Реферат по предмету "Литература"


Антивоенная направленность советской литературы II половины ХХ века

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение школа-гимназия № 25






Выполнил:
Ученик 11-Гкласса
Лупашевский Андрей
Краснодар, 2006
План реферата.
 
1. Вступление……………………………….……….3
2. “Война – жесточенету слова”…………………4
3. Гуманизм и неприятие войны в произведениях советскихписателей……………….6
3.1. Сашка у Кондратьева – воплощение лучших человеческихкачеств………………………6
3.2. “У войны неженское лицо”……………......9
4. Трагическая судьба простого солдата………12
4.1. Первые сражения и заключительный этап войны впроизведениях В. Быкова……...............12
4.2. Война в интерпретации К. Симонова в “Живых и мертвых”………………………………….16
4.3. “Горячий снег”Юрия Бондарева…………20
5. Заключение………………………………….…..25
6. Список литературы…………………………….25
7. Рецензия…………………………………….…...26
1. Вступление.
VictoriaCruenta
(Победа,купленная кровью)
Латинскийфилософ Саллюстий
Я выбрал эту тему неслучайно. В прошлом году наша страна отмечала шестидесятилетие победы надфашистской Германией. Всплыли воспоминания тех, кто прошёл эту  ужасную войну, снова протянулись руки кправдивым произведениям советских писателей.
“Батальоныпросят огня”Ю. Бондарева, “Навеки девятнадцатилетние”и “Пядь земли”Г. Бакланова, “На войне как на войне”В. Курочкина, “Убиты под Москвой”К. Воробьёва, “Живые и мёртвые”К. Симонова…
Эти и многие другиекниги упрекали в “дегероизации”войны, “излишнем”пацифизме, излишнем натурализмеописаний, не замечая того, что все эти “недостатки”порождены ни чем иным, как больюза человека, оказавшегося на войне, в этом чуждом, с нечеловеческими условиямимире.
“Нам было повосемнадцать лет, и мы начинали любить мир и жизнь, нас же заставили стрелятьпо всему этому. Первая разорвавшаяся граната ударила нам в сердце. Мы отрешеныот деятельности, от стремлений, от прогресса. Мы уже в это не верим: мы верим ввойну. Наше знание жизни ограничено знанием смерти… Мы сожжены фактами…мыбеспомощны, как дети, и опытны, как старики”. Сколько страдания, непониманияэтой странной жизни слышно в строках, написанных когда-то великим немецкимписателемЭрихомМарией Ремарком. В строках, которые стали так актуальны во время ВеликойОтечественной войны и были подхвачены молодыми советскими писателями.
И многиеписатели-фронтовики, такие как Б. Васильев, В. Быков, К. Симонов и др. сталиписать о войне только правду, которую видели сами. Они писали эту правду не длятого, чтобы сеять панику в рядах Красной Армии, не для запугивания молодёжи, адля того, чтобы те, кто прочитает их книги, поймут, что война – это самое ужасное,что только может быть. Поймут и постараются больше никогда не допустить новойвойны.
Я постараюсьрассказать Вам о наиболее ярких, наиболее животрепещущих произведениях о самойстрашной войне на Земле, произведениях, позволяющих понять боль человека, попавшегона войну.
2. Война – жесточе нету слова.
А. Твардовский
 
И молодежи и государственным деятелям я хочу сказать:не забывайте исторических фактов антисемитизма и геноцида… не забывайте!
Из интервью А. Шапиро, Нью-Йорк,2004 год

Великая Отечественная война – этотяжёлое испытание.
Всего за пять неполных летпогибло более двадцати миллионов советских людей.
1418 дней и ночейбушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая все, что было создано их трудом.
Десятки миллионовсыновей и дочерей потеряла наша Родина — мать. Нет семьи, которой бы некоснулась война.  Чем измерить глубинуутраты и  силу нашей скорби?  Даже теперь, столько лет спустя после Победы,матери ждут сыновей, жены — мужей, дети — отцов.
Память и надежда. Онивсегда с нами и в нас. И нынешняя телевизионная программа “Жди меня” этому подтверждение.
Жертвенность и стойкостьнашего народа сделали победу над фашизмом возможной. Огромное количествопленных солдат, мирных жителей, оставшихся на оккупированной территории,попадали в концлагеря.
Самыми страшными из них являютсятакие, как Освенцим (Аушвиц), Майданек, Треблинка, Травники и Бухенвальд.
Печальноизвестный Освенцим… За пять лет там было умерщвлено до четырёх миллионовчеловек: мирное гражданское население, военнопленных. Узники Освенцимапринадлежали к различным национальностям и говорили на самых разных языках: русском,белорусском, чешском, немецком, французском, греческом, иврите, хорватском,итальянском, венгерском, голландском, норвежском, польском, цыганском,румынском, словацком, сербском, украинском, английском.
Какустановлено расследованием в Освенцимских лагерях, кроме людей, предназначенныхдля опытов, постоянно содержалось около двухсот тысяч узников для эксплуатациина самых изнурительных каторжных работах, где люди доводились до крайнегоистощения, после чего, как негодные, истреблялись. Каждую неделю немецкие врачипроизводили среди заключенных отбор (“селекцию”), в результате которого всехбольных и потерявших трудоспособность умерщвляли в газовых камерах. Вместо нихобщий состав заключенных постоянно пополнялся отобранными из приходящихэшелонов. Это была организованная система страшного конвейера смерти: однихубивали, других ставили на их место, беспощадной эксплуатацией доводили доистощения и болезней и в свою очередь направляли в газовые камеры.
Других людейэсэсовцы выстраивали  в тысячные колонныи под вооруженной охраной, окруженных надсмотрщиками с палками и собаками,гнали на работы. Надсмотрщики и мастера зверски избивали каждого: одного за то,что разогнул спину, другого за то, что мало земли забрал лопатой, третьего замедленную работу, четвертого побоями заставляли бегом возить тачку. Тех, ктопадал от изнеможения, здесь же на месте расстреливали. Места работ былиодновременно местами массовых убийств заключенных.
Об этомрассказывает нам и Андрей Соколов из произведения М. Шолохова “Судьбачеловека”.
Набат поэтаЕ. Евтушенко в наше мирное время взорвал эфир силой своих стихов, навеянныхвпечатлением от увиденного в лагерях смерти.

Люди мира! На минуту встаньте!
Слушайте, слушайте, гремит со всех сторон.
Это раздаётся в Бухенвальде колокольный звон.
Звон гремит, гремит над всей землёю,
И звенит взволнованно эфир.
Люди мира, будьте зорче втрое!
Берегите мир!

Оккупированныеи разбомблённые прекрасные города России: Брест, Киев, Харьков, Сталинград,Курск. Высотные здания превращены в пыль. Дороги покрыты минными воронками. Деревьевне осталось совсем.


Но особуюстраницу в истории нашей страны занимает Ленинград. Девятьсот дней продолжаласьизнурительная, жестокая блокада. Ленинградцы держались, как могли, но запасыпищи и воды иссякали. Три года осады – и всё же город выстоял.

Слушай, Ленинград,
Я тебе пою
Задушевную песню мою…

На защитуРодины поднимались новые ряды её освободителей, новые ряды её сынов.
Гимном кэтому порыву звучала музыка Александрова на стихи первой песни войны…

Вставай страна огромная!
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!

Не забытьвсем последующим поколениям, что сделали для нас отцы и деды в 1941, 1942,1943, 1944, 1945 гг.

3. Гуманизм и неприятие войны в произведениях советскихписателей.
3.1. Сашка уКондратьева – воплощение лучших человеческих качеств.
Как  это  было! Как  совпало-
Война,  беда, мечта  и  юность!
И  это всё  в  меня запало
И  лишь потом  во  мне очнулось!
Эти строки ДавидаСамойлова можно назвать ключом к человеческой и писательской судьбе В.Кондратьева.
Как  глубоко запало  пережитое  тогда... Это  только  в первые  дни  мира казалось,  как  поется в  песне  Окуджавы: “С  войной  покончили мы  счеты...”  Не кончили,  и  сейчас уже  ясно,  что до  конца  своих дней  не  рассчитаемся. Случаются  дни,  когда снова  подступает  она вплотную,  и  некуда от  нее  деваться. Так  было  и у  Вячеслава  Кондратьева, это  и  толкнуло его  к  перу. Только  страстная  вера в  то,  что он  обязан  рассказать, а  люди  должны узнать  о  его войне,  о  его товарищах,  которые  сложили голову  в  затяжных, стоивших  нам больших  жертв боях под Ржевом, — только такая неостывающая, ни  с  чем не  считающаяся  вера могла  питать  это упорство  в  написании рассказов  и  повестей о  тяжелых  днях.
Повесть  “Сашка” была  сразу  же замечена  и  оценена по  достоинству.  Читатели и  критики,  проявив на  сей  раз редкое  единодушие,  определили ей  место  в ряду  самых  больших удач  нашей  военной литературы.  Повесть  эта, составившая  имя  Вячеславу Кондратьеву,  и  сейчас, когда  перед  нами уже  целый  том его  прозы,  несомненно, лучшая  из  всего, что  он  написал.
К.Симонов говорил впредисловии к “Сашке”: “Это история человека, оказавшегося в самое трудноевремя в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдат”.
В данном произведенииразвёрнута психологическая картина фронтовых будней под Ржевом. С осени 1941года по март 1943 года здесь велись ожесточённые бои с группой немецких армий “Центр”. Памятью этих изнуряющих,затяжных боёв подсказано А.Твардовскому одно из самых горьких военныхстихотворений “Я убит под Ржевом …”

Фронт горел, не стихая,
Какна теле рубец.
Яубит и не знаю,
Нашли Ржев наконец?
…Летом,в сорок втором,
Язарыт без могилы.
Всем,что было потом,
Смертьменя обделила.
От “я”рассказ переходит к солдатскому “мы”:
…Чтонедаром боролись
Мыза родину-мать,
Пустьне слышен наш голос,
Выдолжны его знать.
Двадцатилетний Сашкавоюет под Ржевом. Остался ли он в живых, как далеко прошёл дорогами войны, чемотличился, мы так и не узнали.  В грязи,в холоде и голоде, в дни, когда мало кто из стоявших на одном рубеже с ниммечтал или надеялся дожить до победы, Сашка по совести решает поставленныеперед ним жизнью нравственные проблемы и выходит из испытаний возмужавшим идуховно окрепшим.
Вот он добываетваленки для ротного; раненый возвращается в роту проститься с ребятами и отдатьавтомат;  ведет санитаров к солдату;берет в плен немца и отказывается его расстреливать; встречается с Зиной;  выручает лейтенанта Володю. Эти эпизодыраскрывают личность Сашки с разных сторон. Он как бы проходит испытания навыносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытание властьюнад другими людьми.
Эта нехитрая фабулаповести дала возможность автору показать удивительный характер советскогосолдата и создать произведение глубокого идейно-художественного содержания.Автору удалось нарисовать обаятельный образ человека, воплотившего лучшиечеловеческие качества. Ум, смекалка, нравственная определенность герояпроявляются так непосредственно, открыто, что сразу вызывают к нему доверие,сочувствие и понимание читателя. Сашка умен, сообразителен, ловок. Об этомсвидетельствует эпизод пленения немца. Он постоянно в действии, в движении,многое видит вокруг себя, думает, размышляет.
Представим,  что война  пощадила  и Сашку,  и  того тяжело  раненного  солдата из  “папаш”,  которого герой,  сам  раненый, перевязал  и  к которому,  добравшись  до санвзвода, привел  санитаров. Стал  бы вспоминать этот случай  Сашка?Скорее  всего,  нет, для  него  в нём  нет  ничего особенного,  он  сделал то,  что считал  само собой разумеющимся,  не придавая  ему никакого значения.  Но  тот раненый  солдат,  которому Сашка  спас  жизнь, наверняка  никогда его  не забудет.  Что  из того,  что  он  незнает о Сашке  ничего,  даже имени.  Сам  поступок раскрыл  ему  в Сашке  самое  главное. И  если  бы их  знакомство  продолжилось, оно  бы  не так  уж  много  добавило  к тому,  что  он узнал  о  Сашке в  те  считанные минуты,  когда  свалил его  осколок  снаряда, и  лежал  он в  роще,  истекая кровью.
Один из главныхэпизодов повести – отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда у Сашкиспрашивают, как же он решился не выполнить приказ – не стал расстреливатьпленного, разве он не понимал, чем это ему грозило, он отвечает просто: “Людиже мы, а не фашисты…” В этом он непоколебим. Простые его слова исполненыглубочайшего смысла: они говорят о неодолимости человечности. Перед русскимпарнем был не фашист, а несчастный человек – орудие нацистской машины.
Сашка вызываетуважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, необезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже зато, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышнуюоборону, за ребят, которых не похоронили. Он старался вести пленного так, чтобне видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них,стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.    Сашка жалеет немца, не представляет, каксможет нарушить данное ему слово. “Цена человеческой жизни не умалилась в егосознании”. И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленногонемца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь,заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, иСашка не опускает перед ним взгляд, чувствуя свою правоту. “И отвернул глазакапитан”, отменил свое приказание. Сашка же испытывает необыкновенноеоблегчение, видит, будто впервые и “церкву разрушенную”, и “синеющий бор заполем, и нешибко голубое небо” и думает: “коли живой останется, то из всего, имна передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самымнезабывным…”
В простом русскомсолдате воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия: мужество, ум,бодрость духа в самых критических ситуациях, выносливость, трудолюбие, гуманизми глубочайшая вера в победу. Поэтому эта повесть читается с гордостью за нашумолодежь, за нашу страну.
3.2. У войны неженское лицо.
А. Алексиевич.
 
Зенитчицы кричали
И стреляли...
И падали
И поднимались снова,
Впервые защищая наяву
И честь свою
(в буквальном смысле слова!),
И Родину,
И маму,
И Москву.
Роберт Рождественский
Женщина на войне – что может быть противоречивееэтого? Сущность войны несовместима с человеческой природой, тем более женской.
Не было на свете еще ни одной войны, которую быразвязали женщины, т.к. никогда участие их в войне не считалось нормальным иестественным.
Война – это смерть, потери, боль, страх – это всё,что так несочетаемо с женским созидательным, а не разрушительным началом.
Но судьба распоряжалась по-своему. И на фронтерядом с мужчинами оказывались женщины, как в повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…”.
Трагическая ситуация, когда молодые девушки, ещётолком не пожившие, не успевшие войти во взрослую жизнь, берут в маленькие,хрупкие руки тяжёлые винтовки и идут защищать свою честь, честь своих матерей,своей общей матери – Родины.
Героини этой повести очень разные. Каждая из нихуникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломаннойвойной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. А для этогонеобходимо выполнить  свой долг –уничтожить врага.
Пять девушек во главе со старшиной Васковым идут оста­новитьдиверсантов и уходят в бессмертие.
Писателю удалось создать правдивое и в высшей степениэмоцио­нальное произведение. Его герои не знают, что им го­товит судьба, онимолоды, полны отваги и решимости. Но непомерно высока цена победы. Гибнет ЛизаБричкина, так и не успевшая дойти до помощи. Поэтому и торо­пилась, неубереглась на болоте, утонула в трясине. Соня Гурвич, умная и талант­ливаядевушка, читавшая нараспев Блока, напоролась на немецкий нож. Галя Четвертак,самая молодая, по-детски радова­лась, что ее взяли на ответственное задание. Апотом не выдержала напряжения, не справи­лась с собственным страхом.
Старшина Васков, возгла­вивший операцию, понимает, чтововек ему не забыть этих смертей. Но у Риты Осяниной и Женьки Комельковой “свойсчет к войне имеется”. Они пришли мстить за родных, за раз­битую и искалеченнуюжизнь.
Писатель подробно, описывает картину боя и гибели всехдевушек. Но  хорошо обученные и вооруженныефаши­сты не выполнили задание, потому что “пять девочек, всего пять”, как в отчаянии выкри­кивал Васков, встали на ихпути.
Предназначение женщины, дарованное ей природой,извращается в условиях войны. А женщина – хранительница очага, продолжительницарода. Она является символом жизни, тепла и уюта. Как женственна рыжаяКомелькова с волшебными зелеными глазами. А Лиза Бричкина? Она символизируетдом, очаг, создана для семейной жизни, но этому не суждено сбыться… Каждая изэтих девушек “могла нарожать детишек, а те бы внуков и правнуков, атеперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки бесконечной пряжи человечества,перерезанной ножом”. В этом заключается трагизм повести.
Бесчеловечностьвойны в её противоестественности подчеркивается образом тихих зорь,символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие нити жизней.“Положил ведь я вас, всех пятерыхположил...”. Васильев “убивает”девушек, чтобы показать невозможность существованияженщин в условиях войны. Да, женщины на войне совершают подвиги, ведут в атаку,спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. “А немцы ранили ее вслепую, сквозьлиству, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но онастреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому чтовместе с кровью уходили и силы”. Теплота и любовь, скрытые в их сердцах, навсегдаложатся в сырую землю.
Мы не ждалипосмертной славы,
Не хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ю. Друнина. «Зинка»

Но мужчины, выжившие в войне, навсегда останутся свечным комплексом вины перед ними. Поэтому Васильев спрашивает, оправданы литакие жертвы на войне, не слишком ли это высокая цена победы?
4. Трагическая судьба простого солдата.
4.1. Первые сражения и заключительный этап войны впроизведениях В. Быкова.
“Война есть противное человеческому естеству состояние”, — писал Л. Толстой, и нельзя несогласиться с этим утверждением.
Писал о войне горькую правду и Василь Быков, правду отом, о чём старались умолчать, закрыть воспеванием побед, преуменьшениемпотерь.
Своюточку зрения на этот вопрос он высказал в статье “Живая память поколений”. В ней он писал: “Сороковые годы дали нашейлитературе ряд замечательных образов героев: мы привыкли за много лет кмужественному, неунывающему рядовому В. Теркину, к несгибаемому в своем священномстремлении стать в строй бойцов Мересьеву, к мужественным разведчикам Э.Казакевича”, однако, “правда о войне, о подвиге народа была высказана далеко невся”.И эту неполноту правды можно было как-то понять, оправдать(писатели “шли по горячим следам событий”, не имели ни времени, нивозможностей для осмысления всех проявлений войны), но согласиться, примиритьсяс нею – значило бы для Быкова изменить своему опыту, памяти, совести.
Вернувшисьс войны, он решил открыть эту правду юному поколению.
Одной из самых искренних, трогательных его повестей, намой взгляд, стала повесть “Журавлиный крик”.
Сюжет повести прост: шестеро простых солдат поставленныхна железнодорожный разъезд, дабы первыми обнаружить “фрицев”, погибают в неравнойсхватке с противником.
Быков написал свою повесть так, что мы понимаем: не всётак просто, как кажется…
Старшина Карпенко и вверенные ему пять солдат: молодойВася Глечик, интеллигент Фишер, блатной Федька Свист, могучий Иван Пшеничный итомный Алик Овсеев… У каждого была своя жизнь, состоящая из белых и чёрных полос.Но страницы произведения заставили нас сильнее прочувствовать весь трагизм ихжизненного финала.
Иван Пшеничный… Человек он волевой, сильный, но Быков ссамого начала повести добавляет его девиз: “Всё себе и больше никому!”
Почему же мы не испытываем неприязни к этому человеку?Тем не менее, встаёт другой вопрос. А за что он должен что-то давать другим?  Родился этот солдат в семье зажиточногокрестьянина, но в отца не пошёл, а записался со своим другом Яшкой вбольшевистскую партию. Его хорошо приняли, не прогоняли, просто иногда называли“молодым подкулачником”. Затем его отца раскулачили. Из кружка Ивана выгнали. Ион переехал в город, где научился сапожницкому делу. Снова поступил в партию.Пошёл в армию, начал там забывать о своём прошлом, но, однажды, когда он, каклучший лыжник своей части, хотел участвовать в гонках, его прямо со старта снялстарший политрук, сказав, что у Пшеничного не всё в порядке с биографией… Ещёмного лет тень отца витала над Иваном, и, в конце концов, он перестал доверятьлюдям и стал извлекать выгоду только для себя.
А на войне он ищет выход из ситуации: сдаться ему немцамили нет? И он решает сдаться. Ночью тихо уходит к ним, где его безжалостноубивают в спину…
Фишер…Первым заметил немецких мотоциклистов и почувствовал: “пришло время, когдаопределяется весь смысл его жизни”. И очень хотелось, чтобы старшина изменил онем мнение. Очевидно в эту ночь “немудрёная мерка солдатских достоинств,принадлежащих старшине, в какой-то мере стала жизненным эталоном для Фишера”.Его выстрелы предупредили Карпенко и остальных, хотя он мог позаботиться осебе.
ОднакоФишер не знал, что убежать или затаиться в его положении – вполне пристойно ичестно. Ему представилось строгое скуластое лицо старшины, он почти наявууслышал презрительный окрик: “Эх ты, растяпа!” И тогда весь мир для негоограничился укоризненным взглядом сурового старшины и этой цепочкой мотоциклов.И он дождался переднего, выстрелил, попал, и тотчас очередь из автоматаразмозжила ему голову.
ПослеФишера, в самый разгар боя на переезде гибнут Карпенко и Свист. О себе Карпенконе очень тревожился: он сделает все, что от него потребуется. Это надежныйслужака, не избалованный жизнью. Его действия в бою предрешены. А смерть Свистанаступила вследствие неравного единоборства с немецким танком: он схватил двегранаты и бросился с ними под гусеницы.
Повестьзаканчивается, когда Василий Глечик, самый юный из шестерых, еще жив, но, судяпо всему, обречен. Мысль о том, чтобы оставить позицию, спастись, была для негонеприемлемой. Нельзя нарушить приказ комбата, его нужно выполнить любой ценой.
Вдругон слышит пронзительный крик, крик молодого раненого журавля, отстающего отстаи. И чувствует, как слёзы наворачиваются на глаза, и этот самый крик, крикдуши подступает к горлу…
Героиповести “Журавлиный крик”при всем разнообразии своих характеров схожи вглавном. Все они сражаются до конца, своей кровью, своей жизнью обеспечиваяорганизованный отход батальона. Через их судьбы очень убедительно показываетсятрагедия первых военных лет и реалистически раскрывается неброское во внешнихсвоих проявлениях мужество солдат, которые в конечном итоге обеспечили нашупобеду.
Вповести В. Быкова “Третья ракета”действия происходят намногопозже, уже на заключительном этапе войны, когда ее огненный вал докатился доРумынии и Венгрии. Но в этой повести герои – все те же обыкновенные люди труда,которых время вынудило оставить привычные и очень естественные для них мирныезанятия и взяться за оружие. Таков, к примеру, командир орудия старший сержантЖелтых. “Обычный колхозный дядька”, как говориться о нем в повести, воюет с яснымпониманием того, что нужно выполнить свой воинский долг. Но больше всего онмечтает, чтобы эта война была последней, чтобы детям не довелось узнать такоголиха, которое забрало у Желтых и отца (он погиб на первой мировой), и деда(того убило во время русско-японской войны), а позже, под Халхин-Голом, братапокалечило.
Чертыобыкновенности отчетливо видны и в Лозняке, который, заглядывая себе в душу,уже твердо решил «биться изо всех сил»: “Я не герой, я очень обыкновенный,и, сдается мне, даже боязливый парень”, и в аккуратном подтянутомнаводчике Попове, и в Кривенко, и в Лукьянове, людях со сложной военнойсудьбой. Худющий, “как жердь”, “тихий, слабосильный интеллигент», он какой-тонадломленный, обиженный – это все о больном малярией Лукьянове, бывшем лейтенанте,разжалованным за трусость в рядовые, но и то понял: «не победив в себе труса,не победить врага”.
Победанад самим собой далась Лукьянову очень нелегко. Умирает он, при всех егослабостях, по-солдатски. Он отдает свою жизнь в борьбе с врагом, оплативвысокой ценой приобретённое, наконец-то, воинское мужество.
ДляБыкова всегда интересно, какой личный интерес движет человеком на войне: эторано или поздно проявится. И тогда, какими бы словами об общих целях ниприкрывался человек, становится ясным, кто он есть на самом деле и какого егоотношение к войне, народу, отечеству.
КомандирЖелтых войну воспринимает как необходимость защищать родину. Поэтому такестественен и самостоятелен его героизм.
ЛёшкаЗадорожный в войне видит только парадную сторону: награды, чины и не понимаетежедневного будничного героизма солдат. В решающий момент боя он выгадывает,ловчит, любой ценой уклоняется от общей ноши, чтобы только сохранить свою драгоценнуюжизнь.
УсилияЖелтых и его солдат удержать позицию – героические усилия. В пространствефронта одна пушка, как иголка в стоге сена. Но рубеж отстаивается ценой пятичеловеческих жизней. Можно сказать, что эти люди стремятся действовать достойнымобразом, но достойные пути – самые опасные: их-то и спешит перекрыть смерть.
Теперьона увидена ещё ближе, глазами рассказчика Лозняка. Он свидетель того, как бьёткровь из горла и брызжет ему в лицо, обдаёт спину Задорожного, – это погибаетЖелтых. Героическое заканчивается и так, ничего нельзя изменить, и от этого ещёнестерпимее боль за человека. Обилие обыдённо-героического и обыдённо-трагическогоу Быкова лишний раз напоминает, какая была война, и из каких бесконечно малыхслагаемых побед и утрат складывалась историческая победа народа.
Впроизведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, нозато ему удалось с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата набольшой войне. Этот герой не содержал ничего, что отделяло бы его от других,обозначало бы его превосходство. Он сознавал себя частицей защищающегосянарода.
Войнапредстала тягчайшим бременем, общей бедой и несчастьем, страшным ударом повсему нормальному и человеческому, и этот удар нужно было отразить. Но сделатьэто очень трудно, и потому в повестях Быкова так велика тяжесть войны. И темдороже выдвинутый этой прозой герой – человек, не убирающий плеча из-под общейноши, не отворачивающий лица от правды, ч


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование лекарств и новые фармацевтические технологии
Реферат Права и обязанности лиц, участвующих в проведении судебно-бухгалтерской экспертизы
Реферат Октябрьская революция. Первые декреты
Реферат Латинский язык и латинская юридическая терминология
Реферат Leslie BricusseS Scrooge Essay Research Paper ScroogeThe
Реферат Рынок олигополии
Реферат Democracy History Essay Research Paper The word
Реферат Заключение под стражу как вид меры пресечения
Реферат Химико-биологические процессы в аквариуме
Реферат Король-Солнце мюзикл
Реферат Эволюция энергетических процессов у эубактерий
Реферат The Role Of The Media (In Australia)
Реферат Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Реферат Расчет затрат на техническую подготовку производства по модернизации токарно-револьверного станка 1B340Ф30
Реферат 1. Возможности и тенденции в обеспечении устойчивого экоразвития по итогам ХХ века