http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 500 авторов в 170 городах СНГ).
Минестерство образования Российской Федерации
Пермский Государственный университет
Юридический факультет
Кафедра соцыальная работа
Реферат на тему: наркомания как
медико-соцыальная проблема
Выполнила работу студентка
I курса д/о
юридического факультета
Специальности соцыальная работа
Группа № 11
Лядова Ольга Михайловна
Проверила работу кондидат
медицинских наук
Березинская Зоя Петровна
Пермь 2002
Содержание
Введение
1.1 Предыстория наркомании
1.2 Крайне тревожная статистика
1.3 Формирование престрастия к наркотикам
1.4 Классификация наркотических веществ и типов зависимости
1.5 Профилактика наркомании
Заключение
Список литературы
Приложение
В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов.
Стать сильным, как они, тебе не суждено.
На жизнь, её скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь, как больной, смотреть через окно.
И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука вьется в плоть, желания губя.
И в черепе твоём мечты окостенеют,
И ужас из зеркал посмотрит на тебя.
Себя преодолеть!
Эмиль Верхарн.
Как это не покажется парадоксальным, но даже сегедня, в эпоху гласности, далеко не все имеют четкое представление о проблеме наркомании. А она почти повсюду в мире превратилась в грозныю опасность для граждан и государственных институтов. Информация из большинства стран мира свидетельствует, что злоупотребление наркотиками распространилась во всех социальных слоях и возрастных группах и особенно среди молодёжи. Поэтому тема наркомании очень актуальна так, как проблема здоровья подрастающего поколения и нормальное функцианирование общественного организма сейчас стоит очень остро, как в районе, городе, так и в стране и во всём мире. В этом актуальность моей темы.
Норкомание - мощнейший фактор социальной дезорганизации, самая серьёзная угроза нормальному функционированию общественного организма. Наркомания разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми, подрывает ту основу целесообразности и организации, без которой, увы, невозможно само существование общества.
Для данной работы я перессмотрела литературу, в целом посвященную этой проблеме. Наиболее интересными мне показались следующие работы: «Школа без наркотиков». Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под научн. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 176 с. Ягодинского В. Н. «Убереч от дурмана» М. - 1989 и Петрова В. И. «Наркомания: избавление от зависимости, лечение профилактика» 1999. - 320 с. - ( советы врача нарколога ).
Я считаю, что для того, чтобы молодое поколение было здоровым, а общество полноценным необходимо убереч их от наркомании. И потому не будем избегать «щекотливых» тем, надевать на детей розовые очки, делать вид, что плохого в нашей жизни нет. Пусть знают, что расплата за «кайф» неминуема своим здоровьем, счастьем и жизнью своею.
Поэтому в этом реферате я раскрою, во-первых, само понятие наркомании, её предысторию, роль социального работника в области этой проблемы, какого положение дел сегодня. И, конечно же, как выбрать правильную линию социалной защиты от наркомании.
Ведь наркомания есть зло, которое угрожает сегодня всему человечеству, поэтому и бороться против него мы должны сообща. А для того, чтобы это стало возможным, мы должны хорошо знать своего врага - наркотики и все, что с ними связанно.
1.1 Предыстория наркомании
Наилучшее понимание наркологической проблемы требует хорошего знания истории, традиций производства и употреб-ления психически активных веществ.
Наркотики известны с глубокой древности. Начало их при-менения, вероятно, совпадает с возникновением человеческого рода. Во всех обществах издавна существовал обычай прини-мать вещества, способные изменять психическое состояние че-ловека. Их проглатывали, жевали, вдыхали, а сейчас еще и вводят шприцем. Средства, вызывающие чувство особого пси-хического подъема и нарушения сознания, всегда использова-лись с определенной целью -- для проведения социальных, религиозных обрядов или миических ритуалов.
Известно, что многие цивилизации пользовались наркоти-ческими веществами. Майя и ацтеки клали под язык листья коки -- для поддержания сил в дальнем походе, китайцы ты-сячелетиями курили опиум -- для снятия стресса и как сно-творное, жители древней Аравии с теми же целями употребляли гашиш (от арабского «трава»). Воины-измаилиты перед боем принимали гашиш, после чего становились активными и жес-токими. В Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме также были знакомы с лечебными свойствами (подавления боли или недомогания) опия, индийской конопли и других наркотических веществ.
Самую древнюю историю имеет, пожалуй, употребление опия. Находки каменного века на территории Европы, древне-египетские рукописи повествуют о ритуально-мистических об-рядах с помощью растения «мак». Древнегреческие рукописи, еврейский Талмуд V века до н. э. повествуют о лечебном при-менении этого наркотика, об «облегчении страданий». Об этом писали Гомер, Геродот, Теофаст, Гиппократ в своих эпосах. Использовал это «лекарство» и Авиценна. Врачи средневековья широко применяли опий (лауданум) при психических возбуж-дениях, депрессии, спазмах различной этиологии. К концу XVII века трудно было найти болезнь, при лечении которой не применялся бы опий.
С научным развитием медицины постепенно стали откры-ваться обратные, вредные, действия опия, показания стали су-жаться. И только после нашумевших смертельных случаев из-вестнейших в Англии поэтов, особ высшего общества, получили огласку сведения, что, например, в 1860 году от опийной нар-комании умерло в два раза больше людей, чем от других за-болеваний. Начиная с 20-х годов нашего столетия «лечебные» свойства данного наркотика в корне были пересмотрены всеми учеными мира. Вспомнили изречение древних мудрецов: «Тот, кто привык к опиуму, должен принимать его ежедневно, иначе он обречен на смерть или самоуничтожение. Тот же, кто ни-когда не употреблял его, в случае, если ему представится воз-можность принять дозу, привычную для потребляющего, умрет непременно».
Употребление кокаина также имеет древнюю как мир ис-торию. Кустарник произрастает в Центральной и Южной Аме-рике. В древности он использовался туземцами в ритуалах, обрядах или просто, собравшись группой, они жевали листья этого растения -- так было принято.
В середине XIX века немецкие ученые выделили из листьев коки психически активное химическое соединение и назвали его «кокаин». Вначале вещество было воспринято исключительно как лекарство. С его помощью упрощалась местная анестезия, им лечили невралгии, непрекращающиеся боли у хронических больных. Зигмунд Фрейд рекомендовал его при лечении астмы. Однако, Первая мировая война поставила под сомнение целесо-образность широкого применения кокаина из-за распространив-шейся массовой зависимости воинов от этого наркотика. Сол-датам в состоянии опьянения или кокаинового психоза боевые действия, мягко говоря, было трудно проводить. Особенно много кокаинистов встречалось среди летчиков. Самые кровавые бан-дитские налеты в гражданскую войну в России совершались под действием кокаина. И еще одно свойство способствовало его распространению -- способность заглушать голод.
До середины 1980-х годов кокаин был распространен в вы-сокоразвитых странах. В России после длительного перерыва он вновь появился на рубеже 1980-1990-х годов. Трудность силовой борьбы с распространением этого наркотика обуслов-ливается тем, что это -- порошок, а следовательно, предельно проста процедура его провоза, хранения и продажи.
С развитием торговли наркотики попадают в Европу, где находят свое применение в медицине. Долгие годы с помощью наркотиков решались множественные проблемы, в частности и опиум, и героин рассматривались как универсальные обезболи-вающие. Благодаря египетским походам Наполеона гашиш про-ник в Европу.
XX век открыл и новое качество наркотизма как социального явления: опьяняющие вещества стали распро-страняться среди несовершеннолетних, не достигших ни био-логической, ни социальной зрелости. Первыми детьми-нарко-манами в нашей стране стали в 1920-е годы беспризорники. Но до 1960-х годов процесс наркотизации в обществе шел волнообразно -- подъемы чередовались со спадами
В настоящее время тревогу вызывает как немедицинское, так и медицинское использование психотропных веществ в раз-ных социально-экономических группах, а также появление не-которых наркотических веществ там, где. их раньше не знали. Марихуану стали использовать в европейских странах, кока-ин--в Северной Америке, алкогольные напитки -- в Индии, Пакистане и странах юга и востока Средиземноморья. Причем это распространение наркотических средств в регионах и об-ластях, где они не были традиционными, продолжается, затруд-няя предупреждение новых вспышек злоупотребления ими. Возникают новые и новые виды наркотических веществ.
Гамма психотропных, болеутоляющих препаратов, использу-емых с целью наркотизации, изменяется. На смену кодеину, нок-сирону, фенобарбиталу пришли трамал, реладорм, синдокарб. В период первичного «поискового полинаркотизма» подростками «не забыты» димедрол, паркопан. Не проходит и года, как по-являются зашифрованные жаргоном названия -- speed, и т. д. и т. п. Поиск все новых, причем зачастую неожиданных, веществ, вероятно, не прекратится в обозримом будущем.
Наркодельцы стали использовать самые изощренные мето-ды -- не представлять наркотик как наркотик, а, например, как просто стимулирующую таблетку.
В России проблема наркомании существовала не только на протяжении всей истории СССР, но и задолго до его образова-ния. Оценка проблемы носила явный отпечаток идеологического контроля со стороны партийного руководства страны. Наркома-нии трактовались как единичные случаи экспериментирования с наркотиками, не носящие характера социального явления.
Замалчивание проблемы наркомании в нашей стране, отри-цание ее существования, имевшее место вплоть до 1986 года, сыграло крайне отрицательную роль.
В настоящее время в цивилизованном мире наблюдается по-степенный переход от политики «войны с наркотиками» к политике «сокращения (уменьшения) вреда». Наиболее энергично по этому пути пошли Нидер-ланды, Великобритания, Швейцария, Австралия. К сожалению, Россия опять идет «своим путем». Закон «О наркотических сред-ствах и психотропных веществах» (1997) -- резкий шаг назад, сводяший на нет первые робкие успехи по обеспечению помощи наркоманам. Тотальный набор запрещенных наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст. 1, 2 Закона), запрет на использование наркотических средств и психотропных веществ частнопрактикующими врачами (ст. 31), запрещение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 40), резкое ограничение сведений, допустимых в антинаркотической пропаганде (ст. 46), запреще-ние лечения больных наркоманией частнопрактикующими вра-чами, а также с использованием наркотических средств, напри-мер, метадоновая терапия (ст. 55), применение медицинских мер принудительного характера (ст. 54, п. 3), фактическая ликвидация анонимного лечения (ст. 56) -- все это отбрасывает страну назад и приводит к полной беспомощности наркопотребителей перед наркобизнесом, криминализации негосударственной медицин-ской помощи, росту преступности наркопотребителей ради до-бывания наркотиков и тому подобным последствиям.
В цивилизованных странах мира социальная реакция на наркопотребление выражается в отказе от запрета на употреб-ление наркотиков (равно как потребление алкоголя или табака), нарушающего ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, вы-работка стратегии и тактики мягкого, гибкого превентивно-воспитательного реагирования (социального контроля) общества и государства на потребление наркотиков, развитие антинарко-тической пропаганды, психолого-педагогической и медицин-ской социальной помощи наркозависимым и членам их семей.
1.2 Крайне тревожная статистика
Скорость распространения наркомании в России «перехлес-тывает» цифры всех европейских стран. Мы стали быстро до-гонять США по уровню употребления наркотиков. Если в 1990 году СССР отставал от США в этой области на 20 лет, в 1991 году -- на 15, то в 1993-м -- лишь на пять лет. Скоро по употреблению наркотиков мы обгоним Соединенные Штаты. К началу 1990-х годов в России от 1 500000 до 5000000 че-ловек потребляли время от времени или регулярно наркотики, к концу 1990-х годов число наркоманов перешло 7%-ный рубеж и составляет ныне более 10 млн. человек. В России сегодня уже нет людей, так или иначе не сталкивавшихся с наркоти-ками: либо они пробовали зелье сами, либо их друзья, знако-мые, родственники, либо им предлагали наркотики.
Беда эта страшная и распространяется в России стремительно. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие о мас-штабах и глубине поражения наркотиками нашего общества. По данным Минздрава Российской Федерации, на 1 января 1999 года, в наркологических диспансерах состояли на учете 160 тыс. больных наркоманиями (109,6 на 100 тыс. населения), свыше 93 тыс. человек, злоупотребляющих наркотическими средствами, более 13 тыс. больных токсикоманиями и свыше 29 тыс. злоупотребляющих токсическими (сильнодействующи-ми) веществами. Количество состоящих на учете больных нар-команиями выросло за 10 последних лет более чем в пять раз. Общество и государство России не восприняли всерьез тот факт, что наркомания стала первой в ряду социальных проблем. Идет время, и сегодня потребление наркотиков уже является неотъемлемой реальностью, частью нашего и без того неблаго-получного бытия.
Особую тревогу вызывает резкое «омоложение» контингента больных наркоманиями. По данным медико-социальных иссле-дований, средний возраст начала употребления токсико-наркоти-ческих веществ снизился до 14,2 лет среди мальчиков и 14,6 лет среди девочек. Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998 году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а за-болеваемость токсикоманией -- в 8 раз. Подростки злоупотребля-ют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами -- в 11,4 раза чаще, чем взрослые. «Омоложение» наркотизма должно кардинально изменить традиционное пред-ставление педагогов о сроках начала профилактической работы. Начинать ее надо не в подростковом возрасте, а с начальной школы, включая дошкольный возраст.
Удельный вес подростков среди больных наркоманией, по данным на начало 1999 года, составляет 29,8 тыс. человек. В 1984 году таких на всю Россию было только 420 чел. Всего по стране на каждые 100 тыс. подростков приходится 73 боль-ных. Это эпидемия.
Вызывает большую тревогу то, что:
-- в разных регионах России, по данным правоохранитель-ных органов, насчитывается от 20 до 30% школьников, которые так или иначе знакомы с употреблением наркотиков;
-- число подростков и студентов, больных наркоманией, за минувшие четыре года в крупных городах выросло в 6--8 раз, а число женщин-наркоманок за последние десять лет увеличи-лось в 6,5 раза;
-- получили распространение «семейная наркомания» и да-же приобщение родителями малолетних детей к наркотикам. В реанимационные токсикологические отделения больниц по-падают даже дети 5-7 лет;
-- по некоторым данным, в нашей стране сейчас примерно 2 млн. людей, регулярно употребляющих наркотики, примерно 4 млн. человек уже пробовали их, а 3/4 из них -- молодежь от 14 до 30 лет;
-- вряд ли кто-нибудь из впервые вступивших на опасную «дорогу в никуда» осознает, что только 10% подростков-нарко-манов доживает до 30 лет;
-- уровень заболеваемости наркоманиями среди подростков в 2,5 раза выше, чем среди всего населения, подростки в 6,3 раза чаще злоупотребляют наркотиками. В 1997 году в Рос-сии погибли от наркомании 1600 чел, среди них половина -- подростки;
-- за последние десять лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей -- в 42 раза, причем в 65% случаев причиной смерти является передозировка наркотиков. Заболевания, связанные с наркозависимостью, ежегодно состав-ляют в России 20% всех госпитализаций и 10% всех смертей.
Известно, что один наркоман за год втягивает в порочный круг от 10 до 15 человек. Делает это наркоман в основном для того чтобы самому стабильно иметь деньги на ежедневные порции «зелья». При таких темпах через пять лет в стране более чем 1/4 населения попробует наркотики. Рост наркома-нии резко обостряет проблему СПИДа. Из зарегистрированных в 1997 году 4725 ВИЧ-инфицированных человек 91% -- нар-команы. Установлена прямая связь роста наркомании и бы-строго расползания по стране гепатита Б: зарегистрировано бо-лее 40 случаев на 100 тыс. человек.
Совершенно очевидна связь роста социально-экономических проблем, роста злоупотреблений алкоголем и наркотиками и роста преступности несовершеннолетних. Эти три процесса идут параллельно -- в состоянии опьянения подростками со-вершается 50% всех правонарушений, в том числе 80% всех тяжких преступлений (убийств, изнасилований и т. п.).
За шесть месяцев 1998 года было совершено 108 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, при этом количе-ство тяжких преступлений увеличилось на 40%. Из каждых десяти имущественных преступлений шесть совершаются нар-команами.
На фоне общего сокращения количества преступлений, со-вершенных несовершеннолетними или при их соучастии, число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотичес-ких средств или психотропных веществ, продолжает расти. Так, в 1998 году зарегистрировано 11,1 тыс. таких преступлений (для сравнения: в 1995 г.-- 4,5 тыс.), за 3 года прирост составил 146,6%, вследствие чего к уголовной ответственности привле-чено 8,3 тыс. несовершеннолетних (прирост за последние три года - 117,8%).
В 1998 году за употребление наркотических средств в ор-ганы внутренних дел было доставлено более 21 тыс. несовер-шеннолетних. Количество употребляющих наркотики детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, по состоянию на 1 января 1999 года составляло 16,6 тыс. человек (на 13,7% больше, чем в 1997 году).
Основной возраст первого знакомства с наркотиками 11--14 лет (41%) и 15--17 лет (51%). Однако, как показывают исследования, проводимые в крупных городах, к 13--15 годам каждый второй школьник хотя бы раз использовал наркотик. Наркотическая «карьера» сегодня нередко начинается уже в 7-8 лет.
Среди тех, кто использует одурманивающие вещества до 13 лет, почти исключительно мальчики. Это объяснимо. Мальчи-кам в большей степени, чем девочкам, свойственно рискованное поведение, стремление испытать себя, произвести впечатление на окружающих. Все, что обладает повышенной опасностью, притя-гательно для мальчиков. Однако в группе несовершеннолетних, познакомившихся с наркотиками и токсическими веществами в 14--15 лет, приблизительно 35% составляют девочки. Таким об-разом, проблема постепенно приобретает универсальный харак-тер, переставая быть исключительно юношеской, мужской.
Еще недавно ученые исследователи считали, что токсико-наркотические средства распространяются преимущественно среди детей из неблагополучных семей, детей, склонных к бро-дяжничеству. Однако установлено, что в последние два-три года зараженность наркотиками в элитарных общеобразовательных, частных школах, лицеях, колледжах в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах, а в старших классах она достигает 27% (в обычной школе -- 2-15%, в сельской школе -- 2-3%). Среди детей и подростков этой группы значительно быстрее распространяется молодежная наркотическая субкультура, когда употребление стимуляторов воспринимается как особая жизнен-ная ценность, принимает «знаковый» характер приобщения к иному, полному необычных впечатлений образу жизни.
К окончанию школы 19,5% мальчиков и 13% девочек про-бовали наркотики, а регулярно «сидят на игле» 9% мальчиков и 5% девочек. 30% выпускников школ-интернатов и детских домов становятся алкоголиками или наркоманами.
По официальным данным, 3% призывников употребляют наркотики.
Кроме того, по данным Министерства обороны, к настоящему моменту в Российских Вооруженных Силах выявлено 18,0 военнослужащих, больных СПИД ом, 98 из них -- наркоманы.
67% родителей наркоманов не догадываются о беде, а из тех, кто знает, 19% бездействуют, 72% пытаются решить про-блему самостоятельно. Большинство родителей не знают, как уберечь детей от первого укола. Им нужны конкретные советы. Амбарный замок и насилие не привяжут «колючего» подростка к семье, а страшные истории не отвратят от запретного плода.
Другая существенная причина стремительного роста нарко-тической эпидемии -- это доступность наркотиков. С каждым годом наркобизнес в самом прямом смысле захватывает все новые и новые российские территории. Показательны темпы героинового вторжения в Рорсию: если в 1996 году изъятия, героина были зафиксированы в 14 регионах, то в 1997 году героин «засветился» уже на территории 43 субъектов Федера-ции; в 1998 году наркотик изымался в 68 республиках, краях и областях, а в 1999 году, пожалуй, только оленеводы на Край-нем Севере все еще отдавали предпочтение «огненной воде», а не шприцу с «герычем».
Наркомания приобщает к наркотикам не только учащихся школ, ПТУ, вузов, но и целые города, даже страны. Город, регион наркотизируется по тем же самым «законам», что и человек (новичка «угощают» бесплатно.
На российском рынке уровень цен на героин, кокаин и другие наркотики существенно выше, чем в США и Европе, что стимулирует экспансию к нам международного наркобиз-неса. Вряд ли является случайным тот факт, что именно за последние десять лет число наркоманов в США уменьши-лось вдвое, а в России многократно возросло. Наша страна оказалась совершенно не готовой к наркотической агрессии внешнего мира.
Наркодельцам поставки наркотика в Россию приносят аст-рономические барыши. Килограмм героина в Афганистане стоит 8--10 тыс. долларов США, тот же килограмм в Таджики-стане оценивается уже в 20--25 тыс. долларов, в Москве его цена возрастает до 150 тыс. долларов. Прибыль от продажи наркотиков на российской земле составляет баснословные про-центы, то есть, вложив в «дело» доллар, наркоделец в конечном счете получает за него до двух тысяч «зеленых».
Более половины всех изымаемых в России наркотических средств имеют зарубежное происхождение. Без всякого пре-увеличения можно говорить о своего рода наркоагрессии по отношению к России.
1.3 Формирование пристрастия к наркотикам
Чтобы помочь человеку вырваться из пропасти затягивающей его наркозависимости, надо его по-нять. Бороться с потребностью в наркотике можно только в том случае, если обнаружена первопричина, толкающая подростка к неминуемой гибели. Для понимания причин и механизмов развития наркомании очень важно учитывать пси-хологические особенности подросткового возраста, которые ле-жат в основе кризиса взросления. Этот кризис может прояв-ляться в переживаниях о своих, чаще воображаемых, физичес-ких недостатках, чрезмерной озабоченности своим здоровьем, появлением особого отношения к еде и приему пищи, склон-ности к асоциальному поведению и даже в мыслях о само-убийстве.
Специалисты выделяют несколько моделей аддиктивного по-ведения, или пристрастия к наркотикам.
Успокаивающая модель -- один из наиболее распространен-ных вариантов применения психоактивных веществ и наркоти-ков с целью достижения душевного спокойствия у нерешитель-ных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоить-ся, забыться, уйти от неприглядной или опасной действитель-ности, от неразрешимых жизненных проблем.
Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, добро-желательности. К этому средству чаще всего прибегают замкнутые, тревожно-мнительные, эмоционально ранимые подростки.
Активизирующая модель характеризует тех подростков, ко-торые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности.
Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употреб-ление психоактивных веществ используется для получения удо-вольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта.
Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми груп-пой с помощью употребления психоактивных веществ.
Манипулятивная модель связана с возможностью использо-вания психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуациив собственную пользу, для достижения тех или иных преиму-ществ.
Компенсаторная модель определяется необходимостью ком-пенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера.
Пристрастию к наркотикам также способствует увлечение ритмической и обязательно громкой музыкой, азартными игра-ми, беспорядочными половыми контактами.
Формирование пристрастия к наркотикам в значительной степени связано с групповой психологической зависимостью, т. е. с появлением потребности к употреблению того или иного психоактивного вещества только тогда, когда собирается «своя компания». Не меньшее значение имеют сниженные адаптив-ные возможности подростков, обусловленные эмоциональной неустойчивостью, недостаточным самоконтролем поведения, низкой самокритичностью, неразвитой рефлексией, эгоцентрич-ностью, неуверенностью в себе или чрезмерной переоценкой собственного «Я», бегством от реальности, инфантильностью, чувством неспособности справиться с трудностями, отсутствием устойчивых интересов и увлечений.
Факторы риска наркомании не возникают сами по себе, для их формирования необходима определенная основа. К фак-торам риска обычно относят биологические (или медицинские), социальные, психологические.
Биологические факторы риска. Известно, что у наркотизи-рующихся матерей дети могут иметь биологическую предраспо-ложенность к наркомании. Известно также, что если мать во время беременности принимала наркотики, то у родившегося ребенка в первые двое-трое суток появляются симптомы «от-мены наркотиков». Новорожденный становится беспокойным, у него появляются судороги, лицо синеет, возникает дрожание конечностей и др. Иногда из-за тяжести такого состояния дети погибают.
биологические факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные на-грузки, причем не только и не столько в интеллектуальной сфере, сколько в эмоциональной.
Социальные факторы риска наркомании отражают неблаго-получную экономическую, культурную, политическую, крими-нальную ситуации в обществе. Социальные причины в сово-купности образуют своего рода «дрожжевой раствор», в котором наркомания как общественное явление существует и множится. Выделяют несколько причин наркомании среди подростков, тесно связанных с социально-экономической ситуацией:
© разрушение института семьи;
© отсутствие у подростков жизненных перспектив;
© плохая организация досуга;
© целенаправленное «подсаживание на иглу» подростков взрослыми наркоманами.
Психологические факторы наркомании определяют индиви-дуальный процесс приобщения подростка к наркотикам.
Среди психологических причин можно назвать следующие:
-неправильное воспитание в семье;
-вовлеченность в группу сверстников, употребляющих
наркотики;
-асоциальное поведение;
-дезадаптированность к учебному процессу;
личностные характеристики.
1.4 Классификация наркотических веществ
Только в конце XIX столетия общество стало смотреть на наркоманию как на международную ме-дицинскую проблему, требующую самого присталь-ного внимания. А в начале XX века, с развитием технического прогресса, когда началось лаборатор-ное производство алкалоидов опиума и кокаина, наркомания обрела новое качество -- массовость и эпидемические масштабы распространения. Те-перь медики всего мира уверенно говорят именно об эпидемии наркомании. Косвенными причинами рас-пространения стали развитие транспорта и между-народной торговли, которые сократили расстояния и расширили границы между различными государ-ствами.
На сегодняшний день наркомания является ми-ровой проблемой, которая присутствует на всех континентах. К тому же она проявляет тенденцию неуклонного роста, а ее неблагоприятные послед-ствия весьма многосторонни как для самих нарко-манов, так и для общества, в котором они сущест-вуют.
Наркоманию следует рассматривать как явление медико-социальное, развивающееся практически во всех странах. Эта проблема застала врасплох бывшие социалистические страны, где многие годы гос-подствовала иллюзия того, что наркомания -- специфический продукт западного мира, а при социализме для нее нет предпосылок.
Но проблема наркомании весьма многосторонне и охватывает как здоровье человека, так и социаль-ную, экономическую, правовую, этическую и куль-турную сферы. Все замыкается в границах треу-гольника: человек -- общество -- наркотик. Эти три составляющие находятся во взаимной связи, а зна-чение каждой из них меняется в зависимости от со-отношения внешних и внутренних факторов.
В случаях, когда социальные ус-ловия со всеми их негативными сторонами стано-вятся проблемой для отдельной личности или для определенной категории людей, формы болезненно-го поведения следует рассматривать как явление социопатологическое. В такой ситуации наркома-ния не является индивидуальным несчастным слу-чаем, а становится показателем общей социальной тенденции. Она принимает характер эпидемии.
Еще в 1957 г. экспертная группа ВОЗ определила наркоманию как «Состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяю-щимся введением наркотика». Комитет экспертов ВОЗ различает в наркомании, как болезни, две раз-новидности состояний -- зависимость и привыкание.
Зависимость характеризуют:
-сильное желание или непреодолимая потребность (навязчивое состояние) дальнейшего приема нарко-тика, а также попытки получить его любой ценой;
-тенденция увеличения дозы по мере развития зависимости;
-психическая (психологическая или эмоциональ-ная) зависимость от эффекта наркотиков;
-губительные последствия для личности и обще-ства.
Привыкание (пристрастие) характеризуют:
- желание (но не непреодолимое) дальнейшего пРиема наркотика с целью улучшения настроения;
-незначительная тенденция (или отсутствие тако-вой) к увеличению дозировки;
-некоторая степень психической зависимости от эффекта наркотика, но отсутствие физической за-висимости, что означает отсутствие абстинентного синдрома;
-отрицательные последствия если и наступают, то касаются только личности самого наркомана.
Все наркотики с точки зрения их происхождения делятся на две группы -- натуральные и синтетиче-ские. Одни растения оказывают успока-ивающее, другие -- возбуждающее действие. От-дельную группу составляют растения, изменяющие состояние сознания и вызывающие галлюцинации и видения.
Термин «синтетические наркотики» относите к многочисленным веществам, появившимся после 1939 г., вызывающим различные виды зависимости.
Главные препараты этой группы -- петидин, мета-дон и др., а также продукты переработки нефти и смол.
Наркотиком считается любое вещество расти-тельного или синтетического происхождения, кото-рое при введении в организм способно изменить од-ну или несколько его функций, и вследствие много-кратного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.
Из этого следует, что «наркомания» -- это общий термин, применимый ко всем видам зависимости от различных наркотиков. Однако в профессиональной медицинской терминологии различают следующие виды зависимости.
1. Алкогольный тип: все алкогольные напитки.
2. Амфетаминовый тип: амфетамин, дексамфетамин, метамфетамин, метил-фе-нидан и фенметразин.
3. Барбитуратный тип: барбитураты преимущественно кратковременного дей-ствия и некоторые успокаивающие (седативные) средства, например хлоралгидрат, диазепам, мепробамат, метаквалон и др.
4. Каннабиноловый тип: препараты ко-нопли (индийской и американской) -- ма-рихуана (бханг, дагга, киф, маконга и т. д.) и гашиш (ганджа, чарас и т. д.)
5. Кокаиновый тип: кокаин и листья коки.
6. Галлюциногенный тип: ЛСД, ДМТ, МДМА (экстэзи), мескалин, псилоцибин, СТП, а также фенциклидин.
7. Тип Кату: препараты названного растения.
8. Опиатный тип: опиум, морфин, геро-ин, кодеин; синтетические наркотики со свойствами, близкими морфину, -- мета-дон (гептадон), петидин.
9. Тип летучих жидкостей: ацетон, бен-зин, четыреххлористый углерод, а также некоторые средства для наркоза -- эфир, хлороформ, закись азота (веселящий газ) и др.
Опасность наркотиков многим очевидна и не может вос-приниматься вне контекста глобальности проблемы, тем не менее избавление человечества от чумы наркомании требует избавления конкретного человека от власти не менее конкрет-ного наркотика.
Многообразие наркотиков и других психоактивных веществ потребовало их систематизации. Юристы для своих правоохра-нительных целей выделили из психоактивных веществ нарко-тики и включили их в специальный список. Врачи класси-фицируют психоактивные вещества в соответствии с их дей-ствием -- галлюциногенным, стимулирующим, поднимающим настроение, успокаивающим, снотворным и т.д. Такое подраз-деление, однако, очень условно, так как в зависимости от дозы и способа введения вещества (внутривенного, через рот в виде таблеток или посредством вдыхания) они действуют различно. Официальной, наиболее распространенной и исполь-зуемой в настоящее время следует считать созданную Всемир-ной организацией здравоохранения (ВОЗ) Международную классификацию МКБ-10 (1994).
В ней говорится, что вещества и препараты, способные сформировать зависимость при их потреблении, можно разде-лить на три группы:
1. Вещества и средства, угнетающие нервную систему (пси-ходепрессанты):
а) препараты и вещества опийной группы: морфин, омнопон, кодеин, героин, опий-сырец, промедол, фентанил и др.;
б) препараты и вещества с седативным (успокаивающим) и снотворным действием: производные барбитуровой кислоты -- этаминал натрия, фенобарбитал, ноксирон, реладорм, реланиум, фенозипам, оксибутират натрия.
2. Вещества и средства с возбуждающим действием (пси-хостимуляторы): кокаин, фенамин, первитин, эфедрой, «экста-зи», сиднофен, сиднокарб, кофеин.
3. Вещества и средства с галлюциногенными свойствами (галлюциногены): гашиш, марихуана, ЛСД, фенциклидин, пси-лоцибин, мескалин, ингалянты (бензин, пятновыводители, аце-тон, толуол, растворители нитрокрасок, некоторые сорта клея), циклодол, клипсол.
Рассмотрим наиболее распространенные наркотики:
Психостимуляторы
К этой группе относятся синтетические вещества, содержа-щие соединения амфетамина (эфедрон, первитин, фенамин, риталин, кофеин, винт). Употребляющие эти вещества чаще всего получают их из лекарств, содержащих эфедрин.
Психостимуляторы -- довольно разнородная группа веществ с одним общим признаком: в результате их употребления ускоряется темп мышления, вследствие чего суждения стано-вятся легковесными, поверхностными, менее обдуманными. Часть препаратов этой группы имеет также способность иска-жать восприятие окружающего, а потому сходна с галлюцино-генами. Существуют психостимуляторы растительного проис-хождения (кока, эфедра, кола), у нас они встречаются в ос-новном в виде порошков или таблеток.
Из симптомов следует отметить бессонницу, снижение аппе-тита, понос, подъем температуры тела, учащенное сердцебие-ние, нарушение ритма сердечной деятельности, повышение артериального давления, затруднение дыхания, мелкие крово-излияния, посинение и дрожание конечностей, нарушение ко-ординации. Первоначально усиливающаяся сексуальная потен-ция сменяется половым бессилием. При регулярном исполь-зовании стимуляторов серьезно страдает сердечно-сосудистая система. В первую очередь возникают тяжелые аритмии, воз-можны смерть от остановки сердца и инфаркт миокарда в мо-лодом возрасте.
Очень велика опасность передо-зировки, чреватая тяжелыми последствиями, вплоть до смерти.
Наиболее употребляем эфедрин -- химический медицин-ский стимулятор широкого спектра действия.
Псевдоэфедрин, меткатинон и эфедрон -- производные эфед-рина. В чистом виде у нас не встречаются. Обычно изготав-ливаются самими наркоманами
Фенамин (отечественное название) или амфетамин (между-народное название) -- препарат, который встречается в виде таблеток, порошка, а может быть и расфасован в капсулы.
Амфетамин и похожие на него вещества могут входить в состав «чудодейственных препаратов для похудания» -- будьте очень осторожны!
Кокаин -- белый легкий кристаллический порошок, похо-жий на снег, горького вкуса.
Крэк -- обычно желтоватое или бесцветное вещество, не-редко запаянное в стеклянные ампулы.
«Экстази» -- это собирательное название таблеток, произ-водных амфетамина был синтезирован как мощный стимулятор, исполь-зовался в ходе Первой мировой войны, когда его давали сол-датам; позднее обрел свою новую жизнь как средство для по-худения и как антидепрессант. В большинстве цивилизованных стран официально запрещен.
Последствия. «Экстази» подавляет чувство жажды, отчего после нескольких часов потогонных плясок человек может уме-реть от перегревания и обезвоживания. Этот наркотик нарушает обмен веществ и баланс серотина в мозгу, в результате у нар-комана нарушаются иммунная, пищеварительная и нервная системы. Может развиться почечная недостаточность, произой-ти разрушение печени. Обычно у жертв «экстази» возникают множественные отметины на лице -- это лопаются капилляры, и исправление таких дефектов требует серьезных косметических процедур, включая хирургическую помощь. Кроме того, неред-ки случаи повреждения мозга.
Самый распространенный у нас наркотик группы амфетами-нов -- эфедрой, именуемый в обиходе «мулька», а иногда как-нибудь иначе. Второй вариант того же амфетамина -- первитин, иначе говоря, «винт».
Первитин, резко активизируя психическую деятельность, вы-зывает совершенно неадекватные поступки или весьма неком-фортные ощущения. Возможна агрессия, неудержимые вспышки гнева, бурные истерики, неконтролир уемые припадки разруши-тельных действий, направленных на людей, на вещи или на себя. Одни в такие моменты тихо сходят с ума, дру-гие этим не ограничиваются и набрасываются на людей, начинают крушить все вокруг себя. Бывает, что вскрывают себе вены, раз-бивают головы (в буквальном смысле бросаясь на стенку), выбра-сываются в окно.
Чем дольше продолжается потребление первитина, тем опас-нее прием каждой новой дозы.
По своему прямому воздействию на здоровье (если не гово-рить о формировании и последствиях зависимости) первитин, вероятно, один из самых убийственных препаратов. Даже при не-продолжительном потреблении он успевает нанести удары, следы которых могут оказаться неизгладимыми. Главные из них -- пси-хозы, нарушения работы головного мозга, разрегулирование сер-дечно-сосудистой системы, кровяного давления, крайнее исто--щение нервной системы и всего организма.
Первитин вызывает и специфические «судорожные эффекты»: сводит скулы, сдавливает виски (иногда до жуткой головной боли), сводит икроножные мышцы (иногда до сильных судорог), воз-никают различные спазмы
Галлюциногены
Более точный термин -- «препараты, изменяющие созна-ние», так как они зачастую не вызывают галлюцинаций, но искажают самоощущение наркомана. Он чувствует измененным не только окружающий мир, но и себя. В группу галлюцино-генов входят очень разные по химическому составу продукты, некоторые из них -- натурального происхождения. У наркома-нов большинство галлюциногенов носит объединяющее назва-ние «кислота».
Наиболее распространенными на территории России явля-ются препараты, кустарно приготовленные из конопли.
Препараты индийской конопли (марихуана, гашиш, маконха, дагга, анаша, ганджа). Конопля индийская - из этого растения получают смолу (содержащуюся в завязях, несозревших плодах, соцветиях и листьях), обладающую опьяняющим действием и являющуюся источником изготовляемых из нее наркотиков.
Высушенная или невысушенная зеленая травянистая часть конопли -- «марихуана». Это -- похожие на табак, обычно светлые зеленовато-коричневые, мелко размолотые сушеные листья и стебли. Будучи плотно спрессованными в комочки, они носят название «анаша» или «план».
Самым сильнодействующим является тетрагидроканнабиол (гашиш). Прессованная смесь смолы, пыльцы и мелко измель-ченных верхушек конопли (жаргонные названия -- «наша», «гашиш», «план», «хэш»).
Гашишное масло -- наркотическое средство, получаемое из конопли с помощью различных растворителей и жиров. Самый сильный наркотик из этой группы. В нем наркогенных веществ в 30--40 раз больше, чем в конопле.
Первитин (метамфетамт) -- кустарно приготовленная жидкость, прозрачная или слегка мутная, бесцветная, желтая или коричневая
Пер-воначальное действие этих веществ на центральную нервную систему возбуждающее, а затем сильно угнетающее, завершающееся сном с яркими сновидениями. В дальнейшем падает настроение, ме-няется поведение. При тяжелом отравлении возможен смертель-ный исход. Длительное употребление приводит к изменению личности. Сопровождается соматовегетативными нарушениями, учащенным сердцебиением, понижением артериального давле-ния, мышечным расслаблением, изменением сухожильных реф-лексов и т. п.
Действие каннабиса не поддается четкой классификации. Наркотик вызывает галлюцинации, определенное стимулирую-щее действие, проявляющееся, в частности, в учащении пульса и дыхания. В некоторых случаях анаша или гашиш усиливают агрес-сивность и сексуальную активность, но в принципе ни то, ни другое не является типичным.
Со стороны заметнее всего красные глаза и (не всегда) безу-держный смех без причины - включается сам собой некий ме-ханизм, который вызывает неконтролируемые взрывы хохота.
Действие каннабиса длится несколько часов, не более вось-ми -- десяти. В ощущениях свои спады и подъемы, случаются некоторые провалы. После начального возбуждения постепенно впечатления бледнеют, человек успокаивается и впадает в некий транс.
Содержащиеся в каннабисе психоактивные компоненты вызы-вают резкое нарушение функций головного мозга, что влечет за собой возможные отрицательные последствия даже при одно-кратном потреблении препарата. Это ведет к сни-жению работоспособности, плохому качеству работы, у учащих-ся -- к ухудшению усвоения материала и плохой успеваемости.
Содержание некоторых канцерогенных элементов, вдыхаемых при курении марихуаны, на 70% выше, чем в табачном дыме, и при длительном ежедневном курении нарушается нормальная работа легких.
Суммируя сказанное, отметим, что препараты конопли -- опасные наркотики. Они называются «легкими», но это или заблуждение, или ложь.
Кроме препаратов конопли к галлюциногенам относятся пси-хоактивные вещества, которые даже в очень малых дозах вызы-вают галлюцинации или кратковременные психозы. Сюда относятся ЛСД -- синтетический препарат грибков-паразитов ржи и других злаковых; ве-щества, получаемые из некоторых грибов (псилоцибин), кактусов (мескалин); лекарства: астматол, циклодол, димедрол. Среди наи-более распространенных можно назвать ЛСД и псилоцибин.
ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) -- «эталонный» галлюциноген.
Воз-никают психические нарушения различной степени тяжести, вплоть до полного распада личности. Примерно через 1 час после приема ЛСД развивается острый психоз, продолжитель-ность которого около 12 часов.
Тяга к наркотическим средствам -- нечто значительно более сложное и значительно более фундаментальное, чем просто стремление получить удовольствие, «словить кайф» или испытать какое-то определенное ощущение. Потребление наркотиков свя-зано с общим жизненным контекстом, с общей структурой лич-ности, содержанием важнейших ее потребностей, интересов, цен-ностей, запросов. Кстати, амфетамины не вызывают физической зависимости и такого тяжелого синдрома лишения, как опиаты или барбитураты, но избавиться от пристрастия к ним совсем не просто. И это тоже подтверждает, что наркомания не сводится к совокупности тех или иных реакций и непосредственных мотивов (получить удовольствие, уйти от ломки и т. д ) таблица 1.
Социально-опосредованные осложнения зависимости от опиатов
Социально-опосредованные осложнения в большей или меньшей мере присущи зависимости от лю-бого типа наркотиков, но в случае опиатной нар-комании они проявляются наиболее ярко.
Одиночество -- результат погруженности нарко-мана в свои переживания и поиск наркотиков, раздражительности и эгоистичности. Одиночество для наркомана означает потерю друзей и семьи, невозможность поделиться своими проблемами ни с кем. Чувство одиночества и отгороженности от людей часто провоцирует на увеличение дозы нар-котиков и на самоубийство.
Безработица возникает оттого, что наркоман не может удержаться на одном месте работы, чаще всего по причине постоянных прогулов, опозда-ний и редкостной неисполнительности. Те боль-ные, которые стали наркоманами в юном возрас-те, не могут работать из-за отсутствия необходи-мого образования.
Преступления обычно являются результатом без-работицы и безденежья, а вовсе не агрессивнос-ти. На опиатные наркотики нужно довольно мно-го средств, а взять денег негде. Поэтому нарко-маны вынуждены воровать, мошенничать, зани-маться проституцией или торговать наркотика-ми.
Самоубийства. Любой, кто знаком с общими ос-ложнениями наркомании, не удивится высокой час-тоте самоубийств среди наркоманов. Но для них есть еще одна причина: бесконечные неудачные попытки вылечиться. Тяготы жизни с наркотика-ми и невозможность расстаться с ними создают психологическую ловушку, единственный выход из которой видится в самоубийстве.
1.5 Профилактика наркоманий
Наркомания практически не поддается лечению, поэтому важное значение представляет ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму бо-лезни. В истории борьбы с наркоманией и попыток осущест-вления профилактики этого страшного зла можно выделить три этапа.
Запретительный этап относится к 1950--1970 годам, когда общество (прежде всего Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы) признало: наркомания стала траге-дией больших масс молодежи. Тогда профилактика сводилась к формированию представлений об опасности наркотиков, вы-работке страхом отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты -- вот ключевые понятия этого этапа. Здравомыслящему человеку понятна низкая эффектив-ность такой политики.
Информационный этап приходится на 1980-е годы, и его логика -- в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, ста-тистические данные и суждения ученых становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что зна-ние беды поможет человеку не поддаться ее влиянию. Как и любая ограничительная политика, она тоже не дала желаемого результата.
Очевидно, что знания о наркотиках и негативное отноше-ние к ним должны быть подкреплены опытом отказа от нар-котического пути решением актуальных для человека проблем. В этом и состоит смысл современного третьего этапа. Его можно условно назвать воспитательным этапом.
Воспитывающая, обучающая технология может быть эффек-тивной только в случае ее направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, аффективную и практическую.
Между тем реальная устойчивость к наркогенному давлению среды может быть сформирована лишь в том случае, если у ребенка развиты общие механизмы эффективной соци-альной адаптации (ребенок может реализовать свои социальные потребности, не прибегая к наркотикам). Все это возможно лишь при вовлечении ребенка во взаимодействие с широким кругом лиц и явлений, в процессе его общей социализации.
Многие факторы риска в развитии наркомании несовершен-нолетних носят внутриличностный характер, где внешние об-стоятельства выступают как «запускающий» их механизм. Сле-довательно, педагогическая профилактика должна быть связана с процессом самовоспитания -- осознанной и самостоятельной деятельностью человека по совершенствованию своей личности. Таким образом, педагогическая профилактика предполагает вза-имосвязь трех основных педагогических процессов: социализа-ции, самовоспитания и специального образовательного педаго-гического воздействия на личность ребенка -- антинаркотиче-ского воспитания.
К сожалению, такая модель педагогической профилактики не ориентирована на детей и подростков, имеющих начальный опыт одурманивания. Как правило, сфера заботы педагогов -- те, кто еще «не пробовал», и те, кто уже систематически ис-пользует наркотические и токсические вещества. Между тем своевременная психолого-педагогическая коррекция способна эффективно предотвратить развитие наркогенного заражения у начинающих. Первая проба детьми одурманивающего вещества, как правило, остается незамеченной дм их родителей и учи-телей.
На современном этапе развития российского общества назрела острая необходи-мость решения основных задач организации профилактики употребления наркотиков в образовательных учреждениях стра-ны. Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготов-ки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.
Во-вторых, необходимо в экстренном порядке выработать определенные способы сотрудничества общества, различных об-щественных организаций и государственных структур с семьей. При этом крайне важно организовать активность самих родите-лей на уровне двора, школы, микрорайона, муниципалитета в виде организации и поддержки таких движений, как «Родители против наркотиков», «Школа без наркотиков», «Чистый район». Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консуль-тативных пунктов. Именно они на профессиональном уровне должны обеспечить семьям первичную помощь, именно они должны стать посредниками между семьей и специалистами.
В-третьих, необходимо найти достойное место в общеобра-зовательных программах основам здорового образа жизни, фор-мированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка потребность быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней, предвидеть грозящие опасности и находить пути их предупреждения. Речь идет о задаче школы в формировании новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье.
В-четвертых, необходимо обеспечить действенную социаль-ную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабили-тационные центры, комиссии по защите прав несовершенно-летних). Сейчас для этого появилась новая законодательная основа: Федеральный закон «Об основах системы профилак-тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В рамках этого закона следует установить взаимодействие специалистов различных ведомств в профилактике нарко-мании.
В феврале 2000 года Коллегией Министерства образования Российской Федерации утверждена «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образователь-ной среде». В ней выделены первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ.
Первичная профилактика направлена на формирование обще-ственного неприятия употребления наркотиков, на предупреж-дение приобщения детей и подростков к наркотикам. Сущест-венную роль в достижении целей этого этапа ифает современная школа.
Первичная профилактика разрабатывается с учетом необхо-димости влияния на три основные сферы самореализации ре-бенка -- семью, образовательное учреждение и место проведе-ния досуга (включающего микросоциальное окружение). Стра-тегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизнен-ного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактив-ных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспита-нию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспе-чивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять нарко-тики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекра-щении приема наркотиков;
внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
развитие социально-профилактической инфраструкту-ры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска» наркотизации и ребенка, заболевшего нарко-манией.
Итак, можно полагать, что наиболее адекватной для совре-менного состояния развития общества является стратегия сдер-живания распространения наркомании. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избав-ления от наркомании нереально. Следует подчеркнуть, что про-блема предупреждения употребления наркотиков не может быть решена исключительно запретительными мерами. Традицион-ный проблемно-ориентированный подход, акцентирование негативных последствий приема наркотиков в отрыве от других средств не дадут нужного эффекта.
Именно поэтому в качестве стратегического приоритета пер-вичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патоло-гию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от воз-никновения проблем потенциал здоровья -- освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Оче-видная цель позитивно направляющей первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственны-ми психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.
Вторичная профилактика направлена на тех, кто уже ис-пытал на себе влияние наркотиков, но не обнаруживает про-явления болезни. Цель профилактики -- максимально сокра-тить продолжительность воздействия наркотика на человека, ог раничить степень вреда, наносимого как потребителю, так и окружающему микросоциуму -- друзьям, одноклассникам,
семье, то есть предотвратить возникновение хронического и !«заразного» заболевания. Результативность этого этапа может быть определена по полному прекращению дальнейшей нарко-тизации и восстановлению личностного и социального статуса учащегося.
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются создание системы раннего выявления потребителей наркотиков, обеспечение доступности комплексного обследова-ния и оказание квалифицированной психологической, меди-цинской, педагогической и социальной помощи.
Педагоги, школьные психологи, социальные работники вмес-те с родителями таких учащихся должны стремиться к созданию атмосферы непримиримости к повторному употреблению нар-котиков и оптимизировать их здоровые личностные и социаль-ные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребы-вание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнитель-ного образования и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.
В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащий-ся нуждается в специальном комплексном обследовании, ле-чении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень пораже-ния личности и каков предполагаемый реабилитационный по-тенциал.
Третичная профилактика направлена на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реа-билитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на макси-мально возможном уровне.
Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реаби-литации детей и молодежи в системе Министерства образова-ния Российской Федерации. Помимо специализированных цент-ров в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социаль-ной помощи -- ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:
© -- оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употреб-ляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную за-висимость;
© -- оказание консультативной помощи и правовой под-держки родителям по вопросам наркозависимости детей и мо-лодежи; организация общеобразовательного и профессиональ-ного обучения и с этой целью создание учебных классов, сту-дий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;
© -- оказание организационно-методической и консульта-тивной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от психо-активных веществ;
© -- взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных ве-ществ;
© -- разработка и апробирование реабилитационных про-грамм для детей и молодежи с зависимостью от психоактивных веществ;
© -- разработка программ профилактики срывов и рециди-вов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и ре-абилитацию и интегрированных в образовательное учреждение.
Работа с родителями в процессе профилактики наркомании предполагает реализацию воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению наркотической зависимости) и об-разовательных (освоение основных приемов организации семей-ной профилактики) задач.
Именно педагоги образовательных учреждений способны вовлечь ребенка в интересный мир, в котором каждая минута жизни будет заполнена значимым содержанием, в котором мно-го созидательной деятельности.
Таким образом, внедрение основных направлений Концеп-ции профилактики наркомании должно привести к общему снижению спроса на наркотики и числа лиц, заболевших нар-команией, а также к сокращению численности «группы риска» по фактору «наркомания».
В результате станет больше тех, кто понимает -- дальней-шее распространение наркомании может привести к краху че-ловечества.
Заключение
Вот он тащился чуть не умирая,
Через минуту ж - где достал, бог весть!
Радостях искуственного рая
Мир может на лице его прочесть! …
А сколько их сейчаз бредет по свету,
Чья участь то сладка, а то тяжка …
И видимо уже спасенья нету от
Этого простого порошка …
Е. Винокуров.
Социальный кризис, вслед за экономическим пришедший в жизнь нашего государства и общества, делает задачу ради-кального искоренения наркомании в современных условиях малореализуемой. Однако, учитывая уже начавшееся поступа-тельное развитие экономики, преодоление инфляции, можно сделать вывод, что в наших силах удержать эту проблему в рамках, чтобы она не угрожала генофонду нации.
Поэтому проанализировав проблему наркомании как медико-социальноне явление, мы можем с уверенностью сказать, что всё-таки «спасение есть от этого простого порошка».
Наша сегодняшняя надежда на приостановление дальней-шей эскалации проблемы наркомании и токсикомании возла-гается на упреждающие меры.
Первой из таких мер является своевременное выявление потребителей наркотиков и токсических веществ путем массо-вых диагностических обследований (мониторингов). Но надо осознавать, что эффект от осуществления только такой меры сведется к выявлению определенного количества уже заболева-ющих и больных людей.
Другой важной мерой будет служить профилактика (в том числе психолого-педагогическая), проводимая под постоянным медицинским контролем (наблюдением), прежде всего для лиц с выявленной гиперчувствительностью, чьи личностные особен.
ности предрасполагают к поиску путей избавления от проблем через употребление наркотиков («группа риска»).
Третья мера -- обучение населения, ведущего здоровый, трезвый, социально позитивный образ жизни, приемам жизни в нездоровом обществе, среди людей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические вещества.
Задачи массовой профилактики -- это соблюдение и развитие условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья; пропаганда здорового образа жизни; предупреждение возникно-вения и развития заболеваний путем воздействия на неблагопри-ятные факторы окружающей среды и вредные привычки; как можно более раннее обнаружение нарушений адаптации к усло-виям внешней среды и проявлений заболеваний для проведения психокоррекционных мероприятий; предупреждение утяжеле-ния заболевания; восстановление трудоспособности.
Используя силы только здравоохранения, массовую профилак-тику, никаких болезней не предотвратить. Необходимы слажен-ные, координированные усилия всех систем социальной инфра-структуры общества на основе системного подхода к проведению соответствующих комплексных исследований, объединение по це-левому принципу всех средств здравоохранения, образования и достижений медицинской науки: от консультирования до новых методов психолого-педагогической коррекции патологических со-стояний, лечения и медико-социальной реабилитации.
По данному исследованию мы можем сделать вывод, что роль социального работника в этой проблеме очень высока. Главным образом в том, чтобы помоч наркоману приодолеть зависимость от ПАВ. Ведь путь наркомана к существованию без наркотиков долог и труден, и помочь ему - задача не только медиков, родных, близких и друзей, но и социального работника. Наркоман должен быть вновь принят семьей и обществом, и только после этого он сможет пойти по жизни самостоятельно.
Кроме того, необходимо проводить профилактику, целью которой является - сформирование психологического иммунитета, то есть вызвать у людей отрицательное отношение к наркотикам. Для этого необходимо обеспечить действенную социальную и правовую защиту, укреплять систему социальной помощи детям и взрослым, то есть создать как можно больше служб доверия, приютов, социально-реабилитационных центров. А так же, на мой взгляд, нужно повысить число различных секций, кружков, оздоровительных центров, где дети и взрослые смогут проводить своё свободное время так, как к наркотикам, в большенстве случаев, приобщяются от безысходности.
Чем здоровие социальная среда окружающая человека, тем здоровее общество, тем меньше социальных проблем в стране.
И в заключение целесообразно привести одно суждение, которое принадлежит человеку, испытавшему на себе власть наркотика:
«Человек всегда стремился к свободе и раскрепощению. Увы! Универсального пути достижения этих категорий нет. Каждый идет своей одинокой и трудной дорогой, и зачастую не хватает про-стого терпения, чтобы понять: ра-дость уже в том, что ты идешь, а не стоишь на месте. Тех же, кто с по-мощью наркотиков хочет познать рай на земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом, потому что жизнь -- она как дикий зверь -- не любит, когда ее боятся. Скорость вознесения всегда эквивалентна силе удара при падении».
Список литературы
1. Комиссаров Б. Г., Фоменко А. А. SOS: наркомания. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000 - с. 88-91.
2. Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991 - с. 58-74.
3. Наркомания: избавление от зависимости, лечение профилактика/Авт. - сост. В. И. Петров. - Мн.: современ. литератор, 1999 - с. 48-49.
4. Школа без наркотиков. Книга для педогогов и родителей // издание 2-е переработонное и дополненное // Под научн. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001 с. - 5-19, 56-61, 151-156.
5. Ягодинский В. Н. Убереч от дурмана. Кн. для учителя. М.: 1989 с. - 68.
Приложение
Таблица 1
Признаки употребления различных групп наркотиков
Психоактивное вещество |
Немедленное воздействие |
Долгосрочное воздействие |
|
1. Психодепрессанты а) Препараты опия б) Успокаивающие и снотворные пре-параты (транквили-заторы) |
Все вещества этой группы оказывают воздей-ствие, сходное с воздействием алкоголя. Они замедляют мыслительные и двигательные про-цессы человека и понижают способность к концентрации внимания. Они вызывают состо-яние «похмелья» или невнятную речь, сонли-вость и проблемы координации после прекра-щения воздействия интоксикации. Небольшие дозы уменьшают чувство беспокойства, тогда как более сильные дозы вызывают сонливость. Алкоголь повышает их воздействие, а повтор-ные дозы вызывают отравление из-за того, что вещество быстро не преобразовалось в резуль-тате обмена веществ. Распространены несчаст-ные случаи и самоубийства. Расслабление, снижение тревоги, замедление психической и физической активности, депрес-сия, спутанность мыслей. Притупление воспри-ятия удовольствия и боли. Обильный пот, паде-ние артериального давления, судороги. |
Необычная сонливость в самое раз-ное время, замедленная, «растяну-тая» речь, частое «отставание» от те-мы разговора. Добродушное поведе-ние, покладистость, впечатление по-стоянной задумчивости. Стремление к уединению в тишине и темноте. Психоактивные вещества этой груп-пы могут привести к зависимости. Продолжительное и значительное употребление может вызвать пробле-мы с памятью, неспособность к обу-чению, проблемы с координацией и после вывода вещества могут вы-звать конвульсии. |
|
2. Психостимуляторы |
Человек обычно испытывает краткое ин-тенсивное чувство интоксикации и преуве-личенное чувство уверенности в себе. Затем настроение быстро изменяется к худшему и может стимулировать человека к повторению дозы. Передозировка отме-чается чаще при «крэке», чем при других формах кокаина. Кофеин в кофе и чае быстро распространяется по организму и оказывает на человека возбуждающее действие. Слишком большое количество может вызвать усиление сердцебиения, чувство беспокойства и расстройство желудка. |
Гиперактивность, болтливость, раздра-жительность, проблемы психического здоровья, чувство подозрительности и недоверия к окружающим. Отсутствует чувство голода. Нарушается режим сна и бодрствования. Появляется сильное сексуальное раскрепощение. Деятель-ность носит непродуктивный, однооб-разный характер. Зависимость является распространенной. |
|
3. Галлюциногены а) Препараты коноп-ли б) Другие галлюци-ногены (ЛСД, пси-лоцибин и др.) |
Эйфория,тревога,подозрительность, смех, расслабление, ощущение пустоты в голове, речевое возбуждение, жестикуляция, лег-кость тела, искажение восприятия про-странства. Галлюцинации, иллюзии, деперсонализа-ция, бред, паника, депрессия, суицидаль-ные намерения, провалы в прошлое, сту-пор, расширение зрачков, учащенное серд-цебиение, потливость, дрожание. Возмо-жен психоз. |
Словоохотливость, колебания настро-ения, налитые кровью глаза, повышен-ный аппетит. Тревога, депрессия, без-различие, бездеятельность. Воздействие вещества продолжается несколько дней или даже месяцев после его принятия. Это явление часто называется «флэшбэк». Регулярное употребление галлюциногенов может ухудшить память и способность к концентрации внимания, что создает проблемы психического здоровья, ве-дет к непредсказуемому поведению. |
|
4. Ингалянты |
Эйфория, ощущение пустоты в голове, спутанность сознания, галлюцинации, по-теря аппетита, вспыльчивость, смазанная речь. Легко происходит передозировка, приводящая к повреждению внутренних органов, мозга и смерти от асфиксии. Наибольшей опасностью является внезап-ная смерть при вдохе ингалянта. |
Изменение поведения и личности. Расширенные или суженные зрачки, налитые кровью глаза, отек вокруг глаз, носовые кровотечения, высыпа-ния на коже вокруг рта и носа, потеря аппетита и отсутствие мотивации. Не-которые растворители токсичны для печени, почек или сердца, а другие могут вызвать нарушения мозга. |
|
Лексика (сленг) наркоманов
Баш -- доза гашиша, около 1 г.
Банка (салют, белое) -- солутан, эфедриносодержащее ле-карство, из которого на дому получают опаснейшие наркотики.
Винт (айс) -- первитин (метамфетамин).
Гера -- героин.
Глюки -- галлюцинации, вызванные использованием нарко-тических или токсических веществ.
Грибы -- один из видов поганок, содержит сильнейшие гал-люциногены.
Джсф (мулька, космос, эфенди) -- эфедрой.
Дима -- димедрол.
Дороги -- цепочки из «дыр», .то есть следов от уколов, по ходу вен на руках (или ногах).
Дунуть -- покурить коноплю в компании наркоманов.
Дурь (опилки, зимник, план) -- гашиш.
Дыры -- следы от уколов.
Кайф (волокуша, таска, нирвана) -- основная фаза нарко-тического опьянения, состояние, ради которого и употребля-ются наркотики.
Кода (катюха, пурь) -- кодеин.
Кокнар (кукнар) -- маковая соломка.
Колеса (сидней, атом, цикла) -- любые таблетки, способные воздействовать на сознание, в том числе «сиднокарб» (сидней), «этаминал натрия» (атом), «циклодол» (цикла).
Контроль -- кровь в шприце, закачанная из вены для того, чтобы предотвратить попадание в нее воздуха из шприца.
Костыль -- раскатанная пластина гашиша диаметром 1--3 см и толщиной 1--2 мм из расчета на 1--2 папиросы (может пере-сылаться в почтовом конверте).
Косяк -- сигарета с гашишем («забить косяк» -- пригото-вить папиросу с гашишем).
Кропаль -- продукт для приготовления гашиша (пластинка наркотика, как правило, в виде круга).
Литература (книжки, травка) -- марихуана, конопля, кан-набис. («Крутая тема» -- трава с повышенным содержанием каннабиолов.)
Лошадка -- метадон.
Ломка -- крайне болезненное состояние, возникающее у нар-команов после продолжительного периода воздержания от упо-требления наркотика.
Мара -- ткань, используемая в процессе приготовления га-шиша.
Мария -- опий.
Марафет (кока, кокс, крэк) -- кокаин.
Мойка -- лезвие для снятия наркотического вещества с ка-кой-либо поверхности (стенки или дна посуды).
Метро -- вена под мышкой. Используется теми, у кого руки должны быть «чистыми».
Мулька (коктейль, джеф, космос, эфенди) -- эфедрон.
Мультики -- галлюцинации, возникающие при действии ин-галянтов (возникающие видения напоминают мультипликацион-ный фильм).
Опилки (зимник, чернушка, план, дурь) -- гашиш (анаша, каннабис, чаре).
Определяться -- иметь внешние признаки наркотического опьянения.
Отход, отходняк -- конечная фаза воздействия наркотика на организм.
Париться -- вдыхать пары ингалянтов.
Пласт -- плантация конопли.
Пласт валит -- период массового сбора конопли (август-сентябрь).
Пластилин (пласт) -- разновидность гашиша высшего ка-чества, приготовляемая из пыльцы, снятой с макушек конопли.
Приход -- эйфорическое состояние, возникающее сразу после приема наркотика (обычно внутривенно).
Пяточка -- окурок папиросы с наркотиком.
Передок -- слишком большая доза наркотика.
ПСП -- продукт домашней переработки полиэтиленовых пакетов, обладающий сильнейшим психоделическим воздейст-вием. Употребляется как заменитель ЛСД.
Сидеть на игле -- постоянная потребность в наркотиках, вводимых внутривенно с помощью шприца.
Симпляк (терьяк, опиюха, химканка, карахан) -- опий и экстракт маковой соломы.
Смотреть стриптиз -- галлюцинации, связанные с сексуаль-ным содержанием, возникающие у подростков при использо-вании ингалянтов.
Султыга -- ацетилированный опий.
Торчать -- испытывать эйфорию.
Травка (дурь, план, клевер, сено, божья травка, Мэри Джейн, нот, грае, хей, виид) -- марихуана.
Флет -- квартира, в которой можно собираться в отсутствие взрослых.
Химка -- гашишное масло.
Химпласт -- конечный продукт переработки гашишного мас-ла, приготовленного из пыльцы конопли.
Центряк -- вена на локтевом сгибе.
Чифирь -- крепкий чай (экстракт чайного листа).
Ширка -- самодельный препарат, содержащий первитин.
Ширяться (шмыгаться) -- вводить что-нибудь внутривенно.
Употребление сленга наркоманов, изменения во внешности и в поведении не всегда служат верным доказательством упо-требления ребенком наркотиков. Очень часто эти перемены могут иметь другое объяснение.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |