Реферат по предмету "Литература и русский язык"


О романе Томаса Манна "Доктор Фаустус»

О романе Томаса Манна «Доктор Фаустус»
Вадим Руднев
Жизньнемецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом» — романТомаса Манна (1947).
Д.Ф. располагается в истории культуры ХХ в. как раз посередине, на самой границемежду модернизмом и постмодернизмом. Эту границу определила вторая мироваявойна. Как это ни парадоксально, модернизм довоенный и междувоенный поистинетрагичен, постмодернизм остраненно ироничен. Д. Ф. можно считать последнимвеликим произведением европейского модернизма, написанным, впрочем, в Америке,и первым произведением постмодернизма. Этот роман совмещает в себе необычайныйтрагизм в содержании и холодную остраненность в форме: трагическая жизньнемецкого гения, вымышленного, конечно (одним из главных прототипов Леверкюнабыл Фридрих Ницше), рассказана по материалам документов из его архива и поличным воспоминаниям его друга, профессора классической филологии СеренусаЦейтблома, человека хотя и сведущего в музыке и вполне интеллигентного, но врядли способного в полной мере оценить трагедию своего великого друга так, как онее сам ощущал. На этой прагматической дистанции (см. прагматика) между стилемнаивного интеллигента-буржуа (характерного для немецкой литературы образапростака-симплициссимуса) и трагическими и не вполне укладывающимися в рамкиобыденного здравого смысла событиями жизни гения построен сюжет Д. Ф.
Напомнимего вкратце.
Будущийкомпозитор и его будущий биограф родились и воспитывались в маленькомвымышленном немецком городке Кайзерсашерн. Первым музыкальным наставникомАдриана стал провинциальный музыкальный критик и композитор, симпатичный хромойзаика Вендель Кречмар. Одна из его лекций по истории музыки, прочитанная вполупустом зале для узкого круга любителей и посвященная последней сонатеБетховена ор. 111 до минор, No 32, приводится в романе полностью (о важностироли Бетховена см. ниже). Вообще, читатель скоро привыкает к тому, что в романеприведено множество длинных и вполне профессионально-скучных рассуждений омузыке, в частности о выдуманной Томасом Манном музыке самого Леверкюна (ср.философии вымысла).
ЮношейАдриан, удививший всех родственников, поступает на богословский факультетуниверситета в Гаале, но через год бросает его и полностью отдает себясочинению музыки.
Леверкюнпереезжает в Лейпциг, друзья на время расстаются. Из Лейпцига повествовательполучает от Леверкюна письмо, где он рассказывает ему случай, который сыгралроковую роль во всей его дальнейшей жизни. Какой-то полубродяга, прикинувшисьгидом, неожиданно приводит Адриана в публичный дом, где он влюбляется впроститутку, но вначале от стеснительности убегает. Затем из дальнейшегоизложения мы узнаем, что Адриан нашел девушку и она заразила его сифилисом. Онпытался лечиться, но обе попытки заканчивались странным образом. Первогодоктора он нашел умершим, придя к нему в очередной раз на прием, а второго — при тех же обстоятельствах — на глазах у Леверкюна неизвестно за что арестовалаполиция. Ясно, что судьбе почему-то неугодно было, чтобы будущий гениальныйкомпозитор излечился от дурной болезни.
Леверкюнизобретает новую систему музыкального языка, причем на сей раз Томас Маннвыдает за вымышленное вполне реальное — додекафонию, «композицию на основедвенадцати соотнесенных между собой тонов», разработанную АрнольдомШенбергом, современником Манна, великим композитором и теоретиком (кстати,Шенберг был немало возмущен, прочитав роман Томаса Манна, что тот присвоил егоинтеллектуальную собственность, так что Манну даже пришлось во втором изданиисделать в конце романа соответствующую приписку о том, что двенадцатитоноваясистема принадлежит не ему, а Шенбергу).
ОднаждыАдриан уезжает на отдых в Италию, и здесь с ним приключается второе роковоесобытие, о котором Цейтблом, а вслед за ним и читатель узнает из дневниковойзаписи (сделанной Адрианом сразу после случившегося и найденной после егосмерти в его бумагах). Это описание посвящено тому, что однажды средь бела дняк Леверкюну пришел черт и после долгой дискуссии заключил с ним договор, смыслкоторого состоял в том, что больному сифилисом композитору (а заразили егоспоспешники черта, и они же убрали докторов) дается 24 года (по количествутональностей в темперированном строе, как бы по году на тональность — намек на«Хорошо темперированный клавир» И. — С. Баха: 24 прелюдии и фуги,написанные на 24 тональности) на то, чтобы он писал гениальную музыку. При этомсилы ада запрещают ему чувство любви, он должен быть холоден до конца дней, апо истечении срока черт заберет его в ад.
Изприведенной записи непонятно, является ли она бредом не на шутку разболевшегосяи нервозного композитора (именно так страстно хочется думать и самому Адриану)либо это произошло в реальности (в какой-то из реальностей — ср. семантикавозможных миров).
Итак,дьявол удаляется, а новоиспеченный доктор Фауст действительно начинает писатьодно за другим гениальные произведения. Он уединяется в одиноком доме впригороде Мюнхена, где за ним ухаживает семья хозяйки и изредка посещаютдрузья. Он замыкается в себе (по характеру Леверкюн, конечно, шизоид-аутист,как и его создатель — см. характерология, аутистическое мышление) и стараетсяникого не любить. Впрочем, с ним все-таки происходят две связанные между собойистории, которые заканчиваются трагически. Интимная связь имеет место, по всейвидимости, между ним и его молодым другом скрипачом Рудольфом Швердфегером, начто лишь намекает старомодный Цейтблом. Потом Леверкюн встречает прекраснуюженщину, Мари Годо, на которой хочет жениться. Однако от стеснения он не идетобъясняться сам, а посылает своего друга-скрипача. В результате тот самвлюбляется в Мари и женится на ней, после чего его убивает бывшая возлюбленная.Интрига этой истории повторяет сюжет комедии Шекспира «Бесплодные усилиялюбви», на основе которой за несколько лет до происшедшего Леверкюннаписал одноименную оперу, так что невольно приходит в голову, что онбессознательно (см. бессознательное) подстраивает, провоцирует свою неудачу.Сам-то он, разумеется, уверен, что все это проделки черта, который убрал с егожизненного пути (как в свое время врачей) двух любимых людей, посколькуЛеверкюн пытался нарушить договор, в котором было сказано: «Невозлюби!»
Передфиналом в доме Адриана появляется прекрасный мальчик, сын его умершей сестры. Композиторочень привязывается к нему, но ребенок заболевает и умирает. Тогда, совершенноуверившись в силе договора, композитор постепенно начинает сходить с ума.
Вконце романа Леверкюн сочиняет ораторию «Плач доктора Фаустуса». Онсобирает у себя знакомых и рассказывает им о сделке между ним и дьяволом. Гостис возмущением уходят: кто-то принял это за дурную шутку, кто-то решил, чтоперед ними умалишенный, а Леверкюн, сев за рояль и успев сыграть только первыйаккорд своего опуса, теряет сознание, а вместе с ним — до конца жизни — рассудок.
Д.Ф. — ярчайшее произведение европейского неомифологизма, где в роли мифавыступают легенды о докторе Иоганне Фаусте, маге и чародее, якобы жившем в ХVIв. в Германии и продавшем душу дьяволу, за что обрел магические способности,например к некромантии — он мог воскрешать мертвых и даже женился на самойЕлене Троянской. Кончаются легенды тем, что дьявол душит Фауста и уносит к себев ад.
Бунтарскаяфигура доктора Фауста на протяжении нескольких веков после Реформации становиласьвсе более символической, пока ее окончательно не возвеличил Гете, которыйпервым в своем варианте этой легенды вырвал Фауста из когтей дьявола, изнаменитый культуролог ХХ в. Освальд Шпенглер не назвал всю послереформационнуюкультуру фаустианской.
Фаустпостренессанса был фигурой, альтернативной средневековому идеалу — ИисусуХристу, так как Фауст олицетворял секуляризацию общественной и индивидуальнойжизни, он стал символом Нового времени.
Самже доктор Фауст, как изображают его народные книги, давал полное основание длясо-, противопоставления своей персоны и Спасителя. Так, о нем говорится:«В чудесах он был готов соперничать с самим Христом и самонадеянноговорил, будто берется в любое время и сколько угодно раз совершить то, чтосовершал Спаситель».
Напервый взгляд вызывает удивление, что Томас Манн как будто поворачивает вспятьтрадицию возвеличивания фигуры Фауста, возвращаясь к средневековому образу(Гете в романе не упомянут ни разу). Здесь все объясняет время — время, вкоторое писался роман, и время, в котором происходит его действие. Этопоследнее разделено на время писания Цейтбломом биографии Леверкюна и времясамой жизни Леверкюна. Цейтблом описывает жизнь великого немецкого композитора(который к тому времени уже умер), находясь в Мюнхене с 1943 по 1945 год, подвзрывы бомб англичан и американцев; повествование о композиторе, заключившем вбреду сделку с чертом, пишется на сцене конца второй мировой войны и крахагитлеризма. Томас Манн, обращаясь к традиции средневекового — осуждающего — отношения к Фаусту, хочет сказать, что он отрицает волюнтаризм таких умов, какНицше и Вагнер, мыслями и творчеством которых злоупотребили Гитлер и егоприсные.
Всеже Д. Ф. — роман не о политике, а о творчестве. Почему никому не сделавший злаАдриан Леверкюн должен, как это следует из логики повествования, отвечать забесчинства нацизма? Смысл этой расплаты в том, что художник не должензамыкаться в себе, отрываться от культуры своего народа. Это второе ипроизводное. Первое и главное состоит в том, что, обуянный гордыней своегогения, художник (а гордыня — единственный несомненный смертный грех АдрианаЛеверкюна) слишком большое значение придает своему творчеству, он рассматриваеттворчество как Творение, узурпируя функцию Бога и тем самым занимая местоЛюцифера. В романе все время идет игра смыслами слова Werk, которое означаетпроизведение, опус, творчество, работу и Творение.
Вэтом смысл длинной интертекстовой отсылки к «Братьям Карамазовым»Достоевского (см. интертекст) — беседа Леверкюна с чертом и разговор ИванаКарамазова с чертом. Иван Карамазов — автор самого запомнившегося в культуреволюнтаристского и ницшеанского лозунга: «Если Бога нет, то вседозволено». Именно в узурпации Творения обвиняет великий писатель своегогениального героя и, отчасти, по-видимому, и самого себя.
Сточки зрения явного противопоставления гордыни/смирения просматривается скрытое(впрочем, не слишком глубоко) противопоставление Леверкюна Бетховену,создавшему в своей последней, Девятой симфонии хор на слова из оды Шиллера«К радости». Леверкюн же говорит, когда его любимый племянник умирает(это тоже своеобразная интертекстовая реминисценция — у Бетховена был племянникКарл, которого он очень любил), что надо отнять у людей Девятую симфонию:
«Яуже собирался уходить, но он меня остановил, крикнув мне: „Цейтблом!“- что тоже звучало очень жестоко. Обернувшись, я услышал:
— Я понял, этого быть не должно.
— Чего, Адриан, не должно быть?
— Благого и благородного, — отвечал он, — того, что зовется человеческим, хотяоно благо и благородно. Того, за что боролись люди, во имя чего штурмовалибастилии и о чем, ликуя, возвещали лучшие умы, этого быть не должно. Оно будетотнято. Я его отниму.
— Я не совсем тебя понимаю, дорогой. Что ты хочешь отнять?
— Девятую симфонию, — отвечал он. И к этому, сколько я ни ждал, уже ничего неприбавил»
Список литературы
Легендао докторе Фаусте. — М., 1965.
ЖирмунскийВ.И. История немецкой литературы ХVI — ХVIII вв. — Л., 1972.
МикушевичВ. Проблема цитаты («Доктор Фаустус» Томаса Манна по-немецки ипо-русски) // Мастерство перевода. — 1966. — М., 1968.
РудневВ. Поэтика модальности // Родник. — М., 1988. — No 7.
РудневВ. Гений в культуре // Кречмер Э. Гениальные люди.- М., 1997. />
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :