Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Экономика туризма

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Управление устойчивым развитием туризма неразрывно связано сего структурой, имеющей сложную иерархию и состоящей из множества подсистем сбольшим количеством элементов. Для обеспечения устойчивого функционирования иразвития любой системы нужны ресурсы, формирующиеся в составе ресурсныхпотенциалов региона. Разработка механизмов формирования ресурсных потенциаловразвития туризма представляется необходимым условием для обеспеченияустойчивого функционирования, как сферы туризма, так и региона в целом.
В экономической литературе принята классификация потенциаловпо однородной совокупности признаков: экономическому, социальному, природному,культурному и т.д. Иными словами, понятие потенциала формируется по суммативнымпризнакам, характерным для любой однородной совокупности предметов, объектовили их свойств. Во многих случаях используется лишь формальное определениепотенциала региона, без достаточного раскрытия сущности изучаемого явления испецифики взаимосвязей, возникающих между разнокачественными потенциалами. Всвязи с этим можно сказать, что при анализе потенциала учитываются далеко невсе необходимые аспекты.
Для преодоления указанной проблемы требуется во-первых,преодоление суммативного подхода, при котором туристский регион рассматриваетсякак простая сумма потенциалов; во-вторых, выявление потенциалов, характерныхдля туристских регионов; в-третьих, исследование возможностей интеграции потенциалов.
Туристский регион для обеспечения своего функционирования иразвития использует не только собственные ресурсы, но и потенциалы болеевысокого уровня: страны, континента, мира. Например, сельскохозяйственнаяпродукция, составляющая основу продовольственного потенциала туристскогорегиона, может вырабатываться как в самом регионе, так и поступать извне. Сдругой стороны, значение многих региональных потенциалов выходит за пределысамого региона. Так, культурным потенциалом крупного города пользуются жителивсего мира, достоянием которого фактически эти потенциалы и являются (вкачестве примеров можно привести Лувр — в Париже, Эрмитаж — в Санкт-Петербургеи т.д.). Таким образом, регион принимает участие в процессе общественного воспроизводства.В связи с этим возникает методологическая проблема исследования связейрегиональных потенциалов с внешней средой, решение которой может способствоватьреализации цели совершенствования управления ими для устойчивого развитиятуризма. Однако до настоящего времени проблемам определения взаимосвязей междуразличными потенциалами и управления их свойствами не уделялось достаточноговнимания.
Рассматривая структуру потенциалов региона, используемых всфере туризма, необходимо выделить среди них ключевые. К ключевым потенциалам относятсяте, формирование и развитие которых способно обеспечить устойчивоефункционирование и развитие региона. Эти потенциалы формируются под воздействиемпотенциала потребностей, который диктует и степень использования потенциалавозможностей (рис.1). Именно потенциал потребностей является источником идвижущей силой развития туризма в регионе, на него должны быть ориентированывсе остальные потенциалы. Очевидно, что центральным звеном, образующим общийпотенциал потребностей, являются туристы.
Представленный на рис.1 перечень региональных потенциаловдля развития туризма не является исчерпывающим, так как их количество зависитот поставленных целей, способов их достижения и необходимых для этого ресурсов.
Одна из особенностей совокупных туристских потенциаловвозможностей и потребностей заключается в том, что бывает сложно определить ихграницы.
К необходимым условиям определения величины потенциалаотносятся:
— установление цели функционирования элемента, подсистемы,системы и ее количественное (и качественное) измерение;
— определение условий, при которых потенциал может бытьреализован и т.д. [6,c.390].
/> 
Рис.1. Структура совокупного туристского потенциала развитиятуризма.
Выполненный анализ потенциалов функционирования и развитиятуризма дает основание представить регион как совокупность его потенциалов, атакже выделить предмет управления туризмом. На наш взгляд, предметом управлениятуризмом являются свойства потенциалов, связи между ними, направления ихиспользования. Можно утверждать, что потенциалы региона — это системное понятие.В пользу такого утверждения свидетельствует ряд обстоятельств, приводимыйдалее.
1. Потенциал можно рассматривать как совокупность свойств,присущих предметам (явлениям), которые, в свою очередь, являются частьюопределенной системы. При этом свойства могут быть выражены черезколичественные и качественные показатели. Каждый из потенциалов характеризуетсялишь относительной автономностью, образуя совместно с другими бесконечную цепьвзаимозависимостей и взаимосвязей.
2. Каждый потенциал должен быть объектом управления состороны человека.
3. Воздействие субъекта управления преобразует потенциалсоответственно заданным целям.
4. Предметы (явления), обладающие потенциалом, функционируюти развиваются не только по присущим им объективным законам, но и по программнымустановкам общества. Важно, чтобы между ними не было неразрешимых противоречий.
5. По степени обобщения и роли в развитии туризма можновыделить основные потенциалы и субпотенциалы. На уровне субпотенциалаконкретизируются отдельные свойства потенциалов, которые являются производнымиот свойств первых, главных потенциалов.
Классификация потенциалов и субпотенциалов динамична. Всфере туризма систематически возникают экстраординарные ситуации, при которыхсубпотенциалы могут приобретать столь же важное значение, как и главные потенциалы.Например, факты терроризма в туристских дестинациях подрывают экономикурегиона, требуют мобилизации значительных ресурсов, а также наличия соответствующихпрограмм профилактики и ликвидации последствий терактов.
6. Иерархия потенциалов определяется соподчиненностью целейв функционировании и развитии туризма. Поскольку цели туризма являются производнымиот субъективных и изменяющихся интересов туристов и, следовательно, изменяютсяво времени, то и потенциалы находятся в процессе постоянного движения,трансформации. Например, в период становления рынка в России проблемыбезопасности общества в иерархии потенциалов выдвигались в число главных ипервоочередных.
Отметим, что какое бы место в иерархии ни занимал потенциал,без него невозможно планомерное развитие туризма в регионе. Свойствосистемности туризма как раз и состоит в том, что исчезновение или ухудшениекачества любого из его потенциалов или субпотенциалов может привести ксерьезному изменению качества самой туристской системы. В иерархии потенциаловследует различать обеспечивающие и результирующие потенциалы. К обеспечивающимобычно относят ресурсные потенциалы, а к результирующим — те, которыепоявляются в результате использования ресурсов для получения новых свойств.Например, экологический потенциал является преимущественно обеспечивающим.Однако в силу трансформации его свойств он одновременно является ирезультирующим.
7. Все потенциалы способны к декомпозиции и синтезу, ктрансформации и инверсии. Так, информационный потенциал накапливается исинтезируется в результате человеческой деятельности. Полезная информация изнеобходимой и достаточной (например, реклама туров) может инвертироваться визбыточную и бесполезную, которая будет нести в себе определенный потенциалугрозы (известно, что избыток информации отрицательно действует на психику человека).
8. Потенциалы связаны между собой, то есть развитие одногопотенциала стимулирует развитие других.
9. Потенциалы, являясь системным образованием, имеют какестественную сущность, так и искусственную (антропогенную) природу. Значениесоотношения природного и антропогенного факторов в каждом из потенциаловразлично, что, по-видимому, и определяет необходимость разработкисоответствующих механизмов управления ими. Формирование и использованиеантропогенных потенциалов не должно нарушать естественных, объективносуществующих и действующих законов.
10. Наличие потенциала, как резерва (ресурса) говорит онеобходимости его формирования, в этом случае он предстает как потенциалвозможностей.
11. Каждый потенциал изначально содержит в себе предпосылкик развитию определенных видов туристской деятельности.
12. Структурная и функциональная сложность потенциаловпрогрессивно убывает по мере уменьшения сложности систем, реализуемых имифункций и сокращения их пространственно-временных границ. Однако существуютнекоторые критические параметры, которые препятствуют процессам механическогоубывания и сокращения границ систем или повышения концентрации элементов, из которыхони образованы. Например, существуют критические границы ареалов обитаниябиологических видов, уменьшение которых приводит к их исчезновению;перенаселение видов на ограниченных территориях приводит к уменьшениюпопуляции. Следовательно, существует объективная необходимость в разработкенаучно обоснованных норм и нормативов использования потенциалов.
13. Более сложными становятся проблемы управленияпотенциалами в связи с существованием серьезных межрегиональных различий, атакже ввиду субъективности реализуемых в управлении взглядов и целей.Субъективный фактор в управлении приводит, в частности, к появлениюнеординарных проблем, решение которых требует высокопрофессиональноготворческого подхода. Поэтому управление регионом в сфере развития туризма и егопотенциалами будет развиваться как синтез двух аспектов: совершенствованиянаучно-практической деятельности и развития управления как искусства. Наука иискусство при управлении регионом не противопоставляются, а выступают какдополняющие друг друга практики.
2. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИЗМА
Для оценки эффективности работы туристского предприятиянедостаточно использования показателя прибыли, так как его абсолютная величинане позволяет судить о рентабельности хозяйствования. Работая в жестких условияхконкуренции, предприятие постоянно принимает решения по направлениям развитиясвоего бизнеса, применению новых технологий. Все они связаны с оценкойиспользования имеющихся ресурсов.
Рентабельность — один из основных стоимостных качественныхпоказателей эффективности производства. Он характеризует уровень отдачи затрати степень использования средств на предприятии, в объединении и отрасли в целомв процессе производства и реализации продукции. Различают два видарентабельности: рассчитанная на основе балансовой прибыли и рассчитанная наоснове чистой прибыли (чистая рентабельность).
Рентабельность отражает многие стороны деятельноституристского предприятия за определенный период. Существует система показателейрентабельности, которая в свою очередь является составляющей системы показателейсоциально-экономической эффективности деятельности предприятий индустриитуризма.
Рентабельность характеризует процентное отношение суммыприбыли к одному из показателей и отражает взаимосвязь прибыли с другими показателями.В практике работы туристских предприятий наибольшее распространение получилиследующие показатели.
Рентабельность реализации (Рр) рассчитывается как по всемуобъему реализованных туристских продуктов и услуг, так и по их отдельным видам:
Рр = БП (ЧП) /Вр (Вр) * 100% или Рр = БП (ЧП) /С * 100%
где БП — балансовая прибыль; ЧП — чистая прибыль; В р (В р,)- выручка (чистая выручка) от реализации; С — себестоимость.
Рентабельность отдельных видов туристского продукта зависитот цены, по которой он реализуется потребителю, и себестоимости по данномувиду.
Показатели рентабельности реализованных туристских продуктов(услуг) дают представление о доходности реализуемых туристских товаров (услуг)и эффективности текущих затрат. Коэффициент рентабельности реализованнойпродукции показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесет каждаяединица реализованного туристского продукта.
Рентабельность текущих затрат (Рт. з) Дает представление обэффективности текущих затрат туристского предприятия;
Р т. з. = БП (ЧП) /ИП * 100%
где ИП — издержки производства.
Несмотря на то, что затраты по эксплуатации основных фондов(ОФ) входят в издержки производства, этот показатель лишь частично отражаетэффективность использования ОФ. С этой целью рассчитывается рентабельностьосновных фондов
Ро. ф. = БП (ЧП) /ОФ*100%
Рентабельность оборотных средств (Рц. с) рассчитывается поформуле
Р о. с. = БП(ЧП) /ОС * 100%
где ОС — оборотные средства.
Важным экономическим показателем, характеризующим эффективностьпроизводственной деятельности туристского предприятия и уровень использованияим производственных ресурсов, является рентабельность производства — отношениеобщей, или балансовой, прибыли к среднегодовой стоимости ОФ и нормируемыхоборотных средств (ОС). Основные фонды включаются в расчет по балансовойстоимости, денежные средства и средства при этом не учитываются. Показательрентабельности производства (Рд) равен
Рn = БП (ЧП) /ОФ+ОСn*100%
Экономически важным для туристского предприятия являетсяпоказатель экономической рентабельности активов (ЭР), или экономической рентабельностивсего капитала, то есть суммы его собственных или заемных средств:
ЭР = БП+проценты за кредит, относимые на себестоимость/К
К где К — совокупный капитал предприятия.
Коэффициент рентабельности активов (Ра) показывает, сколькоденежных единиц требуется предприятию для получения одной денежной единицыприбыли, независимо от источника привлечения этих средств:
Ра = БП(ЧП) /Аср*100%
где Аср — среднегодовая стоимость активов.
Данный показатель является одним из важнейших индикаторовконкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности определяют посредствомсравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия сосреднеотраслевым коэффициентом.
Коэффициент рентабельности собственного капитала (Рс. к)позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками.Он показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждаяденежная единица, вложенная собственниками капитала:
Рс. к. = БП(ЧП) /Кс*100%
где Кс — среднегодовая стоимость собственного капитала.
Сравнение этого показателя с расчетными данными по вложениюсобственного капитала в ценные бумаги позволяет получить информацию обэффективности использования капитала.
Рентабельность чистых активов (Рч. а) рассчитываетсяследующим образом:
Рч. а. = БП (ЧП) /ЧА*100%
где ЧА — чистые активы.
Чистые активы определяются по формуле
ЧА = ОК + ТА — ТО,
где ОК — основной капитал; ТА — текущие активы; ТО — текущиеобязательства.
В анализе хозяйственно-финансовой деятельности туристскимипредприятиями используется показатель рентабельности совокупных ресурсов (Рс.р), определяющий величину полученной прибыли на единицу затраченных совокупныхресурсов:
Рс. к. = БП(ЧП) /ОФ+ОС+ФОТ*100%
где ФОТ — фонд оплаты труда.
Рентабельность фонда оплаты, труда (Р ф. о. т) отражаетэффективность использования трудовых ресурсов и показывает соотношение величиныи изменения фонда заработной платы. Она рассчитывается как отношение прибыли кзатратам живого труда:
Р ф. о. т = БП(ЧП) /ФОТ*100%
Многообразие показателей рентабельности не только позволяетоценить эффективность работы туристского предприятия, но и обеспечивает альтернативностьпоиска путей ее повышения.
Показатели рентабельности весьма практичны, они отвечаютинтересам всех участников: руководителей предприятия — поскольку говорят о доходностивсего капитала; потенциальных инвесторов и кредиторов — так как показываютотдачу на инвестируемый капитал; собственников и учредителей — информируют одоходности акций; предпринимателей — из-за возможности судить по ним опривлекательности бизнеса в этой сфере. Кроме того, они свидетельствуют оспособности туристского предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков иакционеров наличными денежными средствами благодаря использованию имеющегося унего производственного потенциала.
И наконец, высокий и стабильный уровень рентабельностиобеспечивает победу предприятию в конкурентной борьбе и способствует его выживанию.
Литература
1.Актуальные проблемы экономической теории и практики (коллектив авто-ров: Г.С.Вечканов, С.Г. Ковалев, Л.М. Чистов и др.) — СПб.: Астерион, 2003. — 512 с.
2. ДуброВ.Г. Современное естествознание и организация общества / Доклад на Петербургскомэкономическом форуме. — СПб, 1997. — С.4.
3.Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. — М.:Финансы и статистика, 2004. — 584 с.
4. СтоекТ. Экологические ценности в системе общественных ценностей /Экология,хозяйство, окружающая среда. — М.: Прогресс, 1990. — С.31-43.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.