Реферат по предмету "Политология"


Роль ислама в истории внешней политики Пакистана

Роль ислама в истории внешней политики Пакистана
Трагические события сентября 2001 г. в США и последовавшаямеждународная антитеррористическая операция привлекли внимание к Пакистану, егоистории и особой роли, которую ислам продолжает играть в жизни пакистанскогообщества, оказывая несомненное влияние на принятие ключевых политическихрешений.
Успех на выборах в октябре 2002 г. альянса 6 исламистскихпартий («Муттахида Маджлис-е-Амаль»), завоевавшего 46 из 272 мест вНациональной ассамблее (третье место после Пакистанской мусульманской лиги им.Каид-и-Азама Мухаммеда Али Джинны и Пакистанской народной партии), –беспрецедентный случай в истории Пакистана. Он свидетельствует о значительномросте фундаменталистских настроений и резком всплеске антиамериканизма на фоневоенной операции США в соседнем Афганистане, а также в Ираке и проамериканскойпозиции, занятой в связи с афганскими событиями президентом Пакистана ПервезомМушаррафом. Ситуация, сложившаяся после парламентских выборов, делает менеепредсказуемой внешнюю политику страны.
Пакистан сегодня превратился в один из ведущих центров исламскогофундаментализма и связанных с ним религиозного экстремизма и терроризма. Онпринадлежит к числу крупнейших демографически мусульманских государств (145млн. человек на 2002 г. – пятое место в мире). К тому же в отличие отболее населенной пока Индонезии Пакистан характеризует конфессиональнаяоднородность (97% жителей – мусульмане), а также местоположение на восточномфланге пояса исламских государств, протянувшегося с запада Африки до центраЕвразии. В свете усиления исламского фактора во всем мире и с превращениемрегиона Среднего Востока в арену высокой международной активности значениеПакистана как фактора мировой политики возрастает.
Первые мусульмане появились на территории Северной Индии в VII–VIII вв., однако прочныепозиции ислам завоевал здесь только в XI–XIII вв. С того времени он стал частью жизни, культуры обществаБританской Индии, а в конце XVIII – начале XIX вв. превратился в составляющую часть политического процесса.На всем протяжении существования Пакистана обращение политических лидеров ктрадиционным стереотипам мусульманского населения служило важным политическимсредством привлечения масс на свою сторону. Декларирование верности принципамислама всегда было неотъемлемой частью политики как диктаторских-военных, так идемократических-гражданских режимов; приверженность исламу была немаловажнойсоставляющей программ большинства политических партий. Ислам глубоко проник вполитико-правовую систему Пакистана, исламизация различных сфер государственнойи общественной жизни сохраняется, и с этим не могут не считаться политическиеакторы.
Следует, однако, отметить, что изначально в рамках идейнойконцепции отца-основателя Пакистана М.А. Джинны, получившей названиетеории «двух наций», ислам выступал как средство духовного, культурного инационального единения будущих граждан Пакистана. Как подчеркивал известныйисследователь О.В. Плешов, для М.А. Джинны вопрос о созданииПакистана не означал образования исламского государства в теократическом,фундаменталистском смысле этого слова. Джинна не делал попыток теоретическиобосновать положение, согласно которому принадлежность к одной религии могла быстать решающей предпосылкой для объединения какой-либо общности людей вотдельную нацию. Однако после смерти Джинны в 1948 г. началась постепеннаяактивизация исламских фундаменталистов, выступивших с альтернативным проектомбазовых принципов конституционного строительства страны (т.н. Резолюция оцелях, принятая Национальным собранием Пакистана в марте 1949 г.). Указанныйдокумент создал прецедент совмещения исламского и гражданскогозаконодательства, что повлияло на дальнейшее формирование всей правовой системыПакистана.
В первой конституции страны, принятой в 1956 г., содержалсяцелый ряд положений программы фундаменталистов. Государство было названоИсламской Республикой Пакистан. Полный текст Резолюции о целях был включен вкачестве преамбулы в текст конституции. Согласно статье 198, Национальнойассамблее было поручено пересмотреть все существовавшие на тот момент законы насоответствие их принципам ислама, содержащимся в Коране и Сунне. Хотягосударство признавалось светским, его идеологической основой объявлялся ислам.Это относилось и к вопросам внешней политики. В соответствии со статьей 24,государству надлежало прилагать все усилия для укрепления уз единства смусульманскими странами (впоследствии это положение в том или ином виде былозакреплено в Конституциях Пакистана 1962 г. (статья 21) и 1973 г.(статья 40).
Период конца 40-х – начала 50-х годов стал временем становлениявнешней политики Пакистана и его выхода на международную арену. 30 сентября1947 г., выступая на пленарном заседании 3-й сессии Генеральной АссамблеиООН, министр иностранных дел Пакистана Чоудхури Мухаммад Зафрулла-хан от именисвоего правительства заверил международное сообщество, что «Пакистан приложитвсе усилия для достижения лучшего взаимопонимания между народами и внесетпосильный вклад в дело сохранения и поддержания прочного мира». Этотвнешнеполитический курс вытекал из жизненных интересов молодого государства,которое нуждалось в благоприятных международных условиях, чтобы упрочитьзавоеванную независимость.
Следует отметить, что на процесс формирования внешней политикиПакистана серьезное влияние оказывали отношения с соседними странами. С первыхлет независимости в связи с разделом Британской Индии между Пакистаном и Индиейвозникли многочисленные споры по территориальным, финансовым, имущественным идругим вопросам. Через несколько месяцев после достижения независимости между двумястранами вспыхнул вооруженный конфликт из-за бывшего княжества Джамму и Кашмир.Одновременно у Пакистана возникли серьезные разногласия с правительствомАфганистана, связанные, прежде всего, с «проблемой Пуштунистана». Указанныепротиворечия в отношениях с соседними государствами обусловили стремлениеПакистана найти союзников, с помощью которых можно было бы попытаться укрепитьсвои позиции на международной арене и заручиться их поддержкой в решениитерриториальных споров.
Следует подчеркнуть, что внешнюю политику Пакистана невозможнорассматривать вне контекста его отношений с Индией. С самого начала своегонезависимого существования Пакистан столкнулся с нарастающим конфликтом сосвоим соседом. Комплекс противоречий и проблем в отношениях с Дели оказывал иоказывает постоянное влияние на формирование пакистанским руководствомвнешнеполитического курса страны. Индийский фактор так или иначе принимался вовнимание правящими кругами Пакистана при определении приоритетов в двустороннихотношениях с другими государствами и при выработке официальной позиции страны входе участия в международных форумах.
Курс на укрепление позиций в исламском мире
В первые годы после завоевания независимости Пакистаном его лидерыпредприняли активные попытки создать союз мусульманских стран, в которомПакистан мог бы играть руководящую роль. Еще в апреле 1943 г., стремясьобъяснить необходимость создания государства Пакистан, М.А. Джинна заявил,что этому новому независимому государству Южной Азии предначертана роль лидерав мусульманском мире. А в своем послании в 1948 г. по случаю праздника Идул-фитра Каид-и Азам подчеркнул: «Мое послание по случаю празднования Идул-фитра являет собой послание дружбы и доброй воли. Мы все сегодня переживаемтрудные времена. Драма, разыгравшаяся с участием великих держав в Палестине,Индонезии и Кашмире, должна послужить нам предостережением. Толькообъединившись, мы сможем сделать так, что наш голос будет услышан мировымсообществом».
Организация подобного блока во главе с Пакистаном, как считаетизвестный российский востоковед В.Н. Москаленко, имела целью укрепитьвнешнеполитическое положение страны, его позиции в конфликте с Индией.Одновременно во внутренней жизни Пакистана успехи в сплочении исламскихгосударств были призваны усилить чувства «мусульманского единства» населения итем самым стабилизировать внутреннюю обстановку в стране, отвлечь вниманиепакистанских граждан от внутренних проблем.
Для реализации своих планов пакистанские руководители совершилисерию поездок по мусульманским странам; им удалось организовать несколькополитических, экономических и религиозных конференций с участием представителеймусульманских государств. К концу 1948 г. Пакистан установилдипломатические отношения практически со всеми мусульманскими странами мира. Вфеврале 1949 г. в Карачи состоялась IV-я сессия Всемирногоисламского конгресса (ВИК), первое заседание которого прошло в 1926 г. вМекке. На IV-й сессии было принято решение активизировать деятельность ВИК наболее широкой основе с привлечением большего числа участников от мусульманскихгосударств. По решению V-й сессии ВИК, штаб-квартира Конгресса была размещена в г. Карачи(Пакистан).
Однако усилия по созданию упомянутого блока не увенчались успехом,что во многом было связано с нежеланием других мусульманских государствпризнать претензии Пакистана на лидерство в исламском мире. По мнениюисследователя Н.В. Жданова, после Второй мировой войны панисламизм,некогда бывший инструментом укрепления Оттоманской империи, стал орудиемсоперничества между Пакистаном, Саудовской Аравией, Ираном, Ливией и рядомдругих стран за гегемонию в мусульманском мире.
Арабские идеологи использовали тот факт, что ислам возник средиарабов, а Коран ниспослан на арабском языке, что, по их мнению, делаетнеоспоримым исключительную роль арабского народа среди мусульман. Пакистан жене принадлежит к арабскому эпицентру ислама, культурно и этнически он скорееотносится к индо-иранской цивилизации. Как считают некоторые исследователи, вчастности И. Мурадян, подобная цивилизационная принадлежность Пакистанаделает его положение в исламском мире уязвимым, а его по существу периферийнымгосударством по отношению к сакральным центрам ислама.
Если в первые годы независимости страны пакистанские руководителис некоторой наивностью и идеализмом, как пишет С.М. Бур-ке, относились кразвитию многостороннего сотрудничества со странами мусульманского мира, топостепенно они начали осознавать серьезные расхождения между позициямимусульманских государств, с одной стороны, и интересами Пакистана, с другой, иизбрали более прагматичный курс в своей внешней политике.
Провал попыток пакистанского руководства укрепить позиции страны вмире ислама и заручиться поддержкой мусульманских стран в условияхразвернувшейся «холодной войны» означал только одно: Пакистан был вынужденвключиться в сложившуюся биполярную систему международных отношений на сторонеодной из двух сверхдержав. Советский Союз в те годы не проявлял особойактивности в Южной Азии, а противоречия с Индией побуждали пакистанцев искать могущественногопокровителя. Соответственно, Пакистан стал все больше склоняться в сторонуЗапада. Существенное значение для выбора курса пакистанским руководством имелитакже и соображения политико-идеологического характера. Уже на встрече сгосударственным секретарем США Джорджем Кэтлеттом Маршаллом в Париже в октябре1948 г. премьер-министр Пакистана Лиакат Али-хан подчеркнул, что«немыслимо, чтобы Пакистан пал жертвой коммунизма, поскольку коммунизмвыступает против ислама».
24 февраля 1955 г. в Багдаде при непосредственном участииВеликобритании и США был подписан «Пакт о взаимном сотрудничестве между Иракоми Турцией», положивший начало Организации Багдадского пакта (с 1959 г. –Организация центрального договора, СЕНТО). 4 апреля 1955 г. к Пактуприсоединилась Великобритания, 23 сентября того же года – Пакистан, 3 ноября –Иран. США, не являясь формально участником Багдадского пакта, с 1956–1957 гг.входили в основные комитеты этой военно-политической группировки. Вступая вБагдадский пакт и СЕАТО (8 сентября 1954 г. пакистанское руководствоподписало «Договор о коллективной обороне Юго-Восточной Азии», оформившийсоздание Организации договора Юго-Восточной Азии – СЕАТО), правящие кругиПакистана рассчитывали на то, что участие в созданной западными державамисистеме блоков не только обеспечит приток в страну инвестиций из США, но иукрепит внешнеполитические позиции Пакистана в Южной Азии, а также на Ближнем иСреднем Востоке.
Арабские государства крайне негативно отнеслись к присоединениюПакистана к Багдадскому пакту. Так, в частности, посольство Саудовской Аравии вПакистане опубликовало заявление, содержавшее призыв к пакистанскомуруководству выйти из Пакта и «вернуться на путь истинный». ПрисоединениеПакистана к Багдадскому пакту было названо в заявлении «ударом ножом в сердцеарабских и мусульманских государств».
Тем не менее, во время Суэцкого кризиса 1956 г. Пакистан нетолько не вышел из Багдадского пакта, скомпрометировавшего себя в глазахнародов арабских государств участием одного из его членов в агрессии противЕгипта, но даже предпринял шаги по укреплению этого блока. Несмотря на то, чтопакистанское правительство осудило тройственную агрессию и потребовало отВеликобритании и Франции прекращения военных действий и вывода их войск стерритории Египта, в том, что касается вопроса национализации Суэцкого канала,пакистанское руководство заняло позиции сторонника компромисса между Египтом изападными державами. Это привело к резкому ухудшению пакистано-египетскихотношений. Заявления премьер-министра Пакистана Мухаммада Али Богра о том, чтосоглашения в области безопасности с Турцией и Соединенными Штатами являютсяважным шагом на пути укрепления мусульманского мира, не смогли предотвратитьобщее охлаждение отношений Пакистана с арабскими странами во второй половине 50-хгодов.
Таким образом, выбор Пакистаном ориентации на Соединенные Штаты всвоей внешней политике во многом предопределил всю последующую деятельностьпакистанского правительства на мировой арене. Видя в США своего ключевогосоюзника и не желая вносить разлад в отношения с Белым домом, Пакистан припринятии внешнеполитических решений во многом действовал с оглядкой наВашингтон. Это не могло не сказаться на двусторонних отношениях Пакистана сдругими мусульманскими странами и его участии в многосторонних исламскихфорумах. Вместе с тем, пакистанское руководство не отказалось от попытокповышения своей роли в исламском мире. Пакистан по-прежнему занимал твердуюпозицию в отношении Израиля, не признавая этого государства, и критиковал Великобританию,Францию и США за военную помощь этой стране. Одновременно Пакистан взял курс намногостороннее развитие связей со своими мусульманским партнерами поБагдадскому пакту – Турцией и Ираном.
На рубеже 50–60-х годов наметилась явная тенденция охлажденияпакистано-американских отношений, что в определенной степени было связано снедовольством пакистанского руководства политикой Соединенных Штатов вотношении военно-политических группировок, в которые входил Пакистан, а также спостепенным улучшением американо-индийских отношений. Раздражение упакистанских лидеров вызывал и тот факт, что участие Пакистана ввоенно-политических блоках не способствовало реализации внешнеполитическихцелей этого государства, особенно в том, что касается противостояния с Индией ирешения кашмирского вопроса. С приходом в октябре 1958 г. к власти вПакистане в результате переворота Мухаммада Айюб-хана был взят курс на развитиедружественных отношений с мусульманскими государствами на двусторонней основе.
Для Пакистана было крайне важно заручиться поддержкой арабскихстран, некоторые из которых к тому времени уже обрели заметный вес намеждународной арене. Кроме того, Пакистан был заинтересован в укрепленииэкономических связей с нефтеэкспортирующими странами, которые, помимо этого,были и важным рынком сбыта для пакистанских экспортных товаров. Для реализациисвоих национальных интересов высшие руководители страны совершили ряд поездокпо странам-потенциальным партнерам Пакистана. С конца 1959 г. по начало1961 г. президент Пакистана М. Айюб-хан посетил Иран, Турцию, СаудовскуюАравию, ОАР, Индонезию. В это время состоялись визиты в Пакистан главгосударств и правительств Ирана, Турции, ОАР, членов правительства Афганистана.
Кроме того, Пакистан предпринимал активные попытки по развитиюсотрудничества со странами исламского мира по широкому кругу вопросов. ВСаудовскую Аравию, Ливию, Судан, Ирак были направлены пакистанские специалистыв различных областях науки и техники; молодежь из Иордании, Саудовской Аравии,ОАР, Судана, Ирака получила возможность получать профессиональное образование впакистанских вузах.
Постоянное присутствие исламского фактора во внутренней и внешнейполитике Пакистана нельзя в полной мере считать показателем искреннегостремления руководства страны превратить ее в действительного лидерамусульманского мира и претворить в жизнь социально-политические идеалы ислама(в качестве исключения можно лишь говорить о политики исламизации Зииуль-Хака). Постоянное апеллирование пакистанских политических лидеров кдогматам ислама говорит лишь об умелом манипулировании религиозными чувстваминаселения в целях укрепления избирательной базы и желания заручиться поддержкойпакистанских граждан при проведении определенного политического курса.
Использование лозунгов «исламской солидарности» характерно и дляполитической деятельности Зульфикара Али Бхутто. Еще в ходе избирательнойкампании 1970 г. З.А. Бхутто выдвинул четыре лозунга, которые до 1977 г.служили краеугольным камнем пропагандистской платформы Пакистанской народнойпартии (ПНП): «Ислам – наша вера», «Демократия – наша система государственногоустройства», «Социализм – наша экономика», «Вся власть народу». По словамизвестной исследовательницы Л.Н. Полонской, отделение религии от политикипри З.А. Бхутто так и не состоялось, что было связано, в частности, сзаинтересованностью правительства З.А. Бхутто в помощи со сторонынефтедобывющих мусульманских арабских стран, с активной ролью в растущемдвижении «исламской солидарности» и со стремлением использовать исламскийсоциализм для мобилизации масс на выборах, когда лидер ПНП Зульфикар Али Бхуттошироко обращался к практике «народного ислама» (суфизм), противопоставляя еготрадиционалистам. Следует отметить, что уступки мусульманским богословам нашлисвое отражение также в третьей Конституции Пакистана, принятой 10 апреля 1973 г.
Многостороннее сотрудничество между Пакистаном и странами Ближнегои Среднего Востока, заложенное в 60-е годы, с приходом к власти Зульфикара АлиБхутто поднялось на новую ступень. Мусульманские страны были заинтересованы всодействии Пакистана в укреплении их международных позиций, особенно в том, чтокасалось противостояния Израилю, а также выработки единой позиции мусульманскихгосударств на международной арене. В экономическом плане Пакистан стал длянефтеэкспортирующих стран, переживавших экономический подъем и нуждавшихся впредметах потребления, важным поставщиком продовольствия, стройматериалов, атакже квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы. Более того,пакистанская сторона оказывала странам Ближнего и Среднего Востока техническоесодействие, помощь в подготовке кадров, содействие в развитии военной сферы,включая подготовку военного персонала. Более того, пакистанские военнослужащиесостояли на службе в вооруженных силах Ливии, Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта,Омана, Иордании. Пакистанцы составляли до половины личного состава вооруженныхсил, например, Омана и Абу-Даби.
Наиболее значительным достижением Пакистана по линии укрепленияотношений с мусульманским миром стала подготовка и проведение в Лахоре в 1974 г.второй встречи глав государств и правительств исламских стран. Председателем наконференции был пакистанский лидер З.А. Бхутто. По предложениюпакистанского правительства был создан Исламский банк развития, Пакистан сталчленом Постоянного совета Исламского фонда солидарности, созданного всоответствии с решениями Лахорской конференции для финансирования пропагандыисламской идеологии, развития науки и культуры в мусульманских странах.
Вместе с тем, широкое многостороннее сотрудничество смусульманскими странами Востока имело противоречивые последствия для Пакистана.С одной стороны, в политической сфере прочные позиции в движении «исламскойсолидарности» способствовали повышению авторитета Пакистана на международнойарене и обеспечивали поддержку его линии в индо-пакистанских противоречиях.Кроме того, пакистанские производители расширили свое участие наближневосточных рынках, пакистанская экономика стала центром притока инвестицийиз стран этого региона. Пакистан частично решил проблему высокого уровнябезработицы за счет экспорта рабочей силы в мусульманские арабские страны.
С другой стороны, подобное позиционирование Пакистана как одногоиз ключевых государств мусульманского мира накладывало определенные ограниченияна другие направления пакистанской внешней политики. Стремясь иметь хорошиеотношения со всеми мусульманскими странами, пакистанское руководство не раззанимало нейтральную позицию в спорных вопросах, воздерживаясь от открытойподдержки одной из сторон. В официальном издании министерства иностранных дел,посвященном отношению с мусульманскими государствами, было указано, чтоПакистан «следует принципу двусторонности в отношениях не только с великимдержавами, но и с мусульманскими государствами. Это значит, что он долженразвивать дружественные отношения с одной мусульманской страной или группойтаких стран так, чтобы не ухудшать отношений с другой».
Кроме того, тесная связь с консервативными режимами богатыхмусульманских государств обусловила их политическое и идеологическое влияние навнутриполитическую жизнь Пакистана (в частности, по линии сотрудничества спакистанской партией Джаамат-и Ислами). Как считают некоторые исследователи,Саудовская Аравия оказала поддержку исламистским силам Пакистана, чтостимулировало развитие политического кризиса в стране, приведшего к военномуперевороту 5 июля 1977 г.
В середине 70-х годов регион Среднего Востока стал ареной высокойвнутриполитической и международной активности. В течение короткого промежутка времени втрех соседних государствах произошли военно-политические перевороты, кореннымобразом изменившие геополитическую картину в этой части планеты: военныйпереворот в Пакистане в июле 1977 г., революция в Афганистане в апреле1978 г. и исламская революция в Иране в феврале 1979 г. Каждое изэтих событий не только меняло расстановку политических сил на стыке Южной Азиии Ближнего Востока, но и самым непосредственным образом воздействовало намеждународные отношения и противостояние двух сверхдержав.
Именно на этот период истории Пакистана приходится пик влиянияисламистов на политические, экономические и социальные процессы в стране. Квыработке основ и проведению политики исламизации Зия уль-Хак, учителемкоторого считается Абул Ала Маудуди, один из самых авторитетных идеологовислама в Южной Азии, привлек Джамаат-и Ислами, консервативные идеи которой вомногом перекликаются со взглядами правящего королевского дома СаудовскойАравии. Как подчеркивал О.В. Плешов, это давало основания отдельнымпредставителям оппозиции обвинять Зию уль-Хака в том, что впервые в Пакистанепроцесс исламизации проходит не в соответствии с исламскими законами, а посценарию Маудуди и династии Саудов. Примечательно, что А. Маудуди сталпервым иностранцем, который в 1978 г. удостоился премии короля Фейсала «Завыдающиеся заслуги на поприще ислама».
Составной частью политики исламизации становится использованиепакистанской территории во имя «спасения ислама» в Афганистане. 27 декабря 1979 г.советский военный контингент был введен в Афганистан. Реакция пакистанскогоруководства не заставила себя ждать. Пакистан не признал новое правительствоАфганистана, прервал с этой страной дипломатические отношения и заявил оготовности принять на своей территории афганских беженцев. Одновременно на пакистанскойтерритории были созданы базы и лагеря для подготовки военных формированийафганской оппозиции. В январе 1980 г. Исламабад потребовал срочного созываСовета Безопасности ООН для обсуждения афганского вопроса. По инициативеПакистана и Саудовской Аравии в течение месяца была созвана чрезвычайная сессияГенеральной ассамблеи ООН для обсуждения положения в Афганистане. В дальнейшемпакистанские представители играли активную роль при принятии резолюций,направленных против правящих в Кабуле сил.
Избранный Исламабадом политический курс способствовал получениюПакистаном финансовой помощи из нефтедобывающих мусульманских стран и поддержкиэтими странами его антииндийских позиций. Участие в афганских событиях,несомненно, сыграло ключевую роль в активизации роли Пакистана в движении«исламской солидарности» и подпитывало в какой-то мере его претензии налидерство в мусульманском мире, прежде всего на Ближнем и Среднем Востоке. Обэтом свидетельствует и деятельность пакистанских представителей в рамках ОрганизацииИсламской конференции.
Делегация Пакистана чрезвычайно активно действовала на созваннойпо решению IX-й Конференции ОИК Лондонской конференции «Оборона и мусульманскиймир» в феврале 1979 г. Примечательно, что конференция была посвящена невоенным аспектам борьбы с израильской агрессией, а «формулированию союзамусульманских стран на основе самообеспечения и совместной обороны».Пакистанским представителям удалось провести в рекомендациях Конференции целыйряд своих предложений, в частности, касавшихся создания института по вопросамобороны, занимающегося изучением военно-экономических потенциалов странпланируемого союза и разработкой системы совместной обороны; создания комиссииэкспертов по выработке рекомендаций в области военного сотрудничества междумусульманскими странами; организации пропагандистского аппарата и др. В рамкахрекомендаций конференции Пакистану поручалось заниматься вопросамивоенно-политической доктрины мусульманского мира, военной стратегией итактикой, концепцией исламской идеологии, формированием руководящих,контролирующих и исполнительных органов и учреждений Союза.
О расширении участия Пакистана в международных отношениях говорити тот факт, что в 1980 г. в Пакистане прошли две конференции министровиностранных дел ОИК (январь и май 1980 г.) и Зия уль-Хак был избран ихпрезидентом. В таком качестве пакистанский лидер выступал от имени «исламскогомира» на 35-й сессии Генеральной Ассамблее ООН в октябре 1980 г. ипринимал, хотя и безуспешно, участие в посреднической миссии между Ираном иИраком в ирано-иракской войне.
Наиболее тесные отношения военный режим Пакистана в тот периодимел с Саудовской Аравией и другими монархическими режимами Залива. Военныеконтакты между странами именно в это время находились в зените. Эр-Риядсубсидировал приобретение Исламабадом американского оружия, в частности,самолетов F-16; две пакистанские бригады несли службу в саудовскихвооруженных силах, пакистанские летчики исполняли роль инструкторов в ВВСкоролевства. Пакистанские офицеры, как отмечалось, занимали ответственные постыв вооруженных силах Омана и Кувейта. К 1986 г. в 22 странах Ближнего иСреднего Востока и Восточной Африки находились примерно 50 тыс. пакистанскихсолдат. На службе в военно-морских силах Кувейта и Саудовской Аравии по большейчасти находились пакистанские военнослужащие.
Значительных масштабов к началу 80-х годов достигли взаимнаяторговля и экономическая помощь Саудовской Аравии Пакистану. В октябре 1979 г.Саудовская Аравия предоставила Пакистану 100 млн. долларов, 20% из которых былисразу же потрачены на оплату импорта, а 80% пополнили валютные резервы страны.Предоставив в общей сложности по государственным каналам 500 млн. долларов,Эр-Рияд в 1981 г. объявил о намерении вложить в пакистанскую экономику еще3 млрд. долл.
Хотя в центре внимания мирового сообщества в 80-е годы в этомрегионе находилась ситуация вокруг Афганистана, Пакистан не забывал обиндийском направлении своей внешней политики и, сознавая свою значимость встратегических планах Вашингтона и новую роль в исламском мире, не упускалвозможность привлечь общественное внимание к обострению религиозно-общиннойобстановке в Индии для дискредитации индийского правительства. Так, в 1980 г.правительство Пакистана выразило «серьезную озабоченность» по поводумежобщинных конфликтов и потребовало от индийского правительства неотложных мерпо предотвращению индусско-мусульманских столкновений, обеспечения безопасностижизни и сохранности имущества мусульманских граждан в Индии.
Несмотря на высокие дивиденды, полученные Пакистаном в результатеего роли «прифронтового государства», уже во второй половине 80-х годов началипроявляться негативные аспекты вовлечения Исламабада в события в Афганистане. Встране усилилась инфляция, росли цены, увеличивался внешнеторговый дефицит.Быстро росла внешняя задолженность. Серьезные проблемы экономического,социального и политического характера возникли в результате пребывания напакистанской территории более 3 млн. афганских беженцев. Следует такжеотметить, что Пакистан превратился в один из основных транзитных и перевалочных пунктов международнойконтрабандной торговли наркотиками и оружием.
По мере того, как переговорный процесс по афганскомуурегулированию в Женеве подходил к завершению, все очевиднее стали проявлятьсярасхождения между Исламабадом и Вашингтоном относительно дальнейшей политики вАфганистане. Обнаружились также расхождения в позициях Пакистана и одного изего ключевых партнеров на Ближнем и Среднем Востоке – Саудовской Аравии; онибыли связаны со стремлением Эр-Рияда добиться преобладания в Афганистаненаиболее близких к нему идеологически афганских политических группировок.Разными в значительной степени были и внешнеполитические позиции по основнымвопросам политики в регионе Ирана и Пакистана. Иран выражал свое недовольствотесными связями Пакистана с США, отсутствием пакистанской поддержки в еговоенном конфликте с Ираком и в спорах с арабскими государствами по поводуостровов в Персидском заливе, отличались и подходы к ситуации вокругАфганистана.
В апреле 1988 г. в Женеве были подписаны пять документов повопросам политического урегулирования ситуации в Афганистане. А в августе этогоже года президент Пакистана Зия уль-Хак вместе с группой высших военачальниковпогиб в авиакатастрофе. Эти события обусловили значительные перемены вовнутриполитической жизни Пакистана. На выборах в ноябре 1988 г., завоевавотносительно большинство, победу одержала Пакистанская народная партия,возглавляемая дочерью З.А. Бхутто – Беназир Бхутто.
Конец 80-х – начало 90-х годов характеризовались кардинальнымиизменениями структуры международных отношений и расстановки политических сил вмире, что оказало непосредственное влияние на формирование соответствующегоновым реалиям внешнеполитического курса Пакистана. С окончанием «холоднойвойны» у ключевого союзника Исламабада – США появились новые возможности намировой арене. Прекращение глобальной конфронтации означало исчезновениереальной военной угрозы Соединенным Штатам и превращение их в единственнуювоенную сверхдержаву. США приобрели гораздо большую свободу стратегическогоманевра. Новая ситуация в мировой политике обусловила падение значимостиПакистана в стратегии Вашингтона, что вынудило Исламабад искать новыевозможности укрепления своих внешнеполитических позиций, в частности, за счетрасширения связей с мусульманским миром, включая и афганское направление.
Пришедшее к власти правительство ПНП придавало большое значениеразвитию отношений с Саудовской Аравии, о чем свидетельствует тот факт, чтопервую же свою заграничную поездку пакистанский премьер-министр Беназир Бхуттосовершила в королевство в 1989 г. для совершения умры – малогопаломничества к святым местам. Второй визит пакистанского руководителя вСаудовскую Аравию последовал уже в 1990 г.
Афганский вопрос стал одним из центральных в отношениях сСаудовской Аравией. Новое пакистанское правительство объявило о преемственностикурса в отношении Афганистана. Взаимодействие двух стран заметно оживилось ссередины 90-х годов, когда Исламабад и Эр-Рияд стали оказывать политическуюподдержку и материальную помощь Движению талибов в Афганистане. СаудовскаяАравия так же, как и Пакистан, признала правительство, сформированное Движениемталибов в сентябре 1996 г. Ситуация в Афганистане была предметомобсуждения во время визита министра иностранных дел Пакистана Гохар Айюб-хана вСаудовскую Аравию в сентябре 1997 г.
Еще одной благоприятной возможностью продемонстрировать своюсолидарность с исламским миром стал кризис в Персидском заливе в начале 90-хгодов. Правительство Пакистана крайне отрицательно отнеслось к вторжению Иракана территорию Кувейта и потребовало немедленно вывести иракские войска скувейтской территории. Пакистанское правительство приняло решение о направлении11-тысячного контингента в Саудовскую Аравию в период военных действий. Первыйкорпус пакистанских войск в 2000 человек прибыл в Королевство в августе 1990 г.В своем обращении к нации в январе 1991 г. пакистанский премьер-министрМухаммад Наваз Шариф заявил, что Ирак ничем не помог своим исламским братьям вразрешении кашмирской проблемы и урегулирования конфликта в Афганистане, в товремя как Саудовская Аравия и Кувейт всегда выступали за единствомусульманского братства. В октябре 1991 г. Саудовскую Аравию посетилпрезидент Гулам Исхак-хан.
Пакистанское руководство не упускало возможности подчеркнутьпринадлежность Пакистана к мусульманскому миру и продемонстрировать своюсолидарность с «кашмирскими братьями». Так, в феврале 1994 г.премьер-министр Беназир Бхутто организовала общенациональную забастовку, чтобыоказать моральную поддержку воюющим мусульманским сепаратистам в индийскомштате Джамму и Кашмир. В 1995 г. секретарь по вопросам информации ПНПзаявил на одной из пресс-конференций, что Пакистан ни в коем случае не долженрассматриваться как светское государство, поскольку по конституции исламявляется государственной религией Пакистана, а само государство – исламскойреспубликой. Во многом благодаря активности пакистанского внешнеполитическоговедомства, представители Кашмира были приглашены на сессии ОИК на уровнеминистров иностранных дел в Джакарте в 1996 г.
В 90-е годы Пакистан расширил свои внешнеполитические связи смусульманским миром за счет включения в сферу своих интересов стран СреднейАзии. В 1992 г. Афганистан и шесть независимых государств Центральной Азиии Закавказья (Узбекистан, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан,Азербайджан) вошли в состав Организации экономического сотрудничества (новоеназвание бывшей Организации Регионального сотрудничества ради развития, членамикоторой являлись на тот момент Пакистан, Иран и Турция). В последнеедесятилетие XX в. почти ежегодно собиралась сессия Совета министров ОЭС (науровне министров иностранных дел). Одной из важнейших задач организациипровозглашалась задача быстрейшего объединения автомобильных и железнодорожныхпутей государств Центральной Азии с транспортной сетью Турции, Ирана, странЗакавказья, Пакистана, Афганистана, Индии. Таким образом мусульманским мирстремился вывести новые независимые государства из орбиты влияния России.
В ноябре 1996 г. в Пакистане произошли значительныеполитические изменения. 5 ноября президент Пакистана Фарук Ахмад-хан Легхариотправил в отставку правительство Б. Бхутто и распустил Национальноесобрание. На досрочных парламентских выборах почти две трети мест в парламентезавоевала Пакистанская мусульманская лига. Созданное по итогам выборовправительство Пакистана возглавил Наваз Шариф. В глазах значительной частиисламистов страны Н. Шариф был продолжателем дела Зия уль-Хака. Еще прижизни Зия уль-Хака он назывался средствами массовой информации негласнымпреемником военного диктатора. Показателем приверженности Наваза Шарифаисламистским принципам свидетельствует и его заявление по случаю 9-ой годовщинысо дня гибели Зия уль-Хака, в котором премьер-министр Пакистана заявил о своейрешимости привести судебную систему в стране в соответствии с требованиямишариата.
Особое место во внешней политике Пакистана в 90-е годы занимаетвопрос национальной ядерной программы и сотрудничество в данной сфере с рядомстран, включая мусульманские государства Востока. В данном контексте исламскийфактор использовался Исламабадом в первую очередь в целях получения финансовойи сырьевой помощи у стран движения «исламской солидарности».
В апреле 1998 г. президент Пакистана Рафик Тарара заявил онеобходимости реализации на практике концепции «единого исламского мира» длясовместного использования ресурсов всех принадлежащих к нему государств в целяхколлективной защиты их интересов. Как считает российский ученый А.А. Игнатенко,тем самым пакистанский лидер дал понять, что создаваемые в Пакистане ядерные иракетные вооружения призваны прежде всего служить укреплению оборонногопотенциала всех исламских стран. По некоторым данным, помощь ОАЭ, СаудовскойАравии, Кувейта и Ливии в финансировании ядерного проекта оценивается в 5 млрд. долл.
11 и 13 мая 1998 г. Индия произвела серию из пяти ядерныхвзрывов, после которых провозгласила себя государством, обладающим ядерныморужием. Испытания вызвали резкий резонанс в мире и создали угрозу гонкиядерных вооружений и роста напряженности в южноазиатском регионе. Пакистанскийпремьер-министр оказался перед сложным выбором: с одной стороны, у Исламабадавозникла реальная возможность восстановить высокий уровень пакистано-американскогосотрудничества (американская администрация, пытаясь убедить Пакистан непроводить ответные ядерные испытания, обещала восстановить экономическую ивоенную помощь в полном объеме, приостановленную после введения в действиепоправки Пресслера); с другой стороны, руководство Пакистана испытывало на себеогромное давление со стороны пакистанской общественности, требующейвосстановить силовой баланс на Индийском субконтиненте и ответить на индийскийвызов. 28 и 31 мая 1998 г. Пакистан произвел серию ядерных испытаний,официально заявив таким образом об обладании ядерными взрывными устройствами.
Поддержка действий Пакистана со стороны движения «исламскойсолидарности» не заставила себя ждать. С целью компенсировать финансовыепотери, которые понес Пакистан в результате введения против него санкций США идругими западными странами, в июне 1998 г. лидеры Саудовской Аравии и ОАЭзаверили премьер-министра Наваза Шарифа в том, что окажут Пакистану финансовуюпомощь в размере 3 млрд. долл.
Примечательно, что в ходе своего визита в Пакистан в 1999 г.министр обороны Саудовской Аравии был ознакомлен с комплексом предприятий попроизводству ядерного оружия в Кахуте. Визит связывался прессой с планамиприобретения Саудовской Аравией атомного оружия. Как считает цитировавшийсяисследователь Н.В. Жданов, целью посещения секретного объекта былоознакомление с результатами инвестиций Эр-Рияда в ядерную программу Исламабадапосле того, как Пакистан вслед за Индией произвел ядерные испытания. Вместе стем, следует отметить, что на декларативном уровне пакистанскими официальнымилицами неоднократно повторялось, что Пакистан против того, чтобы его ядернуюпрограмму трактовали в контексте «исламской бомбы». Исламабад хотя и неподписывал ДНЯО, но взял на себя обязательства, касающиеся нераспространениякак ядерного оружия, так и технологии. В противном случае, и это Пакистанпонимает, ни о каком конструктивном диалоге с США не могло быть и речи.
Новый пакистанский лидер Первез Мушарраф, пришедший к власти вПакистане в результате военного переворота 12 октября 1999 г., взял курсна ограничение деятельности исламистов в стране, подрывающих основыгосударственности и дестабилизирующих обстановку в Пакистане. В выступлении послучаю независимости 14 августа 2001 г. Мушарраф обнародовал своюпрограмму развития страны, в которой, в частности, в числе ключевых целейфигурировали борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом и регламентацияработы медресе, что представляло собой попытку взять под контроль деятельностьобразовательных центров исламистов. В ходе претворения этой программы в жизньбыл запрещен целый ряд наиболее одиозных экстремистских организаций, сборсредств на джихад и вербовка добровольцев-моджахедов.
После начала антитеррористической кампании в программу быливнесены коррективы. Пакистан отказался от поддержки режима талибов и выступилна стороне США в военной кампании против талибов и «Аль-Каиды». 11 сентября2001 г. президент Пакистана выступил с резким осуждением террористическихактов в США и заявил, что Пакистан не приемлет терроризма в любых формах ипроявлениях. 19 сентября пакистанский лидер выступил с телеобращением к нации.Суть выступления сводилась к тому, что Исламабад поддержал мировое сообщество вборьбе с международным терроризмом, поскольку это отвечает интересам страны.
Подобная политика Исламабада является своего рода показателемпрагматичности пакистанского руководства в стремлении реализовать свои цели.Ориентация на Соединенные Штаты, несмотря на значительный спад в двустороннихотношениях с начала 90-х годов, оставалась приоритетом внешнеполитическойстратегии Пакистана и в конце XX в. Стремясь расширить сотрудничество с мусульманским миром,Китаем, Россией, новыми государствами на постсоветском пространстве, Пакистанвместе с тем не настроен окончательно сменить вектор своей внешней политики иотказаться от военной и экономической помощи Вашингтона. Действуя с оглядкой наамериканскую администрацию, Исламабад вынужден лавировать и поступать крайнеосторожно, принимая во внимание традиционные антиамериканские настроения встране и позиции исламистов во внутриполитических процессах. Понимая, какуюбурную негативную реакцию вызовет открытая поддержка Пакистаном курса Белогодома, пакистанское руководство сразу же активизировало деятельность наближневосточном направлении внешней политики страны.
25 сентября 2001 г. П. Мушарраф провел телефонныйразговор с эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифой Аль Тани, в ходе которогообсудил роль, которую может сыграть ОИК в разрешении напряженной ситуации врегионе. Председательствующий в ОИК Катар выразил полную солидарность спозицией, занятой президентом Пакистана в противостоянии международномутерроризму. Пакистанский лидер также провел консультации с руководителямиправительств Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Ирана, Египта, Омана.
26 сентября 2001 г. Генеральный секретарь ОИК АбдульвахедБелькезиз в ходе телефонных переговоров с главой МИД Пакистана Саттаромподдержал позицию правительства П. Мушаррафа и заявил, что «пакистанскиемусульмане очень дороги умме, всем последователям ислама в мире, которыеозабочены сложившейся ситуацией в стране и безопасностью пакистанцев».
В целом, после событий 11 сентября 2001 г. Пакистан стремитсявыступать посредником между миром ислама и Западом и в роли проповедникаконцепции «просвещенной умеренности», основные положения которой были озвученыпрезидентом страны в рамках сессии Генассамблеи ООН в сентябре 2003 г. ина саммите ОИК в Куала-Лумпуре в октябре 2003 г. В ходе конференции в Малайзии П. Мушаррафвыступил с рядом инициатив, нацеленных на превращение этой организации вэффективный и динамичный международный форум, который станет важным участникомдиалога с ООН, Соединенными Штатами и Западом по проблемам исламского мира.Пакистанский руководитель также выступил за ревизию политики, заявив, что онадолжна быть нацелена на решение задач в области экономики, социальных программ,образования и науки в исламских странах. Новую геополитическую обстановку вмире, сложившуюся после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, Исламабад стремитсяиспользовать как важную возможность закрепления за Пакистаном статуса лидераисламского мира и одновременно сохранения доверительных отношений с США.
О посреднической миссии Пакистана говорит и заявление президентастраны, сделанное в ходе его визита в Швецию в июле 2004 г. П. Мушаррафвыступил с предостережением, что между Западом и мусульманским миром опускаетсяжелезный занавес, и призвал богатые страны оказать помощь мусульманскимгосударствам в проведении социально-экономических реформ, поскольку именно вэкономической нестабильности и социальной напряженности, а не в религиозномэкстремизме пакистанский лидер видит причины активизации деятельностимеждународного терроризма, против которого борется Пакистан.
Таким образом, история взаимоотношений Пакистана с мусульманскиммиром демонстрирует, с одной стороны,приверженность идеологическим установкам, заложенным в правовой системе страны,включая Конституцию, и, с другой стороны, объективную необходимость бороться запретворение в жизнь национальных интересов страны. Такое сочетание находитотражение в прагматической политике пакистанского руководства и в постоянномлавировании между Западом и исламским миром, чьи идеи «исламской солидарности»и братства искусно используются пакистанскими лидерами в своем внешнем ивнутреннем курсе. Одновременно из конъюнктурных соображений сохраняетсяприоритетная ориентация на союз с Соединенными Штатами.
Вместе с тем, проамериканские позиции пакистанского руководства немешают Исламабаду выступать от имени исламского мира на международных форумах итем самым поддерживать свой престиж в мире ислама. Так, на специальномзаседании Комиссии ООН по правам человека, состоявшемся в Женеве 25 марта 2004 г.,по предложению Пакистана от имени ОИК была принята резолюция «Опасная ситуацияна оккупированных палестинских территориях», в которой содержался призыв кизраильскому правительству соблюдать принципы международного гуманитарногоправа и воздерживаться от всех форм нарушения прав человека на оккупированныхпалестинских территориях. Резолюция осуждает серьезные нарушения Израилем правчеловека в отношении палестинцев и, в частности, убийство 22 марта с.г. шейхаАхмеда Ясина, лидера исламского движения ХАМАС.
пакистан мусульманство проамериканский руководство

Списоклитературы
1. Р.М. Мукимджанова. Пакистан и империалистические державы: 70-е– начало 80-х годов. М., 1984, с. 4.
2. В.Н. Москаленко. Внешняя политика Пакистана. M., 1984. с. 30.
3. Н.В. Жданов. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. с. 25.
4. Л.М. Ефимова. Интеграция на основе религии: ОрганизацияИсламской конференции. – Восток / Запад. Региональные подсистемы ирегиональные проблемы международных отношений. М., 2002, с. 261.
5. В.Я. Белокреницкий, В.Н. Москаленко, Т.Л. Шаумян.Южная Азия в мировой политике. М., 2003. с. 102.
6. Л.Р. Полонская. Ислам в исторических судьбах Пакистана. –Вопросы истории, №1, 1988, с. 95.
7. Р.М. Мукимджанова. Пакистан и империалистические державы. 70-е– начало 80-х годов. М. 1984. с. 35.
8. О.В. Плешов. «Исламизация» в Пакистане: мотивы и средстваосуществления. – Народы Азии и Африки, №1, 1987. с. 53.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.