Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Почему Софья полюбила Молчалина?

Героиня которая нарушает нравственныеосновы.
Соединивв комедии «Гоу» черты классицизма и реализма, Г-дов отказался отоднобокости в изображении героев. Поэтому в пьесе нет идеальных, положительныхперсонажей, зато перед нами предстали как живые Чацкий, Софья, Молчалин,Фамусов и другие.
Незря Гончаров отметил и оценил в Софье «черты характера живого иреалистического». У Софьи есть свои плюсы и минусы, достоинства инедостатки. Она умна, решительна, самостоятельна. Не случайно даже само имягероини Софья — «мудрая». Речь ее, яркая, образная, эмоциональная,афористическая, соответствует характеру молодой девушки («Счастливые часовне наблюдают»). Софье в комедии отведена непростая роль отражения атакиЧацкого. В критических ситуациях она проявляет не только решительность инаходчивость.
Вспомнимэпизод, когда, стремясь отвлечь внимание батюшки от присутствия Молчалина в еекомнате, она сочиняет сон, который якобы расстроил ее. Этот придуманный на ходусон свидетельствует о тонком уме Софьи, о ее незаурядных литературныхспособностях.
Чацкийполюбил Софью прежде всего за тонкий ум, независимость взглядов,самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордыйхарактер девушки вызывает симпатию. Чацкий влюбляется безумно: «Я вас безпамяти люблю». Не случайно, вернувшись в Москву из дальних стран, онпостоянно взывает к ее разуму. Софья по-своему умна, она много читает («Ейсна нет от французских книг»), но предмет ее чтения — сентиментальныероманы, в которых описываются истории любви (их герои бедны и не имеютположения в обществе).
Софьявосхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имялюбви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальномгерое, которого она хотела бы полюбить. И таким романтическим героем Софьявообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей:«возьмет он руку, к сердцу жмет…». Именно так ведут себя героифранцузских романов.
НоЧацкий не таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три годаи уехал странствовать. За это время Чацкий не написал ни строчки. А в Софьепроисходили существенные перемены, менялось ее отношение к Чацкому. Психологиямолодых девушек такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение.Разлуку же они могут не перенести.
Такпроизошло и с Софьей. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма — непонимание одного героя другим. В пьесе «Гоу» каждый геройсоставляет себе жизненную схему. Вот главный конфликт по Г-дову (конфликт жизнии схемы). Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себягероиней романа, худо другое — она не видит различий между романтическим вымысломи жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вотее избранник отбывает повинную: И вот любовника я принимаю вид В угодностьдочери такого человека…
Следованиелитературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению,крушению идеалов. У Софьи есть свой план, в своей семейной жизни она хочет бытьсчастливой. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, которым можно командовать,который так соответствует роли «мужа-мальчика, мужа-слуги». Софья отвергаетЧацкого не только из-за чувства оскорбленного женского самолюбия, но и потому,что независимый, дерзкий, вольнолюбивый и непокорный Чацкий ее пугает: «Даэтакий ли ум семейство осчастливит?» Поэтому Г-дов так писал о своейгероине: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку».
Вконце пьесы Чацкий обвиняет героиню в забвении «женского страха истыда»: А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд, — За двери прячется, боится быть в ответе. И Чацкий, и Катенин, и даже Пушкинобвиняли героиню: «Софья преступила границы поведения, поставленныебарышне ее круга. Она нарушила приличия!» Софья бросила тем самым вызовстарым взглядам на любовь, брак. Если Чацкий сотрясает социальные основы, тоСофья — нравственные. И царская цензура запретила эту пьесу печатать и ставитьна сцене не из-за крамольной речи Чацкого, а из-за нарушения Софьейнравственных норм поведения.
Вотличие от Фамусова, Молчалина, других персонажей пьесы, Софья не боится судаокружающих: «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?» СофьяПавловна в своих ошибках обвиняет себя: «Не продолжайте, я виню себякругом». Значит, есть в этой девушке чувство ответственности засобственные поступки. Стоит обратить внимание на то, что Чацкий, борясь засвободный образ мыслей, поведения, жизни, отказывает в этом праве Софье. Софьяспокойно держится в последней сцене комедии, когда открывается подлость инизость Молчалина.
Героинеочень тяжело, потому что все происходит в присутствии Чацкого. Ей, красивой,умной, образованной дворянке, предпочли служанку. Но ведь Софья молода, простиммолодости ошибки, ведь не зря мудрый Пушкин в романе «Евгений Онегин»писал: Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред. У Г-дова все герои,которые намечают цели в жизни, терпят крах. Своего рода «горе отума», если понимать ум как разработанный план действий, стремление лепитьжизнь с кого-то. Но жизнь идет не по плану.
Любовнаялиния пьесы означает одну простую истину, жизнь — сокровенное горение, полет.Г-дов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном вжизни — о любви. Гончаров писал, что в Софье «есть сильные задаткинедюжинной натуры». И это действительно так. Надо по достоинству оцениватьв этой девушке «черты характера живого и реалистического». ИменноСофья Павловна Фамусова начинает галерею прекрасных образов русских женщин внашей литературе.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.