Роль любовной интриги в романе Гончарова Обломов
Появившись в 1859 году в «Отечественных записках», роман Гончарова «Обломов» сразу же привлек к себе внимание читающей публики. Все признали «Обломова» выдающимся художественным явлением, однако в понимании основного пафоса романа нет единства во мнениях и по сей день.
Прочитав роман, Л.Н. Толстой писал А.В. Дружинину: «Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет – это то, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике». Другими словами, Толстой видел в романе общечеловеческий смыл.
Иной позиции придерживался Н.А. Добролюбов, считавший, что «Обломов» представляет интерес только как отражение времени и социальных коллизий, как «знамение» настоящего общественно-политического состояния России.
Тем не менее, как бы ни относились критики к роману, непреложным остается тот факт, что сюжетную основу «Обломова» составляет история судьбы главного героя, его любви к Ольге Ильинской, девушке с цельным и сильным характером.
Встает вопрос о том, почему ни дружба, ни сама любовь не смогли победить лень Обломова, наделенного «пылкой головой, гуманным сердцем». Что сыграло решающую роль в духовном «сне» Обломова: жизнь и воспитание в Обломовке или иные враждебные обстоятельства, помешавшие одухотворенной личности реализовать себя?
Во-первых, объяснение характера и пристрастий Обломова заключено в его воспитании и образе жизни в его родной Обломовке. Картина детства, описанная во сне Обломова, дает исчерпывающий ответ. Сам же Гончаров писал, что «в этой первой части заключается только введение, пролог к роману…, а романа нет!» На самом деле, это действительно так, потому что Обломов, лежащий на диване, совсем не тот человек, которого мы видим в отношениях с Ольгой.
Главный герой узнает Ольгу в начале второй части, следовательно, сюда перемещается композиционный центр произведения, ведь только с признанием Обломова в любви к Ольге возникает романное действие. В начале второй части Обломов дает объяснение своей жизненной апатии. В разговоре со Штольцем Илья Ильич жалуется на отсутствие цели в своей жизни, на мелочность и пустоту всего его окружающего. Обломов говорит, что в его душе «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Всю вину за свою бездеятельность Обломов перекладывает на безнравственное общество.
Вдруг Обломов встречает Ольгу Ильинскую. Она завораживает его настолько, что он забывает о своей апатии, его душа наполняется глубоким и всепоглощающим чувством. Причем чувство Обломова настолько естественно и чисто, настолько правильно, что оно не противостоит практическим заботам, общественным делам, вливает в них новую жизнь.
Сама Ольга очень органично врисовывается в эту жизнь. Она выросла вне каких-либо сословных рамок и запретов и сформировалась в цельную, одухотворенную личность. По мысли романиста, Ольга должна была сочетать конкретно-историче-
ские черты с христианским началом.
Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Обломову при их знакомстве и при развитии их дальнейших отношений. Ольга называет свою любовь к Обломову долгом, ниспосланным ей Богом. Сама же она уподобляется «путеводной звезде», ведущей Обломова вперед к духовному возрождению. «Он побежал отыскивать Ольгу. Видит, вдали она, как ангел восходит на небеса, идет на гору, – пишет о своей героине автор. – Он за ней, но она едва касается травы и в самом деле как будто улетает».
Ольге удается на время пробудить Обломова. Она заставляет его сбросить халат. Начать активно двигаться и жить. Такие изменения в ритме жизни благотворно сказались на герое:
«Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности».
Полюбив Ольгу, Обломов начинает все очень чутко чувствовать. Илья Ильич открывает новые грани своей души, глубже понимает сущность отношений между мужчиной и женщиной, необходимым финалом которых является брак. В отношении семейного союза у Обломова очень рано складывается собственное мнение. Взрослея в Обломовке, герой очень быстро впитывал идиллическую картину жизни своих родителей.
Повзрослев, Илья Ильич не изменил своим предпочтениям, добавив к ним «ноты, книги, рояль». Он по-прежнему хотел жить в патриархально-идиллическом духе на лоне природы. В такой жизни не оставалось места практической стороне, потому что, по мысли Обломова, занятия хозяйством заставляют спускаться с заоблачных высот на «пошлую» действительность, так болезненно «трогающую» Илью Ильича.
Именно потому Гончаров замечает в конце второй части, что Обломов «догнал жизнь, то есть усвоил опять то, от чего отстал давно», добавляя, что Обломов «усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах… Все остальное утопало в сфере чистой любви».
Постепенно практическая сторона жизни все же заставляет обратить на себя внимание. Постройка дома в Обломовке, нехватка денег очень тяготят Илью Ильича. Он перестает верить в свои силы, сомневается в истинности чувств Ольги, в возможность реализации своей мечты о женитьбе. В результате он оказывается на Выборгской стороне, реже посещает Ольгу, все больше нравственно погибая. Герою его новое жилье напоминает Обломовку, душевные порывы все больше смиряются, уступая место прежней апатии и бездеятельности. В конце концов он женится на хозяйке дома Агафье Пшеницыной.
Очень болезненным был разрыв Обломова с Ольгой. Оба героя перенесли большое душевное потрясение. Они оба пронесли через всю жизнь теплые воспоминания о своей любви. Однако такой исход был не случаен. Он был уготован самой жизнью, невозможностью гармоничной личности реализоваться в условиях современной действительности. Мотив суетности жизни, присутствующий в сценах посещения Обломова визитерами еще в первой части, вызывает негодование как Обломова, так и самого автора. В этой суетности, лжеактивности очень просто потерять основные человеческие качества. С другой стороны, в бездеятельности можно их «усилить». Поэтому так сложно придерживаться нормы, сохранять равновесие в такой жизни.
Понять эту мысль помогает гончаровская философия любви. Писатель считал, что «любовь, с силою архимедова рычага, движет миром», что это главное начало бытия. Вот почему можно сказать, что «Обломов» – роман о разнообразных видах любви. Человек, по мнению Гончарова, может раскрываться, показывать свою сущность только пройдя «школу любви». Все герои романа проходят эту школу. Даже Штольц, всю жизнь занимавшийся делами, получив согласие Ольги, восклицает: «Дождался! Сколько лет жажды чувства, терпения, экономии сил души! Как долго я ждал – все награждено: вот оно, последнее счастье человека!»
Многие критики относились к Штольцу негативно. В нем находили много сухости, эгоизма. Быть может, они были правы. Однако этот персонаж задумывался как идеальный, умеющий сочетать различные национальные и культурные элементы. Его отец – немец. Он привил сыну любовь к труду, рассудительность. Мать – русская дворянка – передала Андрею многие духовные качества. Казалось бы, Штольц должен гармонично все это сочетать в себе.
На деле же Штольц не оправдал ожиданий писателя. Его «последнее счастье» не оказывается идеальным, хотя он прилагает массу усилий. Любовь теряет свой главный, по мнению Гончарова, смысл – гуманизировать, смягчать общественные «острые углы». Ольгу порой посещают грусть и неудовлетворенность. Хотя внешне их любовь может показаться идеальной.
Штольц поселился с женой в Крыму в собственном доме. Выбор этого места не случаен: он символизирует гармонию в природе. В их доме постоянно присутствует «недремлющая мысль», его наполняют изящные вещи, дары цивилизации, а вокруг царит «вечная красота» природы. Но все-таки нет гармонии этом доме, а значит, нет и идеальной любви. Это означает, что надежда Гончарова воплотить образ гармоничного человека и столь же гармоничной любви в современной ему действительности была утопией. Он писал: «Между действительностью и идеалом лежит … бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда».
Совсем в ином свете начинает восприниматься образ Обломова. В одном из разговоров со Штольцем Обломов замечает: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». По-моему, Обломов действительно не понял жизни, не проявив должного упорства, без которого было невозможно добиться любви. Но и Штольцу тоже не по силам эта задача, хотя он неутомимо к ней шел. Поэтому это не столько вина Обломова, сколько его беда. Поэтому не так страшен выбор Ильи Ильича, сколь страшна окружающая действительность.
Выбор идиллического покоя на Выборгской стороне Петербурга был своего рода спасением. Эта мысль проводится через сопоставление Пшеницыной и Ольги. Агафья Матвеевна охарактеризована совершенно иным способом, чем Ольга Ильинская. В ней нет ни богатого внутреннего мира, ни постоянно работающей мысли, ни высоких порывов. Зато она прекрасно управлялась с хозяйством, четко ощутила свое назначение как женщины и жены. Она любила Обломова без всяких мыслей о целесообразности этого чувства и «перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв».
Любовь Пшеницыной вызывала глубокую симпатию автора. Ведь с возникновением этого чувства для Агафьи Матвеевны открылся истинно человеческий смысл и свет жизни, сменивший ее прежнее почти бездуховное существование.
Таким образом, в «Обломове» показана драматическая история любви и нравственных терзаний Ильи Ильича. Именно любовь выявила истинную сущность характера героя, а значит, можно заключить, что любовная интрига в романе играет главную роль. Любовь делает для нас более понятным и близким и самого Обломова, и то, что его окружает, она делает роман вневременным и наполняет его общечеловеческим смыслом.