Политические лабиринты в произведении Джонатана Свифта Странствования Лемюеля Гулливера
Свифт предостерег людей, он показал всю гадость и ужас застоя, лишенного идеалов, полного бессмысленного эгоизма жизни.
Джонатан Свифт, будучи священником, более всего интересовался политической и литературной деятельностью, а ирландский народ справедливо называл писателя своим защитником.
По убеждениями Джонатан Свифт — просветитель, т.е. человек, который верит в ум, необходимость преобразования мира, поэтому свою литературную деятельность писатель начал из публицистических произведений на злободневные темы — памфлетов «Сказка бочки» и т д., в которых с особой остротой и экспрессией высмеивались пережитки государственного устройства, жестокость колониального завоевания Англии на территории Ирландии, политическая и религиозная войны.
Наиболее пригодным оружием в борьбе за свободу и счастье народа для Свифта была сатира — способ художественного отображения действительности, который заключается в остром осуждении и высмеивании отрицательного. Сатира по обыкновению направлена против отрицательных социальных явлений.
Таким ярким сатирическим произведением стал роман Свифта «Путешествия в разные страны мира Лемюэля Гулливера, сначала доктора, а потом капитана нескольких кораблей». Роман построен как рассказ о неудачных морских путешествиях. Произведение состоит из четырех частей: первое путешествие в страну Лилипутии, вторая в страну Великанов, третья на воздушный остров Лапуту, четвертая в страну чрезвычайных коней, которые создали республику добра.
Автор ведет своего героя по лабиринтам разных политических систем, подчеркивая их комическую непригодность. Только в утопическом обществе великанов и добродетельных коней Гулливер находит разумность, соответствие справедливым законам и этическим нормам.
Общество коней не выдерживает сурового испытания, так как не может преодолеть зло, изменить на лучше привычки низких существ йэху, извне так похожих на людей.
В Лилипутии Гулливер разоблачает в правящих верхах общества ненасытное желание завоевания и порабощение свободных народов. Правящий аппарат Лилипутии делает невозможным любой протест против действий императора.
В Лапутии все имеет выразительный характер: лживая внешность короля и его окружения на воздушном острове полностью отвечает действиям правительства, которое привело народ к недовольству. Резко отрицательно изображены и человекоподобные йэху.
Такое дежурство образов имеет глубокий смысл. Свифт вместе с героем Гулливером утверждает, обращая внимание читателя: зло непрерывно увеличивается. Глядя на йэху, жадных и глупых, Гулливер ощущает к ним ненависть и пренебрежение, но потом, сравнивая их с собой и своими соотечественниками, приходит в ужас и пишет книгу, которая должна показать людям, кто они есть на самом деле.
Но при пессимистическом расположении духа героя Свифта ему пришлось увидеть тени больших предков — Брута, Томаса Мора, — в которых бессмертные традиции тираноборства, величие ума.
Рассказ о восстании населения Линдалино, что решило полностью изменить государственное устройство Бальнибарби — важный момент в формировании идеалов Свифта. Это стремление изменить мир, в чем, казалось, полностью потерял веру Гулливер. Эти эпизоды составляют несатирический пласт рассказа, который придает особое значение роману, где возражение многих проявлений общественной действительности объединяется с призывом явиться против зла и добра.
В отличие от других просветителей, Свифт не думал, что человек добр по своей природе. Добро должно быть завоевано и утверждено. Путь к нему лежит через борьбу с несправедливостью. Самая же форма государства, по мнению Свифта, может быть такой, которую Гулливер увидел в Бробдингнезе, монархией, и такой, которую выбрали гуигнмы, — республикой. Главное, чтобы народ сказал решающее слово. Более четкой программы Свифт в то время выдвинуть не мог.