Реферат по предмету "Литература"


Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газет «Lenta.ru», «Ytro.ru», «Территория» и журнала «Beautytime.ru»)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Факультет филологии и журналистики
Кафедра журналистики
Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примерегазет «Lenta.ru», «Ytro.ru»,«Территория» и журнала «Beautytime.ru»).
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ВЫПОЛНИЛ
студент группы Ж-031
Федоров Илья Иванович
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Заведующий кафедрой, к.ф.н.
Млечко Александр Владимирович
 
РЕЦЕНЗЕНТ
Доцент кафедры литературыВГПУ, к.ф.н.
Баранов Сергей Валерьевич
 
ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой, к.ф.н.
Млечко Александр Владимирович
Волгоград 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………  3
Глава 1.Жанры в арсенале современнойжурналистики……………………    10
1.1 Понятие жанра и жанрообразующиефакторы……………………  10
1.2 Типология жанров в науке о журналистике………………………      19
Глава 2.Жанровая структура сетевыхпубликаций…………………………  34
2.1 Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерныхсетей в распространении газетно-журнальной периодики…………………………………………………………………………  34
2.1 Специфика сетевых средств массовой информации………………   38
2.3 Характеристика жанровой структуры массовых Веб – изданий
         (напримере он-лайн газет Ytro.ruи Lenta.ru)……………………………… 44
2.4 Особенности функционирования системы жанров в    специализированных Интернет-изданий (напримере молодежной газеты «Территория»  исетевого журнала «Beautytime.ru») Феномен «Живого Журнала»……………………………………………………………    52
Заключение……………………………………………………………………………    58
Использованная литература………………………………………………………       64
Введение
Проблема жанровойструктуры в широком смысле остается одним из самых актуальных направленийнаучной мысли в современной российской журналистике. Теория жанров и сегоднязадается все теми же вопросами: что такое жанр, в чем его функция и насколькотот или иной жанр устойчив. Но если в традиционной, печатной, журналистике,исследователи смогли найти какие-либо общие параметры для характеристики жанра,то электронные СМИ, и в первую очередь интернет-издания,  в этом отношении остаются мене всегоизученными.
         Сразвитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место средисредств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирную паутинурассматривали и вовсе только, как источник информации, то сегодня мы можетконстатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средойраспространения которых стала компьютерная сеть Интернет.
         Скаждым годом, а в последнее время и с каждым месяцем, количество сетевыхизданий увеличивается в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов,в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеютсвои типологические признаки и жанровые особенности. Но в тоже время исследовательвсемирной паутины столкнется с проблемой, что в практически каждой веб-публикации можно выявить черты всех знакомыхтрадиционной журналистике жанров. А вот найти оригинальный веб-репортаждостаточно трудно.
         Именносвоеобразие сетевых изданий и особенности жанров интернет–публикаций станут объектом исследования моей работы. Этопопулярные интернет — газеты и журналы, такие как: Ytro.ru, Lenta.ru,молодежная газета «Территория» и женский интернет – журнал «Beautytime.ru».
         Предметом исследования является жанроваяразновидность он-лайн публикаций.        
Цельмоей работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданийв сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этогопредлагается решение частных задач:   
1.     Дать теоретическое обоснованиежанрообразующим факторам в современной журналистике.
2.     Обосновать специфику жанровой структурыинтернет-изданий.
3.     Выявить жанровые особенностивеб-публикаций.
4.     Определить специфику подачиинформации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.
Соответственнопоставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования:типологический метод и метод контент – анализа. Поскольку, как известно, любойтекст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) иформой (дизайном), а выражение типологии форм и является жанр.
Исследования жанров всфере газетно-журнальной периодики подготовили теоретическую базу длядальнейшего их изучения. Были рассмотрены работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик«Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практикежурналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»;  Горохова В.М. «Основы журналистскогомастерства».
В своем исследовании мыбудем опираться на три базовых способа отображения в медийном пространстве,которые были обоснованны в книге А.А. Тертычного и использованы при анализеинтернет-публикаций Л.В. Кохановой. Именно они и формируют определенные уровнипроникновения познающего субъекта в объект: от первоначального чув­ственногосозерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданиюобогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественногообраза).
Фактография фиксируетсобытия и преобразует их в факты, ко­торые отвечают на вопросы: где, что икогда произошло, т.е. отража­ют свойства предметности (где и что) иактуальности (когда) дейст­вительности. Факт — это явление действительности.
Аналитика фиксирует связимежду фактами с целью выявления и представления закономерностей, разного уровняобобщения, а также прогнозирования возможных событий (фактов).
Образотворчество создаетмаксимально емкое обобщенное пред­ставление в форме художественного образацелых классов и катего­рий явлений действительности. Нередко это обобщениедостигает такого уровня, который называется публицистической (или даже ху­дожественной)типизацией, что сближает журналистику с художест­венной литературой.
Изучение способовотображения важно для идентификации жанра – задача, которая постоянно ставитсяв журналистской среде. 
Другое измерениежанрового пространства определяется тем, что жанровая форма предполагаетопределенный способ организации материала с изображением жизненных явлений.Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностя­миязыка и стиля. Каждому жанру свойствен свой объем информатив­ности, свойуровень обобщения фактов. Жанр — исторически склады­вающийся вид произведения.В литературоведении — тип художест­венного произведения (в единствеспецифических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разнымлитературным родам (эпос, лирика, драма). В жанре обобщаются черты,принадлежащие обширной группе произведений.
Это позволяетрассматривать жанр как типологическое явление, исторически устойчивое,свойственное произведениям разных эпох и направлений.
К жанрообразующимфакторам относят:
•  содержание произведения(тематика, проблематика);
•  способ повествования,описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;
•  отношение автора кизображаемому;
•  способы и приемы изображения,изобразительно-выразительные средства;
•  стилевая манера (сравнимдружеское или любовное послание и оду, эпиграмму и элегию, драму и комедию);
•  пафос произведения;
•  характер конфликтов и ихразвитие в сюжете.
         Вжурналистике жанр сочетает все перечисленные факторы и выступает в качествеэлемента метаязыка интегрированных социальных коммуникаций, это своего родасовременный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ идешифруется аудиторией. В интернет – изданиях этот код играет особую роль.Качества, которые отличает он-лайн журналистику от традиционной — этоинтерактивность и постоянное обновление. Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя насобытия. Новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитиче­скийобзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывает­ся с другимиматериалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контексти становится центром кристаллиза­ции новой темы. Это стирает какие-либожанровые границы в сетевых изданиях и является важной особенностьюинтернет-журналистики.
         Нодаже в общепринятой науке о журналистике единого мнения относитель­но понятия«жанр» в настоящее время не сложилось. Одни выделяют новостную журналистику,интервью, оперативное комментирование, репортерское расследование, а такжеаналитическую, художествен­ную (эссе, очерк) и сатирическую (фельетон, памфлет,пародия, са­тирическая реплика, сатирический комментарий) публицистику.
Другие включают винформационные жанры заметку, отчет, ин­тервью, информационную корреспонденцию,блиц-опрос, вопрос-от­вет, репортаж, некролог; к аналитическим относятаналитические отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическоерезюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналист­скоерасследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, экспери­мент, письмо,исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а кхудожественно-публицистическим — очерк, фельетон, пам­флет, пародию,сатирический комментарий, житейскую историю, ле­генду, эпиграф, эпитафию,анекдот, шутку, игру.
Подобнаянесогласованность говорит о том, что в теории жанров пока не найдено общихсистемных оснований для описания многообразия жанров, и, кроме того, этосвидетельствует в пользу жанра, как практического инструмента журналиста. Асетевые издания, как новый вид средств массовой информации, до сих пор остаютсяподробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существуетнебольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернетатребует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. До сих пор не существует определенногометода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанровинтернет-изданий. Этим  и определяется актуальность исследования.
Степень изученность проблемыопределяется лишь попытками датьописания зарождающимся жанрам интернет-журналистики, предпринятый А.А.Калмыковой и Л.А. Кохановой в учебном пособии «Интернет–журналистика». Но дажев ней авторы отмечают, что «первое, с чем сталкивается исследователь Интернета,взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети, это присутст­вие всегово всем, и в каждом, и везде. Черты традиционных журналистских жанров —репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и других — можно найти, еслипоискать, в любой сетевой публикации. А вот типичный веб-репортаж или ти­пичныйвеб-фельетон, оказывается, отыскать весьма проблематично. Подобные чистыежанровые формы можно встретить только в изда­ниях-клонах, но, как мы ужедоговорились, к веб-изданиям копии несе­тевых публикаций имеют такое жеотношение, как показ по телевизору фотографии газетной полосы к телевизионнойновостной передаче»[1].
Немалый вклад в типологизациисетевых изданий принадлежит профессору тольяттинского университета А.И.Акопову. Этой проблеме у него посвящено множество работ и статей,опубликованных в различных бумажных и сетевых газетах и журналах. Еще в 1997году в «Журналисте» вышла его статья «Электронная курилка, компьютерное казиноили новый вид СМИ» Обмен новостями и мнениями в сети». В ней автор попыталсявыявить суть зарождающейся тогда сетевой прессы, проанализировать проблемы иперспективы развития нового сектора СМИ. А в 1998 году он в «Филологическомвестнике РГУ» была опубликованная его статья «Электронные сети, как новый видСМИ». Эта работа была посвящена электронным сетям вообще, поэтому наряду сИнтернетом, описывается и сеть Фидо-нет. Много говорилось о появлении новогоинформационного пространства и нового сектора СМИ. В заключении автор говорит:«Новому поколению исследователей журналистики предстоит разобраться в типологииэлектронных СМИ, определить их содержательные и функциональные признаки,детально проанализировать их место и роль в общественном развитии, структуру,жанры, язык и другие составляющие электронной журналистики».
Кроме того, в 1998 годуАкопов становится главным редактором и издателем Ростовской электронной газеты(www.relga.ru), одной из целей которой являетсяизучение сетевой пресса. На страницах этого веб-издания в 2004 году АлександрИванович публикует статью «Текст как сущность и форма сетевой публикации», гдепредпринял попытку кратко охарактеризовать и сформулировать вопросы и проблемы,связанные с функционированием русской речи в сети. «Конечно, не только в Сети,но и в реальной действительности существует все разнообразие устной иписьменной речи, текстов различных жанров и форм, но только в Сетимногочисленные аспекты языкового функционирования объединены в причудливыйконгломерат переплетенных и перемешенных тем, проблем и вопросов»[2].
Но все эти исследованияпроводились для изучения сетевой прессы, как единого целого, акцентировалосьвнимание лишь на видах интернет-изданий, изучались публикации на соответствиеаудиторным потребностям, а также в поле зрения ученых был язык написанияматериалов.
Я же в своем исследованиипопытаюсь обозначить жанровую структуру веб-публикаций, охарактеризовать жанры,которые используются в сетевых изданиях, будь то веб-репортаж, или веб-фельетон,а также проанализировать, как особенности всемирной паутины влияют наформирование жанра публикаций.
 
ГЛАВА 1
Жанры в арсенале современной журналистики
1.1 Понятие жанра и жанрообразующиефакторы
         Понятиежанр происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе– род, вид. Жанр – эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю)представляется подготовленный материал. Впрочем, исходное значение термина намвовсе не помогает прояснить, что такое жанр. Проблема заключается в том, что несуществует единого определения понятия жанр, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько:жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают (то,что в одном источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот);жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развитияискусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьмарасплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровойдифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения ифункционирования художественного произведения.
«Жанр – особая формаорганизации жизненного материала, представляющая собой специфическуюсовокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеемдело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы»[3].
Вискусстве и литературе  жанр – общностьхудожественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развитияна основе их самоопределения по предметному смыслу – в  результате взаимодействия гносеологической(познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности.Другая, онтологическая сторона творчества (обуславливающая существованиепроизведений искусства в их материальной форме) составляет основу разделенияискусства по видам; аксиологическая в единстве с синергетической, преобразующейчеловека, — по творческому методу и стилю. Жанр – подразделение каждого видаискусства, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественногоосвоения действительности. Жанр отражает свойство избирательности искусства,его прагматическую, утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам жиз­ни.Художник, как правило, вынужден для реализации своих идей выбирать из множествапутей, решений, способов какой-то один, наиболее реальный, дос­тижимый; вбольшинстве случаев имен­но тот, который требуют заказчики или за который можнополучить вознаграж­дение. Поэтому жанровая определенность — в значительнойстепени функция мастер­ства, нежели таланта.
«Жанры с трудом поддаютсясистематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорносопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много: в каждойхудожественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературахстран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют напротяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая отЭзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами(такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья).Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными»[4].
         Вотличие от других близких понятий, жанр точнее всего отражает актуальностьискусства, от­клик творческих усилий художников на запросы времени,исторической об­становки. Сначала появляется потреб­ность в некоторых идеях,затем форми­руется функция, а потом подыскивается нужный предмет. Поэтому жанрявля­ется предметно-функциональным поня­тием.
Самтермин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVIIв., хотя жанровое самоопределение суще­ствовало многораньше. В XVIв. теорети­киакадемического искусства раздели­ли его на «высокий» и «низкий» жанр взависимости от предмета изоб­ражения, темы, сюжета. Это деление укрепилось впрактике европейских ху­дожественных академий XVII-XIXвв. Вживописи «высоким» считались исторический (ге­роический) и мифологическийжанры, «низким» — портрет (за исключением парадного, церемониального, статуар­ного),пейзаж, натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии икомедии Церковь со своей стороны канонизировала иконо­графию иконописи,алтарной живопис­ной и скульптурной композиции, карти­ны на библейские сюжеты.В протестан­тской Голландии XVIIв.,напротив, «низкие» жанры — пейзаж, портрет, на­тюрморт, бытовые сценки —оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех. Разделение на«высо­кие» и «низкие» жанры существовало уже в античном искусстве. По сообще­ниямПлиния Старшего, наряду с худож­никами, выполнявшими ответственные«официальные» заказы, существовали рипарографы (греч. «грязнописцы»; Пли­нийназывает их жанр «minorispicturae» — лат.«малая живопись») и «гриллы» (греч. grylos— свинья,поросенок), представители комического жанра. Преобладание какого-либо жанра вопределённую эпоху вызвано прежде всего тем, что общественные, социальныеинтересы сосредоточены на тех сторонах действительности, которые могут бытьнаилучшим образом  отражены посредствомэтого жанра. Таковы причины расцвета эпической песни и трагедии в античности,романа и лирики в русской и западноевропейской литературе XIXвека, портрета в эпоху Возрождения и в русскомискусстве XVIII — XIXвеков, оперы и симфонии в русской музыке 19 века.Эстетика современного искусства утверждает необходимость использования всехсложившихся в прошлом и новых, возникающих жанровых структур. Без какого-либоиерархического соотнесения, поскольку оно ориентировано на художественноевоссоздание всей полноты человеческой жизни, современной, прошлой и будущей,-  природы, мира вещей, практическихдеяний человека и его внутренней духовной жизни.
Если считать жанрусловной категорией внутривидовой дифференциацией искусства, то жанрыжурналистики являются жанрами искусства, а значит, всё вышеизложенное можноотнести и к журналистике. В журналистике, в отличие от других видов искусства,нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновениежанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике «чистота» жанраявляется качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для «бульварных» изданий инизкопробных теле- и радиопередач.
«Жанр определяет способдеятельности журналиста только в самых общих чертах – речь идет о направлениимысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках.Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременнопостарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основныхориентиров»[5].
Под журналистскимижанрами А.А. Тертычный подразумевает устойчивые типы публикаций, объединенныхсходными содержательно-формальными признаками. «Подобного рода признаки на­зываютсяжанрообразующими факторами. Знание этих факторов помогает более чет­копредставить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров перио­дическойпечати. В современной теории журналистики выделяются в качестве основ­ных, какправило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, це­леваяустановка (функция) отображения, метод отображения»[6].
В качестве предметовотображения в журналистике может выступать любой факт действительности, изобласти политики, экономики, права, религии, общества, морали и так далее. Но втоже время предметом не может быть единичное явление, предметом журналистики вцелом признается современность в совокупность множества составляющих еёсоциальных ситуаций. Однако данное определение не следует понимать так, чтожурналистика занимается только ситуациями, если в понятие «ситуация» вкладыватьболее узкий, более конк­ретный смысл. В частности, например, что касаетсяаналитической журналистики как определенного типа массовой информации, то еепредметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержа­щий в себе рядсобытий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие ихпроцессы во всем многообразии их взаимодействий.
         Крометого, еще одним предметом отображения служит событие. Без сообщений о текущихделах, свершениях, происшествиях, нет информационной журналистики. Конечно, этоне значит, что события не отображаются в материалах аналитических ихудожественно-публицистических жанров. В пуб­ликациях этого плана они выступаюткак объект углубленного ис­следования или художественного осмысления.
         «Событиеможно определить как точно фиксированный в пространстве и во времени (т.е. сясным началом и концом) шаг в общественном процессе. Событиями называются иприродные яв­ления, катаклизмы. В отличие от таких естественных событий дляжурналистики значимы, прежде всего события, представляющие собой действия людейс определенными целями и результатами, влияющие на тот или иной общественныйпроцесс и включенные в него. События, как известно, порождаются определеннымиоб­щественно-политическими ситуациями, экономическим, нрав­ственным и инымисостояниями общества. Уже в ходе выбора из множества событий одного, котороеста­нет предметом разговора в публикации, журналист начинает его в какой-томере исследовать»[7].
Последовательность взаи­мосвязанныхдействий и событий – это процесс, причем результат предыдущих действий, событийвыступает предпосылкой, основой, причиной для осуществления последующихдействий, событий. Процесс можно определить и как динамичное следованиеразличных состояний, на­ходящихся в причинно-следственной связи «если… то»(«если на­ступит это, то должно наступить то-то...»). Если перевести это об­щеепредставление о сути процесса на язык обычного журналист­ского понимания«движения вещей», то можно сказать, что речь идет о динамичном порядкеследования результатов действий, кото­рые выражают различные степень исостояние выполнения задач. Анализ событий является исходным моментом в анализепро­цессов. Это происходит прежде всего тогда, когда начинают ин­тенсивноразворачивать вопросы: как? почему? Имея в виду изло­женное выше толкованиепроцесса, журналист должен прежде всего определить исходное звено цепочкивзаимосвязанных событий.
Ситуация, как и процесс,является одним из наиболее важных предметов отображения прежде всего ваналитической журналис­тике. Ситуацией можно назвать определенное,повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отно­шений,сложившихся между членами какого-либо коллектива, меж­ду коллективами, междусоциальными группами, слоями, между стра­нами и т.п., соотношение сил, взаимныхтребований и ожиданий. Но аудиторию интересует не только то, что происходит вокружа­ющем мире (события, происшествия, процессы, ситуации), но и люди какосновные действующие лица происходящего, прежде всего со стороны их личностныхособенностей. Что такое личность? Социальная психология определяет личность как«человеческий ин­дивид, как субъект отношений и сознательной деятельности».
Значительнымижанрообразующими свойствами обладают це­левые установки журналистскоготворчества. Создание наглядной модели исследуемого явления — цель, котораянаиболее часто встает перед журналистом. Такая модель называется описаниемпредмета отображения — проблемы, како­го-то события, явления, процесса,заинтересовавших журналиста. Иногда понятие «описание» употребляется в качествесинонима понятия «наблюдение». Это неправомерное отождествление, по­сколькунаблюдение представляет собой метод эмпирического изу­чения действительности,метод добывания фактов. Описание же есть содержательно-структурный элемент восмыслении журна­листом явления, его истолкования.
Третьим, по мнению А.А.Тертычного, жанрообразующим фактором является метод преобразования объективнойдействительности в её информационный аналог. Здесь выделяют две больших группыметодов: рационально-познавательных и художественных. Но чтобы понять, к чемуведет их применение, следует вспомнить, что все методы включают два уровняпознания – эмпирический  итеоретический.  Результат эмпирическогоисследования предстает в журналис­тике как поток информационных публикаций.Применение теоре­тического уровня познания приводит к созданию текстов, состав­ляющихосновной поток аналитических публикаций. Такие публи­кации отличаются, преждевсего,  глубокой, детальной проработкойпричинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностьюаргументации и т.д. Применение художественных методов в журналистике обычноидет параллельно с применением рационально-познавательных, что приводит ксозданию не собственно художественных, а худо­жественно-публицистическихпроизведений.
Однако, другой теоретикжурналистики Л.Е. Кройчик, вместо жанрообразующих факторов говорит о природуэтого понятия, выделяя несколько его категорий. «Во-первых, жанр — этокатегория исторически конкретная претерпевающая изменения.  Жанр – особая форма организации жизненногоматериала, представляющая собой специфическую совокупностьструктурно-композиционных признаков. При этом в нем мы имеем дело не со случайнойсовокупностью черт, а с системой элементов формы. Структура заметки подчиненаодной задаче – оперативному сообщению о новости, структура интервью – ведениюдиалога, поддерживающего интерес аудитории к собеседнику журналиста. Структураотчета подчинена описанию события, воспроизводимого в существенных своихэлементах, но не исключающего произвольного изложения происходящего (внефактической пространственно-временной последовательности). Структура репортажаслужит воспроизведению процесса в его реальных пространственно-временныхграницах: иллюзия наглядности возникает благодаря последовательному описаниюпроисходящего в деталях и подробностях. Жанр – категория типологическая, тоесть обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков. Именно это помогаетпонять смысл известной метафоры М.М. Бахтина: «Жанр – представитель творческойпамяти в процессе литературного развития». Способ отражения действительности вкаждом жанре свой и предопределяется прежде всего познавательными задачами,решаемыми публицистом. Жанр – категория гносеологическая. Появление на газетнойполосе (в эфире радио и ТВ) того или иного жанра всегда определяется темизадачами, которые решает публицист, – что познается, на каком уровне, с какойцелью и какими средствами. Жанр – категория морфологическая. Публицистическийтекст – это особая форма бытия произведения. Объем познаваемого материала взаметке, интервью, репортаже, отчете, корреспонденции, статье различен, чтопредопределяет структуру повествования – максимально сжатую в заметке,развернутую в статье. Таким образом, морфология жанра – это: а) особенностиструктуры повествования; б) место факта в повествовании; в) образный стройповествования; г) специфика разработки проблемы (конфликта). Жанр – категорияаксиологическая, то есть содержащая определенную оценку действительностипублицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Системаценностной ориентации автора напрямую зависит от его мировоззрения,мироощущения, мировосприятия. Жанр – категория творчески-созидательная.Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определеннуюмодель мира. Поскольку трактовка эта у разных авторов различна,публицистический текст каждый раз создает новое представление одействительности в виде понятийно-образной модели ее. Чем полнее и убедительнееэта модель, созданная публицистом, тем активнее воспринимается она аудиторией»[8].
Жанр всегда остается оптимальнойформой решения творческой задачи. Поэтому он всегда жестко детерминирован:цель, лежащая в основе решения любой творческой задачи, определяет выбор жанра.Детерминизм (обусловленность) жанра связан: а) с объективными свойствамианализируемого или описываемого факта; б) с конкретными задачами, решаемымиданным изданием и данным автором; в) с мировоззренческими ииндивидуально-психологическими особенностями личности журналиста. Разрабатываятему, анализируя попавшие в поле его зрения факты, корреспондент еще напредварительной стадии своей работы осуществляет определенный выбор жанра,останавливаясь, в конечном счете, на том, который представляется ему наиболееподходящим. Бытующее среди журналистов-практиков убеждение, будто о жанрепредстоящего текста он не думает и тот складывается сам собой, интуитивно,противоречит существу творческого процесса. Интуиция как составная частьтворчества способствует рождению целостного текста: текст вбирает в себянеобходимые жанровые элементы, подчиняясь логике развития мысли автора.
1.2.  Типология жанров в науке о журналистике
Еще во введении мыобозначили три базовых способа отображения действительности в журналистскомпроизведении: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. Ониопосредуют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: отпервоначального чув­ственного созерцания к абстрагированию, теоретическомуосвоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретногообраза предмета (в том числе — его художественного образа).
На основе этих способовотражения также можно выделить три главных жанровых группы. В своейклассификации мы будем опираться на исследования профессора А. А. Тертычного,выделивший категории жанров, которые позже только уточнялись и дополнялись.
1.     Информационные жанры.
Для текстов составляющихосновную массу этой группы характерен интерес к единичному факту, в нихпроисходит по преимуществу констатация свершившегося. Публикации такого родаотвечают на три классических вопроса журналистики: что? где? когда? 
Ядро этих текстов –новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории.Сущность любой новости образует факт – нечто, имевшее место во времени ипространстве. Факт инвариантен, а изложение, интерп


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Клонирование: "За" и "Против"
Реферат Доказательства в суде первой инстанции по уголовным делам
Реферат Коммуникативный аспект профессиональной подготовки студентов на занятиях по методике русского языка
Реферат Когда "нет в жизни счастья"
Реферат А. П. Чехов «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата №6», «Дама с собачкой», «Три сестры», «Вишневый сад» И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Реферат Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей
Реферат Культура психической деятельности в конфуцианстве
Реферат Представления дошкольников о самих себе
Реферат Двигательная активность и ее влияние на здоровье
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины по выбору студентов предпринимательские риски
Реферат Реляционные базы данных-правила формирования отношений
Реферат Механизмы обратной связи в интерпретации неврозов, связанных с антиципированной тревогой
Реферат Материалы к концепции факультета психологии СПбГУ
Реферат Личностное самоопределение в преклонном возрасте
Реферат Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля работы руководителя на морально-психологический климат в коллективе