Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Надо ли быть компетентным, если пишешь книгу, или "не все то золото, что блестит"

Надо ли бытькомпетентным, если пишешь книгу, или «не все то золото, что блестит»
Леонид Горинча
Надо ли быть компетентным в том, о чем пишешь? На первыйвзгляд – довольно странная постановка вопроса, не так ли, уважаемый читатель?
`Когда устное или письменное суждение, человек выносит насуд публики, `делает публичным`, быть компетентным в данном предметенеобходимо. По крайней мере – очень желательно` – скажите Вы, уважаемыйчитатель.
Вовсе нет. Вернее – далеко не всегда нужно быть логичным икомпетентным. И это не моё личное мнение. Это жизненный факт (подробнее об этом– в конце статьи).
Да, конечно, быть компетентным и последовательным в своихмыслях необходимо – в случае если выступаешь на научной конференции или пишешьстатью в научный журнал. То есть – в случае, если услышат или прочитают люди,которые в этом вопросе компетентны. Иначе – быть `битым`, обсмеянным и`посаженным в лужу`.
А если писать книжку в научно-популярном стиле? Всё равнонадо быть компетентным? Вы так считаете, уважаемый читатель? Авторы, имеющиесамые большие тиражи в научно-популярном жанре, полностью опровергают Ваше,уважаемый читатель, наивное заблуждение.
Как, например, Вы, уважаемый читатель, поступите, когдаесть альтернатива – написать всё как оно есть на самом деле или пренебречьфактами `ради красного словца`? Не будете искажать факты? А зря. Так Вы никогдане достигните той популярности, славы, и, соответственно денег, которые имеетписатель Николай Козлов.
• Да, можно добавить, что Н.Козлов – кандидат философскихнаук, хотя в научных кругах его воспринимают не иначе как `Остапа Бендера отнауки`.
Так вот Козлов `ради красного словца` истину не пожалеет.Примеры? Пожалуйста:
`Курица высиживает яйца, время от времени приподнимаясь иподдерживая тем самым кладке необходимый температурный режим, – ах, какая оназаботливая? Видите ли, это не совсем так: курица высиживает яйца, приподнимаясьне тогда, когда это нужно будущим цыплятам, а когда у неё перегреется попка иона хочет её проветрить`.
• Это какую же надо иметь попу, чтобы под ней уместилосьстолько яиц?! Кроме того, за счёт чего перегревается попка? Разве яйца –горячие? На самом деле яйца холодные, а курица соприкасается с яйцами непопкой, а совершенно противоположной частью тела. И приподнимается она вовсе недля того, чтобы проветрить попку, а для того чтобы остудить грудь. Анеобходимый температурный режим поддерживается не тем, что она просто приподнимается,а тем, что она переворачивает яйца так, чтобы нагретая часть яиц оказаласьвнизу, а остывшая наверху, а затем ложится на остывшую часть яиц горячейгрудью.
Ну, с популярным жанром – всё понятно. Но мне совершеннонепонятно вот что: книга, изданная в серии `Мастера психологии` – она какая?Популярная или, всё-таки – научная? И мне непонятно – как профессиональныйпсихолог может быть настолько некомпетентен, что даже не знает понятия`социопат`? А если знает, то зачем тогда повадки, присущие социопатической,морально деформированной личности приписывает лояльной по отношению к обществусамоактуализирующйся личности? Причём посвящает этому несколько страниц своейкниги `Формула личности`. Н.Козлов пишет:
`САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ стала у нас в Клубе словом, по факту,ругательным`.
А кто же в этом виноват? Зачем, спрашивается, понадобилосьзаниматься подменой понятий, мешая в одну кучу социопатов и самоактуализаторов,если различия между ними – очевидны.
• Впрочем, зачем понадобилось – это можно догадаться. Возможно,Н.Козлову очень захотелось подняться в глазах своей публики за счёт того, чтоон утёр нос (как ему кажется) гуманистически настроенным психологам в лицеК.Роджерса, Э.Фромма и Э.Шострома, которые совершенно незаслуженно (как считаетКозлов) возвели самоактуализацию на пьедестал. Я не имею в виду, что ни в коемслучае нельзя утирать нос признанным авторитетам. Я имею в виду – что для этогонадо иметь веские основания, а не просто заниматься подтасовками.
Противоположностью невротика как раз и является социопат, авовсе не самоактуализатор. В том контексте, что при невротическом поведениичеловек причиняет ущерб главным образом самому себе, а социопаты, вследствие их`морального идиотизма`, другим. Отличительные особенности социопатических чертхаpактеpа – это pаздpажительность, неyпpавляемость, pастоpможенность,конфликтность, лживость, отсyтствие чyвства вины.
• Какими бы дурными не казались его поступки другим, сам ониз-за них вины не чувствует.
Самоактуализированная личность умеет функционировать всоциуме так, что от неё нет ущерба никому.
Тем более мне не понятно на что Козлов рассчитывал, когдаписал в этой же книге:
`Когда Далай-лама старится и становится понятным, что скороему нужна будет замена, монахи идут по деревням и сёлам, ищут нового Далай-ламу.Как они это делают? Просто. Проходя селение за селением, они смотрят на лицашести-семилетних мальчиков и, рано или поздно, нового Далай-ламу – находят`.
Для чего, спрашивается, надо было так искажать традициюнахождения Далай-ламы, основывающуюся на идее реинкарнации? Может, автор прореинкарнацию никогда и ничего просто не слышал? Что Вы, уважаемый читатель,думаете об уровне профессионализма кандидата философских наук, который ничегоне знает о реинкарнации?! Или может он рассчитывал, что его книгу будут читатьодни лишь профаны (лат. profanus – непосвящённый, не сведущий в чём-точеловек)? Зачем же тогда эта книга издана в серии `Мастера психологии`? Ведьэта серия рассчитана, в первую очередь, на серьёзную профессиональную публику,а не на дилетантов, не так ли, уважаемый читатель?
Вам наверняка известно, уважаемый читатель, что Далай-лама(верховный правитель Тибета и руководитель Буддизма) не избирается, неназначается, а по буддийскому преданию, Дух Далай-ламы в момент смертипереселяется в тело одного из новорожденных. Ребенка, в которого вселяется Дух,находят и определяют опытные астрологи и ламы, и когда он становится взрослым,занимает пост Далай-ламы. Так было и с нынешним Далай-ламой XIV. А какой глупецбудет искать перерождённого Далай-ламу, если тот ещё не умер!?
Уважаемый читатель, Вы бы стали объяснять кому-нибудь – какстановятся Далай-ламой, если сами до конца не были бы уверены, что знаете, какэто бывает на самом деле? Я бы лично – нет. А уж тем более – не стал бы писатьоб этом. Зачем умному человеку давать другим повод, чтобы они могли его`посадить в лужу`? Что это ему даёт? Возможность показать, что ему плевать нато, что могут подумать об его умственных способностях те, которые увидели, чточеловек по своей вине `оказался в луже`? А зачем это умному человеку? Что Вы обэтом думаете, уважаемый читатель? Не является ли человек, демонстрирующийпренебрежение к мнению других людей, когда делать это абсолютно нецелесообразно– социопатом?
• А если это он не нарочно, значит это сделано по глупости.
Кстати, знаете ли Вы, уважаемый читатель – кому былпринесён в жертву Иисус Христос? По мнению того же автора, оказывается, Богпринёс в жертву своего Сына себе – для того, чтобы себя же и умилостивить.Какие основания есть для того, чтобы так думать? Основания такие – разжертвоприношение всегда человечество делало Богу (богам), стало быть, обратноеникак не возможно. Почему? Потому что этого не может быть никогда. А если,всё-таки, взять и представить, что – может? Почему нельзя допустить, что в этотраз жертву принес Бог?
• Для чего это Богу? Тайна сия велика есьмъ. Пути Господнинеисповедимы. Значит так надо было.
Убеждение, что жертвуют только для того, чтобы кого-нибудьумилостивить – это признак ограниченности мышления. Когда один шахматистжертвует другому свою шахматную фигуру, разве это делается с целью умилостивитьпротивника? На самом деле жертва приносится не только для того, чтобы кого-тоумилостивить, но и для того чтобы взамен получить или сохранить что-то другое.Например, жертвуют здоровьем ради денег, отношениями ради дела, временем радиразвлечений и, наконец, жизнью ради убеждений. К тому же, это и не жертва, вполном смысле этого слова. Сын Господень к нему же и вернулся. А человечествополучило выигрыш в плане развития цивилизации.
Далее. Человек, утверждающий о возможности полного контролясвоей души и сознания при любых обстоятельствах, должен очень хорошоразбираться в сути предмета. Лично у меня создаётся впечатление, что Н.Козлов,автор изречения `жизнь – поток нейтральных событий`, либо некомпетентен (читай– невежественен), и, стало быть, не отдаёт себе отчёт, насколько он далёк отсути предмета; либо просто из конъюнктурных соображений, морочит другим голову.
• А это, сами понимаете, уважаемый читатель, мягко выражаясь– не этично по отношению к читателям. Авторов, кто этим делом грешит, неморгнув глазом, можно называть нечистоплотными и недобросовестными.
Откуда у меня такие подозрения? Я исхожу из того, что есличеловек компетентен в какой-либо теме, то он, соответственно, подходит кисследуемой проблеме всесторонне. Он не упустит из виду ни одного аспекта, ниодного фактора, который имеет отношение к рассматриваемому предмету. Азаслуживает ли доверия тот исследователь душевного состояния человека, которыйполностью пренебрегает таким важным фактором, как внешние обстоятельства, и непринимает в расчёт другие важные факторы, влияющие на ход человеческой мысли ина эмоциональное состояние человека?
Этот список тем, в которых Н.Козлов проявляет своюнекомпетентность – далеко не полный. Если бы я захотел перечислять всенелепости, противоречия, казусы и ляпусы этого автора, которые встречаются чутьли не на каждой странице его книг (если речь идёт именно о `фирменных` мысляхН.Козлова, а не о плагиате, коим заниматься он тоже весьма горазд), – то мнедля этого понадобилась бы целая книга.
• И есть большие шансы на то, что я не поленюсь и еёнапишу-таки.
Но, тем не менее, ширпотреб Н.Козлова, судя по тиражам –очень даже востребован.
Вывод: чтобы писать книгу по научно-популярной тематике,компетентным в том, о чём пишешь – быть вовсе не обязательно.
Я бы даже сказал, что обязательно – именно бытьнекомпетентным. Ведь чем более парадоксальнее мысли автора, тем лучше онинародом воспринимаются. И чем автор некомпетентнее, тем для него же лучше. Темприкольнее его тексты и читаются веселее. Не правда ли, уважаемый читатель?Разве истина и логика важны для читателя? Нет, конечно. Есть вещи поважнее. Длячитателя самое главное – это неожиданный взгляд на какую-нибудь сторону жизни,и, разумеется, юмористический, остроумный стиль изложения.
 Остроумный – значит умный. Верно?
А если в книжке ещё и веселые картинки – так это вообщекайф. А задумываться над тем насколько содержание книги соответствует реалиям,фактам и здравому смыслу – зачем это нужно? Ваше дело – расслабиться и получитьнаслаждение от чтения, а не напрягать мозги. Не так ли, уважаемый читатель?Какая разница что там написано – нелепость или что-то толковое? Главное – чтобчиталось приятно. И чтоб прочитанное не вызывало внутреннего протеста идискомфорта. Если ничего протеста не вызывает, то такой текст кажется умным. Итогда читатель берёт из этого текста то, что позволяет ему сформировать болеечёткое отношение к тем или иным сторонам жизни. И при этом полагает, что имеетполные основания считать себя поумневшим. А компетентность, логика и здравыйсмысл, как критерии оценки того или иного текста, подавляющим числом читателей,почему-то, в расчёт не берутся вовсе. А может я не прав? Может большинствочитателей всё, без исключения, прочитанное стараются сопоставить с фактами ипросеивают полученную информацию сквозь сито здравого смысла? Какие у менявообще есть основания делать априорные заявления? Так ведь в том то и дело, чтовыводы мои – не априорные. Они получены в результате соответствующихисследований. И, как это для кого-нибудь не прискорбно, утверждения мои –правомерны.
И тут возникает закономерный вопрос: какой вред можетнанести своим читателям некомпетентный автор?
Самый большой вред – может покалечить человеку личнуюжизнь. Каким образом? Это возможно в том случае, если `начитавшемуся` захочетсявнедрить в супружескую жизнь стиль отношений, пропагандируемый Н.Козловым.Вторая половина просто-напросто может послать такого рационализатора ко всемчертям. И будет, между прочим, права – не лезь в монастырь со всякой ересью. Иостанется тогда последователь Н.Козлова у разбитого корыта.
Но гораздо чаще вред наносится не столько фанатам Козлова,сколько людям, которые с ними общаются. Вот откровения одного из них (вернее –крик души):
«Честно говоря, я Козлова НЕНАВИЖУ!!! Из-за его … книжечекс моей девушкой постоянно выходит разлад».
Средний вред – от чувства вины (а вернее – чувстванеполноценности) за то, что человек не может соответствовать пропагандируемомуидеалу. Впрочем, почему этот вред – средний? Для кого-то наверняка состояниенедовольства собой является большой проблемой.
• Кстати, Н.Козлов сам не соответствует этому идеалу (хотяего самого это волнует мало). В своих книгах он описывает не себя реального, анекий идеальный образ. Образ человека, которым ему хотелось бы быть или которымон себя мнит. Для людей, которые его хорошо знают – это не является никакимсекретом. Да и в книгах встречаются места, где он сам себя невольно выдаёт.
И я считаю, что слова, произнесённые в адрес Н.Козловасоведущей Диброва (не знаю как её фамилия) по «Ночной смене», куда Козловапригласили для откровенного разговора, – «… Вот смотрю я на Вас и чувствуюскуку, неестественность и фальшь...», – являются совершенно справедливым изакономерным итогом их беседы. У меня у самого на руках куча фактов,подтверждающих фальшивость и лицемерность г-на Козлова.
Маленький вред касается случаев, когда какой-либо читательначинает бездумно цитировать `некомпетентные` мысли Козлова в присутствии тех,кто в рассматриваемых вопросах действительно компетентен. Тогда он рискуетполучить моральный ущерб в виде `щелчков по носу`. Сам был этому свидетель иуверен, что желания повторно процитировать Козлова у опростоволосившейсястороны больше не возникает. `Битый`, `учёный`, `опытный` человек будет гораздоменьше восхищаться какой-либо глупостью. По крайней мере, будет осторожнее вцитировании автора, в отношении которого понял, что его компетентность илогичность мысли – весьма сомнительны.
Хоть, как уже выше было сказано, большинство читателейКозлова изначально воспринимают его тексты некритично, но прозрение, какправило, не заставляет себя долго ждать. Свидетельствует Наталья Крыласова(газета `Голос` № 5, 1999 г.):
`Когда я «проглотила» книгу Козлова («Практическаяпсихология»), она перевернула все в моей голове вверх дном и вызвала бурныйвосторг: так вот, оказывается, как надо жить! (Так вот он какой, северныйолень! – Долой мои страдания и разочарования, и сразу наступает хорошая погода!),но через некоторое время пришло некоторое отрезвление – не все то золото, чтоблестит`.
И надо отдать должное правоте Шопенгауэра, который давалсовет:
`Не следует приходить в отчаяние при каждой бессмыслице,напечатанной и хорошо принятой: не следует думать, что это навсегда так иостанется; утешимся уверенностью, что впоследствии, со временем, данный вопросбудет освещен, обдуман, взвешен, обсужден и правильно решен, в конце концов.После известного срока, более или менее продолжительного, смотря по трудностивопроса, почти все усвоят то, что высокому уму было ясно сразу же`.
Ну а как быть с теми, кто не усвоит? Кто в принципе неспособен отделять зёрна от плевел? Я вовсе не уверен, что они нуждаются всочувствии и сожалении. Скорее – наоборот. Ибо, как говорится, – блажен ктоверует и находит в этом утешение.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы ссайта psychology.net.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.