Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Роман Гончарова «Обломов» и наша современность

План.
Историясоздания романа. Жизнь общества 50-х гг XIX века.
«Обломовщина»,как характерное явление прошлого и настоящего
«СонОбломова» — потерянный рай или несбыточная мечта?
СовременныеШтольцы. Уроки «Обломова»
Выход?
И.А.Гончаров – это один из классиков литературы XIX века. Однако, мы не можем сказать о нем, что он был«буревестником» перемен или борцом за народные права. Гончаров, вообще, малоинтересовался политикой, общественным мнением и прочими общественными делами.Ему более было свойственно созерцательное существование. Он не протестовал, ноописывал, старался обратить внимание на пороки, обрисовыл их, но не звал набаррикады. Может быть, поэтому так много мира и согласия в его романах, и, вчастности, в романе «Обломов». В нем, в этом романе, нет жестких обличителей иподлых властителей, нет войн и восстаний, нет преступлений. Здесь виден намГончаров – критик, ведь он  и в самом деле был критиком, вспомним всемизвестный «Мильон терзаний».  Роман писался и публиковался накануне отменыкрепостного права, но тогдашние писатели и поэты  не знали в ту пору об этом.Это было спокойное время, когда тянет поразмышлять, когда не нужно решатьсиюминутные насущные проблемы, кроме, кажется, всевозможных переездов иустройств быта. Наверное, поэтому на фоне этих времен так отчетливо виднатрагедия отдельно взятого человека, и так мучительно чувство разочарования вжизни. Ведь если не за что бороться, в чем тогда смысл жизни, и что вообщеможно делать, если ничего делать не надо? Проблема кажется созвучнойсегодняшним проблемам, прежде всего роблемам молодежи: выбор жизненного пути,оценка своих сил, безвольность, апатия, отсутсвие идеалов и крепкого стержня вжизни. Но Гончаров, он на то и классик, чтобы его произведения быливневременными, актуальными тогда и сейчас. Иначе и быть не может, ибо если нетактуальности, тогда в архив, на полку!
Понятие«обломовщины» вводится в текст произведения самим повествователем, а им как мыобнаруживаем в конце был Штольц. Именно Штольц мог ввести его, с его немецкойхваткой и страстью к работе, не зря Гончаров дает нам такое подробное описаниесудьбы этого немца: «Простой,то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь — вот что было его постоянноюзадачею, и, добираясь постепенно до ее решения, он понимал всю трудность ее ибыл внутренне горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизнуна своем пути и сделать прямой шаг».  Раньше мы видим другие определения«обломовщины», такие как например сплин и хандра.  Но не увлечено ли и нашесовременное общество таким же сплином, не погрязло ли оно в бездействии, и гдеэти самые штольцы, которые объяснят нам всю опасность подобного существования?Ответы мы должны искать в романе, ибо только в прошлом мы можем черпать истину,в решении тех проблем и вопросов, которые уже были прожиты и решены до нас.
Нопрежде, не должны ли мы обратиться и к явным преимуществам такого«обломовского» существования, быть может, и не нужно ничего менять? Ведь всечеловеческое тянется к покою, стремится избежать трудностей, как инстинктсамосохранения стремится избежать гибели. Все это замечательно было обрисованов главе «Сон Обломова»: детство Обломова, Обломовка, прекрасная жизнь на лонеприроды.  «Тишина иневозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ниубийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ниотважные предприятия не волновали их. И какие бы страсти и предприятия могливолновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили отдругих людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти итридцати».  Но, однако, неволнавало их также  и горе ближнего, вспомним хотя бы больного мужика, котороготак и оставили лежать в канаве, мотивируя это тем, что «что он нам, дядя, что ли? Только беды сним!» Какая знакомая картина,не так ли и мы, современное поколение, проходим мимо нуждающихся в помощи?
ИльяИльич Обломов был в то время очень любознательным ребенком, ему до всего былодело, он не слушал запретов матери, любил возится с дворовыми людьми. Дети –это во все времена дети, они подвижны, непоседливы, открыты всему новому, ижажда деятельности беспрестанно обуревает их. Но, что-то ломается в них вопределенный момент, и почему-то из всеми любимого бесенка Илюши вырастаетмассивная фигура Ильи Ильича  Обломова, возлежащего на сафьяновыхподушках. Лишь только раз чувтва захлестнули его, и Ольга Ильинична внеслалампаду света в его жизнь, как в детстве, но он не смог с этим справиться, несмог не зажмурить глаза и не погасить эту самую лампаду любви. И сделал это онпотому, что именно этому научили его в детстве, или наоборот не научиличему-то. Так и нынешнее поколение, испытывающее гиперлюбовь в детстве,оказывается неспособным принимать решение во взрослом возрасте. Ибо чтозаботило мать Обломова? Чтобы ее сын был сыт, обут, одет и не болен. Обумственном и моральном развитии ребенка было предоставлено заботится емусамому. «Мать возьметголову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы,любуясь мягкостью их и заставляя любоваться и Настасью Ивановну и СтепанидуТихоновну, и разговаривает с ними о будущности Илюши, ставит его героемкакой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи. Те сулят ему золотые горы.» Как достичь этих золотых гор сказано небыло. Вот так и мы сегодня видим цель и хотим достичь ее, но не видим средств кее достижению и не знаем  даже, откуда их взять. Поэтому и не сбываются мечтыдетства, и людям слабым от природы, каким и был Обломов, лучше не отрываться отсвоих корней, потому что там проще жить, и все существование расписано иизвестно наперед, и смерть может случиться только от  «вынесенногоперед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот».
АндрейШтольц, думается, был введен в роман не только для контраста с Обломовым.Штольц – это еще и решение, и выход. Он как бы живой пример, как Библияобыденной жизни, как эталон к которому должен стремиться каждый. Но ведь исовременное общество делиться вот так же на штольцей и обломовых. Современныештольцы – это целеустремленные люди, которые постоянно учатся, работают нанескольких работах, успевают посвятить приятные минуты отдыха своим любимымделам, и их не раздирают мелкие страсти. Они знают, что если каждый день делатьодин шаг, то через год это уже будет триста шестьдесят пять шагов. Они немечтают, они действуют. И Обломов, в какой-то мере, был счастливым человеком,если рядом с ним находился такой как Штольц, способный дать дельный совет илипомочь другу: «Тысбрось с себя прежде жир, тяжесть тела, тогда отлетит и сон души. Нужна ителесная и душевная гимнастика». Именно отсутсвие этой душевной гимнастики и послужило поводом для провалаотношений Обломова и Ильинской. Так и сегодняшние Обломовы не способные набольшие чувства и на большие премены мирно сосуществуют с вдовами пшеницыными,и жизнь их еще хуже чем холостая. Однако, скорее всего, вдова Пшеницына – этопоиски умершей матери, рядом с которой было так тепло и покойно. Вот так исегодняшние семьи,  в которых роль женщины ограничивается ролью матери ихозяки. И только штольцы, последовательно сторящие свою жизнь, получают,наконец, заслуженное счастье. Однако, один Бог знает, какой ценой они этогодобились, но для таких людей цель оправдывает средства.
«Обломов»– это социальный роман, из которого каждый должен вынести свой урок. Обществовсегда будет делиться на обломовых и штольцей, и наверное, общество всегдабудет косным. Однако, пока существует такие как Андрей Штольц, у этого обществавсегда будет надежда на «выздоровление», хотя все это утопические идеи. Какскажет много позже того, как был написан «Обломов», поэт Маяковский: «Еслизвезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно». Так и в случае с обломовыми,если они существуют, значит это необходимо для чего-то. Может быть, дляравновесия, ибо тогда для чего нужны бы были штольцы? Но каждый человек, как вовремена Гончарова, так и в современном обществе имеет право выбора, кем емубыть. Либо как Обломов рассуждать: «Ах, жизнь! … Трогает, нет покоя! Лег бы изаснул… навсегда...»,  либокак Штольц: «Пустьона [жизнь] будет постоянным горением! Ах, если бпрожить лет двести, триста! … сколько бы можно было переделатьдела!» Выход из состояниязастоя – он в каждом из нас, и можно либо пенять на судьбу и обстоятельства,либо взять и все изменить, и, прежде всего, изменить себя, чтобы когда наступитконец, то люди сказали бы, что вот этот человек был счастлив, он многогодостиг, или, что он сгорел на работе, а не: «А был не глупее других, душа чиста и ясна,как стекло; благороден, нежен, и — пропал!»
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.easyschool.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Hamlet 15 Essay Research Paper Reasons Hamlet
Реферат Разработка стратегии модернизации производства пива на малом предприятии
Реферат Повышение эффективности процесса представления знаний
Реферат Автореферат разослан " " г
Реферат Модель равновесных цен
Реферат Оспорюванні правочини та їх правові наслідки
Реферат Приговор суда 2
Реферат Эстетика эпохи классицизма XVII века
Реферат Роль информатика в обществе
Реферат Возбуждение производства по пересмотру судебного постановления в порядке надзора и процессуальный порядок рассмотрения протестов
Реферат решение задач общего вида на основе квадратного уравнения
Реферат Институционализм вебленовской традиции в политэкономии
Реферат Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Гаусса и Зейделя
Реферат Стандартизация и сертификация
Реферат Синтез речи (озвучение речи компьютером)