Теория Родиона Раскольникова о «двухразрядах людей» и ее опровержение
Главныйгерой романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»недоучившийся студент Родион Романович Раскольников идет на страшноепреступление — лишение жизни другого человека под влиянием теорий, популярныхсреди молодежи 60-х годов XIX века.
Всентябре 1865 г. в письме к главному редактору журнала «Русскийвестник» М.Н. Каткову, где позднее было опубликовано «Преступление инаказание», Достоевский следующим образом изложил основное содержаниеромана: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанинпо происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатксти впонятиях, поддавшись некоторым странным „недоконченным“ идеям,которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения.
Онрешился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старухаглупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век,мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“,»для чего она живет?". «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» ит.д. — Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее,обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавитьсестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязанийглавы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью, докончитькурс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным висполнении «гуманного долга к человечеству», чем уже, конечно,«загладится преступление»".
Наоснове этих носящихся в воздухе «недоконченных идей» Раскольниковсоздает свою собственную довольно стройную теорию. Он так излагает ее основы:"… Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший(обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно длязарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талантсказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные,но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то естьматериал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут впослушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными,потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для нихунизительного.
Второйразряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя поспособностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны имногоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях,разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи,перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести,может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря,впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я иговорю в моей статье об их праве на преступление… Впрочем, тревожиться многонечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает(более или менее)…
Первыйразряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первыесохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его кцели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать".Однако при столкновении с живой жизнью теория двух разрядов людей начинаетрушиться. Измотанный страхом разоблачения Раскольников пересматривает если несаму теорию, то свое место в ней: "… Он с омерзением почувствовал вдруг,как он ослабел, физически ослабел. «Я это должен был знать, — думал он сгорькою усмешкой, — и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор икровавиться. Я обязан был заранее знать… Э! Да ведь я же заранее изнал!..» — прошептал он в отчаянии. Порою он останавливался неподвижноперед какою-нибудь мыслию: «Нет, те люди не так сделаны; настоящийвластелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забываетармию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделываетсякаламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, — а стало быть, и всеразрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»
Однавнезапная посторонняя мысль вдруг почти рассмешила его: «Наполеон,пирамиды, Ватерлоо — и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица,с красною укладкою под кроватью, — ну каково это переварить хоть бы ПорфириюПетровичу!.. Где ж им переварить!.. Эстетика помешает: „полезет ли,дескать. Наполеон под кровать к “старушонке»! Эх, дрянь!.."Главный герой «Преступления и наказания» уже понимает, что он — отнюдь не Наполеон, что, в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшегожизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствамипосле убийства одной «гаденькой старушонки». Раскольников чувствует,что его преступление, в отличие от кровавых деяний Наполеона, — стыдное,неэстетичное.
Позднеев романе «Бесы» Достоевский развил тему «некрасивогопреступления» — там его свершает Ставрогин, персонаж, родственныйСвидригайлову в «Преступлении и наказании». Раскольников же пытаетсяопределить, где же он сделал ошибку: «Старушонка вздор! — думал он горячои порывисто, — старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха былатолько болезнь… я переступить поскорее хотел… я. не человека убил, япринцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этойстороне остался… Только и сумел, что убить. Да и того не сумел,оказывается». Принцип, через который пытается переступить РодионРоманович, — это совесть. Стать «властелином» ему мешает всяческизаглушаемый зов добра.
Раскольниковвсе больше думает о раскаянии, и не случайно заставляет Соню Мармеладову читатьевангельскую притчу о воскресении Лазаря. Преступник мучается, любовь к Соне вконце концов побуждает его донести на самого себя, признаться в двойномубийстве. Однако и на каторге Раскольников все еще уверен, что теория двухразрядов людей правильна, просто он себя ошибочно не к тому разряду отнес, за чтои расплачивается. Лишь приезд Сони и новое обращение к Евангелию побуждаютРодиона в корне пересмотреть всю прежнюю жизнь и отказаться от следованиятеории, рассматривающей большинство человечества только как материал длянемногочисленных наполеонов.
Раскольниковприходит к христианским моральным ценностям, и в финале эпилога«Преступления и наказания» «начинается новая история, историяпостепенного обновления человека, история постепенного перерождения его,постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселесовершенно неведомою действительностью». В этом новом мире христианскойнравственности для теории двух разрядов людей уже нет места.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/