Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Неравновесные символические системы и "психолазеры" (о романе Умберто Эко "Маятник Фуко")

Неравновесные символические системы и«психолазеры» (о романе Умберто Эко «Маятник Фуко»)
УмбертоЭко (Umberto Eco) — итальянский ученый и писатель, профессор, читает курсылекций по семиотике в Болонском университете, директор института зрелищныхискусств, почетный доктор университетов США, Дании, и др. Автор книг «Эстетическаяпроблематика у Фомы Аквинского», «Поэтика Джойса», «Трактатпо общей семиотике», широко известного романа «Имя розы».
Роман«Маятник Фуко» недавно опубликован в журнале «Иностраннаялитература» (ИЛ N 7-9, 1995г.) В занимательной форме (каббалистика, тайныеорганизации тамплиеров, розенкрейцеров, масонов и пр.) в романе описаноформирование символической мировоззренческой системы из произвольных отрывочныхкусочков, событий, совпадений, основанное на игре понятий, на поиске скрытыхсвязей.
Яснопоказаны опасности подобной игры с миром и с собственным разумом, если вестиее, пренебрегая естественной внутренней логикой событий, здравым смыслом,законами природы, если ВЫДУМЫВАТЬ несуществующие связи («мухлевать»,по выражению одной из героинь романа), накручивая их одна на другую и, вконечном счете, забывать об их нереальности; а главное — если видеть проявлениетаинственной (и может быть, злой) воли, искать заговоры там, где есть лишь играслучая или природные и социальные закономерности. Искаженное восприятие мираприводит к краху, особенно, когда оно проникает в сознание других(«одержимцев») и становится реальностью, искаженной реальностью. Наукуне стоит подменять магией, даже в игре понятий. Веру в Бога, в Природу, вчеловека не нужно подменять верой во все сверхъестественное. Любовь к миру, кжизни нельзя подменять стремлением к власти, к управлению миром. «Anythinggoes» — «все подходит» (Фейерабенд) — да, но карамазовское«все дозволено» (Достоевский) — нет.
ПодменаЕСТЕСТВЕННЫХ причинно-следственных связей выдуманными влияниями «тайнойвласти» приводит не к освобождению разума из пут привычных представлений,а к запутыванию в новых беспорядочных, но от этого не менее крепких, сетяхискаженной логики, что может грозить саморазрушением разума, безумием. Здесьнет истины, здесь тайны мироздания, действительные тайны подменяются секретамитайной власти, которых нет.
«Естьтолько пустые секреты».
Воткак формируются искусственные символические системы (ИЛ N 9, с.54-55)}: «Внашей игре мы перекрещивали не слова, а понятия и факты, а, следовательно,правила сочетания были другими [чем в кроссворде], по сути дела правил былотри. ВО-ПЕРВЫХ, ПОНЯТИЯ СОПРЯГАЮТСЯ ПО АНАЛОГИИ.
[Курсиввезде мой — С.К.] Не существует критериев, чтобы знать с самого начала, хорошааналогия или плоха, ибо любая вещь напоминает любую другую вещь подопределенным углом зрения. Например. Картофель перекликается с яблоком, потомучто оба растительные и оба круглые.
Яблокосо змеем — по библейской ассоциации. Змея с кренделем, если змею закрутитьхорошенько, крендель со спасательным кругом, спасательный круг с океаном, океанс мореплавательной картой, карту печатают на бумаге, туалетная бумага, туалет содеколоном, одеколон со спиртом, спирт с алкоголем, алкоголь с наркотиками, те сошприцем, шприц с дыркой, дырка с ямкой, ямка с грядкой, грядка с картошкой — икруг замкнулся. ВТОРОЕ ПРАВИЛО об этом и говорит: если в конце концов tout sitient, все сходится, значит, игра засчитывается. От картошки к картошке мыПРОСЛЕДИЛИ ПУТЬ ИСТИНЫ. ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: ассоциации не должны быть слишкомсвежими, надо, чтобы кто-нибудь когда-нибудь не менее чем однажды, а лучшемногажды, о них уже говорил. Только таким образом СВЯЗИ КАЖУТСЯ ИСТИННЫМИ: ОНИВЫГЛЯДЯТ ОЧЕВИДНЫМИ.» «И мы действовали по правилам. Ничего неизобретали, только сопоставляли имеющиеся кусочки.» А вот вхождениеиллюзорного в жизнь: «Следовательно, мы изобрели несуществующий План, аЭти не только уверовали в него, но и убеждены в добавок, что они в Планенаходились внутри, с самых дальних времен, то есть они посчитали осколки своихпроектов, беспорядочные и жалкие, за этапы нашего Плана, составленного всоответствии с неопровержимой логикой аналогий, сходств и подозрений.
Ноесли стоит только выдумать План — и он осуществляется другими, значит, План какесли бы действительно существовал, более того, отныне он Существует.» (с.57)"… Мы… предлагали им секрет, пустее которого не бывает, потому что нетолько не знали секрета и мы тоже, но мы еще вдобавок и знали, что секретсовершенно пуст." (с.66) "… одержимцы будут искать бездн, гдеукрывается тайна, которая есть их безумие." Несмотря на СТОЛЬ БЛЕСТЯЩЕЕРАЗОБЛАЧЕНИЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПОИСКОВ, несмотря на ясно показанные опасностипостроения символических систем, оторванных от реальности, я не могу прекратитьформирование СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, оставить попыткипостроения «самосогласованных ассоциативных структур для поиска контактовс другими формами разума». Определение в кавычках — лишь попытка объяснитьсамому себе смысл такой деятельности, на самом деле цель неясна, это СВОБОДНАЯ,ПРОИЗВОЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЕГО СОЗНАНИЯ: «Найти то, не знаю что». Мнекажется, можно избежать ошибок, приводящих к построению ИСКУССТВЕННОЙ,иллюзорной, а не ЕСТЕСТВЕННОЙ, живой, саморазвивающейся символической системы.(Конечно, творец не может быть объективным, находясь внутри системы; оцениватьее нужно со стороны, по практическим следствиям, которых пока нет; точнее, нетследствий, видимых другим.) Ниже описаны основные принципы создания такихсимволических систем, некоторые характеристики и возможные полезные применения.
1.Ни в коем случае нельзя «мухлевать», выдумывать несуществующие связи,совпадения; необходимо фиксировать и изучать прежде всего объективныесовпадения (события внешнего мира), а субъективные совпадения (собственныеощущения, усиливающие значимость объективных совпадений) рассматривать каккомментарий к объективным совпадениям. Таким образом, активность в построениисистемы передается также окружающему миру, это ИГРА НЕ ТОЛЬКО ПОНЯТИЙ, НООБїЕКТОВ ВНЕШНЕГО МИРА.
2.Построение системы — обязательно диалог, а не монолог; движение понятий, ихсопряжение должно происходить естественно, свободно В ОТКРЫТОЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ (вкультурной информационной среде человечества), а не в замкнутом пространствеиндивидуального сознания. Дело индивидуума — ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА НОВЫЕ,СТРАННЫЕ сопряжения понятий и объектов.
3.ПОИСК НОВЫХ СИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ БЕССИСТЕМНЫМ! Строитель системы недолжен стараться ее построить, завершить; более того, уловив системностьсмысловых связей, он должен обеспокоиться, не рано ли организуется система, неограничит ли это свободу действий для дальнейшего развития.
4.Развитие системы приводит к УВЕЛИЧЕНИЮ ЧАСТОТЫ (повышению вероятности) странныхсобытий во внешней среде, таким образом формируется новая активнаяинформационная среда, обладающая способностью к саморазвитию. Внутри достаточносложной информационной среды возможен диалог разумов с совершенно различнойлогикой мышления, различными, «несоизмеримыми» [П.Фейерабенд]понятиями о пространстве и времени: формируя новые связи объектов, они могутПОКАЗАТЬ друг другу свои понятия. Таким образом, «третье правило»игры с понятиями героев романа Умберто Эко: «ассоциации не должны бытьслишком свежими» — абсолютно неверное для формирования самоорганизующихсясимволических систем — напротив, ассоциации должны быть «свежими»,странными, необычными. При естественном, а не искусственном формированиисистемы только такие ассоциации могут быть значимыми, привлекающими ВНИМАНИЕ.
5.Система не должна быть статичной, основанной лишь на устоявшихся прошлыхзнаниях, представлениях. Примеры таких «застывших» символическихсистем: религиозные догматы, астрология, каббалистика; более подвиженпсихоанализ, но он имеет дело с частными, зыбкими явлениями мираиндивидуального сознания, психоанализ внешнего мира пока не развит. (Поэтому, вчастности, астрология не применима к быстротекущим событиям реальной жизни; еесимволика ни в коей мере не сводима к каким-либо знаковым системам, допускающимоднозначное толкование в конкретной ситуации.
Покавозможность редукции символических систем к знаковым существует лишь вограниченных рамках научных теорий, относящихся к точным наукам.) 6. Полезнымсвойством символических систем являлось бы наличие в них КОГЕРЕНТНЫХ СТРУКТУР,одновременно описывающих (показывающих) абсолютно разнородные явления. Дляструктуры, которая является источником когерентного (одновременного,согласованного) мышления о разнородных понятиях и явлениях, на мой взгляд,подходящее название: «ПСИХОЛАЗЕР». Таких психолазеров может бытьмного, но создавать их непросто.
(Известныевсем, хотя и не очень эффективные, слишком специализированные психолазеры — математические теории и модели). Для психолазеров наиболее подходящими являютсяабстрактные символы, которые можно связать с чем угодно, причем желательно,чтобы это были широко распространенные символы, часто встречающиеся в обыденнойжизни.
Такимисимволами являются числа. Числоформы в символических системах — наиболееочевидные кандидаты в психолазеры. (И — музыка.) Так, в моей личнойсимволической системе моделями психолазеров являются числа: 311113, 113, 311, а также числоформа: 3 1 1 1 1 3. 3 3 7 7 Данная числоформа содержит (причтении слева направо, сверху вниз) числа: 3 7 11 13 37 113 311 313 311113 137 .
Числа3, 7, 11, 13, 37 имеют множество ассоциаций с различными объектами и явлениямив информационной среде человечества; причем, в самых разных культурах,кажущихся независимыми и даже «несоизмеримыми». Они образуют группупростых делителей числа с шестью одинаковыми цифрами подряд: 3 * 7 * 11 * 13 *37 = 111111 Повторение какого-либо сигнала свидетельствует о возможности егоискусственного происхождения. Поиск таких сигналов в космическом радиошумеведут радиоастрономы — грандиозная и дорогостоящая программа SETI.
Мнекажется, подобный анализ собственного информационного шума земной цивилизацииможет оказаться более эффективным (и не требующим таких огромных затрат) дляустановления контактов с иными формами разума.
Другойразум может быть рядом, он может быть даже В НАС; задача — выявить и«зацепить» его понятия, чему могут способствовать психолазеры.
Такоеизменение, расширение зоны поисков, учитывающее качественное и структурноеразнообразие форм разума, поможет объяснить астросоциологический парадокс(парадокс Ферми: «Where is Everybody?»); [В.В.Рубцов, А.Д.Урсул. «Проблемавнеземных цивилизаций». Кишинев: «Штиинца», 1987, с.39-42] «Таинственноечисло 137», — [Макс Борн. УФН, том16, вып.6, с.697-729, 1936г.] — такжешироко известно, это постоянная тонкой структуры — безразмерная константа,связывающая между собой три фундаментальных физических константы: зарядэлектрона, постоянную Планка и скорость света. 1/alpha = 137,03604 +- 0,00011[Л.Б.Окунь. «Физика элементарных частиц». 2-е изд., М.: Наука,1988,с.142.] Величина постоянной тонкой структуры — одно из оснований антропногопринципа: Вселенная такова, чтобы мы могли существовать и изучать ее.
[В.В.Рубцов, А.Д.Урсул.«Проблема внеземных цивилизаций», с.103] Что же касается чисел 113,311, то они пока имеют значение лишь в контексте моей личной символической(психологической) системы.
Случайноили нет она образовалась? На этот вопрос у меня нет однозначного ответа. «Смысловойвзрыв» [Ю.М.Лотман. «Культура и взрыв».
М.:«Гнозис», 1992, с.35-43], происшедший 28-29 ноября 1990 года (28ноября — дата рождения Александра Блока) в результате «семантическогопересечения» текстов стихотворения Блока «Два века» и номерастраницы 113, которую мне ВДРУГ захотелось открыть в книге [А.Блок.«Стихотворения и поэмы». М.: «Худож. лит.», 1983], былмгновенным, непредсказуемым, неуправляемым; он привел в неравновесное состояниевесь МЕТАТЕКСТ, мою психологическую систему, которая была еще не структурирована,но, видимо, уже существовала в подсознании, хотя я об этом НЕ ЗНАЛ. (Краткоеописание этого смыслового взрыва в моей статье: В.А.Лев «Литературныепророчества и современность: К 113-летию Александра Блока».) Задолго доэтого, в начале 80-х годов я приобрел часы «Полет» c заводскимномером на крышке 311113. Тогда это число вовсе не казалось мне особенным (хотяего симметрия по-своему красива): я и думать не думал о числах.
Случайноли ИМЕННО МНЕ достались часы с этим номером? Возможную «зацепку» вподсознании с числом 113 в далеком детстве я обнаружил недавно, читая дочкестихотворение «Великан» Маршака, в книге, сохранившейся с детства[С.Маршак. «Сказки, песни, загадки», М.: Детская литература, 1966,т.1, с.9] — одной из первых моих любимых «толстых» книг. ПЕРВЫЕ ЖЕстрочки в этом томе: Раз, Два, Три, Четыре. Начинается рассказ: В стотринадцатой квартире Великан живет у нас. Может быть, переход от«маленьких» чисел: «раз, два, три, четыре» к«большому» 113 запечатлелся у меня в памяти? Допустим, это так (хотямиллионы детей читали это стихотворение). Если в моем подсознании образовалисьсмысловые структуры, связанные с числом 113, то часы с номером 311113 своегорода «информационная мина», активизирующая эти структуры. ПОЧЕМУ ОНИДОСТАЛИСЬ ИМЕННО МНЕ? — Так ли уж бессмысленен этот вопрос?...
Ассоциациис числами 113 и 311, которые возникли у меня РАНЬШЕ, чем я нашел имопределенное «подтверждение» в событиях внешнего мира: 113 — Я (Мы),наше время, наш мир, дом, семья, устойчивость, начало, КЛЮЧ. 311 — Резкая сменаобыденного течения событий, скачок, озарение, «поворот ключа», инверсиявремени, антимир, «зазеркалье», РЕВОЛЮЦИЯ.
Число33 («возраст Христа») ОБїЕДИНЯЕТ, связывает числа 113 и 311: 11*3 =33 = 3*11 А вот параллели в истории и моей личной жизни: 113 — порядковый номерв году дней 23 апреля и 22 апреля (в високосные годы). 22 апреля — деньрождения В.И.Ленина.
311-йдень года — 7(6) ноября. 7 ноября — день Великой Октябрьской революции.
Число311 — переворот (revolution), зеркальное отражение числа 113.
Интереснаясимметрия? — 113 (Ленин) — revolution — 311.
Рассмотримдни с порядковыми номерами в году, кратными 113: 113-й — 23(22) апреля. 22апреля день рождения Ленина. 226-й — 14(13) августа. 13 августа мой деньрождения. 339-й — 5(4) декабря. «Просветление» или «помрачение»- как угодно — но в 1990-м году я в эти дни вошел в измененное состояниесознания, ощутил единство со всем Миром, всей Вселенной, испытал экстатическоечувство полноты знания (причем никакой психотехникой, медитацией я никогда незанимался, это произошло спонтанно). Тогда я еще НЕ ЗНАЛ, понятия не имел, чтоэтот день как-то связан с числом 113, как и дата моего рождения, как и деньрождения В.И.Ленина, (а 5 декабря дата рождения Зоммерфельда, автора формулытонкой структуры, где появляется «таинственное число 137») НОПОДСОЗНАТЕЛЬНО ЗНАЛ? Или знал кто-то ДРУГОЙ, НЕ Я? Попробую описать этосостояние в стихах: ___ 4-5 ДЕКАБРЯ. ___ Душа моя очнулась в Зазеркалье, Ибьется о стекло как мотылек. Открылись бездны знаний, что искал я — Я знаю ВСЕ- но от людей далек. Как передать им тайны мирозданья? Как сделать ихсчастливыми навек? Я Мир, я Бог! Душа моя в изгнанье, А в зеркале мой образ — человек. Так кто я? Кто я?! Кто? — не жду ответа, — Зачем дано мне этот мирлюбить? Темно вокруг, но близок час рассвета: Пора! — РОЖДАЙСЯ! — Нужно ВСЕзабыть. (1990)1994 г. А масса других совпадений с числом 113 и его«революцией», отражением — 311 (я собрал целую коллекцию) — неужеливсе это деятельность лишь моей подсознательной активности? Но я же не могумыслями ТВОРИТЬ ПРЕДМЕТЫ, я могу творить лишь понятия. А предметы есть, ониостаются, они есть в моей коллекции, я могу их продемонстрировать. Например,последнее по времени совпадение (конец мая 1996г.): в библиотеке среди стопкистарых журналов, которые можно свободно забрать, я СЛУЧАЙНО обнаружил бюллетень«Солнечные данные» [N 8 (август) 1991г., С.-П., Наука, 1991]; ВПЕРВЫЕВ ЖИЗНИ я увидел подобное издание и карты солнечных пятен — и на первой жекарте (с.2) обнаружил крупную группу солнечных пятен N 311! На ежедневныхкартах Солнца группа N 311 присутствует с 1-го по 10-е августа 1991 года(с.2-11). А 13 августа 1991 года, В ДЕНЬ МОЕГО ТРИДЦАТИТРЕХЛЕТИЯ,кэррингтоновская долгота центрального меридиана (величина, характеризующая принаблюдениях угловое положение вращающегося Солнца): __L0 = 113 градусов___(с.14).
Этодалеко не самое удивительное совпадение в моей коллекции. Это факты,показывающие наличие в окружающей среде интересующих меня совпадений. Вопросвсе тот же: могут ли они быть случайными при бессистемном поиске? Или в нихесть смысл, вкладываемый не только моим, но и другим, внешним сознанием? Неесть ли это проявление форм психического во внешнем мире? Мне кажется, приразвитии психологических систем, подобных моей, эти вопросы можно исследоватьэкспериментально. Возможное название для эксперимента: «РАЗВИТИЕСАМОСОГЛАСОВАННЫХ АССОЦИАТИВНЫХ СТРУКТУР ДЛЯ ПОИСКА КОНТАКТОВ С ДРУГИМИ ФОРМАМИРАЗУМА.» Еще раз об особой роли именно чисел 113 и 311 в моейсимволической (психологической) системе: возможно, в начале формированиясистемы выбор основы происходит случайно. " «Запоминание случайноговыбора» служит механизмом СОЗДАНИЯ [новой] информации," — пишет ГенриКастлер.
[Г.Кастлер.«Возникновение биологической организации». М.: Мир, 1967, с.29]. Свободнаяэволюция психологической системы идет аналогично биологической эволюции. Какуказано в вышеупомянутой книге Г.Кастлера (с.19), для «образованиябиологически „осмысленной“ молекулы ДНК… „осмысленной“стала бы почти любая из случайно образовавшихся структур, удовлетворяющаянекоторым весьма общим требованиям. Кажущаяся уникальная специфичностьсуществующих последовательностей обусловлена тем фактом, что именно этипоследовательности — в принципе ничем не лучше и не хуже других — образовалисьи закрепились в процессе химической и биологической эволюции. Короче говоря,могли быть и другие последовательности!» Аналогично, в основе когерентныхпсихологических систем, в основе психолазеров могут быть различные числа,знаки, слова, понятия. Но система с моими числоформами уже достаточно развита,чтобы вести не теоретическую, а экспериментальную работу, изучая связи идвижение не только внутренних понятий, а и объектов внешнего мира. Числоформымогут способствовать когерентному взаимодействию словоформ, а те, в свою очередь,когерентному взаимодействию мыслеобразов. Результат сознание получает целиком,без последовательного «проигрывания» мыслей. Освещенный лазеромкусочек голограммы дает целостный образ объекта. Так же, «освещенный»психолазером «кусочек» информации (число, слово, знак, ассоциация,событие) дает целостную информацию о всем объекте (гештальт); в конечном итогедля развитой символической системы — целостное мировосприятие.
7.Для когерентного поведения системы она должна быть СИЛЬНО НЕРАВНОВЕСНОЙ.
Такиесистемы — «диссипативные структуры» — изучаются в неравновеснойтермодинамике, развитой И.Пригожиным и его сотрудниками.
[ИльяПригожин, Изабелла Стенгерс «Порядок из хаоса: Новый диалог человека сприродой». М.: Прогресс, 1986]. Науку, исследующую неравновесные процессыв развитии символических систем в сознании, т.е. психологических систем, можноназвать: «НЕРАВНОВЕСНАЯ ПСИХОДИНАМИКА». «Молекулы»символической (психологической) системы — различные символы и знаки, слова,числа, смыслы, ощущения. Связи «молекул» устанавливаются вниманием иприданием значения. К сожалению, я недостаточно хорошо знаком с семиотикой,которая изучает подобные проблемы; я считал семиотику статичной наукой. Лишьнедавно, в мае 1996 года, я прочитал прекрасную книгу Ю.М.Лотмана «Культураи взрыв», посвященную именно неравновесной динамике развития семиотическихсистем.
Понятие«взрыва» у Лотмана очень близко к «бифуркации» Пригожина: «Моментвзрыва — одновременно момент резкого возрастания информативности всей системы.Кривая развития перескакивает здесь на новый, непредсказуемый и более сложныйпуть. Доминирующим элементом, который возникает в итоге взрыва иопределяетбудущее движение, может стать любой элемент из системы или даже элемент издругой системы, случайно втянутый взрывом в переплетение возможностей будущегодвижения.» [Ю.М.Лотман. «Культура и взрыв». М.:«Гнозис», 1992, с.28] Оба автора подчеркивают случайность,непредсказуемость и необратимость неравновесных процессов. Лотман, кроме того,обращает внимание на «коренную трансформацию события» в сознаниинаблюдателя при осмыслении происшедшего взрыва: «То, что произошло, как мывидели, случайно, предстает как единственно возможное. Непредсказуемостьзаменяется в сознании наблюдателя закономерностью… случайному приписываетсявид закономерного и неизбежного» (с.30-32) Я все же верю, что внеравновесных психологических системах (включающих и внеязыковую реальность) вмомент взрыва, бифуркации определяющим фактором будущего развития является НЕСЛУЧАЙНОСТЬ, А СВОБОДА. А значит, самопознание мыслящего субъекта (и познаниемыслящего объекта — другого сознания) увеличивает возможность предсказуемости иобратимости неравновесных процессов. Возможно создание технологии направленноговзрывного развития, предсказания непредсказуемого, реализации невероятного.
8.Развитие открытой неравновесной символической (психологической) системыизменяет не только внутреннюю, но и внешнюю среду — а ВНЕШНЯЯ СРЕДА В ОТВЕТДЕЙСТВУЕТ АКТИВНО, КАК ОБЛАДАЮЩИЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕМ, РАЗУМОМ, СОЗНАНИЕМ ОБїЕКТ. Это,конечно, только гипотеза, но мои наблюдения за совпадением объектов внешнегомира в рамках моей символической системы приводят к этому «простому»выводу. Его еще нужно проверять и проверять (возможно, это на самом деле простоэффект, который описан Лотманом: при осмыслении взрывных процессов в сознаниислучайному приписывается вид закономерного и неизбежного [«Культура ивзрыв», с.32]. Если вышеприведенный вывод верен — возможно открытие иразвитие НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КАНАЛОВ для взаимодействия с этим«внешним» разумом Мира. Как уже говорилось выше в п.4, критериемуспешного продвижения в налаживании информационных каналов связи с неизвестнымявляется увеличение частоты странных событий в определенной зоне внимания.
9.Анализ совпадений и причинно-следственных связей внутри самоорганизующейсясимволической системы позволит перейти к НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫВРЕМЕНИ, поскольку это привычное нам психологическое обыденное время.
Полезныйинструмент здесь — «принцип общей причины» Г.Рейхенбаха: «Длямаловероятного совпадения должна существовать общая причина».[Г.Рейхенбах.
«Направлениевремени». М.: Изд.иностр.лит., 1962 ]. Следует обратить особое внимание намаловероятные совпадения, в которых общих причин не видно, или они слишкомневероятны. Возможно, в таких событиях удастся обнаружить и изучать явлениеинверсии времени. В «неравновесной психодинамике» для изученияпроблемы времени можно объединить усилия физиков и «лириков»: поэтов,писателей, художников, музыкантов. На мой взгляд, в неравновесной психодинамикевозможна ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ВРЕМЕНИ прианализе совпадений объективных, относящихся к внешнему миру и субъективных,относящихся к внутреннему миру. Поскольку субъект, отражающий мир, являетсятакже и объектом в этом мире, довольно странным выглядит разделениесубъективных и объективных совпадений у Рейхенбаха [ Г.Рейхенбах.«Философия пространства и времени». М.: Прогресс, 1985, с.311]: «Былобы серьезной ошибкой идентифицировать совпадение в смысле точки-событияпространственно-временного порядка с совпадением в виде чувственного опыта.Последнее представляет собой СУБїЕКТИВНОЕ СОВПАДЕНИЕ, в котором сочетаютсячувственные восприятия: например, переживание звука может сочетаться свпечатлением от света. Первое же, с другой стороны, есть ОБїЕКТИВНОЕСОВПАДЕНИЕ, где сталкиваются такие понятия, как атомы, биллиардные шары илилучи света, и которые имеют место даже в отсутствие наблюдателя. Пространственно-временнойпорядок имеет дело только с объективными совпадениями, и мы выходим за пределыобласти этой проблемы, когда задаемся вопросом, как соотносится системаобъективных совпадений с соответствующей субъективной системой. Анализ этоговопроса принадлежит к той части эпистемологии, которая объясняет связь междуобъективной реальностью, с одной стороны, и сознанием и восприятием — сдругой.» Не понимаю, почему мы «выходим за пределы проблемы»пространственно- временного порядка, когда рассматриваем субъективныесовпадения.
Субъективноесовпадение (совпадение чувств, смыслов, понятий) представляет собойсогласованную систему огромного количества мелких объективных совпадений(столкновения атомов, возбуждение определенных нейронов и пр.), поэтомунепонятно, почему сложная система объективных совпадений вдруг утрачиваетобъективность (с точки зрения Рейхенбаха). Чаще всего субъективное совпадениеинициируется каким-то объективным совпадением. Так, например, объективноесовпадение текста того абзаца, который я выше процитировал, и номера страницы:311, на которой он напечатан, не зависит от того, существует ли наблюдатель (Я)- это одновременное, независимое от меня размещение на пространстве страницыопределенных знаковых символов.
Но,поскольку в моей символической системе число 311 играет особенную роль (см. вышеп.6), то восприятие текста усиливается, его значение для меня и воздействие наменя смысла этого текста усиливается — это субъективное совпадение рождаетновый смысл: на странице 311 я вижу пример, опровергающий Рейхенбаха — одновременность объективного и субъективного совпадений и, таким образом,объективность субъективного совпадения. Одновременность событий, принадлежащихк разным системам, означает свободу, независимость развития каждой системы,НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОГО ПОРЯДКА в данном совпадении (в даннойсистеме совпадений). Объективное совпадение предшествует субъективному вобъективной системе, но в субъективной (смысловой) системе субъективноесовпадение предшествует объективному (объективное совпадение приобретает смысл,которого ранее не было, после субъективного совпадения, переживания). Такимобразом, одновременность в данном случае означает возможность ПРОИЗВОЛЬНОГОВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ТЕЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ. Внутреннее время в субъективной системенаблюдателя так же реально, как и внешнее время в объективном мире, в которомнаходится наблюдатель.«Мы должны рассматривать как наиболее общийэмпирический факт, что физический мир есть система совпадений,» — отмечаетРейхенбах [Философия пространства и времени".
с.312].Видимо, идеальный мир есть также система совпадений, только в другом времени. Покаеще не могу выразить в привычных понятиях свои представления о времени.
Сбиваюсьна абстракции, в то время как мой опыт вполне конкретен: например, описанноевыше совпадение текста о совпадениях Рейхенбаха с числом 311 — психолазером(см. п.6) в моей символической системе. «Трудно избежать впечатления, чторазличие между существующим во времени, временным и существующим вне времени,вечным, лежит у самых истоков человеческой деятельности, связанной с операцияминад различного рода символами. С особой наглядностью это проявляется вхудожественном творчестве», — [И.Пригожин, И.Стенгерс. «Порядок изхаоса», с.385].
10.Возможно, саморазвивающиеся символические (психологические) системы могут бытьполезными для программирования нейронных сетей, создания искусственногоинтеллекта, в ситуации, когда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, А НЕ ГИПОТЕТИЧЕСКИ существуютразличные типы сознания, которым необходимо взаимодействовать друг с другом. Свободное«выращивание информации» [С.Лем. «Сумма технологии». М.:Мир, 1968], развитие искусственного интеллекта возможно в любой достаточносложной материальной среде, будь то «чан с химреактивами»,электронный мозг или мозг человека, «киберпространство» электронныхсетей типа Internet или обычное пространство внешнего физического мира.
— Из вышеизложенного следует, что развитие неравновесных символических(психологических) систем может быть гибким и мощным средством познаниявнутреннего мира субъекта и внешнего объективного мира, средством созданияязыка для «нового диалога человека с природой», средством достиженияЕДИНСТВА при сохранении разнообразия. Неудача героев романа Умберто Эко вызванапрежде всего тем, что целью системы, в развитие которой они включились, было непознание, а овладение миром — мир не прощает этого. Кроме того, их системаосновывалась исключительно на гуманитарном знании, достижения естественных наукигнорировались; (видимо, это недостаток современной семиотики?).
Пессимистическое,ироничное отношение итальянского профессора к «герметичному»мистическому знанию мне понятно. Но все же я с оптимизмом смотрю в будущееразвитие методов познания, основанных не только на символическом прочтениисобытий внешнего реального мира, но также на инициации событий путем мысленныхопераций «над различного рода символами». Я верю, что новый диалогчеловека c природой как диалог свободных равноправных партнеров, каждый изкоторых обладает разумом С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДРУГОГО, возможен. Возможен инеобходим.
Список литературы
УмбертоЭко. «Маятник Фуко». «Иностранная литература» N 7-9, 1995г.
ФейерабендП. «Против методологического принуждения. Очерк анархистской теориипознания.» /В кн.: Пол Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки.М.: Прогресс, 1986, с. 125-466.
В.В.Рубцов,А.Д.Урсул. «Проблема внеземных цивилизаций». Кишинев:«Штиинца», 1987.
МаксБорн. «Таинственное число 137». / Успехи физических наук, 1936, томXVI, вып. 6, с.697-729.
Л.Б.Окунь.«Физика элементарных частиц». 2-е изд., М.: Наука,1988.
Ю.М.Лотман.«Культура и взрыв». М.: «Гнозис», 1992.
А.Блок.«Стихотворения и поэмы». М.: «Художественная литература»,1983.
С.Маршак.«Сказки, песни, загадки», т.1, М.: Детская литература, 1966.
«Солнечныеданные» 1991г. Бюллетень N 8, август. С.-П.: Наука, 1991.
Г.Кастлер.«Возникновение биологической организации». М.: Мир, 1967.
И.Пригожин,И.Стенгерс «Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой».
М.:Прогресс, 1986.
Г.Рейхенбах.«Направление времени». М.: Изд.иностр.лит., 1962.
Г.Рейхенбах.«Философия пространства и времени». М.: Прогресс, 1985.
С.Лем.«Сумма технологии». М.: Мир, 1968.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.