Многиепоэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспелиантичные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции,ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся иразвивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел упоэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы. Темаморя важна для романтической поэзии Пушкина.
Стихотворение«К морю» написано в 1824 г. Это был переломный период для Пушкина – период переходаот романтизма к реализму. Оно завершает романтический период пушкинскоготворчества
Встихотворении «К морю» поэт прощается не только со «свободной стихией», но иромантическим мироощущением. Поэтическое изображение моря сочетается здесь сфилософскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах «властителейдум» современников Пушкина – Наполеона и Байрона.
Начинаетсястихотворение элегически-величаво, торжественно, раздумчиво:
Прощай,свободная стихия!
Впоследний раз передо мной
Тыкатишь волны голубые
Иблещешь гордою красой.
Этоначало сразу вызывает в памяти поэтические и вместе с тем зрительныеассоциации. Представляется одинокая, задумчивая фигура поэта на фоне безбрежнойморской стихии.
Моредля Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, независящей от воли человека. Оно вызывает в душе поэта мысли о побеге вневедомые страны, романтический порыв к другим небесам, к иным, свободнымстихиям.
Встихотворении «К морю» мотив побега звучит не сразу. Ему предшествует пейзажнаязарисовка бескрайнего моря. Оно вольно и безостановочно катит свои «волныголубые», никто не в силах обуздать его «своенравные порывы». Человек бессиленперед этой величественной, мощной и своевольной стихией:
Смиренныйпарус рыбарей
Твоеюприхотью хранимый
Скользитотважно средь зыбей:
Ноты взыграл, неодолимый,
Истая тонет кораблей.
Созерцаниеморя, его бескрайних просторов приводит Пушкина к раздумью о своей судьбе, отех надеждах и мечтах, которые владели поэтом в период южной ссылки. Это былимечты о «поэтическом побеге» в иные края, иные страны, тщетные надежды «навекоставить… скучный, неподвижный брег». Но этому не суждено было случиться: поэтостался «у берегов» окованный, очарованный «могучей страстью».
Встихотворении появляется новое отношение к Наполеону. Пушкин говорит о нем како романтическом герое, как о человеке, который оставил заметный след в истории,в судьбах людей. Затерянная посреди моря скала – последний приют Наполеона, его«гробница славы» – символ крушения честолюбивых надежд этой противоречивойисторической личности:
Однаскала, гробница славы…
Тампогружалась в хладный сон
Воспоминаньявеличавы:
Тамугасал Наполеон.
Встихотворении Пушкин говорит о трагичности судьбы Наполеона: «Там он почилсреди мучений».
ОбразНаполеона по ассоциации в памяти вызывает образ «другого гения», другого«властителя дум» – Байрона. Незаурядная личность Байрона, его вольнолюбивоетворчество, его героическая смерть в сражающейся за свободу Греции не могли неволновать воображения Пушкина.
Строфыо Байроне – певце свободы человека, певце моря – находятся в непосредственнойвнутренней связи с темой стихотворения, посвященного морю, «свободной стихии».Впечатления от созерцания моря помогают Пушкину раскрыть образ мятежного поэта,который был как бы создан «духом моря», был, как океан, «могущ, глубок имрачен» и также «ничем не укротим», как неукротимы море и океан.
Встихотворении звучит мотив одиночества поэта в мире, из которого ушлигениальные «властители дум: один „погрузился“ „в хладный сон“, „угас“, другой„умчался“, „как бури шум“:
Миропустел…Теперь куда же
Меняб ты вынес, океан?
Судьбаземли повсюду та же:
Гдекапля блага, там на страже
Ужпросвещенье иль тиран.
Впоследних двух лирически-взволнованных строфах поэт вновь, теперь уже навсегда,прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые и бескрайниепросторы, в последний раз любуется его «торжественной красотой». Свободный ивеличавый гул моря еще долго будет слышен поэту «в глуши, во мраке заточенья»михайловской ссылки:
Прощайже, море! Не забуду
Твоейторжественной красы
Идолго, долго слышать буду
Твойгул в вечерние часы.
Влеса, в пустыни молчаливы
Перенесу,тобою полн,
Твоискалы, твои заливы,
Иблеск, и тень, и говор волн.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fictionbook.ru/