Реферат по предмету "История"


Декабрьские события 1986г в Казахстане и их историческое значение

Министерствообразования и науки республики Казахстан
КарагандинскийГосударственный Университет им. Е.А. Букетова
Курсоваяработа
подисциплине история Казахстана
На тему: «Декабрьскиесобытия 1986г в Казахстане и их историческое значение»
Выполнила: ст-ка гр. МП-13
Кожанова Мадина
Караганда2009
Введение
Социально-политическая ситуация в Казахстане в 1985-86 гг.отличалась относительной стабильностью, т.к. экономическая ситуация вреспублике была несколько лучше, чем в целом по СССР. Эго было вызвано наличиембольшого количества предприятий центрального подчинения с централизованным,т.е. более лучшим обеспечением продуктами и товарами народного потребления.Поэтому народный протест против методов руководства республикой со стороныМосквы был для властей полной неожиданностью.
Декабрьские события 1986 г. Руководство КПСС и СССР не собиралоськоренным образом реформировать ни политические, ни экономические отношения,стремясь ограничиться лишь «обновлением» социализма. Вместе с тем, изменениястиля руководства, большая открытость правящей верхушки, постоянные призывыГенерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева к демократизации системы, выборномуначалу, вызвали огромный энтузиазм у народа, уставшего от бесконечногоправления партийной олигархии. Однако события 1986 года показали, что вседекларируемые изменения мало касались стиля и методов управления, по-прежнемуоснованных на терроре и репрессиях.
Цель данного реферата заключается в рассмотрении вопросаполитической власти в Казахстане, ситуация в декабре 1986 года и историяпоследекабрьских событий.
При рассмотрении данной темя были поставлены следующиезадачи:
-рассмотреть политические процессы в Казахстане
-рассказать о национально-демографической ситуации
1. Политические процессы вКазахстане
Уже в конце 1985 — начале 1986 гг. в Казахстане и Москвеначала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первогосекретаря ЦК Д. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понималинеобходимость смены правящей верхушки, тем более, что об этом говорили имосковские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическимпутем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом какнарушение властью самой же провозглашенных принципов.
15 декабря в Алма-Ату прибыл член ЦК КПСС Г. Разумовский ипервый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. 16 декабря на Пленуме ЦККомпартии Казахстана было объявлено о рекомендовании высшими партийнымиорганами Колбина на пост республиканского первого секретаря. Партийная верхушкаКазахстана без обсуждения проголосовала «за» и таким образом, в нарушение всехпартийных норм и устава, главой республики был избран человек, не только несвязанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не состоящий научете ни в одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанскойпрописки. Это было воспринято, как оскорбление казахского народа и вызвалостихийный протест.
17-18 декабря 1986 года молодежь Алма-Аты вышла на улицы,чтобы выразить протест против игнорирования интересов республики. Демонстрациябыла мирной, никаких антигосударственных или антиправительственных лозунгов небыло, граждане осуществляли свое конституционное право, однако власти, нежелающие идти на диалог, прибегли к террору и репрессиям, бросив противдемонстрантов войска и милицию. Тем самым вновь были грубо нарушены Конституцияи советские законы.
Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооруживжелезными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычныхрабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов-казахов. Понекоторым источникам, в ходе трагических событий 17-18 декабря погибло более150 демонстрантов, в лечебные учреждения Алматы попали 540 человек, более 200были госпитализированы, различные телесные повреждения получили более 1700человек. При разгоне демонстрации были использованы саперные лопатки, служебныесобаки, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многихполураздетыми вывезли и оставили за городом. Весть о разгоне демонстрациивсколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичныевыступления, также силой подавленные властями.
За кровавым подавлением народного выступления последовалижестокие репрессии. Около 900 человек были наказаны в административном порядке,в уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18-летний К.Рыскулбеков, погибший в тюремных застенках. Только в столице 264 человека былиисключены из вузов, 758 человек — из комсомола и 52 человека — из партии.Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органоввнутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинскихучреждений — более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов.Следствие и суд проходили с грубейшими нарушениями процессуальных норм, властиначали беспрецедентную в послесталинское время волну репрессий и гонений нанациональную интеллигенцию.
В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, вкотором происшедшее объявлялось проявлением «казахского национализма».Нарушением конституционных принципов равенства граждан независимо отнациональности стала практика процентного квотирования рабочих мест и приема в вузы,введенная в 1987 году. Демагогические заявления Г. Колбина об интернационализмеи необходимости изучения казахского языка сопровождались закрытием доступа кобразованию и престижной работе представителям коренной национальности, поиском«националистов» и «коррупционеров».1.1Последекабрьский период 1987-1989 гг
Последекабрьский период был ознаменован в Казахстанеусилением тоталитарных и репрессивных функций государства. Одновременно сдемагогическими заявлениями Г. Колбина об интернационализме и необходимостиизучения казахского языка началось новое избиение национальной интеллигенции,обвиненной в организации декабрьских выступлений. Усилилась «охота заведьмами», поиск «националистов» и «коррупционеров», преследованиям подверглисьакадемики У. Джолдасбеков и Н. Надиров, ученый-антрополог О. Исмагулов. Прием ввузы и на работу стал осуществляться по процентным квотам по национальномупризнаку, что на деле закрывало доступ к образованию и престижной работепредставителям коренной национальности, составлявшим в городах абсолютноеменьшинство.
Вместе с тем, процессы, проходившие в Москве, вели кослаблению партийной власти и росту политической активности населения. ВС СССР1 декабря 1988 года внес изменения в Конституцию, по которым в качестве высшегооргана государственной власти создавался Съезд народных депутатов. ВерховныйСовет превратился в постоянно действующий законодательный, представительный иисполнительный орган, избираемый съездом и подотчетный ему. Таким образом, воссоздавалисьосновные принципы организации высших органов управления, существовавшие впервые десятилетия советской эпохи и отрицающие принцип разделения властей.Появился принципиально новый орган — Комитет конституционного надзора,призванный выявлять несоответствия Конституции законов и другихнормативно-правовых актов.
После ослабления партийного диктата начинается закономерныйпроцесс усиления самостоятельности республик, тем более что провозглашенныйкурс на построение рыночной экономики вел к децентрализции управленияхозяйством. В то же время, московские власти пытались сохранить единство Союза.Нерешенность вопросов государственного устройства, разграничения полномочийСоюза и республик, половинчатость экономических реформ и откровенно антидемократическийстиль руководства Г. Колбина привели Казахстан к общему кризису, выход изкоторого был в расширении самостоятельности.
Несмотря на преследования властей, в республике в 1987-88 гг.начали формироваться неформальные организации, принявшие первоначально формуэкологических движений. Во-первых, в условиях колбинского террора политическиеорганизации были под запретом, во-вторых, экологические проблемы республикинарод справедливо связывал с всевластием центральных ведомств и министерств иигнорированием интересов республики.
В конце 1988-начале 1989 года началось объединение иполитизация экологических движений. В феврале 1989 г. по инициативе О. Су-лейменова возникло антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», выступающееза прекращение испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Началиконсолидироваться другие движения и организации — «Адилет», «Мемориал»,«Некст-Стоп». Попытки властей в конце 1988-начале 1989 гг. организовать травлюнеформальных общественных организаций в Казахстане прекратились только сприходом к власти Н. Назарбаева. Летом 1989 г. окончательно скомпрометировавший себя Г. Колбин был отозван в Москву, а первым секретарем республиканского ЦКбыл избран Н. Назарбаев.
1.2Политическая ситуация в период распада СССР
События 1990-1991 гг. показали нежелание руководства СССРидти на серьезное реформирование отношений между Центром и республиками иреальное изменение политической системы. По-прежнему отрицаласьмногопартийность, подтверждался курс на строительство социализма. Все этовходило в противоречие с растущей либерализацией общества, ростом политическойактивности масс и осознанием ими необходимости коренных реформ. Эта активностьвыразилась в создании целого ряда политических партий и организаций, тем болеечто некоторые из них поддерживались новыми властями Казахстана. Так,«Невада-Семипалатинск» переходит к массовым формам протеста, в Алматы ирегионах организуются общества «К, азак, тілі», ставшие вкороткий срок одними из наиболее крупных в республике. Весной 1990 года рядсоциал-демократических организаций объединились в Социал-демократическую партиюКазахстана. В конце мая был создан оргкомитет национально-демократическогодвижения «Азат», учредительный съезд которого состоялся в июне.
Летом-осенью 1990 г. движение «Азат» стало крупнойполитической силой, выступающей за полную государственную независимостьКазахстана. В то же время возникают и радикальные политические организации — «Желтоқсан» и «Алаш», казачьи объединения. В противовеснационально-демократическим организациям в Алматы создается движение «Единство».Озабоченный растущим напряжением в обществе Н. Назарбаев в конце сентября 1991 г. провел встречу с представителями наиболее влиятельных партий и движений, на которой былодостигнуто соглашение о годичном моратории на проведение массовых акцийпротеста в столице.
Одновременно с ростом политической активности масс набиралтемпы процесс развала СССР. Переход к рыночной экономике требовалдецентрализации политической системы, но московские власти этому противились.Многочисленные проекты нового союзного договора не устраивали республики.Фактический кризис центральных властей привел к самостоятельным шагам местныхлидеров. 24 апреля 1990 года был принят Закон «Об учреждении поста Президента»,по которому в Казахстане появилась должность главы государства, и начинаютформироваться независимые ветви власти.
Важнейшим нормативно-правовым актом стала «Декларация огосударственном суверенитете», принятая 25 октября 1990 года. Она провозгласилаправо Казахстана приостанавливать на своей территории действие законов и другихактов высших органов Союза, нарушающие его суверенные права и Конституцию.Объявление исключительной собственности республики на все природные ресурсы,экономический и научно-технический потенциал позволило Казахстану проводитьсамостоятельную экономическую политику. Впервые Декларация отказывается отклассового подхода к определению социальной основы государства и провозглашаетнациональный характер государственности. Кроме того, в документе содержалисьположения, закрепляющие необходимость осуществления принципа разделения властии международной правосубъектности Казахстана.
Следующим шагом на пути реформирования государства стал Закон«О совершенствовании структуры государственной власти и управления» от 20ноября 1990 года. Согласно нему Президент объявлялся главой исполнительной ираспорядительной власти, вместо Совета Министров появляется Кабинет Министров воглаве с премьер-министром, причем формирование правительства становитсяпрерогативой Президента.
Суверенитет республики и союзный договор противоречили другдругу. Поэтому руководство Казахстана вело активные переговоры с цельюзаключить союзный договор, учитывающий новые реалии. 24 июля 1991 годаруководители девяти республик подписали «Договор о Союзе Суверенныхгосударств», предусматривавший сохранение единого управления только в двухсферах — военной и экономической. Данный договор фактически превращал Союз вконфедерацию. На август-сентябрь 1991 года было запланировано подписаниедоговора об образовании Союза Советских Суверенных Республик, окончательнореорганизующего союзное государство, но часть руководства СССР пыталась сорватьэто и захватить власть силовым путем, образовав неконституционный Государственныйкомитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). После провала попытки переворота вавгусте 1991 года общесоюзные структуры начали распадаться и терять контрольнад страной. В этих условиях Казахстан начал готовиться к провозглашениюгосударственной независимости.
После августовского путча в Казахстане была распущенаКоммунистическая партия, а республика стала фактически самостоятельной.Президент СССР М. Горбачев не мог воспрепятствовать центробежным тенденциям, ис каждым днем его власть все более слабела. Чтобы сделать свою власть болеелегитимной Н. Назарбаев пошел на большую демократизацию политической системы иобъявил о проведении всенародных выборов президента. 1 декабря 1991 года вКазахстане прошли первые всенародные выборы Президента, а 10 декабря Казахстанперестал быть социалистическим. В этот день был принят Закон «Об изменениинаименования Казахской Советской Социалистической Республики», утвердившийновое название — Республика Казахстан.
16 декабря 1991 года Закон «О государственной независимости» провозгласилКазахстан независимым государством с самостоятельной системой органовгосударственного управления, самостоятельной экономической системой,собственными вооруженными силами и единым гражданством. С этого моментаначинается новая эпоха в жизни Казахстана-эпоха независимого развития,позволяющего в полной мере реализовать интересы и чаяния народов, населяющихнашу страну.
21 декабря 1991 г. в Алматы на совещании глав 11 бывшихреспублик СССР был подписан протокол о создании Содружества Независимых Государств(СНГ). 3 марта 1992 г. Казахстан был принят в Организацию Объединенных Наций.1.3Кризис экономической системы
Застойные явления в экономике, снижение темпов развитияхозяйства в условиях нерешительных реформ 1986-1991 гг. привели к разделуединой экономической системы СССР и полному кризису, выход из которогонаметился только сейчас.
Экономические реформы 1986-1989 гг. В 1985 г. экономика Казахстана находилась впредкризисном состоянии. За 1971-1985 гг. темпы прироста промышленной продукциисократились с 9,3% до 3,5%, национального дохода-с 10,3% до 1%. Произведенный в 1985 г. национальный доход уже на 5,7 млрд. рублей был меньше средств,затраченных на его производство и накопление. В экономике утвердилась системаподдержки убыточных предприятий за счет рентабельных, зависимость оценки работыне от количества и качества произведенной продукции, а от валового продукта,т.е. средств затраченных на ее производство, что приводило к процветаниюресурсозатратных технологий.
В сельском хозяйстве ситуация была еще более удручающей. За1971-1985 гг. основные производственные фонды утроились, а производствопродуктов увеличилось в полтора раза. Половина совхозов и колхозов былаубыточной, себестоимость продукции превысила плановую на 7 млрд. рублей, азадолженность государству достигла 12 млрд. рублей. Эта ситуация сложилась врезультате неоправданного занижения цен на сельскохозяйственную продукцию. Так,Казахстан ежегодно в 1971-1985 гг. сдавал государству до 300 тыс. тонн мяса поцене около 2 руб. за кг, что дало около 9 млрд. рублей, тогда как затратысоставили 18-27 млрд. рублей.
С 1985 г. начинают предприниматься попытки оздоровленияэкономики, однако они не затрагивали основ экономической политики, поэтому былиобречены на провал. Планировалось реорганизовать систему управления хозяйством,развивать машиностроение, за счет которого модернизировать другие отрасли иувеличить темпы производства. Был увеличен импорт новейшей западной техники,однако это не дало ожидаемых результатов. Борьба за укрепление дисциплины напроизводстве переросла в антиалкогольную кампанию, приведшую к ростунаркомании, самогоноварения, токсикомании, сокращению поступлений вгосударственную казну. С начала 1987 г. начался спад производства.
В июле 1988 г. государство было вынуждено легализоватьдеятельность предприятий с негосударственной собственностью — кооперативов. Однакокооперативный сектор развивался только в сфере услуг и не затрагивал основэкономики. В Казахстане к 1991 г. количество кооперативов достигло 15 тыс., аработало в них 220 тыс. человек, т.е. это были мелкие предприятия по 10-15работников.
Начиная с 1987 г. государство начало строить«планово-рыночную» экономику без кардинального изменения отношенийсобственности, это привело к увеличению неуправляемости экономики, к разрывумежотраслевых и межреспубликанских связей. Уже в 1988-1989 году началосьускоряющееся падение уровня жизни казахстанцев. Провозглашенная Г. Колбинымпрограмма по широкомасштабному жилищному строительству, несмотря на огромныевложенные средства, завершилась провалом, уже в 1989 г. начались массовые выступления рабочих. В июле забастовки охватили шахты Карагандинскогобассейна, волнения были и на других предприятиях. Ошибкой руководства сталовведение выборности директората, приведшее к дестабилизации производственныхотношений.
Экономические реформы 1990-1991 г. В 1990 г. впервые было заявлено о стремлении властей к переходу к регулируемой рыночной экономике. Вмае правительство СССР объявило о повышении цен на хлеб хлебопродукты в 3 раза, а с января 1991 г. — оптовые и розничные цены выросли в 1,5-2 раза. Ажиотажный спрос на товары привел к дефицитуи нормированному распределению продуктов первой необходимости. Ударила поблагосостоянию народа и частная денежная реформа, осуществленная в начале 1991 г. и приведшая к обнищанию части населения. Неудача экономических реформ была вызвана отказомправительства СССР от приватизации средств производства и попытками примиритьрынок и социализм.
Обретение Казахстаном в 1990 г. суверенитета привело к появлению республиканской концепции перехода к рынку. При Президентереспублики был образован Высший экономический совет, в который входилаэкспертная группа в составе известных зарубежных и отечественных экономистов,Комитет по государственной собственности, Антимонопольный комитет и др.Основными положениями этой программы была приватизация социальной сферы ипередача всех предприятий под юрисдикцию республики, более справедливоераспределение доходов предприятий, увеличение доли перерабатывающих технологий,иностранные инвестиции.
Однако распад СССР при сохранении экономических связей ипереход России в одностороннем порядке в начале 1992 г. к либерализации цен привели к дестабилизации финансово-денежной системы и безудержнойинфляции. Казахстан стал независимым государством в условиях экономическойкатастрофы.
2.Национально-демографическая ситуация в Казахстане
К концу 80-х г. число уезжающих из Казахстана началопревышать число прибывающих. Так, в 1989 г. отрицательное сальдо миграции составило 46, 8 тыс. человек. Это сразу же сказалось на изменении национальногосостава — вследствие высокой рождаемости у казахов. По переписи 1989 г., казахи впервые после 1926 г. заняли первое место по численности у себя на родине, превысив6,5 млн. человек, т.е. 39,7% населения республики. Доля русских сократилась втом же году до 37,8%, хотя в 7 областях из 19 их удельный вес был больше, чемказахов. Началась миграция за рубеж, в основном, немцев и греков.
В то же время остройоставалась проблема развития казахского языка. К 1989 г. в республике закрылось около 600 школ с казахским языком обучения, господствовалопренебрежение к национальной культуре, языку и традициям. Растущий дискомфорт вмежнациональной сфере привел к вспышкам насилия. Трагические события произошлилетом 1989 г. в городе Новый Узень — одном из центров по добыче нефти.
Обострение социальной ситуации и напряженность отношениймежду представителями коренной национальности и рабочими — вахтовиками привелив июне к массовым беспорядкам и кровопролитию, остановленному только врезультате вмешательства милиции и войск.
Обострение межнациональных отношений требовало срочногопересмотра национальной политики. Одним из первых шагов по нормализациинациональной политики стало принятие в сентябре 1989 г. «Закона о языках», объявляющего казахский язык государственным, а русский — языкоммежнационального общения. Этот шаг стабилизировал общественно-политическуюситуацию в республике и способствовал сглаживанию межэтнических противоречий.Началось культурное: возрождение казахского, татарского, немецкого,корейского и др. народов Казахстана. Только за 1990-1991 гг. было открыто 482казахских детских сада, 155 общеобразовательных школ. В республике было образовано49 национально-культурных центров.
В то же время в Казахстане начали проявляться и шовинистскиенастроения части населения, остро переживающего крушение СССР. Это выразилось вобразовании в августе 1990 г. движения «Единство» и активизации казачьихорганизаций. В сентябре 1991 г. уральское казачество пыталось организоватьпразднование 400-летия служения «царю и отечеству», что вызвало справедливыйпротест казахов. В Уральск стали прибывать как представители кубанского,донского, оренбургского казачества, так и активисты «Азата», «Желтоксана» идругих национально-демократических организаций. Только благодаря лидерамдвижения «Азат» были предотвращены массовые беспорядки и столкновения между казахамии казачеством. Провокационные действия казачества, нацеленные на искусственноепри внесение межнациональной розни, были осуждены общественным мнением. Тем неменее, нерешенных проблем в сфере национальной политики было еще много.2.1Экологические проблемы
Варварское,хищническое отношение центральных ведомств к природным ресурсам Казахстанапривело в 70-х-90-х гг. к экологическому кризису в республике, принявшему внекоторых регионах катастрофический характер.
Радиационное загрязнение. Одной из сложнейших экологическим проблем являетсярадиационное загрязнение территории Казахстана.
Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипалатинском полигоне, привели к заражению огромной территории в Центральном иВосточном Казахстане. В республике имелось еще пять полигонов, где проводилисьядерные испытания, в непосредственной близости от ее границ находится китайскийполигон Лоб-Нор. Радиационный фон в Казахстане повышается также в результате образованияозоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Огромнуюпроблему для Казахстана представляют радиоактивные отходы. Так, Ульбинскийкомбинат накопил около 100 тыс. тонн отходов, загрязненных ураном и торием,причем хранилище отходов находится в городской черте Усть-Каменогорска. Вреспублике имеются всего три могильника для ядерных отходов, и все онирасполагаются в водоносном слое. Добыча урановой руды проводилась безрекультивации земли, только в 1990-1991 гг. в Мойынкумский район Жамбылскойобласти было вывезено 97 тыс. тонн радиоактивных пород, всего же здесьнакопилось до 3 млн. тонн загрязненных отходов.
Именно серьезность проблемы радиационного загрязнения привелак тому, что одним из первых законов суверенного Казахстана стал Указ от 30августа 1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне.
Кризис природных ресурсов. Одной из наиболее серьезных экологических проблемКазахстана стало истощение водных ресурсов. Расширение масштабов потребленияпресной воды, в первую очередь для поливного земледелия, привело к засорению иистощению естественных водных источников. Особенно катастрофическим сталообмеление Аральского моря вследствие нерационального использования вод Амударьии Сырдарьи. Если в 60-х годах море содержало 1066 км3 воды, то вконце 80-х его объем составил всего 450 км3, соленость водыувеличилась с 11-12 г/л до 26-27 г/л, что привело к гибели многих видов морскихживотных и рыб. Уровень моря упал на 13 метров, обнажившееся морское днопревратилось в соляную пустыню. Ежегодные пыльные бури разносят соль наогромные территории Евразии. На прилегающих землях уровень соленых грунтовыхвод поднялся до 1,5-2 метров, что привело к падению плодородия поливных земельв Приаралье. Уменьшение зеркала моря повлекло за собой изменение направленияветров и климатических характеристик региона.
Подобная же ситуация сложилась на озере Балхаш, уровенькоторого за 10-15 лет снизился на 2,8-3 метра. В то же время продолжаетсяподъем уровня Каспийского моря, вызванный непродуманным решением об осушениизалива Кара-Богазгол. Уже затоплены огромные участки прибрежных районов,пастбищные угодья и перспективные нефтеносные участки.
Зыряновский свинцовый и Лениногорский полиметаллическийкомбинаты стали причиной загрязнения Иртыша, в который только в 1989 г. было сброшено 895 тонн взвешенных, 2139 тонн органических веществ, 263 тонны нефтепродуктов.Тревожная экологическая обстановка сложилась в долине рек Или и Урала.
В критическом состояниинаходятся земельные ресурсы республики, истощаются плодородные пахотные земли,опустыниваются пастбища. Более 69,7 млн.га. земель подвержено эрозии, ежегоднотысячи гектар изымаются из сельскохозяйственного оборота. Серьезной остается проблемазагрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных центрах.
Заключение
В основе любогоконфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия, такжеситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какой-либо проблеме,либо противоположные цели, методы или средства их достижения в данныхобстоятельствах, либо несовпадение интересов оппонентов.
По мнению одногоиз основоположников общей теории конфликта Р. Дарендорфа концепция обществасвободного, открытого и демократического вовсе не решает всех проблем ипротиворечий развития. От них не застрахованы не только развивающиеся страны,но и те, где имеется устоявшаяся демократия.
Межнациональныеконфликты — это специфическое, конкретно этническое выражение общесоциальныхпротиворечий. Большинство политологов связывают их прежде всего спротиворечиями, складывающимися в сфере материального производства. Последниенередко разрешаются путем революций, принимая вместе с тем различные побочныеформы — как совокупность коллизий, как коллизии между различными классами,как… идейная борьба, политическая борьба и т. д. В то же время характер этихконфликтов, в которых отчетливо просматриваются противоречия междунациональными меньшинствами и «коренным» населением, весьма типичен.
Существуют дветочки зрения на конфликт. Одни исследователи считают, что социальные конфликтынесут угрозу, опасность распада общества. У других ученых иная точка зрения.
Все жемежнациональный конфликт — это нежелательное явление в жизни общества, котороеявляется своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людейразличных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, онможет длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой.Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямымипотерями. В конце 1996 года численность вынужденных мигрантов из зонвооруженных столкновений в странах бывшего СССР составила 2,4 млн. человек. Вцелом с территорий, охваченных конфликтами, бежало не менее 5 млн. человек.Такие массовые перемещения, характерные для периода конфликта, существенноизменяют возрастнополовой состав населения. В первую очередь уезжаютпрестарелые, женщины и дети, и именно эти, наиболее социально уязвимые группы населенияв последнюю очередь возвращаются на родину. Так, во время конфликта вПриднестровье среди прибывших в правобережную часть Молдавии 56,2% детей и35,2% женщин. 7% беженцев оставили на месте прежнего проживания супруга, а 6% — детей. Такое положение отнюдь не способствует улучшению демографическойситуации. Кроме того, к последствиям конфликтов можно отнести безработицу средимолодежи, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Все это можетбыть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма,политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма.
На сегодняшнийдень на международном уровне еще не выработаны четкие дефиниции национальногоменьшинства и его прав. При определении данной дефиниции берутся во вниманиетакие факторы, как количественный аспект, негосподствующее положение, различияв этническом или национальном характере, культуре, языке или религии, а такжеиндивидуальное отношение (принятие решения о принадлежности или непринадлежностик нацменьшинству). К примеру, в Германии национальными меньшинствами признаютсебя фризы, датчане, сорбы, цыгане (рома). А вот евреи себя нацменьшинством непризнают, а считают себя религиозной конфессиональной группой. Уйгуры в Китае(10 миллионов человек) нацменьшинство, многомиллионное население курдов,россияне в странах СНГ и Балтии также являются нацменьшинствами.
Коль скоронеизвестно точно, что понимать под национальным меньшинством, то еще труднеепонять, каковы его права. Между тем в некоторых даже относительно развитыхстранах, как в Албаниии, вопрос об этом стоит ребром. В Македонии незапрещается создание политических партий на этнической основе, а в Болгарииконституция запрещает создание таких партий. В Румынии забронированы места в парламентедля нацменьшинств, а в Германии бронирование таких мест признаетсяантиконституционным. Вопрос об участии национальных меньшинств в принятиирешений также остается открытым, а это будет порождать конфликтные ситуациивезде, где существует неравный доступ к власти различных национальных групп.
казахстан политический кризис
Списокиспользованной литературы
1. Наше Отечество.Часть II/КулешовС.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. и др. — М., 1991.
2. Соколов А.К., Тяжельников В.С.Курс советской истории. 1941-1991. — М.,1999.
3. На порогекризиса: нарастаниезастойных явлений в партии и обществе. Под общей редакциейВ.В. Журавлёва. — М.,1990.
4. Бурлацкий Ф.М. Русские государи.Эпоха реформации. — М., 1996.
5. Для подготовкиданной работы былииспользованы материалы с сайта websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Egypt And Mummification Essay Research Paper Ancient
Реферат EBONICS Essay Research Paper FOR AGES AFRICAN
Реферат История района Теплый Стан и поселка Мосрентген
Реферат Психологические и физиологические аспекты наркотической зависимости и учет личности наркомана при расследовании преступлений
Реферат "Дело Артамоновых": от замысла к воплощению
Реферат Анализ рассказа А.И.Солженицына Матрёнин двор.
Реферат Характеристика опционов, стратегии использования, оценка стоимости
Реферат ООН: цели, языки, членство
Реферат Власть и управление 2
Реферат Адегбалола, Гея
Реферат Antrag zur Verleihung des Nobelpreises für die Literatur im Jahre 2008
Реферат Сравнительная характеристика революции 1905-1907 и 1917 годов.
Реферат Львів
Реферат Проведение маркетинговых исследований на примере мебельной фабрики
Реферат Анализ и синтез микроволновых объемных узкополосных ступенчатых эллиптических фильтров с реализацией на симметричной полосковой линии 05. 12. 07. Антенны, свч устройства и их технологии