Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Эпоха "серебряного века" и Осип Мандельштам

Эпоха «серебряного века» и ОсипМандельштам
Эпохиодна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда речьидет о нашем «серебряном веке», мы представляем себе какое-то яркое,динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резкоотличающееся от того, что было до и что наступило после. Эпоха«серебряного века» простирается между временем Александра III и 1917годом.
Напротяжении «серебряного века» в нашей литературе проявили себя четырепоколения поэтов: бальмонтовское (родившиеся в 60-е и начале 70-х годов XIXвека), блоковское (родившиеся около 1880-го), гумилевское (родившиеся около1886 г. ), и, наконец, поколение, родившееся в девяностые годы: Г. Адамович, М.Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, О. Мандельштам и другие.
Вписьме Мандельштама к Тынянову от 21 января 1937 года есть слова: «Вот ужечетверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, новскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе».Все исполнилось, все сбылось.
Егостихи невозможно отторгнуть от полноты русской поэзии. Конечно, всегда найдутсялюди, которых Мандельштам просто раздражает. Что же, в его мысли, в его поэзии,во всем его облике и впрямь есть нечто царапающее, задевающее за живое,принуждающее к выбору между преданностью, которая простит все, и нелюбовью,которая не примет ничего. Но отнестись к нему безразлично невозможно.«Прописать бесприютную тень бесприютного поэта в ведомственном домеотечественной литературы, отвести для него нишу в пантеоне и на этомуспокоиться — самая пустая затея. Уж какой там пантеон, когда у него нетпростой могилы, и это очень важная черта его судьбы», — писал С. Аверинцев.
Вмир русской литературы Мандельштама ввел его учитель Вл. Гиппиус, один изпоэтов, тесно связанных с ранним русским декадентством. Поэтому ранниепроизведения Мандельштама написаны под влиянием поэзии символизма. Для этогоэтапа творчества было характерно представление поэта о Вселенной как о«мировой туманной боли», «бедной земле». Однако уже встихотворениях той поры чувствовалось мастерство молодого поэта, умение владетьпоэтическим словом, использовать широкие музыкальные возможности русскогостиха, особенно ямба.
Перваярусская революция и события, сопутствующие ей, для мандельштамовского поколениясовпали со вступлением в жизнь. В тот период Мандельштама заинтересовалаполитика, но тогда, на переломе от отрочества к юности, он оставил политику радипоэзии. В творчестве Мандельштама характерно преобладание над техникой, надобразностью принципа аскетической сдержанности. У него преобладают рифмы«бедные», часто глагольные или грамматические, создающие ощущениекрасоты и прозрачности: Никто тебя не проведет По зеленеющим долинам, Ирокотаньем соловьиным Никто тебя не позовет…
Всеэто сделано для того, чтобы рифма как таковая не застилала собой чего-товажного, что стремится донести до читателя поэт. В лексике ценится не столькобогатство, сколько жесткий отбор. У Мандельштама нет ни разгула изысканныхархаизмов, как у Вячеслава Иванова, ни нагнетания вульгаризмов, как уМаяковского, ни обилия неологизмов, как у Цветаевой, ни наплыва бытовыхоборотов и словечек, как у Пастернака. Есть целомудренные чары — Высокий лад,глубокий мир, Далеко от эфирных лир Мной установленные лары. У тщательнообмытых ниш В часы внимательных закатов Я слушаю моих пенатов Всегдавосторженную тишь.
Началопервой мировой войны — рубеж времен: Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть втвои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки? Для Мандельштама —это время окончательного прощания с Россией Александра (Александра III иАлександра Пушкина), Россией европейской, классической. Он прощается со старыммиром по-своему, перебирая старые мотивы, приводя их в порядок: В белом раюлежит богатырь: Пахарь войны, пожилой мужик. В серых глазах мировая ширъ:Великорусский державный лик. Только святые умеют так В благоуханном гробулежать: Выпростав руки, блаженства в знак, Славу и покой вкушать. Разве Россияне белый рай И не веселые наши сны? Радуйся, ратник, не умирай: Внуки иправнуки спасены!
Самымзначительным из откликов Мандельштама на революцию 1917 года сталостихотворение «Сумерки свободы». Его очень трудно подвести подстандартные рамки «принятия» или «непринятия», но в немотчетливо звучит тема отчаяния и призыв «мужаться» — ведьпроисходящее в России «огромно» и оно требует степени мужества,которая была бы пропорциональна этой огромности.
«Идеалсовершенной мужественности подготовлен стилем и практическими требованияминашей эпохи. Все стало тяжелее и громаднее, потому и человек должен статьтверже… », — писал Мандельштам в 1922 году в брошюре «О природеслова». Начало 20-х годов явилось для поэта периодом подъема его мысли итворческого вдохновения, но эмоциональный фон подъема, который звучит встихотворениях той поры, соединяется с чувством обреченности и физической больютягот. Нельзя дышать, и твердь кишит червями, И ни одна звезда не говорит…
Встихах 20-х и 30-х годов Мандельштам активизирует диалог с собственнымвременем, в них особое значение приобретает социальное начало, открытостьавторского голоса. Сверхличной темой становится то, что происходит со страной,с народом. У Мандельштама нет каких-то особенно филантропических тем; но ведь иПушкин не был сентиментальным моралистом, когда подвел итоги своих поэтическихзаслуг в строке: «И милость к падшим призывал». Дело не в морали,дело в поэзии. Согласно пушкинской вере, унаследованной Мандельштамом, поэзияне может дышать воздухом казней.
Заступаясьза приговоренных к смерти, поэт не знал, что вскоре заступничество понадобитсяему самому. Свои собственные злоключения, свою судьбу поэт принял с внутреннимсогласием на жертву: А мог бы жизнь просвистать скворцом, Заесть ореховымпирогом, Да, видно, нельзя никак…
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib. ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нотаріат в Україні
Реферат Средневековая теодицея
Реферат Особливості планування водопостачання
Реферат Влияние хронических соматических заболеваний на психическое развитие подростков (особенности мыслительной деятельности)
Реферат Экономическое обоснование целесообразности создания малого предприятия акционерного типа
Реферат Формирование Древнегреческой государственности
Реферат Современное состояние и пути повышения эффективности использования земельных ресурсов на примере ЗАО «Агро-Русь» с. Рыбушка Саратовский район Саратовской области
Реферат Once More To The Lake Essay Research
Реферат Психологические принципы отбора кандидатов для обучения предпринимательству
Реферат Товароведение и экспертиза качества рыбы и рыбных товаров
Реферат Повышение эффективности производства продукции скотоводства
Реферат Антикризисное управление в регионе
Реферат Слово о Законе и Благодати митрополита Киевского Илариона
Реферат Конституционный суд Российской Федерации 3
Реферат Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Беларуси