Типы крестьян в поэме Н.Некрасова«Кому на Руси жить хорошо?»
ПоэмаН. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» создана в последний периоджизни поэта (1863-1876 гг. ). Идейный замысел поэмы обозначен уже в еезаглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо?
Главноеместо в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве ипосле «освобождения». О сущности царского манифеста поэт говоритсловами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана».Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение,воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картинынародной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэмуэнциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян,различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Ужев прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово,Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяетбедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси.
Путешествуя,крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют своеотношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Выслушаврассказ попа о его «счастье», получив совет узнать о счастьепомещика, крестьяне отрезали: Ты мимо их, помещиков! Известны нам они!
Правдоискателине удовлетворяются дворянским словом, им нужно «слово христианское».
Дайслово христианское! Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной, Тонепригодно нам!
Ониобладают чувством собственного достоинства. В главе «Счастливые»сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением:«Проваливай!» Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему:
На,выпивай, служивенький! С тобой и спорить нечего: Ты счастлив слова нет.
Правдоискателитрудолюбивы, всегда стремятся помочь другим. Услышав от крестьянки, что нехватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают: А мы на что, кума?Давай серпы! Все семеро Как станем завтра, к вечеру Всю рожь твою сожнем!
Также охотно помогают косить траву крестьянам Безграмотной губернии:
Какзубы с голоду. Работает у каждого Проворная рука.
Однакоболее полно Некрасов раскрывает образы крестьян-борцов, которые не пресмыкаютсяперед господами, не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищетеживет Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается подбороной от жары и дождя.
Грудьвпалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшейземле…
Читаяописание лица крестьянина, мы понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером,бесплодном кусочке, и сам стал, как земля. Яким признает, что большая часть еготруда присваивается «дольщиками», которые не трудятся, а живут натруды таких же, как он, крестьян.
Работаешьодин, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь игосподин! Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал,побывал в тюрьме и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину».Но все же он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту.Яким украшает свою избу картинками, любит и употребляет меткое слово, речь егополна пословиц и поговорок. Яким образ крестьянина нового типа, сельскогопролетария, побывавшего в отхожем промысле. И его голос голос самых решительныхкрестьян. У
Укаждого крестьянина Душа что туча черная Гневна, гроза и надо бы Громам греметьоттудова, Кровавым лить дождям…
Сбольшим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскомустаросте, справедливому, честному, умному, который, по словам крестьян,
Всемь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Непопустил виновному, Душой не покривил…
Одинтолько раз Ермил поступил не по совести, отдав сына старухи Власьевны вместосвоего брата в армию. Раскаиваясь, он пытался повеситься. По мнению крестьян,Ермил имел все для счастья: спокойствие, деньги, почет, но его почет особый, некупленный «ни деньгами, ни страхом: строгой правдою, умом идобротой».
Народ,защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ер-милу сохранить мельницу,проявляет к нему исключительное доверие. Этот поступок подтверждает способностьнарода выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил настороне крестьян, когда…
Бунтоваласьвотчина Помещика Обрубкова…
ЕрмилГирин защитник крестьянских интересов. Если протест Якима Нагого стихийный, тоЕрмил Гирин поднимается до сознательного протеста.
Савелий,богатырь святорусский борец за народное дело. Тяжела была жизнь Савелия. Вмолодости он, как и все крестьяне, долго терпел жестокие издевательства состороны помещика Шалашникова, его управляющего. Но Савелий не может принять такойпорядок, и он бунтует вместе с другими крестьянами, он закопал в землю живогонемца Фогеля. «Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения»получил за это Савелий. Вернувшись стариком в родное село, Савелий сохранилбодрость духа и ненависть к угнетателям. «Клейменый, да не раб!»говорил он о себе. Савелий до старости сохранил ясный ум, сердечность,отзывчивость. В поэме он показан как народный мститель:…
Нашитопоры Лежали до поры!
Опассивных крестьянах он говорит презрительно, называя их «погибшие…пропащие».
Некрасовназывает Савелия богатырем святорусским, поднимая его очень высоко, подчеркиваяего героический характер, а также сопоставляет его с народным героем ИваномСусаниным. Образ Савелия олицетворяет стремление народа к свободе. ОбразСавелия дан в одной главе с образом Матрены Тимофеевны не случайно. Поэтпоказывает вместе два богатырских русских характера.
Большаячасть поэмы посвящена русской женщине. Матрена Тимофеевна проходит через всеиспытания, в каких могла побывать русская женщина. В родительском доме ейжилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе,сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находилаона радость. Тяжело пережила она смерть сына Демуш-ки, преследованиегосподского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты онапроявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконновзятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Вырвала Федо-тушку,когда вздумали наказать его розгами. Непокорная, решительная, она всегда готоваотстаивать свои права, и это сближает ее с Савелием. О себе Матрена Тимофеевнаговорит: Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!.. По мне обиды смертныеПрошли неоплаченные…
Рассказаво своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что «не дело междубабами счастливую искать!»В последней главе, названной «Бабьяпритча», крестьянка говорит об общей женской доле: Ключи от счастьяженского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого.
НоНекрасов уверен, что «ключи» должны найтись. Крестьянка дождется идобьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова: Ещеты в семействе покуда раба, Но мать уже вольного сына! С большой любовью рисовалНекрасов образы правдоискателей, борцов, в которых выразилась сила народа, воляк борьбе с угнетателями. Однако писатель нс закрывал глаза и на темные стороныжизни крестьянства. В поэме изображены крестьяне, которые развращены господамии свыклись со своим рабским положением. В главе «Счастливые»крестьяне-правдоискатели встречаются с «раз-битым на ноги дворовымчеловеком», который считает себя счастливым, потому что был любимым рабомкнязя Переметьева. Дворовый гордится тем, что его «дочка вместе с барышнейучилась и французскому и всяким языкам, садиться позволялось ей в присутствиикняжны». А сам дворовый тридцать лет стоял за стулом у светлейшего князя,лизал после него тарелки и допивал остатки заморских вин. Он гордится«близостью» к господам и своей «почетной» болезнью подагрой.Простые свободолюбивые крестьяне смеются над рабом, смотрящим свысока на своихсобратьев-мужиков, не понимая всей низости своего лакейского положения.Дворовый князя Утятина Ипат даже не поверил, что крестьянам объявлена«воля»: А я князей Утятиных Холоп и весь тут сказ! С детства и досамой старости барин, как мог, издевался над своим рабом Ипатом. Все это лакейпринимал как должное….
ВыкупалМеня, раба последнего, Зимою в проруби! Да как чудно! Две проруби: В однуопустит в неводе, В другую мигом вытянет И водки поднесет.
Немог Ипат забыть господских «милостей»: того, что после купанья впроруби князь «водки поднесет», то посадит «рядом, недостойного,с своей персоной княжеской». Покорный раб показан также в образе«холопа примерного Якова верного». Яков служил у жестокого господинаПоливанова, который «в зубы холопа примерного… походя дулкаблуком». Несмотря на такое обращение, верный раб до самой старости береги ублажал барина. Помещик жестоко обидел верного слугу, отдав в рекруты его любимогоплемянника Гришу. Яков «задурил»: сначала «мертвую запил»,а потом завез барина в глухой лесной овраг и повесился на сосне над егоголовой. Поэт осуждает такие проявления протеста так же, как и холопскуюпокорность. С глубоким негодованием Некрасов говорит о таких предателяхнародного дела, как староста Глеб. Он, подкупленный наследником, уничтожил«вольную», данную крестьянам перед смертью старым барином-адмиралом,чем «на десятки лет, до недавних дней, восемь тысяч душ закрепил злодей».Для образов дворовых крестьян, ставших рабами господ и отказавшихся отподлинных крестьянских интересов, поэт находит слова гневного презрения: раб,холоп, пес, Иуда. Некрасов заключает характеристики типическим обобщением: Людихолопского звания Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милейгоспода.
Создаваяразличные типы крестьян, Некрасов утверждает, счастливых среди них нет, чтокрестьяне и после отмены креп ного права по-прежнему обездоле-ны иобескровлены, изменю только формы угнетения крестьян. Но среди крестьян появлявлюди, способные к сознательному, активному протесту, и ) верит, что при помощитаких людей в будущем на Руси всем б; хорошо жить, и в первую очередь наступитхорошая жизнь русского народа.
Ещенароду русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/