Роман-трагедия, пробудивший сознание.Смысл названия «Герой нашего времени»
В1839 году была опубликована повесть Михаила Юрьевича Лермонтова«Бэла» затем «Тамань» и «Фаталист». В 1840 годуэти три повести вышли как главы романа «Герой нашего времени», азатем свет увидел всё произведение в целом.
Романподнимает проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья.Героическая попытка «ста прапорщиков» изменить общественный стройРоссии обернулась трагедией для целого поколения мыслящих людей. Десятилетия,последовавшие за разгромом восстания декабристов, были годами реакции,политического гнёта. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силыдля деятельного труда во имя грядущего, нужно было суметь увидеть реальные путиборьбы и служения истине.
Подавляющеебольшинство мыслящих людей тридцатых годов составляли как раз те, кто не сумелили не успел обрести эту ясность цели, у кого сложившийся порядок жизни отнималверу в целесообразность служения добру. Композиция романа очень сложна. Главныйгерой и его жизнь предстают перед читателем с трех точек зрения. Композиционнаясложность напрямую связана с психологической сложностью героя. Неоднозначностьхарактера Григория Александровича Печорина, противоречивость его образа можнообнаружить при исследовании его духовного облика, анализируя еговзаимоотношения с другими персонажами. Поэтому личность героя, его биография,внутренний мир, философские искания являются центром повествования. Этотдуховный психологизм является следствием особенностей «нашеговремени». «Наше время» — эпоха, в которой люди, овладевшиекультурой, были обречены на жизнь беспощадную, поскольку историческаядействительность не могла дать удовлетворение их порывам и общественно полезнойдеятельности.
Тяжелаяатмосфера, доносы, ссылки, слежка сделали для передовых людей невозможнымвыражение собственных политических взглядов. Ценилась серая посредственность, вто время как любая живая мысль душилась. Главным являлись порядок иблагонамеренность. И для человека мыслящего, стремящегося к познанию мира, этовремя было крайне тяжелым. В литературе это привело к появлению нового«героя». Употребив это слово, автор не подразумевает его прямой,героический смысл. Наоборот, но подчеркивает, что время героических людейпрошло. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. Этим изанимается главный герой романа Печорин. Судьба главного героя была отражениемсудеб его поколения.
Черезпоступки Печорина Лермонтов характеризует болезнь своего поколения — привлекательность зла. В своем журнале герой пишет: «Зло порождает зло;первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого…»Действительно, зло привлекательно, и главный герой подтверждает это своимипоступками. Его поступки злы, но их ждут от него, поэтому он их совершает.Именно в этом и заключается трагедия пробудившегося сознания. Печорину открылсясвет во всей ничтожности и убогости. Его мучает вопрос о пределах свободыличности.
Врассказе «Фаталист» герой размышляет над тем, может ли человек самрешать свою судьбу или все в жизни определяется неведомой, неотвратимой силой?Следует отметить, что в постдекабристскую эпоху фатализм стал вопросом времени.Он освобождал человека от ответственности за судьбу мира, уводил от борьбы,сеял отступенческие настроения. Стоит ли жить, если в жизни неизменноторжествует зло? Не является ли торжество зла законом божьим? Пробуждаетсясознание героя, он как бы прозревает и сознает, что мир устроен несовершенно,хотя сам он стремится к идеалу. «Пробегаю в памяти всё мое прошедшее испрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?..» Он незнает цели, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Онсожалеет, что «не угадал своего назначения» и «утратил на векепыл» благородных стремлений. «Силы необъятные» не находятнастоящего применения, и человек мельчает.
Сознаниенесоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоениюличности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другойсудит его поступки. Печорин не может полно ощущать радость и счастье, потомучто сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой непрекращающийсясамоанализ мешает герою отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотяв характере его одним из ведущих качеств является активность, волевое начало.Не получив настоящего развития, эти качества постепенно угасли, и Печорин, вком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть«где-нибудь по дороге». Итак, в романе Лермонтова показана трагедияпробудившегося сознания главного героя. Но, поскольку судьба Печорина былаотражением судеб многих умных, одаренных и ярких людей, можно говорить отрагедии пробудившегося сознания целого поколения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/