Реферат по предмету "Литература"


"Необыкновенная история" И.А.Гончаров

РЕФЕРАТ
                                       “Необыкновеннаяистория”
                                                 И.А.Гончарова
                                     ученика 10 класса 577 школы
                                           Коренивского Сергея
СОДЕРЖАНИЕ:
1)  О И.А.Гончарове                                                                2
2)  “Обыкновенная история”                                                   3
3)  Список используемой литературы                                     8
                                           О И.А.Гончарове
“Обыкновеннаяистория”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”,
была  первым художественным  произведением  И.А.Гончарова, появив-
шимсяв печати.
     Над “Обыкновенной историей” писатель  работал  в течении трех лет.
Встатье автобиографического характера “Необыкновенная история”(1875-
1878)он писал: “ Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846
мне  оставалось дописать  несколько глав “. Гончаров  нескольковечеров
срядучитал Белинскому  свою “Нобыкновеннуюисторию”.Белинский был
в  восторге от нового  таланта, выступавшего  так  блистательно. До того,
какотдать свое  произведение “на суд”  Белинскому, Гончаров несколько
разчитал  его в дружеском  литературном кружке Майковых. Прежде чем
появитьсяв печати, роман претерпел много исправлений и переделок.
    Вспоминая позднее 40-е годы,  мрачную пору николаевского царствова
ния  когда огромную  роль  в борьбе с феодально-крепостнической реак- 
циейиграла передовая русская литература, Гончаров писал: ”Крепостное
право, телесноенаказание, гнет начальства, ложь предрассудков обществен-
ной  и семейной жизни,  грубость, дикость нравов в массе — вот чтостояло
на  очереди в борьбе  и на что были устремленыглавные силы русской ин-
теллигенциитридцатых и сороковых годов”.
     “Обыкновенная история”  показала, что Гончаров был чутким к интере-
самсвоего времени писателем.  В произведениинашли отражение измене
ния исдвиги, которые происходили в жизни крепостнической России 1830-
1840гг.Призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо от-
чизны, Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей  которые
моглибы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.
                        “Обыкновенная история”
Сущность  псевдоромантического  миросозерцания,  присущего значитель-
ной  части идеалистически  настроенной, оторванной от действительности
дворянскойинтеллигенции  30-х  годов, вскрыта  Гончаровым в образе ос-
новного   героя романа -  Александра  Адуева. Почву,  на которой  вырас-
тало  это явление,  художник  видел в дворянско — поместном ,  крепостни
ческомстрое жизни, в барском  помещичьем  воспитании .
     Романтическое  восприятие жизни,  возвышенные  отвлеченные мечты
ославе и  подвигах, онеобыкновенном,  поэтические порывы — ктоне про
ходил  в какой — то  мере через все это вмолодости, в “эпоху  юношеских
волнений”.Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как
извращают  и уродуют эти юношеские мечты  и иллюзиибарски — крепост
ническое  воспитание .
    Молодой Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” — “жизнь от пе-
ленулыбается ему”. Праздность, незнание жизни “преждевременно” разви
ли  в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмернуюмечтательность. Перед
намиодин из тех  “романтических ленивцев”,барчуков, которые привыкли
беспечножить за счет труда других. Цель и счастье жизни  молодой Адуев
видитне в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “воз-
вышенномсуществовании”. В имении Адуевых  царят“тишина… неподвиж-
ность…благодатный  застой”.  Но в имении он не находит поприща  для се
бя.  И Адуев уезжает “искать счастья” ,”делатькарьеру и фортуну — в Петер-
бург”.Вся фальшь житейских понятий  Адуеваначинает раскрываться в ро-
мане   уже в  первых  столкновениях избалованного ленью и барствомпле-
мянника  — мечтателя с практическим  и умным дядюшкой,Петром Иваны-
чем  Адуевым.В борьбе дяди с племянником  отразилась и тогдашняя, толь-
кочто начинавшаяся  ломка  старых понятий  и нравов — сентиментальнос-
ти,  карикатурного преувеличения чувствадружбы и любви, поэзия празд
ности,  семейная  и домашняя   ложь  напускных, в  сущности небывалых
чувств,  пустая трата времени  на  визиты, на ненужное гостеприимство и
т.д.Словом, вся  праздная  мечтательная и  аффектационная  сторона ста-
рыхправов с обычными  погрывами иности  — к высокому, великому, изящ-
ному,к эффектам,  с жаждой высказать это втрескучей прозе, всего более
встихах.
    Адуев-старший  на каждом  шагу безжалостновысмеивает  напускную,
беспочвеннуюмечтательность Адуева-младшего.“Твоя глупая восторжен-
ностьникуда не годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”,
“забудьэти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но
молодойгерой не  поддается  нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ —
отвечаетон  дядюшке. Характерно,  что после первой  неудачи  в любви
Адуев-младшийжалуется “на скуку жизни, пустоту души”.   Страница ро-
мана,посвященные, описанию любовных похождений героя, — разоблаче-
ниеэгоистического, собственнического отношения к женщине, несмотря на
все  романтические позы,  которые  принимает  герой перед избранницами
своего  сердца.
   Восемь лет возился с Александром дядюшка. Вконце концов племянник
его  становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгод-
ный  брак по расчету. От былых “небесных” и  “вогзвышенных” чувств  и
мечтаний  не осталось и следа.  Эволюция характера  Александра  Адуева,
показанная  в “Обыкновенной истории”, являлась“обыкновенной” для час-
ти  дворянской молодежи  того  времени. Осудив  романтика  Александра
Адуева,   Гончаров  противопоставил  ему  в романе другое,  бесспорно по
рядучерт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо — Петра   Ива-
новичаАдуева.  Писатель, не бывший сторонникомреволюционного преоб-
разования  феодально-крепостнической России, верил впрогресс,   основан-
ный  на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Одна-
ко впроизведении нашли отражение не столько эти взгляды  писателя, коль-
косуществовавшиев реальной действительности противоречия, которые нес
ли  с собой шедшие на смену “всероссийскомузастою”  буржуазно — капита-
листические   отношения.  Отвергая  романтизм адуевскоготолка, писатель
вместес тем чувствовал неполноценность философии и практики  буржуаз-
ного“здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали аду-
евых-старших.Петр Иваныч умен, деловит и по-своему  “порядочный чело-
век”.  Но он в высшей степени “безразличен кчеловеку, к  его нуждам, инте-
ресам”.”Смотрят,что у человека в кармане да в петлице фрака, а до осталь-
ногои дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных  его жена Лиза-
ветаАлександровна о своем супруге :”… что было главной   целью его  тру-
дов?  Трудился ли он для общей человеческой цели,исполняя заданный ему
судьбоюурок, или только для мелочных причин, чтобы приобресть  между
людьмичиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы  его  не
гнулив дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он  раз-
говариватьне любил, называл это бредом, а говорил сухо и просто, что  на-
додело делать”.
     Александр и Петр Иваныч Адуевыпротивопоставлены не только как про-
винциальный  дворянин- романтик. и делец-буржуа,  но и  как  два психоло-
гически  противоположные типа.  “Один восторжен до  сумабродства, дру-
гой — ледян до ожесточения”, — говорит  ЛизаветаАлександровна о  племян-
никеи муже.
    Гончаров стремился найти идеал, то естьнормальный тип  человека  не  в
Адуеве-старшеми не в Адуеве-младшем, а чем-то ином,  третьем, в  гармо-
нии “ума”и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе  Лизаве-
тыАлександровны Адуевой, несмотря на  то,что “век” ее  “заел”,  по  спра-
ведливомузамечанию Белинского, Петр Иваныч.
  К числу этих замечательных образов следует  отнести не  только  Лизавету
Александровну,но и Наденьку.
     Дочь несколькими шагами — впереди матери.Она  без  спросу  полюбила
Адуеваи почти не скрывает этого от матери или молчит только  для  прили-
чия,считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним ми
ром исамим Адуевым, которым, изучив его хорошо, овладела и командует.
Это еепослушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый, что-то обещающий,
но мелкосамолюбивый, простой, обыкновенный юноша, каких везде — куча.
И  она  приняла  бы его, вышла бы замуж — и все пошло быобычным ходом.
Ноявиласчь фигура  графа,сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька
увидала, что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характе-
ре,ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о  ка-
кихидеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее  достало  разгля-
детьтолько, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми
танцевала, немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам.
Онаждала, что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он   только  пи-
шетсносные  стихи,  но  о  них   ни кто  не знает, да еще дуется про себя на
графаза то, что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она переш-
ла насторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской
девушки- безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее
авторитетаматери.
     Нотут и кончилась эта эмансипация. Она сознала, но в действие  своего
сознания не  обратила,  остановилась в  неведении, так как и самый момент
эпохибыл моментом неведения.
       “Обыкновенная история” сразу жепоставила Гончарова  в  первый  ряд
прогрессивных писателей-реалистов.  В  “Обыкновеннойистории” в полной
мере сказалсясильный и оригинальный талант Гончарова,  призванного  ма-
стерарусского реалистического романа.
Список используемойлитературы:
1)  Собрание сочинений И.А.Гончарова
2)  Собрание сочинений В.Г.Белинского
3)  “Творчество И.А.Гончарова” А.Рыбасов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.