Особенности психологизма А. С. Грина напримере рассказов «Крысолов» и «Рассказ Бирка»,«Зеленая лампа»
Введение
Вцелом ряде своих рассказов Грин черпает материал и интригу в специальных работахпо психологии и психиатрии, с которыми писатель, судя даже по прямымупоминаниям в тексте, был хорошо знаком и которыми пользовался в 20-е годы нарусский язык широко переводились и Фрейд, Рибо — и Крафт-Эбинг). В«Отравленном острове», например, «гипотеза массовыхгаллюцинаций» подкреплена ссылками на Рибо, а «страх жизни»охарактеризован как «особый психологический дефект», подробноисследованный Крафтом. Сюжет рассказа «Ночью и днем», вероятно,возник из изложенной Рибо теории Миерса: «Каждый из нас, кроме явного,сознающего себя „я“, содержит в себе несколько других „я“,которые пребывают в скрытом состоянии, за порогом сознания»*. В жанре«загадочных историй» описано у А.С. Грина множество явлений, которыепроходят сегодня по ведомству неизвестного тогда понятия парапсихологии;внушение и чтение мыслей на расстоянии (" Преступление Отпавшего Листа"); творческая реализация личности под гипнозом (" Силанепостижимого"); чудеса самовнушения («Загадка предвиденной смерти»);Нередко сюжеты «историй» опираются на медицинский диагноз, которыйлюбой психиатр без труда установи лбы по поведению персонажей: амнезия(«Возвращенный ад „); почти клинический случай депрессии (глава“Вечер» в «Наследстве Пик-Мика»); «двойнаяориентировка» («Рассказ Бирка»).
Иногдамастерство писателя-психолога видится в его способности изображать психическиеявления так, как они протекают в реальной, в соответствии с закономерностями,установленными психологией как наукой. Это свойство литературы удобнообозначить термином психологическая достоверность.
Психологическоеизображение у Грина становится основным способом, с помощью которого познаетсяизображенный характер. Как результат — психологическое изображение становитсявесьма изощренным, тонким и глубоким, не ограничивается общим схематическимрисунком внутреннего состояния. У Грина преобладает прямая формапсихологического изображения, с помощью которой полно и подробно изображаютсятакие душевные и мыслительные процессы, которые не находят себе выражение.Например, из рассказа «Крысолов»: «сто сил человеческих пряло игудело во мне, когда, воззрясь на номер аппарата, я вел память сквозь вьюгуцифр, тщетно пытаясь установить, какое соединение их напомнит утерянноечисло», «тревожное оживление, подобное блеску магния среди тьмы,скручивало мою нервную силу в гулкую при малейшем впечатлении тугуюструну,»
В«Крысолове» использована специфическая форма психологическогоизображения — видения. В рассказе раскрывается состояние между сном и явью,фиксируется причудливая игра образов сознания, процессы ассоциаций.
Авторскоеизображение в новелле «Рассказ Бирка» — специфическое. Вповествование введен персонаж — двойник, в котором материализуется какая-точасть сознания самого героя, его подсознательные представления о самом себе, подавленныежелания, волевые импульсы.
Длядостижения количественного увеличения деталей в психологических произведенияхиспользуют подробности мыслительных процессов, нюансы чувств, эмоций,разложение на составляющие волевых импульсов. Пример из «Крысолова»:«Мной овладели смутные представления, странные, как странен был этот гулпровода, действующего в мертвом доме. Я видел узлы спутанных проводов,порванных шквалом и дающих соединение в неуследимых точках своего хаоса; снопыэлектрических искр, вылетающих из сгорбленных спин кошек, скачущих по крышам;магнетические вспышки трамвайных линий; ткань и сердце материи в виде острыхуглов футуристического рисунка. Такие мысли — видения не превышали длительноготолчка сердца, вставшего на дыбы; оно билось, выстукивая на непереводимом языкеощущения ночных сил». В этом эпизоде изображаются моменты внутреннейжизни, не нашедшие выражения в поведении. Это догадка, ассоциации, интуиция.
*РибоТ. Творческое воображение. — Спб.,1901-С.303-304.
I. Применение теорий современныхпсихиатров С. Парниа и Б. Грейсона в новеллах «Рассказ Бирка» и«Крысолов»
«РассказБирка» — это один из рассказов, вышедшего в 1915 году сборника такназываемых «загадочных историй». В нем рассказывается о человеке поимени Бирк, который пережил в своей жизни странный психологический случай, какон сам его называет «сложную психологическую операцию». То, чтопроизошло с Бирком, психиатры называют «двойной ориентировкой», тоесть это сложное психическое состояние человека, при котором он наблюдает себясо стороны. Хотя на этот трансцендентный случай можно выдвинуть множествопедположений, ведь мы не знаем, что в действительности имел в виду Грин,написав этот рассказ, взяв за основу сюжета мистическое событие, связанное сраспадом сознания человека. Острый интерес Грина к психологии и психиатриивовсе не нуждается в оправдании — это экспериментальное поле наблюдениелитератора, самой своей профессией поставленного перед необходимостьюзаглядывать в «тайное тайных» человека и не просто сотрудничающего снаукой, но и нередко помогающего ей в решении её собственных задач. Например,в статье " о том, как я учился писать" Горький вспоминал Бальзака:", Бальзак, один из величайших художников, наблюдая психологию людей,указал в одном из своих романов, что в организме человека, наверное, действуюткакие-то мощные, неизвестные науке соки, которыми и объясняются различныепсихофизические свойства организма.
Прошлонесколько десятков лет, наука, создала глубоко важное учение о "внутренней секреции".*
ВадимКовский пишет:
«Сейчас,когда научно-техническая революция вступает в фазу господство биологическихнаук, а следующий этап ее, по прогнозам философов и социологов, будет уженепосредственно связан с открытиями в области психологии, тяга Грина к»редким, исключительным положениям приобретает актуальность".
Объемзнаний Александра Степановича Грина в областях психологии и психиатрии,точность изображения сложнейших психических процессов, под час превосходящаяуровень представлений его времени, вызывают сегодня удивление специалистов. Пословам известного еще в советский времена психофизиолога профессора Р. Лурия,никто из писателей не сумел так блестяще описать функции головного мозга,создать поразительно точного и расчлененную картину деятельности нейронов егокоры, как А.Грин в рассказе «Возвращенный ад».
*Горький М.О литературе.-М., 1953.-С.308.
Так,трансцендентному событию, которое описал в «Рассказе Бирка» Грин, внастоящее время ученые-медики нашли научное объяснение, но все же они не пришлик общему мнению, ученые разных клиник и исследовательских институтов США иВеликобритании выдвигают все больше гипотез и сообщают о новых результатахисследований проблемы психиатрии, но несмотря на это, «загадкичеловеческого мозга» остаются полностью не изучены.
Британскиемедики утверждают, что они нашли доказательство независимости сознания отдеятельности мозга. По их мнению, сознание человека может существовать внепрямой зависимости от головного мозга — это подтверждается тем, что сознаниепродолжает жить, когда все процессы в мозгу уже прекратились. Американскиепсихиатры тоже сообщают о новых результатах исследований этой проблемы. Научныйруководитель Центральной клиники Саутгемптона доктор Сэм Парниа:
"Когда мы исследуем мозг, то ясно видим: клетки серого вещества по своемустроению в принципе не отличаются от остальных клеток организма. Они такжевырабатывают белок и другие химические вещества, но они не могут создавать тесубъективные мысли и образы, которые мы определяем как человеческое сознание. Вконце концов, наш мозг нужен нам лишь в качестве приемника-преобразователя. Онработает как своего рода «живой телевизор»: сначала воспринимаетволны, которые в него попадают, а потом преобразует их в изображение и звук, изкоторых складываются целостные картины". Вот как объясняет независимостьсознания от функционирования мозга доктор Сэм Парния на примере«Клинической смерти»: «Наши пациенты переживали своиудивительные состояния в тот момент, когда мозг уже не мог функционировать. Внем не было кислорода, поэтому он был неспособен воспроизводить какие-либовоспоминания, из этого я делаю вывод, что человеческое сознание работает внепрямой зависимости от головного мозга и может существовать без него».
В«Рассказе Бирка» можно предположить что, у главного героя происходитотделения сознания от (физического) тела, которое остается неподвижно в доме, асознание, в свою очередь, посылая волны в мозг Бирка, помогало воспроизводитьцелостные картины событий, запечатленных на ночных улицах. То есть, прибывая дома,главный герой-Бирк воспринимал зрительно-слуховые сигналы, которые посылало егосознание, отделившееся от тела, решившее пожить хотя бы одну ночь рискованный,опасный, полной приключений, жизнью, которой так не хватало Бирку.
Вконце рассказа сознание возвращается в свое физическое тело и Бирк тут жепросыпается (есть поверье, что душа человека (сознание) «вылетает» изтела в момент провала в сон, а непосредственно пробуждения связано именно свозвратом «духовного тела» к спящему).
Пословам Владимира Амлинского:
«Рассказ»Крысолов" -один из самых блистательных в нашей новеллистке, можетбыть, самый сильный у Грина. Его светопись черно-белая и в переходе, а затем ив столкновении таких вечных понятий, как добро и зло. В «Крылове»удивительны два пласта мира: крысиный, полный, зловещей фантастики ипричудливости и человеческий — достоверный и горестный, выраженный в трехлюдях, в трех образах. Эти люди, что самое главное, не потеряли одной, такойвозвышающей их над хитроумными и изворотливыми крысосуществами способности — любить.
"Вы простудитесь сказала она, машинально защипывая поплотнее платок, и я понял,что отец любит эту девушку, что она балованная и забавная, но добренькая.Простудитесь, потому то ходите с расхлестанным воротом. Подите-ка сюда,гражданин".
Встречагероя с девушкой на Сенном рынке образовалась из подлинного случая".
Фактическоепроисхождение этого эпизода описано в воспоминаниях вдовы писателя. Онарассказывает, как Грин, бывало, отправлялся на толкучку Александрийского или Кузнецкогорынка продать что-нибудь из вещей, чтобы купить дрова или другое необходимое вхозяйстве. Там он стоял, посиневший от холода, с видом несчастной отрешенности.Однажды она пришла за ним, заколола ему ворот пальто с булавкой, поцеловала иуговорила идти домой. ( Из этого случая своей жизни Грин пошел в рассказе кбольшой теме целительного доверил между людьми).
Брошенныйбанк, где находит временное пристанище герой, также взят из реальной жизниписателя. «Здание банка находилось неподалеку от Дома искусств, впустынные лабиринты его коридоров и залов отправлялись обитатели Дома загорючим для своих печей и писчей бумагой для себя. Часто на исходе дня Гринвозглавлял эти вылазки. Банк впоследствии стал фантастическим фоном»Крысолова".
Главныйгерой после выздоровление выходит из больницы и узнает, что у него отобралижилье, вскоре он встречает знакомого с туго набитым портфелем, и тот емууказывает на здание банка как на временный приют. Ночью мозгу героя,истощенному болезнью, голодом и бессонницей, начинают чудиться жгучие призраки.
Случайпривел бездомного героя в хаос канцелярского запустения, в «спящие громадыбанка». Блуждая по коридорам и комнатам, герой останавливается в одной, спродавленным диваном, камином и шкафом, где неожиданно обнаруживает запасыдорогой провизии, редкой по тем временам, и скопище крыс".
Врассказе «Крысолов» размыты границы между сном и реальностью. Ядумаю, что состояние сна у героя наступило после того, как он, устав отблужданий по коридорам банка, останавливается в одной, где устраивает себеночлег. Хотя, как он сам утверждает: «Я лежал, подпирая голову затекшейрукой, без всякого желания задремать. Все мои усилия в эту сторону были равныпритворству актера,», все же физиологической потребности в сне нельзяпрепятствовать, ведь в процессе сна клетки мозга восстанавливают своюработоспособность, они активно усваивают питательные вещества, накапливаютэнергию, В случае героя «Крысолова» было практически не возможно неуснуть, так как утомление, истощение, психическое перенапряжение, перенесенноетяжелое заболевание снижают работоспособность клеток головного мозга и повышаютпотребность организма во сне. Также, находясь в комнате в состоянии лежа, герой«Крысолова» смотрит на огонь, полыхающий в камине, и выкуривает множествосигарет, чтобы как-то заглушить голод. Доказано, что при каждой затяжке укурящего человека нарушается обогащение крови кислородом: часть гемоглобинапрочно соединяется с угарным газом и не может участвовать в нормальном дыхании.В результате клетки организма не получают необходимого количества кислорода ине могут избавиться углекислого газа. Это приводит к ослаблению организма, кчувству спокойствия, что же касается действия света на психику человека; кактолько стемнеет, тело становится очень чувствительным к свету. Поэтомумерцающий свет огня из камина (или свечи) действует стимулирующе, придаетчувство равновесия.
Расслабляющеедействие сигарет в сочетании с обстановкой, вызывающей в мозгу химическуюреакцию, повышающую уровень серотонина — гормона удовольствия, что моглопривести, учитывая физическое и моральное состояния героя, к провалу в сон, авидения, связанные с сильным стрессом, который пережил герой; последствияболезни, истощение, одиночество, психическое утомление — все это сказалось наего состоянии.
Американскийпсихиатр из штата Вирджиния профессор Брюс Грэйсон внес свою лепту в изучениевидений, связанных с чрезвычайными стрессами и депресиями, в том числе«посмертных». Как правило, пациенты, которые особенно настойчивоотказываются признать, что их видения — галлюцинации, считаются психическибольными. Профессор Грейсон недавно опубликовал в журнале «Ланцет»результаты исследований, которые не согласуются с общепринятой среди его коллегточкой зрения. Он исследовал 134 пациента, испытавших видения. ПрофессорГрейсон убедился, что нет ни малейших оснований, считать душевно больными,которые что- то видели и сохранили об это ясные воспоминания. Он предполагает,что эти видения — следствия сильной реакции психики на чрезвычайный стресс,каким, например, является отделение душ от тела. Внимание человекасосредоточено на этом событии, а восприятитие всего остального заблокировано.Можно предположить, что жгучие признаки, фантастические крысосущества, темныекоридоры, полные опасностей, скрытых за каждым углом — все это раздражалочрезвычайно напряженный головной мозг героя «Крысолова», на которыйобрушилось волнение, страх и мысли об ухудшении физического состояния,вызванном сильным чувством голода — это и привело к фантастическим видениям.Уже известно, что сильнодействующий наркотический препарат кетамин вызывает учеловека состояние, близкое к «посмертным видениям». Одна из теорийбазируется на предположении, что в некоторой части нейронов накапливаетсябольшое количество кетамина.
Обнаружено,что в это время в организме резко повышается уровень нейротрансмиттеров — такназываемых гормонов счастья, например, серотонина. Это вещество переносит междунервными клетками добрые сообщение, делал нас счастливыми. Фенилэ- тиламин-вещество, которое перестраивается в организме в опиат, унося грусть и поднималнастроение. Не под воздействием ли этих гормонов находился герой«Крысолова», когда сказал: «Съев все, что взял, а затемтщательно уничтожив остатки пира, я почувствовал, что этот вечер хорош»?Если учитывать его состояние и то, что найденная еда была ведением или сном, топроведенным им вечер в банке нельзя назвать хорошим. Но он все же изрек этооптимистическое замечание.
Ведениегероя «Крысолова», в какой-то степени, можно сравнить с «посмертными»видениями, я не имею в виду, что его душа отделилась от тела, как это было врассказе «Бирка», и готовилась уйти в мир иной, но все же вернуласьобратно раздавать свои земные долги. Я не про это, а про то, что зрители — слуховые видения героя могли быть вызваны сильным истощением, которое побудилогероя сконцентрироваться на мысли о том, что в его в состоянии могут произойтиизменения, грозящие жизни.
Втексте на жизнь героя покушались два раза. Первый раз- это произошло еще вбанке.В ночной темноте появляется таинственная женщина. Задумав погубить героя,она влечет его в залы и переходы, где он продил днем и где теперь за каждымповоротом ему чудиться гибельный рийск. Второй раз-это произошло, когда геройспешит к доброму делу — он хочет предупредить Крысолова об опасности- возникаетпреграда, обманно плачущий мальчик с хищной улыбкой, который, по моемупредположению, мог его укусить, ведь укус «перевертышей», коим онявлялся, по словам Крысолова вызывает медленное гниение заживо. Хотя в тексте неговориться, что крыса в образе мальчика укусила героя «Крысолова», нопосле того, как он освобождается от «перевертыша» и спешит на помощьв дом знакомой девушки, то обнаруживает, что пола пальто надетого на немпорвана. Он начинает размышлять над тем, где мог ее порвать. И приходит к мыслио том, что пальто было цело, когда он спешил в дом Крысолова.
Сходствос «посмертными» видениями также обнаруживается в том, что во снегероя «Крысолова» было много общего с видениями людей, которыедействительно находились в состоянии клинической смерти. Во-вторых,присутствовали так называемые «общие места», как, например, тоннель,коридор, темное помещение, лабиринт. Во-вторых, некоторые элементы сходства:странные звуки, вздохи, стоны, голоса, шаги, скрипы, шелесты, скрежеты, смех идр. «Я слышал смех, возгласы, передвигание стульев, неразборчивые отрывкибесед, спокойный гул нижних дверей.» Уверенно звенела посуда; кашель,сморкание, цепь легких и тяжелых шагов и мелодические лукавые интонации," В-третьих,присутствовало, так называемое, «небесное сияние». «Засиял свет,швырнув из дверей в двери всю доступную глазам даль. Стало светло какднем.». В- четвертых, как и в типичных примерах об «экскурсиях на тотсвет» имеют место быть либо люди в балахонах, накидках, мантиях, либонереальные существа в человеческом облике. Подобные существа — «перевертыши» задействованы в «Крысолове». Крысы, которыхгерой с отвращением увидел в шкафу с провизией, ночью обратились в людей.«Жаргон тюрьмы, бесстыдство ночной улицы, внешний лоск азартной интриги иоживленное многословие нервно озирающейся души» — таков был подлинный«оркестр», которым дирижировал некий «Освободитель».Нетрудно ощутить в этой атмосфере стиль разнохарактерных преступных заговоров,которыми была полна послереволюционная действительность Петрограда. «УГрина был замысел романа „Король мух“. Мухи плодились вокруг изагаживали все прекрасное. Роман не был написан, а в „Крысолове“образ обыкновенных крыс, пожирающих провизию, припрятанную для банкета, иобразы воинствующих паразитов в облике людей, соучастников ночного пиршества,невольным свидетелем которого становится герой, символизируют, сливаясь в егоразгоряченном сознании, поход против человечности и красоты. Отвратительноехищничество грызунов соединяется с мстительной разнузданностью заговорщиков,объявляющих смерть Крысолову. Петроградский Крысолов ничем не напоминаетклассического мальчика с музыкальной дудочкой из детской сказки (из сказки оприключениях Нильса Хольгерсона по Швеции), увлекшего хищных грызунов запределы города. Крысолов Грина — беспощадный истребитель зловещих паразитов,символизирующих распад и запустение. Очень важно и то, что Крысолов оказалсяотцом девушки, освоодившей город от „заволокнутости сознания“. С ееясным и деятельным образом связаны все его надежды, жажда гармонии, стремлениек прекрасному и борьба за прекрасное.
Выздоровлениегероя приурочено к рассвету. Ночью он был окружен призраками, а ранним утром вполубреду бессонницы попадает в дом Крысолова, и тут его „память перешлатемный обрыв“. Конец озарен любовью.
Почемуименно крыс Грин сделал главными героями своего рассказа и почему отождествляетэтих существ с людьми?
Вообщеу людей и крыс много общего. Например, внутреннее строение человека и крысысхоже. Прежде чем какой- нибудь медицинский препарат поступит в продажу, егопроверяют на подопытных крысах. Ученые ставят на крысах многие опыты,результаты которых дают им новую информацию о свойствах человеческогоорганизма.
Компания»Целера" заявила о том, что полностью прочитала генетический код мыши(крысы). В «составе» грызунов и людей очень много сходства, только упервых 2,6 млрд. основных пар ДНК, а у вторых — около 2,9 млрд.
Выдержкаиз работы Свинцова «Люди и крысы»:
«Внашем представлении крыса — едва ли не наиполнейшее выражение особенно мерзкогои агрессивного зла. Того самого, которое нередко ассоциируется с жестокимзвериным началом и противопоставляется началу доброму, человеческому,» Всредние века в уставах библиотек было записано то, что хозяева этих общественныхзаведений должны были нанимать на работу собак, чтобы те ловили библиотечныхкрыс, которые в те далекие времена считались порождением врага против родачеловеческого. " Между тем, крысы бывают разные".
Проводилиэксперименты, когда крыса заходила в клетку, своей тяжестью замыкалаэлектрическую цепь и жертва, помещаемая неподалеку, кричала. У некоторых крысвырабатывалась реакция сопереживания, и они переставали заходить в клетки; удругих же рефлекс сочувствия выработать не удалось.
Тоесть, Свинцов делает вывод, что крысы, одинаково злые для нас, «внутрисебя» оказываются различны. Не таков ли человек по отношению к человеку?
Былпроведен эксперимент со студентами, которые должны были нажатием педалипосылать партнеру болевые электроимпульсы. В действительности настоящей жертвыне было, крики имитировались. Но только треть испытуемых почти сразу жеотказалась от участия в эксперименте. Под воздействием алкоголя реакциясопереживания подавлялась даже у крыс. Разве не угадывается за этим образ пьяногоубийцы, насильника?
Природачеловека двойственна.
Человеческийразум в принципе одинаково совместим с добром и злом, сам по себе безразличен ктому и другому.
II. Цветопись в рассказах А.С. Грина
Кспособам создания психологизма в произведении относится использование символикикрасок и чисел, что часто применял А.С. Грин.
Мыживем среди красок. Представьте, что все они на миг исчезли, и вы окажитесь вмире невидимок, так как не сможете различить ни единого предмета. Человеку дажевообразить трудно, что такое отсутствие красок? Абсолютная белизна? Абсолютнаячернота?
Илиабсолютная прозрачная пустота?
Сдревних времен люди изучали цвета и краски. Они знали, что одни цвета согреваюти успокаивают, другие не оказывают никакого воздействия, третьи возбуждают.Разделяют краски на три категории: активные, нейтральные и пассивные. Всоответствии с характером влияния на человека цвета делят на мужские и женские.К первым относят те, которые оказывают стимулирующее воздействие, — оранжевые икрасные тона. Ко вторым — успокаивающим — всевозможные оттенки синего изеленого. Желтый занимает промежуточное положение: он как будто уравновешиваетдве противоположности.
Этовзаимодействие цветов отражает так называемый закон треугольника: сочетаниекрасного, желтого, синего — не просто демонстрация трех главных красок, но исимвол гармонии.
Вкрасной части спектра самым таинственным являются пурпурный, а затем красныйцвета.
ТолкованиеА. Топоркова:
"Первый — это цвет всего мистического, потустороннего. Его любят оккультисты. Онозначает власть, величие. Подчеркнутое внимание к пурпуру объясняется тем, чтоон соединяет в себе две несоединимые по природе части спектра — синюю икрасную.
Красныйцвет волшебники прежних лет считали цветом жизни. Они часто использоваликрасные чернила для начертания магических знаков, написания заговоров изаклинаний, считая, что тем самым привлекают к своим текстам и рисункамжизненную энергию, от чего их колдовская сила возрастает".
Попредположению английского этнолога В.Тэрнера, черный цвет символизирует смерть,обморок, сон и тьму, связывается с бессознательным состоянием, затемнениемсознания. Во многих обрядах белое и красное символизирует жизнь. Когда вритуалах соединяются три цвета: белый, красный и черный, о цвета белый скрасным обозначают сознательную жизнь ( деятельность), а противоположный имчерный олицетворяет недеятельное, бессознательное состояние.
Вначале рассказа Грина «Рассказ Бирка» присутствуют это цветовоесочетание: «Красный абажур лампы бросал свет на всю его фигуру, заисключением головы, и от тени лицо ютого человека казалось смуглым, хотя вдействительности он был всегда бледен». Красный свет лампы, освещающийфигуру, в сочетании с бледносью (белизной) лица дают связь с сознтельнойдеятельностью, а смуглость (чернота ) лица, ощущаемая в связи с освещением,показывает помутнение сознания, связанное с последствиями после пережитой«психологической операции».
Послесильной моральной встряски главный герой — Бирк ( если рассматривать цветопись) приходит в себя после депрессии, которую испытывал продолжительное время, онполон жизненной энергии ( красный цвет ) и свежих сил и готов жить полнойвпечатленьями жизнью, но случай, произошедший с ним, не мог не отразиться наего спихике (на это и указывает А.С. Грин, изобразив своего героя, сидящим подлампой, свет от которой падал на всю его фигуру, за исключением головы).
Подобнаясветопись (красно- бело- черная ) присутствует в этом рассказе в эпизоде, гдена глазах Бирка фургоном была сбита девочка — ее лицо было измазано грязью(черный цвет символ, в данном случае, смерти), лицо погонщика, управляющегофургоном, было бледным, как известка (белый цвет еще имеет значение цвета,который как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета, да и вообще весьматериальный мир соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и вконечном счете со смертью). Погонщик как бы представляет собой посланника«Белой» (так поляки называют смерть), который«нейтрализовал» девочку, лишил ее жизни. Красный цвет в этом эпизодепроявляется в качестве багрового пятнышка крови на лице пострадавшей отнесчастного случая девочки.
Рассказ«Зеленая лампа» просто «пропитан» зеленым цветом и егосимволикой. Во-первых, зеленая лампа, которую зажигал Джон Ив, то есть ее цвет- зеленый — символизирует печаль, горе, скуку, тоску, досаду, чем и был охваченДжон, когда сидел дома с пяти до двенадцати, никуда не выходил, ни с кем неразговаривал, то есть скучал и тосковал, и от нечего делать читал книги,благодаря чему и выучился на доктора. В то же время зеленый цвет означаетнадежду, бурный рост и свежесть. Это все выражается в том, что Джон Ив сидел вкомнате с зажженной лампой и ждал чудесных вещей ", да он хоть имелнадежду,", — как сказал Стильтон, который потерял все свои миллионы, проигравшиськрупно на бирже, кстати, в Германии банкроты должны были надевать зеленыешапки. Во-вторых, Стильтон был ужасным, жестоким человеком, можно сказать,злополучным, и таких людей иранцы называли «зеленой ногой». А в концерассказа Стильтон ломает ногу, то есть избавляется от жестокости и зла — теряет«зеленую ногу», чему свидетельствует то, что Стильтон просит проститьего, то есть просит прощения у Джона Ива. Мне кажется, Стильтон раскаивается,понимает свою глупую ошибку. В-третьих, Стильтон называет Джона Ива«классическим дураком». Дурака можно сравнить с шутом, а зеленуюлампу с зелено-желтой одеждой, которую носили те самые шуты в средневековойЕвропе. Кстати, Лондон (где происходит действие рассказа) — столица Англии, апоследняя считается европейской страной.
Вбольшинстве рассказов А. С. Грина наблюдается черно-белая светопись (внекоторых случаях эти цвета становятся симолами таких вечных понятий, как доброи зло). К примеру, черно-белая светопись присутствует в рассказе АлександраГрина «Зеленая лампа». Один из главных героев этого рассказа — Стильтон все время «находится в темноте», делая предложение Джону Иву(еще один главный герой), он упоминает время, по которому Джон должен зажигатьлампу — это время от 5 до 12 часов ночи (Ночь — темнота). Стильтон носит темнуюодежду и черный цилиндр. После разорение Стильтон ломает ногу на чернойлестнице темного притона. Само слово притон уже символизирует что-то мрачное,страшное и опасное и подходит под определение злачного места. Когда Стильтонапривозят в больницу, то он издает крики и вопли, которые характеризуются такимисловами: дикие, кричал от страшной боли. Сам он выглядел ужасно: старик,грязный, скверно одетый, с истощенным лицом. Стильтон, узнав, что Джон Ивсильно изменился, произносит такие слова: «Тысяча чертей!». Конечно,черти само собой жуткие существа, но если их еще целая тысяча (!). «Чернаялиния», символизирующая зло, сопровождало этого героя на протяжении всегорассказа. В отличие от Стильтона, Джон Ив в «Зеленой лампе»«прибывает в свете»- что символ добра. Например, в самом началерассказа Джон лежит на снегу (так как была зима). Снег белого цвета и вечеромили ночью, когда на него падает свет от звезд или луны, то снег как будто«искрится» и от него отходит сияние. После предложения, сделанногоСтильтоном, у Джона Ива блеснули глаза. Два года Ив освещал окно лампой. ДжонИв впоследствии стал ни кем-то другим, а врачом, точнее хирургом. Врач — вообщеассоциируется со светлым и добрым, ведь это люди, спасающие тысячи жизней, помогающиеобрести душевное спокойствие и разобраться в себе. Они носят белые халаты ибелые шапочки. В конце Джон Ив советует Стильтону, спускаясь по темнойлестнице, зажигать спичку. Заженная спичка, опять же, излучает свет.
Подобнаясветопись присутствует в рассказе Грина «Черный алмаз», в котором в«черном оттенке» показан главный герой- каторжник Трумов, а в«белом» — преуспевающий музыкант Ягдин, но здесь черно-белаясветопись не отображает добро и зло, а наверное, даже наоборот, изящный,свободный, богатый и талантливый Ягдин уличается Грином в том, что используетискусство, а точнее -музыку, которую Грин считал «неким образоммогущества, разрывающего тишину», в корыстных целях. Трумову же, авторсочувствует и, как ярый человеколюб, дает своему герою шанс еще раз счастье вжизни.
Вдвух этих рассказах для противопоставления прямо противоположных чертхарактеров действующих лиц используется один из художественных приемов — антитеза.
Вболее позднем творчестве А.С. Грина, например, в «Крысолове» произошлоизменение видения мира писателем. От необычайной сгущенности романтическогоГрин перешел к изображению «непридуманности придуманного». Придельнаяинтенсивность фантазий, красок, романтики сменилась потерей цвета. В«Крысолове» А.С. Грин открылся читателям в черно-белом Петрограде20-х годов: обстановке суровой, мрачной, соответствующей времени реальности.Петроград 20-х годов это черно-белый город, отказавшийся от старой жизни иначинающий новую.
В«Крысолове» выделяются два пласта мира: крысиный (черный) ичеловеческий (белый). Примеры атрибутов «черного» мира — чернильницы,черная болванка, темная теснота полок, черная колонна, серый платок, темныйугол, черный буксир, черные огромные глаза, черная гвинейская крыса.«Белый» мир — белеющая бумага, белая магия, белый глухой проход.Столкновение миров — полутьма белых стен.
Заброшенноездание банка предстает в рассказе в качестве миниатюрного изображенияПетрограда, может быть и всей России (", передо мной развертывалсясвоеобразный пейзаж, местность, даже страна"). Какой же был образ этойстраны? И герой отвечает сам: «Едва начав обход, уже сравнил я это место слабиринтом. Все было однообразно — вороха хлама, пустота там и здесь,означенная окнами или дверью, и ожиданием многих других иных дверей, лишенныхтолпы».
III. Символика чисел в рассказах А. С.Грина
Идеяо существовании некой связи букв и чисел возникла в далекие времена. Доподлинноизвестно, что в древнееврейском, древнегреческом, арабском алфавитах все буквыимели свои числовые эквиваленты. Однако время не только способствовало развитиюнауки о числах, но и сыграло с ней злую шутку — за минувшее тысячелетиепоявилось множество различных теорий и способов объяснения этой версии. Исегодня можно найти сторонников самых удивительных и сложных систем, изучающихскрытые нити, скрепляющие буквы, числа и карты Тарот.
Значительнаячасть возникшей в результате этого неразберихи может быть устранена, если мывспомним, что нумерология, — прежде всего наука о числах, а уж потом обо всемостальном.
Поэтомусовременные нумерологи отдают предпочтение упрощенному числовому и алфавитномукоду, разработанному великим древнегреческим математиком и мистиком — Пифагороми его последователями.
Есличитать «Рассказ Бирка» и по мере прочтения выписывать цифры, то онибудут записаны в интересной закономерности: 5 чувств, трое полицейских, 5секунд, 20 шагов, 20 чувств, 24 года, 7 часов, 6 лет, 6 дней, 7-й день, 2человека, не больше 2-х шагов, пятиэтажный дом, 5 раз, двое, одного, оба,остался один, 2 отверстия, 1 минута, разговор двух, 5 минут, 10 шагов, 2-ойраз.
Получаетсятак, что у каждой цифры имеется пара и все пары поочередно сменяют друг друга(5-5, 20-20, 6-6, 7-7,) Каждое число А. С. Грин употребляет в своемпроизведении два раза.
Цифра2 — это число столкновения двух противоположностей. Можно предположить, чточерез числовую закономерность А. С. Грин указывает на то, что у его героя — Бирка «духовное тело» было не в ладу с «физическим телом»,то есть внутренний мир гароя не совпадал с внешним — это и есть столкновениедвух противоположностей. Но какой из этих миров был сильней, то есть преобладалнад другим?
Подсчитав,сколько раз в тексте употребляются слова, обозначающие внутренний мир, асколько внешний (физический), получились следующие данные:
(а)душа — 5 раз
дух- 3 раза
сознание- 3 раза 11 раз (" передатчик" по теории доктора Сэма Парниа)
(б)интеллект — 1 раз
мозг- 1 раз
разум- 1 раз
рассудок- 1 раз 4 раза ( " приемник- преобразователь" по теории доктора СэмаПарниа)
Изэтого можно сделать вывод, что духовное «я» у Бирка преобладало надфизическим «я», поэтому овладеваемое жаждой приключений, стремлениемприукрасить жизнь, внести ранее не испытанные ощущения, сознание Биркаотделилось от тела.
Напротяжении всего произведения настроение Бирка периодически менялось взависимости от его местонахождения или оттого, что он делал. На основании этогоможно построить график изменения настроения, который показывает изменения душиглавного героя:
Периоддетства (возвышенное настроение, беззаботная жизнь — достаток в материальномсмысле)
IV глава
«Взападной литературе Грин-психолог ищет не просто фабульную обостренность,заманчивые сюжетные коллизии, экзотику: необычные обстоятельства приоткрываютнеобычные грани человеческой натуры, обостряют драматизм повествования,демонстрируют интеллектуальные возможности героя (и автора). Всему этому Гринучился у Э. По, Р. Стивенсона, Д. Лондона, Гофмана, Джозефа Конрада, П. Мериме,Киплинга, Хаггарда. И „учеба“ его начисто лишена подражаемости — насколькосерьезно, переосмысливаются, включаются в совершенно иной контекст запавшие втворческое сознание Грина сюжетные схемы и образные идеи». (ВладимирКовский)
Оченьпоказательны в этом плане «взаимоотношения» Грина с Г. Уэллсом. Врядли Грин мог не знать рассказы, в которых английский прозаик явно предвосхищаетего излюбленную тему — существования иного, фантастического мира, параллейногореальному и находящегося буквально «под руками»: «Волшебнаялавка», «Дверь в стене», «Замечатеьный случай с глазами Дэвинсона».Но, обращаясь к этой теме, Грин оказывается куда более фантастом, чем Уэллс, изаходит в ней куда дальше героев Уэллса, всегда остававшихся по эту сторону«двери» и не решавшихся открыть ее. Да и сама фантастика Грина вкорне отлична от уэллсовской. Уэллса интересует «технология»чудесного («двойное зрение» Дэвинсона объясняется электромагнитным«сотрясением сетчатой оболочки глаза»). Грина же — исключительно егопсихология, его этические последствия (человек летает, потому что способенлетать, потому что готов одарить своей чудесной духовной способностью весьмир).
«Чудесныеили мистические события превращаются под пером Грина либо в чисто фабульныйприем, либо в этико-философскую метафору, и своей»целенаправленностью" фантастически необъяснимое у него, кстати,резко отличается от мистически необъяснимого у Э. По («Маска Краснойсмерти», «Падение дома Эшеров»), которого считали духовным отцомрусского романтика". (Вадим Ковский).
«Гринлюбил „безумного Эдгара“, с портретом которого расстался лишь вФинляндия, где его застала Февральская революция, но мнение, что он подражалему и всем перечисленным писателям, неверно: Грин многих из них узнал, будучиуже сам вполне сложившимся писателем».
Оночень ценил Мериме и считал его «Кармен» одной из лучших книг вмировой литературе. Грин много читал Мопасана, Флобера, Бальзака, Чехова(рассказами Чехова Грин был потрясен). Он часто перечитывал биографию Пушкина,а в зрелом возрасте чтением энциклопедий.
IV. Заключение
«РассказыГрина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и»чувства высокого", свойственного исследователям, мореплавателям ипутешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар — невыдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов,разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.
Гринбыл не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, он был еще и оченьтонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве — героических чертах,заложенных в самых обыкновенных людях. Он писал о любви к труду, к своейпрофессии, о неизученности и могуществе природы. Наконец, очень немногиеписатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как этоделал Александр Грин. Грин говорил, что " вся земля со всем, что на нейесть, дана нам для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть".(Константин Георгиевич Паустовский).
Грин- писатель, нужный нашему времени, ибо он вложил свой вклад в дело воспитаниявысоких чувств.
Список литературы
1.АмлинскийВ. Новеллы/Составление и предисловие. — М.: Моск. рабочий, 1984. — 416с.
2.КовскийВ. Е. Психологические новеллы/Сост., вступ. ст. и примечания В. Е. Ковского. — М.: Советская Россия, 1988. — 448с.
3.МихайловойЛ. Блистающий мир/Послесловия. — М.: Мол. Гвардия, 1980 — 400с.
4.ПаустовскийК. Г. Наедине с осенью/Портреты, воспоминания, очерки. — М.: Советскийписатель, 1972. — 448с.
5.ПаустовскийК. Г. Романы/Ст. и примеч. — М.: Дет. Лит.,1988. — 430с.
6.ПлотниковС., Богомолова В. Жирное собрание заблуждений//Комок «15 — Красноярск,2001 — 32с.
7.СидневаГ. Посмертное сознание.//НЛО „14 — С.-П.,2001 — 16с.
8.ТопорковА. Предсказание судьбы. — М.: 1990 — 48с.