Министерство образования РФ
Управление образования Советскогорайона г. Красноярска
Средняя школа № 91
Махотина Екатерина, 11А
РЕФЕРАТ
«ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕС.А.ЕСЕНИНА»
Красноярск, 2001
Сергей АлександровичЕсенин вошёл в литературу как выдающийся поэт – лирик. Его творчество, тесносвязанное с традициями «золотого» века и испытавшее сильнейшее воздействиемодернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в историирусской поэзии.
Поэтический мирраннего Есенина (1910 — 1913) – явление достаточно сложное и многообразное.Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период, свидетельствуют о ярковыраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосному миру,окружающему его. Природа, поэтический мир лирического героя, становятсяосновными объектами изображения в ранней лирике Есенина, но тема родины уженачинает неосознанно проникать в его творчество.
Поэтическая концепциямира и человека, представленная в дореволюционной лирике, отразила органическоеслияние в мировоззрении поэта двух начал – христианского и крестьянского.
Главная тема поэзииЕсенина – тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью кродине. Чувство родины – основное в моём творчестве»,- писал поэт. Образ Руси вдореволюционной лирике многолик и противоречив.
Родина – это ипрекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в глубине синихозёр, пропитанная ароматами полевых трав и цветов. Говоря об образе природы,неразрывно связанным с ностальгической темой в произведениях Есенина, мыневольно вспоминаем о природе Пушкина. С. Есенин унаследовал пушкинскуюпоэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако егопейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнеевлияние традиционного фольклора и языческой мифологии:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,
Сутемень колдовская счастье мне пророчит.
Есенин ощущает себя частьюприроды, её учеником и собеседником:
Позабыв людское горе,
Сплю на вырубках сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Поэтому у Есенина нет чистопейзажных стихов. У него природа существует вровень с человеком, может быть,даже выше его.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире стражник –
Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Любовь к родной природе, кродным рязанским полям, к «стране березового ситца» перерастает в поэзииЕсенина в огромную поэму любви к России.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Мне кажется, так о Россиидо него не писал никто. В стихах Русь живая, способная тосковать, страдать,испытывать боль, здесь Есенин – сын России, сострадающий своей стране.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Есенин понимает, что уходот природы, отрыв от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбыЕсенина в том и состоит, что, понимая пагубность этого отрыва, он не смогпротивостоять ему.
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
К Есенину приходитпушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложногозакона жизни.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Я думаю, что творческоенаследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, гдечеловек – только частица живой природы, не противостоящая, а зависящая от неё.
Так же у Есенина родина –это и нищая многострадальная Россия, «чёрная, потом пропахшая выть», «пустырь».
Родина – это исмиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы клюбым испытаниям «без печали, без жалоб и слёз».
Родина – это Русьмолитвенная «покойный уголок», где благодатный, райский дух, где «хаты – вризах образа», «по церквям твой короткий спас». Где березы – «большие свечки»,ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец («Гой, тыРусь моя родная…» ), пастух или «странник убогий», славящий господа. Кроткий,как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Родина – это и Русьмятежная, разбойная, чёрная(«В том краю, где жёлтая крапива…»). По её дорогамбредут «люди в кандалах», «убийцы или воры», и лирический герой ощущает себяодним из них
Родина – это «новыйНазарет», преображенная страна, которой предстоит через муки и крест обрестисебя. Предчувствие этого, предсказание будущей революции и гражданской войнызвучи в стихотворении «Тучи с ожереба»:
Тучи с ожерёба
Ржут, как сто кобыл.
Плещут надо мною
Пламя красных крыл.
Небо словно вымя,
Звёзды как сосцы.
Пухнет божье имя
В животе овцы.
Верю: завтра рано,
Чуть забрезжит свет,
Новый под туманом
Вспыхнет Назарет.
Новое восславят
Рождество поля,
И, как пёс пролает
За горой заря.
Только знаю: будет
Страшный вопль и крик,
Отрекутся люди
Славить новый лик.
Скрежетом булата
Вздыбят пасть земли…
И со щёк заката
Спрыгнут скулы – дни.
Побегут, как лани,
В степь иных сторон,
Где вздымает длани
Новый Симеон.
Поэт зовёт свою Русь,«царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере», которой теперь привержен и он(«Не в моего ты бога верила…»).
В послеоктябрьскойлирике Есенина совместно с центральной темой родины, стаёт тема революции. В«маленьких поэмах», созданных в 1916- 1918 годы, Россия объявляласьбогоизбранной, духовной страной.
Для изображенияреволюционной России, поэт использует, с одной стороны, библейские фразы, сюжеты,цитаты, символику. С другой стороны, в стихах о революции появляются маршевые,чеканные ритмы, отражающие дух времени, поступь эпохи:
Небо как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.
Роковой 1919 год становитсяпереломным в сознании поэта и его творчестве. Гражданская война, голод,разруха, страшные реалии послереволюционных будней порождают чувствонеуверенности, сомнения, состояние идейной смятенности. В стихотворениях 1919года начинают звучать трагические мотивы («Я последний поэт деревни»). Есенинполон самых мрачных предчувствий:
Кобыльи корабли
1
Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Чёрные паруса воронов.
Не просунет когтей лазурь
Из пургового кашля-смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад.
Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Вёслами отрубленных рук
Вы гребётесь в страну грядущего.
Плывите, плывите в высь!
Лейте с радуги крик вороний!
Скоро белое дерево сронит
Головы моей желтый лист.
Исповедь содержания,тончайший психологизм, аналитическое самоуглубление делают цикл «Москвакабацкая» (1924) не только отражением одной из самых страшных и горьких страницжизни поэта, но и серьёзным творческим достижением Есенина.
1924 – 1925 годы — наиболееплодотворные в творчестве Есенина. В это время поэт создаёт такие известныепроизведения, как «Возвращение на родину», «Русь советская», «Стансы»,замечательный поэтический цикл «Персидские мотивы», «зимний цикл» стихотворений1825 года, поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек».
В стихотворенияхэтого периода поэт пытается преодолеть идейные противоречия, обратиться кзлободневным темам времени, принять «коммуной вздыбленную» Россию. Он делаетпопытку создать произведения, созвучные настроениям эпохи («Ленин», «Баллада одвадцати шести»), он хочет чётко определить своё место в жизни:
Я не знаю, что будет со мною,
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и всё же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Но трагическийрасклад оказался непреодолимым. Советская действительность – чужой для поэтамир, и даже родная деревня отвергает его: поющая «агитки Бедного Демьяна»,читающая, «как Библию, пузатый «Капитал», она видит в Есенине лишь угрюмогопилигрима. Поэтому грусть о собственной невостребованной жизни, об уходящей впрошлое родине становится одной из основных тем этого периода («Русь уходящая»,«Неуютная жидкая лунность…», «Отговорила роща золотая…» и другие). Особенноярко тема тоски по патриархальной России рассматривается в стихотворении «Сорокоуст»:
4
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживётся.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Хорошо им стоять и смотреть,
Красить рты в жестяных поцелуях, -
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
Оттого-то вросла тужиль
В переборы тальянки звонкой.
И соломой пропахший мужик
Захлебнулся лихой самогонкой.
Есенинский цикл«Персидские мотивы», куда входят такие произведения, как «Шаганэ ты моя,Шаганэ», «Руки милой – пара лебедей» и другие, открывает нам чувство любви,вдохновенное и светлое, которое составляет в нём основной предмет изображения.Есенина интересуют различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность,грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. Его героини – Шаганэ, Гелия,Лала – прекрасны, каи их удивительная родина Персия, страна грёз, страна –сказка, восточный шафрановый рай с опаловыми небесами.
Однакопараллельно с Персией в стихотворениях Есенина возникает образ и другой страны– «рязанских раздолий», русских равнин «под шуршащим пологом тумана»,«волнистой реки» при луне. Ностальгическая тема вплетается в любовную, и любовьк далёкой милой родине оказывается сильней блаженства в раю персидском.
ТворчествоСергея Есенина, своеобразно отразившее существенные стороны жизни, быта,национального уклада и национального духа России, является памятником своей эпохи.