Реферат по предмету "Литература"


Речевая характеристика героев в драме Островского "Гроза"

Федеральное агентство по образованию РФ
                                             Гимназии № 123
Реферат
по Литературе
на тему:
Речевая характеристика героев в драме А.Н.Островского
«Гроза».
                                                                            Работу выполнила:
                                                                  ученица 10 класса «А»
                                                                  Хоменко Евгения Сергеевна
                                                                  ………………………………
                                                                   Преподаватель:
                                                                   Орехова Ольга Васильевна
                                                                   ……………………………..
                                                                   Оценка…………………….
Барнаул-2005
                                 Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1. Биография А. Н.Островского……………………..
Глава 2. История созданиядрамы «Гроза»…………………
Глава 3. Речеваяхарактеристика Катерины………………..
Глава 4. Сравнительнаяречевая характеристика Дикого и Кабанихи………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованнойлитературы……………………….
Введение
        Драма Островского «Гроза» — самоезначительное произведение  известногодраматурга. Она была написана в период общественного подъёма, когда трещалиустои крепостничества, и в душной атмосфере действительно собиралась гроза.Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядкиподдерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой ичуждой общественным интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, вневежестве и равнодушии.
        К этой драме мы обращаемся и сейчас.Очень важны для нас те проблемы, которые автор затрагивает в ней. Островскийподнимает проблему перелома общественной жизни, произошедшую в 50-х годах,смену общественных устоев.
      Прочитав роман, я поставила перед собой цель, увидеть особенностиречевой характеристики героев и выяснить, как речь героев помогает понять иххарактер. Ведь образ героя создаётся с помощью портрета, с помощьюхудожественных средств, с помощью характеристики поступков, речевойхарактеристики. Впервые видя человека, по его речи, интонации, поведению, мыможем понять его внутренний мир, какие- то жизненные интересы и, самое главное,его характер. Речевая характеристика очень важна для драматическогопроизведения, ведь именно через неё можно увидеть сущность того или иногогероя.
         Для того чтобы лучше понять характерКатерины, Кабанихи и Дикого необходимо решить следующие задачи.
          Начать я решила с биографииОстровского и истории создания «Грозы», чтобы понять, как оттачивался талантбудущего мастера речевой характеристики персонажей, ведь автор очень чёткопоказывает всю глобальную разницу между положительными и отрицательными героямисвоего произведения. Затем я рассмотрю речевую характеристику Катерины и сделаютакую же характеристику Дикого и Кабанихи. После всего этого я постараюсьсделать определённый вывод о речевой характеристики героев и её роли в драме«Гроза»
           Работая над темой, я познакомиласьсо статьями И. А. Гончарова «Отзыв о драме «Гроза» Островского» и Н. А.Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». Более того, я изучила статью А.И.Ревякина «Особенности речи Катерины», где хорошо показаны основные источники языкаКатерины. Разнообразный материал о биографии Островского и об истории созданиядрамы я нашла в учебнике Русская литература ХIХ века В. Ю. Лебедева.
            Разобраться с теоретическимипонятиями (герой, характеристика, речь, автор), мне помог энциклопедическийсловарь терминов, изданный под руководством Ю. Бореев.
 Несмотря на то, что драме Островского «Гроза» посвящено многокритических статей, откликов литературоведов, речевая характеристика героев неизучена полностью, поэтому представляет интерес для исследования.
Глава 1. Биография А. Н. Островского
Александр Николаевич Островскийродился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы, в колыбелиславной российской истории, о которой вокруг говорили все, даже названиязамоскворецких улиц.
 Островский окончил Первую московскую гимназиюи в 1840 году, по желанию отца, поступает на юридический факультет Московскогоуниверситета. Но учёба в университете не пришлась ему по душе, возник конфликтс одним из профессоров, и в конце второго курса Островский уволился «подомашним обстоятельствам».
 В 1843 году отец определил его на службу в Московский совестный суд. Длябудущего драматурга это был неожиданный подарок судьбы. В суде рассматривалисьжалобы отцов на непутёвых сыновей, имущественные и другие домашние споры. Судьяглубоко вникал в дело, внимательно выслушивал спорящие стороны, а писецОстровский вёл записи дел. Истцы и ответчики в ходе следствия выговаривалитакое, что обычно прячется и скрывается от посторонних глаз. Это была настоящаяшкола  познания драматических сторонкупеческой жизни. В 1845 году Островский перешёл в Московский коммерческий судканцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Здесь онсталкивался с промышлявшими торговлей крестьянами, городскими мещанами,купцами, мелким дворянством. Судили «по совести» братьев и сестёр, спорящих онаследстве, несостоятельных должников. Перед нами раскрывался целый мирдраматических конфликтов, звучало всё разноголосое богатство живого великорусскогоязыка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, поособенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего«реалиста-слуховика», как называл себя Островский – драматург, мастер речевойхарактеристики персонажей в своих пьесах.
Проработав для русской сцены безмалого сорок лет Островский создал целый репертуар- около пятидесяти пьес.Произведения Островского и до сих пор остаются на сцене. И через полтораста летне трудно увидеть рядом героев его пьес.
Умер Островский в 1886 году в своёмлюбимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах: нахолмистых берегах маленьких извилистых речек. Жизнь писателя по большей части ипротекала в этих сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные,ещё мало затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы,слышать коренную русскую речь.
                 Глава 2. История созданиядрамы «Гроза»
         Созданию «Грозы» предшествовалаэкспедиция драматурга по Верхней Волге, предпринятая по заданию Московскогоминистерства в 1856-1857 годах. Она оживила и воскресила в памяти юношескиевпечатления, когда в 1848 году Островский впервые отправился с домочадцами вувлекательное путешествие на родину отца, в волжский город Кострому и далее, вприобретённую отцом усадьбу Щелыково. Итогом этой поездки явился дневникОстровского, многое приоткрывающий в его восприятии провинциальной поволжскойРоссии.
         В течении довольно длительного временисчиталось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромскогокупечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе 1859 годадело Клыковых. Вплоть до начали ХХ века костромичи указывали на место убийстваКатерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквальнонависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, — рядом с церковьюУспения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артистыгримировались «под Клыковых».
        Костромские краеведы обстоятельнообследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли кзаключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над«Грозой». Совпадения получались почти буквальные.  А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет вугрюмую нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына инезамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своимдеспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую чернуюработу, оказывала ей в просьбах повидаться с родными.
          В момент драмы Клыковой было девятнадцать лет.В прошлом она воспитывалась в любви и в холе души в ней, не чаявшей бабушкой,была весёлой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье недоброй ичужой. Молодой муж её, Клыков, беззаботный человек, не мог защитить жену отпритеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. Итут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовойконторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс,получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто изкостромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого делав «Грозе».
           Прошло много десятилетий,прежде чем исследователи точно установили, что «Гроза» была написана до того,как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работая над «Грозой»Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервыепьеса была опубликована в январском номере журнала «Библиотека для чтения» за1860 год. Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 годав Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л. П. Никулиной-Косицкой в ролиКатерины. Версия о костромском источнике «Грозы» оказалась надуманной. Однакосам факт удивительного совпадения говорит о многом: он свидетельствует опрозорливости национального драматурга, уловившего нарастающий в купеческойжизни конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспростаувидел «что освежающее и ободряющее», а известный театральный деятель С. А.Юрьев сказал: «Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала».    
                 Глава 3. Речевая характеристикаКатерины
         Основные источники языка Катерины — народное просторечие, народная устная поэзия и церковно-житейская литература.
          Глубокая связь её языка с народнымпросторечием сказывается и в лексике, и в образности, и в синтаксисе.
         Её речь пестрит словесными выражениями, идиомами народного просторечия:«Чтоб не видеть мне ни отца, ни матери»; «души не чаяла»; «успокой ты моюдушу»; «долго ли в беду попасть»; «быть греху», в смысле несчастья. Но эти иподобные им фразеологизмы – общепонятны, общеупотребительны, ясны. Лишь в видеисключения в ее речи встречаются морфологически неправильные образования: «незнаешь ты моего характеру»; «после этого разговору-то».
           Образность ее языка проявляется вобилии словесно-изобразительных средств, в частности сравнений. Так, в ее речиболее двадцати сравнений, а у всех остальных действующих лиц пьесы, вместевзятых, немного более этого количества. При этом ее сравнения носят широкийраспространённый, народный характер: «точно голубит меня», «точно голубьворкует», «точно гора с плеч свалилась», «руки-то жжет, точно уголь».
           В речи Катерины часто звучат слова иобороты, мотивы и отголоски народной поэзии.
           Обращаясь к Варваре, Катеринаговорит: «Отчего люди не летают так, как птицы?..» — и т.д.
            Тоскуя о Борисе, Катерина впредпоследнем монологе говорит: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничегомне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!».
           Здесь налицо фразеологическиеобороты народно-просторечного и народно-песенного характера. Так, например, всобрании народных песен, изданных Соболевским, читаем:
 Никак, никак невозможно без милого дружка жить…
  Вспомню, вспомню про любезного, не мил девкебелый свет,
  Не мил, не мил белый свет… Пойду с горы в тёмный лес…
         Выйдя на свидание к Борису, Катеринавосклицает: «Зачем ты пришел, погубитель мой?». В народном свадебном обряденевеста встречает жениха словами: «Вот идёт погубитель мой».
         В заключительном монологе Катеринаговорит: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо… Солнышко ее греет,дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицыприлетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие,красненькие, голубенькие…».
        Здесь всё от народной поэзии:уменьшительно-суффиксальная лексика, фразеологические обороты, образы.
        Для этой части монолога в устной поэзиинаходятся в изобилии и прямые текстильные соответствия. Например:
      
              …Дубовой доской накроют
               Да в могилушку опустят
               И сырой землёй засыплют.
               Зарастай, моя могила,
               Ты травою муравой,
                Ещё алыми цветами!
         Наряду с народным просторечием и устройнародной поэзией на язык Катерины, как уже отмечено, большое влияние оказывалацерковно-житийная литература.
         «У нас, — рассказывает она, — полондом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудьработу… а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, житияразные, либо стихи поют» (д. 1, явл. 7).
           Владея сравнительно богатымсловарём, Катерина говорит свободно, привлекая разнообразные и психологическивесьма глубокие сравнения. Её речь льётся. Так, её не чужды такие слова иобороты литературного языка, как: мечта, помыслы, разумеется, точно все это водну секунду было, что-то во мне такое необыкновенное.
          В первом монологе Катеринарассказывает о своих снах: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Илихрамы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, икипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как наобразах пишутся»
           Эти сны и по содержанию, и по формесловесного выражения навеяны, несомненно, и духовными стихами.
          Речь Катерины своеобразна не тольколексико-фразеологическими, но и синтаксически. Она состоит главным образом изпростых и сложносочиненных предложений, с постановкой сказуемых в конце фразы:«Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснут лягут, а я по саду гуляю…Таково хорошо было» (д. 1, явл. 7).
         Чаще всего, как это характерно длясинтаксиса народной речи, Катерина связывает предложения посредством союзов а ида. «А придём из церкви… а странницы станут рассказывать… А то будто я летаю… Акакие сны мне снились».
         Плавучая речь Катерины иногдаприобретает характер народного причитания: «Ах, беда моя, беда! (Плачет) Кудамне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?».
        Речь Катерины глубоко эмоциональна,лирически задушевна, поэтична. Для придания ее речи эмоционально-поэтическойвыразительности служат и уменьшительные суффиксы, так присуще народной речи(ключок, водицы, деток, могилушка, дождичком, травка), и усилительные частицы(«Как он жалел-то меня? Какие слова-то говорил?»), и междометия («Ах, как мнепо нем скучно!»).
           Лирическую задушевность, поэтичностьречи Катерины придают эпитеты, идущие после определяемых слов (храмы золотые,сады необыкновенные, помыслами лукавыми), и повторения, так свойственные устнойпоэзии народа.
            Островский раскрывает в речиКатерины не только её страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу.Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциямирезко утверждающего или отрицательного характера.
  
        
     Глава4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и             
                                         Кабанихи
      В драме Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха – представители «Тёмногоцарства». Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остальногомира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью.Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикостьнравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит напривычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темноецарство» цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одномместе. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми,имеющими силу и власть.
      Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать егоречь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данномугерою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидетьчеловека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных иблизких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикойвсячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Разтебе сказал, два тебе сказал»; «Не смей мне на встречу попадаться»; тебе всенаймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый!Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?». Дикой откровенно показывает,что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всехокружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругаетвсех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он несможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всюсвою злость.
          Дикой – «значительное лицо» в городе,купец. Вот как говорит о нём Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас СавелПрокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт».
           «Вид необычный! Красота! Душа радуется!»-восклицает Кулигин, но  на фоне этогопрекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает переднами в «Грозе». Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравови обычаев, царящих в городе Калинове.
             Так, же как и Дикой, Кабанихаотличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жителигорода Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможностьполучить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого«ругателем», Кудряш же называет его «пронзительным мужиком». Кабаниха называетДикого «воином». Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера.Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её «ханжой» иговорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризуеткупчиху с плохой стороны.
           Нас поражает их бессердечие поотношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами прирасчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: «О посту как-то, овеликом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дровавозил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил». Все отношениямежду людьми, по их мнению, строятся на богатстве.
          Кабаниха богаче Дикого, и поэтому онаявляется единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен бытьвежлив. «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебедорога!».
            Ещё одна черта, которая ихобъединяет – это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, ктопрощает, а как того, кто может их наказывать.
            Кабаниха, как никто, отражает всюприверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, какнадо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытаетсяказаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдатьсвои поступки возрастом: «Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, недолжны с нас, дураков, и взыскивать». Но эти утверждения больше похожи наиронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, онане может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха жедо абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашнихплясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своейженой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
           С одной стороны, кажется, что Дикойгрубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись, мы видим, чтоДикой способен только кричать и буйствовать. Она сумела подчинить себе всех,держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей,что приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, иэто делает её более страшной. В речи Кабанихи очень чётко проявляетсяханжество, двойственность речи. Она очень дерзко и грубо разговаривает слюдьми, но в тоже время во время общения с ним хочет казаться доброй, чуткой,искренней, а главное несчастной женщиной.
        Мы можем сказать, что Дикой совершеннобезграмотен. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить не хочу сезуитом». Дикой употребляет в своей речи «с езуитом» вместо «с иезуитом». Такон ещё и сопровождает свою речь плевками, что окончательно показывает егобескультурье. Вообще на протяжении всей драмы мы видим его пересыпающим своюречь бранью. «Ты ещё что тут! Какого ещё тут чёрта водяного!», что показываетего человеком крайне грубым и невоспитанным.
      Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки,порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он  способен обидеть и побить мужика, не отдаваятому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения.Он буян, и в буйстве своём способен метать громы и молнии на своих домашних, встрахе скрывающихся от него.
Поэтому можно сделать вывод о том,что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческогосословия. Эти персонажи драмы Островского очень похожи и отличаютсяэгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные детив какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей,именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.
                
                                        Заключение
     Говоря об Островском, на мой взгляд, мы можем с полным правом назватьего непревзойденным мастером слова, художником. Персонажи в пьесе «Гроза»предстают перед нами как живые, с яркими рельефными характерами. Каждое слово,сказанное героем, раскрывает какую-нибудь новую грань его характера, показываетего с другой стороны. Характер человека, его настроение, отношение кокружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский,настоящий мастер речевой характеристики, подмечает эти чёрточки. Склад речи, помнению автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким образом,каждое действующие лицо приобретает свою индивидуальность, неповторимыйколорит. Особенно это важно для драмы.
             В «Грозе» Островского мы можем чётко выделитьположительного героя Катерину и два отрицательных героя Дикого и Кабаниху.Безусловно, они являются представителями «тёмного царства». А Катерина – этоединственный человек, который пытается с ними бороться. Образ Катеринынарисован ярко и живо. Главная героиня говорит красиво, образным народнымязыком. Её речь изобилует тонкими смысловыми оттенками. В монологах Катерины,как в капле воды, отражается весь её богатый внутренний мир. В речи персонажадаже появляется отношение автора к нему. С какой любовью, сочувствиемОстровский относится к Катерине, и как резко он осуждает самодурство Кабанихи иДикого.
           Он рисует Кабаниху как убеждённуюзащитницу устоев «тёмного царства». Она строго соблюдает все порядкипатриархальной старины, не терпит ни в ком проявления личной воли, обладаетвеликой властью над окружающими.
           Что касается Дикого, Островский смогпередать всю злость и гнев, который кипит в его душе. Дикого боятся вседомочадцы, в том числе и племянник Борис. Он открыто, груб и бесцеремонен. Нооба обладающее властью героя несчастны: не знают, что делать со своимбезудержным характером.
          В драме Островского «Гроза» с помощьюхудожественных средств писатель сумел охарактеризовать героев и создать яркуюкартину того времени. «Гроза» очень сильна по воздействию на читателя, зрителя.Драмы героев не оставляют равнодушными сердца и умы людей, что удаётся некаждому писателю. Только истинный художник может создать такие великолепные,красноречивые образы, только такой мастер речевой характеристики способенсказать читателю о героях лишь с помощью их же собственных слов, интонаций, неприбегая к какой-либо иной дополнительной характеристики.                                                                                                                                                                                 
                  Список использованнойлитературы
1.   А. Н. Островский«Гроза». Москва «Московский рабочий»,1974.
2.   Ю. В. Лебедев«Русская литература ХIХ века», часть2. Просвещение», 2000.
3.   И. Е. Каплин, М.Т. Пинаев «Русская литература». Москва «Просвещение», 1993.
4.   Ю. Борев.Эстетика. Теория. Литература. Энциклопедический словарь терминов, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.