Реферат по предмету "Литература"


С. П. Дягилев и его «Русские сезоны»

Санкт-Петербургский государственный университеткультуры и искусств
(СПб ГУКИ)
Факультет культурологии.  Группа 137-д
Предмет «История СКД»
РЕФЕРАТ
на тему:
С. П. Дягилев и его «Русские сезоны»
2005

Содержание:
Введение. Связь С. П. Дягилева с периодом Серебряного века
Стр. 3
О Дягилеве. Его характеристика современниками
Стр. 4
Его деятельность и «Русские Сезоны»
Стр. 5
Послесловие
Стр. 7
Литература
Стр. 8


Введение
С.П. Дягилев был выдающимсядеятелем русского искусства, пропагандистом и организатором гастролей русскогоискусства за рубежом. Он не был ни танцовщиком, ни хореографом, ни драматургом,ни художником, и, однако, его имя известно миллионам любителей балета в России,Европе. Дягилев открыл Европе русский балет, он продемонстрировал, что пока вевропейских столицах балет приходил в упадок и погибал, в Петербурге онукрепился и стал искусством весьма значительным.
C 1907 по 1922 С. П. Дягилев организовал70 спектаклей от русской классики до современных авторов. Не менее 50спектаклей были музыкальными новинками. За ним «вечно следовали восемь вагоновдекораций и три тысячи костюмов». «Русский балет» гастролировал по Европе, США,вечно встречая бурные овации.
Наиболее известные спектакли,радующие зрителей Европы и Америки на протяжении почти двух десятилетий были:«Павильон Армиды» (Н. Черепанин, А. Бенуа, М. Фокин); «Жар-Птица» (И.Стравинский, А. Головин, Л. Бакст, М. Фокин); «Нарцисс и Эхо» (Н. Черепанин, Л.Бакст, В. Нижинский);  «Весна Священная»(И. Стравинский, Н. Рерих, В. Нижинский); «Петрушка» (И. Стравинский, А. Бенуа,М. Фокин); «Мидас» (М. Штейнберг, Л. Бакст, М. Добужинский); «Шут» (С.Прокофьев, М. Лермонтов, Т. Славинский) и др.
 
Связь С. П. Дягилева с периодом Серебряноговека
Рубеж XIX-XX отмечается как«серебряный век». На смену настроениям стабильности распространенным в 80-х гг.приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание «великого переворота»(Л. Н.Толстой).
Понимание «рубежности» временибыло распространено в общественном сознании – и среди политиков, и средихудожественной интеллигенции.
«Время было удивительное, — вспоминала З. Н. Гиппиус. – Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади,что-то… стремилось вперед… куда? Это никому не было известно, но уже тогда, нарубеже веков, в воздухе чувствовалось. О, не всеми. Но очень многими, в оченьмногих».
Расширяются рамки реалистическоговидения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в литературе иискусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованноеотражение жизни в отличие от критического реализма XIXвека, сприсущим ему конкретным отражением действительности.
Особенностью того времени былоразвитие различных объединений деятелей культуры (т.е. кружков: в столицах ихбыло около 40, в провинциях – около 30). Идея синтеза искусств, широкораспространенная в художественном сознании способствовала этому, соединяя впоисках новых форм художественной деятельности представителей разныхнаправлений искусства.
В этот рубежный период С. П.Дягилев был его ярким представителем, неотъемлемой частью, по-своему выражая всеобщиевеяния.
«Чрезвычайность» характера,внутреннего склада и в итоге судьба Дягилева во многом сродни эпохе, в которойон жил и творил. Двадцать два года энергичной и насыщенной деятельности на ниверусской культуры оставили глубокую борозду.
В 1905 году, на открытии «историко-художественнойвыставки русских портретов» в Таврическом дворце в СПб, Дягилев пророческизаявил: «Мы – свидетели величайшего исторического момента итогов и концов воимя новой неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же отметет. Апотому, без страха и неверия, я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасныхдворцов! Так же, как и за новые заветы новой эстетики» (Дягилев С.П. В часитогов… // Весы, 1905, № 4. С. 46–47).
В устроенной выставке он соединилстарые портреты XIXвека и новые. Сравнивая «старые» портреты с «новыми», авторзаметки в журнале «Зритель» написал: «… какая разница в отношении старых иновых мастеров к своим моделям. Старики верили в мундир и искренневдохновлялись им… Что ни портрет, то шедевр и благоговение. Все этисановники, министры, деятели, их жены и дочери – все это дышит мощьюземледержавия и мундирностью. Не то новые художники ближайшего к нам времени.Мундир тот же… Но вдохновляющего благоговения к мундиру нет. Есть лицо вмундире, обыкновенное, немощное, человеческое лицо» (Стернин Г.Ю.Художественная жизнь России 1890–1910-х годов. М., 1988. С. 198). Это уже не«кесарь» и не «герой». Печальное человеческое лицо – предвестникнепредсказуемых крутых перемен.
О С. П. Дягилеве.Его характеристика современниками
С. П. Дягилева можно назватьадминистратором, антрепренером, устроителем выставок и всевозможныххудожественных акций – эти все определения подходят ему, но главное в нем – этоего служение русской культуре. С. П. Дягилев сближал все, что без него и самопо себе могло состояться или уже существовало самостоятельно – творчестворазных художников, артистов, музыкантов, Россию и Запад, прошлое и настоящее, илишь благодаря ему всё это сцеплялось и сообразовывалось друг с другом,приобретая в единстве новую ценность.
 «Дягилев совмещал в себе вкусы многообразные,сплошь да рядом противоречащие, утверждая художественное восприятие, эклектизм. Благоговея перед мастерами «великого века» и века рококо, он приходилв восторг и от русских дичков, как Малютин, Е. Полякова, Якунчикова…, умилялиего и пейзажи Левитана и мастерство Репина, а когда он насмотрелся парижских«конструктивных» новшеств, то ближе всего сошелся с Пикассо, Дереном, Леже Немногим дана такая способность чувствовать красоту…» — извоспоминаний современников.
Он был богато одарен музыкально,чувствителен к красоте во всех её проявлениях, прекрасно разбирался в музыке,вокале, живописи, с детских лет проявлял себя большим любителем театра, оперы,балета; впоследствии стал искусным и предприимчивым организатором, неутомимымтружеником, умевшим заставлять людей воплощать свои идеи. Конечно, он«пользовался» ими, беря от соратников то, что ему было то них нужно, но приэтом заставлял расцветать таланты, очаровывал и привлекал их сердца. Правда ито, что равной очарованию безжалостностью он умел и эксплуатировать людей, ирасставаться с ними.
Дягилевское широкое чувствокрасоты привлекало к нему людей неординарных, индивидуальностей ииндивидуалистов. И он знал, как общаться с ними. «Дягилев обладал свойствомзаставлять особенно блистать предмет или человека, на которых он обращал своёвнимание. Он умел показать вещи с их наилучшей стороны. Он умел вызывать наружулучшие качества людей и вещей.»
Он был прирожденныморганизатором, руководителем с наклонностями диктатора и знал себе цену. Он нетерпел никого, кто мог бы соперничать с ним, и ничего что могло бы встать емупоперек дороги. Обладавший сложной и противоречивой натурой, он умел лавироватьсреди интриг, зависти, клеветы и сплетен, которыми изобилует артистическаясреда.
«Его интуиция, егочувствительность и его феноменальная память позволяли ему запомнитьнеисчислимое множество шедевров (картин), и больше никогда их не забыть.
У него была исключительная зрительная память и удивлявшее нас всехиконографическое чутье, — вспоминал Игорь Грабарь, его соученик поуниверситету. – Быстрый, категоричный в суждениях, он, конечно же, ошибался, ноошибался куда реже, чем другие, и отнюдь не более непоправимо».
«Это был гений, самый великийорганизатор, искатель и открыватель талантов, наделенный душой  художника и манерами знатного вельможи,единственный всесторонне развитый человек, которого я мог бы сравнить сЛеонардо да Винчи » — такой оценки удостоился С. П. Дягилев от В. Ф. Нижинского([1] Т. 1.− с. 449).
Его деятельностьи «Русские Сезоны»
С.П. Дягилев получил хорошеемузыкальное образование. Еще в студенческом кружке А. Н. Бенуа он снискал славупоклонника и знатока музыки. Д. В. Филосов вспоминал: «Интересы его были тогдаглавным образом музыкальные. Чайковский и Бородин были его любимцами. Целымиднями сидел он у рояля, распевая арии Игоря. Пел он без особой школы, но сприрожденным умением». Его музыкальными наставниками называли то А. К. Ледова,то Н. А. Римского-Корсакова. В любом случае, он получил хорошую подготовку,чтобы не быть «чужаком» в композиторской среде; он чувствовал спецификумузыкальной композиции, сам обладал композиторским даром, о чем свидетельствуетсохранившиеся рукописи его юношеских сочинений, владелмузыкально-теоретическими знаниями.
В 1896г. он окончил юридическийфакультет Петербургского университета  (некотороевремя учился в Петербургской консерватории у Н.А. Римского — Корсакова).Занимался живописью, театром, историей художественных стилей. В 1897 устроилпервую свою выставку в Петербургской Академии, посвященную работам английских инемецких акварелистов. Осенью того же года устроил выставку скандинавских художников.Приобретя устойчивую репутацию знатока исскуств и диплом правоведа, получилместо помощника директора Императорских театров.
В 1898г. был одним из основателейобъединения «Мир искусства», в 1899-1904 — совместно с А. Бенуа былредактором одноименного журнала. Свою деятельность по пропаганде русскогоискусства — живописи, классической музыки, оперы — С.П. Дягилев начал в 1906г.В 1906-1907гг. организовал в Париже, Берлине, Монте-Карло, Венеции выставкирусских художников, среди которых были Бенуа, Добужинский, Ларионов, Рерих,Врубель и др.
Выставки русскогоизобразительного искусства явилась откровением для Запада не подозревавшего осуществовании столь высокой художественной культуры.
Поддерживаемый кругами русскойхудожественной интеллигенции («Мир искусства», муз. Беляевский кружоки др.) в 1907 году Дягилев организовал ежегодные выступления русских артистовоперы и балета  «Русские сезоны», начавшиесяв Париже с исторических концертов.
В том году он организовал вПариже 5 симфонических концертов («Исторические русские концерты»),познакомив западную Европу с музыкальными сокровищами России, представляярусскую музыку от Глинки до Скрябина: выступали С. В. Рахманинов, А. К.Глазунов, Ф. И. Шаляпин, Римский-Корсаков, и др.
Своё победное шествие по Европкерусское музыкально-театральное искусство началось 6 мая 1908г., прошли премьерырусской оперы: «Борис Годунов» М. Мусоргского,«Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, «Юдифь» А. Серова,«Князь Игорь» А. Бородина. Партию Б. Годунова исполнил Ф. И. Шаляпин.Зрители были покорены неповторимым тембром шаляпинского голоса, его игрой,полной трагизма и сдержанной силы.
В подобранную Дягилевым длязаграничных гастролей труппу входили А. Павлова, В Нижинский, М. Мордкин, Т.Карсавина, позднее О. Спесивцева, С. Лифарь, Дж. Баланчин, М. Фокин. Балетмейстероми художественным руководителем был назначен М. Фокин. Спектакли оформлялихудожники: А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, Н. Рерих, а в более поздние годы М.В. Добуджинский, М.Ф. Ларионов, П. Пикассо, А. Дерен, М. Утрилло, Ж. Брак.
Впервые «мирискусниснический»балет был представлен отнюдь не в Париже, а в Петербурге, в Мариинском театре.Это были балеты на музыку Н. Черепнина «Оживленный гобелен» и  «Павильон Армиды» (художник  А. Н. Бенуа, хореограф М. М. Фокин). Но нетпророка в своём отечестве. Новое столкнулось с искони всемогущим российскимчиновничеством. В прессе замелькали безграмотные враждебные редакции. Ватмосфере откровенной травли артисты, художники, работать не могли. И тогдародилась счастливая идея «балетного экспорта».  Балет был вывезен за границу впервые в 1909г.19 мая 1909г. в Париже в театре Шатле были показаны постановки М. Фокина:«Половецкие пляски» из оп. А. Бородина, «Павильон Армиды»на муз. Черепнина, «Сильфиды» на муз. Ф. Шопена, сюита — дивертисмент«Празднество» на муз. М.И.Глинки, П.И.Чайковского, А. Глазунова, М.П.Мусоргского.
«Откровением», «революцией», иначалом новой эпохи в балете назвали парижские хроникеры и критики русский«сюрприз».
Дягилев, как антрепренер,рассчитывал на подготовленность парижан к восприятию нового искусства, но нетолько. Он предугадал интерес к исконно русской национальной сути техпроизведений, которые собирался «открыть» Парижу. Он говорил: «Всяпослепетровская русская культура с виду космополитична, и надо быть тонким ичутким судьей, чтобы отметить в ней драгоценные элементы своеобразности; надобыть иностранцем, чтобы понять в русском русское; они гораздо глубже чуют, гденачинаемся «мы», то есть видят то, что для них всего дороже, и к чему мыположительно слепы» ([1], Т. 2.− с. 325).
Для каждого спектакля М. Фокинподбирал особые средства выразительности. Костюмы и декорации соответствовалистилю той эпохи, во время которой происходило действие. Классический танецпринимал определенную окраску в зависимости от развивающихся событий. Фокиндобивался того, чтобы пантомима была танцевальной, а танец — мимическивыразительным. Танец в его постановках нес конкретную смысловую нагрузку. Фокинмного сделал для обновления русского балета, но никогда не отказывался отклассического танца, считая, что только на его основе может воспитатьсянастоящий художник-балетмейстер, художник-танцовщик-балетмейстер, художник-танцовщик.
Последовательной выразительницейидей Фокина была Т. П. Карсавина (1885-1978). В её исполнении «мирискусники»особенно ценили удивительную способность передавать красоту внутреннюю сущностьобразов прошлого, будь то скорбная нимфа Эхо («Нарцисс и Эхо»), или Армида,сошедшая с гобелена («Павильон Армиды»). Тему манящего но ускользающегопрекрасного идеала воплотила балерина в «Жар-Птице», подчинив развитие этогоэкзотического образа чисто декоративным, «живописным» идеям новогосинтетического балета.
Балеты Фокина как нельзя болеесоответствовали идеям и мотивам культуры «серебряного века». Самое же главное,черпая новое у родственных муз, Фокин находил столь же новые хореографическиеприёмы, раскрыляющие танец, ратуя за его «естественность».
С 1910 года Русские сезоныпроходили без участия оперы.
Лучшими постановками в 1910г. были«Шехеразада» на муз Н.А. Римского-Корсакова и балет-сказка«Жар-птица» на муз. И.Ф. Стравинского.
В 1911г. Дягилев принял решение осоздании постоянной труппы, которая окончательно сформировалась к 1913году иполучила название «Русский балет» Дягилева, просуществовала до 1929г.
Сезон 1911года началсяспектаклями в Монте-Карло (продолжился в Париже, Риме, Лондоне). Былипоставлены балеты Фокина: «Видение розы» на муз. Вебера,«Нарцисс» на муз. Черепнина, «Подводное царство» на муз изоперы «Садко» Н. А. Римского — Корсакова, «Лебединое озеро»(сокращенный вариант с участием М.Кшесинской и В. Нижинского).
Особенный успех вызвал балет«Петрушка» на муз. И. Стравинского, а оформлял балет А. Бенуа.Огромная доля успеха этой постановки принадлежит исполнителю главной партии,партии Петрушки, гениальному русскому танцовщику Вацлаву Нижинскому. Этот балетстал вершиной балетмейстерского творчества Фокина в дягилевской антрепризе, онзнаменовал собой начало мирового признания И.Ф. Стравинского, роль Петрушкистала одной из лучших ролей В. Нижинского. Его отточенная техника,феноменальные прыжки-полеты вошли в историю хореографии. Однако не толькотехникой привлекал этот блистательный артист, но прежде всего своейудивительной способностью с помощью пластики передавать внутренний мир своихгероев. Нижинский-Петрушка в воспомнаниях современников предстаёт то мечущимсяв бессильной злости, то беспомощной куклой, замершей на кончиках пальцев сприжатыми к груди негнущимися руками в грубых рукавичках…
 Художественная политика Дягилева поменялась,его антреприза уже не имела целью пропаганду русского искусства за рубежом, а становиласьпредприятием, которое во многом ориентировалось на интересы публики,коммерческие цели.
С началом 1-й мировой воины навремя прерываются выступления «Русского балета».
Сезон с 1915-16гг. труппа провела в гастролях по Испании,Швейцарии и США.
В труппе были поставлены потом балеты«Весна священная», «Свадебка», «Аполлон Мусагет»,«Стальной скок», «Блудный сын», «Дафнис и Хлоя»,«Кошка» и др.
После смерти С.П. Дягилева труппараспалась. В 1932г. на базе балетных трупп Оперы Монте-Карло и Русской оперы вПариже, созданных после смерти С.П. Дягилева, организована де Базилем«Балле рюс де Монте-Карло».
Русские балеты стали неотъемлемойчастью культурной жизни Европы 1900 – 1920 гг., оказали значительное влияние навсе сферы искусства; пожалуй, никогда раньше русское искусство не оказывалостоль масштабного и глубокого влияния на европейскую культуру, как в годы«русских сезонов».
Произведения русскихкомпозиторов, талант и мастерство русских исполнителей, декорации и костюмысозданные русскими художниками, – все это вызвало восхищение зарубежнойпублики, музыкальной и художественной общественности. В связи с огромнымуспехом парижского русского сезона в 1909 г. А. Бенуа указывал, чтотриумфатором в Париже явилась вся русская культура, вся особенность русскогоискусства, его убежденность, свежесть и непосредственность.
Послесловие
Деятельность труппы «Русскийбалет» С.П. Дягилева составила эпоху в истории балетного театра, котораяразворачивалась на фоне всеобщего упадка хореографического искусства.
«Русский балет», посути, оставался едва ли ни единственным носителем высокой исполнительскойкультуры и хранителем наследия прошлого.
В течение двух десятилетий,находясь в центре внимания художественной жизни Запада, «Русскийбалет» служил стимулом к возрождению этого вида искусства.
Реформаторская деятельностьхореографов и художников дягилевской труппы повлияла на дальнейшее развитиемирового балета. Дж. Баланчин в 1933г. переехал в Америку и стал классикомамериканского балета, Серж Лифарь возглавил балетную труппу парижской оперы.
Ворочая миллионами и имеяподдержку таких кредиторов, как император Николай 1, предприниматели Елисеевы,великий князь Владимир Александрович, и др., владелец знаменитой «пушкинскойколлекции», он жил в кредит и «умер один, в гостиничном номере, бедный, какимбыл всегда».
Он похоронен на кладбищеСан-Мишель, рядом с могилой Стравинского, на средства французскихблаготворительниц.

ЛитератураС. Дягилев и русское искусство / И. С. Зильберштейн, В. А. Самков.− М., 1982.− Т. 1−2; Нестьев И. В. / Дягилев и музыкальный театр XXвека.− М., 1994; Пожарская М. Н. / Русские сезоны в Париже.− М., 1988; Рапацкая Л. А. / Искусство «серебряного века».− М.: Просвещение: «Владос», 1996; Федоровский В. / Сергей Дягилев или Закулисная история русского балета.− М.: Зксмо, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теоретические и методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Реферат Организация производства в парикмахерской
Реферат Особенности женской прозы
Реферат Забруднення атмосферного повітря атомобільним транспортом в м. Києві
Реферат Внутриутробное инфицирование
Реферат Государственное регулирование экономики формы и методы
Реферат Обоснованный риск
Реферат Reaction To The Media Coverage On Clintions
Реферат Великий вятский изобретатель Роман Костерин
Реферат Аммосов, Максим Кирович
Реферат Показники економічного та соціального розвитку регіону (на прикладі Рівненської області)
Реферат Москва при Борисе Феодоровиче Годунове
Реферат Судьба интеллигенции в революции на примере романа А Фадеева Разгром
Реферат Производство плавленого периклаза из природного брусита
Реферат Слово о полку Игореве как героическая поэма