Ноздрев («Мертвые души»)
Многиеписатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводилитеме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостныхкрестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков.
Нравственныеценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение вобществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Людине стремятся к лучшему, не интересуются науками и искусством, не пытаютсяоставить потомкам никакого духовного наследия. Их цель — богатство. В своемстремлении к наживе человек не остановиться ни перед чем: будет воровать,обманывать, продавать.
Всеэто не может не волновать людей мыслящих, которым не безразлична судьба России.И, конечно же, НВГ не мог оставить это без внимания. Смысл названия «М-ыхдуш» очень символичен. Г не жалеет красок, показывая читателю духовноеубожество, грозящее России. Мы можем только посмеяться над тем, что не в силахисправить.
Целаягалерея помещиков проходит перед читателем по мере продвижения сюжета«М-ых душ», направление этого движения очень знаменательно. Начавизображение помещиков с пустого праздного мечтателя и фантазера Манилова, Г.завершает эту портретную галерею «страшной прорехой на человечестве»- Плюшкиным.
Где-топосередине между ними находится Ноздрев. Есть в нем что-то от безумных фантазийМанилова и что-то от жадности Плюшкина. Впервые мы встречаемся с Н в городе NNи ничего особенного про него не узнаем, кроме того, что он карточный шулер. Нона пути в усадьбу Собакевича дороги Н-ва и Ч-ва пересекаются еще раз. И тут Гне пожалел красок, чтобы описать привычки и характер этого помещика. На мойвзгляд, Н — один из наиболее нелепых персонажей поэмы. В нем нелепо все:смешная манера хвастаться, явная чепуха, которую он порою несет, не думая опоследствиях, и многое-многое другое. Г называет его разбитным парнем, и этотак. Н живет сегодняшним днем и не думает о завтрашнем: выиграв в карты, онвесь свой выигрыш обменивал на всякие ненужные вещи, которые на следующий жедень проигрывались другому, более удачливому игроку.
Авторговорит, что это происходило вследствие какой-то «неугомонной юркости ибойкости характера». Эта же бойкость и заставляла Н совершать другие необдуманныепоступки, такие, как его чрезмерное хвастовство. Все, что находится у Н, самоелучшее, самые породистые собаки, самые дорогие лошади, однако, на самом делезачастую хвастовство даже не имеет под собой реального основания. Его владениязаканчиваются чужим лесом, но это не мешает Н называть его своим. Этот помещикпостоянно попадает во всевозможные истории: то его выведут из дворянскогособрания, то он будет участвовать в «нанесении помещику Максимову личнойобиды розгами в пьяном виде».
Естьеще одна черта Н, которая заслуживает особого внимания: он любил гадитьзнакомым людям, и чем ближе был он знаком с человеком, тем сильнее насаливалему помещик. Он расстраивал свадьбы, торговые сделки, никогда не считал своипроказы чем-то оскорбительным, и был частенько удивлен, узнав об обидекакого-либо знакомого. Несмотря на то, что в произведении присутствует изряднаядоля юмора, «М д» можно назвать «смехом сквозь слезы».
Чтождет Россию: полная потеря духовности или полная неспособность к серьезным поступкам?Этот вопрос мучает автора. Люди мало изменились, поэтому «М д» — этопредостережение и для нас.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/