Реферат по предмету "Медицина"


Наркомания как медико-социальная проблема


http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 500 авторов в 170 городах СНГ).

Минестерство образования Российской Федерации

Пермский Государственный университет

Юридический факультет

Кафедра соцыальная работа

Реферат на тему: наркомания как

медико-соцыальная проблема

Выполнила работу студентка

I курса д/о

юридического факультета

Специальности соцыальная работа

Группа № 11

Лядова Ольга Михайловна

Проверила работу кондидат

медицинских наук

Березинская Зоя Петровна

Пермь 2002

Содержание

Введение

1.1 Предыстория наркомании

1.2 Крайне тревожная статистика

1.3 Формирование престрастия к наркотикам

1.4 Классификация наркотических веществ и типов зависимости

1.5 Профилактика наркомании

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.

Стать сильным, как они, тебе не суждено.

На жизнь, её скорбей и счастья не изведав,

Ты будешь, как больной, смотреть через окно.

И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,

И скука вьется в плоть, желания губя.

И в черепе твоём мечты окостенеют,

И ужас из зеркал посмотрит на тебя.

Себя преодолеть!

Эмиль Верхарн.

Но себя преодолеть под силу не каждому.

Как это не покажется парадоксальным, но даже сегедня, в эпоху гласности, далеко не все имеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в грозныю опасность для граждан и государственных институтов. Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилась во всех социальных слоях и возрастных группах и особенно среди молодёжи. Поэтому тема наркомании очень актуальна так, как проблема здоровья подрастающего поколения и нормальное функцианирование общественного организма сейчас стоит очень остро, как в районе, городе, так и в стране и во всём мире. В этом актуальность моей темы.

Норкомание - мощнейший фактор социальной дезорганизации, самая серьёзная угроза нормальному функционированию общественного организма. Наркомания разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми, подрывает ту основу целесообразности и организации, без которой, увы, невозможно само существование общества.

Для данной работы я перессмотрела литературу, в целом посвященную этой проблеме. Наиболее интересными мне показались следующие работы: «Школа без наркотиков». Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под научн. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 176 с. Ягодинского В. Н. «Убереч от дурмана» М. - 1989 и Петрова В. И. «Наркомания: избавление от зависимости, лечение профилактика» 1999. - 320 с. - ( советы врача нарколога ).

Я считаю, что для того, чтобы молодое поколение было здоровым, а общество полноценным необходимо убереч их от наркомании. И потому не будем избегать «щекотливых» тем, надевать на детей розовые очки, делать вид, что плохого в нашей жизни нет. Пусть знают, что расплата за «кайф» неминуема своим здоровьем, счастьем и жизнью своею.

Поэтому в этом реферате я раскрою, во-первых, само понятие наркомании, её предысторию, роль социального работника в области этой проблемы, какого положение дел сегодня. И, конечно же, как выбрать правильную линию социалной защиты от наркомании.

Ведь наркомания есть зло, которое угрожает сегодня всему человечеству, поэтому и бороться против него мы должны сообща. А для того, чтобы это стало возможным, мы должны хорошо знать своего врага - наркотики и все, что с ними связанно.

1.1 Предыстория наркомании

Наилучшее понимание наркологической проблемы требует хорошего знания истории, традиций производства и употреб-ления психически активных веществ.

Наркотики известны с глубокой древности. Начало их при-менения, вероятно, совпадает с возникновением человеческого рода. Во всех обществах издавна существовал обычай прини-мать вещества, способные изменять психическое состояние че-ловека. Их проглатывали, жевали, вдыхали, а сейчас еще и вводят шприцем. Средства, вызывающие чувство особого пси-хического подъема и нарушения сознания, всегда использова-лись с определенной целью -- для проведения социальных, религиозных обрядов или миических ритуалов.

Известно, что многие цивилизации пользовались наркоти-ческими веществами. Майя и ацтеки клали под язык листья коки -- для поддержания сил в дальнем походе, китайцы ты-сячелетиями курили опиум -- для снятия стресса и как сно-творное, жители древней Аравии с теми же целями употребляли гашиш (от арабского «трава»). Воины-измаилиты перед боем принимали гашиш, после чего становились активными и жес-токими. В Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме также были знакомы с лечебными свойствами (подавления боли или недомогания) опия, индийской конопли и других наркотических веществ.

Самую древнюю историю имеет, пожалуй, употребление опия. Находки каменного века на территории Европы, древне-египетские рукописи повествуют о ритуально-мистических об-рядах с помощью растения «мак». Древнегреческие рукописи, еврейский Талмуд V века до н. э. повествуют о лечебном при-менении этого наркотика, об «облегчении страданий». Об этом писали Гомер, Геродот, Теофаст, Гиппократ в своих эпосах. Использовал это «лекарство» и Авиценна. Врачи средневековья широко применяли опий (лауданум) при психических возбуж-дениях, депрессии, спазмах различной этиологии. К концу XVII века трудно было найти болезнь, при лечении которой не применялся бы опий.

С научным развитием медицины постепенно стали откры-ваться обратные, вредные, действия опия, показания стали су-жаться. И только после нашумевших смертельных случаев из-вестнейших в Англии поэтов, особ высшего общества, получили огласку сведения, что, например, в 1860 году от опийной нар-комании умерло в два раза больше людей, чем от других за-болеваний. Начиная с 20-х годов нашего столетия «лечебные» свойства данного наркотика в корне были пересмотрены всеми учеными мира. Вспомнили изречение древних мудрецов: «Тот, кто привык к опиуму, должен принимать его ежедневно, иначе он обречен на смерть или самоуничтожение. Тот же, кто ни-когда не употреблял его, в случае, если ему представится воз-можность принять дозу, привычную для потребляющего, умрет непременно».

Употребление кокаина также имеет древнюю как мир ис-торию. Кустарник произрастает в Центральной и Южной Аме-рике. В древности он использовался туземцами в ритуалах, обрядах или просто, собравшись группой, они жевали листья этого растения -- так было принято.

В середине XIX века немецкие ученые выделили из листьев коки психически активное химическое соединение и назвали его «кокаин». Вначале вещество было воспринято исключительно как лекарство. С его помощью упрощалась местная анестезия, им лечили невралгии, непрекращающиеся боли у хронических больных. Зигмунд Фрейд рекомендовал его при лечении астмы. Однако, Первая мировая война поставила под сомнение целесо-образность широкого применения кокаина из-за распространив-шейся массовой зависимости воинов от этого наркотика. Сол-датам в состоянии опьянения или кокаинового психоза боевые действия, мягко говоря, было трудно проводить. Особенно много кокаинистов встречалось среди летчиков. Самые кровавые бан-дитские налеты в гражданскую войну в России совершались под действием кокаина. И еще одно свойство способствовало его распространению -- способность заглушать голод.

До середины 1980-х годов кокаин был распространен в вы-сокоразвитых странах. В России после длительного перерыва он вновь появился на рубеже 1980-1990-х годов. Трудность силовой борьбы с распространением этого наркотика обуслов-ливается тем, что это -- порошок, а следовательно, предельно проста процедура его провоза, хранения и продажи.

С развитием торговли наркотики попадают в Европу, где находят свое применение в медицине. Долгие годы с помощью наркотиков решались множественные проблемы, в частности и опиум, и героин рассматривались как универсальные обезболи-вающие. Благодаря египетским походам Наполеона гашиш про-ник в Европу.

XX век открыл и новое качество наркотизма как социального явления: опьяняющие вещества стали распро-страняться среди несовершеннолетних, не достигших ни био-логической, ни социальной зрелости. Первыми детьми-нарко-манами в нашей стране стали в 1920-е годы беспризорники. Но до 1960-х годов процесс наркотизации в обществе шел волнообразно -- подъемы чередовались со спадами

В настоящее время тревогу вызывает как немедицинское, так и медицинское использование психотропных веществ в раз-ных социально-экономических группах, а также появление не-которых наркотических веществ там, где. их раньше не знали. Марихуану стали использовать в европейских странах, кока-ин--в Северной Америке, алкогольные напитки -- в Индии, Пакистане и странах юга и востока Средиземноморья. Причем это распространение наркотических средств в регионах и об-ластях, где они не были традиционными, продолжается, затруд-няя предупреждение новых вспышек злоупотребления ими. Возникают новые и новые виды наркотических веществ.

Гамма психотропных, болеутоляющих препаратов, использу-емых с целью наркотизации, изменяется. На смену кодеину, нок-сирону, фенобарбиталу пришли трамал, реладорм, синдокарб. В период первичного «поискового полинаркотизма» подростками «не забыты» димедрол, паркопан. Не проходит и года, как по-являются зашифрованные жаргоном названия -- speed, и т. д. и т. п. Поиск все новых, причем зачастую неожиданных, веществ, вероятно, не прекратится в обозримом будущем.

Наркодельцы стали использовать самые изощренные мето-ды -- не представлять наркотик как наркотик, а, например, как просто стимулирующую таблетку.

В России проблема наркомании существовала не только на протяжении всей истории СССР, но и задолго до его образова-ния. Оценка проблемы носила явный отпечаток идеологического контроля со стороны партийного руководства страны. Наркома-нии трактовались как единичные случаи экспериментирования с наркотиками, не носящие характера социального явления.

Замалчивание проблемы наркомании в нашей стране, отри-цание ее существования, имевшее место вплоть до 1986 года, сыграло крайне отрицательную роль.

В настоящее время в цивилизованном мире наблюдается по-степенный переход от политики «войны с наркотиками» к политике «сокращения (уменьшения) вреда». Наиболее энергично по этому пути пошли Нидер-ланды, Великобритания, Швейцария, Австралия. К сожалению, Россия опять идет «своим путем». Закон «О наркотических сред-ствах и психотропных веществах» (1997) -- резкий шаг назад, сводяший на нет первые робкие успехи по обеспечению помощи наркоманам. Тотальный набор запрещенных наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 1, 2 Закона), запрет на использование наркотических средств и психотропных веществ частнопрактикующими врачами (ст. 31), запрещение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 40), резкое ограничение сведений, допустимых в антинаркотической пропаганде (ст. 46), запреще-ние лечения больных наркоманией частнопрактикующими вра-чами, а также с использованием наркотических средств, напри-мер, метадоновая терапия (ст. 55), применение медицинских мер принудительного характера (ст. 54, п. 3), фактическая ликвидация анонимного лечения (ст. 56) -- все это отбрасывает страну назад и приводит к полной беспомощности наркопотребителей перед наркобизнесом, криминализации негосударственной медицин-ской помощи, росту преступности наркопотребителей ради до-бывания наркотиков и тому подобным последствиям.

В цивилизованных странах мира социальная реакция на наркопотребление выражается в отказе от запрета на употреб-ление наркотиков (равно как потребление алкоголя или табака), нарушающего ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, вы-работка стратегии и тактики мягкого, гибкого превентивно-воспитательного реагирования (социального контроля) общества и государства на потребление наркотиков, развитие антинарко-тической пропаганды, психолого-педагогической и медицин-ской социальной помощи наркозависимым и членам их семей.

1.2 Крайне тревожная статистика

Скорость распространения наркомании в России «перехлес-тывает» цифры всех европейских стран. Мы стали быстро до-гонять США по уровню употребления наркотиков. Если в 1990 году СССР отставал от США в этой области на 20 лет, в 1991 году -- на 15, то в 1993-м -- лишь на пять лет. Скоро по употреблению наркотиков мы обгоним Соединенные Штаты. К началу 1990-х годов в России от 1 500000 до 5000000 че-ловек потребляли время от времени или регулярно наркотики, к концу 1990-х годов число наркоманов перешло 7%-ный рубеж и составляет ныне более 10 млн. человек. В России сегодня уже нет людей, так или иначе не сталкивавшихся с наркоти-ками: либо они пробовали зелье сами, либо их друзья, знако-мые, родственники, либо им предлагали наркотики.

Беда эта страшная и распространяется в России стремительно. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие о мас-штабах и глубине поражения наркотиками нашего общества. По данным Минздрава Российской Федерации, на 1 января 1999 года, в наркологических диспансерах состояли на учете 160 тыс. больных наркоманиями (109,6 на 100 тыс. населения), свыше 93 тыс. человек, злоупотребляющих наркотическими средствами, более 13 тыс. больных токсикоманиями и свыше 29 тыс. злоупотребляющих токсическими (сильнодействующи-ми) веществами. Количество состоящих на учете больных нар-команиями выросло за 10 последних лет более чем в пять раз. Общество и государство России не восприняли всерьез тот факт, что наркомания стала первой в ряду социальных проблем. Идет время, и сегодня потребление наркотиков уже является неотъемлемой реальностью, частью нашего и без того неблаго-получного бытия.

Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманиями. По данным медико-социальных иссле-дований, средний возраст начала употребления токсико-наркоти-ческих веществ снизился до 14,2 лет среди мальчиков и 14,6 лет среди девочек. Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998 году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а за-болеваемость токсикоманией -- в 8 раз. Подростки злоупотребля-ют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами -- в 11,4 раза чаще, чем взрослые. «Омоложение» наркотизма должно кардинально изменить традиционное пред-ставление педагогов о сроках начала профилактической работы. Начинать ее надо не в подростковом возрасте, а с начальной школы, включая дошкольный возраст.

Удельный вес подростков среди больных наркоманией, по данным на начало 1999 года, составляет 29,8 тыс. человек. В 1984 году таких на всю Россию было только 420 чел. Всего по стране на каждые 100 тыс. подростков приходится 73 боль-ных. Это эпидемия.

Вызывает большую тревогу то, что:

-- в разных регионах России, по данным правоохранитель-ных органов, насчитывается от 20 до 30% школьников, которые так или иначе знакомы с употреблением наркотиков;

-- число подростков и студентов, больных наркоманией, за минувшие четыре года в крупных городах выросло в 6--8 раз, а число женщин-наркоманок за последние десять лет увеличи-лось в 6,5 раза;

-- получили распространение «семейная наркомания» и да-же приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. В реанимационные токсикологические отделения больниц по-падают даже дети 5-7 лет;

-- по некоторым данным, в нашей стране сейчас примерно 2 млн. людей, регулярно употребляющих наркотики, примерно 4 млн. человек уже пробовали их, а 3/4 из них -- молодежь от 14 до 30 лет;

-- вряд ли кто-нибудь из впервые вступивших на опасную «дорогу в никуда» осознает, что только 10% подростков-нарко-манов доживает до 30 лет;

-- уровень заболеваемости наркоманиями среди подростков в 2,5 раза выше, чем среди всего населения, подростки в 6,3 раза чаще злоупотребляют наркотиками. В 1997 году в Рос-сии погибли от наркомании 1600 чел, среди них половина -- подростки;

-- за последние десять лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей -- в 42 раза, причем в 65% случаев причиной смерти является передозировка наркотиков. Заболевания, связанные с наркозависимостью, ежегодно состав-ляют в России 20% всех госпитализаций и 10% всех смертей.

Известно, что один наркоман за год втягивает в порочный круг от 10 до 15 человек. Делает это наркоман в основном для того чтобы самому стабильно иметь деньги на ежедневные порции «зелья». При таких темпах через пять лет в стране более чем 1/4 населения попробует наркотики. Рост наркома-нии резко обостряет проблему СПИДа. Из зарегистрированных в 1997 году 4725 ВИЧ-инфицированных человек 91% -- нар-команы. Установлена прямая связь роста наркомании и бы-строго расползания по стране гепатита Б: зарегистрировано бо-лее 40 случаев на 100 тыс. человек.

Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти три процесса идут параллельно -- в состоянии опьянения подростками со-вершается 50% всех правонарушений, в том числе 80% всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т. п.).

За шесть месяцев 1998 года было совершено 108 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, при этом количе-ство тяжких преступлений увеличилось на 40%. Из каждых десяти имущественных преступлений шесть совершаются нар-команами.

На фоне общего сокращения количества преступлений, со-вершенных несовершеннолетними или при их соучастии, число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотичес-ких средств или психотропных веществ, продолжает расти. Так, в 1998 году зарегистрировано 11,1 тыс. таких преступлений (для сравнения: в 1995 г.-- 4,5 тыс.), за 3 года прирост составил 146,6%, вследствие чего к уголовной ответственности привле-чено 8,3 тыс. несовершеннолетних (прирост за последние три года - 117,8%).

В 1998 году за употребление наркотических средств в ор-ганы внутренних дел было доставлено более 21 тыс. несовер-шеннолетних. Количество употребляющих наркотики детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, по состоянию на 1 января 1999 года составляло 16,6 тыс. человек (на 13,7% больше, чем в 1997 году).

Основной возраст первого знакомства с наркотиками 11--14 лет (41%) и 15--17 лет (51%). Однако, как показывают исследования, проводимые в крупных городах, к 13--15 годам каждый второй школьник хотя бы раз использовал наркотик. Наркотическая «карьера» сегодня нередко начинается уже в 7-8 лет.

Среди тех, кто использует одурманивающие вещества до 13 лет, почти исключительно мальчики. Это объяснимо. Мальчи-кам в большей степени, чем девочкам, свойственно рискованное поведение, стремление испытать себя, произвести впечатление на окружающих. Все, что обладает повышенной опасностью, притя-гательно для мальчиков. Однако в группе несовершеннолетних, познакомившихся с наркотиками и токсическими веществами в 14--15 лет, приблизительно 35% составляют девочки. Таким об-разом, проблема постепенно приобретает универсальный харак-тер, переставая быть исключительно юношеской, мужской.

Еще недавно ученые исследователи считали, что токсико-наркотические средства распространяются преимущественно среди детей из неблагополучных семей, детей, склонных к бро-дяжничеству. Однако установлено, что в последние два-три года зараженность наркотиками в элитарных общеобразовательных, частных школах, лицеях, колледжах в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах, а в старших классах она достигает 27% (в обычной школе -- 2-15%, в сельской школе -- 2-3%). Среди детей и подростков этой группы значительно быстрее распространяется молодежная наркотическая субкультура, когда употребление стимуляторов воспринимается как особая жизнен-ная ценность, принимает «знаковый» характер приобщения к иному, полному необычных впечатлений образу жизни.

К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек про-бовали наркотики, а регулярно «сидят на игле» 9% мальчиков и 5% девочек. 30% выпускников школ-интернатов и детских домов становятся алкоголиками или наркоманами.

По официальным данным, 3% призывников употребляют наркотики.

Кроме того, по данным Министерства обороны, к настоящему моменту в Российских Вооруженных Силах выявлено 18,0 военнослужащих, больных СПИД ом, 98 из них -- наркоманы.

67% родителей наркоманов не догадываются о беде, а из тех, кто знает, 19% бездействуют, 72% пытаются решить про-блему самостоятельно. Большинство родителей не знают, как уберечь детей от первого укола. Им нужны конкретные советы. Амбарный замок и насилие не привяжут «колючего» подростка к семье, а страшные истории не отвратят от запретного плода.

Другая существенная причина стремительного роста нарко-тической эпидемии -- это доступность наркотиков. С каждым годом наркобизнес в самом прямом смысле захватывает все новые и новые российские территории. Показательны темпы героинового вторжения в Рорсию: если в 1996 году изъятия, героина были зафиксированы в 14 регионах, то в 1997 году героин «засветился» уже на территории 43 субъектов Федера-ции; в 1998 году наркотик изымался в 68 республиках, краях и областях, а в 1999 году, пожалуй, только оленеводы на Край-нем Севере все еще отдавали предпочтение «огненной воде», а не шприцу с «герычем».

Наркомания приобщает к наркотикам не только учащихся школ, ПТУ, вузов, но и целые города, даже страны. Город, регион наркотизируется по тем же самым «законам», что и человек (новичка «угощают» бесплатно.

На российском рынке уровень цен на героин, кокаин и другие наркотики существенно выше, чем в США и Европе, что стимулирует экспансию к нам международного наркобиз-неса. Вряд ли является случайным тот факт, что именно за последние десять лет число наркоманов в США уменьши-лось вдвое, а в России многократно возросло. Наша страна оказалась совершенно не готовой к наркотической агрессии внешнего мира.

Наркодельцам поставки наркотика в Россию приносят аст-рономические барыши. Килограмм героина в Афганистане стоит 8--10 тыс. долларов США, тот же килограмм в Таджики-стане оценивается уже в 20--25 тыс. долларов, в Москве его цена возрастает до 150 тыс. долларов. Прибыль от продажи наркотиков на российской земле составляет баснословные про-центы, то есть, вложив в «дело» доллар, наркоделец в конечном счете получает за него до двух тысяч «зеленых».

Более половины всех изымаемых в России наркотических средств имеют зарубежное происхождение. Без всякого пре-увеличения можно говорить о своего рода наркоагрессии по отношению к России.

1.3 Формирование пристрастия к наркотикам

Чтобы помочь человеку вырваться из пропасти затягивающей его наркозависимости, надо его по-нять. Бороться с потребностью в наркотике можно только в том случае, если обнаружена первопричина, толкающая подростка к неминуемой гибели. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать пси-хологические особенности подросткового возраста, которые ле-жат в основе кризиса взросления. Этот кризис может прояв-ляться в переживаниях о своих, чаще воображаемых, физичес-ких недостатках, чрезмерной озабоченности своим здоровьем, появлением особого отношения к еде и приему пищи, склон-ности к асоциальному поведению и даже в мыслях о само-убийстве.

Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного по-ведения, или пристрастия к наркотикам.

Успокаивающая модель -- один из наиболее распространен-ных вариантов применения психоактивных веществ и наркоти-ков с целью достижения душевного спокойствия у нерешитель-ных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоить-ся, забыться, уйти от неприглядной или опасной действитель-ности, от неразрешимых жизненных проблем.

Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, добро-желательности. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.

Активизирующая модель характеризует тех подростков, ко-торые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности.

Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употреб-ление психоактивных веществ используется для получения удо-вольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта.

Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми груп-пой с помощью употребления психоактивных веществ.

Манипулятивная модель связана с возможностью использо-вания психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуациив собственную пользу, для достижения тех или иных преиму-ществ.

Компенсаторная модель определяется необходимостью ком-пенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера.

Пристрастию к наркотикам также способствует увлечение ритмической и обязательно громкой музыкой, азартными игра-ми, беспорядочными половыми контактами.

Формирование пристрастия к наркотикам в значительной степени связано с групповой психологической зависимостью, т. е. с появлением потребности к употреблению того или иного психоактивного вещества только тогда, когда собирается «своя компания». Не меньшее значение имеют сниженные адаптив-ные возможности подростков, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, эгоцентрич-ностью, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного «Я», бегством от реальности, инфантильностью, чувством неспособности справиться с трудностями, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.

Факторы риска наркомании не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная основа. К фак-торам риска обычно относят биологические (или медицинские), социальные, психологические.

Биологические факторы риска. Известно, что у наркотизи-рующихся матерей дети могут иметь биологическую предраспо-ложенность к наркомании. Известно также, что если мать во время беременности принимала наркотики, то у родившегося ребенка в первые двое-трое суток появляются симптомы «от-мены наркотиков». Новорожденный становится беспокойным, у него появляются судороги, лицо синеет, возникает дрожание конечностей и др. Иногда из-за тяжести такого состояния дети погибают.

биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные на-грузки, причем не только и не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной.

Социальные факторы риска наркомании отражают неблаго-получную экономическую, культурную, политическую, крими-нальную ситуации в обществе. Социальные причины в сово-купности образуют своего рода «дрожжевой раствор», в котором наркомания как общественное явление существует и множится. Выделяют несколько причин наркомании среди подростков, тесно связанных с социально-экономической ситуацией:

© разрушение института семьи;

© отсутствие у подростков жизненных перспектив;

© плохая организация досуга;

© целенаправленное «подсаживание на иглу» подростков взрослыми наркоманами.

Психологические факторы наркомании определяют индиви-дуальный процесс приобщения подростка к наркотикам.

Среди психологических причин можно назвать следующие:

-неправильное воспитание в семье;

-вовлеченность в группу сверстников, употребляющих

наркотики;

-асоциальное поведение;

-дезадаптированность к учебному процессу;

личностные характеристики.

1.4 Классификация наркотических веществ

Только в конце XIX столетия общество стало смотреть на наркоманию как на международную ме-дицинскую проблему, требующую самого присталь-ного внимания. А в начале XX века, с развитием технического прогресса, когда началось лаборатор-ное производство алкалоидов опиума и кокаина, наркомания обрела новое качество -- массовость и эпидемические масштабы распространения. Те-перь медики всего мира уверенно говорят именно об эпидемии наркомании. Косвенными причинами рас-пространения стали развитие транспорта и между-народной торговли, которые сократили расстояния и расширили границы между различными государ-ствами.

На сегодняшний день наркомания является ми-ровой проблемой, которая присутствует на всех континентах. К тому же она проявляет тенденцию неуклонного роста, а ее неблагоприятные послед-ствия весьма многосторонни как для самих нарко-манов, так и для общества, в котором они сущест-вуют.

Наркоманию следует рассматривать как явление медико-социальное, развивающееся практически во всех странах. Эта проблема застала врасплох бывшие социалистические страны, где многие годы гос-подствовала иллюзия того, что наркомания -- специфический продукт западного мира, а при социализме для нее нет предпосылок.

Но проблема наркомании весьма многосторонне и охватывает как здоровье человека, так и социаль-ную, экономическую, правовую, этическую и куль-турную сферы. Все замыкается в границах треу-гольника: человек -- общество -- наркотик. Эти три составляющие находятся во взаимной связи, а зна-чение каждой из них меняется в зависимости от со-отношения внешних и внутренних факторов.

В случаях, когда социальные ус-ловия со всеми их негативными сторонами стано-вятся проблемой для отдельной личности или для определенной категории людей, формы болезненно-го поведения следует рассматривать как явление социопатологическое. В такой ситуации наркома-ния не является индивидуальным несчастным слу-чаем, а становится показателем общей социальной тенденции. Она принимает характер эпидемии.

Еще в 1957 г. экспертная группа ВОЗ определила наркоманию как «Состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяю-щимся введением наркотика». Комитет экспертов ВОЗ различает в наркомании, как болезни, две раз-новидности состояний -- зависимость и привыкание.

Зависимость характеризуют:

-сильное желание или непреодолимая потребность (навязчивое состояние) дальнейшего приема нарко-тика, а также попытки получить его любой ценой;

-тенденция увеличения дозы по мере развития зависимости;

-психическая (психологическая или эмоциональ-ная) зависимость от эффекта наркотиков;

-губительные последствия для личности и обще-ства.

Привыкание (пристрастие) характеризуют:

- желание (но не непреодолимое) дальнейшего пРиема наркотика с целью улучшения настроения;

-незначительная тенденция (или отсутствие тако-вой) к увеличению дозировки;

-некоторая степень психической зависимости от эффекта наркотика, но отсутствие физической за-висимости, что означает отсутствие абстинентного синдрома;

-отрицательные последствия если и наступают, то касаются только личности самого наркомана.

Все наркотики с точки зрения их происхождения делятся на две группы -- натуральные и синтетиче-ские. Одни растения оказывают успока-ивающее, другие -- возбуждающее действие. От-дельную группу составляют растения, изменяющие состояние сознания и вызывающие галлюцинации и видения.

Термин «синтетические наркотики» относите к многочисленным веществам, появившимся после 1939 г., вызывающим различные виды зависимости.

Главные препараты этой группы -- петидин, мета-дон и др., а также продукты переработки нефти и смол.

Наркотиком считается любое вещество расти-тельного или синтетического происхождения, кото-рое при введении в организм способно изменить од-ну или несколько его функций, и вследствие много-кратного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.

Из этого следует, что «наркомания» -- это общий термин, применимый ко всем видам зависимости от различных наркотиков. Однако в профессиональной медицинской терминологии различают следующие виды зависимости.

1. Алкогольный тип: все алкогольные напитки.

2. Амфетаминовый тип: амфетамин, дексамфетамин, метамфетамин, метил-фе-нидан и фенметразин.

3. Барбитуратный тип: барбитураты преимущественно кратковременного дей-ствия и некоторые успокаивающие (седативные) средства, например хлоралгидрат, диазепам, мепробамат, метаквалон и др.

4. Каннабиноловый тип: препараты ко-нопли (индийской и американской) -- ма-рихуана (бханг, дагга, киф, маконга и т. д.) и гашиш (ганджа, чарас и т. д.)

5. Кокаиновый тип: кокаин и листья коки.

6. Галлюциногенный тип: ЛСД, ДМТ, МДМА (экстэзи), мескалин, псилоцибин, СТП, а также фенциклидин.

7. Тип Кату: препараты названного растения.

8. Опиатный тип: опиум, морфин, геро-ин, кодеин; синтетические наркотики со свойствами, близкими морфину, -- мета-дон (гептадон), петидин.

9. Тип летучих жидкостей: ацетон, бен-зин, четыреххлористый углерод, а также некоторые средства для наркоза -- эфир, хлороформ, закись азота (веселящий газ) и др.

Опасность наркотиков многим очевидна и не может вос-приниматься вне контекста глобальности проблемы, тем не менее избавление человечества от чумы наркомании требует избавления конкретного человека от власти не менее конкрет-ного наркотика.

Многообразие наркотиков и других психоактивных веществ потребовало их систематизации. Юристы для своих правоохра-нительных целей выделили из психоактивных веществ нарко-тики и включили их в специальный список. Врачи класси-фицируют психоактивные вещества в соответствии с их дей-ствием -- галлюциногенным, стимулирующим, поднимающим настроение, успокаивающим, снотворным и т.д. Такое подраз-деление, однако, очень условно, так как в зависимости от дозы и способа введения вещества (внутривенного, через рот в виде таблеток или посредством вдыхания) они действуют различно. Официальной, наиболее распространенной и исполь-зуемой в настоящее время следует считать созданную Всемир-ной организацией здравоохранения (ВОЗ) Международную классификацию МКБ-10 (1994).

В ней говорится, что вещества и препараты, способные сформировать зависимость при их потреблении, можно разде-лить на три группы:

1. Вещества и средства, угнетающие нервную систему (пси-ходепрессанты):

а) препараты и вещества опийной группы: морфин, омнопон, кодеин, героин, опий-сырец, промедол, фентанил и др.;

б) препараты и вещества с седативным (успокаивающим) и снотворным действием: производные барбитуровой кислоты -- этаминал натрия, фенобарбитал, ноксирон, реладорм, реланиум, фенозипам, оксибутират натрия.

2. Вещества и средства с возбуждающим действием (пси-хостимуляторы): кокаин, фенамин, первитин, эфедрой, «экста-зи», сиднофен, сиднокарб, кофеин.

3. Вещества и средства с галлюциногенными свойствами (галлюциногены): гашиш, марихуана, ЛСД, фенциклидин, пси-лоцибин, мескалин, ингалянты (бензин, пятновыводители, аце-тон, толуол, растворители нитрокрасок, некоторые сорта клея), циклодол, клипсол.

Рассмотрим наиболее распространенные наркотики:

Психодепрессанты
Общей чертой этих препаратов является их спо-собность снимать психическое напряжение, ослаб-лять неуверенность в себе и боязливость. Они изме-няют эмоциональное реагирование на боль, замедля-ет реакцию, нарушают координацию движений и сообразительность.
Употребление этих препаратов в больших дозах вызывает сон, серьезные нарушения сознания, вплоть до беспамятства, и даже смерть. Эффекты, вызываемые этими наркотиками, используются в медицине, но они же нашли применение и среди наркоманов, которые используют их бесконтрольно, зачистую без учета нежелательных побочных действий, а лиш для достижения кратковременного иллюзорного удовольствия.
Препараты опия (морфин, героин, кодеин и др.). Опий -- млечный сок снотворного мака. Он содержит алкалоиды: морфин, кодеин, папаверин. Эти алкалоиды действуют на центральную нервную систему, угнетая дыхание, уменьшая боль, вызывая благодушие, эйфорию, иногда рвоту, и расслабляют гладкую мускулатуру (сосудов, кишечника и т. д.). Из опия получают кодеин (легкое обезболивающее средство, применяющееся для облегчения кашля), морфин (обезболивающий препарат), геро-ин (сильный обезболивающий препарат) и др. Опий курят, морфин и героин вводят внутривенно. Героин также можно нюхать.
Чаще всего встречаются препараты опия в виде:
© «маковой соломки» -- измельченных и высушенных частей стеблей и коробочек мака (зерна мака наркотически активных веществ не содержат); соломка используется для при-готовления ацетилированного опия;
© ацетилированного опия -- готового к употреблению раствора, полученного в результате химических реакций, имею-щего темно-коричневый цвет и характерный запах уксуса;
© опия-сырца -- специально обработанного сока растений мака, используемого для приготовления раствора ацетилирован-ного опия, по виду напоминающего пластилин, цвет -- от бе-лого до коричневого;
© метадона -- сильного синтетического наркотика опий-ной группы, продающегося в виде белого порошка или готового раствора.
Морфин - натуральный алкалоид, содержащийся в маке. Применяется в медицине в качестве обезболивающего преарата.
Кодеин также является опиатным наркотиком, встречается в виде изготовленных фабричным способом таблеток ( от кашля и головной боли ) -- как пра-вило, импортного производства.
Героин - изготовленный в подпольных лабораториях наркотик. Героин - самый распространённый наркотик из числа опиатов.
Метадон -- синтетический наркотик опиатной группы, вы-глядит как героин; производство и любое использование его в России запрещено законом. Строго говоря, метадон является производным опия, поэтому его правильнее называть «опиато-подобным» наркотиком. С клинической точки зрения, зависи-мость от метадона отличается от героиновой или опийной.
Пристрастившиеся к этим наркотикам имеют болезненный вид: землистую, морщинистую кожу с желтоватым оттенком, одутловатое лицо. Для них характерно общее истощение. С зубов сходит эмаль, они обламываются и выпадают. Ногти теряют блеск, становятся хрупкими. Наркоманы рано седеют, лысеют. Происходит поражение вен. У них развивается психическая и физическая слабость. Снижается выносливость, что приводит к неспособности выполнять какую-либо продолжительную или трудную работу. Наблюдаются признаки преждевременного ста-рения. У некоторых больных наркоманией могут появиться су-дорожные припадки. Наблюдается быстропрогрессирующее сни-жение интеллекта.
Последствия потребления наркотиков для здоровья часто на-зывают катастрофическими. Это справедливо, однако здоровье разрушается не только из-за свойств самих препаратов. Пользуясь одним шприцем, который передают друг другу, они заражаются гепатитом, СПИДом. Грязь, отсутствие стерильности, могут вы-звать легочный фиброз, столбняк, заражение крови. Наконец, примеси, содержащиеся в кустарно производимых препаратах, тоже наносят здоровью огромный урон. Попадание в ослабленный организм инфекции приводит иногда к инвалидности, а иногда и к смерти.
Кроме того, после тяжелых отравлений опиатами, даже при бла-гоприятном исходе, возможны серьезные осложнения, такие, как потеря зрения, речи, паралич и другие стойкие нарушения нор-мального функционирования важнейших органов и систем. Все это ведет к целому ряду тяжких последствий не только для самих потребителей наркотиков, но и для членов их семей, других близких людей.
Следует отметить, что рассмотренными выше последствия-ми еще не исчерпываются все последствия хронического отравле-ния опиатами. Систематическое их употребление вызывает рез-кое ослабление организма, расстройства нормального функциони-рования ряда органов, потерю трудоспособности, ослабление или полную утрату способности к самокритике и т. д., что тоже, безусловно, имеет важное значение. Под влиянием длительного употребления наркотиков опийной группы происходит резкое ослабление воли, разумной мотивации, здравого отношения к своему положению и т. д., что тоже приводит к отрицательным социальным последствиям.
Опийная наркомания -- одна из самых тяжелых и опасных. Очень трудно поддается лечению. Если употребление опиатов уже вошло в систему, то после прекращения действия наркотика начинает развиваться абстинентный синдром («лом-ка») -- физическая зависимость.

Психостимуляторы

К этой группе относятся синтетические вещества, содержа-щие соединения амфетамина (эфедрон, первитин, фенамин, риталин, кофеин, винт). Употребляющие эти вещества чаще всего получают их из лекарств, содержащих эфедрин.

Психостимуляторы -- довольно разнородная группа веществ с одним общим признаком: в результате их употребления ускоряется темп мышления, вследствие чего суждения стано-вятся легковесными, поверхностными, менее обдуманными. Часть препаратов этой группы имеет также способность иска-жать восприятие окружающего, а потому сходна с галлюцино-генами. Существуют психостимуляторы растительного проис-хождения (кока, эфедра, кола), у нас они встречаются в ос-новном в виде порошков или таблеток.

Из симптомов следует отметить бессонницу, снижение аппе-тита, понос, подъем температуры тела, учащенное сердцебие-ние, нарушение ритма сердечной деятельности, повышение артериального давления, затруднение дыхания, мелкие крово-излияния, посинение и дрожание конечностей, нарушение ко-ординации. Первоначально усиливающаяся сексуальная потен-ция сменяется половым бессилием. При регулярном исполь-зовании стимуляторов серьезно страдает сердечно-сосудистая система. В первую очередь возникают тяжелые аритмии, воз-можны смерть от остановки сердца и инфаркт миокарда в мо-лодом возрасте.

Очень велика опасность передо-зировки, чреватая тяжелыми последствиями, вплоть до смерти.

Наиболее употребляем эфедрин -- химический медицин-ский стимулятор широкого спектра действия.

Псевдоэфедрин, меткатинон и эфедрон -- производные эфед-рина. В чистом виде у нас не встречаются. Обычно изготав-ливаются самими наркоманами

Фенамин (отечественное название) или амфетамин (между-народное название) -- препарат, который встречается в виде таблеток, порошка, а может быть и расфасован в капсулы.

Амфетамин и похожие на него вещества могут входить в состав «чудодейственных препаратов для похудания» -- будьте очень осторожны!

Кокаин -- белый легкий кристаллический порошок, похо-жий на снег, горького вкуса.

Крэк -- обычно желтоватое или бесцветное вещество, не-редко запаянное в стеклянные ампулы.

«Экстази» -- это собирательное название таблеток, произ-водных амфетамина был синтезирован как мощный стимулятор, исполь-зовался в ходе Первой мировой войны, когда его давали сол-датам; позднее обрел свою новую жизнь как средство для по-худения и как антидепрессант. В большинстве цивилизованных стран официально запрещен.

Последствия. «Экстази» подавляет чувство жажды, отчего после нескольких часов потогонных плясок человек может уме-реть от перегревания и обезвоживания. Этот наркотик нарушает обмен веществ и баланс серотина в мозгу, в результате у нар-комана нарушаются иммунная, пищеварительная и нервная системы. Может развиться почечная недостаточность, произой-ти разрушение печени. Обычно у жертв «экстази» возникают множественные отметины на лице -- это лопаются капилляры, и исправление таких дефектов требует серьезных косметических процедур, включая хирургическую помощь. Кроме того, неред-ки случаи повреждения мозга.

Самый распространенный у нас наркотик группы амфетами-нов -- эфедрой, именуемый в обиходе «мулька», а иногда как-нибудь иначе. Второй вариант того же амфетамина -- первитин, иначе говоря, «винт».

Первитин, резко активизируя психическую деятельность, вы-зывает совершенно неадекватные поступки или весьма неком-фортные ощущения. Возможна агрессия, неудержимые вспышки гнева, бурные истерики, неконтролир уемые припадки разруши-тельных действий, направленных на людей, на вещи или на себя. Одни в такие моменты тихо сходят с ума, дру-гие этим не ограничиваются и набрасываются на людей, начинают крушить все вокруг себя. Бывает, что вскрывают себе вены, раз-бивают головы (в буквальном смысле бросаясь на стенку), выбра-сываются в окно.

Чем дольше продолжается потребление первитина, тем опас-нее прием каждой новой дозы.

По своему прямому воздействию на здоровье (если не гово-рить о формировании и последствиях зависимости) первитин, вероятно, один из самых убийственных препаратов. Даже при не-продолжительном потреблении он успевает нанести удары, следы которых могут оказаться неизгладимыми. Главные из них -- пси-хозы, нарушения работы головного мозга, разрегулирование сер-дечно-сосудистой системы, кровяного давления, крайнее исто--щение нервной системы и всего организма.

Первитин вызывает и специфические «судорожные эффекты»: сводит скулы, сдавливает виски (иногда до жуткой головной боли), сводит икроножные мышцы (иногда до сильных судорог), воз-никают различные спазмы

Галлюциногены

Более точный термин -- «препараты, изменяющие созна-ние», так как они зачастую не вызывают галлюцинаций, но искажают самоощущение наркомана. Он чувствует измененным не только окружающий мир, но и себя. В группу галлюцино-генов входят очень разные по химическому составу продукты, некоторые из них -- натурального происхождения. У наркома-нов большинство галлюциногенов носит объединяющее назва-ние «кислота».

Наиболее распространенными на территории России явля-ются препараты, кустарно приготовленные из конопли.

Препараты индийской конопли (марихуана, гашиш, маконха, дагга, анаша, ганджа). Конопля индийская - из этого растения получают смолу (содержащуюся в завязях, несозревших плодах, соцветиях и листьях), обладающую опьяняющим действием и являющуюся источником изготовляемых из нее наркотиков.

Высушенная или невысушенная зеленая травянистая часть конопли -- «марихуана». Это -- похожие на табак, обычно светлые зеленовато-коричневые, мелко размолотые сушеные листья и стебли. Будучи плотно спрессованными в комочки, они носят название «анаша» или «план».

Самым сильнодействующим является тетрагидроканнабиол (гашиш). Прессованная смесь смолы, пыльцы и мелко измель-ченных верхушек конопли (жаргонные названия -- «наша», «гашиш», «план», «хэш»).

Гашишное масло -- наркотическое средство, получаемое из конопли с помощью различных растворителей и жиров. Самый сильный наркотик из этой группы. В нем наркогенных веществ в 30--40 раз больше, чем в конопле.

Первитин (метамфетамт) -- кустарно приготовленная жидкость, прозрачная или слегка мутная, бесцветная, желтая или коричневая

Пер-воначальное действие этих веществ на центральную нервную систему возбуждающее, а затем сильно угнетающее, завершающееся сном с яркими сновидениями. В дальнейшем падает настроение, ме-няется поведение. При тяжелом отравлении возможен смертель-ный исход. Длительное употребление приводит к изменению личности. Сопровождается соматовегетативными нарушениями, учащенным сердцебиением, понижением артериального давле-ния, мышечным расслаблением, изменением сухожильных реф-лексов и т. п.

Действие каннабиса не поддается четкой классификации. Наркотик вызывает галлюцинации, определенное стимулирую-щее действие, проявляющееся, в частности, в учащении пульса и дыхания. В некоторых случаях анаша или гашиш усиливают агрес-сивность и сексуальную активность, но в принципе ни то, ни другое не является типичным.

Со стороны заметнее всего красные глаза и (не всегда) безу-держный смех без причины - включается сам собой некий ме-ханизм, который вызывает неконтролируемые взрывы хохота.

Действие каннабиса длится несколько часов, не более вось-ми -- десяти. В ощущениях свои спады и подъемы, случаются некоторые провалы. После начального возбуждения постепенно впечатления бледнеют, человек успокаивается и впадает в некий транс.

Содержащиеся в каннабисе психоактивные компоненты вызы-вают резкое нарушение функций головного мозга, что влечет за собой возможные отрицательные последствия даже при одно-кратном потреблении препарата. Это ведет к сни-жению работоспособности, плохому качеству работы, у учащих-ся -- к ухудшению усвоения материала и плохой успеваемости.

Содержание некоторых канцерогенных элементов, вдыхаемых при курении марихуаны, на 70% выше, чем в табачном дыме, и при длительном ежедневном курении нарушается нормальная работа легких.


Суммируя сказанное, отметим, что препараты конопли -- опасные наркотики. Они называются «легкими», но это или заблуждение, или ложь.

Кроме препаратов конопли к галлюциногенам относятся пси-хоактивные вещества, которые даже в очень малых дозах вызы-вают галлюцинации или кратковременные психозы. Сюда относятся ЛСД -- синтетический препарат грибков-паразитов ржи и других злаковых; ве-щества, получаемые из некоторых грибов (псилоцибин), кактусов (мескалин); лекарства: астматол, циклодол, димедрол. Среди наи-более распространенных можно назвать ЛСД и псилоцибин.

ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) -- «эталонный» галлюциноген.

Воз-никают психические нарушения различной степени тяжести, вплоть до полного распада личности. Примерно через 1 час после приема ЛСД развивается острый психоз, продолжитель-ность которого около 12 часов.

Тяга к наркотическим средствам -- нечто значительно более сложное и значительно более фундаментальное, чем просто стремление получить удовольствие, «словить кайф» или испытать какое-то определенное ощущение. Потребление наркотиков свя-зано с общим жизненным контекстом, с общей структурой лич-ности, содержанием важнейших ее потребностей, интересов, цен-ностей, запросов. Кстати, амфетамины не вызывают физической зависимости и такого тяжелого синдрома лишения, как опиаты или барбитураты, но избавиться от пристрастия к ним совсем не просто. И это тоже подтверждает, что наркомания не сводится к совокупности тех или иных реакций и непосредственных мотивов (получить удовольствие, уйти от ломки и т. д ) таблица 1.

Социально-опосредованные осложнения зависимости от опиатов

Социально-опосредованные осложнения в большей или меньшей мере присущи зависимости от лю-бого типа наркотиков, но в случае опиатной нар-комании они проявляются наиболее ярко.

Одиночество -- результат погруженности нарко-мана в свои переживания и поиск наркотиков, раздражительности и эгоистичности. Одиночество для наркомана означает потерю друзей и семьи, невозможность поделиться своими проблемами ни с кем. Чувство одиночества и отгороженности от людей часто провоцирует на увеличение дозы нар-котиков и на самоубийство.

Безработица возникает оттого, что наркоман не может удержаться на одном месте работы, чаще всего по причине постоянных прогулов, опозда-ний и редкостной неисполнительности. Те боль-ные, которые стали наркоманами в юном возрас-те, не могут работать из-за отсутствия необходи-мого образования.

Преступления обычно являются результатом без-работицы и безденежья, а вовсе не агрессивнос-ти. На опиатные наркотики нужно довольно мно-го средств, а взять денег негде. Поэтому нарко-маны вынуждены воровать, мошенничать, зани-маться проституцией или торговать наркотика-ми.

Самоубийства. Любой, кто знаком с общими ос-ложнениями наркомании, не удивится высокой час-тоте самоубийств среди наркоманов. Но для них есть еще одна причина: бесконечные неудачные попытки вылечиться. Тяготы жизни с наркотика-ми и невозможность расстаться с ними создают психологическую ловушку, единственный выход из которой видится в самоубийстве.

1.5 Профилактика наркоманий

Наркомания практически не поддается лечению, поэтому важное значение представляет ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму бо-лезни. В истории борьбы с наркоманией и попыток осущест-вления профилактики этого страшного зла можно выделить три этапа.

Запретительный этап относится к 1950--1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: наркомания стала траге-дией больших масс молодежи. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности наркотиков, вы-работке страхом отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты -- вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффектив-ность такой политики.

Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика -- в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, ста-тистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что зна-ние беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата.

Очевидно, что знания о наркотиках и негативное отноше-ние к ним должны быть подкреплены опытом отказа от нар-котического пути решением актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного третьего этапа. Его можно условно назвать воспитательным этапом.

Воспитывающая, обучающая технология может быть эффек-тивной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую.

Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной соци-альной адаптации (ребенок может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам). Все это возможно лишь при вовлечении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации.

Многие факторы риска в развитии наркомании несовершен-нолетних носят внутриличностный характер, где внешние об-стоятельства выступают как «запускающий» их механизм. Сле-довательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания -- осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает вза-имосвязь трех основных педагогических процессов: социализа-ции, самовоспитания и специального образовательного педаго-гического воздействия на личность ребенка -- антинаркотиче-ского воспитания.

К сожалению, такая модель педагогической профилактики не ориентирована на детей и подростков, имеющих начальный опыт одурманивания. Как правило, сфера заботы педагогов -- те, кто еще «не пробовал», и те, кто уже систематически ис-пользует наркотические и токсические вещества. Между тем своевременная психолого-педагогическая коррекция способна эффективно предотвратить развитие наркогенного заражения у начинающих. Первая проба детьми одурманивающего вещества, как правило, остается незамеченной дм их родителей и учи-телей.

На современном этапе развития российского общества назрела острая необходи-мость решения основных задач организации профилактики употребления наркотиков в образовательных учреждениях стра-ны. Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготов-ки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.

Во-вторых, необходимо в экстренном порядке выработать определенные способы сотрудничества общества, различных об-щественных организаций и государственных структур с семьей. При этом крайне важно организовать активность самих родите-лей на уровне двора, школы, микрорайона, муниципалитета в виде организации и поддержки таких движений, как «Родители против наркотиков», «Школа без наркотиков», «Чистый район». Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консуль-тативных пунктов. Именно они на профессиональном уровне должны обеспечить семьям первичную помощь, именно они должны стать посредниками между семьей и специалистами.

В-третьих, необходимо найти достойное место в общеобра-зовательных программах основам здорового образа жизни, фор-мированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, предвидеть грозящие опасности и находить пути их предупреждения. Речь идет о задаче школы в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье.

В-четвертых, необходимо обеспечить действенную социаль-ную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабили-тационные центры, комиссии по защите прав несовершенно-летних). Сейчас для этого появилась новая законодательная основа: Федеральный закон «Об основах системы профилак-тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В рамках этого закона следует установить взаимодействие специалистов различных ведомств в профилактике нарко-мании.

В феврале 2000 года Коллегией Министерства образования Российской Федерации утверждена «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образователь-ной среде». В ней выделены первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ.

Первичная профилактика направлена на формирование обще-ственного неприятия употребления наркотиков, на предупреж-дение приобщения детей и подростков к наркотикам. Сущест-венную роль в достижении целей этого этапа ифает современная школа.

Первичная профилактика разрабатывается с учетом необхо-димости влияния на три основные сферы самореализации ре-бенка -- семью, образовательное учреждение и место проведе-ния досуга (включающего микросоциальное окружение). Стра-тегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизнен-ного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактив-ных веществ;

формирование ресурсов семьи, помогающих воспита-нию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспе-чивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять нарко-тики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекра-щении приема наркотиков;

внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

развитие социально-профилактической инфраструкту-ры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска» наркотизации и ребенка, заболевшего нарко-манией.

Итак, можно полагать, что наиболее адекватной для совре-менного состояния развития общества является стратегия сдер-живания распространения наркомании. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избав-ления от наркомании нереально. Следует подчеркнуть, что про-блема предупреждения употребления наркотиков не может быть решена исключительно запретительными мерами. Традицион-ный проблемно-ориентированный подход, акцентирование негативных последствий приема наркотиков в отрыве от других средств не дадут нужного эффекта.

Именно поэтому в качестве стратегического приоритета пер-вичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патоло-гию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от воз-никновения проблем потенциал здоровья -- освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Оче-видная цель позитивно направляющей первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственны-ми психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Вторичная профилактика направлена на тех, кто уже ис-пытал на себе влияние наркотиков, но не обнаруживает про-явления болезни. Цель профилактики -- максимально сокра-тить продолжительность воздействия наркотика на человека, ог раничить степень вреда, наносимого как потребителю, так и окружающему микросоциуму -- друзьям, одноклассникам,

семье, то есть предотвратить возникновение хронического и !«заразного» заболевания. Результативность этого этапа может быть определена по полному прекращению дальнейшей нарко-тизации и восстановлению личностного и социального статуса учащегося.

Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются создание системы раннего выявления потребителей наркотиков, обеспечение доступности комплексного обследова-ния и оказание квалифицированной психологической, меди-цинской, педагогической и социальной помощи.

Педагоги, школьные психологи, социальные работники вмес-те с родителями таких учащихся должны стремиться к созданию атмосферы непримиримости к повторному употреблению нар-котиков и оптимизировать их здоровые личностные и социаль-ные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребы-вание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнитель-ного образования и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.

В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащий-ся нуждается в специальном комплексном обследовании, ле-чении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень пораже-ния личности и каков предполагаемый реабилитационный по-тенциал.

Третичная профилактика направлена на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реа-билитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на макси-мально возможном уровне.

Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реаби-литации детей и молодежи в системе Министерства образова-ния Российской Федерации. Помимо специализированных цент-ров в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социаль-ной помощи -- ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:

© -- оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употреб-ляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную за-висимость;

© -- оказание консультативной помощи и правовой под-держки родителям по вопросам наркозависимости детей и мо-лодежи; организация общеобразовательного и профессиональ-ного обучения и с этой целью создание учебных классов, сту-дий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;

© -- оказание организационно-методической и консульта-тивной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от психо-активных веществ;

© -- взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных ве-ществ;

© -- разработка и апробирование реабилитационных про-грамм для детей и молодежи с зависимостью от психоактивных веществ;

© -- разработка программ профилактики срывов и рециди-вов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и ре-абилитацию и интегрированных в образовательное учреждение.

Работа с родителями в процессе профилактики наркомании предполагает реализацию воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркотической зависимости) и об-разовательных (освоение основных приемов организации семей-ной профилактики) задач.

Именно педагоги образовательных учреждений способны вовлечь ребенка в интересный мир, в котором каждая минута жизни будет заполнена значимым содержанием, в котором мно-го созидательной деятельности.

Таким образом, внедрение основных направлений Концеп-ции профилактики наркомании должно привести к общему снижению спроса на наркотики и числа лиц, заболевших нар-команией, а также к сокращению численности «группы риска» по фактору «наркомания».

В результате станет больше тех, кто понимает -- дальней-шее распространение наркомании может привести к краху че-ловечества.

Заключение

Вот он тащился чуть не умирая,

Через минуту ж - где достал, бог весть!

Радостях искуственного рая

Мир может на лице его прочесть! …

А сколько их сейчаз бредет по свету,

Чья участь то сладка, а то тяжка …

И видимо уже спасенья нету от

Этого простого порошка …

Е. Винокуров.

Социальный кризис, вслед за экономическим пришедший в жизнь нашего государства и общества, делает задачу ради-кального искоренения наркомании в современных условиях малореализуемой. Однако, учитывая уже начавшееся поступа-тельное развитие экономики, преодоление инфляции, можно сделать вывод, что в наших силах удержать эту проблему в рамках, чтобы она не угрожала генофонду нации.

Поэтому проанализировав проблему наркомании как медико-социальноне явление, мы можем с уверенностью сказать, что всё-таки «спасение есть от этого простого порошка».

Наша сегодняшняя надежда на приостановление дальней-шей эскалации проблемы наркомании и токсикомании возла-гается на упреждающие меры.

Первой из таких мер является своевременное выявление потребителей наркотиков и токсических веществ путем массо-вых диагностических обследований (мониторингов). Но надо осознавать, что эффект от осуществления только такой меры сведется к выявлению определенного количества уже заболева-ющих и больных людей.

Другой важной мерой будет служить профилактика (в том числе психолого-педагогическая), проводимая под постоянным медицинским контролем (наблюдением), прежде всего для лиц с выявленной гиперчувствительностью, чьи личностные особен.

ности предрасполагают к поиску путей избавления от проблем через употребление наркотиков («группа риска»).

Третья мера -- обучение населения, ведущего здоровый, трезвый, социально позитивный образ жизни, приемам жизни в нездоровом обществе, среди людей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические вещества.

Задачи массовой профилактики -- это соблюдение и развитие условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья; пропаганда здорового образа жизни; предупреждение возникно-вения и развития заболеваний путем воздействия на неблагопри-ятные факторы окружающей среды и вредные привычки; как можно более раннее обнаружение нарушений адаптации к усло-виям внешней среды и проявлений заболеваний для проведения психокоррекционных мероприятий; предупреждение утяжеле-ния заболевания; восстановление трудоспособности.

Используя силы только здравоохранения, массовую профилак-тику, никаких болезней не предотвратить. Необходимы слажен-ные, координированные усилия всех систем социальной инфра-структуры общества на основе системного подхода к проведению соответствующих комплексных исследований, объединение по це-левому принципу всех средств здравоохранения, образования и достижений медицинской науки: от консультирования до новых методов психолого-педагогической коррекции патологических со-стояний, лечения и медико-социальной реабилитации.

По данному исследованию мы можем сделать вывод, что роль социального работника в этой проблеме очень высока. Главным образом в том, чтобы помоч наркоману приодолеть зависимость от ПАВ. Ведь путь наркомана к существованию без наркотиков долог и труден, и помочь ему - задача не только медиков, родных, близких и друзей, но и социального работника. Наркоман должен быть вновь принят семьей и обществом, и только после этого он сможет пойти по жизни самостоятельно.

Кроме того, необходимо проводить профилактику, целью которой является - сформирование психологического иммунитета, то есть вызвать у людей отрицательное отношение к наркотикам. Для этого необходимо обеспечить действенную социальную и правовую защиту, укреплять систему социальной помощи детям и взрослым, то есть создать как можно больше служб доверия, приютов, социально-реабилитационных центров. А так же, на мой взгляд, нужно повысить число различных секций, кружков, оздоровительных центров, где дети и взрослые смогут проводить своё свободное время так, как к наркотикам, в большенстве случаев, приобщяются от безысходности.

Чем здоровие социальная среда окружающая человека, тем здоровее общество, тем меньше социальных проблем в стране.

И в заключение целесообразно привести одно суждение, которое принадлежит человеку, испытавшему на себе власть наркотика:

«Человек всегда стремился к свободе и раскрепощению. Увы! Универсального пути достижения этих категорий нет. Каждый идет своей одинокой и трудной дорогой, и зачастую не хватает про-стого терпения, чтобы понять: ра-дость уже в том, что ты идешь, а не стоишь на месте. Тех же, кто с по-мощью наркотиков хочет познать рай на земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом, потому что жизнь -- она как дикий зверь -- не любит, когда ее боятся. Скорость вознесения всегда эквивалентна силе удара при падении».

Список литературы

1. Комиссаров Б. Г., Фоменко А. А. SOS: наркомания. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000 - с. 88-91.

2. Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991 - с. 58-74.

3. Наркомания: избавление от зависимости, лечение профилактика/Авт. - сост. В. И. Петров. - Мн.: современ. литератор, 1999 - с. 48-49.

4. Школа без наркотиков. Книга для педогогов и родителей // издание 2-е переработонное и дополненное // Под научн. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001 с. - 5-19, 56-61, 151-156.

5. Ягодинский В. Н. Убереч от дурмана. Кн. для учителя. М.: 1989 с. - 68.

Приложение

Таблица 1

Признаки употребления различных групп наркотиков

Психоактивное вещество

Немедленное воздействие

Долгосрочное воздействие

1. Психодепрессанты

а) Препараты опия

б) Успокаивающие и снотворные пре-параты (транквили-заторы)

Все вещества этой группы оказывают воздей-ствие, сходное с воздействием алкоголя. Они замедляют мыслительные и двигательные про-цессы человека и понижают способность к концентрации внимания. Они вызывают состо-яние «похмелья» или невнятную речь, сонли-вость и проблемы координации после прекра-щения воздействия интоксикации. Небольшие дозы уменьшают чувство беспокойства, тогда как более сильные дозы вызывают сонливость. Алкоголь повышает их воздействие, а повтор-ные дозы вызывают отравление из-за того, что вещество быстро не преобразовалось в резуль-тате обмена веществ. Распространены несчаст-ные случаи и самоубийства.

Расслабление, снижение тревоги, замедление психической и физической активности, депрес-сия, спутанность мыслей. Притупление воспри-ятия удовольствия и боли. Обильный пот, паде-ние артериального давления, судороги.

Необычная сонливость в самое раз-ное время, замедленная, «растяну-тая» речь, частое «отставание» от те-мы разговора. Добродушное поведе-ние, покладистость, впечатление по-стоянной задумчивости. Стремление к уединению в тишине и темноте. Психоактивные вещества этой груп-пы могут привести к зависимости. Продолжительное и значительное употребление может вызвать пробле-мы с памятью, неспособность к обу-чению, проблемы с координацией и после вывода вещества могут вы-звать конвульсии.

2. Психостимуляторы

Человек обычно испытывает краткое ин-тенсивное чувство интоксикации и преуве-личенное чувство уверенности в себе. Затем настроение быстро изменяется к худшему и может стимулировать человека к повторению дозы. Передозировка отме-чается чаще при «крэке», чем при других формах кокаина. Кофеин в кофе и чае быстро распространяется по организму и оказывает на человека возбуждающее действие. Слишком большое количество может вызвать усиление сердцебиения, чувство беспокойства и расстройство желудка.

Гиперактивность, болтливость, раздра-жительность, проблемы психического здоровья, чувство подозрительности и недоверия к окружающим. Отсутствует чувство голода. Нарушается режим сна и бодрствования. Появляется сильное сексуальное раскрепощение. Деятель-ность носит непродуктивный, однооб-разный характер. Зависимость является распространенной.

3. Галлюциногены

а) Препараты коноп-ли

б) Другие галлюци-ногены (ЛСД, пси-лоцибин и др.)

Эйфория,тревога,подозрительность, смех, расслабление, ощущение пустоты в голове, речевое возбуждение, жестикуляция, лег-кость тела, искажение восприятия про-странства.

Галлюцинации, иллюзии, деперсонализа-ция, бред, паника, депрессия, суицидаль-ные намерения, провалы в прошлое, сту-пор, расширение зрачков, учащенное

серд-цебиение, потливость, дрожание. Возмо-жен психоз.

Словоохотливость, колебания настро-ения, налитые кровью глаза, повышен-ный аппетит. Тревога, депрессия, без-различие, бездеятельность.

Воздействие вещества продолжается несколько дней или даже месяцев после его принятия. Это явление часто называется «флэшбэк». Регулярное

употребление галлюциногенов может ухудшить память и способность к концентрации внимания, что создает проблемы психического здоровья, ве-дет к непредсказуемому поведению.

4. Ингалянты

Эйфория, ощущение пустоты в голове, спутанность сознания, галлюцинации, по-теря аппетита, вспыльчивость, смазанная речь. Легко происходит передозировка, приводящая к повреждению внутренних органов, мозга и смерти от асфиксии. Наибольшей опасностью является внезап-ная смерть при вдохе ингалянта.

Изменение поведения и личности. Расширенные или суженные зрачки, налитые кровью глаза, отек вокруг глаз, носовые кровотечения, высыпа-ния на коже вокруг рта и носа, потеря аппетита и отсутствие мотивации. Не-которые растворители токсичны для печени, почек или сердца, а другие могут вызвать нарушения мозга.

Лексика (сленг) наркоманов

Баш -- доза гашиша, около 1 г.

Банка (салют, белое) -- солутан, эфедриносодержащее ле-карство, из которого на дому получают опаснейшие наркотики.

Винт (айс) -- первитин (метамфетамин).

Гера -- героин.

Глюки -- галлюцинации, вызванные использованием нарко-тических или токсических веществ.

Грибы -- один из видов поганок, содержит сильнейшие гал-люциногены.

Джсф (мулька, космос, эфенди) -- эфедрой.

Дима -- димедрол.

Дороги -- цепочки из «дыр», .то есть следов от уколов, по ходу вен на руках (или ногах).

Дунуть -- покурить коноплю в компании наркоманов.

Дурь (опилки, зимник, план) -- гашиш.

Дыры -- следы от уколов.

Кайф (волокуша, таска, нирвана) -- основная фаза нарко-тического опьянения, состояние, ради которого и употребля-ются наркотики.

Кода (катюха, пурь) -- кодеин.

Кокнар (кукнар) -- маковая соломка.

Колеса (сидней, атом, цикла) -- любые таблетки, способные воздействовать на сознание, в том числе «сиднокарб» (сидней), «этаминал натрия» (атом), «циклодол» (цикла).

Контроль -- кровь в шприце, закачанная из вены для того, чтобы предотвратить попадание в нее воздуха из шприца.

Костыль -- раскатанная пластина гашиша диаметром 1--3 см и толщиной 1--2 мм из расчета на 1--2 папиросы (может пере-сылаться в почтовом конверте).

Косяк -- сигарета с гашишем («забить косяк» -- пригото-вить папиросу с гашишем).

Кропаль -- продукт для приготовления гашиша (пластинка наркотика, как правило, в виде круга).

Литература (книжки, травка) -- марихуана, конопля, кан-набис. («Крутая тема» -- трава с повышенным содержанием каннабиолов.)

Лошадка -- метадон.

Ломка -- крайне болезненное состояние, возникающее у нар-команов после продолжительного периода воздержания от упо-требления наркотика.

Мара -- ткань, используемая в процессе приготовления га-шиша.

Мария -- опий.

Марафет (кока, кокс, крэк) -- кокаин.

Мойка -- лезвие для снятия наркотического вещества с ка-кой-либо поверхности (стенки или дна посуды).

Метро -- вена под мышкой. Используется теми, у кого руки должны быть «чистыми».

Мулька (коктейль, джеф, космос, эфенди) -- эфедрон.

Мультики -- галлюцинации, возникающие при действии ин-галянтов (возникающие видения напоминают мультипликацион-ный фильм).

Опилки (зимник, чернушка, план, дурь) -- гашиш (анаша, каннабис, чаре).

Определяться -- иметь внешние признаки наркотического опьянения.

Отход, отходняк -- конечная фаза воздействия наркотика на организм.

Париться -- вдыхать пары ингалянтов.

Пласт -- плантация конопли.

Пласт валит -- период массового сбора конопли (август-сентябрь).

Пластилин (пласт) -- разновидность гашиша высшего ка-чества, приготовляемая из пыльцы, снятой с макушек конопли.

Приход -- эйфорическое состояние, возникающее сразу после приема наркотика (обычно внутривенно).

Пяточка -- окурок папиросы с наркотиком.

Передок -- слишком большая доза наркотика.

ПСП -- продукт домашней переработки полиэтиленовых пакетов, обладающий сильнейшим психоделическим воздейст-вием. Употребляется как заменитель ЛСД.

Сидеть на игле -- постоянная потребность в наркотиках, вводимых внутривенно с помощью шприца.

Симпляк (терьяк, опиюха, химканка, карахан) -- опий и экстракт маковой соломы.

Смотреть стриптиз -- галлюцинации, связанные с сексуаль-ным содержанием, возникающие у подростков при использо-вании ингалянтов.

Султыга -- ацетилированный опий.

Торчать -- испытывать эйфорию.

Травка (дурь, план, клевер, сено, божья травка, Мэри Джейн, нот, грае, хей, виид) -- марихуана.

Флет -- квартира, в которой можно собираться в отсутствие взрослых.

Химка -- гашишное масло.

Химпласт -- конечный продукт переработки гашишного мас-ла, приготовленного из пыльцы конопли.

Центряк -- вена на локтевом сгибе.

Чифирь -- крепкий чай (экстракт чайного листа).

Ширка -- самодельный препарат, содержащий первитин.

Ширяться (шмыгаться) -- вводить что-нибудь внутривенно.

Употребление сленга наркоманов, изменения во внешности и в поведении не всегда служат верным доказательством упо-требления ребенком наркотиков. Очень часто эти перемены могут иметь другое объяснение.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.