В 1864 году Некрасовым написано знаменитое стихотворения “Железня дорога”
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
В 1864 году Некрасовым написано знаменитое стихотворения “Железня дорога”.Первая железная дорога соединяла Москву и Петербург. Она строилась около десяти лет (с1842 по 1851 г.). Кроме стихотворения Некрасова в русской литературе было немало стихов о железной дороге, в которых авторы — поссажиры привилегированного первого класса — высказывали своё видение железной дороги, связанное с педставлением о барском комфорте, радостном чувстве езды в вагоны. Они благодарили императора и чиновников, называя их строителями железной дороги.
В основу стихотворения Некрасова легли подлинные факты строительства железнодорожной магистрали. По личному приказу царя работы велись быстрыми темпами. Чиновники не щадили ни здоровье рабочих, ни их жизни. Доведенные до отчаяние болезнями, голодом, непосильным трудом рабочие убегали, но их возврашали назад.
Некрасов начинает стихотворения выразительным епиграфом. Он воспроизводит разговор отца с сыном:
В а н я (в кучерском ярмячке). Папашка! Кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреич Клеинмихель, душенька.
Пальто на красной подкладке носили только генералы. А армячок Вани — демонсрация генеральского “народолюбия”. Папаша хочет подчеркнуть свою любовь к “посмотру мужичку”. Лживому утверждению генералов о том, что строил дорогу начальник железнодорожного строительства граф Клейнмихель (который прославился хишениями и взятками), Некрасов противопоставляет подлинную правду и показывает истинного строителя дороги — народ.
Стихотворения состоит из четырех частей. В первой части перед нами — прекрасный осенний пейзаж: воздух “здоровый, ядреный”, листья “желты и свежи лежат как ковёр”, всюду — “ покой и простор ”. Автор подчеркивает: “Нет безобразья в природе!”
Вторая часть — основная в стихотворении. Поэт рассказываэт Ване правду о строительстве железной дороги.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден —
Не по лечу одному!
Настоящим строителем дороги является не царский ставленник и казнокрад, а народ, согнанный на строительство “чугунки” голодом. По обеим сторонам дороги — ” косточки русские“,“толпа мертвецов”.
Тяжелый, непосильный труд (“надрывались под зноем, под холодом ”), голод людей, которых грабили “грамотеи — десятник”, “секло начальство, давила нужда” — в центре третьей части стихотворения. Из этой толпы автор выделяет фигуру землекопа: “губы бескровные”, “веки управшие”,
“язвы на тоших руках ”. А рядом с ними — виновник народных бедствий — разжиревший “лабазник”. Это самоуверенный, хитрый и наглый казнокрад. Он, как паук, сосет народную кровь.
Отец-генерал не хочет, чтобы его сын знал о народных страданияхю он говорит автору:
Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмушать
Светлую сторону………
Рисуя “светлую сторону” в четвертной части, автор использует иронию — тонкую, скрытую насмешку:
Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках…
А те, кто не умер от голода и болезней, оказались обманутыми:
Каждый подрядчику должен остался…
Некрасов не ограничился показом ужасов каторжного труда. Он восхищается трудовым подвигом людей, которые “надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролися с голодом, мёрзли и мокли, болели цингой” и все же построили дорогу. И поэт прославляет народ-труженик:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
С душевной болью автор отображает покорность народа, смирившегося со своим положением.
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком “ура” по дороге помчал…
В стихотворении “Железная Дорога ” Некрасов намеренно изображает резко противоположные явления: в природе царит гармония, в ней “нет безобразья”, но сколько его в жизни людей!
И после подобного сопоставления красоты, гармонии в природе с описанием жёртв непосильной работы судьба строителей железной дороги кажется намно в более жасной.
Но в стихотворении звучит вера поэта в лучшее народа. Некрасов уверен, что народ
Вынесёт все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе
Цензура запретила Некрасову включать “Железня дорогу” в отдельно издание его произведений. Но через год автор решил напечатать стихотворения в своём “Современнике” и получил официальное предострежение, что грозило журналу закрытием.