы производящие вычислительную технику и радиоэлектронные приборы, фирмы по ремонту радиоэлектронной, телевизионной и вычислительной аппаратуры.
При выборе покупателей руководствовались следующими критериями:
— кто согласен дороже и своевременно заплатить за покупаемый товар;
— кто согласен на установление длительных хозяйственных связей.
Товар планируется реализовывать через сеть посредников и непосредственно самим производителем.
Товарная стратегия предприятия предусматривает выпуск однородной продукции.
Ценовая политика предусматривает формирование цен на издержках производства и спроса на продукцию предприятия, а также цен конкурентов.
Ценовая стратегия предприятия базируется на товарной политике и предполагает:
— высокое качество, так как товар будет реализовываться предприятиям, которые будут его закупать большими поставками;
— разработку системы льгот и скидок в зависимости от условий поставок;
Сбытовая стратегия заключается в:
— создании и регулировании коммерческих связей через оптовые базы или же с самого предприятия;
— рекламной деятельности в различных формах (интернет, пресса, рекламные щиты).
План маркетинга представлен в таблице 3.1
Таблица 3.1
Наимено-вание продукции
Платеже-способ-
ность
Состояние спроса по видам маркетинга
Тип
марке-
тинга
Стадия
жизнен-
ного
цикла
Товар-
ная
политика
Ценовая
политика
Сбытовая
политика
План
маркетин-
говых
действий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Узлы
А и Б
высокий
стабильный
развиваю-
щийся
внедрение
гибкое
приспособ-
ление к
рыночным
условиям
снижение
издержек
производ-
ства и удержа-
ние
стабиль-
ной цены
на рынке
адресная
политика
нацелен-
ного
сбыта
дальней-
шие ис-
следования
рынка с
целью его
расширения
2.3. План производства.
Обоснование выбора метода организации производства и труда, которые предполагается использовать в процессе работы, его организационной и производственной структуры.
На предприятии будет использоваться бригадная форма организации труда рабочих. Зарплата между членами бригадами будет распределяться пропорционально отработанному времени каждого члена бригады и разряду. В целях более рационального использования площадей и увеличения использования основных фондов применяется 2-х сменная рабочая неделя.
Состав участников производства, отделов, служб, т.е. производственная и организационная структура фирмы приведена в штатном расписании .
Определяем потребную площадь необходимую для функционирования предприятия по формуле:
Sоб = Рi Hплi + Sвс, (2)
где Pi — численность персонала по категориям ;
Hплi — минимальная средняя норма производственной площади по категориям персонала:
— на 1-го основного рабочего — 9кв.м
— на 1-го вспомогательного рабочего — 7кв.м
— на 1-го работника обслуживающего персонала — 5кв.м
— на 1-го специалиста — 8кв.м
— на 1-го управленца — 20кв.м
Sвс — потребная вспомогательная площадь (коридоры, душевые, гардероб, туалеты и т.д.). В расчёте на 1-го работника (в одну смену) в среднем принимаем 6кв.м.
Sоб = 9 62 + 7 25 + 5 15 + 8 20 + 20 9 + 6 (62 + 25 + 15 + 20 + 9) = 1934 кв.м
2.4. Персонал. Оплата труда.
Состав персонала фирмы.
В состав персонала фирмы входят основные и вспомогательные рабочие, специалисты, управленческий и обслуживающий персонал.
Потребное количество основных рабочих по каждой профессии, занятых на нормируемых работах определяется по формуле:
n
( Впi (ti / Кн ))
P = —, (3)
Fэф
где n — число наименований изделий, выпускаемых фирмой (товарный ассортимент);
Впi — годовой объём выпуска i-го изделия, шт.
ti — трудоёмкость изготовления i-го изделия по опреде-лённому виду технологической операции (виду работ);
Кн — планируемый коэффициент выполнения норм рабочим i-ой профессии;
Fэф — эффективный фонд времени работы одного рабочего за год, в час. Он рассчитывается следующим образом:
Fэф = Fн ( 1 — Нраб ), (4)
где Fн — годовой номинальный фонд времени работы одного рабочего (принят в размере 2040 часов);
Нраб — коэффициент, характеризующий величину невыходов на работу в соответствии с действующим законодательством (принят 0,1).
Fэф = 2040 ( 1 — 0,1 ) = 1836 (час)
Определяем численность основных рабочих:
5400 ( 1,8 / 1,05 ) + 7200 ( 2,5 / 1,05 )
Станочников — Р = — ~ 14чел
1836
5400 ( 2,4 / 1,03 ) + 7200 ( 2,9 / 1,03 )
Слесарей — Р = — ~ 18 чел.
1836
5400 ( 4,3 / 1,02 ) + 7200 ( 5,2 / 1,02 )
Сборщиков — Р = — ~ 32 чел.
1836
5400 ( 6,6 / 1,0 ) + 7200 ( 9,5 / 1,0 )
Наладчиков — Р = — ~ 57 чел.
1836
Численность контролёров, которые входят в состав основных рабочих определяется по формуле:
n
( Впi ti Kв )
Р = -----------------------, (5)
Fэф
где tk — трудоёмкость выполнения контрольных операций;
Кв — коэффициент выборочности контроля качества продукции
Численность контролёров:
5400 0,5 0,5 + 7200 0,7 0,5
Р = — ~ 2 чел.
1836
Потребное количество основных рабочих в целом составляет:
Р = 14 + 18 + 32 + 57 + 2 = 123 чел.
Из них в первую смену работает 62 человека, во вторую — 61 человек.
Численность вспомогательных рабочих принимается в размере 40% от расчётной численности основных рабочих.
Рвсп = 0,4 Росн = 0,4 123 = 49,2 ~ 49 чел.
Из них в первую смену работает 25 человек, во вторую — 24 человека.
Число специалистов рекомендуется принять не более 20 — 30 % от численности основных и вспомогательных рабочих. Принимаем 12 %.
Рспец = ( Росн + Рвсп ) 0,12 = ( 123 + 49 ) 0,12 = 20,64 ~ 20 (чел.)
Для них установлен односменный рабочий день.
Обслуживающий персонал принимаем в размере 9% от числа всех рабочих и специалистов:
Робс.п. = (Росн + Рвсп + Рспец) 0,09 =
= ( 123 + 49 + 20 ) 0,09 = 17,28 ~ 17 чел.
Из них в первую смену работает 15 человек, во вторую — 2 человека (охрана).
Управленческий персонал следует принять в размере не более 10% от числа всех рабочих, обслуживающего персонала и специалистов. Принимаем 5%.
Рупр = (Росн + Рвсп + Рспец + Робс.п ) 0,05 =
= ( 123 + 49 + 20 + 17 ) 0,05 = 10,45 ~ 11 чел.
Из них в первую смену работает 9 человек, во вторую смену — 2 человека (мастера).
Порядок подбора персонала отражён в таблице 4
Таблица 4
Способ подбора персонала фирмы
Способ подбора персонала
Категории
рабочие
управ. персонал
Специалисты
Обслуж-щий персонал
Конкурс, выборы, тестирование, собеседование
х
х
Анкетные данные
х
По рекомендации
х
По заявкам в учебные заведения
х
х
Через службу занятости
х
После определения потребного количества работников фирмы составляем штатное расписание.
Таблица 5
Штатное расписание
Наименвание должности и профессии
Количество штатных единиц
Тарифный разряд
Месячный оклад, руб.; тарифная ставка, руб./час
1. Управленческий персонал 1.1.Директор 1.2.Зам.директора по маркетингу 1.3.Зам.директора по фин. и экон. 1.4.Зам.директора по производ-ву 1.5.Зам.директора по труду и соц. вопросам 1.6.Начальник участка 1.7.Мастер
1
1
1
1
1
2
4
5500
4125
4125
4125
4125
3575
1350
2.Специалисты 2.1.Налальник отдела 2.2.Конструктор
2.3.Технолог
2.4.Программист 2.5.Экономист 2.6.Бухгалтер
2.7.Товаровед 2.8.Снабженец
2.9.Гл.бухгалтер 2.10.Юрист 2.11.Маркетолог 2.12.Референт 2.13.Торговый агент
2.14.Инспектор по кадрам
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3220
2200
1600
2200
1980
2200
1980
1800
1175
1800
1800
1600
3575
1980
1980
1600
1800
1450
1450
Наименвание должности и профессии
Количество штатных единиц
Тарифный разряд
Месячный оклад, руб.; тарифная ставка, руб./час
3.Рабочие.
3.1.Основные рабочие:
3.1.1.Станочник
3.1.2.Слесарь
3.1.3.Сборщик
3.1.4.Наладчик
3.1.5.Контролёр
3.2.Вспомогательные рабочие:
3.2.1.Слесарь-ремонтник
3.2.2.Наладчик
3.2.3.Уборщица участка
3.2.4.Дежурный электрик
3.2.5.Комплектовщик
3.2.6.Транспортный рабочий
3.2.7.Кладовщик
14
18
32
57
2
4
6
3
6
8
8
2
2
2
6
2
4
4
3
5
3
5
4
5
4
1
3
3
2
3
2
3
1,97
1,97
1,75
2,26
1,75
2,26
1,97
2,26
1,97
1,47
1,75
1,75
1,59
1,75
1,59
1,75
4.Обслуживающий персонал
4.1.Лаборант
4.2.Оператор ЭВМ
4.3.Шофёр
4.4.Охранник
4.5.Кассир
4.6.Машинистка
4.7.Секретарь
4.8.Уборщица офиса
4.9.Курьер
1
1
1
1
2
1
4
1
1
1
1
1
1
385
340
340
300
340
300
300
300
265
300
265
205
230
Рассчитываем структуру работающих и данные расчёта заносим в таблицу 6.
Таблица 6
Структура работающих фирмы.
Категории работников
Количество человек
%
Управленческий персонал
Специалисты
Рабочие
Обслуживающий персонал
11
20
172
17
5,0
9,0
78,2
7,8
Всего:
220
100
Выбор оплаты труда.
В практике применяется две системы оплаты труда: тарифная и бестарифная.
На производственных фирмах чаще используется тарифная система оплаты труда, особенно для рабочих.
При этой системе для основных рабочих (кроме контролёров) применяется сдельно-премиальная форма оплаты труда. В этом случае фонд оплаты труда основных рабочих определяется по формуле:
ФОТос = ЗПос + ЗПд + Врк, (6)
где ЗПос — основная заработная плата рабочих;
ЗПд — дополнительная заработная плата (оплата отпусков, доплата за сокращённый рабочий день подросткам, принимаем в размере 10% от ЗПос);
Врк — выплаты по районному коэффициенту (15% от (ЗПос + ЗПд)).
Основная зарплата определяется следующим образом:
ЗПос = ЗПт + П, (7)
где ЗПт — тарифная заработная плата;
П — премия (принимаю в размере 40% от ЗПт).
Тарифная заработная плата рассчитывается по формуле:
n
ЗПт = tвпвсех ТСi, (8)
где n — число видов технологических операций (видов работ);
tвпвсех — трудоёмкость выпуска всех изделий по видам работ, в час
tвпвсех = tвпi m, где m — количество штук изделий.
Тсi — часовая тарифная ставка, соответствующая разряду работ. Её можно определить следующим образом:
ЗПмес1 kт
Tci = -----------------, (9)
Др ds
где ЗПмес1 — месячная заработная плата, соответствующая 1-му разряду ЕТС производственной сферы (принимаем на уровне 3 МЗП);
Др — среднее число рабочих дней в месяце (принято 21,5);
ds — длительность смены (принято 8 часов);
Кт — тарифный коэффициент, соответствующий разряду работ.
ЗПмес1 = 3 ЗПmin = 3 83,49 = 250,47 руб.
Например, часовая тарифная ставка, соответствующая 4-му разряду составляет:
250,47 1,35
ТСстан = — = 1,97 руб./час
21,5 8
Труд контролёров и вспомогательных рабочих оплачивается по повременно-премиальной форме. При этой форме фонд оплаты труда за год рассчитывается следующим образом:
ФОТвс = Fэф Тс Рвс + П + ЗПд + Врк, (10)
где Тс — часовая тарифная ставка, соответствующая разряду рабочего;
Рвс — число контролёров (или вспомогательных рабочих) определённого разряда.
Годовой фонд оплаты труда специалистов, управленческого и обслуживающего персонала следует определить по формуле:
ФОТсп = Ом 12 Рсп + П + Врк, (11)
где Ом — месячный оклад:
-директор фирмы в 10 раз выше средней месячной заработной платы всех рабочих;
-зам. директора — 75% от оклада директора;
-начальники участков, отделов, главные специалисты 60 — 65% от оклада директора;
-специалисты — 40 — 50 % от оклада директора;
-обслуживающий персонал 4 — 7% от оклада директора;
-мастер — в 2,5 раза выше средней месячной зарплаты всех рабочих.
Месячные оклады приведены в штатном расписании.
Рсп — число специалистов (управленческого или обслуживающего персонала) с соответствующим месячным окладом.
Расчёт фонда оплаты труда основных, вспомогательных рабочих, специалистов, управленческого и обслуживающего персонала приведён в табл.7,8,9,10.
Таблица 7
Расчёт ФОТ основных рабочих
Наименование укрупнённых операций
Разряд
Трудоёмкость выпуска изделий в час
ТСi
руб/час
ЗПт
П
ЗПос
ЗПд
Врк
ФОТосн
Одного изделия
Всех изделий
Станочные
4
1,8
2,5
9720
18000
1,97
54608
21843
76452
7645
12615
96711
Слесарные
4
2,4
2,9
12960
20880
1,97
66665
26666
93331
9333
15400
118063
Монтажно-сборочные
3
4,3
5,2
23220
37440
1,75
106155
42462
148617
14862
24522
188001
Наладочные
5
6,6
9,5
35640
68400
2,26
235130
94052
329183
32918
54315
416416
Контр. кач-ва
3
-
-
1,75
6426
2570
8996
900
1484
11380
Итого:
468985
187594
656578
65658
108335
830572
Таблица 8
Расчёт ФОТ вспомогательных рабочих
Наименование профессии
Раз-ряд
ТСi
Fэф
Рвсп
ЗПт
П
ЗПос
ЗПд
Врк
ФОТвсп
Слесарь-ремонтник
5
4
2,26
1,97
1836
4
6
16597
21702
6639
8681
23236
30382
2324
3038
3834
5013
29394
38433
Наладчик
5
4
2,26
1,97
1836
3
6
12448
21702
4979
8681
17427
30382
1743
3038
2876
5013
22046
38433
Уборщица уч.
1
1,47
1836
8
21591
8637
30228
3023
4988
38238
Деж.электрик
3
1,75
1836
8
25704
10282
35986
3599
5938
45522
Комплект-ик
3
2
1,75
1,59
1836
2
2
6426
5838
2570
2335
8996
8174
900
817
1484
1349
11380
10340
Транс.рабочий
3
2
1,75
1,59
1836
2
6
6426
17515
2570
7006
8996
24522
900
2452
1484
4046
11380
31020
Кладовщик
3
1,75
1836
2
6426
2570
8996
900
1484
11380
Итого:
287568
Таблица 9
Расчёт ФОТ управленческого персонала
Наименование профессии
Месячный оклад
Рупр
ЗПокл
П
ЗП
Врк
ФОТупр
Директор
Зам.директора
-по маркетингу
-по финансам и экон.
-по производству
-по труду и соц.вопросам
Начальник участка
Мастер
5500
4125
4125
4125
4125
3575
1350
1
1
1
1
1
2
4
66000
49500
49500
49500
49500
85800
64800
26400
19800
19800
19800
19800
34320
25920
92400
69300
69300
69300
69300
120120
90720
13360
10395
10395
10395
10395
18018
13608
106260
79695
79695
79695
79695
138138
104328
Итого:
667506
Таблица 10
Расчёт ФОТ обслуживающего персонала
Наименование профессии
Разряд
Месячный оклад
Роб.п
ЗПокл
П
ЗП
Врк
ФОТоб.п
Лаборант
7
6
385
340
1
1
4620
4080
1848
1632
6468
5712
970
857
7438
6569
Оператор ЭВМ
6
5
340
300
1
1
4080
3600
1632
1440
5712
5040
857
756
6569
5796
Шофёр
6
5
340
300
2
1
8160
3600
3264
1440
11424
5040
1714
756
13138
5796
Охранник
5
300
4
14400
5760
20160
3024
23184
Кассир
5
300
1
3600
1440
5040
756
5796
Машинистка
4
265
1
3180
1272
4452
668
5120
Секретарь
5
4
300
265
1
1
3600
3180
1440
1272
5040
4452
756
668
5796
5120
Уборщица офиса
2
205
1
2460
984
3444
517
3961
Курьер
3
230
1
2760
1104
3864
580
4444
Итого:
98725
Таблица 11
Расчёт ФОТ специалистов
Наименование профессии
Разряд
Месячный оклад
Рспец
ЗПокл
П
ЗПос
Врк
ФОТспец
Начальник отдела
Конструктор
Технолог
Программист
Экономист
Бухгалтер
Товаровед
Снабженец
Гл.бухгалтер
Юрист
Маркетолог
Референт
Торговый агент
Инспектор п/кадрам
15
14
11
14
13
14
13
12
8
12
12
11
16
13
13
11
12
10
10
3220
2200
1600
2200
1980
2200
1980
1800
1175
1800
1800
1600
3575
1980
1980
1600
1800
1450
1450
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
77280
26400
19200
26400
23760
52800
23760
21600
14100
21600
21600
19200
42900
23760
23760
19200
21600
17400
17400
30912
10560
7680
10560
9504
21120
9504
8640
5640
8640
8640
7680
17160
9504
9504
7680
8640
6960
6960
108192
36960
26880
36960
33264
73920
33264
30240
19740
30240
30240
26880
60060
33264
33264
26880
30240
24360
24360
16229
5544
4032
5544
4990
11088
4990
4536
2961
4536
4536
4032
9009
4990
4990
4032
4536
3654
3654
124421
42504
30912
42504
38254
85008
38253
34776
22701
34776
34776
30912
69069
38254
38254
30912
34776
28014
28014
Итого:
804388
4.3Расчёт средней месячной заработной платы по каждой категории персонала и в целом по фирме.
Средняя месячная зарплата одного работника фирмы определяется по формуле:
ФОТоб
ЗПсм = ------------, (12)
12 Роб
где ФОТоб — общий годовой фонд оплаты труда по фирме (всего персонала);
Роб — общая численность персонала фирмы;
Расчёт общего фонда оплаты труда и средней месячной зарплаты приведён в табл.12.
Таблица 12
Средняя заработная плата.
Категории персонала
ФОТ год, руб.
Р чел.
Среднемесячная зарплата, руб.
Управленческий персонал
Специалисты
Рабочие
Обслуживающий персонал
667506
804388
1118139
98726
11
20
172
17
5057
3352
542
484
Итого:
2688759
220
1018
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.5. Финансовый план.
Производим расчёт основной заработной платы производственных рабочих на одно изделие по формулам: 9,8,7. Расчёт представляем в табл.13,14.
Таблица 13
Узел А на 1 изделие
Наименование укрупнённых операций
t на операцию
(час)
ТС
(руб/час)
ЗПт
(руб.)
П
(руб.)
ЗПос
(руб.)
Станочные
Слесарные
Монтажно-сборочные
Наладочные
1,8
2,4
4,3
6,6
1,97
1,97
1,75
2,26
3,55
4,73
7,53
14,92
1,42
1,89
3,01
5,97
4,97
6,62
10,54
20,89
Итого:
43,02
Таблица 14
Узел Б на 1 изделие
Наименование укрупнённых операций
t на операцию
(час)
ТС
(руб/час)
ЗПт
(руб.)
П
(руб.)
ЗПос
(руб.)
Станочные
Слесарные
Монтажно-сборочные
Наладочные
2,5
2,9
5,2
9,5
1,97
1,97
1,75
2,26
4,93
5,71
9,10
21,47
1,97
2,29
3,64
8,59
6,90
8,00
12,74
30,06
Итого:
57,70
Зарплата контролёров учтена в смете накладных расходов.
Расчёт полной себестоимости одного изделия производится по формуле:
Сп = Спр + Кр, (13)
где Сп — производственная себестоимость;
Кр — коммерческие расходы (маркетинговые исследования, реклама, тара и др., принята в размере 15% от Спр);
Кр = 0,15 Спр
Производственная себестоимость определяется по формуле:
Спр = М + Зпос + ЗПд + Врк + Ссн ФОТиз + Нр + Зпр, (14)
где М — затраты на основные материалы и комплектующие детали;
ЗПос — основная зарплата производственных рабочих на одно изделие;
ЗПд — дополнительная зарплата производственных рабочих;
Ссн — общая ставка отчислений на социальные нужды (38,5%);
ФОТиз — фонд оплаты труда основных рабочих в расчёте на одно изделие (ЗПос + ЗПд + Врк);
Нр — накладные расходы (приняты 30,3% от ЗПос);
Зпр — прочие производственные затраты (приняты 5% от ЗПос);
После расчётов всех статей затрат по обоим изделиям составляем калькуляцию изделий.
Калькуляция изделий представлена в табл.15
Таблица 15
Калькуляция изделий
Наименование статей калькуляции
Обозначение
Сумма
Узел А
Узел Б
Затраты на материалы
Основная зарплата
Дополнительная зарплата
Выплаты по районному коэффициенту
Отчисления на социальные нужды
Накладные расходы
Прочие затраты
Производственная себестоимость
Коммерческие расходы
Полная себестоимость
М
ЗПос
ЗПд
Врк
Осн
НР
Зпр
Спр
Кр
Сп
65
43
4
7
21
130
2
273
41
314
75
58
6
10
28
175
3
354
53
407
Определив полную себестоимость каждого изделия прогнозируем цены на них:
-цену предприятия;
-цену реализации.
Цена предприятия:
Цпр = Сп + Пр = Сп + Ур Сп, (15)
где Пр — прибыль от реализации товара;
Ур — уровень рентабельности изделия (принят 0,3);
Цена реализации товара:
Цр = Цпр + Ндс + На + Тн (16)
где Ндс — налог на добавленную стоимость (20% от Цпр);
На — акциз (на вычислительную технику акциз не начисляется)
Тн — торговая наценка (в случае реализации изделий через торговых посредников торговую наценку принимаем в размере 15% от Цпр).
Все итоговые данные по определению себестоимости и цены на оба товара представлены в табл.16.
Таблица 16
Себестоимость и цена изделия
Наименование показателя
Обозначение
Узел А
Узел Б
Полная себестоимость
Прибыль от реализации
Цена предприятия
Налог на добавленную стоимость
Торговая наценка
Цена реализации с торговой наценкой
Цена реализации без торговой наценки
Сп
Пр
Цпр
Ндс
Тн
Цр
314
94
408
82
61
551
490
407
122
529
106
79
714
635
После расчёта себестоимости и цен определяем предполагаемую сумму выручки и прибыль от продажи узлов и предпринимательской деятельности фирмы (балансовую прибыль).
Величина выручки от реализации продукции по рыночной цене (выручка брутто): n
ВРбр = Црi Pпi, (17)
где Рпi — количество реализованного товара, в шт. (принято равным количеству выпущенных узлов).
ВРбр = 551 5400 + 714 7200 = 8115192 руб. (с торговой наценкой).
ВРбр = 490 5400 + 635 7200 = 7218000 (руб.) — (без торговой наценки).
Величина выручки от продажи товаров по цене предприятия (выручка нетто): n
ВРн = Цпрi Рпi, (18)
ВРн = 408 5400 + 529 7200 = 6012000 (руб.)
Балансовая прибыль:
Пб = Пр + Ппр + Уд — Ур — Нм, (19)
где Пр — прибыль от продажи товаров;
Ппр — прибыль от прочей реализации (принята 20% от Пр);
Уд — доходы от внереализационных операций (принята 10%от Пр);
Ур — расходы от внереализационных операций (прнята 2% от Пр);
Нм-местные и областные налоги, относимые на результаты фирмы.
Прибыль от продажи товаров:
n
Пр = (Цпрi — Спi) Рпi = (408 — 314) 5400 + (529 — 407) 7200 =
= 1386000 (руб.)
Ппр = 0,2 Пр = 0,2 1386000 = 277200 (руб.);
Уд = 0,1 Пр = 0,1 1386000 = 138600 (руб.);
Ур = 0,02 Пр = 0,02 1386000 = 27720 (руб.);
Величина местных и областных налогов и сборов, относимых на финансовые результаты фирмы определяется:
Нм = Соб ФОТоб + Сжк ВРн + (Смил + Ст + Спр) ФОТм,(20)
где Соб — ставка налога на нужды образования (1%);
ФОТоб — общий фонд оплаты труда по фирме;
Сжк — ставка налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (1,5%);
Смил — ставка сбора на содержание милиции и благоустройство территории (3%);
Ст — ставка сбора за уборку территории (1%);
Спр — ставка прочих налогов, относимых на финансовые результаты работы фирмы (налог на имущество, на рекламу) (25%);
ФОТм — фонд оплаты труда персонала фирмы, расчитанный по уровню минимальной зарплаты. Его определим по формуле:
ФОТм = ЗПм Роб 12, (21)
где ЗПм — минимальная месячная зарплата по стране;
Роб — общее число работников фирмы.
ФОТм = 83,49 220 12 = 220413,60 (руб.)
Нм = 0,01 2688759 + 0,015 6012000 + (0,03 + 0,01 + 0,25) 220413,6 = =180988 (руб.)
Пб = 1386000 + 277200 + 138600 — 27720 — 180988 = 1593092 (руб.)
Определив балансовую прибыль показываем по каким направлениям она распределяется. В предпринимательской практике её распределение идёт по следующим направлениям:
1.Уплата налога на прибыль — Нпр:
Нпр = (Пб — Орф — Лнм — Пн) Снп, (22)
где Орф — отчисления в резервный капитал (принят 5% от Пб);
Лнп — льготы по налогу на прибыль (принято 20% от Пб);
Пн — прибыль полученная не от основной деятельности фирмы и облагаемая налогами по особым ставкам (принята равной 0);
Снп — ставка налога на прибыль (35%);
Орф = 0,05 1593092 = 79655 (руб.);
Лнп = 0,2 1593092 = 318619 (руб.);
Нпр = (1593092 — 79655 — 318619 — 0) 0,35 = 418187 (руб.)
2.Выплата экономических санкций, налагаемых на фирму государственными структурами. Принимаем в размере 1% от Пб.
Эс = 0,01 Пб = 0,01 1593062 = 15931 (руб.)
3.Отчисления в резервный капитал (расчёт см. выше). Оставшаяся прибыль после уплаты налога и других платежей — чистая прибыль.
Определение чистой прибыли:
Пч = Пб — Нпр — Эс — Орф = 1593062 – 418187- 15931 — 79655 =1079289 руб.
Чистая прибыль расходуется фирмой по следующим направлениям:
Уплата налогов, выплачиваемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (1%);
Платежи по процентам за банковские кредиты выше пределов учётной ставки, платежи по отсроченным и просроченным ссудам (0,15%);
На техническое развитие (фонд накопления) (40%);
На создание фонда потребления (10%);
На благотворительные и экологические цели (8%);
На выплату дивидендов (25%);
На прочие цели (представительские расходы, расходы на рекламу превышающие установленные нормативы); (15,8%).
Конкретное распределение прибыли определено на общем собрании акционеров.
Итоговый расчёт формирования и использования выручки и прибыли указан в табл.17.
Таблица 17
Формирование и использование прибыли и выручки.
Наименование показателя
Обозначение
Сумма, руб.
Валовая выручка от реализации товаров по рыночной цене (с торговой наценкой)
Торговая наценка
Валовая выручка от реализации товаров без торговой наценки
Налог на добавленную стоимость
Выручка от продажи изделий по цене предприятия
Полная себестоимость всего выпуска продукции
Прибыль от реализации всех товаров
Прибыль от прочей реализации
Доходы от внереализационных операций
Расходы от внереализационных операций
Областные и местные налоги
Балансовая прибыль
Налог на прибыль
Экономические санкции
Отчисления в резервный капитал
«Чистая прибыль» — всего
в том числе направляется:
— на техническое развитие
— на образование фонда потребления
— на выплату дивидендов
— на благотворительные и природоохранные цели
— на другие цели
— уплата налогов
— платежи по процентам за кредиты
ВРбр
Тн
ВРбр
НДС
ВРн
Сп
Пр
Ппр
Уд
Ур
Нм
Пб
Нпр
Эс
Орф
Пч
8116200
898200
7218000
1202400
6012000
4626000
1386000
277200
138600
27720
180988
1593062
362428
15931
79655
1079289
431715
107929
269822
86343
172686
10793
1619
2.6. Заключение и выводы.
Срок окупаемости капитальных затрат.
Тр = КЗ / Пб = 3068508 / 1593062 = 2 года.
Уровень рентабельности капитальных затрат.
Укз = Пб 100 / КЗ = 1593062 100 / 3068508 = 51,92 %
Из приведённых выше расчётов основных показателей деятельности фирмы видно, что при данных условиях финансовое положение фирмы будет устойчиво, создание её целесообразно. Выпускаемая продукция на рынке будет конкурентоспособной, если своевременно совершенствовать технологию выпускаемых товаров и давать соответствующую рекламу.
Заключение.
Предприятие не сможет начать свою деятельность без бизнес-плана, а тем более нормально функционировать и получать прибыль от своей деятельности. В бизнес-плане, должны быть четко определены все разделы. Вся информация должны быть ясно изложена. Для составления бизнес-плана необходимо собрать информацию по текущему состоянию рынка. И уже на основе этой информации, предприятие может определиться, какой вид продукции производить.
Так же очень важно установить цели. И уже на основании этих целей, выбирать какой объем продукции производить и планировать дальнейшую свою деятельность. К разработке бизнес-плана необходимо привлекать специалистов, но и сам предприниматель должен принимать участие в его разработке, так как это его предприятие и для чего оно создается, знает только он сам. Важно найти хороших поставщиков сырья, так как качество сырья играет важную роль при изготовлении продукции. Так как если продукция будет некачественной, предприятие будет нести убытки. Из-за того что продукцию просто перестанут приобретать или появится брак в производстве.
Для того чтобы правильно рассчитать основные разделы бизнес-плана необходимо иметь достоверную информацию. Все расчеты должны производиться очень внимательно, так как из-за малейшей ошибки предприятие может разориться. Так же необходимо пользоваться всеми достижениями экономических наук. Это облегчит работу и не даст совершить ошибку. Будет еще лучше, если предприниматель привлечет высококлассных специалистов, знающих свое дело.
Разрабатывая бизнес- план, руководство предприятия должно систематически продумывать, а затем логично и четко излагать свои идеи и представления. Руководство должно так представлять свое предприятие финансовым учреждениям, инвесторам и другим адресатам в бизнес-плане, чтобы была видна динамика его развития. На основе бизнес плана можно, например, сделать выводы о качестве и компетентности руководства, о шансах и рисках предприятия, а также о его возможной прибыльности.
Бизнес-план должен содержать исчерпывающую, четкую и понятную информацию о бизнес идее, предпринимательской стратегии, правовой и долевой структуре, начальном финансировании, о профиле предприятия и услуг, а также о рыночных шансах и рисках. Поэтому он представляет собой основу для достижения предприятием поставленных целей. Бизнес-план подкрепляется фактическими и плановыми показателями из бухгалтерского учета и финансового дела.
Бизнес-план — это важнейший инструмент, с помощью которого можно убедить будущих деловых партнеров или инвесторов в плодотворности бизнес идеи, показать им, насколько солидным, рентабельным и перспективным
является предприятие или проект. Таким образом, бизнес-план служит партнерам важной основой для принятия решений.
Поэтому разработка и расчет бизнес-плана является одним из самых важных процессов для будущего предприятия.
Список используемой литературы.
1. Колесников Н.А. Бизнес-план. М.: Финансы и статистика, 2004. – 256с.
2. Лудольф Ф., Лихтенберг С. Бизнес-план. Профессиональное составление и убедительная презентация. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. – 224с.
3. Любанова Т.П. Бизнес-план. Учебно –практическое пособие. М.: Книга сервис, 2004. – 183с.
4. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. М.: Ось 89, 2003 – 96с.
5. Попов В.М. Бизнес-план: Дайджест-консалтинг. Зарубежный и отечественный опыт. М.: Финансы и статистика, 1995. — 421с.
6. Ушаков И.И. Бизнес-план. М.: Питер, 2006. – 224с.