Реферат по предмету "Литература"


Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам

Вступление
               Эпоха серебряного века и ОсипМандельштам
 
  Эпохи однаот другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мыпредсталяем себе какое-то яркое, динамичное, сравнительно благополучное времясо своим особенным ликом, резко отличающее от того, что было до, и что насталопосле. Эпоха серебряного века длиною от силы в четверть века простирается междувременем Александра Ш и семнадцатым годом.1/
      Напротяжении серебряного века в нашей литературе проявило себя четыре поколенияпоэтов: бальмонтовское (родившиеся в 60-е и начале 70-х годов прошлого века),блоковское  (родившиеся около 1880-го),гумилевское (родившиеся около 1886 г.), и, наконец,  поколение, родившееся в девяностые годы: Г.Иванов, Г. Адамович, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, О. Мандельштам идр. 2/
     В письмеМандельштама  к Тынянову от 21 января1937 года есть слова: “Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками,наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменивв ее строении и составе”. Все исполнилось, все сбылось. Его стихов невозможноотторгнуть от полноты русской поэзии. Масштаб мандельштамовского творчества — объективно уже вне споров.
     Другоедело, что всегда будут люди, которых Мандельштам просто раздражает;  что же, в его мысли, в его поэзии, во всемего облике и впрямь есть нечто царапающее, задевающее за живое, принуждающее квыбору между преданностью, которая просит все, и нелюбовью, которая не приметничего. Отнестись к нему “академически”, то есть безразлично,- не удается.Прописать бесприютную тень бесприютного поэта в ведомственном доме отечественнойлитературы, отнести для него нишу в пантеоне и на этом успокоиться — самаяпустая затея. Уж какой там пантеон, когда у него нет простой могилы, и этоочень важная черта его судьбы.3/
----------------------------------------------------------------
1/ Воспоминания о серебряном веке. Сост. В. Крейд.М., Республика,
     1993, с.5-6.
2/ Там же, с. 11.
3/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1.Вступительная статья
     С.Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 5.
Основнаячасть.  РОССИЯ ОСИПА МАНДЕЛЬШТАМА
 
 
1. Истоки иуниверсализм поэзии Мандельштама
                          
     ОсипМандельштам родился в 1891 году в еврейской семье. От матери Мандельштамунаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечным заболеваниям имузыкальностью, обостренное чувство звуков русского языка.
    Мандельштам вспоминает: “Что хотела сказать семья? Я не знаю. Она былакосноязычна от рождения,- а между тем у нее было что сказать. Надо мной и над многими современниками тяготееткосноязычие рождения. Мы учились не говорить, а лепетать — и, лишьприслушиваясь к нарастающему шуму века и выбеленные пеной его гребня, мы обрелиязык.”1/
    Мандельштам будучи евреем избирает быть русским поэтом — не просто“русскоязычным”, а именно русским. И это решение не такое само собойразумеющееся: начало века в России — время бурного развития еврейской литературы,как на иврите и на идише, так, отчасти, и на русском языке. Выбор сделанМандельштамом в пользу русской поэзии  и“христианской культуры”. 2/
    Мандельштам был потрясен примером Чаадаева — русского человека,
и притом человека пушкинской эпохи, то есть самойорганичной эпохи русской культуры, избравшего католическую идею единства.Мандельштам угадывает в чаадаевой мысли освобождающий парадокс, родственный темпарадоксам, без которых не мог жить он сам; не вопреки своему русскому естеству,а благодаря ему, ведомый русским
-------------------------------------------------------------
1/Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза.  Шум времени, М., СП
    Интерпринт, 1991, с. 94.                                       
2/ Мандельштам О.Э. В 2-х т. Т.1. Стихотворения.Вступительная            
     статья С.Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 32.
духовным странничеством. “Мысль Чаадаева национальнав своих истоках, и там где вливается в Рим. Только русский человек мог открытьэтот запад… Туда… Чаадаев принес нравственную свободу, дар русской земли,лучший цветок, ею взращенный”,- писал Мандельштам в 1915 году в статье оЧаадаеве.1/
     ИМандельштам пожелал  “не стать, а бытьрусским”. Mандельштам писал: “Весь стройный мираж Петербурга был только сон,блистательный покров, накинутый над бездной, а кругом простирался хаосиудейства, не родина, не дом, не очаг, а именно хаос, незаконный утробный мир,откуда я вышел, которого я боялся, о котором я смутно догадывался и бежал,  всегда бежал” .2/
     В этомбегстве для мандельштамовской поэзии противоположение родимого и страшного“утробного мира” и “тоски по мировой культуре”.
     Соединяяв себе еврейство и Россию, мандельштамовская поэзия несет в себе универсализм,соединяя в себе национальное русское православие и национальный практикуляризмевреев. 3/
Посох мой, моя свобода -
Сердцевина бытия,
Скоро ль истиной народа
Станет истина моя?
                       
Я земле не поклонился
Прежде, чем себя нашел;
Посох взял, развеселился
И в далекий Рим пошел.
А снега на черных пашнях
Не растают никогда,
И печаль моих домашних
Мне по-прежнему чужда.
-----------------------------------------------------------------
1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1.Стихотворения.
     Вступительнаястатья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 33.
2/ Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза. ШумВремени. М., СП
    Интерпринт, 1991, с. 53.
3/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1.Стихотворения.
    Вступительная статья С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 32.
                              Снег растает наутесах,
                              Солнце истиныпалим,
                              Прав народ,вручивший посох
                              Мне, увидевшемуРим!
   
2. Своеобразиепоэзии Мандельштама
    Перваярусская революция и события, сопутствующие ей, для мандельштамовского поколениясовпали со вступлением в жизнь. В этот период Мандельштама заинтересовалаполитика, но тогда, на переломе от отрочества к юности, он оставил политикуради поэзии.
    В миррусской традиции, как и в мир  новойсимволистской, эстетической культуры, Мандельштама ввел его  учитель словесности В.В. Гиппиус. В ”Шумевремени”, в главе специально посвященной В.В. Гиппиусу, Мандельштам пишет, какмного для него значит этот человек.1/
  В творчествеМандельштама заявляет о себе до упрямства последовательная художническая воля,обходящаяся без демонстративного вызыва. Над техникой, над образностьюгосподствует принцип аскетической сдержанности. У него преобладают рифмы“бедные”, часто глагольные или грамматические, создающие ощущение красоты ипрозрачности:
Никто тебя не проведет
По зеленеющим  долинам, 
И рокотаньем соловьиным
Никто тебя  не позовет,-
  
Когда, закутанный плащом,
Не согревающим, но милым...
 
Все это сделано для того, чтобы рифма как таковая нестановилась самостоятельным источником возбуждения, не застилала собой чего-тоиного. В лексике ценится не столько богатство, сколько жесткий отбор.
--------------------------------------------------
1/ Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза.Шум времени.М., СП
    Интерпринт, 1991, с. 96.
Мандельштам избегает слов, чересчур бросающихся вглаза: у него нет ни разгула изысканных архаизмов, как у Вячеслава Иванова, нинагнетания вульгаризмов, как у Маяковского, ни обилия неологизмов, как уЦветаевой, ни наплыва бытовых оборотов и словечек, как у Пастернака. 1/
Есть целомудренные чары —
Высокий лад, глубокий мир,
Далеко от эфирных лир
Мной установленные лары.
У тщательно обмытых ниш
В часы внимательных закатов
Я слушаю моих пенатов
Всегда восторженную тишь.
3. Россия впоэзии и прозе О. Мандельшма
       Началопервой мировой войны — рубеж времен:
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
  Мандельштам  отмечает, что  прошло время окончательного прощания сРоссией Александра (Александра Ш и Александра Пушкина), Россией европейской,классической, архитектурной. Но перед своим концом именно обреченное “величие”, именно “исторические формы и идеи”обступают ум поэта. В их внутренней опустошенности он должен убедиться — не извнешних событий, а из внутреннего опыта усилий сочувствовать “миру державному”,вчувствоваться в его строй. Он прощается с ним по-своему, перебирая старыемотивы, приводя их в порядок, составляя для них средствами поэзии некийкаталог.2/
-------------------------------------------------------------------
1/Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья
     С. Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с.14.
2/ Там же, с. 37.
            Вбелом раю лежит  богатырь:
           Пахарь войны, пожилой мужик.
            Всерых глазах мировая ширь:
           Великорусский державный лик.
           Только святые умеют так
            Вблагоуханном гробу лежать:
           Выпростав руки, блаженства в знак,
           Славу свою и покой вкушать.
           Разве Россия не белый рай
            Ине веселые наши сны?
           Радуйся, ратник, не умирай:
           Внуки и правнуки спасены!
    Здесь каждое слово выбрано попротивоположности к стихотворению “Посох”. Там — “черные пашни”, здесь — “веселые наши сны”. Там чаадаевский образ России, здесь — славянофильский; иоба даны на уровне предельного обобщения.
     Говоря опрощании Мандельштама с  имперской темой,необходимо сказать об отношении Мандельштама к Петербургу. Петербург и его архитектура  всегда являлись для Мандельштама выражениемвластной, повелительной гармонии. 1/
   Вмандельштамовской системе шифров, обреченный Петербург, именно в своем качествеимперской столицы, эквивалентен той Иудее, о которой сказано, что она, распявХриста, “окаменела”и связывается со святым богоотступническим и гибнущимИерусалимом. Цвета, характеризующие базблагодатное иудейство — это черный ижелтый. Так вот именно эти цвета характеризуют петербургский “мир державный”(цвета российского императорского штандарта).2/
                  Среди священников левитом молодым
                  На страже утренней он долго оставался.
                  Ночь иудейская сгущалася над ним,
                  И храм разрушенный угрюмо созидался
------------------------------------------------------------------
1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1.Вступительная статья
     С.Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 9.
2/ Там же, с 38.
                  Он говорил: небес тревожна желтизна.
                  Уж над Евфратом ночь, бегите, иереи!
                  А старцы думали: не наша в том вина;
                  Се черно-желтый цвет, се радость Иудеи.
   
    “Погибающий Петербург, конец петербургского периода русской истории, — комментирует это стихотворение Н.Я. Мандельштам, — вызывает в памяти гибельИерусалима. Гибель обоих городов тождественна: современный город погибает затот же грех, что и древний...”1/
   Уходящий“державный мир” вызывает у поэта сложное и переплетение чувств. Это и ужас,почти физический. Это и торжественность. Это и жалость.
        Водной из глав “Шума времени”, посвященных поре гражданской войны, возникаетсюрреалистический образ “больного орла, жалкого, слепого, с перебитыми лапами,- орла добровольческой армии”, двуглавой птицы, копошащейся в углу жилищасердобольного полковника Цыбульского. 2/
   Традициярусской литературы требовала ответа на политические события, но такого ответакоторый выходил бы за пределы только политического, а потому был быпротиворечивым с любой однолинейно-политической точки зрения. И впечатления1917 года побудили поэта прямо-таки заговорить голосом Анри Шенье, лучшегопоэта революционной Франции, поэта-гражданина, вдохновленного революцией иреволюцией умерщвленного. Согласно поэтической вере Мандельштама, очень глубокочувствующего кровь, — жертва, просто потому, что она — жертва, достойна пафоса.То, что получилось у Мандельштама дает понятие о подлинном Шенье больше, чемлюбой из переводов французского поэта. 3/
-------------------------------------------------
1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1.Вступительная статья
     С.Аверницева. М., Худож. лит., 1990, с. 39.
2/ Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза. Шумвремени. М.,
     СПИнтерпринт, 1991, с.73. 
3/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1.Вступительная статья
     С.Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с.40.
            Среди гражданских бурь и яростных личин,
             Тончайшим гневом пламенея,
            Ты шел бестрепетно, сбодный гражданин,
            Куда вела тебя Психея.
             Иесли для других восторженный народ
            Венки свивает золотые -
            Благословить тебя в далекий ад сойдет
            Стопами легкими Россия.
     Самымзначительным из откликов Мандельштама на революцию 1917 года было стихотворение“Сумерки свободы”. Его очень трудно подвести под рубрику “принятия” или“непринятия” революции в тривиальном смысле, но тема отчания звучит в нем оченьгромко:
             Прославим, братья, сумерки свободы,
             Великий  сумеречный год!
             В кипящие ночные воды
             Опущен грузный лес тенет.
             Восходишь ты в глухие годы, -
             О, солнце, судия, народ. 
       
             Прославим роковое бремя,
             Которое в слезах народный вождь берет.
             Прославим власти сумрачное бремя,
             Ее невыносимый гнет.
             В ком сердце есть — тот должен слышать, время,
             Как твой  корабль ко дну идет.
             Мы в легионы боевые
             Связали ласточек — и вот
             Не видно солнца; вся стихия
             Щебечет, движется, живет;
             Сквозь сети — сумерки густые -
             Не видно солнца, и земля плывет.
             Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
             Скрипучий поворот руля.
             Земля плывет. Мужайтесь, мужи.
             Как плугом, океан деля,
                Мы будем помнить и в летейской стуже,
                Что десяти небес нам стоила земля.
   “Мужайтесь, мужи” — эти слова принадлежат не героической натуре, ачеловеку хрупкому и впечатлительному, нуждающемуся как ребенок в помощи. Ивсе-таки они оправданы, и притом дважды: во-первых, уникальной независимостьюего мысли; во-вторых, постепенно созревающей от десятилетия к десятилетиюличной готовностью быть жертвой.    
   Происходящее в России “огромно”, и оно требует степени мужества, котораябыла бы пропорциональна этой огромности. “Идеал совершенной мужественностиподготовлен стилем и практическими требованиями нашей эпохи. Все стало тяжелееи громаднее, потому и человек должен стать тверже, так как человек должен бытьтверже всего на земле и относиться к ней, как алмаз к стеклу”, — писалМандельштам в 1922 г. в брошюре “О природе слова”. 1/
  Поэты,укорененные в “старом мире, должны были в первые послеревюционные годы решитьдля себя вопрос об эмиграции  или отказеот нее. У Мандельштама тема отказа появляется в 1920 году. И как только онакрепнет, она окрашивается в тона жертвенные, и притом отчетливо христианские.Символом верности русской беде для Мандельштама становится Исаакиевский собор.После прощальной глядки на Айя-Софию, символ вселенского православия, и наСан-Пьетро, символ вселенского католичества, взятые в единстве,   сказано:
                  Не к вам влечется дух в годины тяжких бед,
                  Сюда влачится по ступеням
                  Широкопасмурным несчастья волчий след,
                   Ему ж вовеки не изменим:
                  Зане свободен раб, преодолевший страх,
                  И сохранилось свыше меры
                  В прохладных житницах в глубоких закромах
                  Зерно глубокой полной веры.                                      
   Начало 20-хгодов является для Мандельштама периодом подъема для его мысли и его поэзии. Ноэмоциональный фон подъема, который  зву-
------------------------------------------------------
1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1.Вступительная
     статья С.Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 41.
чит в стихотворении “В Петербурге мы сойдемсяснова...”, очень естественно соединяется с чувство обречности и физическойболью тягот.1/
                    В Петербурге мы сойдемся снова,
                    Словно солнце мы похоронили в нем,
                    И блаженное, бессмысленное слово
                    В первый раз произнесем.
                    В черном бархате советской ночи,
                    В бархате всемирной пустоты,
                    Все поют блаженных жен родные очи,
                    Все цветут бессмертные цветы.
                    Дикой кошкой горбится столица,
                    На мосту патруль стоит,
                    Только злой мотор во мгле промчится
                    И кукушкой прокричит. 
                   Мне не надо пропуска ночного,
                   Часовых я не боюсь:
                   За блаженное, бессмысленное слово
                   Я в ночи советской помолюсь.
                   Слышу легкий театральный шорох
                   И девическое “ах” -
                   И бессмертных роз огромный ворох
                   У Киприды на руках.
                   У костра мы греемся от скуки,
                   Может быть, века пройдут,
                   И блаженных жен родные руки
                   Легкий пепел соберут.
                   Где-то грядки красные партера,
                   Пышно взбиты шифоньерки лож,
                   Заводная кукла офицера -
                   Не для черных душ и низменных святош...
 ----------------------------------------------------------------------------
1/  Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Вступительная статья
       С.Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 42-43.
                   Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи
                   В черном бархате всемирной пустоты.
                   Все поют блаженных жен крутые плечи,
                   А ночного  солнца не заметишь ты.
       В статье “Слово и культура” Мандельштампишет о том, что старая русская культура еще жива и остается собою, но у нее,отрешенной от всех своих внешних опор и предпосылок, словно открылось новоеизмерение.                              
  О хрупкомвеселье русской культуры посреди гибельной стужи русской жизни Мандельштамомсказаны самые пронзительные слова, которые когда-либо говорились:
                   
                    И живая ласточка упала
                    На горячие снега.
     Это пятикратноповторенное под ударением “а” звучит как музыкальное ламенто, в восторгекоторого боль и радость — одно и то же.
    В статьяхначала 20-х годов поэт будто бы торопится сказать самое главное. В статье“Пшеница человеческая”, наперед изобличающей пустоту, историческуюнеоправданность, тупиковость всех предостоящих попыток обновить кровавый пафосгосударственного величия, дан ошеломляюще трезвый, реалистический опыт одуховной ситуации эпохи масс, когда вышедшая из послушания “пшеница“ не даетвыпечь из себя “хлеба”, а традиционные символы государственной  “архитектуры” превращается в бутафорию.“Обстановка политической жизни Европы как самостоятельного, катастрофическогопроцесса, завершившегося империалистической войной, совпало с прекращениеморганического роста национальных идей, с повсеместным распадом “народностей” напростое человеческое зерно, пшеницу, и теперь голосу этой человеческой пшеницы,к голосу массы, как ее нынче косноязычно называют, мы должы прислушаться, чтобыпонять, что происходит с нами и что нам готовит грядущий день”, — писалМандельштам.1/
  Какие быпревратности не постигали хрупкое равновесие нервов Мандельштама, какие бызигзаги не прочерчивало его поведение в повседневной жизни, его неподкупнаямысль вглядывалась                                             ----------------------------------------------------------------------
1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1.Вступительная
     статья С.Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 43-44.
в происходящее твердо, без паники, без эйфории иставила вопросы по существу.
     Равновесие, которым отмечено лучшее, что писал Мандельштам в начале 20-хгодов, — равновесие тревог и надежд в осмыслении времени, оеспеченное сознаниемнезависимости собственной мысли, да и культуры в целом, и равновесие темнот иясности в облике стиха, обеспеченное тем, что поэт называл чувством внутреннейправоты, — уже к середие десятилетия оказывается буквально взорванным.1/
                       Нельзя дышать, и твердькишит червями
                       И ни одна звезда не говорит...
                      
   Для поэтастрашнее внешней угрозы — угроза потерять чувство внутренней правоты,усомниться в своем отношении к слову. Этого не сравнить ни с какими неуютнымиобстоятельствами. Конечно, внутрення угроза в конечном счете тоже связана ссостоянием общества, но иной. более тонкой, связью; дело не в том, что поэт сострахом оглядывается на кого-то, — просто воздух, который он находит в своейсобственной груди, зависит в своем качестве от атмосферы общества. Голос, таквластно звучавший в “Камне” и в “Trisia”, становится судорожным и напряженным.
   Труднаяпопытка уйти от самого себя запечатлена прежде всего в “Грифельной оде”. Тампримечательна не только густая  темнотаобразов, решительно нарастающая,  неоставляющая мест ни для какой прозрачности, ни для чего “дневного”2/:
 
                    Как мертвый шершень возле сот,
                    День пестрый выметен с позором.
                    И ночь-коршунница несет
                    Горящий мел и грифель кормит.
                    С иконоборческой доски
                    Стереть дневные впечатленья
                    И, как птенца, стряхнуть с руки
                    Уже прозрачные виденья!
                                                    
-------------------------------------------------------------------------------
1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1.Вступительная
     статья С.Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 45-46.
2/ Там же, с. 49.
  Мандельштама постигает творческий кризис: ни одного стихотворения запять лет. Годы, когда не было стихов, заняты работой над прозой.
    В 1928 г.Мандельштам писал, отвечая на анкету под заглавием “Советский  писатель и Октябрь”: “Октябрьская революцияне могла не повлиять на мою работу, так как отняла у меня “биографию”, ощущениеличной значимости, Я благодарен ей за то, что она раз навсегда положила конецдуховной обеспеченности и существованию на культурную ренту...”1/    
   В том же,1928 г. выходит “Египетская марка”, где тема отталкивания  от себя доведена до надрыва, до транса:
    “Старшноподумать, что наша жизнь — это повесть без фабулы и героя, сделанная из пустотыи стекла, из горячего лепета одних отступлений, из петербургского инфлуэнцногобреда”2/        
    УМандельштама нет каких-то особенно филантропических тем; но ведь и Пушкин небыл сентиментальным моралистом, когда подвел итоги своих поэтических заслуг встроке: “И милость к падшим призывал”. Дело не в морали, дело в поэзии.Согласно пушкинской вере, унаследованной Мандельштамом, поэзия не может дышатьвоздухом казней. Заступаясь за приговоренных к смерти, Мандельштам не знал, чтовскоре заступничество понадобится ему самому.
     Постигшие Мандельштама злоключения, несовместимость вольного поэта с“литературой”, столь быстро адаптирующейся и умеющей доказать кому надособственную нужность. Сверхличной темой для Мандельштама становится — то, чтопроисходит со страной2/ :
 
        Приказчик на Ордынке работницу обвесил — убей его!
         Кассиршаобсчиталась на пятак — убей ее!
        Директор сдуру подмахнул чепуху — убей его!
         Мужикприпрятал в амбаре рожь — убей его!
     Настоящая  правда — страшна. Впоэзию Мандельштама входят темы, разработанные перед этим в прозе. Поэт принялсвою судьбу, возобновляя внутреннее согласие на жертву:
           Амог бы жизнь просвистать скворцом,
-------------------------------------------------------------------------
1/ Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1.Вступительная
     статья С.Аверинцева. М., Худож. лит., 1990, с. 49.
2/ Там же, с. 50.
          Заесть ореховым пирогом,
           Да,видно, нельзя никак...
     Но егомужество — мужество отчаяния. “Были мы люди, а стали людье”. У него никогда ещене было этих неистовых интонаций, выражающих состояние души, когда последниесилы собраны, как в кулак:
                
            Погубам меня помажет
           Пустота,
           Строгий кукиш мне покажет
           Нищета.
   ПоэзияМандельштама становится в начале 30-х годов поэзией вызова, гнева, негодования:
 
            Пора вам знать, я тоже современник,
             Ячеловек эпохи Москвошвея, -
            Смотри, как на мне топорщится пиджак,
            Как я ступать и говорить умею!
            Попробуйте меня от века оторвать, -
            Ручаюсь вам — себе свернете шею!
    В ноябре1933 года Мандельштамом были написаны стихи против Сталина
             Мы живем, под собою не чуя страны,
             Наши речи за десять шагов не слышны,
              А где хватит на полразговорца,
            Там припомнят  кремлевскогогорца...
      13 мая1934 года Мандельштам был арестован и выслан в Чердынь. Арест очень тяжелосказался на Мандельштаме, временами у него наступало помрачение сознания. Непризнавая и все же каждодневно ощушая себя “тенью”, изверженной из мира людей,поэт проходит через свое последнее искушение: поддаться иллюзорному соблазну вернуться в жизнь. Так возникает “ОдаСталину”. И все-таки работа над “Одой” не могла не быть помрачением ума исаморазрушением гения.
     2 мая1938 года повторный арест. В лагере под Владивостоком 27 декабря 1938 года ОсипМандельштам умер. Все было кончено. Все было впереди. 1/             
 
                                 З а к л ю ч ен и е
               
          Поэзия Мандельштама -память русскойкультуры
    Серебряный век русской культуры закончился после 1917 года, с началомгражданской войны. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкаяи могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некотороевремя, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще были живы большинство людей,творчеством которых был создан серебряный век, но сама эпоха закончилась.Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы. Но со второй половины 50-х годов,едва отпустил страх, списки мандельштамовских стихов начинают расходиться порукам, служа заветным паролем для тех, кто хранил память культуры. Для многихмандельштамовская поэзия становиться формирующим, воспитывающим переживанием.Оказывается, что слух новых поколений подготовлен и настроен на поэзию ОсипаМандельштама.2/
     О своейпесни Мандельштам сказал: “Утеха для друзей и для врагов смола”. Без темныхлучей вражды спектр того ореола, в котором является нам мандельштамовскаяпоэзия, неполон. Если эти лучи погаснут, Мандельштам перестанет тревожить иозадачивать нас.
 
-----------------------------------------------------------------------------
1/Мандельштам О.Э. Собрания произведений:. Сост.,подг. текста и            
    прим. С.В.Василенко и Ю.Л. Фрейдина. М., Республика, 1992,
    с. 395.
2/ Воспоминания о серебряном веке. Сост. В. Крейд.М., Республика,
     1993, с.7.
 
                                       СПИСОК
 
                     ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ
       1.Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. М., Худож. лит., 1990.
    2.Мандельштам О.Э. Собрание произведений. Стихотворения/ Сост., подг. текстаи  прим. С.В. Василенко и Ю.Л. Фрейдина.М., Республика, 1992.
      3.Воспоминания о серебряном веке.  Сост. В.Крейд. М., Респуб-
лика, 1993.
   4.Мандельштам О.Э. Сб. Четвертая проза. В 2- т. М., СП Интерпринт, 1991.              
                                 ПЛАН РЕФЕРАТА
       I.Вступление. Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам.
       П.Основаня часть. Россия Осипа Мандельштама:
            1. Истоки и универсализм поэзии Мандельштама
            2. Своеобразие поэзии Мандельштама.
            3. Россия в поэзии и прозе О. Мандельштама
      Ш. Заключение.Поэзия Мандельштама — память русской культуры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.