Реферат по предмету "Литература"


Образ музы в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин

Образ музы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Автор: Пушкин А.С.

Образ музы неоднократно предстает на страницах романа, причем в разные периоды жизни муза является поэту по-разному, олицетворяя его душевное состояние и уровень творческой зрелости. Муза — покровительница поэзии, источник поэтического вдохновения, воплощение художественного своеобразия автора. Она изменчива, капризна, обаятельна, как ветреная женщина, но ее непостоянство оправдано творческим и человеческим развитием поэта, оно глубоко логично и последовательно. Многоликость вдохновительницы поэтического творчества А. С. Пушкина естественна и гармонична, ведь она — олицетворение этапов духовного созревания поэта, непрерывного, питающегося жизненным и творческим опытом, общением с современниками, размышлениями о предназначении поэзии, обстоятельствами историческими и личными. Муза позволяет глубже раскрыть образ автора, и ее глазами читатель отчетливее видит суть многих жизненных событий.
А. С. Пушкин вспоминает: “В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал… весной при кликах лебединых… являться муза стала мне”. Впервые явившись автору в отрочестве, муза чудесным образом преобразила его жизнь, придала ей высокий смысл, наполненность поэтическими откровениями:

Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

Пушкин определяет источник поэтического вдохновения, жизненные ценности своего отрочества, ставшие предметом творчества: детские игры, забавы, мальчишеские мечтания, гордость отечественной историей. И с гордостью и благодарностью вспоминает первые признания своих поэтических опытов, первый выход в свет своей музы, ее приветливую, доброжелательную встречу с русским обществом:

И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

В юности поэт “с толпою чувства разделяя… музу резвую привел на шум пиров и буйных споров...”, источником его поэзии становятся дружеские компании, радость общения с интересными собеседниками за пиршеским столом, беззаботное веселье, свойственное возрасту. Пушкин воздает должное утехам молодости: любви, вину, максималистским спорам о смысле жизни, будущем страны. И муза “как вакханочка резвилась”, разделяя юношеские восторги поэта и его друзей, воспевая радость взросления, непосредственности и всех юношеских безумств.

… И молодежь минувших дней
За нею буйно волочилась,
А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей.

Но жизнь поэта круто изменила свой стремительный ход: раскрепощенные, игривые и вольнолюбивые стихи Пушкина вызвали резко негативную реакцию царского окружения, и поэт был сослан. С юношескими забавами было вынужденно покончено, да и поэт быстро взрослел, рос духовно, и горячие, но бесплодные бесконечные споры, безудержное беззаботное веселье уже не могли удовлетворять Пушкина. Он отправился на юг, а верная подруга отправилась вслед за ним и “услаждала путь немой волшебством тайного рассказа”. Она разделяла с поэтом одиночество, восторги от созерцания прекрасной южной природы. Какие упоительные, чарующие строки посвящены наполненным таинственными запахами и звуками летним кавказским ночам:

Как часта по скалам Кавказа
Она Ленорой, при луне,
Со мной скакала на коне!
Как часто по брегам Тавриды
Она меня во мгле ночной
Водила слушать шум морской,
Немолчный шепот Нереиды,
Глубокий, вечный хор валов,
Хвалебный гимн отцу миров.

Несмотря на ссылку, настроение поэта окрашено лишь легкой дымкой грусти из-за оторванности от литературного круга, поэтической немоты, но восторженно романтическое восприятие окружающего мира позволяет ему испытывать радость общения с природой.
Муза, “позабыв столицы дальней и блеск и шумные пиры”, следует за поэтом “в глуши Молдавии печальной”. Так происходит окончательное прощание поэта с юношеской романтикой, наполненной энтузиазмом, бурным проявлением чувств, идеализацией действительности, пристрастием к ярким образам, шуму и блеску жизни, мечтами о прекрасном будущем в кругу свободолюбивого лицейского братства. Взгляд поэта на жизнь стал пристальнее, спокойнее, глубже, идеалы изменились: главными человеческими ценностями стали внутренняя сосредоточенность, одухотворенность, душевное богатство.
Очутившись в глубине России, на Псковщине, Пушкин описывает последнее перевоплощение музы:

Вдруг изменилось все кругом,
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной, С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.

Несомненно сходство музы с главной героиней Татьяной Лариной. “Подруга ветреная” заметно преобразилась: свидетельница и вдохновительница юношеских забав, пиров, безудержного веселья стала обыкновенной русской девушкой — грустной, мечтательной, погруженной в мир книжных переживаний, тонко чувствующей, сосредоточенной на внутренних движениях души. Юность закончилась. Романтические призраки рассеялись.
Поэту предстояло познавать жизнь во всей сложности. Последний образ музы предельно реалистичен, это воплощение идеала поэта, но не надуманное, а взятое из российской действительности в лучших ее проявлениях. Вдохновительница творчества Пушкина спокойно созерцает аристократическое собрание, воздавая должное изяществу нарядов, вкусу и безупречному поведению лучших представителей дворянства:

Ей нравится порядок стройный
Олигархических бесед,
И холод гордости спокойной,
И эта смесь чинов и лет.

Муза поэта изменяется вместе с ним, все ее превращения — это этапы жизненного пути Пушкина, стадии духовной и творческой эволюции. В периоды вынужденного одиночества, затворничества в Михайловском, в Болдино Пушкин испытывал необыкновенный подъем творческих сил. Муза посещала поэта, когда он больше всего нуждался в эмоциональной поддержке, в обществе духовно близкой личности, и одиночество превращалось в насыщенную жизнь:

Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум;
Пишу, и сердце не тоскует…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Причины победы советской авиации над люфтваффе в годы ВОВ
Реферат "Сцена вранья" Хлестакова
Реферат Exercise 2c. Translate the following into English using "there is/are"
Реферат Природа и эволюция современного чеченского конфликта
Реферат Основы управления комплексной оценкой финансового состояния предприятия
Реферат Причины становления классических груческих полисов
Реферат Развитие культуры в Российской империи и СССР
Реферат Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях
Реферат Работа по технике
Реферат Б-2 - бомбардировщик 21 века
Реферат Программы и планы действий Декабристов
Реферат Происхождение и понятие права
Реферат Современная структура банковской системы и ее роль в осуществлении государственной денежно-кредитной политики
Реферат Происхождение древнегреческого театра
Реферат Предмет, сущность, источники и система конституционного права зарубежных стран