Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Образы помещиков в поэме "Мертвые души" Гоголя

Образы помещиков в поэме «Мертвые души»Гоголя
… Другая судьбаписателя, дерзнувшего
вызвать наружу… всюглубину холодных,
раздробленных,повседневных характеров,
которыми кишит нашаземля… И долго еще
определено мне чуднойвластью идти об руку
с моими страннымигероями...
Н.В. Гоголь.
«Гоголь не пишет,  арисует»,-говорил Белинский. Действительно, портреты и характеры его героевсловно нарисованы или, лучше сказать,  вылеплены. Проницательный взгляд писателяпозволил ему выставить целую кунсткамеру отрицательного. Заметное место в нейзанимает галерея образов помещиков. В «Мертвых душах» Гоголь создалтипичные портреты помещиков, отразив характерные черты целого сословия, раскрылдуховное обнищание и моральное вырождение этого класса,  хотя сам писатель и недумал делатьстоль решительных выводов.
В образе обходительного,сладкоречивого Манилова показаны бесхозяйственные, расточительные помещики. Все шлосамо собой, приходило в упадок,  мужики пьянствовали и обманывали барина. Ум хозяина занят пустой,  несбыточной мечтой. Недаром утвердилосьвыражение «маниловские мечтания»  в  смысле  бесполезных, безжизненныхфантазий.  Речь его выспренна.  Между тем, за два года Манилов прочитал всего 14страниц одной единственной книги. Используя выражение Белинского,  можносказать,  что Манилов- " старший брат" Обломова,  в котором эта помещичья  лень достигла крайней степени.
Совершенно другим предстаетСобакевич.  Это крепкий хозяин, отпускающий ради своей выгоды крестьян на оброки заработки. Это хозяин- кулак.  Он готов продать все,  содрать по  сто рублей даже замертвые души.  Вся обстановка его дома, манеры, внешность говорят онравственном  одичании  этого  барина.  Онгрубиян и циник, не уважает даже людейсвоего круга. Да, такого дворянина  трудно  представить  «белой костью»  и   «отцом крестьян». С  общественной же точки зрения онпредставляет собой прошлое явление, ибо ярый враг всяческого прогресса. Стакими «господами жизни», конечно, нельзя было вывести страну из экономическойотсталости,  хотя для крестьян Собакевич  лучше, чем Плюшкин.
Под стать собственническойнатуре Собакевича и «дубиноголовая» Коробочка,  которая набираетпотихоньку деньжонок и боится продешевить «мертвые души».
Пределом человеческого падения является Плюшкин.  Хотя в литературе много образов скряг,  но этот настолькосилен,  что слово «плюшкинство»  как  синоним крайней ибессмысленной скупости прочно утвердилось.  Он стал «прорехой начеловечестве». Крестьяне доведены  до  такого обнищания,  чтодесятками бегут от него и сотнями мрут,  а он утверждает,  что народзавел  от праздности привычку «трескать». Сам он тоже живет впроголодь, одевается, какнищий (Чичиков даже не признал его за барина, а думал, что  это  баба).  Всяжизнь его проходит в выглядывании того, что можно спрятать,  в слежке за ключницей,  вссорах  с ней, а в это время добро гниет и гибнет.  Душа Плюшкина окаменела,чувства притупились.  Омерзение охватывает читателя  при раздумьях обэтом человеке.
Совершенная противоположностьПлюшкину- Ноздрев. Этот готов все променять,  проиграть,  прогулять,  неупускает случая сшельмовать, обмануть другого,  отобрать у него, то,что приглянулось. Нечестен он и в картах,  потому что шулерство у него в крови.Правда, и бит бывал за это. Энергия его поразительна. Но вся онарастрачивается по пустякам и во вред людям.  Он готов взяться   за   самое  фантастическое   предприятие.   Его хвастовство переходит  всякую  меру.  Язык  сам собойврет без всякой на то причины или выгоды.  Имя его стало  нарицательным для наглоговраля, кутилы и бузотера.
Во втором томе «Мертвыхдуш» Гоголь обогатил свою коллекцию «мертвых душ» помещиков.  Мывидим Петра Петровича Петуха, вся жизнь которого проходит от одной еды  до  другой, поэтому ему совершенно  некогда  скучать.  Все мысли направлены на то, как бы вкуснееприготовить кушанье.  Именье его  заложено,  но ему и горя мало. Мы встречаем исовершенно не приспособленного к жизни Хлобуева, который разорил семью, продаетименье, но на полученные деньги тут же дает обед.
Особняком стоит образКостанжогло.  Бесспорно, такие исключения в России были.  Попадалисьдеятельные,  предприимчивые дворяне, которые вместе с шерстью с крестьян несдирали и шкуру. Но  не  они были типичны.  Помещичьи хозяйства разорялись, болеехарактерны были плюшкины,  маниловы и ноздревы. А потому и не удалсяГоголю тип хорошего помещика.
Проанализировав образыкрепостников в поэме,  можно  сказать, что  порочен строй,  при которомсобакевичи,  коробочки, маниловы, плюшкины и им  подобные  являются хозяевами  жизни, распоряжаются судьбами людей, проживают национальноебогатство.
Давно ушли в прошлоепомещики,  но не умирает поэма Гоголя. Образы, им созданные, сделалисьдостоянием русской литературы, а имена этих героев- нарицательными. Недаром оего типах Герцен сказал,  что  «мы  их встречали на каждом шагу» и спомощью Гоголя «мы их увидели, наконец, без прикрас»./>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.