Т.Гарди,«Тэсс из рода д'Эрбервиллей» (героиня,конфликт, композиция).Ниодна из книг Томаса Гарди не оставляет столь цельного впечатления, как роман «Тэссиз рода д’Эрбервиллей».В читательской памяти имя писателя обычно связано с этой книгой. Гарди приступилк этой книге в июле 1889 года и действие ее он относит ко второй половине 80-х,точнее к 1884-89 годам. 80-е годы были свидетелями резких сдвигов в английскомобществе. Английское рабочее движение находилось на подъеме, усиливалосьнедовольство и возмущение широких масс города и деревни. Острота момента иблизость писателя к народу отразились в той страстности и убедительности, скакой он говорит о трагедии простого человека как о типическом явлении, врезком столкновении добра и зла, в мятежном духе его гуманной книги. Этот романсначала даже не хотели печатать, обвинив писателя в безнравственности, в том,что он умышленно подбирает черные краски, клевещет на общество, подрываетрелигию. Однако, как только роман вышел в свет, он приобрел довольно широкуюпопулярность даже за пределами Англии.
Роман «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» имеет свой подзаголовок:«Чистая женщина, правдиво изображенная».Книга состоит из 7 глав, или «фаз», как их назвал автор, и в нихповествуется о жизненном пути крестьянки Тэсс Дарбейфилд, которая происходит иззнатного, но давно обедневшего рода Эрбервиллей. Как писал сам Гарди в одном изпредисловий к своему роману, «в этом романе великая жизненная эпопея героининачинается после события, которое принято считать роковым для ее роли главногодействующего лица – или, во всяком случае, непоправимым крушением всех еепрежних надежд и чаяний, а потому публика буквально восстала противобщественных условностей, когда оказала этой книге горячий прием и согласиласьсо мной в том, что художественное произведение может еще очень многое добавитьк тому, что уже было сказано о теневой стороне известной катастрофы».
Вот как автор описывает свою героиню: « Тэсс Дарбейфилдбыла лишь сосудом эмоций, не окрашенных опытом…Пухлые алые губы…еще не былитвердо очерчены…В лице ее все еще таилось что-то детское…Несмотря на ее яркуюженственность, щеки ее иной раз наводили на мысль о двенадцатилетней девочке,сияющие глаза – о девятилетней, а изгиб рта – о пятилетней крошке». Она наивна ипо-детски простодушна, но в то же время она довольно умна. Она не питаетникаких иллюзий, когда узнает новость облагородном происхождении своего рода,скорее, наоборот. Этим она резко отличается от своих простодушных родителей,которые посылают ее за помощью к мнимому родственнику. Тэсс становится жертвойобмана – ее соблазняет Алек д’Эрбервилль.С этого момента начинается трагедия героини – весь ее жизненный путьсостоит из лишений, ее не понимает общество. Она выходит замуж за Энджела, нокогда тот узнает о ее прошлом, то отказывается от нее. «Ты была однимчеловеком, теперь ты – другая. Господи, можно ли простить или не простить такоечудовищное превращение?», — восклицает Энджел. Но на самом деле, он увидел тольковнешнее – навязанную обществом мораль, не понимая того, что Тэсс сохранила своюдушевную чистоту, он считал, что она притворялась и обманывала. На самом жеделе героиня не способна на обман, она просто искренне верила в любовь, котораяспособна все понять и простить.
После того, как героиня расстается со своим мужем, онамногое претерпевает – и самую тяжелую работу, и преследования Алека. Отбезысходности она опять возвращается к этому человеку, в конце концов убиваетего, когда к ней — слишком поздно — вернулся Энджел. В конце романа Тэссказнят.
Героиня Гарди наделена редким очарованием, ее образособенно трогает читателя. В радостях и страданиях женской души, пламенной исамоотверженной, но легко ранимой, беззащитной перед грубой силой,. Выразились иего омраченная печалью восторженность, и переполнявшие его горечь инегодование. Многие английские романисты, предшественники Гарди, писали опадении женщины, делали горькие наблюдения, будившие совесть, будоражившиемысль. Однако никто из них не связал с этой темой столько кричащих вопросов, нетронул так резко больное место, не высказал столь жесткого упрека обществу. Онсознательно назвал Тэсс «чистой женщиной» и заявил, что говорит только правду: «Ядобавлю только, что книга писалась со всей искренностью и представляет собойпопытку облечь в художественную форму цепь
истинных событий; что же касается мыслей и чувств, в нейсодержащихся, то пусть чрезмерно чопорный читатель, который не выносит, когдавслух говорят то, что в наши дни думают и чувствуют все, — пусть он вспомнитстолько раз цитированное изречение: «Как ни обидна истина, все же лучшеобъявить ее, нежели скрыть». О якобы «падшей», «подлой батрачке» Тэсс Гардипишет восхищенно, любуясь красотой и возвышенностью ее чувств, с презрениемотталкивая укоренившиеся в обществе ханжество, цинизм и предрассудки, церковныеи сословные установки. В конце концов, воспитание Тэсс, ее полное неведение инаивность, а не она сама была виновата в том, что ее соблазнил Эрбервилль.
Тэсс – персонаж трагический. Однако ни страсть, ни волевоеустремление, ломающее препятствия, сталкивающее разноречивые интересы, невладеют ею. Душевная чистота – пленительное и безобидное свойство – вот еепафос. Она готова страдать, безропотно переносит все лишения судьбы, занимаетсясамой тяжелой работой, терпит насмешки. Казалось бы, нет места для трагическогоконфликта. Но именно это свойство, нежелание Тэсс поступиться своей правотой,пойти на уступки, хотя бы и сулящие выгоду, придают ее положению особыйдраматизм. Она не хочет заставлять Эрбервилля жениться на ней – ведь она его нелюбит. Она не может последовать совету своей матери и солгать Энджелу, оначистосердечно все ему рассказывает, веря в него и его любовь.
Гарди и раньше красноречиво писал о трагической гибелидобродетели. Прообраз Тэсс возник еще в романе «Вдали от безумствующей толпы»,где рассказана печальная история бедной девушки Фанни Робин, обманутойбеспутным молодым человеком.
Но тогда эта тема не стояла в центре, многое оставалосьнедоговоренным, острота сглаживалась, роман венчала счастливая концовка. Вромане о Тэсс все же совершенно иначе. В «Тэсс из рода д’ Эрбервиллей» гибель доброго начала,красоты, человечности – не эпизод. Тэсс – жертва бесшабашного соблазнителя,обречена быть жертвой навсегда: «таков закон» – власть грубых и циничных обстоятельств,одобряющих зло, на которое привилегированная посредственность взираетснисходительно. От отчаяния и безвыходности Тэсс идет даже на убийство, хотя «раньшене обидела бы мухи или червяка и часто плакала, глядя на птицу в клетке».
«Бог дал все необходимое для удобств жизни и постижениядобродетели», сказал философ Джон Локк. «Бог на небе – все дивно на земле», — эхом звучали слова поэта Роберта Браунинга, старшего современника Гарди. «Нетбога на небе – все плохо на земле», — говорит один из центральных персонажей романаЭнджел Клэр, потрясенный мрачными событиями. Это резкое выражение несогласия сцерковным учением и казенным оптимизмом поддерживается в романе системойнаглядных доводов. Религиозная вера, точнее, ее жестокие догмы, принижаетчеловека, зарождая в нем страх и смирение, калечит его, подавляя естественныечувства, плодит нравственных уродов и шарлатанов. Это делало книгу Гардиеретической, мятежной, возбуждающей независимую мысль, и неудивительно, чтоавтор подвергался различным нападкам. Автор «Тэсс» ополчался против догм,вскрывал относительность и несостоятельность ходячих мнений и философскихафоризмов, когда они подкрепляли заблуждение, служили проповеди насилия илисмирения, оправдывали социальное зло. Разоблачая зло, Гарди не прошел мимо попыток объяснить иоправдать его доводами от Природы. В повествовании о батрачке Тэсс раскрываетсяне только лирическая тема – писатель говорит о жизни простого человека и осудьбе английского крестьянства. Дарбейфилды принадлежат к старой английской деревне, они из тех семей, чтосоставляли ее костяк. Их гонят из родных мест «в интересах нравственности», игорестная судьба батрачки Тэсс – эпилог большой трагедии.
Пленяющая цельность, непосредственность и бескорыстиечувств сочетаются в героине с отсталыми представлениями, наивной созерцательностью,беспочвенной одухотворенностью, душевной уязвимостью. Суеверный страх тяготитее дух, ослабляет, а временами и вовсе парализует волю, она редко всамозабвении преодолевает изнуряющее состояние тревоги. Многие черты сближаютее с Маргаритой из гетевской трагедии «Фауст» — поэтическим воплощениемпатриархально-идиллической гармонии. В отличие от Маргариты, Тэсс способнавыдержать испытания, бросить вызов – если бы не мягкотелость Энджела, если быне замкнутость в узком кругу, из которого нет выхода. Она горда – она работаетна поле, так как не может просить помощи у родителей Энджела. Способность Тэсск развитию, к решительной перемене – примечательное ее свойство, отмеченноеавтором, однако не раскрытое им во всем его реальном значении.
В горячем протесте, поднимающемся в безропотной Тэсс, в еепорыве к отмщению за поруганное достоинство и раздавленную жизнь скрываетсянапряженность не только личного, но и большого социального конфликта. Однакопорыв героини стихиен и слеп. В книге нет и намека на знаменательные для 80-хгодов факты коллективной и организованной борьбы. Отклонение к романтическомуобразу и приему заметнее всего как раз в тех моментах, когда конфликт междугероем и обществом достигает наибольшей остроты и представляется Гарди трагическинеразрешимым. Даже в лучших его произведениях дают о себе знать ошибочныевзгляды, безысходные настроения, порой некоторая беспомощность в изображении сложныхявлений общественной жизни и психологии, искусственность отдельных художественныхприемов. В сюжет романа «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» привнесены мотивы, которые, расширяя рамки основнойтемы, в то же время склонны так сместить перспективу, что реальное может статьфантастическим, преходящее – принять вид извечного, злосчастье может бытьувязано с господством слепого рока над людьми.
Джон Дарбейфилд, отец Тэсс, нисходит «по прямой линии отдревней рыцарской семьи». Героиня – не обычная крестьянка, она Тэсс из рода д’Эрбервиллей. Она – “д’Эрбервилль по крови”, которая передаетее отцу чахлую энергию угасшего рода, а ей – утонченность чувств ивосприимчивость к страданию. Тэсс несет на себе проклятие, обреченарасплачиваться за преступления некогда могущественных предков, жестоких ивластных феодалов. Злые силы жаждут возмездия и искупительной жертвы. Сам авторписал: «…нелогичные обвинения по адресу богов, единых или множественных, — это отнюдь не такой уж мой первородный грех, какон (критик), по-видимому, считает. Правда, грех этот может быть и местногопроисхождения; будь Шекспир авторитетным источником (а это спорный вопрос), ямог бы продемонстрировать, что в Уэссексе так грешили еще во времена самойГермании. Говорит же Глостер в «Лире», которого звали еще Ина и который былкоролем этой области: «…Как мухам дети в шутку, нам любят боги крылья обрывать»».
Вдову «сэра Джона» и его детей выселяют: «Дарбейфилдов,бывших некогда д’Эрбервиллями,постигла та же участь, на какую без сомнения, в бытность свою олимпийскими богамиграфства, обрекали они, и довольно жестоко, таких же безземельных, какими сталитеперь сами». Алек д’Эрбервилльс холодным расчетом использует наивность и беспомощность Тэсс: «Несомненно, вбылые времена кто-нибудь из одетых в кольчугу предков Тэсс д’Эрбервилль, возвращаясь навеселе домойпосле битвы,. Причинял деревенским девушкам то же зло, если не с большейжестокостью». Героине являются зловещие предзнаменования, словно вромантической трагедии рока: стук древней кареты д’Эрбервиллей, пение петуха, свадебноеплатье, которое может изменить цвет…
Не следует преувеличивать роли этих мотивов, того, чточасто оказывается лишь «фантастической формой», облекающей реалистическийзамысел писателя. Нельзя не видеть горькой иронии в той настойчивости, скоторой он говорит о Тэсс как о наследнице рыцарей-феодалов. Все же эта ирониясвязана с фаталистической идеей, усугубляющей мрачный колорит романа. Двеодинокие фигуры, потрясенные и опечаленные, Клэр и Лайза-Лу, бредущие по дорогев тот час, когда совершается «правосудие» над Тэсс, излучают свет надежды, но робкий,символический, являют пример стоического сопротивления невзгодам, взывая большевсего о сострадании.
В своем романе автор показал, как общественные ханжескиедогмы приносят несчастье честным и чистым жертвам того же общества. И, какговорит героиня следующего романа Гарди «Джуд незаметный» Сью, «общественныеформы, навязанные людям цивилизацией, соответствуют нашей подлинной сути не более,чем условное изображение созвездий подлинному расположению звезд».
Список литературы:
1.
2. ’Эрбервиллей», М., 1987.