Реферат по предмету "Литература и русский язык"


О деятельностном подходе в изучении трагедии Шекспира «Гамлет»

Опытуглублённого преподавания литературы в старших классах убеждает, что наиболеедейственным является деятельностный подход, концепцию которого в воспитаниимладших школьников разрабатывали Л.В.Занков, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,Д.Б.Эльконин.
Деятельностныйподход предусматривает не сообщение учителя, а отчёт учащихся о наблюдениях надхудожественным произведением.
Итак,первый этап изучения литературного произведения – собирание учащимисянаблюдений, при этом школьники учатся добросовестности, скрупулёзности,усидчивости, развивают внимание в работе над словом. Такие наблюдения выполняютвсе учащиеся. Готовя новый материал, они имеют право на консультации в любомобъёме.
Вместес тем при подготовке нового материала есть элемент риска: оценку получает тот,кто согласен на её появление в журнале. Однако все ученики внимательнопрочитывают произведения, а на уроках, при размышлениях над наблюдениями, идётнапряжённая творческая работа, работа мысли. Урок строится как спектакль, вкотором на первом месте – интрига мысли или чувства.
Деятельностныйподход ярко выражается в форме уроков: уроки-размышления, уроки-исследования,подготовленные или импровизированные полемики, ролевые игры.
Проиллюстрируемвысказанные соображения на примере урока в 10-м классе по трагедии В.Шекспира“Гамлет”.
Подготовительнаяработа: вступительная беседа об эпохе Возрождения, об особенностях этой эпохи вАнглии, о личности и творчестве В.Шекспира, чтение учениками текста трагедии,просмотр художественного кинофильма “Гамлет”, подготовка индивидуальныхзаданий: создание опорных схем, рисунков, сообщения “Шекспир. Трагедия “Гамлет”.Сонеты. Общие идеи и настроения”; подготовка выразительного чтениястихотворения Б.Пастернака “Гамлет”.
Надоске: тема урока, название книги, по которой готовился урок (Аникст А.Трагедия Шекспира “Гамлет”. М.: Просвещение, 1986), два эпиграфа и свободноеместо для рисунков, схем.
Уч и т е л ь ч и т а е т э п и г р а ф ы:
“...онвесьживётдлясамогосебя, онэгоист, онскептик, ивечновозитсяиноситсяссамимсобою”.
И.С.Тургенев
“...прекрасное, чистое, благородное, высоконравственноесущество”.
И.В.Гёте
Какиеразные оценки образа! Со времени создания трагедии читатели и зрителипо-разному оценивают Гамлета, трагедия вызывает противоречивые толкования.
Почему?В.Гюго так ответил на этот вопрос: “На наш взгляд, “Гамлет” – главное созданиеВ.Шекспира. Ни один образ, созданный поэтами, не тревожит и не волнует нас дотакой степени”. Итак, это создание великое, поэтическое. Но есть ещё однапричина. Определите, о каком времени сказал поэт.
Ивфилософиицаритсомненье,
Погасогонь, осталосьтолькотленье,
Пропалисолнцеиземля, игде
Тотум, чтонампомочьбымогвбеде;
Распалосьвсё, нивчёмпорядканет.
Ученикиуверенно отвечают, что это написал наш современник о нашей стране.
Учитель:Это стихи современника Шекспира Джона Донна, написанные в 1611 году. Шекспир (иДонн) сумел сказать об общечеловеческом, о том, что волнует всех во всевремена.
Каквы поняли, это произведение – трагедия. Почему?
Ученикиговорят о трагических событиях и судьбах в этом произведении.
–Давайте разберемся, в какой обстановке действует Гамлет.
Ученики(заранее подготовившие сообщения) рассказывают, используя цитаты, что Гамлетстрадает от того, что “век расшатался” (в оригинале “The time is out of joint”– “время вышло из пазов”, “вывихнулось”).
Гамлетостро ощущает, что “Дания – тюрьма”. Образы болезни, телесных недугов, язвыопределяют состояние страны (приводится множество цитат из трагедии).
Учениккомментирует свою иллюстрацию к трагедии. На рисунке – свидание Гамлета иОфелии. Повторяющийся мотив – решётка: на окнах, на полу, тень от перил, даже впокрое платья. Герои рисунка как бы за решётками, вставленными одна в другую.Выйдут из-за одной – оказываются в другой клетке.
Ещёодно сообщение – сравнение обоих мотивов в сонетах Шекспира и в трагедии“Гамлет”. Подчёркивается осознание лирическим героем сонетов окружающего миракак трагического.
Ученикирассказывают, что в трагедии гибнут и страдают люди, гибнет любовь. Уместносравнение трагедий “Ромео и Джульетта” и “Гамлет”. В каком произведении любовьтрагичнее? В “Гамлете”, ведь Гамлет добровольно отказывается от счастья, в товремя как в “Ромео и Джульетте” любовь торжествует. Гибнет семья: вся семьяПолония, семья родителей Гамлета, Клавдий и Гертруда, отказывается от созданиясемьи и Гамлет. На краю гибели Дания. Гамлет страдает от того, что нарушенагармония мира, у него трагическое мироощущение.
Итак,Гамлет вынужден действовать в трагической ситуации.
Уч и т е л ь: Значит, он трагическая личность?
Ученикисчитают, что выдающаяся личность, обладающая героической мощью, – толькоГамлет.
Вчём его величие и трагедия?
Работаяс текстом, ребята рассказывают, что Гамлет – учёный, высокообразованныйчеловек. О нём говорят герои пьесы:
О, чтозагордыйумсражён! Вельможи,
Бойца, учёного, – взор, меч, язык;
Цветинадеждарадостнойдержавы;
Чеканизящества, зерцаловкуса,
Примерпримерных.
Гамлет– гуманист. Он не приемлет убийство как способ уничтожения зла. Он не видит,ради кого должен совершить это зло – новое убийство. В этом отношении гуманистГамлет – плоть от плоти человек Возрождения.
Гамлет– сторонник государственности, мудрый и справедливый монарх. Слушая егознаменитый монолог “Быть иль не быть?..”, отмечаем: Гамлет видит всенесправедливости в своём государстве; “… судей медливость, заносчивость властейи оскорбленья, чинимые безропотной заслуге”. (Показательно сопоставление этогомонолога с центральным монологом Клавдия после представления “Мышеловки”: оберечи произносятся в критический момент, когда герои решают, как быть дальше,обоих мучает чувство раздвоенности, нерешительности. Но смысл нерешительностиразный: благородство одного и низость другого.)
Гамлетсмел, быстр, решителен и благороден.
Вклассе находятся возражения: им владеет и чувство мести, а благородно ли оно?
Уч и т е л ь: Вспомним, сколько мстителей за кровавую обиду в пьесе. Их три:Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас. Сравним их. Чертим на доске таблицу и просим вписатьв каждый столбик имя. Кто из героев выше?
Этоне случайно: в трагедии “Гамлет” тема мести приобретает проблемный характер.
Обычноученики “не замечают” Фортинбраса, а ведь Гамлет им восхищался. Фортинбрасомдвижет не месть, а желание славы, стремление к подвигам, честолюбие. Он всейдушой принимает законы рыцарского поединка, добровольно отказывается от местиза убитого в честном бою отца. Датский престол переходит к Фортинбрасу поморальному праву. Это желание и Гамлета, и мимо этого образа проходить не стоитхотя бы потому, что именно Фортинбрас будет на троне вместо Гамлета, он будетправить любимым Гамлетом народом.
Оченьчасто ученики восхищаются Лаэртом. Перечитывая вместе с классом строки о местиЛаэрта, обнаруживаем, что он менее всего склонен рассуждать. Как в старойфеодальной вольнице, он считает себя равным королю, для него король – “лишьпервый среди равных”. Недолго думая, он поднимает чернь на бунт, чтобы убитькороля:
Вгееннуверность!
Клятвыкчёрнымбесам!
Боязньиблагочестьевбезднубездн!
Ибудьчтобудет: лишьбызаотца
Отмститькакдолжно.
Местьза отца для него – дело чести. Не менее, чем смертью, он возмущён тем, чтоПолоний похоронен без должных почестей, сокращён обряд над прахом Офелии.
Лаэртготов перерезать Гамлету глотку в церкви, а убийство в церкви – тягчайший грех,святотатство. Он без колебаний соглашается по наущению Клавдия на подлые условияпоединка с Гамлетом, на применение яда. Лаэрт нарушает правила чести,благородства, ведёт себя не как рыцарь, а как подлый убийца.
Ребята,готовые отдать пальму первенства Лаэрту, убеждены теперь, что ему принадлежиттолько низшая ступень.
Однакопоставить на высшую ступень Гамлета им пока мешает раздумье: почему же он неподнял народ на борьбу? Народ его любил, пошёл бы за ним. Некоторые ребятасчитают, что для Гамлета главное – своей рукой покарать убийцу отца. Однако дляГамлета важнее другая причина: он сторонник государственности, поэтому не можетподнять восстание против монарха.
Анализируястроки о поведении Гамлета во время поединка с Лаэртом, вспоминая, как Гамлетдобивался несомненных доказательств виновности Клавдия, ребята убеждаются:Гамлет – мститель поневоле, по воле судьбы, но мститель благородный.
Ребятампредлагается представить, что они скульпторы и получили задание изваятьГамлета. Какую позу выбрать, что вложить в руки? Сначала вариант: Гамлет счерепом Йорика в руках. Обсуждение продолжается, первый вариант отбрасываетсякак очень распространённый, и приходим к итогу: меч или шпага обязательны (ведьГамлет – боец и борец), обязательна и книга как символ человека образованного итворческого (не забудем, как Гамлет выступил в роли драматурга).
Решаем,что Гамлет стоит в раздумье, с раскрытой книгой в руках.
Уч и т е л ь: Но ведь такая скульптура уже есть! (В его руках появляется фигуркаДон Кихота. Замечательная минута ошеломления в классе.)
Случайноли это совпадение?
Устанавливаем,что оба героя борются со злом в мире в одиночку. В одном случае это комично, вдругом – трагично, но всё равно оба обречены.
Уч и т е л ь: В чём же трагедия Гамлета?
–Втом, что гибнет лучший человек государства, сознающий, что не он руководитсудьбой, а судьба им, что, борясь со злом, он вынужден умножать зло.
–Гамлет пережил тяжёлые утраты: убийство отца, предательство матери, котораябыла для него идеалом женщины; сам он вынужден отказаться от любви. Исчезликрасота и радость жизни. Ему не хочется больше жить, и на земле его удерживаетлишь долг мести.
Оченьчувствительный Гамлет страдает от того, что зло, вражда, измена разъели самыеосновы человечности: брат убил брата! Призрак возложил на Гамлета задачу мести.Но Гамлет понимает свою миссию шире:
Векрасшатался– исквернейвсего,
Чтоярождёнвосстановитьего!
Этазадачанепосильнадлячеловека.
Гамлетмечтал отдаться истинно человеческим интересам и стремлениям, а вынужденсовершить зло. Гибель его неизбежна, он понимает это.
Звучитстихотворение Б.Пастернака “Гамлет”.
До м а ш н е е з а д а н и е (н а в ы б о р):
составитьсхему “Система образов в трагедии”;
письменноили устно дать рассуждение на тему урока;
письменноили устно рассказать об одном из героев трагедии, о его месте в системе образов.
Можносвоё понимание образа показать в схеме или на рисунке;
темареферата: сравнить перевод Б.Пастернака с другими переводами пьесы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы организации учета затрат на производство продукции
Реферат История моды и костюма Китая
Реферат Конституция Швейцарии
Реферат Основные закономерности роста и развития сельскохозяйственных живо
Реферат Колективний договір як правовий інструмент поліпшення умов і охорони праці
Реферат Первый россиянин в Индии
Реферат Основные этапы становления Древнерусского государства, его характеристики
Реферат Речевые приемы доказательства в монологической речи
Реферат Денежно-кредитная политика Центрального банка России цели и ориентиры 2
Реферат Забезпечення рентабельності страхової діяльності
Реферат Охрана леса. С чего начинать профилактику лесных пожаров.
Реферат Маркетинг лекции
Реферат Технические и эксплуатационные характеристики устройств флэш-устройства
Реферат Magic Mushrooms Essay Research Paper MUSHROOMS Mushrooms
Реферат Использование просторечной лексики как стилистико-прагматический прием