Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина
Вера в свет, в красоту жизни, в человека, в одушевляющий гуманистический пафос — главное в творчестве Есенина. Тема родины — наиглавнейшая. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил и в Москве, и в Петербурге, и за границей. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней теплоту воспоминаний, которая их отличает.
В ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Вот, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная…» С самого начала Русь здесь предстается как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина — это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты — русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.
Только ведь родная деревня и Россия — это нечто единое. Родина для него, особенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Позднее в его поэзии стали появляться «мрачные» стихи – это создавало остроту контрастов. Порой стихи поэта обретали ноту щемящей грусти, в них возникало чувство неприкаянности, их лирический герой — странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что оставалось неизменным, что сохраняло вечную ценность — это природа и Россия:
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам…
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — война, революция, снова война — теперь уже гражданская. Переломный для России год — 1917 — поэт встретил с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.
Родная земля наделила поэта народной мудростью. Его чувства и настроения этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст». В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
Хотя считается, что Есенин, как и Маяковский, принял революцию — тема родины в этот период насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый „Капитал“ — Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: „Поют агитки Бедного Демьяна“. Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: „Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам“. Поэтому так горестно звучат его строки:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
С. Есенин не отказывается от своего поэтического призвания он пишет:
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким „Русь“.
С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции „последнего певца деревни“, хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важных для понимания творчества поэта, стало стихотворение „Спит ковыль“:
Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке „радуясь, свирепствуя и мучась“ — трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции. „Все встречаю, все приемлю…“ — это он писал и о своей любви к природе.