Реферат по предмету "Медицина"


Видные ученые, врачи и сестры милосердия в истории медицины

г.Ессентуки


























ВИДНЫЕ УЧЕНЫЕ, ВРАЧИ И МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ В ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ.








Реферат по дисциплине – русский язык студентки Ессентукского медицинского колледжа Курановой Алины.


Видные ученые, врачии сестры милосердия в истории медицины.

Первые сведения о помощи медицинскихсестер, по-старому – сестер милосердия, относятся к средним векам. Общинысестер милосердия существовали и на востоке ( в Константинополе, Бейруте,Иерусалиме, Каире), и в Германии, и при протестантских церквах в России ( вСанкт-Петербурге, Выборге, Ревеле, Риге). Начиная с середины девятнадцатоговека протестантские монахини и сестры милосердия являлись деятельнымиработницами во время военных действий, оказывали неоценимые услуги в деле уходаза раненными воинами.
В России, как и в западной Европе, досередины девятнадцатого века правильно организованной работы по уходу заранеными не существовало.
В 1854 году во время Крымской войнывеликая княгиня Елена Павловна Романова учредила Крестовоздвиженскую общинусестер милосердия, и предназначенную главным образом к подаче помощи раненным ибольным во время войны. Сознавая, что при недостаточном по своей численностиврачебном и санитарном персонале правительство одно не в состоянии обеспечитьучасть массы больных и раненых, великая княгиня решилась устроить женский уходза ними в самом месте военных действий. Учредив общину, великая княгиняотправила в Крым, а затем и в другие места, несколько отрядов сестермилосердия, которые работали под управлением знаменитого хирурга Пирогова;общее число сестер на театре военных действий доходило до двухсот пятидесяти.Мысль отправлять женщин в театр военных действий была принята с недоверием, носвоей деятельностью сестры милосердия оказались выше всяких похвал; они ухаживализа больными, помогали при операциях, следили за питанием и одеждой больных,утешали умирающих, безропотно переносили все ужасы войны. В попечении о больныхсестры не делали никакого различия между своими и неприятельскими солдатами. Изста двадцати сестер Крестовоздвиженскогй общины, находившихся в Крыму, десятьумерло от заразных болезней.
В 1894 году Крестовоздвиженскаяобщина  перешла в ведение обществаКрасного креста. В мирное время сестры милосердия поступают для ухода забольными в военные госпитали, больницы. Во время эпидемий сестры милосердияпосылались Красным крестом для помощи раненым, их помощь осуществлялась и вовремя народных бедствий, землетрясений и т.п.
Но вернемся к Крымской войне… Великийхирург Пирогов Н.И. обосновал необходимость привлечения женщины к участию воказании медицинской помощи на войне, определил роль и задачи сестер и врачейобщины. В частности, он писал: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщины неможет сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, неизвестными  и, так сказать, несвойственными мужчинам».
В это время Пирогов Н.И. писал своейжене: «…подумай… мы живем на земле не для себя только…». Принцип «жить на землене только для себя» Пирогов Н.И. считал основой сестринского милосердия. А позднеев одном из писем Е.М.Бакуниной он заметил, что больных и раненых «мы не делилина своих и чужих».
В своем письме 6 декабря 1854 г.Пирогов Н.И. писал: «Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвиженскаяобщина сестер Елены Павловны, числом до тридцати, и принялась ревностно за дело;если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомненья, многопользы».
Впервые на войне в Крыму, которуюПирогов Н.И. назвал «великой драмой», сестры милосердия стали делать то, что внаше время обозначено как функция защиты больного, а их стали рассматривать какадвокатов больного. Именно сестра представляла интересы больного. Вот как писалоб этой работе сестер милосердия Н.И.Пирогов: « Они день и ночь попеременнобывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздаютбольным чай и вино и наблюдают за служителями и даже за врачами. Присутствие женщины,опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий ибедствий».
В другом письме он отмечал: «Такпоставили упущенный госпиталь на ноги, что теперь не узнаешь. Отдали вместесмотрителя под следствие, завели контрольные дежурства сестер». Не случайноЕ.М.Бакунина, отмечая эту работу сестер милосердия, говорила о них как о«ходатайницах» за интересы больных и раненых.
С конца декабря большинство сестер немогли продолжать работу из-за сыпного тифа; остальные ухаживали за больнымисестрами. Вновь вступившие в общину женщины проходили в течение 2 – 3 месяцевобучение в пехотном госпитале Петербурга на специальных медицинских курсах, азатем также отправлялись на театр военных действий.
Хочется несколько слов сказать о такойвыдающейся сестре милосердия, отличившийся в Крымской войне, как ЕкатеринаМихайловна Бакунина. Выросшая в холе и веселье, именитая аристократка, онаработала в лазаретах как простая сиделка, кроткая и любящая; для сестер быластаршей среди равных, а как начальница – требовательная и строгая. Работатьсестрам приходилось в ужасных условиях. Изо дня в день, по словам Н.И.Пироговавыполнялось до двухсот операций и ампутаций. По словам очевидцев, многие сестрымилосердия, помогая хирургам, так пригляделись к разнообразным операциям, что любаяиз них сама могла бы произвести ампутацию. Несмотря на то, что первые сестрыбыли набраны с большой поспешностью и многие из них не имели никакогообразования, все они быстро обучились сестринскому делу и стали образцамипрофессионализма.
Нравственный контроль сестер получилширокое применение на деле благодаря Е.М.Бакуниной.  Она обратила внимание на страдания раненых,отправляемых в Россию зимой в одном холстинном платье, с выдачей двухполушников на четверых: у Перекопа полушубки отбирались, и далее, где тольконачиналась суровая русская зима, больные следовали в чем были – в холстинномплатье, обмораживались и совсем замерзая на дороге. По ходатайству Бакуниной,вместо холстинной одежды стали выдавать суконную. Она сама стала сопровождатьтранспорт раненых, неся вместе с ними все невзгоды пути, голодая, простужаясь иболея, но сделала свое дело: на этапах стал заготовляться теплый ночлег,горячая пища, сбитень и любовный уход сестер.
Женщина громадной силы воли, Бакунинабыла и женщиной великого смирения. Еще ранее долгое время она отказывалась бытьстаршей сестрой в своем отделении, исполняя работу рядовой сестры. Любившая всвободные от очередных дежурств часы присесть на койку больного, побеседовать сним и утешить, Екатерина Михайловна в приезд государя в армию отказывает себе вэтом удовольствии, боясь, что будут говорить, что она ходит, чтобы встретитьцаря. Больших трудов стоит Пирогову и великой княгине Елене Павловне уговоритьБакунину принять на себя должность настоятельницы общины. Первый писал: «Ятребую от вас, как святого долга: возьмите на себя управление общиной… Я вамручаюсь… вы остались (после смерти Хитрово) одна из всех, которая можетподдержать истинное значение общины и руководить ею предположенным и известнымвам путем… Вы знаете, как я вас уважаю и люблю… Знаете и мою привязанность кобщине, а потому не смеете отказываться».великая княгиня писала: «Выединственная, которая может быть призвана (на высокий пост настоятельницы)… Увас хватит мужества исполнять это призвание во всей полноте… Я обращаюсь квашему сердцу!»  как мы видели Бакунинавполне оправдала надежды на нее Пирогова и великой княгини.
Бакунина была первой на работе ипоследней уходила на отдых. Последней выходит она из разрушаемых неприятелемградом бомб госпиталей и только тогда, когда вывезен последний раненый,отправлено последнее казенное добро. Едва оправившись в Севастополе от тяжелойформы тифа, она идет на помощь меньшему брату Христа и едва сама не погибает.
Возвращение Бакуниной в Петербург позакрытии всех военно-временных госпиталей было приветствовано поэтом Глинкойследующим стихотворением:

Где могучий Севастополь
Красовался на скалах…
…Там-то смерти праздник дан,
Там хлестала кровь из ран!..
Но дружина жен и девы,
Обручась крестом златым
С милосердием святым,
Шли на гибель, не бледнея,
И несли фиал елея
И сердечную слезу
В неисходную грозу…
И вот одна, пройдя тот путь кровавый,
Явилась к нам в венце Христовой славы
И, отгостив на огненном пиру,
Из мира бурь пришла на мир в столицу.
Приветим же Бакунину сестрицу
И милосердия приветим в ней сестру!





Литература:
«Словарь Брокгауза» Санкт – Петербург,1905г. стр. 714 – 715.
Священник Сергий Филимонов «Учебникдля сестер милосердия, пастырей, несущих служение в больнице», Москва, 2002г.
Священник Сергий Махаев «Сестрымилосердия», Свято-Тихоновский богословский институт, 2000г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.