Роль «двойников»Раскольникова в раскрытии основной идеи романа
Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его“двойниками”: в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо стороналичности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судомнад преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером,психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-хгодов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, “шатания”,“заблуждения”.
Всопоставлении с умным, но ординарным Разумихиным видна незаурядность личностиРаскольникова, стремящегося к “всеобщности” решения вопросов о бедности,нищете и несправедливости. Деловой человек Лужин с его “экономическимитеориями”, оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде ирасчете, оттеняет бескорыстие помыслов Раскольникова. И хотя теории и одного идругого приводят к мысли, что можно “проливать кровь по совести”, мотивыРаскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, азаблуждение, “помрачение ума”.
Рядом с“механическим человеком”, “последователем” нигилизма Лебезятниковым, который,ни о чем не думая, мигом пристает “непременно к самой модной ходячей идее,чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все” (этим он мне оченьнапоминает Ситникова и Кукшину в “Отцах и детях” И.С. Тургенева), рядом с ним —Раскольников с его выстраданной теорией оказывается живым, достойным сочувствиясвоих исканиях и заблуждениях.
Свидригайлов— человек без совести и чести — как бы предостережение Раскольникову, если он непослушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душепреступление, не искупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный дляРаскольаикова “двойник”, потому что в нем раскрываются глубины нравственногопадения человека, из-за душевной опустошенностипошедшего по пути преступлений. Свидригайлов — это своеобразный “черныйчеловек”, который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, чтоони “одного поля ягоды”, и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.
Раскольниковвсе время стремится разорвать ту нить, которая внутренне связывает его,совершившего преступление, со Свидригайловым. Не случайно именно с появлениемСвидригайлова связана линия Германна из пушкинской “Пиковой дамы”. В снеРаскольникова после появления Свидригайлова проходит “видение Германна” —мучительный образ убитой старухи. Черты человека, одержимого идеей обогащения исамоутверждения, добровольно отказавшегося от любви и счастья, частичновоплощаются в Раскольникове. Но трагедия героя Достоевского углубляется,расширяется. В “Преступлении и наказании” — это трагедия не только характера,но и времени. Перекличка с Пушкиным подчеркнута и сюжетно: оба героя стремятсяначать новую, чистую жизнь, однако не останавливаются перед преступлением (онитоже похожи — убийство никчемной, никому не нужной старухи). И в одном и вдругом случае преступление влечет возмездие. Пушкинская тема преступления ивозмездия за него проходит и в романе Достоевского, только он решает еепо-другому.
Достоевскийразвивает идею искупления преступления страданием. В романе эта идея выраженачерез образы Сони, Порфирия Петровича, Миколки, взявшего на себя преступлениеРаскольникова и решившего пострадать. Мысль об очищении страданием как о путинравственного совершенствования, избавления от зла — одна из самых заветных илюбимых мыслей писателя.
Такимобразом, сопоставление Раскольникова с другими героями глубоко связано сфилософским смыслом романа.