ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯАКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Студентка 5 курса дневного отделения
филологического факультета
Выпускная квалификационная работа
на тему:
Женские характеры в башкирском историческом романе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (с.3-6).
ГЛАВА1. Общая характеристика башкирских исторических романов конца ХХ века(с.7-19).
ГЛАВА2.Женские характеры в башкирском историческом романе.
2.1. Г. Ибрагимов«Кинзя» (с. 20-27).
2.2. Н.Мусин «Тамлежат останки батыра» (с.28-32).
2.3.Б. Рафиков«Карасакал» (с. 33-37).
ПРИЛОЖЕНИЕ (с. 38-42).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (с. 43-44).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (с.45-47).
ВВЕДЕНИЕ.
Такуж случилось, что в большинстве литературных произведений, в том числе в башкирскихисторических романах огромное внимание уделяется мужчинам. Но наша жизнь- этопереплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможнообойтись лишь «сильными мира сего». Как и во всех других произведениях, висторических романах башкирских писателей женские образы имеют свои характерныеособенности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому каждаяженщина в романах — отдельная судьба. В башкирских исторических романах,написанных о судьбах исторических личностей, женщины играют роль верных ипреданных женщин с глубокой душой, красивых и внешне и внутренне.
Необходимоотметить, что башкирские исторические романы изучались многимилитературоведами, тем не менее каждый год появляются новые работы, где авторыпытаются отразить свое понимание отдельных романов. Вопросам типологии, поэтики романа, вчастности исторического, в башкирском литературоведении посвящены работы А.Вахитова, Р. Баимова, Г. Хусаинова, Р.Хасанова и др. В работе Хасанова Р.Ф. «Башкирскийисторический роман 80-90-х годов ХХ века» исследуются конкретные историческиероманы, дается типологическая характеристика произведений, рассматривается ихтематика и проблематика, жанрово-стилевые особенности. Учебные пособия«Башкирский советский роман конца ХХ века» и «Современный башкирский роман»того же автора посвящены башкирской романистике 1970-1990-х годов. В работахвыявляются тематические разновидности романов, проводится анализ поэтическогосодержания произведений, рассматриваются проблемы и традиции новаторства,соотношения факта и вымысла, документализма. Автор обращается также к истокамбольшой эпической формы, прослеживает этапы ее развития в национальнойлитературе.
В своейработе, опираясь на эти и другие исследования, мы ставим задачу изучения женскиххарактеров в башкирском историческом романе.
Приэтом нами была выдвинута следующая гипотеза: в романах мы видимбашкирских женщин не только как хранителей семейного очага, воспитывающихдетей, страдалиц, ждущих возвращения с войны мужа, но и как воинов, сражавшихсяза свободу и честь страны. Ведь все они умели смириться с жизнью и в то жевремя оставаться борцами — борцами за жизнь, за доброту и духовность, незабывая о человечности и нравственности.
Цель дипломной работы: рассмотреть женскиеобразы в башкирском историческом романе как воплощение башкирскогонационального характера. Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
1) общая характеристика башкирских исторических романов;
2) анализ женскиххарактеров на материале произведений Г. Ибрагимова «Кинзя», Н. Мусина «Тамлежат останки батыра», Б. Рафикова «Карасакал»;
3) доказать, что образы женщин в романах являются типическими, что они воплощают чертынационального характера.
Выпускная квалификационная работасостоит из 2 глав, заключения, методического приложения и библиографии.
Во введении мы обосновываем выбор темы,цели и задачи исследования, а так же рассматриваем степень изученности башкирскихроманов, в частности романов Г. Ибрагимова «Кинзя», Н. Мусина « Там лежатостанки батыра», Б. Рафикова « Карасакал». Основная часть посвящена анализуженских характеров в этих романах. В первой главе мы рассматриваем башкирскиеисторические романы конца 20 века, Вторая глава служит анализу женскиххарактеров в романах.
В Приложении дается методическая разработка урока по роману Н.Мусина. «Тамлежат останки батыра».
В заключении представлены выводы, к которыммы пришли в ходе работы
Завершает дипломную работу списокиспользованной литературы в количестве 33единиц.
ГЛАВА1.Общая характеристикабашкирских исторических романов конца ХХ века.
Башкирская историческая проза была и остаетсяодним из основных идейно-тематических направлений в башкирской литературе,составной частью всего литературного процесса. Она прошла большой путьидейно-творческого развития, в котором нашли свое преломление, художественноеотражение и осмысление — на разных этапах развития по-разному — значительныесобытия, переломные моменты в истории народа, в общественном сознании.
Современная башкирская историческаяпроза, вобравшая творческие достижения и завоевания предшественников,представляет качественно новый этап в художественном освоении историческогопрошлого родного народа, о чем свидетельствуют произведения Я. Хамматова, Б.Рафикова, Г. Хисамова, Р. Баимова, Г. Хусаинова, II. Мусина, А. Хакимова и др.[30. c. 2].
Что же явилось толчком, причинойактивизации исторического жанра в башкирской, да и во всей многонациональнойлитературе в последние десятилетия XXвека? Из широкого спектра причин можно назвать следующие:
1.Общегосударственные,социально-политические, обусловленные вступлением общества в качественно новый этап развития, бурный ростнационального самосознания и резко возросший в этой связи интерес к прошлому.
2.Научно-культурные — развитиеисторической науки, архивного дела, обилие новых материалов о прошлом,ликвидация «белых пятен» истории.
3.Собственно эстетические — динамика развития повествовательных жанров, в первую очередь романа [30.с.3]
Действительно, историческаяпроза более широко представлена в жанре романа. Эпохальные события, ихпротяженность во времени и пространстве, обращение к судьбам народа и личностямвыдающихся исторических деятелей, постановка общенациональных, общечеловеческихпроблем в повествовании — все это обусловливает создание широких эпическихполотен.
Роман как целостноевосприятие и изображение действительности, является наиболее активным жанромво всей многонациональной литературе. Еще В.Г. Белинский писал, что «этосамый широкий, всеобъемлющий род поэзии; в нем талант чувствует себябезгранично свободным». По словам известного литературоведа М.М. Бахтина,у романа нет канона: «Это — вечно ищущий, вечно исследующий все своисложившиеся формы жанр. Таким только и может быть жанр, строящийся в зоне непосредственногоконтакта со становящейся действительностью». Последнее замечание особенноважно: подвижность, многообразие жанровых форм романа обусловливается не толькозаконами внутрижанрового развития, но и особенностями тех процессов, которыепротекают в самой действительности.[32. c. 5].
Действительно, жанровые формы романа неостаются неизменными, подтверждая мысли М. Бахтина. Другой современныйисследователь, в частности, пишет о двойственности (или двуединстве) структурыромана: «Роман строится, с одной стороны, на эпическом развертываниицелостности большого единства мира, в которое включен человек, а с другой — сосредоточиваетсяна всем частном, на отдельной детали, углубляясь во внутреннюю жизнь».Вопросам эволюции, типологии, поэтики романа посвящено немало других работ. Втрудах СМ. Петрова, Ю.А. Андреева, А.И. Пауткина, Л.Ф. Ершова, В.Д. Оскоцкого идругих подробно рассмотрены историческая и сатирическая разновидности большогоэпического жанра. [31. c.3].
Активное развитие романа наблюдается внациональных литературах, в частности, башкирской. Известность в нашейреспублике и за ее пределами обрели романы таких мастеров слова, как Д.Буляков, Я. Хамматов, Г. Ибрагимов, А. Хакимов, И. Абдуллин, Р. Баимов, Г. Хусаинов,Н. Мусин, Б. Рафиков, К. Мэргэн, М. Ямалетдинов и других. Произведениям этихавторов присуща широта охвата действительности, многоплановость повествования,обращение к героическим, историко-революционным традициям народа, показ связивремен и поколений, органическое сочетание социального анализа с глубоким психологизмом.Расширение идейно- тематического, эстетического, художественного арсеналабашкирского романа и его стремление проникнуть во все сферы жизнисвидетельствует о его творческих возможностях. Множатся его жанровые типы,более масштабным, способным выбрать сложные проблемы, человеческие взаимоотношениястановится содержание произведений.
В этих условиях возникает необходимостьизучения жанра в его истоках, в национально- исторических корнях. Это обусловилопоявление исследовательских работ, посвященных жанру романа в башкирской литературе.
Современнаябашкирская романистика, как в целом вся проза, развивается по трем основнымидейно- тематическим направлениям, связанным с исторической, военной исовременной тематикой. Исходя из идейно- тематического, художественного содержанияпроизведений, внутри указанных направлений можно провести следующуюклассификацию жанра:
1. Романы исторические,историко-революционные и историкобиографические.
2.Романы о Великой Отечественной войне.
3. Романы о современности, которые всвою очередь подразделяются на романы о деревне, о производстве, об экологии,о морально-нравственных проблемах и т.п. [31.с.4]
Как и в предыдущие десятилетия,плодотворно развивается башкирская историческая проза. Современные историческиероманисты расширили ее географические, хронологические, тематические рамки,обогатили содержание новыми сюжетами, образами, идеями, интересными находками,заново «открыли» читателям личности деятелей героического прошлогонарода.
Количественный икачественный рост исторической прозы, обогащение ее жанрово-стилевых разновидностейтребует обращения к некоторым вопросам теории, необходимо ответить на рядвопросов. Какие произведения следует отнести к исторической прозе? В какомсоотношении находятся между собой исторический, историко-революционный иисторико-биографический романы? Следует ли выделять исторический роман в особыйжанровый ряд, как это делают некоторые исследователи?
Вопросы исторического жанрарассмотрены в русском литературоведении (труды Ю.А. Андреева, Г.М. Ленобля,М.Н. Нестерова, В. Д. Оскоцкого, СМ. Петрова, А.И. Пауткина), а также висследованиях башкирских критиков и литературоведов (А.Х. Вахитов, Р.Н. Баимов,Г.Б. Хусаинов). Исходя из положений, содержащихся в их статьях и монографиях,можно заключить, что существует специфическая в жанровом отношении литература,которую мы называем «исторической прозой» и что отличительнымиособенностями ее являются:
1.Изображение реальных исторических лиц исобытий.
2.Наличие временнойдистанции между автором и объектом художественного изображения.
3.Документальность художественной основы.[24.с. 5].
Что касается собственноисторического романа то необходимо учесть следующее положение:«Исторический роман как жанр, совпадая в основных чертах с романом осовременности, характеризуется в то же время и специфическими особенностями:прежде всего это повествование о прошлом, при чем об отошедшем прошлом, посравнению с которым современная эпоха представляется как исторически инойпериод. Кроме того, обязательным качеством исторического романа являетсябольшая степень документальности событий и лиц, изображаемых писателем».Тем не менее, отмечая отличительные качества исторического романа, мы невыделяем его как особый жанр, а рассматриваем как жанровую разновидностьбольшой эпической формы, т.е. романа.
Р. Баимов выделяет в башкирском историческомромане следующие типологические группы, реально отражающие картину егоразвития, состояния в послевоенные годы: панорамный («Кинзя» Г. Ибрагимова),социально-психологический («Вечный лес» Н. Мусина), историко-революционный(трилогии 3.Биишвой, Я.Хамматова, Ф.Исянгулова), историко-биографический(«Бахтизин» В. Исхакова, «День рождения» Я. Хамматова).
Впоследнее время в литературоведении стало заметно стремление обособитьисторический и историко-революционный романы, отнюдь не противопоставляя их кдруг другу. Целесообразность этого не подлежит сомнению, т.к. произведения ореволюционном прошлом имеют свои специфические черты, в отличие, скажем, откниг, повествующих о крестьянских восстаниях. «Произведения этого типа(т.е. историко-революционные, Р.Х.), -пишет В. Баранов, — отражают не только теили иные формы протеста против социальной несправедливости, но и процессызарождения и развития революционной идеологии, революционной теории. Вопрос овзаимосвязи практики и революционной теории — один из важнейшихметодологических вопросов историко-революционной прозы».Идейно-тематическое содержание произведений этого плана во многом определяет иххудожественную структуру. Например, сравнительно узкими висторико-революционном романе остаются хронологические, временные рамки.Основная масса произведений посвящена периоду подготовки, свершения революции1917 года и послереволюционным годам. Если в историческом романе действуютреальные лица, то в историко-революционном, как правило, — вымышленный герой.Поэтому в этих романах документальность выражена слабо, соотношение факта ивымысла решена в пользу последнего. Верность исторической правде, историзмдостигаются благодаря показу движения масс к социальному протесту, косознанной борьбе за новую жизнь как закономерного исторического процесса, благодарявоссозданию особенностей революционной эпохи, созданию типических образов,олицетворяющих устремленность народа к свободе, счастью, справедливости.[31.c.6]
Следует также сказать о спецификеисторико-биографического романа. По своей поэтике и проблематике он более тесносоприкасается с историческим романом. Порой трудно провести четкую грань междуэтими тематическими разновидностями романа. В обоих случаях в центреповествования -личность исторического деятеля, жизнеописание которого определяетидейное содержание, сюжетно- композиционную структуру произведений. Например,«Кинзю» Г. Ибрагимова можно рассматривать и как исторический, и какисторико-биографический роман. В то же время в последнем ярче выраженбиографический элемент. Благодаря приемам типизации и художественнойизобразительности рассказ о судьбе, жизни, характере героя становятся«художественной биографией», в которой отражены особенностиопределенной эпохи. Произведению Г. Ибрагимова, построенному на принципахбиографизма, присущи черты широкого Эпического повествования о жизни башкирскогои других народов Поволжья в эпоху национально-освободительных движений в Россииво второй половине XVIIIвека, и поэтому оно тяготеет к собственно историческому роману.
Таким образом, в русле современнойбашкирской исторической прозы мы выделяем три типа романа: исторический, историко-революционный,историко-биографический, характерной чертой которых является историчность,обращенность в прошлое, а специфика каждого из них связана с конкретным объектомизображения, приемами и способами обработки документального материала,соотношением реального и вымышленного, фактического и художественного, хронотопомпроизведений.
Исторические романисты часто запечатлевают конфликтныеположения, которые не могут быть преодолены и гармонизированы в течениекороткого времени, в рамках жизни одного поколения. Здесь на первый план выступаютпротиворечия эпохального масштаба — различные войны, социальные катаклизмы, ихпоследствия, отраженные в судьбе масс. Авторы не избегают показа и частногобыта, который осваивается ими не в качестве «низкой прозы», а как аренасерьезнейших конфликтов. Они стремятсяобнаружить универсальные начала человеческой жизни в недрах «обыкновеннойжизни», выступают не только и не столько бытописателями, сколько философами,размышляющими о войне и мире, жизни и смерти, роли личности в истории, в судьбенарода.
Большойписатель не будет ограничиваться односторонним взглядом на жизнь, как только начереду сменяющих друг друга будней. Его художнический взгляд направлен науяснение того, что за всем этим кроется некая гармония, подчиненность высшим законамбытия.
Как правило, исторический романистобращается к истории, судьбе неординарной личности, способной к самопознанию,осознающей свою миссию как борьбу за достижение высших ценностей человеческогобытия — добра, счастья, свободы, равенства, готовой ради этого насамопожертвование. Именно такие герои позволяют авторам говорить о высокомпредназначении человека, о его месте и роли в общем потоке истории.
Исторический роман имеет свой предметизображения и художественного познания: это — историческая действительность исоздание концепции исторической личности. При этом основополагающими являютсяисторический детерминизм, изображение героя в потоке времени, обрисовкасоциально-исторических обстоятельств его бытия, показ подчиненной связи междухарактерами и обстоятельствами, соотношения индивидуального, общечеловеческогои исторического.
Сравнивая работу историка и писателя надисторическим материалом, надо отметить, что первый ограничен историческимматериалом. Как представитель науки, он не должен допускать разновариантных«прочтений» прошлого. Не то в художественном произведении, которое в силу своейобразной природы обладает возможностью «прочитывать» и «перечитывать» историюмноговариантно, зачастую в разных версиях одних и тех же событий и судеб. Влитературе одним из критериев истинности становится не столько документальноудостоверенная фактология события, сколько художественная правда человеческогохарактера. Сегодня существуют различные художественные версии известныхисторических лиц: образы Разина, Пугачева, Наполеона, русских царей, князей,полководцев и многих других деятелей истории. Все они созданы по законамжанра, имеют право на жизнь, представляют синтез исторической достоверности ихудожественной правды.
Очень важным в историческомромане является стремление автора осмыслить историю, а не просто занятьсяперечислением, описанием фактов. Необходима попытка прогноза будущих событий,чтобы «не наступать на те же грабли», повторяя ошибки прошлого, то есть попыткаустановить причинно-следственные связи. Н.М. Карамзин считал, что «история внекотором смысле есть священная книга: зерцало бытия и деятельности; скрижальоткровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснениенастоящего и пример будущего».
В каждой национальной литературе историческаяпроза, исторический роман имеют свою специфику, обусловленную национальнымхарактером, уровнем развития литературы, науки, общественно-политическойобстановкой в регионе, социальными, этнографическими особенностями и другимифакторами объективного и субъективного плана.
Башкирский роман,берущий свое начало от мемуарной хроники, прошел сложный путь формирования. Последовательнопреодолевая одноплановость и описательность, он вырос в многоплановое,широкоохватное в событийном отношении повествование и оформился как масштабныйпо замыслу, остропроблемный по пафосу, проникающий в самые глубинные пласты жизни жанр.[10. c. 245]
Формируясь в тесной связи с новойдействительностью, башкирский роман впитывал в себя все новые черты жизни.Вместе с тем он вырос на почве фольклорных традиций, на опыте других жанровбашкирской прозы. Все более совершенствуясь на национальной основе, башкирскийроман в то же время опирался на опыт других братских литератур, прежде всего —русской и татарской.Говоряоб основных тенденциях развития башкирского романа, следует обратить внимание на то, что он становится все болеепроблемным и масштабным. Проблематическая масштабность связана не только сширотой, но и с глубиной изображения жизни, с совершенствованием формы. Этодостигается в одних романах остротой постановки больших морально-этических проблем,в других — новыми поэтическими приемами в характеристике времени и образов, втретьих — историческим анализом жизни народа, т. е. усилием элементовисследования.
ГЛАВА 2. Женские характеры в башкирском историческом романе.
2.1. «КИНЗЯ» ГАЛИ ИБРАГИМОВА
Башкирский писатель Гали Ибрагимов, автор романов«Однополчане», «Подснежник», «Дождь на новолуние» и нескольких повестей, мечтало создании исторического романа из народной жизни. В 1957—1959 г. он учился вМоскве на Высших литературных курсах. Руководителем творческого семинара попрозе был С. П. Злобин,автор романа о Салавате Юлаеве. Гали Ибрагимов к тому времени познакомился сархивными документами и материалами периода Крестьянской войны 1773—1775 годовпод руководством Е. И. Пугачева. Заинтересовала его личность Кинзи Арсланова,одного из предводителей и идеологов этой войны, сподвижника Пугачева. Нодокументальных материалов о нем было мало. На некоторые вопросы автора будущегоромана о Кинзе не мог ответить и Степан Злобин.Но Гали Ибрагимов накапливалматериал. В шестидесятые годы писатель и ученый А. Усманов опубликовал вмосковских «Исторических записках» очерк «Кинзя Арсланов — выдающийсясподвижник Пугачева». Потом в Уфе проходиланаучная конференция, посвященная 200-летию Крестьянской войны, с участием видныхученых страны. После выезда группыисториков на лоно природы, на Чесноков-
скую гору, где находился когда-топовстанческий лагерь пугачевцев, Гали Ибрагимов сказал: «Спасибо вам, историки. Многое я взял в эти дни для своей будущей работы». А поскольку сказаноэто было не с высокой трибуны, а с пригорка, покрытого травкой-муравкой, словапрозвучали очень убедительно.[7. c.198]
… И вот появилась перваякнига исторического романа «Кинзя» — «Растоптанное кочевье» (на русском языке взамечательном переводе Рима Ахмедова книга вышла в 1982 году, вторая — «Народныйпредводитель» — в 1988 году). За роман «Кинзя» Гали Ибрагимов был удостоенпремии имени Салавата Юлаева.
Не буду пересказыватьсодержание романа (да это и невозможно). Напомню лишь биографию Кинзи Арсланова.В июле 2003 года исполнилось 280 лет со дня его рождения. На родине Кинзи, вдеревне Кинзяабызово, состоялись торжества, посвященные юбилею. Приехаливысокие гости. Были возложены цветы к памятнику. На нем написано: «Здесь жилКинзя Арсланов, сподвижник Емельяна Пугачева, вождя Крестьянской войны1773—1775 годов». Деревня Кинзяабызово находится в Куюргазинском районе.Название аула состоит из личного имени «Кинзя» и нарицательного — «ученый,грамотный человек».
Кинзя Арсланов был родом изБушмас — Кипчакской волости Ногайской дороги Уфимской провинции, входившей всостав Оренбургской губернии. Он хорошо знал грамоту, слыл начитанным человеком, писал и говорил по-русски. Отец его —Арслан-батыр Аккулов был крупным общественно-политическим деятелем своеговремени. Уважали земляки и Кинзю. К моменту начала Крестьянской войны он ужедесять лет исполнял обязанности старшины волости.
Осенью1773 года в аул по призыву старшины съехались сотни вооруженных воинов. Аулотправлял их в поход. Рядом с Кинзей ехал его сын Селявсин, будущий пугачевскийполковник. Перед этим в пугачевском лагере побывала делегация Кинзи Арсланова.Пугачев передал им «государев» указ. Обещал башкирам землю, хлебное и денежноедовольствие, свободу отправления национальных обычаев и обрядов. Заранее знаяоб
этих обещаниях «Петра III», Кинзявместе с тремястами (а по другим данным пятистами) башкирами прибыл в пугачевскийлагерь в Сакмарском городке под Оренбургом. Показав на воинов, он сказалЕмельяну Пугачеву: «Это — первые. Завтра под твое знамя слетятся тысячи орловсо всей степи». Вскоре под командой Кинзи собралось не менее пяти тысяч башкир.По словам казака Ивана Зарубина — Чики, Пугачев с честью принял Кинзю
Арсланова, возвел в чин полковника, а на каждого башкира выдал по рублю.[7. c.199].
Пугачев приобрел умного и верного сподвижника. КинзяАрсланов стал как бы начальником штаба ставки восстания. Был он «главным полковником»и «атаманом» башкирских войск. Все время находился рядом с Пугачевым, руководилчерез своих посланцев ходом восстания на территории Башкирии, вел агитацию наЮжном Урале, составлял повстанческие документы. Среди видных командиров отрядовв Башкирии были Салават Юлаев, Канзафар Усаев, Качкын Сакмаров.
В начале 1774 года войска Пугачевапотерпели поражение, Кинзя предложил уйти в Башкирию. Он был уверен, что дней черездесять войска пополнятся десятью тысячами башкир. Пугачев согласился.Повстанцами становились также русские, мишари, татары, чуваши, мари. Сюдаперемещается центр восстания. Путь пугачевцев лежал на Воскресенский завод,потом на Авзяно-Петровский, а оттуда на Белорецкий завод. Силы росли. Пугачевпрошел с боями до Волги. Участие в сражениях принимал и Кинзя.
Летом 1774 года Пугачевснова потерпел поражение. У него осталось около ста человек, самым надежнымсреди которых он считал Кинзю Арсланова. Назревал заговор. «Кинзя Арсланов,несмотря на предательство лиц, окружавших вождя Крестьянской войны, осталсяединственным сподвижником, сохранившим ему верность. Очевидно, и сам Пугачев вэтот момент доверял только Кинзе Арсланову», — говорится в капитальном издании«Крестьянская война в России в 1773—1775 гг. Восстание Пугачева».Преданность Арсланова задержала осуществление намерений заговорщиков: Но в ночьна 15 сентября 1774 года Пугачев был схвачен и увезен для выдачиправительственным органам.
До сих пор неизвестной остается судьбаКинзи Арсланова. В момент ареста Пугачева он пропал без вести.
В руки правительства он не попал.Предположение, что был убит заговорщиками, сомнительно. Об этом было бысообщено царским властям. Кинзе Арсланову, возможно, удалось скрыться вказахских степях. Имя талантливого предводителя еще долго тревожило царскуюадминистрацию, население Башкирии не верило, что Кинзя Арсланов погиб,надеялось на его возвращение. Поиски продолжались долго. Наконец, 29 апреля1775 года было доложено в Петербург, что Кинзя Арсланов пропал без вести.
Автор романа «Кинзя»Гали Ибрагимов умер в Уфе 26 ноября 1989 года. В марте 1998 года по улице Пушкина,на дом 56 была установлена мемориальная доска с надписью «В этом доме в 1976—1989годах жил видный башкирский писатель Гали Ибрагимов (1919—1989)».[7.c.200]
В выступленияхНазара Наджми, Рашита Султангареева, Яныбая Хамматова были названы вехижизненного пути писателя. Родился 16 января 1919 года в Стерлитамаке. Учился в школе, в Башкирском педагогическом институте.Получил четыре тяжелых ранения в боях Великой Отечественной. Выжил. Стал журналистом,писателем. Роман-эпопея «Кинзя» является главным детищем Гали Гизетдиновича.Телефильм по роману, который создал Амир Абдразаков, увидели тысячи зрителей.
Примечательны женскиехарактеры в романе «Кинзя». С первых страниц перед нами предстает образ женыАрслана -батыра, матери Кинзи Арсланова Асылбики. «Она занимается хозяйством,всюду поспевая и проявляя такую расторопность, на какую была бы способна не всякаяженщина ее возраста. Даже сильная полнота, появившаяся к старости, не мешала ейоставаться, как в лучшие годы, быстрой и проворной. Работы по дому много, ноона не приедается, не тяготит Асылбику. Большое хозяйство не позволяетлениться, а благополучие радует. Она, как и другие женщины того времени,подчинялась мужу, воспитывала детей» (15.с.26).
Другой женский образ — Тузунбика. По старинному обычаю башкиры обручали детей с малого возраста. Делалосьэто по обоюдному сговору родителей. Кинзе было пять лет, когда у него появиласьневеста. Звали ее — Тузунбика, а была она родом из телем — юрматинцев. Девочкаеще лежала в зыбке, и ей, в знак сговора, проткнули мочки ушей. «С тех порродители жениха и невесты постоянно наезжали друг к другу. Аккуратно вносили калым»(15.с.87).
Но, когда подрос Кинзя, ему приглянуласьдевушка Аим, дочь старшины Аптырака, кровного врага их семьи… Геройвстретился с ней на сходе. Она, «стройная, луноликая, в малиново-красном платьеи зеленом камзоле, с длинными густыми ресницами» (15.с.215) сразу понравиласьему. Родители Кинзи были сначала против их отношений, так как нарушатьсвященный обычай было нельзя. Но отец согласился, сказав, что эти обычаи придумалитакие же аксакалы, как и он. «Лишь бы намерения были добрыми, а дело можносвершить на любой лад» (15.с.225). Сыграли пышную свадьбу.
Вместе с Аим приехали такжесемь ее наперсниц. Из них самой проворной и трудолюбивой оказалась Магитап. «все — то она умеет, любая работа спорится в ее руках. В летнем домике — кухарка, в загоне — доярка. Куда бы не пошла, всегда приоденется. Все в нейприятно для глаза — и бархатный камзол, и елян, перетянутый в талии поясом, ихакал, украшенный монетами и кораллами, и сережки в ушах, и ожерелье изсердолика (15.с. 257) В окружении наперсниц Аим легче переживала разлуку сродным домом.
Таким образом, женскиеобразы в романе «Кинзя» Гали Ибрагимова играют огромную роль. Они, любящиемужей и детей женщины-матери, добрые, заботливые, красивые, милые девушки. Через искусноеописание их внешности автор показывает нам национальную башкирскую одеждуженщин того времени. Это говорит о том, что Г.Ибрагимов обращался не только кистории, но и к фольклору.
2.2. Нугуман Мусин «Там лежат останки батыра».
В этом романе изображен одиниз этапов многовековой борьбы башкирского народа за национальную независимость-восстание 1704-1711 годов во главе с тарханом Алдаром Исянгильдиным.
Роман изобилует показомразмеренного, спокойно-рассудительного уклада жизни башкир с вековыми традициями,соблюдением обычаев, почитанием старших, слитностью с природой. Автор склоненизображать жизнь людей в разных ее проявлениях — и в радости, и в горе, вострые драматические периоды, и проводит мысль о том, что они причастны кбольшому историческому времени, осознанно или неосознанно приобщены к бытийномуединству. Художественное воплощение эта мысль находит в ряде сцен, эпизодов.Например, проводы джигитов на войну. Свадьбы Аллагула и Сырбики, Шонкара иГабделбаната, описанные во всех подробностях, призваны реализовать идеюверности людей неписаным законам бытия, вошедшим в их сознание как нечтонезыблемое, не поддающееся забвению. Автор пишет, что соединение двух сердец,это — продолжение жизни, несмотря на лишения, страдания, раздоры и войны. А вэто время в другом месте, другие люди решали судьбу целого народа, придумывалимного хитростей, чтобы покорить его, подчинить своей воле, шли на угрозы,подкуп, шантаж; к сожалению, это тоже жизнь, где идет вечная борьба добра изла, любви и ненависти, светлого и темного.
Можно сказать, что в романе бытие«вырастает» из быта, сопряжено с ним, так как это — быт не обывательский, ацельный, направленный на продолжение рода, семьи, заполненный борьбой за личноеи общее счастье, свободу. Так за обыденной жизнью, за тысячами мелочейугадывается мощное течение времени, встает картина жизни народа.
Сопряженность быта и бытия вромане передана через определенные мотивы и через образ главного героя. Егожизнь состоит из больших и малых событий, поступков и деяний в сумме образующихсудьбу, вплетенную во временной поток истории. Он формируется в процессепознания, освоения им первооснов бытия и его противоречий. В начале романадается детальное описание охоты подростка Алдара на могучего барса. Юный геройподспудно осознает свое кровное родство с далекими предками, в жизни которыхохота занимала центральное место, ценились мужество, находчивость и смекалка.На фоне исторического времени этот частный эпизод из жизни героя осмысливаетсякак его столкновение с чем-то устрашающим, зловещим, как его способность к подвигу.<