Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Рецензия на повесть В.Г. Распутина "Последний срок"

Рецензия на повесть В.Г. Распутина«Последний срок»
Однимиз известнейших современных русских писателей является Валентин Распутин. Япрочитала много его произведений, и они привлекли меня своей простотой иискренностью.
По-моему,среди определяющих жизненных впечатлений Распутина одно из самых сильных быловпечатление от простых сибирских женщин, особенно старух. В них привлекаломногое: спокойная сила характера и внутреннее достоинство, самоотверженность внелегком деревенском труде и способность понимать и прощать других.
ТаковаАнна в повести «Последний срок». Ситуация в повести задается сразу:умирает восьмидесятилетняя старуха. Как мне показалось, жизнь, вводимаяРаспутиным в его повестях, всегда берется в моменте прерыва своегоестественного течения, когда вдруг с неизбежностью нависает большая беда.Кажется, как будто дух смерти витает над распутинскими героями. Практическитолько о смерти думает старая тофаларка из рассказа «И десять могил втайге». Готова к свиданию со смертью тетка Наталья в повести «Деньгидля Марии». Умирает на руках у друзей юный Лешка («Я забыл спросить уЛешки...»). Случайно гибнет от старой мины мальчишка («Там, на краюоврага»).
Аннаже в повести «Последний срок» не боится умереть, она готова к этомупоследнему шагу, ибо уже устала, чувствует, что «изжилась до самогодонышка, выкипела до последней капельки». Вся жизнь бегом, на ногах, втруде, заботах: ребятишки, дом, огород, поле, колхоз… И вот пришло время, когдасил совсем не осталось, разве что попрощаться с детьми. Анна не представляласебе, как это она может уйти навсегда, не увидев их, не услышав напоследокродных голосов. «За свою жизнь старуха рожала много, но теперь в живых унее осталось только пятеро. Получилось так оттого, что сначала к ним в семью,как хорек в курятник, повадилась ходить смерть, потом началась война».Разъехались, разбрелись дети, были чужие, и только близкая смерть материзаставляет их собраться вместе после долгой разлуки.
Передлицом смерти раскрывается не только душевная глубина простой русскойкрестьянки, но и в обнажающем свете предстают перед нами лица и характеры еедетей.
Менявосхищает характер Анны. По моему мнению, в ней сохранились незыблемые основыправды и совести. В душе неграмотной старухи звучит больше струн, чем в душе еегородских, повидавших мир детей. Есть и такие герои у Распутина, у которых,может, и немного в душе этих струн, но они звучат сильно и чисто (например,старуха тофаларка из рассказа «Человек с этого света»). Анна и,пожалуй, в еще большей степени Дарья из повести «Деньги для Марии» побогатству и чуткости духовной жизни, по уму и знанию человека могут выдержатьсравнение со многими героями мировой и русской литературы.
Взглянутьсо стороны: доживает свой век бесполезная старуха, уже почти не встаетпоследние годы, зачем ей и жить-то дальше? Но писатель так нам описывает ее,что мы видим, как в эти последние, вроде совсем никчемные ее годы, месяцы, дни,часы, минуты в ней идет напряженная духовная работа. Ее глазами мы видим иоцениваем ее детей. Это любящие и жалеющие глаза, но они точно подмечают сутьизменений. Ярче всего смена лица видна в облике старшего сына Ильи: «Рядомс голой головой его лицо казалось неправдашним, нарисованным, будто свое Ильяпродал или проиграл в карты чужому человеку. И весь он изменился,побойчел...» В нем мать то находит знакомые ей черты, то теряет.
Авот средняя дочь Люся стала «городская вся, с ног до головы, она иродилась-то от старухи, а не от какой-нибудь городской, наверно, по ошибке, нопотом все равно свое нашла». Она уже, как мне кажется, вся переродилась допоследней клеточки, как будто и не было у нее ни детства, ни юностидеревенских. Ее коробят манеры и язык деревенский сестры Варвары и братаМихаила, их неделикатность. Мне вспоминается одна сцена, когда Люся собраласьпрогуляться для здоровья на свежем воздухе. Перед ее глазами предстала картинанекогда родных мест, больно поразившая женщину: перед ней расстилалась«заброшенная, запущенная земля», все, что некогда было ухожено,приведено в целесообразный порядок любовным трудом человеческих рук, теперь«сходилось в одном чужом широком запустенье». Люся понимает, что«изводило ее какой-то молчаливой давней виной, за которую придется держатьответ. Вот ее вина: она все бывшее с ней здесь начисто забыла. Ведь дано ейбыло знать и радостное растворение в родной природе, и ежедневный примерматери, ощущавшей глубокое родство со всем живущим (недаром Люсе вспомнилсяслучай, когда мать ласково, как родного человека, подняла безнадежнозавалившегося за пахотой, изможденного вконец коня Игреньку), вспомнила она истрашные последствия всенародных трагедий: раскола, борьбы, войны (эпизод сзагнанным, озверевшим бандеровцем).
Извсех детей Анны мне больше всего понравился Михаил. Он остался в деревне, унего и доживает свой век Анна. Михаил проще, грубее ее городских детей, на негобольше шишек с претензиями и сыплется, но на самом деле он сердечнее и глубжеостальных, не то что Илья, тот веселым колобочком катится по жизни, стараясь незадевать ни о какие углы.
Великолепныв повести две главы о том, как, купив два ящика водки на предполагаемыепоминки, братья на радостях, что мать вдруг чудом от смерти отошла, начали ихраспивать сначала одни, а потом с дружком Степаном. Водка подобна одушевленномусуществу, и, как со злым, капризным властелином, с ней надо уметь обращаться снаименьшими для себя потерями: „ее надо на испуг брать“,»… один не уважаю ее пить. Она тогда, холера, злее". Высшим моментомв жизни многих, прежде всего мужчин, увы, стала выпивка. За всеми колоритнымисценами, за плутовскими рассказами пьяниц (тут эта история Степана, которыйтещу вокруг пальца обвел, пробрался в подпол за самогоном), за комичнымиразговорами (скажем, о разнице между бабой и женщиной) встает настоящееобщественное, народное зло. О причинах пьянства Михаил говорил: «Жизньтеперь совсем другая, все, почитай, переменилось, а они, эти изменения, учеловека добавки потребовали… Организм отдыха потребовал. Это не я пью, этоон пьет».
Давайтеже возвратимся к главной героине повести. По моему мнению, старуха Аннавоплотила в себе все лучшие стороны исконно сибирского характера и по упорствуисполнения будничного дела, по «твердости и гордости». В последнихглавах повести Распутин полностью сосредоточивается на своей главной героине ифинальном отрезке ее жизни. Здесь писатель нас вводит в самую глубьматеринского чувства к последнему, самому любимому и близкому ей ребенку,дочери Таньчоре. Старуха ждет приезда дочери, но та, к сожалению, не приехала,и тогда «в старухе вдруг что-то оборвалось, что-то с коротким стономлопнуло». Из всех детей снова только Михаил оказался в состоянии понятьпроисходящее с матерью, и он снова взял на свою душу грех. «Не приедетВаша Таньчора, и нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтоб неприезжала», — пересиливая себя, ставит он точку. Мне кажется, что этот актего жестокого милосердия стоит сотен ненужных слов.
Подпрессом всех несчастий Анна взмолилась: «Господи, отпусти меня, я пойду.Пошли к мине смерть мою, я готовая». Свою смерть,«матушку-смертыньку», она представляла такой же древней, изможденнойстарухой. Собственный уход в «дальнюю сторонушку» распутинскаягероиня провидит с удивительной поэтической отчетливостью, во всех его стадияхи деталях.
Уходя,Анна вспоминает своих детей в те моменты, когда те выразили в себе все лучшее:молодой Илья очень серьезно, с верой принимает материнское благословение передуходом на фронт; Варвара, выросшая такой плаксивой, несчастной бабой, видится враннем детстве роющей ямку в земле просто так посмотреть, а что в ней есть,«отыскивая то, что никто еще в ней не знает», Люся отчаянно, всемсуществом рвется с уходящего парохода навстречу матери, покидаемому дому;Михаил, ошеломленный рождением своего первенца, вдруг пронзается пониманиемнеразрываемой цепи поколений, в которой он накинул «новое кольцо». Исебя Анна вспомнила в самый дивный момент своей жизни: «Она не старуха — нет, она еще в девках, и все вокруг нее молодо, ярко, красиво. Она бредет вдольберега по теплой, парной после дождя реке… И до того хорошо, счастливо ейжить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находитьсясреди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нееo кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди».
КогдаАнна умирает, то дети буквально покидают ее. Варвара, сославшись на то, чторебят оставила одних, уезжает, а Люся и Илья и вовсе не поясняют причин своегобегства. Когда мать просит их остаться, то ее последняя просьба осталась неуслышанной.По-моему, это даром не пройдет ни Варваре, ни Илье, ни Люсе. Мне кажется, этобыл для них последний из последних сроков. Увы...«Ночью старухаумерла».
Благодаряпроизведениям Распутина, я смогла найти ответы на многие вопросы. Этот писательостался в моем представлении одним из лучших, ведущих современных прозаиков.Пожалуйста, не пройдите мимо его книг, снимите с полки, спросите в библиотеке ичитайте медленно, не торопясь, с раздумьями.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.