Реферат по предмету "Литература"


Творчество Н.С. Гумилёва в концепции Серебряного века

«ТворчествоН.С. Гумилёва в концепции Серебряного века».
Актуальность  данной темысостоит в том, что, рассматривая творчество Николая Гумилёва в концепции Серебряноговека, я исследую стихотворение «Заблудившийся трамвай» на предмет соединенияразличных идейно-философских трактовок в толковании данного произведения.
Объектом   исследования реферата является стихотворение«Заблудившийся трамвай», в котором совмещаются различные трактовки:
          
          
          
          
Целью   работы является расшифровка идейно-философскогосодержания стихотворения с точки зрения биографической трактовки стихотворения,определения духовных этапов творчества Н. Гумилёва, отражение в его творчествевлияния поэтов русской и зарубежной литературы.
Задачи  , которые я поставил перед собой:
Проанализировать стихотворение,связав его с поэтическим творчеством Валерия Брюсова («Конь Блед»), спушкинским «Воспоминанием», с «Прекрасной Дамой» Александра Блока, спроизведением Данте «Божественная комедия».
Методологическую основу   реферата составляют работы: Ю.Л. Кроля, Ю.В.Зобнина, философа Н. Бердяева.
Среди всехгипотез, выдвинутых литературоведами, я оставил следующую рабочуюгипотезу:
СтихотворениеН.С. Гумилёв «Заблудившийся трамвай» — это духовная биография поэта, в которойавтор раскрывает своё внутреннее «я». Это стихотворение даёт возможность понятьтрагедию личности и мироощущение в эпоху кризисности. Лирический геройсовершает путешествие в прошлое, в ад юношеского «безбожия», когда увлекалсядекадентскими «настроениями» и, признавая свою вину, отказываясь от всего, чтосвязано с прошлым, находит истинный путь, хотя идти по нему осталось совсеммало.
Научная новизна   реферата состоит в том, что, сопоставивлитературоведческие работы указанных авторов, объединив их в единое целое,выявил тот душевный разлад, внутреннее смятение автора, которые нашли отражениев данном стихотворении.
Образзапутавшегося, сорвавшегося с рельс трамвая — это образ самого Н. Гумилёва,заблудившегося в дебрях модернизма, но нашедшего истинный путь через обращениек  классической литературе.
Практическая значимость   реферата состоит в том, что основные егоположения дают возможность просмотреть духовный путь, которым прошёл НиколайГумилёв, поэт Серебряного века, человек, ищущий, пытающийся осмыслить сложнуюкризисную эпоху, говоря словами Юрия Верховского, освободившийся в самом себеот того, что мы называем «душевной музыкальностью».
Поэт в концежизни, сняв противопоставление символизма и постсимволизма, объединив их врамках своего творческого метода, сделал их взаимодополняющими. Передтрагическим своим концом он осуществил значительный шаг в поэзии.

Во вступлении  я говорю о том, что на рубеже XIX – XX веков ключевым словом можно считатькризисность. Литературный процесс в этот период нельзя было свести к единомуцентру или простейшей схеме, сменяющих друг друга направлений.
Не случайноиндивидуальные писательские дарования составили единое целое под названием «Серебряный век». Этот терминвпервые выдвинул философ Н. Бердяев, а утвердил его в статье «Серебряный векрусской поэзии» Н. Оцуп.
Данный периодохарактеризован им следующим образом: кризис веры, духовности, мистицизм,обращение к античным образам, ощущение дисгармонии, внутреннего хаоса исмятения. Если в золотом веке всё полногласно, то в серебряном отмечается мерачеловеческих сил.
В основной части   я рассматриваю духовную биографию Н.Гумилёва, которую составляют его программные произведения. В них поэтраскрывает перед читателем своё внутреннее я. Одним из программных произведенийявляется стихотворение «Заблудившийся трамвай». Оно чётко даёт понять трагедиюличности и мироощущения Гумилёва в эпоху кризисности.
Попыткиразобраться в идейно-философском содержании текста делались учёными- философамиР.Д. Тименчиком, Л. Аленом, Ю.Л. Кролем, Ю.В. Зобниным.
Ю.Л. Крольтрактовал стихотворение с точки зрения биографии Гумилёва. Например, упоминаниео Неве — это упоминание о местонахождении поэта в 20-е годы в Петербурге; рекаНил — знак четырёх африканских путешествий, начавшихся в 1908 и окончившихся в1913 году. «Сена» — пребывание Гумилёва в Париже с 1906 по 1908. Вокзал – этоЦарскосельский вокзал – место ученичества поэта.
Таким образом,стихотворение повествует о путешествии поэта на «машине времени» в своёпрошлое, в пору любви к Машеньке, наделенной чертами А. Ахматовой.
Ю.В. Зобнин предполагает,что речь в стихотворении идёт о пройденном духовном пути самого поэта. Ихнесколько. Обращаясь к первому этапу, где Гумилёв видит вокзал, литературоведсоотносит его с поэмой «Северный раджа». Именно Царское село – начало творческогопути поэта. Кроль обращает внимание на то, что Н. Гумилёв начал своюдеятельность с подражания метрам русского символизма и, прежде всего сподражания поэме «Конь Блед» В. Брюсова. При различии сюжетов  можно заметить некоторые сходства:
ü 
ü 
Следует отметить,что «Заблудившийся трамвай», по мнению литературоведов, является аналогомпушкинского «воспоминания»:
Воспоминание безмолвнопередо мной…
……………………………………………
И горько жалуюсь, игорько слёзы лью,
Но слёз печальных несмываю.
 
Путешествие натрамвае привело лирического героя в ад. Герой слеп. И чтобы прозреть, онобращается к своему прошлому. Так возникает возможность сопоставитьпроизведение Данте «Божественная комедия» и стихотворение Н. Гумилёва .
Целью путешествиялирического героя является встреча с Машенькой, которую когда-то отвергзаблудившийся путешественник, а целью путешествия Данте по кругам ада ичистилища является встреча с возлюбленной Беатриче. Но если Данте встречается слюбимой, то герой Гумилёва так и не повстречал свою невесту.
Вопрос опрототипе Машеньки спорный. Ей предписывают черты пушкинской Маши Мироновой,черты кузины поэта Кузминой-Караваевой, но есть предположение, что Машеньканаделена и чертами Анны Ахматовой.
Если попытатьсяустановить приметы дома Машеньки, то мы столкнёмся с домом в три окна, чтосимволизирует прошлое, настоящее и будущее. Из этих окон льётся свет – этоистина познания, подлинная свобода, к которой стремятся люди.
Известно, что сынГумилёва много размышлял над этим стихотворением и пришёл к заключению, чтоМашенька – воплощение в себе идеи вечной женственности, как у Блока, а точнее –это Россия.
Таким образом,можно сделать вывод: лирический герой совершает путешествие в ад юношеского«безбожия», заблуждения и признания своей вины. Иными словами, он отходит отвсего, что связано с прошлыми «декадентскими» дерзаниями и славит Машеньку(Россию).
Логикаэтапов духовного пути следующая:
     
     
     
     
В заключении   я говорю о том, что в конце своегожизненного пути Гумилёв осуществил значительный шаг в поэзии, преодолевдушевный разлад, освободившись от дебрей модернизма. Поэт нашёл истинный путь,по которому осталось так мало идти.
 
 
План реферата.
 
1. Вступление
а)          XXвека;
б)         
2. Творчество Н.Гумилёва в концепции Серебряного века. В его произведениях отразились основы,составляющие понятие «Серебряный век».
3. Попыткидешифровки идейно-философского содержания стихотворения «Заблудившийся трамвай»
а)                
б)               
в)               
 4.Совмещение различных трактовок стихотворения:
а)                
б)               
в)               
г)                
5. Вывод. Сведение результатов исследования в общую таблицу. Соотнесениеполученных результатов с концепцией Серебряного века.
1.  Завершается XXстолетие. Сегодня мы, оглядываясьназад, подводим некоторые итоги, соотносим конец XXвека и конец XIXвекав историческом и культурном плане.
На фоне сложнойисторической и экономической обстановки появляются разноречивые оценкиобщекультурных перспектив России. Общим знаменателем двух эпох, ключевым егословом можно считать слово «кризисность», хотя, напротив, большая частьмастеров пера конца XIX– начала XXвеков ощущала свою эпоху как время небывалых свершений.Логику литературного развития того времени нельзя свести к единому центру илипростейшей схеме сменяющих друг друга направлений. Это наследие являет собоймногоярусную художественную реальность, в которой индивидуальные писательскиедарования составили грандиозное целое под названием «Серебряный век». И,возможно, конец XXвека и не ознаменуется столь ярким литературным процессом,но заслуга нашего времени уже в том, что оно вернуло читателям возможностьпознакомиться с именами, которые вплоть до 80 – 90 гг. были известны лишьнемногим.
Сам термин«Серебряный век» является весьма условным и охватывает собою явление соспорными очертаниями и неравномерным рельефом           .
Самонаименование литературной поры напоминает нам, что был и «Золотой век»,воплотившийся с максимальной полнотой в творчестве А.С. Пушкина иохарактеризовавший себя широтой и грандиозностью поставленных задач, высоким трагизмом,пророческим предназначением художника, неподражаемым совершенством форм.
Названиелитературного процесса конца XIX– начала XXвеков впервые выдвинул философ Н. Бердяев, а утвердил его встатье «Серебряный век русской поэзии» Николай Оцуп.
Онохарактеризовал это явление следующим образом:
ü мистицизм;
ü историзм(обращается к античным образам);
ü  мещанство;
ü кризисверы, духовности;
ü  наличие душевного недуга: ощущениедисгармонии, внутреннего хаоса и смятения.
Но нельзя сказать, что искусство «Серебряного века» уступает в чем-то искусствусвоего предшественника. Если в первом(золотом) все полногласно, слишком пере­ливается через край, то в серебряном — мера человеческих сил.
Все суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценойкупленное, ближе к ав­тору, более – в  человеческийрост.
2. Одним из брильянтов Серебряного века являетсятворчество Н.С. Гумилёва
Н.Оцуптак сказал о творчестве этогопоэта:   
«… постскриптум Серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилёва. Судьба этого замечательногопоэта стала символом светлойи трагической судьбы русской интеллигенции. Его творчество овеяно ча­рующей новизной и смелостью, остротойчувств, взволнованной мыслью.
Жизнь — мужеством и силой духа. Исследователей всегда привлекалабиография Н. Гумилёва:
ü  учеба во Франции, множественныепутешествия, добровольная мобилизация в действующую армию, женитьба и разрывс Анной Ахматовой, напряженная ра­бота после Октябрьской революции по созданию новой культуры,художественные переводыи внезапное обвинение в антисоветском заговоре.
Намой взгляд, не менее важна для поэта Серебряного века — его духовная биография, которую составляют его программные произведения. В них поэт сам раскрывает перед читателем свое внутреннее«я». Нам же остается лишь внима­тельно вслушаться, всмотреться в эти строки.
Одним изпрограммных произведений этого периода является стихотворение «Заблудившийсятрамвай». Оно чётко даёт понять трагедию личности и мироощущение в эпохукризисности.
Проследим, какв творчестве Н. Гумилёва отразились основные характеристики Серебряного века.Для этого возьмём одно из его программных стихотворений  — «Заблудившийся трамвай», написанноепредположительно в 1919 году.
В самомназвании этого произведения отразилась некая странность: как может заблудитьсятрамвай, ведь он идёт по рельсам, по уже проторенной, заранее известной дороге?А может это и вовсе не трамвай?
3.  Попыткидешифровки идейно-философского содержания текста этого стихотворения уженеоднократно велись учёными-филологами. Так, Р.Д. Тименчик, выявляя семантикуобщекультурного мифа «о трамвае», рассматривает гумилёвское стихотворение вряду близких ему по тематике текстов и толкует его как компонент знаковойсистемы. Л. Ален, комментируя «Заблудившийся трамвай», опирается в своихвыводах на систему реминисценций из Пушкина, Гоголя, Достоевского (Золотойвек). Наконец, Ю.Л. Кроль выделяет в тексте «Заблудившегося трамвая» ряд«знаков», соотносимых с биографическими реалиями, которые, по его мнению,являются символами определённых этапов жизни поэта:
«Нева» — местонахождение Гумилёва в 20 г.
«Нил» — знакчетырёх африканских путешествий, начавшихся в 1908 г. и
окончившихся в 1913 г.
«Сена» — пребывание Н. Гумилёва в Париже с 1906 по 1908 г.г.
«Вокзал, накотором можно в Индию Духа купить билет…» — Царскосельский вокзал, — местоученичества Н. Гумилёва, где он написал свою первую книгу (1903 – 1906годы).     
Таким образом, по мнению Ю.Л. Кроля «Заблудившийся трамвай» повествует о путешествиипоэта на своеобразной «машине времени» в своепрошлое в пору любви к Машеньке, наделенной чертами А. Ахматовой.
Для исследования во главу угла авторставит биографический подход, однако текст стихотворения не следует жестко биографической хронологии. Машенька
умирает,если следовать логике Ю.Л.Кроля, в 1903 г.В самом начале творческого пути. Таким образом, реализуется система биографическихсимволов, выдвинутая Ю.Л. Кролем.
 Другой исследователь этого стихотворения Ю.В. Зобнин в 1993 г. выдвинул теорию о том, что «Заблудившийся трамвай»,- это система авторских реминисценций», автоотсылок, расположенных в соответствии с «обратной» хронологией. Он предположил, что речь в стихотворенииидет о пройденном духовном пути,этапы которого нашли своеотражение в творчестве поэта.
Этапами духовного пути он считаетпрограммные произведения Н. Гумилёва, объединенные общими мировоззренческими установками. Ю.В.Зобнин выделяет следующиеэтапы:
1916 г.«Гондла»
1908 г.«Рощи пальм и заросли алоэ»
1913 г.«Разговор»
1908 г.«Северный Раджа»
Автор этого исследования согласен с тем, что стихотворение «Заблудившийся трамвай» — это путешествие в прошлое, но не вбиографическом, а в духовном пространстве. Для подтверждения своей гипотезы Ю.В.Зобнин характеризует этапы «духовного» пути Н.Гумилева.
Обращаясь к первому этапу, исследователь какбы забегаетвперед, к тому месту в стихотворении, где поэт видит вокзал, «на которомможно в Индию Духа купить билет» и соотносит ее с поэмой «Северный Раджа».
В этой строке как минимум две детали требуют пристального внимания: «вокзал» и«Индия Духа».
Обращаясь к первому этапу, исследователь какбы забегаетвперед, к тому месту в стихотворении, где поэт видит вокзал, «на которомможно в Индию Духа купить билет» и соотносит ее с поэмой «Северный Раджа».
В этой строке как минимум две детали требуют пристального внимания: «вокзал» и«Индия Духа».
Еслипонятие «Индия Духа» ещё можно расшифровать, что и делает Зобнин (он приходит кмнению, что сам термин Н. Гумилёв почерпнул у Гейне, следуя традиции русскогосимволизма искать «другой мир», в котором полностью воплотился идеал красоты).
Другаядеталь – вокзал. Биографическое толкование её дал Ю.Л. Кроль – Царскосельскийвокзал, начало творчества – Царское село. Таким образом, мы сталкиваемся снеобходимостью учитывать и биографическую, и духовную дешифровку содержаниятекста.
4. Однако помимо этого, исследовали, нанаш взгляд, не рассмотрели ассоциативный, реминисцентный ряд. Учитывая, чтосвоё творчество Н.С. Гумилёв начал с сознательного подражания мэтрам русскогосимволизма, прежде всего с подражания опыту В. Брюсова. Необходимо обратитьвнимание на знаменитую поэму «Конь Блед», которой предпослан эпиграф изАпокалипсиса.
Сравним:
В. Брюсов «Конь Блед»
Н. Гумилёв «Заблудившийся трамвай»
И внезапно – в эту бурю,
В этот адский шёпот,
В этот воплотившийся
в зелёные формы бред, —
Ворвался, вонзился
чуждый, несозвучный топот,
Заглушая гулы, говор, грохоты карет
Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы, -
Передо мной летел трамвай.
Привсех различиях сюжета стихотворений, несомненно, можно заметить и сходства: уБрюсова в город врывается конь Блед, несущий смерть, а у Гумилёва – мистическийтрамвай памяти, однако само мистическое настроение роднит эти два произведенияи позволяет считать, что отправной точкой в «Заблудившемся трамвае» все жеявляется символизм, одно из декадентских течений начала XXвека.
Всемиперечисленными исследователями замечен ряд звуков улицы: «вороний грай» — признак смерти. Это же и подтверждают и «звоны лютни», которые отсылают нас кпоэме «Гондла» и стихотворению «Волшебная скрипка», кстати, посвященномуБрюсову В.Я.
Звонылютни, как звуки скрипки – это звуки ада.
УБрюсова Смерть приезжает в город, также у Гумилёва на улице показываетсятрамвай из потустороннего мира (из ада). Это роднит два стихотворения.
Итак, Iэтаписследования привёл нас к мысли, что это стихотворение надо рассматриватьминимум в 3-х уровнях:
1)     
2)     
3)     
Совмещая все эти триуровня, можно сказать, что Гумилёв оценивал своё творчество, соотнося скультурно-историческим процессом. Начал же он, несомненно, со следующейцепочки.
Реально-биографический уровень
Духовный этап
Реминисценция
Нева, т.е. Петербург в 20 г.
Символизм
Автореминисценция
В.Я. Брюсов «Конь Блед».
 
Используя этиже критерии, рассмотрим последующий текст стихотворения «Заблудившийсятрамвай». Лирическим герой является сам автор, он совершает обратноепутешествие в своё духовное прошлое. На это указывает такая автореминисценция:«Мы проскочили сквозь рощу пальм». В творчестве Н. Гумилёва есть стихотворение«Рощи пальм и заросли алоэ…», которое было написана в 1910 году в Царском селеи обозначило неблагополучие в мироощущении. Эту же мысль подтверждает истихотворение 1916 года «Разговор».
Когда зеленыйлуч, последний на закате,
Блеснет искроется, мы не узнаем где,
Тогда встаетдуша и бродит, как лунатик,
В садахзаброшенных, в безлюдье площадей.
Весь мир теперьее, ни ангелам, ни птицам
Не позавидуетона в тиши аллей.
А тело тащитсявослед и тайно злится,
Угрюмо жалуясьна боль свою земле.
Попутно санализом своего духовного развития, происходящего в обратном направлении, Н.Гумилёв проводит и реально-биографические параллели:
                                                Через Неву, черезНил и Сену
Мы прогремели по тём мостам.
Как уже ранееотмечалось в работе, исследователь Ю.Л. Кроль соотнёс эти названия рек сконкретными биографическими реалиями.
Ну и третийуровень нашего исследования – реминисценции. Если учесть обратное течениевремени, то путешествие «в своё духовное и биографическое прошлое» Н. Гумилёвпредставляет читателю как погружение в пучину безбожия. Аналогом«Заблудившегося трамвая» в русской поэзии можно считать пушкинское «Воспоминание»:
Воспоминаниебезмолвно предо мной
Свой длинныйразвивает свиток;
И с отвращениемчитая жизнь мою,
Я трепещу ипроклинаю
И горькожалуюсь, и горько слёзы лью,
Но строкпечальных не смываю.
Таким образом,мы вновь получаем некое триединство
Реально-биографический этап
Духовный этап
Реминисценция
Нева, Сена, Нил
(движение)
Ощущение неблагополучия, раздвоение души и тела
А.С. Пушкин
«Воспоминание»
Итак,путешествие, предпринятое героем «Заблудившегося трамвая», привело его в Ад.Первым признаком этого является образ нищего старика, что «умер в Бейруте годназад». Однако стоит заметить, что лирический герой стихотворения совершаетсвоё путешествие не один, а вместе с вагоновожатым. Кто это? Обратимся ктолковому словарю Н. Даля: «Вожатый – проводник указывающий дорогу слепым». Таким образом, слепым является не кто иной,как сам автор. Выходит, для того, чтобы прозреть, он обращается к своемупрошлому и даже посещает загробный мир. Тут возникает вновь возможностьсопоставления с творчеством Данте. Сходство между «Божественной комедией» и«Заблудившимся трамваем» налицо:
Мотив заблуждения
Стихотворение Н Гумилёв написал в канун собственного тридцатипятилетия. Посередине странствия земного.
Именно в канун 35-летия Данте
«Заблудился в сумрачном лесу. Утратив правый путь во тьме волны. (Ад I,203)»
Проводник
«Он заблудился в бездне времён…» вагоновожатый, сопровождающий лирического героя.
Тень Виргилия сопровождает Данте по загробному миру.
Сопротивление лирического героя
Герой Гумилёва, необыкновенным образом, очутившийся на подножке «Заблудившегося трамвая» сразу молит вагоновожатого:
«Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон…».
Перед вступлением в Ад Данте оказывает некое сопротивление.
Я начал так:
«Поэт, вожатый мой,
Достаточно ли мощный я свершитель,
Чтобы меня на подвиг звать такой?»
Исчезновение вожатого
Кульминация стихотворения «Заблудившийся трамвай» — встреча с Машенькой. После этого о вагоновожатом не упоминается.
Кульминация «Божественной комедии» — встреча с Беатриче у врат рая. Виргилий в этот момент исчезает.
Женские образы
Целью путешествия героя является встреча с Машенькой, которую когда-то отверг заблудившийся путешественник.
Целью путешествия Данте по всем кругам Ада и Чистилища является встреча с возлюбленной Беатриче.
Помимо явнойреминисценции из Данте Н. Гумилёв прибегает ещё и к автореминисценции. Между1906 и 1909 годом им было написано стихотворение в IVчастях«Беатриче».
В моих садах –цветы, в твоих – печаль,
Приди ко мне,прекрасною печалью
Заворожи, какдымчатой вуалью,
Моих садовмучительную даль.
  Но между «Божественной комедией» и«Заблудившемся трамваем» существует, на мой взгляд, важное отличие, котороеосталось не выделенным исследователем Ю.В. Зобниным.
Если Дантедостигает своей цели: встречается с Беатриче, то мифический герой Н. Гумилёватак и не повстречал свою суженую, свою невесту. И здесь возникает вопрос: какможно истолковать, расшифровать образ Машеньки, кто она?
Исследователидают различные ответы в своих работах. Так Л. Ален полагал, что прототипомгероини Н. Гумилёва послужила Маша Миронова из пушкинской «Капитанской дочки».Гумилёв якобы заметил в ней образ «русской Беатриче». Но против этой версиивосстаёт сам текст стихотворения. Маша Миронова не «умерла», ожидая жениха, а, напротив,счастливо соединилась с Гумилёвым после перенесённых испытаний. Более того,одиннадцатая строфа стихотворения с её реалиями XVIIIв./ что,собственно и послужило главным образом причиной обращения исследователей к«Капитанской дочке»/ противоречит событиям повести Пушкина. Гринёв, какизвестно, не ходил «представляться императрице», а попал в Следственнуюкомиссию. К Екатерине IIездила его невеста, т. е. сама Машенька.
Вторая версия опрототипе Машеньки принадлежит Ю.Л. Кролю, который выдвинул предположение, чтоМашенька наделена чертами А. Ахматовой. Тогда возникает вопрос: почему геройищет её в стане мёртвых? Существует и третья версия, которая принадлежитсовременнику Н.С. Гумилёва С.К. Маковскому, она гласит о том, что прототипомгероини «Заблудившегося трамвая» могла быть кузина поэта М.А.Кузмина-Караваева. Она, по свидетельству невесты Н.С. Гумилёва – А.А.Гумилёвой, была самой возвышенной и глубокой его любовью. Судьба её сложиласьтрагически: девушка умерла от чахотки, едва достигнув 23 лет (сходно с судьбойБеатриче).
В 1956 г. А.А Гумилёва писала:«Как-то раз Маша ему [Н. Гумилёву] откровенно сказала, что не вправе кого-либополюбить и связать, так как она давно больна и чувствует, что ей недолгоосталось жить. Это тяжело подействовало на поэта Осенью, прощаясь сМашей, он ей прошептал: «Машенька, я никогда не думал, что можно так любить игрустить».
Перед тем, какдать свою версию об истоках образа Машеньки, обратимся вновь к трехуровневомуанализу и подведём итог проведённого нами исследования:
Реально-биографический уровень
Духовный этап творчества
Реминисценция
Тридцатипятилетие – ½  жизненного пути
Слепота и начало духовного прозрения
Данте «Божественная комедия» автореминисценция «Беатриче»
 Ещё одну трактовку образа Машеньки выдвинулЮ.В. Зобнин. Обратившись к реминисценции из Г.Р. Державина «На смерть КатериныЯковлевны, 1794 г.июля 15 дня приключившуюся» («Уж не ласточка сладкогласная…»).
Он установилсходство отношений Н. Гумилёва и Машеньки, Г. Державин и его жены ЕкатериныЯковлевны, которые прожили в любви и полном согласии 16 лет. Вероятно, этареминисценция родилась у исследователя потому, что в стихотворении Н. Гумилёваесть строфа:
Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шёл представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.
Державин частоотправлялся из Петербурга в Царское село – «представляться императрице»,Екатерина Яковлевна была тяжело больна, но как могла поддерживала мужа. Онаскончалась в его отсутствие. В работе Ю.В. Зобнина в одной из сносок можнопрочитать: «… в начале 1921 года Н. Гумилёв делал доклад «Государственнаявласть должна принадлежать поэтам». Лучшей иллюстрацией для подобного доклада,чем судьба Державина, история отечественной литературы не даёт».
Приведенный фактиз биографии Державина может перекрещиваться неким образом с историей Н.Гумилёва и Маши Кузминой-Караваевой. Но такая трактовка стихотворения была былишь реально-биографической и реминисцентной. Нам важно найти ещё и духовныйэтап творчества Гумилёва, отразившийся в образе Машеньки.
Пересмотревмного изданий стихов Гумилёва, в одном из них я столкнулся с употреблениемслова «Императрица» с заглавной буквы. Что это? Опечатка? ( Н. Гумилёв«Стихотворения и поэмы» М:, «Современник», 1989г.)
Возможно, чтоэто написание и следует считать верным. Употребив слово «Императрица» с большойбуквы, автор уже не связывает его значение с конкретным лицом (Екатерина II), а с образом, выдвинутымА. Блоком в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», воплотившем в себе идею ВечнойЖенственности, Девы, Зари, Непостижимой.
Таким образом,мы подошли к третьему уровню трактовки – этап духовного развития личностипоэта. Другими словами, пока лирический герой, умилев «представлялся»,поклонялся некой недосягаемой Императрице, умерла его реальная возлюбленная –Машенька. Учитывая тот факт, что в лирике А. Блока этот образ Вечной Женыплавно трансформировали впоследствии в образ Родины, можно сказать, что у Н.Гумилёва произошла переоценка ценностей символизма. Он понял, что образ Родины,образ прекрасного надо искать не в выси небесной, а в жизни реальной, в образеМашеньки.
Эту мысль, намой взгляд, опять же может подтвердить реминисценция из А. Блока, где говоритсяо жилище Прекрасной Дамы.
А. Блок
Н. Гумилёв
Ты горишь над высокой горою
Недоступна в своём терему.
Я примчуся вечерней порою,
В упоеньи мечту обниму.
Ты заслышав меня издалека
Свой костёр разведёшь ввечеру.
Понял теперь я: наша свобода
Горько оттуда бьющий свет
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.
Если попытатьсяустановить приметы дома Машеньки, то мы столкнёмся с «домом в три окна», чтосимволизирует прошлое, настоящее и будущее, из его недр свет – это истинапознания, подлинная свобода, познать которую стремятся люди и тени. «Другимисловами, Божественный Свет, — как пишет Ю.В. Зобнин, — «бьющий оттуда», доходитдо земного человеческого бытия.
Известно, чтосын Гумилёва много размышлял над этим стихотворением и пришёл к заключению, чтоМашенька – это Россия.
Таким образом,мы приходим к пониманию смысла путешествия героя гумилевского стихотворения вад юношеского «безбожия»: оно знак «ухода» от Машеньки, «предательства»,заблуждения и признания своей вины, т.е. отхода от символизма, адамизма. Авторполностью отказывается от всего, что связано с прошлыми «декадентскими»дерзаниями. Ритуалом символического отпевания прошлого «я» и восславленияМашеньки оканчивается путешествие героя:
Отслужу молебен о эдравии
Машеньки и панихиду по мне. 
Эти слова ужезвучат по возвращению из загробного мира. Таким образом, автор совершаетдуховный переворот. И вновь мы приходим к триединству всех уровнейстихотворения.
Реально-биографический уровень
Духовный этап
Реминисценция
Петербург, Исакий, Медный всадник.
Отказ от всего декадентского
А.С. Пушкин /реализм/ Автореминисценции
Караваевский цикл.
Духовныйпереворот, произошедший с Гумилёвым в последние годы жизни, отмечен и всвидетельствах близких ему людей.
«Он был совсемпростой человек потом», — говорила А. Ахматова. И.В. Одоевцева приводила словасамого Н. Гумилёва: «… я поздно развивался. До «Чужого неба» — все мое бесценнои неоригинально. Я по-настоящему только теперь начинаю развёртываться – наполовине жизненного пути».
5.   Теперь сведём все поэтапные выводы в однуобщую таблицу:
 
Общая  концепция стихотворения«Заблудившийся трамвай».
 
Реально-биографический уровень
Этапы духовного пути
Реминисценции
1. Нева 20-е годы (начало путешествия).
Символизм
В. Брюсов «Конь Блед»
2. Нева, Сена, Нил (продолжение путешествия)
Ощущение неблагополучия души и тела
А.С. Пушкин «Воспоминание»
3. 35 лет. Половина жизненного пути (место назначения путешествия).
Конечная станция.
Слепота и начало духовного прозрения
Данте «Божественная комедия»
4. Петербург, Исакий, Медный всадник (возвращение из путешествия)
Отказ от декадентства, возвращение к реализму
А.С. Пушкин «Медный всадник


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.