Реферат по предмету "Экономика"


Анализ результатов хозяйственной деятельности прибыли и рентабельности

Департамент образования Нижегородской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нижегородский индустриально-коммерческий техникум» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» Тема: «Анализ финансовых результатов прибыли и рентабельности ЗАО «Аниматор» Выполнил Студент Т.В. Павлович подпись


Специальность 0601 «Экономика и бухгалтерский учет» Группа 44,курс 4 Преподаватель подпись А.А.Смирнова Оценка Нижний Новгород 2007 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ПРЕДПРИЯТИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 1.1 ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.2 СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ 1.3 КРУГООБОРОТ


И ОБОРОТ ФОНДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 9 ГЛАВА II. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 2.1 ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНАЛИЗА


ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3. ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 2. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ВИДЫ ФОРМИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ 14 ГЛАВА III. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 3.1 ПРИБЫЛЬ И ЕЕ ФОРМЫ 2. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАК ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ


ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3.3 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 20 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРА ЗАО «АНИМАТОР» 24 ВВЕДЕНИЕ 25 РЕШЕНИЕ 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36 ВВЕДЕНИЕ


Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйст-венности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д. При этом экономический анализ позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по развитию организации, выявлению имеющихся ре-зервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличению


прибыли. В условиях рыночной экономики экономисты, менеджеры, бухгалтеры, аудиторы должны владеть новейшими методами экономического анализа, правильно пользоваться экономической информацией при проведении анали-за; более эффективно применять инструменты анализа на практике; пости-гать саму методику анализа финансово-хозяйственной деятельности; пра-вильно давать оценку финансовой устойчивости и платежеспособности орга-низации. Хотя для проведения тщательного анализа бывают необходимы и до-полнительные показатели, но


для большинства субъектов хозяйственной дея-тельности для этой цели достаточно наличия квартальной или годовой фи-нансовой (бухгалтерской) отчетности. Анализ хозяйственной деятельности организации состоит из управлен-ческого анализа и финансового анализа. К управленческому анализу можно отнести внутрихозяйственный про-изводственный анализ и внутрихозяйственный финансовый анализ, которые заключаются в исследовании следующих аспектов деятельности организа-ций:


- обоснованность и реализация бизнес-планов; - маркетинг; - эффективность деятельности организации; - условия производства; - использование производственных ресурсов; - производство продукции; - экономическая эффективность производства и реализации прибыли. К финансовому анализу относятся внутрихозяйственный финансовый анализ и внешний финансовый анализ, которые заключаются в исследовании следующих аспектов деятельности организаций: - абсолютные показатели по прибыли; - рентабельность производства и реализации;


- ликвидность, платежеспособность и финансовая устойчивость; - использование собственного капитала; - эффективность использования заемных средств. Вышеуказанный перечень не является исчерпывающим при проведе-нии организацией анализа финансово-хозяйственной деятельности. Необходимо иметь в виду, что на финансовые показатели организации оказывают влияние не только технические, организационные и природные условия самого процесса производства, но и те социальные условия произ-


водственного коллектива, финансово-экономические условия организации, так как от степени этих условий зависит степень использования производст-венных ресурсов, средств и предметов труда, то есть фондоотдача, материа-лоемкость продукции, производительность труда. Основной задачей любого предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией и услугами. Темпы роста объема продукции и услуг, повышение их качества непосредст-венно


влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предпри-ятия. Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормиро-ванных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повыше-ние ее качества непосредственно


влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Целью данной курсовой работы является анализ финансовых результа-тов прибыли и рентабельности ЗАО «Аниматор» Глава I. Предприятие в экономической системе 1.1 Понятие предприятия Понятия «предприятие» и «фирма» близки, но не тождественны.


Пред-приятие чаще всего воспринимается как производственно-технический ком-плекс по производству товаров и услуг. Фирма – это организационно-экономическая, предпринимательская форма коллективной деятельности. В России, как в законодательстве, так и в экономической практике по-нятие «предприятие» используется в широком смысле с включением в него характеристик присущих «фирме». Предприятие – самостоятельная хозяйственная единица, обладающая правом юридического лица, использующая


имеющиеся ресурсы для произ-водства продукции, с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Что может предприятие?  оно является владельцем средств производства и продукта труда;  заключает договора с другими предприятиями;  устанавливает цены на продукцию;  реализует продукцию;  нанимает и увольняет работников. Если взять фазы общественного производства: производство - распре-деление – обмен – потребление, то


наглядно видно, что предприятие отража-ет интересы всего коллектива в целом. Через предприятие происходит произ-водство товаров и услуг для удовлетворения потребностей населения . В сфере распределения предприятие определяет, как будут распреде-ляться материальные, трудовые, финансовые ресурсы. В сфере обмена предприятие определяет рынки сбыта, цены на произ-водимую продукцию, заключат договора с потребителями и поставщиками. В сфере потребления предприятие концентрирует в своих руках


де-нежную выручку от реализованной продукции, определяет фонд заработной платы, размеры прибыли, которая может пойти на нужды коллектива. Предприятие имеет свои экономические интересы:  окупаемость затрат;  реализация продукции;  получение прибыли;  обеспечение конкурентоспособности;  обеспечение целостности трудового коллектива и повышение степени его жизненного уровня. Однако экономические интересы предприятия могут вступать в проти-воречие с интересами


государства, которое формирует свой бюджет за счет налоговых поступлений, а это отражается на интересах предприятий. Предприятия классифицируются по ряду признаков. 1. По формам собственности различают:  частные;  государственные;  муниципальные;  смешанные. 2. По характеру деятельности:  производственные;  непроизводственные. 3. По сфере деятельности:  промышленные;  сельскохозяйственные;


 транспортные;  строительные;  иные предприятия. 4. По размерам:  крупные (более 500человек);  средние (от 200 до 500 человек);  малые (до 200 человек). 5. Предприятия целью которых является максимизация дохо-дов. называются коммерческими. Предприятия с целями, отличаю-щимися от цели получения прибыли относятся к некоммерческим. Коммерческой деятельности предприятия сопутствуют следующие це-левые установки:  увеличение


объема продаж;  достижение более высоких темпов роста;  увеличение доли рынка;  увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;  улучшение структуры капитала. Доминирование той или иной целевой установки предприятия опреде-ляется как состояние экономики в целом, так и конкретной рыночной струк-турой, в рамках которой оно функционирует. 6. По признаку доминирующих ресурсов:  трудоемкие;  капиталоемкие; 


материалоемкие;  наукоемкие. 1. По количеству видов производимой продукции, предприятия вы-деляются так:  специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число то-варов;  многопрофильные, производящие разные товары. 2. По организационно-правовым формам:  хозяйственные общества;  хозяйственные товарищества;  производственные кооперативы;  государственные предприятия; &


#61544; муниципальные предприятия. Предприятие устанавливает в силу разделения труда связи с другими предприятиями (поставщиками и потребителями). Оно имеет связи с муни-ципальными, федеральными органами, Центральным банком, налоговыми службами, коммерческими банками страховыми компаниями, аудиторским службами. И хотя предприятие вправе выбирать самостоятельно режим функционирования, тем не менее, этот режим во многом зависит от многих других субъектов рыночных отношений, с которыми вступает в контакт предприятие.


1.2 Структура предприятия Предприятие является определенной экономической системой, которая имеет свои элементы, взаимосвязанные между собой. Родственные элементы образуют структуру, а совокупность этих структур – экономическую систему предприятия. Выделяют; 1. Производственно-технологическую структуру, т.е. совокупность элементов – вещественных и личностных, которые обеспечивают весь про-цесс на предприятии от получения сырья до выпуска готовой продукции.


2. Организационную структуру. Она предполагает систему разделе-ния труда в рамках предприятия, где каждый коллектив выполняет опреде-ленную функцию. Например, для промышленного предприятия, это такие цеха, как заготовительные, обрабатывающие, сборочные, транспортные. 3. Экономическую структуру. Она предполагает определенную сис-тему нормирования, планирования, материального стимулирования и ответ-ственности за производство продукции.


4. Управленческую структуру. Она состоит из двух блоков:  управляющий (генеральный директор, заместитель генерального директора, руководители отделов и подразделений);  управляемый (работники отделов, цехов, участков, непосредст-венные производители). На практике все указанные структуры должны быть взаимосвязаны между собой, это обеспечивается за счет планирования и экономического расчета. 1.3 Кругооборот и оборот фондов предприятия


Совокупность материальных ценностей и денежных средств, исполь-зуемых для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности и экономического стимулирования работников, составляют фонды предпри-ятия. Они делятся на производственные фонды и фонды непроизводственно-го назначения. Производственные фонды обеспечивают функционирование процесса производства и обращения и одновременно могут существовать в трех функ-циональных формах: производительной, товарной и денежной.


Производительная форма фондов предприятий включает в себя про-изводственные здания, сооружения, машины и оборудование, незавершенное производство, а так же производственные запасы на складах (сырье, мате-риалы, полуфабрикаты). Товарная форма представляет собой готовую продукцию, вышедшую из сферы производства. До оплаты покупателя готовая продукция является частью производственных фондов предприятия-изготовителя. Денежная форма производственных фондов – это различные денеж-ные средства, находящиеся на счетах в


банках, в кассах и на руках подотчет-ных лиц. Все производственные фонды предприятия находятся в непрерывном движении и переходят из одной функциональной формы в другую. Последо-вательное превращение производственных фондов из одной функциональной формы в другую и возвращение их в первоначальную называется кругообо-ротом производственных фондов. Движение производственных фондов, рассматриваемое как постепенно повторяющийся процесс, в ходе которого


вся авансированная стоимость пол-ностью возвращается к своей исходной форме, называется оборотом фондов. Время оборота складывается из двух частей: времени производства и времени обращений. В свою очередь время производства состоит из несколь-ких периодов: рабочего периода; время, в течение которого предметы под-вергаются технологическому воздействию естественных или искусственных процессов (для некоторых отраслей); время нахождения средств производст-ва в качестве запаса.


Время обращения включает в себя время на приобретение и транспор-тировку необходимых средств производства, время найма рабочей силы, время сбыта готовой продукции. Основные фонды с течением времени подвержены физическому и мо-ральному износу. Показателем использования основных фондов является фондоотдача. Она определяется в виде объема производства продукции на единицу стои-мости основных производственных


фондов. Основные фонды переносят свою стоимость на готовую продукцию и окупается в течение нескольких кругооборотов. Другая часть фондов, существующих в производственной сфере, участ-вующая в одном производственном цикле и полностью переносящая свою стоимость на готовую продукцию, называется оборотными производствен-ными фондами. В процессе производства оборотные фонды меняют свою натуральную форму, их стоимость целиком возмещается при реализации продукции дан-ного производственного цикла и полностью возвращается предприятию,


т.е. в рамках одного кругооборота. По натурально-вещественному составу оборотные фонды включают в себя: предметы труда; быстроизнашивающие-ся средства труда и инструменты со сроком службы до одного года: незавер-шенное производство; средства, авансированные на оплату труда. В числе обобщающих показателей использования оборотных фондов относится мате-риалоемкость продукции. Глава II. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия 2.1.


Система показателей эффективности производства и финан-сового состояния предприятия 2.2.1 Понятие эффективности производства Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением ко-нечной цели развития общественного производства в целом и каждого пред-приятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффектив-ность производства представляет собой количественное соотношение двух внешних результатов хозяйственной деятельности и


производственных за-трат. 2.2.2. Система показателей анализа хозяйственной деятельности предприятия Все экономические явления и процессы отображаются в системе пока-зателей хозяйственной деятельности предприятия, которые группируются и систематизируются следующим образом: По внутреннему содержанию:  количественные (численность работников, поголовье крупного рогатого скота и др.);  качественные – это показатели, характеризующие основные осо-бенности


и свойства исследуемых объектов (рентабельность, себестоимость продукции, производительность труда и др.). Если изменяются качественные показатели, несомненно, изменяются и количественные показатели, и наоборот (сокращение себестоимости про-дукции приводит к увеличению его производства). По применению показателей в отраслях экономики:  общие (показатели прибыли, себестоимости, валовой продукции и др.);  специфические, характерны для отдельных предприятий и отрас-


лей экономики (урожайность сельскохозяйственных культур, жирность мо-лочных продуктов и др.) По степени синтеза:  обобщающие, используются для сводной характеристики слож-ных экономических процессов и явлений(для производительности труда дан-ным показателем служат среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним рабочим);  частные (для производительности труда частными показателями являются затраты рабочего времени на выпуск единицы продукции соответ-ствующего вида или


объема выпущенной продукции за единицу рабочего времени);  вспомогательные, предназначены для полной характеристики оп-ределенного изучаемого объекта (количество рабочего времени, которое за-трачено на единицу работ). Аналитические показатели:  абсолютные, выраженные в натуральном или денежном измери-теле, а также возможно через трудоемкость;  результативные, характеризуют соотношение любых двух пока-зателей, выражаются в процентах, индексах, коэффициентах.


По изучению причинно-следственных связей:  факторные, характеризуют поведение результативной величины и являются причинами изменения этого показателя;  результативные, изучается любой показатель как результат влия-ния различных причин. 2.2.3. Показатели финансового состояния предприятия Финансовое состояние предприятия характеризуется платежеспособно-стью, прибыльностью, эффективностью


использования активов и собствен-ного капитала, ликвидностью. Платежеспособность предприятия – способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои ак-тивы. Коэффициент платежеспособности определяется: Коэффициент измеряет финансовый риск, т.е. вероятность бан-кротства. Высокий коэффициент платежеспособности отражает минималь-ный финансовый риск и хорошие возможности


для привлечения дополни-тельных средств со стороны. Ликвидность предприятия отражает его способность вовремя опла-тить предстоящие долги (обязательства) или возможность превратить статьи актива баланса (основные и оборотные средства, включая ценные бумаги и прочие активы) в деньги для оплаты обязательств. Коэффициент покрытия (Кпо) определяется отношением


Коэффициент показывает, в какой мере краткосрочная задолженность предприятия покрывается его оборотными активами. Соблюдение данных соотношений – важнейшее условие платежеспо-собности предприятия. При этом равенство постоянных пассивов и трудно-реализуемых активов показывает нижнюю границу платежеспособности за счет собственных средств предприятия. 2.2. Издержки производства и их виды. Формирование себестоимости Издержки производства представляют собой совокупность материаль-ных и трудовых


затрат на производство продукции. Они выступают как эко-номическая категория, которая отражает, во-первых, отношения. Которые возникают между субъектами внутри предприятия по поводу использования живого и овеществленного труда, во вторых, это отношения, которые возни-кают вне предприятия между предприятиями-поставщиками материалов, то-плива, комплектующих изделий предприятиями, которые используют эти продукты, сырье для производства своей продукции. Издержки всегда при-нимают количественное выражение, и они рассматриваются


через натураль-ные и стоимостные показатели. Издержки предприятия должны быть всегда объектом постоянного управления, а это означает, что в этом процессе надо использовать требова-ния экономических законов. В экономической науке издержки предприятия рассматриваются как издержки упущенных возможностей (альтернативные издержки) и как явные (бухгалтерские) издержки. Неявные издержки – это те доходы, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы их предоставить за плату, установленную рынком, другими пользователями.


Сюда нужно включить процент на собст-венный капитал, арендную плату за помещение, плату за менеджерскую ра-боту самого предприятия. Бухгалтерские издержки + Неявные издержки – это экономические издержки. С точки зрения зависимости от величины издержек от объема продук-ции их подразделяют на постоянные и переменные издержки. Постоянные издержки – это затраты на эксплуатацию зданий, обору-дования, арендная плата, административно-


управленческие расходы, некото-рые виды налогов. Постоянные издержки можно изобразить графически. Если на оси абс-цисс отложить количество выпускаемой продукции (Q), а на оси ординат – издержки (С), то прямая постоянных издержек (FC – Fixed Cost) будет парал-лельна оси абсцисс. Рисунок 1. Постоянные издержки Переменные издержки – это издержки, величина которых, изменяется с изменением объема производства. Это затраты на сырье, электроэнергию, материалы, на оплату труда.


Они обозначаются VC (Variable Cost). Графиче-ски их можно представить следующим образом. Переменные издержки увеличиваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. Причем в начальный период деятельности предприятия переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем количество производимой продукции. В точке Q1 достигается оптимальный выпуск продукции, происходит экономия переменных издержек. Дальнейшее расширение производства требует более высокого роста издержек


по сравнению с объемом производства. Этим объясняется необычный вид кривой переменных издержек. Общие издержки на производство единицы товара равны сумме об-щих постоянных и общих переменных издержек производства предприятия в краткосрочном периоде. Общие издержки обозначаются ТС (Total Cost) TC = FC+VC На графике общие издержки будут представлены как сумма кривых по-стоянных и переменных издержек Производителя часто интересует величина не столько общих издержек, сколько средних


издержек. Средние издержки (ATC – Average Total Cost) есть частное от деления общих издержек на объем продукции: Аналогичным образом определяются и средние переменные издержки (AVC – Average Cost): Средние переменные издержки достигают своего минимума в точке оптимального объема производства (технологически оптимального объема размера предприятия) Графически средние издержки можно представить следующим обра-зом:


Рисунок 4. Средние издержки Понятие средних издержек имеет важное значение для теории пред-приятия. Так сравнение средних издержек со совокупным доходом пред-приятия позволяет определить величину прибыли. Совокупный доход (TR – Total Revenue) – доход, получаемый пред-приятием от продажи определенного количества блага. Определяется он сле-дующим образом: TR=P*Q, где P (price) – цена, Q (quantity) – проданное количество благ.


Средний доход – доход, приходящийся на единицу проданного товара. Прибыль определяется как разность между общей выручкой и общи-ми издержками. Выделяют так же придельные издержки – это дополнительные издерж-ки, необходимые для производства дополнительной единицы продукции. В хозяйственной практике нашей страны для определения издержек производства используется категория себестоимости. Себестоимость отра-жает в денежной форме текущие затраты на производство и


реализацию про-дукции, включает стоимость потребленных средств производства, средства на оплату труда, косвенные расходы предприятия и издержки на реализацию. В состав себестоимости не включаются разовые расходы, затраты не связан-ные с производством продукции, а также убытки от стихийных бедствий, штрафы и неустойки. В соответствии с экономической природой расходов на предприятии различают производственную себестоимость,


включающую расходы на производство продукции, и полную себестоимость, в состав которой входит производственная себестоимость, о также расходы, связанные с реализацией продукции и некоторые другие внутрипроизводственные расходы. Глава III. Анализ прибыли и рентабельности 3.1 Прибыль и ее формы Прибыль занимает важное место в экономической системе. Именно прибыль обеспечивает экономическую устойчивость фирмы и ее финансо-вую независимость.


Чтобы подсчитать прибыль, надо из той выручки, которую получает предприятие вычесть издержки предприятия. Выручка может быть представлена как:  общая выручка – это полная сумма выручки от реализации всех производственных единиц товара;  средняя выручка равна цене единицы товара;  предельная выручка – это приращение всей выручки при увели-чении количества выпускаемой продукции на одну единицу. Следует различать два подхода к понятию прибыли:


1. Бухгалтерский. Прибыль есть разница между выручкой от реали-зации и денежными (явными) издержками. 2. Экономический. Прибыль есть разница между выручкой от реа-лизации и явными издержками плюс неявными издержками. Для бухгалтеров прибыль - это то, что остается от общей выручки фирмы после уплаты отдельными лицами и другими фирмами стоимости ма-териалов, которые были использованы данной фирмой. Такая трактовка при-были включает только явные издержки, т.е. платежи характеризуют эффект от предпринимательской


деятельности Из бухгалтерской прибыли надо вычесть процент на капитал, установ-ленный в данный момент рынком капиталов, ренту за землю, и помещение, плату за управление. Если в результате такого вычитания остается прибыль, то эта прибыль и будет экономической. Различаются валовая и чистая прибыль. Валовая прибыль определя-ется как разность между ценой реализации и продукции и полной себестои-мостью. После уплаты из валовой прибыли процентов за кредит, налогов,


арендной платы и других платежей остается часть средств, образующих чис-тую прибыль. Чистая прибыль используется на производственные и социальные нуж-ды предприятия, в т.ч. на накопление, на экологию, на подготовку и перепод-готовку кадров, на уплату дивидендов и другие цели. Для оценки уровня эффективности предприятия используется показа-тель рентабельности, характеризующий прибыльность или убыточность предприятия за определенный период времени (как правило, год).


В хозяйст-венной практике используется несколько показателей рентабельности: рен-табельность производства (плановая и фактическая, общая и расчетная). Например, общая рентабельность производства определяется отноше-нием валовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производствен-ных фондов и оборотных средств. Факторами роста прибыли являются как те, которые непосредственно связаны с данным предприятием (организация производства, НТП) так и внешние условия (изменение экономической конъюнктуры, получение


вы-годного госзаказа и т.д.). Сегодня обеспечение прибыльности предприятия следует рассматривать как самую главную для российской экономики.  3.2. Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности предприятия Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйство-вания в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обуславливает принятие неорди-нарных решений,


связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль - со-поставляется с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельно-сти разных предприятий. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.


Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы. Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отноше-ний делится на три вида:  операционную (основную);  инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения);  финансовую (получение и уплата диви-дендов, процентов и т.д.). Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется следующими показателями: &


#61544; рентабельность реализации (оборота, продаж);  рентабельность выпущенной продукции). Рентабельность реализации (оборота, продаж) определяется отношени-ем величины годовой балансовой прибыли предприятия к величине годовой выручки от продажи продукции без НДС и акцизов, выраженным в процен-тах: Данный показатель характеризует эффективность предприниматель-ской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж, вы-полненных работ, оказанных услуг.


Рентабельность товарного выпуска и отдельных видов продукции оп-ределяется отношение разности ожидаемой цены за единицу продукции и се-бестоимости производства единицы продукции к себестоимости годовой то-варной продукции: Данный показатель характеризует абсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубль затраченных средств. Источниками информации для анализа показателей рентабельности продукции, работ, услуг являются данные формы №2 бухгалтерской отчет-ности, учетные регистры предприятия.


Рентабельность отдельных видов изделий зависит от:  уровня продажных цен;  уровня себестоимости продукции. Анализ рентабельности выпуска отдельных видов продукции осущест-вляется на основе данных плановых и отчетных калькуляций. Уровень рен-табельности отдельных видов продукции зависит от среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции. Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок


по каждому виду продукции. 3.3 Анализ уровня и динамики рентабельности предприятия Эффективность использования потребленных средств (затрат) характе-ризует показатель рентабельности производственных фондов. Данный пока-затель наряду с показателем рентабельности продаж (оборота) является оце-ночным при исследовании спроса продукции. Рентабельность производственных фондов можно определить как по балансовой, так и по чистой прибыли (остающейся в распоряжении предпри-ятия).


Рентабельность производственных фондов характеризует отношение прибыли отчетного года (чистой прибыли) к средней стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. На изменение уровня рентабельности фондов (Rпф) оказывают влияние следующие факторы:  изменение уровня фондоотдачи (Фо);  изменение уровня оборачиваемости (Ко). Анализ рентабельности производственных фондов осуществляется по данным формы бухгалтерской отчетности


№ 1 и 2 и формы № 11 стати-стич6еской отчетности. Анализ начинается с определения изменений в уровне рентабельности (фактическая рентабельность – плановая). Дается общая оценка изменения уровня рентабельности. Затем определяют количественное факторов на изменения уровня рен-табельности (используя метод цепных подстановок). По результатам проведенных расчетов дается оценка по каждому фак-тору и в целом по использованию


всей совокупности факторов. Показатели рентабельности характеризуют доходность с разных пози-ций и группируются в соответствии. с интересами участников экономическо-го процесса. При анализе производства показатели рентабельности исполь-зуются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Одна из групп показателей рентабельности – это показатели рентабельности капи-тала (активов). На основе данных показателей определяют доходность и эф-фективность использования имущества.


Сравнивая рентабельность активов, исчисленную по чистой прибыли, с рентабельность активов, исчисленной по балансовой прибыли, можно опре-делить влияние на доходность налоговых отчислений. Сравнивая рентабельность активов, исчисленную по прибыли от реали-зации. С рентабельностью, исчисленной по прибыли отчетного года, можно оценить влияние на рентабельность операций, не имеющих непосредственно-го отношения к производству и реализации продукции (выплата и поступле-ние


дивидендов, арендные платежи и поступления и т.д.). Данный показатель характеризует величину прибыли, полученной на единицу стоимости активов независимо от источника привлечения средств. Более реально характеризует рентабельность вложений показатель, ис-численный по прибыли от реализации продукции, (работ, услуг) к функцио-нирующим средствам. Функционирующие средства определяются следующим образом: из всех активов вычитают финансовые вложения


и среднегодовую сумму неза-вершенных капитальных вложений. Данный показатель имеет определяющее значение, так как учитывается прибыль только от основной деятельности и средства, непосредственно заня-тые в основной деятельности. Рентабельность собственных средств (RСК) позволяет оценить эффек-тивность использования инвестированных собственником средств, а следова-тельно, дает возможность сравнивать ее с возможным получением дохода


от вложения этих средств в другие ценные бумаги. Сравнение показателей рентабельности имущества (активов) с рента-бельностью собственных средств, исчисленных по чистой прибыли, дает возможность оценить привлечение заемных средств. Если земные средства приносят больше прибыли , чем уплата процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственных средств. Однако если рентабельность всех средств меньше чем проценты, уплачиваемые за заемный капитал, то влияние


привлеченных средств следует оценить отрицательно, так как это означает возможность банкротства. Рентабельность финансовых вложений показывает, какой размер дохо-дов (дивидендов, процентов) получило предприятие на каждый рубль вложе-ний в ценные бумаги других предприятий и от долевого участия. Показатели рентабельности вложений рассчитываются по периодам (за отчетный год, предыдущий год). Определяется абсолютное отклонение , в процентах.


На основании проведенных расчетов необходимо дать оценку и сделать выводы. Все выше перечисленные показатели рентабельности характеризуют влияние внешних факторов на уровень рентабельности вложений. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Анализ финансовых результатов прибыли и рентабельности на примере ЗАО «Аниматор » ВВЕДЕНИЕ В данной части курсовой работы проведем анализ показателей эффек-тивности производства


продукции (работ, услуг) ЗАО «Аниматор» Рассмот-рим цену товара при изменении совокупной массы на рынке, а также все по-казатели, формируемые на ее основе (выручка, балансовая прибыль, рента-бельность производства и пр.). На основании полученных результатов подведем итог. РЕШЕНИЕ: М V Zp C К α αф Кэц Д Кэд 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 13750000 0,30 0,89 230 4550000 0,95 0,14 0,65 1,13 0,7 Показатели, характеризующие эффективность будущего бизнеса 1.


Определим годовую производственную программу предприятия (ор-ганизации, концерна, фирмы, завода) по формуле: q= Км*М, где q – годовая производственная программа (тыс.шт.); Км – коэффициент эффективности производственной мощности; М – производственная мощность предприятия (шт./год); q = 0,85*13750000 = 1687500 шт. 1. Определим ожидаемую цену единицы продукции предприятия (организации, концерна, фирмы, завода) по


формуле: , где Z – ожидаемая цена единицы продукции (руб./шт.); αmin – минимальная цена продукции (руб./шт.); αmax – максимальная цена продукции (руб./шт.); Zр – рыночная цена продукции (руб./шт.); Z= 3. Определим годовую выручку от продажи продукции по формуле: В= q* Z, где В – годовая выручка от продажи продукции (руб./год); q – годовая производственная программа (тыс.шт.); Z – ожидаемая цена единицы продукции (руб./шт.);


В = 11687500*1,0413 = 12170193,75 руб./год. 4.Определим годовые переменные затраты предприятия по формуле: Vпер = V* q, где Vпер – годовые переменные затраты (руб./год); V – переменные расходы q – годовая производственная программа (тыс.шт.); Vпер = 0,30*11687500 = 3506250 руб./год 5. Определим условно-постоянные затраты на единицу продукции по формуле: с = С/q, где с - условно-постоянные затраты на единицу продукции (руб./год);


С – постоянные расходы (руб./год); q – годовая производственная программа (тыс.шт.); с = 230/11687500 = 1,97 руб. 6. Определим себестоимость производства единицы продукции по формуле: s = V+C, где s - себестоимость производства единицы продукции (руб./шт.); V – переменные расходы (руб./шт.); C – постоянные расходы (руб./шт.); s = 0,30+0,23=0,53 руб./шт. 7. Определим себестоимость годовой товарной продукции по формуле:


S=s*q, где S – себестоимость годовой товарной продукции (руб./год); s – себестоимость производства единицы продукции (руб./шт.); q – годовая производственная программа (тыс.шт.); S = 0,53*11687500 = 6194375 руб./шт. 8. Определим величину годовой балансовой прибыли предприятия по формуле: Пб = q*(Z-S), где Пб – величина годовой балансовой прибыли предприятия (руб./год.); Z – ожидаемая цена единицы продукции (руб./шт.); q – годовая производственная программа (тыс.шт.);


s – себестоимость производства единицы продукции (руб./шт.); Пб = 11687500*(1,0413-0,53) = 5975818,75 руб./год; 9. Определим рентабельность изготовления товарной продукции по формуле: Рu = (Z-S)/S, где Рu – рентабельность изготовления товарной продукции (%); Z – ожидаемая цена единицы продукции (руб./шт.); s – себестоимость производства единицы продукции (руб.


/шт.); Рu = (1,0413-0,53)/0,53=0,96=96% 10.Определим годовую производственную программу самоокупаемо-сти деятельности предприятия по формуле: qc = С/(Z-V), где qc - годовая производственная программа самоокупаемости деятельно-сти предприятия (шт./год.); С – постоянные расходы (руб./год); Z – ожидаемая цена единицы продукции (руб./шт.); V – переменные расходы (руб./шт.); qc=230/(1,0413-0,30)= 3102657,5 шт./год;


11.Определим характеристику и степень надежности будущего бизнеса. Отношение производственной мощности предприятия к производственной программы самоокупаемости: М/ qc, где М – производственная мощность предприятия (шт./год); qc - годовая производственная программа самоокупаемости деятельно-сти предприятия (шт./год.) 13750000/3102657,5 =4,43 Полученная цифра свидетельствует, что бизнес опосредованно учиты-вает неопределенность будущей рыночной


ситуации, будет достаточно на-дежным, т.к. его уровень риска ниже среднего. 12.Определим величину годового совокупного налога предприятия (при отсутствии льгот на налогоснабжение) по формуле: Н=Нпос*С+Нпер+β*Пб=λ*С +β*Пб, где Н – годовой совокупный налог предприятия (руб./год.); Нпос=λ постоянный налог (руб./год.); С – постоянные расходы (руб./год);


Нпер= β – переменный налог (руб./год.); Пб – величина годовой балансовой прибыли предприятия (руб./год.); Н=0,215*230+0,28*5975818,75 =2167729,25 руб./год; 13.Определим годовую производственную программу самоокупаемо-сти с учетом налогообложения (шт./год); где - годовая производственная программа самоокупаемости с учетом налогообложения (шт./год); С – постоянные расходы (руб./год.); α – изменение товарной массы, поставляемой конкурентами


на рынок (доли ед.)4 β - переменный налог (руб./год.); Z – ожидаемая цена единицы продукции (руб./шт.); V – переменные расходы (руб./шт.); = 7206379 шт./год; Полученный результат свидетельствует о том, что с учетом налогооб-ложения производства, программа совокупности значительно возросла (с 3538050,73 до 80 шт./год.), т.е.увеличилась в 7206379/3102657,5 = 2,25 раз 14.Определим долю выручки, остающуюся в распоряжении предпри-ятия после выплаты налогов, по формуле:


On=1- где On – доля выручки, остающаяся в распоряжении предприятия после выплаты налогов (%); q – годовая производственная программа (тыс.шт.); β - переменный налог (руб./год.); Z – ожидаемая цена единицы продукции (руб./шт.); V – переменные расходы (руб./шт.); С – постоянные расходы (руб./год.); λ - постоянный налог (руб./год.); Это значит, что в распоряжении предприятия после выплаты налогов остает-ся почти 34% всей выручки или 0,34*12170193,75


= 4137865,8 руб. 15.Определим совокупный налог в процентах от балансовой прибыли по формуле: н = Н/Пб, где н - совокупный налог в процентах от балансовой прибыли (%); Н – годовой совокупный налог предприятия (руб./год.); Пб – величина годовой балансовой прибыли предприятия (руб./год.); н=2167729,25/5975818,75 = 0,36 =36% Это достаточно высокий результат, который позволяет сделать вывод о том, что почти 100% -


36% = 64% балансовой прибыли остается предпри-ятию для социального и производственного развития. 16.Определим коэффициент эффективности и срок окупаемости капи-тальных вложений с учетом риска предпринимательства по следующим фор-мулам >Ен+Ер, где Е - коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вло-жений с учетом риска предпринимательства; - величина годовой балансовой прибыли предприятия (руб./год.); н – совокупный налог в процентах от балансовой прибыли (%);


К – капитальные вложения (руб.); - период освоения производственной мощности предприятия = 0,8 года > Ен+Ер=0,2+0,17 = 0,37 Следовательно, с учетом риска, эффективность капитальных вложений полностью удовлетворяет требованиям теории к установленному предпри-нимателем ограничению нормы эффективности. , где Т – срок окупаемости (год); К – капиталовложения (руб.); Пб - величина годовой балансовой прибыли предприятия (руб./год.); н – совокупный налог в процентах


от балансовой прибыли (%); - период освоения производственной мощности предприятия = 0,8 года 18. Определим рентабельность реализации продукции (работ, услуг): Рпродаж(оборота) = , где Пб - величина годовой балансовой прибыли предприятия (руб./год.); В – годовая выручка от продажи продукции (руб./год); Рпродаж(оборота) = 19. Определим общие издержки ЗАО «Аниматор»:


ТС = FC + VC, где ТС – общие издержки; FC – постоянные издержки; VC – переменные издержки; ТС = 1,97 + 3506250 = 3506251,97 руб./год 20. Определим средние издержки ЗАО «Аниматор»: АТС – средние издержки; ТС – общие издержки; Q - объем выпускаемой продукции. АТС 21. Определим средние переменные издержки ЗАО «Аниматор»:


AVC – средние переменные издержки; VC – переменные издержки; Q - объем выпускаемой продукции. AVC = 22. Определим совокупный доход ЗАО «Аниматор»: TR = P*Q TR – совокупный доход; P – цена; Q - проданное количество благ. 23. Определим платежеспособность ЗАО «Аниматор»: Кп – платежеспособность предприятия.


24. Определим коэффициент покрытия ЗАО «Аниматор»: Кпо – коэффициент покрытия. Представим всю информацию в таблице: № п/п Наименование показателя Значение показателя 1 2 3 1 Годовая производственная программа, шт. 11687500 2 Цена за единицу продукции, руб./шт. 1,0413 3 Годовая выручка предприятия, руб./год 121701193,75 4


Годовые переменные затраты, руб./год 3506250 5 Условно-постоянные затраты, руб./год 1,97 6 Себестоимость единицы продукции, руб./шт. 0,53 7 Себестоимость товарной продукции, руб./год 6194375 8 Годовая балансовая прибыль, руб./год 5975818,75 9 Рентабельность производства, % 96 10 Производственная программа самоокупаемости, шт./год 31002657,5 11 Характеристика и степень надежности будущего бизнеса 4,43 12


Годовой совокупный налог, руб./год 2167729,25 13 Производственная программа самоокупаемости с учетом налогообложения, шт./год 7206379 14 Доля выручки, остающаяся в распоряжении предприятия, % 34 15 Совокупный налог по отношению к прибыли, % 36 16 Коэффициент эффективности капитальных затрат с учетом риска (при Ен +Ер = 0,37) 0,5 17 Срок окупаемости капитальных вложений, годы 1,99 18 Рентабельность реализации продукции (работ, услуг), % 49,1 19


Общие издержки 3506251,97 20 Средние издержки 2,99 21 Общие издержки 0,3 22 Совокупный доход 12170193,75 23 Платежеспособность предприятия, % 51,5 24 Коэффициент покрытия 1,85 Полученный результат свидетельствует о том, что предприятие может развиваться достаточно хорошо. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В России существует множество различных предприятий, специализи-рующихся на производстве


какого-либо вида товара или услуги. Различают предприятия по сфере деятельности, по формам собственности, по характеру деятельности и по ряду других признаков. Предприятие является опреде-ленной экономической системой, которая имеет свои элементы. взаимосвя-занные между собой. Родственные элементы образуют структуру, а совокуп-ность этих структур – экономическую систему предприятия. У каждого предприятия есть свое имущество, которое обособлено от имущества его


учредителей, участников и работников. Обычно в составе имущества выделяют материально-вещественные нематериальные элементы. В состав капитала предприятия входят собственный, заемный, уставный, ос-новной и оборотный капитал. Капитал является основой для ведения пред-приятием своей хозяйственной деятельности. Одним из основных источников для анализа эффективности работы предприятия является бухгалтерский баланс. В балансе отражаются итоговые данные, характеризующие имущественное и финансовое положение пред-приятия,


результаты его хозяйственной деятельности. Прибыль и рентабельность являются основными показателями эффек-тивности деятельности предприятия, а также источник доходов государст-венного и местного бюджетов. Предприятие получает прибыль в основном за счет реализации продукции, чем больше предприятие реализует рентабель-ной продукции, тем больше полученная сумма прибыли. По представленным в таблице результатам можно сделать вывод о том, что предприятие может развиваться


достаточно хорошо. Об этом свидетель-ствует коэффициент покрытия, т.к. он достаточно высок (Кпокр = 1,85). В ре-зультате своей деятельности ЗАО «Аниматор» получит совокупный доход равный 12170193,7 рублей. Этой суммы достаточно, для того чтобы пред-приятие смогло покрыть все свои расходы и при этом получить чистую при-быль. Полученные показатели свидетельствуют о том, что вероятность бан-кротства ЗАО «Аниматор» минимальна. У предприятия хорошие возможно-сти для привлечения дополнительных средств


со стороны. Список использованной литературы 1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт – М, 2000 2. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юрист, 2001 3. Волков О.И. Экономика предприятия. – М.: Инфра – М, 1998 4. Косицина Ф.П. Экономика для учащихся 11 класса: ответы на экзаменаци-онные билеты. –


Волгоград: Учитель, 2007 5. Пузиков О.С. Экономическая теория для студентов вузов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006 6. Разберг Б.А. Основы экономики. – М.: Инфра – М, 1998 7. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. – М.: Юрист, 2003 8. Чечевицына Л.Н Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельно-сти. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.