Новыйчеловек в представлении Гончарова («Обломов») и Тургенева («Отцы и дети»).
Романы Гончарова «Обломов» иТургенева «Отцы и дети» увидели свет примерно в один исторический период: 1859г. и 1862 г. Как раз в это время – время политических реформ и общественныхпотрясений, в России зарождается новый буржуазно-капиталистический слой, асреди студенческой молодежи распространяется идеология нигилизма. И именно вгероях романов Гончарова и Тургенева – в Штольце и Базарове – представлены этиновые общественные типы.
И так, Евгений Базаров –молодой человек, студент. Его интересы в целом похожи на интересы просвещенноймолодежи того времени: он увлекается естественными науками, читает сочинениянемецких «вульгарных материалистов». Базаров нигилист, то есть человек ничегоне принимающий на веру и отвергающий авторитеты и принципы. В особенностидостается от него романтическомумироощущению: «чепуха, гниль, художество», «ты проштудируй-ка анатомию глаза:откуда тут взяться этому, как ты говоришь, загадочному взгляду». По мнениюБазарова, все человеческие беды происходят из-за несправедливого устройстваобщества, а роль личности, индивидуальной психологии он отрицал вовсе, полагая,что достаточно одного человеческая экземпляра, что бы судить обо всех.Переворот в душе Базарова происходит под влиянием трагической любви к Одинцовой– он начинает осознавать присутствие в своей душе романтика, что раньше былодля него немыслимым.
Штольцу же в романе около 30лет. Он сын немецкого бюргера и русской дворянки. Взгляды его родителей навоспитание сына кардинально различались – если мать желает видеть в своемАндрее настоящего барина – играет с ним в четыре руки, разыгрывает французскиепьесы, то отец делал упор на трудовое воспитание, дисциплину. Столь смешанноевоспитание отложило значительный след на характере Штольца – в нем сочеталисьматеринский романтизм и отцовский прагматизм. Но все-таки качества привитыенемцем-отцом – упорство, самостоятельность, бережливость явно преобладают.После окончания учебы Штольц уехал в Петербург, где сделал стремительнуюкарьеру.
В биографиях Штольца иБазарова много похожего: оба родились достаточно простых семьях (отец Базаровабыл штаб-лекарем, Штольца – управляющим в богатом доме), оба самоуверенны,амбициозны, привыкли сами пробивать себе дорогу. Но и разница между нимиогромна. Если Базаров относится к сквозному в русской литературе типу «героявремени», и при его изображении Тургенев следует определенным традициям –отчуждение от общества, неудача в любви, дуэль, случайная смерть в молодомвозрасте, то Штольц, напротив, — гармоничная личность, которая живет в ладу ссобой и миром, не мучаясь и не страдая. Вообще для произведений на тему «героявремени» характерно противопоставление по критерию «простота» — «сложность»:Онегин – Ленский, Печорин – Грушницкий. У Базарова так же есть друг Аркадий, ккоторому он относится как Онегин к Ленскому: снисходительно –покровительственно. У Гончарова же в паре Обломов – Штольц «простым»оказывается именно Штольц, и его судьба складывается более счастливо, чем у«героя времени» Обломова. Таким образом, Гончаров, в отличие от Тургенева неотождествляет «героя времени» и «лишнего человека» с «новым человеком». Привнимательном прочтении обоих произведений можно заметить важное различие междуперсонажами: Базаров способен к духовной эволюции, что демонстрирует егочувство к Одинцовой, а так же сцена смерти, Штольц же на протяжении романасовершенно не меняется, даже любовь не способна пробудить в его душе какие-тоновые качества, что говорит об его определенной душевной ограниченности.Примечательно и поведение героев в сценах объяснения в любви: у Базарова в этотмомент преобладают эмоции над разумом, Штольц же спокойно и достаточноотстранено анализирует чувства – свои и Ольги. Так же Базаров, в отличие отШтольца не гонится за комфортом, материальные благами, цель его жизни – успехна политическом поприще, он – потенциальный революционер.
Таким образом, можносказать, что Тургенев относится к своему «новому человеку» с гораздо большейсимпатией, чем Гончаров к своему, которому он отказывает в глубине ивеличии.