Реферат по предмету "Религия и мифология"


Особенности национального вероисповедания

Валерий Поспелов
Насамом деле у нас всё не просто. У других, может быть и просто. А у нас – нет.Почему? Виноваты, конечно, не мы. Виноваты – история, революция и нашевоспитание. Но всё по порядку.
Верабыла, есть и будет! Одни верят в Аллаха, другие в Саваофа, третьи в техническийпрогресс. Человек, утратив веру, теряет цель своей жизни. Это вам скажет любойпсихолог. Другое дело, КАК мы верим? И вот тут-то, совершенно неожиданно,сталкиваемся с занимательными и интересными парадоксами нашего вероисповедания.
История…
Еслиповерить матушке истории наши дальние предки, серьёзно заблуждались в отношенииистинной веры. Они поклонялись целому пантеону могущественных богов, мелкихбожков, идолам, истуканам, фетишам, а также, в качестве развлечения иразнообразия: животным, деревьям, камням, рекам да и не только. Продолжалосьэто неизвестно сколько времени. И очень возможно, что такое безобразие сохранилосьбы и до этих суровых дней, если бы не похвальная инициатива одного оченьдоброго, праведного и мудрого человека, кстати, работающего по совместительствуКиевским князем. Как было модно в то далёкое время, он однажды принялединоличное решение, что общество де уже вполне созрело к тому, чтобы забыть ивыбросить на свалку истории состарившихся идолов, и на их месте воздвигнутьхрам и воздать хвалу ЕДИНОМУ, ВСЕМОГУЩЕМУ и ИСТИННОМУ БОГУ.
Спозиции современной исторической науки, такая инициатива не только похвальна,но и представляется очень полезной в разрезе сложившейся политической ситуации.Дело то не в том. Важно, что для успешного воплощения операции возникланеобходимость выбрать новый предмет поклонения. Прошу заметить – именноВЫБРАТЬ, так как все известные на тот момент боги оказались не слишкомискушёнными в рекламном бизнесе. Как следствие полное отсутствие в историикаких-либо упоминаний о чудесных знамениях, перевоплощениях, исцелениях илидругих рекламных акциях, которыми от корки до корки пресыщены практически всерелигиозные книги. Так, по беспечности, не расторопности, а может быть илености боги проигнорировали, неожиданный спрос на своё величие.
Можнотолько позавидовать величайшему библейскому патриарху Моисею. Как щедро Господьодаривал его своим вниманием. Разговаривал из горящего куста, вёл миллионныйнарод через пустыню, посылал бесплатную манну и даже однажды показал своюспину. Одним словом, расточал своё благословение, со всей своей божественнойсилой, да так, что бедному киевскому князю ничего не осталось, и как результат,пришлось полагаться сугубо на силы собственные. Потому не стоит особопридираться к результату выбора. Выбрал то что было поближе, да по удобнее, сточки зрения религиозных ограничений и позиции на власть.
Ис того момента, понеслось внедрение истины в глубь народных масс. История,правда, всё же напоминает нам, что не обошлось без непонимания, не восприятия инежелания этих самых масс, внедрению чего бы то ни было вглубь себя. Какследствие имели место некоторые, как бы точнее выразиться, перегибы на местах.Но это замечание в спектре исторических событий происходящих на широкихпросторах нашей Родины, мягко говоря нелепо.
Врезультате насильственной христианизации Руси, в народном подсознаниисформулировалась первая аксиома нашей веры.
Вера может быть навеки утверждена (или упразднена)водно час единым указом изданным свыше.
Однако,совершенно не стоит думать, что народ стал неукоснительно и непреклонноследовать канонам веры. Нет ничего удивительного в том факте, что на колесоистории воздействует очень малое количество трудоспособного населения, порядкадесяти процентов (хотя я точно не считал). Но только лишь половина из нихактивно его вращает. Другая же половина, не менее активно, ставит в колёса историипалки и другие предметы затрудняющие движение. Это, если можно так выразиться,лидеры или пастыри, находящиеся по разные стороны политических, научных илирелигиозных баррикад. Остальные же жители есть балласт, или агнцы, которыесогласны идти туда, куда им укажут понравившиеся пастыри. Звучит это жестоко,но уж слишком правдиво.
Здесьнапрашивается основной вопрос всего исторического бытия. Кто из лидеров возьмётвверх в данный момент времени и в данной точке исторической действительности?Ответ полностью согласуется с законами эволюционного учения Чарльза Дарвина.Согласно теории естественного отбора, более жизнестойкой является та сторона,которая оказывается более сильной, умной, хитрой и изворотливой, или другимисловами более приспособленной к данным условиям окружающей среды. И в качествепоощрения, выигравшему тендер из изложенных характеристик, достаётся желанныйбонус под дивным названием ВЛАСТЬ.
Теперьвсё становится понятным. Пастыри у власти пытаются всеми силами свою властьудержать, пастыри в оппозиции, в свою очередь, ведут скрытую, но активнуюборьбу за умы и души простых прихожан. Причём более всего страдают от такогорода борьбы не кто иные, как сами прихожане.
Вданном ракурсе история развития веры на Руси представляется до боли простой.Власть, где террором, где уступками постепенно внедряет новое вероучение вжизнь. Однако, при формальном принятии Христианства, как государственнойрелигии, начинается его симбиоз с язычеством, чему широко способствуетоппозиция.
Всёэто оставило глубочайший след во всём православии. Но, справедливости ради,отмечу, что подобную участь несколькими столетиями раньше пережило всёХристианство. Русское православие является лишь усугублённым и без тогоязыческим Христианством.
Попробуйтедоказать любому верующему, с болтающимся на шее крестиком, что почитаниетакового не есть символ самопровозглашённой святости и непорочности, а не чтоиное, как – фетишизм, поклонение предметам и явлениям, наследство, доставшеесясо времён невежественного язычества. Рассуждая скептически очевидно, что крест– это средство с помощью которого в античные времена римляне отправляли людейна тот свет. Сродни ему плаха, виселица, кол или электрический стул. Почему-тони у кого не возникает задорного желания, с помощью позолоченной цепи, нацепитьсебе на шею миниатюрный электрический стульчик с корчащимся на нём человеком,пусть даже и отдающем свою праведную жизнь за грехи всего человечества. А ведькрест от стула не так уж и далеко ушёл, и носят его не потому что прониклисьопределёнными религиозными чувствами, а потому что ТАК НАДО и ВСЕ НОСЯТ. Тудаже относится и почитание икон, строжайшим образом запрещённое во второйзаповеди десятисловия (Исх. 20, 4. Втор. 5, 8.).
Стоит,наверное, припомнить и анимизм – веру в существование духов и души, самоедревнее верование людей. И грех не сказать о вере в возможность с помощьюопределённых действий влиять на явления окружающего мира – магию, котораяблагополучна жива не только в Христианстве, но и вне его.
Руководствуясьвсем сказанным, не стоит удивляться многим церковным обрядам и обычаям, а также проникновению языческих праздников в церковные. Ивана Купала, яблочный спас,медовый спас, Масленица и др. И если древние евреи узнали бы, что описанный настраницах книги Исход пресный хлеб, опреснок, превратиться в пышную и сдобнуюпасху, то наверняка придумали бы его выпекать, вообще либо без муки, либо безводы.
Каквидно, призывы оппозиции не слишком утруждать себя обременительными канонамииудейской религии, прижившимися в христианстве, нашли горячую поддержку всердце простого народа. Посему пастырям от власти пришлось приспособить(правильнее сказать перестроить) её на более удобоваримый лад. Не стоит инапоминать, что преподобные отцы церкви не встали на защиту святой идеи, радисамой идеи, а наоборот способствовали такого вида трансформации, прекраснопонимая, что их зарплата прямо пропорционально зависит от количества прихожан,причем их качество особенно в расчёт брать не стоит. Поэтому, чем большее ихколичество найдёт для себя отдушины в жёстких христианских законах – тем лучше.Пусть люди верят как ни будь, и как следствие посещают церковь, чем не верятникак.
Извсего вышесказанного вытекает вторая аксиома нашей веры.
Вера не есть догма. Веру можно переделать иперестроить под удобную форму восприятия.
Иснова не стоит заблуждаться в дальнейшей судьбе российской веры. Раскол иотступничество, такими характеристиками можно выразить последующую религиознуюисторию. Отступали и отпадали все кому не лень. Факты говорят сами за себя: 988г. «крещение Руси»; 1054 г. окончательное разделение Христианства направославие и католицизм; 1448 г. образование Русской автокефалии; серединаXVII века раскол Русской православной церкви и возникновение старообрядчества;1917 г. раскол церкви на два лагеря, поддерживающих Советскую власть, такназываемых обновленцев, и не поддерживающих, во главе с патриархом Тихоном. Кэтому стоит прибавить огромное количество православных сект, регулярновозникающих на благодатной почве христианского вероучения, и успешно отпадающихот родительской церкви на основе маркетинговых исследований будущих прибылей.Отметим далеко не последнюю роль католической церкви в западных районах России,ислам распространённый на её антиподе – Востоке, повсеместное наличие еврейскихобщин, и как следствие развитие и влияние иудаизма, а так же модные в серединеXIX века протестантские течения баптистов, адвентистов седьмого дня, а чутьпозднее, пятидесятников, свидетелей Иеговы, методистов и многих других. Плюсмормоны и масоны, вегетарианцы и пресвитериане, сатанисты, атеисты, коммунистыи многие, многие другие. То есть течения религиозного и нерелигиозного толкакоторые позиции православной церкви отнюдь не цементировали.
Витоге формулируем третью аксиому национального вероисповедания.
Вера, есть субстанция не стабильная, склонная красколу и диссимиляции.
Революция…
1917год! Лидеры пришедших к власти большевиков, прекрасно понимали, что дляуспешного построения нового государства, одними декретами обойтись вряд лиудастся. Прежде всего, была необходима новая идеология взамен устаревшей идискредитировавшей себя – «За Веру, Царя и Отечество». И естественнопопытка создать такую идеологию была. Работы Маркса и Ленина давали богатыйтеоретический материал, но опыта и практики не было, да и быть-то не могло. А,что было? Было, православие!!! Причём о силе влияния церкви на умы простыхлюдей можно судить хотя бы из вышеприведенного лозунга, где вера ставитьсяперед святое-святых для простого русского человека – царём. Что замечательно,отечество отодвигается лишь только на третий план, что для нас – людейпрошедших богатое коммунистическое воспитание, просто дико.
Каксоздать новое учение? Ответ достаточно прост. Из дискредитировавшего себястарого, необходимо взять наиболее прогрессивное, внести в него определённыеизменения, плюс добавить нечто новое, что диктуется сложившейся историческойобстановкой. И всё произвести таким образом, что бы новое стало максимальножизнестойким и привлекательным для дальнейшего использования. Так было сХристианством, Исламом, Протестантизмом и многими другими современнымирелигиозными течениями.
Атеперь попробуем встать на место вождей пролетариата. В стране, чуть ли недевяносто девять процентов верующих людей, большая часть которых православные.Но страна должна жить новой идеологией, где православию, да и какому-либодругому вероучению, кроме коммунизма, вообще не отводится места. В этойситуации коммунисты пожалуй нашли простой и, наверное, единственно правильныйвыход. А именно использование, где это только возможно, постулатов православнойверы.
Давайтепопробуем разобраться, как это у них получилось. Общеизвестно, что в основуправославия положены догматы, культ и таинства.
Догматы.
Догмат о триединстве бога.
Никакоготриединства. Партия большевиков одна и только одна! Но отдавая дань древнейтрадиции и магическому числу три, был найден очень оригинальный выход.Придумали комсомол и пионеров. И после простого суммирования всех членов ряда,получилось ровным счётом три. Мне могут возразить, а где октябрята? А они не всчёт! Они ещё совсем детишки, и считать их как-то не серьёзно. И это придумалне я. Вспомните, как объясняли юным ленинцам решение геометрической задачи околичестве углов пионерского галстука. Напомню: три угла символизируют пионерскуюорганизацию, комсомол и коммунистическую партию. Что характерно, последнейдостался прямой угол, тогда как двум другим по 450, что так жедостаточно красноречиво. Как видите, октябрят даже и не подумали взять врасчёт, чему я, будучи в пионерском возрасте, несказанно удивлялся.
Догмат о сотворении мира.
Данныйдогмат претерпел интереснейшую трансформацию. Примитивная история изложенная напервых страницах Библии отвергалась в корне. И сам вопрос о первичности курицыили яйца совершенно справедливо, по моему мнению, отдавался на рассмотрениеучёным. Забавно то, что на повестку дня ставился вопрос не о сотворении миравообще, как такового, а его эволюции от «варварского» до желанногоантипода – «справедливого». И называлась даже точная дата, так жедостаточно всем известная. В плане теории выдвигалось учение о развитииклассового общества, порядком надоевшее нам ещё со школьной скамьи.
Догмат о грехопадении людей.
Ачто же с этим догматом? Коммунистическая доктрина признавала, что человечествов своём историческом развитии серьезно погрязло во множестве грехов. Нослучилось это не в результате беспечного вкушения плода с дерева познания добраи зла. В начальной стадии развития, человек был чист и не порочен, но частнаясобственность всё испортила (возможно здесь проявил себя квартирный вопрос,упомянутый небезызвестным классиком). Правда в среде нечестивцев время отвремени появлялись люди, делающие попытку повернуть народные массы в сторонудобродетели и порядка. Но первые робкие шаги были очень неудачными и далёкимиот совершенства. Однако под натиском истории личные качества духовных вождейшлифовались и полировались, пока не родились и не вышли на сцену истинныекумиры. Я думаю, мне нет смысла напоминать их фамилии.
Длягарантии необратимости такого процесса выдвигалась идея о ликвидации частнойсобственности, с первоначальным переименованием её в личную, и с последующимполным уничтожением.
На,что ещё следует обратить внимание. В христианстве, грехом считается любоенарушение божественной воли. Аналогичным образом в коммунистическом обществетаковым считалось любое инакомыслие с общей линией партии, выработаннойидеологами марксизма-ленинизма.
Догмат об искуплении.
Любаярелигия в своём культе предполагает жертвоприношения. Цели для которых онипроводятся очень разные. В одних случаях их используют для очищения своихгрехов, в других для успокоения божественного гнева, в третьих для платы зааналогичную милость, и, наконец, в четвёртых – на всякий случай. В процессеразвития общества, постепенно в сознании людей укоренилось утверждение, чтожертва необходима и обязательна. Без неё не возможно совершенно никакое новоеначинание. Естественно этому активно способствовали и служители религии,которые в жертвоприношениях умели найти себе всестороннюю выгоду.
Вдревние времена, объектами жертвоприношений были живые люди. В последствии их суспехом заменили различного рода животными, плодами, хлебом, и в особых случаяхбренным металлом. Христианство же вывело на авансцену жертву за грехи всехлюдей, которые жили, живут и будут жить за Земле, а возможно и в других уголкахнеобъятной вселенной. Понятно, что для искупления такого архитяжкого греханеобходима и соответствующая супержертва. И согласно церковному догмату, такойжертвой и явился Иисус Христос, который одновременно в одном лице представлял ичеловеческое и божественное начало.
Естественнопредположить, что переплюнуть такое не видится возможным. Но вообще без жертвытак же не мыслимо. Жертва обязана быть, иначе начинание обречено на не удачу.Простые люди этого просто не поймут.
Дляэтого на арену истории была возведена легенда о многочисленных герояхреволюции, замученных и убитых в несметном количестве, за правое дело. Невызывает сомнения, что смена власти не могла обойтись без крови, насилия имногих других гнусностей. Но не в такой же мере… В качестве примера, можнопривести кадры из кинофильма, известного всему советскому обществу времёнзастоя, – «Ленин в октябре». Бушующая толпа солдат, вооружённыхрабочих и матросов, выламывая огромные чугунные ворота, врывается на территориюЗимнего дворца, и сминая всё на своём пути, оставляя позади себя убитых ираненых овладевает твердыней Временного правительства. Апогеем являетсяковарный вопрос – «Кто здесь временный? Выходи!» Остаётся дополнитькартину следующим: женский батальон в качестве охраны Зимнего, тихое имедленное движение штурмующей стороны, практически полное отсутствие выстрелов,и ничтожное количество погибших с обеих сторон — не более десяти человек!
Иэтот пример не единственный. Сам по себе захват власти прошёл практическиповсеместно бескровно. Конечно же были жертвы во время гражданской войны. Нонадо сказать, что в военных действиях вряд ли погибло больше, чем от голода,красно-белого террора или банального подавления революционно-контрреволюционныхвыступлений.
Иещё. При репрессиях, голодоморах и других компаниях уже утвердившегосясоветского режима число жертв не соизмеримо больше, чем при смене власти ипоследующей за ней гражданской войне. Но об этом история советского государствапредпочитала мудро отмалчиваться.
Чтохарактерно такое избирательное отношение к истории наблюдается все семьдесят слишним лет советской действительности.
Догмат о боговоплощении.
Согласноцерковной традиции Иисус Христос имеет двоякую природу. С одной стороны егосчитают сыном божьим, с другой, человеком родившемся от земной женщины. Тоесть, так называемым, богочеловеком. Понять глубину этого суждения нормальномучеловеку просто не возможно, а не нормальному – очень трудно. Но церковники нетолько не объясняют смысл этого утверждения, но и ещё более запутывают дело,заявляя, что нам де понять это всё равно не дано!
Таковохристианское учение. Ну разве могли коммунистические идеологи придать забвениютакую заманчивую возможность, найти бога, или полубога, там где его не было, даи быть не могло? Ответ очень даже очевиден. Обожествление вождей – это по сутинаиболее значимая черта советского общества. Примеры не только в памятибольшинства из нас, но и ещё продолжают будоражить нас своим присутствием внекоторых не очень развитых странах…
Догмат о воскресении.
Поправде, говоря, воскресение не вписывается в рамки научного представления мира.Видимо, все легенды о воскресении, это всего лишь легенды, в которых отраженыдавние желания людей победить саму смерть. Надо сказать, что воскресение одноиз самых лакомых кусочков любого религиозного учения. Вспомним смерть ивоскресение Осириса в древнем Египте, Ваала у финикийцев и ханаанеян, Адониса иПерсефоны у древних греков, мальчика бедной вдовы, давшей приют израильскомупророку Илие, воскресение Лазаря и, естественно, наиболее скандальное – ИисусаХриста, у древних евреев.
Ачто же коммунисты? Правильно ли было оставить такой пробел в вероучении?Конечно же нет! И был найден простой, но оригинальный выход. Раз человек неможет воскреснуть, нужно сделать так, что бы он не умер. Совершенно очевидно,что физическую смерть обмануть пока что не получается (и не известно, получитсяли вообще когда-нибудь). Но можно ввести понятие бессмертия человеческих дел, итем самым решить столь сложное противоречие между наукой и воображением.
Давайтевспомним, с какой простотой, и в ту же очередь, талантливостью такаявозможность была реализована…
Ленини теперь живее всех живых, наше знание, сила и оружие!
ДелоЛенина живёт и торжествует!
Иконечно же…
Ленин– жил, Ленин – жив, Ленин – будет жить!..
Догмато конце мира и страшном суде.
Подобнодогмату, о грехопадении людей, данный воплотился в новую теорию с точностьюнаоборот. Согласно библейской истории, наверное вернее будет сказать –традиции, человечество в процессе своего развития движется от хорошего кплохому. И только благодаря большим и малым жертвам, из этой огромнейшей массыгрешников удаётся отбить кучку праведных и послушных людей. Конечной цельюэтого процесса будет окончательная фильтрация всего народонаселения когда-либоосвятившего своим присутствием необозримые просторы планеты Земля и не только.Такой процесс именуется – Страшным Судом…
Немногов другом ракурсе представляется данный догмат в коммунизме. Человечестводвижется. Но эволюция происходит от плохого к хорошему, от хорошего к лучшему,от лучшего к самому лучшему, и наконец от самого лучшего к СВЕТЛОМУ БУДУЩЕМУ,как апогею этого движения.
Догмато промысле божьем.
Навсё воля божья – любимая поговорка отцов церкви и простых верующих.
Согласноцерковной традиции, бог управляет созданным миром. Всё ему подчиняется, и всяистория человечества заранее запрограммирована. Догмат интересен. Он глубокозасел в человеческом сознании и не воспользоваться таким шансом, что быприспособить его под свои корыстные цели – просто глупо. Как следствие, выводна историческую сцену, теоретической концепции о ведущей роли КоммунистическойПартии, как нашего рулевого. Предполагалось глубоко не задумываться надпроблемами современности, так как они решались, решаются и будут решатьсяпартийным руководством. Нам же, простым смертным, осталось только жить дапоживать. Приведу несколько слов, прочно засевших в нашем сознании:
Партия– ум, честь и совесть нашей эпохи.
Догмато душе и её бессмертии.
Какуже упоминалось душа в коммунистическом учении отвергалась, вместе с еёбессмертием. Но отказаться от бессмертия, в каком либо проявлении, не вполнеразумно. И как результат, об этом уже говорилось при рассмотрении догмата овоскресении, выводится теория о бессмертии человеческих дел, живущих иторжествующих в веках. Иными словами, каждый смертный может, и даже долженоставить след в истории, причём след как можно больше и глубже. Этим и будетвыражаться его воплощение в собственное бессмертие!
Догмато церкви.
Подытоживаяданные рассуждения, можно сказать, что всё перечисленное никак не возможно безсвятое святых любой религии – это Церкви. Подобно, как Христос, основалцерковь, и помазал на священство апостолов, так и в коммунизме, Теоретик иУчитель основал партию, помазав на царство своих ближайших сподвижников.Впоследствии партия оказалась не только в роли института власти, но духовноголидера и вдохновителя.
Культ.
Молитвы.
Каклюбой другой религиозной концепции, коммунизму была присущая молитва, как некаямистическая связь с наивысшими элементами. Правда в отличии от того жехристианства, молитвой её, в полном смысле этого слова, назвать трудно, есливообще возможно.
Посути, молитва есть не что иное, как некоторый набор определённых фраз илимыслей, повторяемых в определённом месте и в определённое время. Причёмсущественную роль играет их последовательность.
Христианскаямолитва вмещает две составляющие. Первая – это прошение себе всяческих благ, ивторая – хвала богу за их своевременное получение. Советская молитва вобрала всебя обе составляющие, но одну прямо, другую косвенно.
Длявоссоздания реальной картины неповторимой советской молитвы представьте себечеловека, застойного времени, выступающего на трибуне перед широкой аудиторией,с каким-либо докладом. Людям пережившим эту эпоху совсем не трудно воссоздатьсмысл такового. Начинаться он обязан так: «На XXVI съезде КПСС…», илитак «В своём докладе на Апрельском пленуме партии товарищ…», а мог итак «Решения принятые на…»! То есть с обильного славословия в честьПартии и её лидеров. Причём, как живых, так и давно почивших. Далее монотонноперечитывался текст самого доклада, где все проблемы рассматривались сквозьпризму классовой борьбы и её наивысшего проявления – империалистическойагрессии. Заканчивалось всё, опять же, по одному сценарию – руководящей рольюпартии, которая в конечном итоге приведёт к победе коммунизма на всей планете.Аминь!
Причём,что интересно, слова и фразы были порядочно изжёваны и избиты. Не произнесиздравницу в честь Рулевого и штурманов, можешь нажить серьёзные неприятности.Правда представить такую ситуацию у меня не хватает воображения.
Втораясоставляющая христианской молитвы, то есть хвала, видна прозрачно. А что жепервая, говорящая о прошении? А она следует из второй. Кто громче и сильнеестучит, тому шире отворится.
Почитание икон.
Аэто у нас в крови. Если молиться, то на что-то. Наверное не возможно было найтикабинет начальника без портрета, учебного заведения без бюста, и города безулицы, площади и памятника великого Вождя. Единственное чего не было, так этозажжённых свечей и противного запаха ладана. Но в противовес этому появилисьиконы, изображающие не одухотворённые предметы, а просто слова, с обильнорасставленными восклицательными знаками. Это лозунги. И вот тут коммунисты неударили лицом в грязь.
Многообразиюи широте советских лозунгов можно посвятить не одну диссертацию. Среди нихвстречалось буквально всё. Например: глупый и примитивный лозунг – «Мирумир»; самоотверженный – «Дадим пятилетку в четыре года»;математический – «Увеличим производительность труда на 2%, и уменьшимсебестоимость продукции на 0,5%»; физкультурно-оздоровительный –«Привет участникам соревнования»; и наконец похабно-патриотический –«Пионер, люби Родину свою – мать твою»!!!
Такчто недостаток в иконописных святых, с лихвой компенсировался иконами,призывающими не к смирению и покаянию, а борьбе за светлое будущее, дотошно осебе напоминающее кричащими словами на куске алой ткани – «Мы прийдём кпобеде коммунизма!»
Культ святых.
Неменее забавно почитание святых на необъятных просторах нашей бывшей Родины.Православной церкви требовался большой сонм угодников, наличие которогосчиталось и, к сожалению, считается прямым доказательством истинностихристианского учения (вообще сам факт вопиющий, но сейчас не об этом). Если такмного людей трудилось, страдало и умирало за истину, не могло же это бытьпросто так.
Согласноправославному вероучению святые подвергались чёткой градации по совершённымделам, занимаемому положению в обществе, качеству собственной смерти, наличиюили отсутствию финансовых возможностей, приближённости к Божьему престолу и,наконец, по умственному развитию.
Листаяисторию страны, написанную в годы торжества социализма, можно без серьёзныхусилий обнаружить примеры людей:
получившихот бога дар прозрения – пророков;
учениковсамого Христа – апостолов;
святыхпрославившихся обращением ко Христу стран и народов – равноапостольных;
отцовцеркви, достигших святости неустанным попечением о своей пастве – святителей;
святыхпрославившихся в монашеском подвиге – преподобных;
претерпевшихстрадание и смерть – мучеников (коих большинство);
страдавших,но избежавших мученической смерти – исповедников;
употреблявших,полученное от бога богатство и величие, для дел милосердия – благоверные цари икнязья;
имевшихдар врачевания и употреблявших его безвозмездно – бессребреников;
принявшихличину безумия и терпящих поношения окружающих – юродивых;
и,наконец, бесплотных духов, служителей Господних – членов политбюро, прошупрощения, ангелов.
Культ мощей.
Наверное,стоит воздержаться от каких-либо слов по данному вопросу…
Обряды.
Понятно,что социализм, как доктрина, не мог обойтись без обрядовых действ. Главные изних, конечно, таинства. Но из семи православных таинств унаследовано былотолько три наиболее значимых. Это крещение, исповедь и священство. Болееподробно о них я расскажу в дальнейшем.
Праздники.
Нуа как без них-то. Народ должен иногда пить, гулять и веселиться. Правдарелигиозная подоплёка всего этого была с корнем выкорчевана. Подобно, какхристианские праздники создавались на замену языческим, так и новыекоммунистические были приурочены к самым значительным и торжественным церковным.Пасхальный крёстный ход успешно трансформирован в первомайскую демонстрацию,где вместо привычных икон и других предметов культа, люди несли портретыкоммунистических святых и упомянутые выше лозунги. Разговенье заменялосьнародными гуляниями в честь солидарности трудящихся, с принятием на грудь.Рождество благополучно превратилось в Новый Год. А к любимому народномупразднику Масленицы придуман международный женский день Восьмое Марта, когдавсе мужчины стройными рядами пьют за здоровье, красоту и долголетие женщин.
Посты и запреты.
Согласноцерковному вероучению, пост – это частичное или полное ограничение на пищувообще или некоторые её виды. Однако любой священнослужитель вам расскажет, чтотелесный пост не есть самоцель церковного поведения. Главное пост духовный. Тоесть богоугодное средство для решительной борьбы со своим греховным началом,ради спасения бессмертной души. Логически обосновать необходимость поставразумительно никто не сможет.
Кромевсего прочего церковь возлагала на верующего широкий ассортимент различныхзапретов, касающихся не только пищи но и духовной жизни вообще. Так верующимпредписывалось читать только определённого направления литературу, неусердствовать в посещении увеселительных заведений, составлялся целый каталогцерковных праздников во время которых работать грех. Одним словом, культовыеслужители пытались контролировать каждый шаг верующего, удерживая его направедном пути, не допуская служения дьяволу либо другому культу.
Коммунизмликвидировал всяческие мелкие и разрозненные посты, введя единый иперманентный. Правда в истории бывали случаи когда поста было не достаточно, итогда партия и правительство устраивали плановый голодомор, по всей видимостидля чистоты человеческой популяции на одной шестой части суши.
Чтокасается запретов, то всю жизнь людей при социализме можно былоохарактеризовать одним огромным запретом. Что только не запрещалось, приформальной провозглашении свободы. Легче спросить, что разрешалось.
Такимвот образом, устаревшую, однако, существенно перекроеную и перекрашенную, новсё же не до конца вышедшую из моды, доктрину православия, было позаимствованов коммунистическое учение.
Воспитание…
Первоочередноевнимание советское государство уделяло воспитанию подрастающего поколения.Говоря языком попроще – нас воспитывали. Да ещё и как.
Начиналосьвсё с блаженного возраста, когда детки переступали высокий порог школы. Импредстояло пройти чёткую партийную иерархию, подобной которой история не знает.И первая ступень – это октябрята.
Октябрята– будущие пионеры!
Ау пионеров красивые алые галстуки Ты же не дорос. Так что о галстуке на шее даразмашистом пионерском салюте мечтать мечтай, но получишь только годика черездва с полтиной, при условии хорошей учёбы.
Октябрята– прилежные ребята, хорошо учатся, любят школу, уважают старших.
Мечты,мечты. Октябрята не очень любят учиться, но всё же стараются. Правда получаетсяу всех совершенно по разному. И у многих не слишком хорошо. А в правильныхкнижках написано, как должно быть. Судите сами.
Даётко-ро-ва мо-ло-ко…
Писатьнужно грамотно и без помарок.
…Нупроспал я на боку,
Авот это не ку-ку…
Октябрятаникогда не должны опаздывать, быть честными и искренними.
Ахты девочка чумазая,
Гдеты ручки так измазала…
Приходитьв школу нужно чистым и аккуратным. И главное:
Напрививку, первый класс,
Выслыхали – это нас…
Нужнобыть смелым, решительным и непреклонным. Трусам у нас не место!!!
Нои этих слов, оказывается, не вполне достаточно. На стенах, большими буквами,дописаны окончательные напутствия подрастающему поколению: «Учиться,учиться и учиться».
Чтокасается любви к школе и уважению к старшим, то первое в общем-то никогда так ине было приобретено, а второе ещё не было утеряно, хотя время такой процесскорректировало и направляло в соответствующее русло.
Октябрята– честные и правдивые ребята.
Иучили нас честности и сознательности. И примеры приводили разные. Восхищалисьмы поступками Мальчиша-Кибальчиша, и возмущались предательствомМальчиша-Плохиша. А чего только стоит поучительный пример Павлика Морозова. Иэто была система. На это равнялись, с соответствующими далеко не радужнымипоследствиями. Об октябрятской, пионерской, комсомольской, партийной и другойчестности я ещё скажу в дальнейшем.
Октябрята– дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Да– в дружбе наша сила. И не какой ни будь показной и неискренней, а настоящей,возвышенной и главное единодушной. Все октябрята одеты почти одинаково,пострижены одинаково и думают тоже по преимуществу – одинаково. Правда,некоторые больше (будущие отличники и хорошисты), а остальные поменьше (будущиетроечники и двоечники). И это схема!
Воти учили нас, как нужно дружить. Ну, например, твой товарищ не сделал домашнеезадание. Естественно это грешно. И в виде расплаты он стоит бледный у доски ипытается связать из нечленораздельных звуков, какое ни будь простенькоепредложение. Не выходит. А ты мог бы ему подсказать. Твоё-то положение болеереспектабельное. Во-первых, тебе просто повезло, что вызвали его, а не тебя; иво-вторых, книга – как вместилище истины лежит у тебя на парте распростёршисьзаданным параграфом вверх. Но ты обязан молчать! И объясняется это оченьпросто. Твой товарищ, естественно, получит не очень хорошую оценку и принесётдомой в дневнике её следы. Дома папа – потомственный слесарь-водопроводчикчетвёртого разряда (допустим), рассмотрит данную ситуацию в различныхплоскостях и применит некоторые воспитательные меры, и не исключено,определённого вида воздействия. Что останется твоему товарищу? Ясное дело, снеподдельной самоотверженностью наброситься на не выученный предмет. Не стоит иговорить, что на следующий день его ожидает триумф, когда он в блестящем стиледокажет всем и прежде всего себе, что вчерашнее блеяние около доски было неболее чем печальный эпизод, и что нашлись в нём силы осмыслить, и главноеисправить свои заблуждения. И теперь он очистившийся торжественно входит вновую, светлую страну знаний, послушания и утренней зарядки. А ты, как истинныйдруг, встречаешь его там с распростёртыми объятиями, как брата, и с видомнекоторого превосходства говоришь: – «Я всегда верил, что ты изберёшь путьистины!»
Схемапроста и гуманна, но оказалась совершенно не дееспособной. При всей греховностиподсказки, без неё не обходится пожалуй не один полноценный урок. И дело вовсене в том, что октябрята не дружные ребята. Дружные они, дружные. Но даже всвоём малолетнем возрасте дружбу начинают воспринимать по особенному, разделяяеё на теоретическую, или если можно так выразиться – духовную, и практическую –мирскую. Первая подразумевает какими возвышенными должны быть отношения междулюдьми, а вторая отвечает на вопрос – какие они есть. И вот такая дружба вполнедопускает подсказку в качестве своего проявления. Можете спросить почему. Дапотому, что подсказка выгодна совершенно всем (кроме, разве что, вундеркиндовили круглых идиотов, но и то и другое для средней школы редкость). Получается,что вся сумма знаний, записанная в школьной программе, должна быть распределенана всех участников учебного процесса. А это на много меньше чем сумма знанийдля каждого индивидуума по отдельности. То есть школа превращается всвоеобразный муравейник, имеющий некое коллективное знание. Единственнаяпроблема, это по требованию вовремя, оперативно и главное незаметно передатьинформацию между членами такой семьи. Вот эту миссию и берёт на себя подсказка.Правда не всегда успешно. Не редко при передаче нарушается еёконфиденциальность, а иногда срабатывает эффект испорченного телефона, чтоприводит к краху всего процесса.
Чтокасается весёлых ребят, то спору нет – истинная правда. Причём регулярно, одинраз в неделю на уроке пения все поют, и на уроке ритмики танцуют (правда, как янеожиданно узнал не во всех школах культивировался такой предмет). А кромепринудительной еженедельной гимнастики голосовых связок и мышц ног, была ещёновогодняя ёлка, поздравление мальчиков с 23 февраля, ответный визит вежливостик девочкам на 8 марта и всё. Нет не всё. Забыл. Смотр строя и песни…
Толькотех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Ине спорте! Октябрята любят трудиться, но преимущественно принудительно. Правдапока физически не окрепли их не сильно гоняют на всяческие, вполнедобровольные, сборы металлолома, макулатуры либо, на худой конец, простосубботники по уборке территории. Это удовольствие их ждёт впереди.
Ирастёт будущий пионер. И ждёт своего часа, когда его привяжут к пионерскомугалстуку. И, опыт показывает, что дождётся.
Пионер,всем ребятам пример. Таинство посвящения в пионеры старались приурочить ко ДнюРождения великого вождя. Это схема!
Нужночестно признать, что пионер это октябрёнок на более высокой стадии развития.Отличие видится в том, что октябрёнок практически ни за что не отвечает, апионер – в ответе за всё. И не случайно основной лозунг юных ленинцев воспет спомощью примитивной рифмы, пионер – пример. Пример обязывает. Если октябрята –простенькие ребята, то пионер этим самым ребятам должен быть именно – пример! Ине какой ни будь захудалый, а о-го-го. Ну, а если оступился, тебя поставят предлице всего 5-В и строго спросят: – «Какой такой пример ты подаёшь, пионер,Сидор Ляпушкин?» А ты молчишь, так как нутром чуешь, – негодный пример. Атебе настойчиво говорят, – «В глаза смотри своим товарищам, иотвечай». Товарищи, в свою очередь, ждут, ой как ждут, твоего ответа. Излюбопытства. Им ведь до смерти интересно услышать, что ты скажешь. Что бысказали они всем известно. Промолчали бы. И ты промолчишь, так как положениеобязывает молчать. Если скажешь хороший пример будешь бит, как несознательныйэлемент, который не понимает разницу между хорошим и плохим. Скажешь плохойпример – ещё сильнее побьют, как имеющего понятие о хорошем и плохом, носознательно делающим зло. Ещё и ярлык какой нибудь приклеят типанесознательности, равнодушия или ещё чего хуже – антисоветчины. Бывало и такое…Вот и молчишь, словно партизан на допросе. В конце, правда, раскаешься, и вовсеуслышанье поклянёшься, что больше ТАК не будешь! Самое смешное, ты и вправдудумаешь, что не будешь, а все сделают вид, что тебе поверили.
Стоитобратить особое внимание на процесс эволюции пионерского салюта. Октябрёнок,вновь принятый в пионеры, гордо и с особым достоинством, натянув пионерскуюпилотку на уши, проходит половину города пешком, чтобы похвастать своими новымирегалиями перед случайными прохожими. А с какой гордостью и лёгкостью вздымаетпионерский салют, и мужественно держит его на протяжении всех трёх куплетовбессмертной песни угнетённых классов. И самое интересное – салют не вещь, могбы и раньше примерить. Но это считается кощунством. Разве что дома да и тоукрадкой, как бы ни кто не заметил. И вынужден октябрёнок терпеливо ждатьсвоего часа. И час наступает! И отступает… Всё тяжелей становится рука, всёболее, как бы это выразится, невнятнее пионерский салют. И к окончанию славногопионерского возраста, юный ленинец, отдающий «честь», более схож набольного ДЦП, так его раскорячило. И ВСЕ это видели, иногда даже делализамечания, но не больше. Вроде как понимали, что быть пионером в четырнадцатьлет рядом с десятилетними четвероклашками, как-то не солидно. Была правдаробкая попытка всё это изменить. Ввели почётное и интересное звание старшегопионера, который и галстук-то носить не должен, но это ситуацию кореннымобразом не спасло. Все ждали комсомола.
Скомсомолом дело ещё сложнее. Комсомолец это промежуточная ступень междунесознательным и инертным пионером, и взрослым и вдумчивым коммунистом. И,пожалуй, здесь пришла пора выделить основные таинства советского воспитания.
Таинство первое – крещение.По мере восхождения по служебной лестнице, право пройти таинство посвящения,всё более и более проблематичная процедура. В октябрята принимают после двухмесяцев учёбы, по случаю очередной годовщины славного Октября. В пионеры послепрактически трёх лет пребывания в стенах школы, приурочив сие событие ко днюрождения Великого Вождя. В комсомольцы – от четырех до пяти лет, да и то невсех. А в коммунисты можно ждать всю жизнь, и не дождаться…
Всёже стоит рассмотреть таинство посвящения в комсомол попристальнее. Как ясказал, право носить гордое имя нужно заслуживать все годы учёбы под эгидойпионерской дружины. Сюда входит: хорошая или отличная учёба; добросовестныйобщественно полезный труд; примерное поведение; и главное – активнаяобщественно-политическая жизнь, что включает выступление на политинформациях,участие в работе пионерской организации, активная пропаганда советского строя ит.д. Правда, если ты не очень добросовестно относишься ко всему вышесказанному,не беда. Можно посетовать на отсутствие стимула в некомсомольском возрасте ипообещать, что всё коренным образом изменится и будет выполняться с удвоеннойэнергией. Тебе поверят. Проявляется действие закона повышения показателей. (Онём позднее).
Получив«добро» на дальнейшее прохождение, дистанции перерождения убеждённогопионера в не сложившегося комсомольца, необходимо внимательно прочитать иместами заучить устав ВЛКСМ. Далее приёмная комиссия в лице комсорга класса и,так называемого, актива задаёт три каверзных вопроса:
1)чтотакое ВЛКСМ;
2)пятьпринципов демократического централизма;
3)орденаи медали комсомола.
Иесли тебе суждено произнести зазубренную из устава галиматью, то… Пожалуй можносчитать себя комсомольцем? Как бы не так. Это только первая ступень посвящения.Далее тебя ждёт окружение комсомольского актива школы, а класс в качествеособой благодарности настоятельно рекомендует рассмотреть твою безгрешнуюкандидатуру. Не стоит и говорить, что у школьного актива к тебе три основныхвопроса (см. выше). Правда отвечать на них на порядок проще в связи с проведённойраннее генеральной репетицией. Но не нужно забывать, что тебе могут неожиданноподбросить какой-нибудь премудрый да прекаверзный вопросик типа –«Расскажи, какую общественно-политическую работу ты проводишь в стенахродного класса?» Вопрос практически неразрешимый. Но впадать в отчаяние нестоит, а стоит врать, и чем больше тем лучше. Тут действует закон веры впреображение, но и об этом так же позднее. Если у тебя хватило духу и наглостинаврать с три короба, пойдёшь дальше. Если нет – тебе поставят диагноз онерешительности, робости и слабохарактерности совершенно не присущиминастоящему комсомольцу. А потому гуляй учить устав и исправлять себя доследующей попытки.
Пройдяшкольный барьер тебя, передают в надёжные руки местного райкома комсомола, с горячимрекомендательным письмом от лица всей школы. Следует заметить, что в упомянутомписьме столько лжи и откровенного вранья, что волосы обязаны просто встатьдыбом. И всё это враньё о тебе родном. Ты выступаешь там в качестве такого себебезгрешного супергероя. Из него можно узнать о своей личности много новых иинтересных подробностей. Оказывается, всю жизнь ты не только хорошо и прилежноучился, но и помогал это делать другим. Ты удивительно работоспособный итрудолюбивый. Участвуешь в общественно-политической жизни класса и школы.Ведёшь активную пропаганду, выступаешь на политинформациях, собираешь рекордныеобъёмы металлолома и макулатуры и т.д. и т.п.
Естественно,прочитав такого рода хвалебную песнь представитель райкома старается тебевопросы вообще не задавать, а если и задаёт то лишь такие которые предвидяттолько однозначный ответ. Поэтому закономерным результатом похода в райкомявляется торжественное низложение пионерского галстука и водворение на грудькомсомольского значка.
Таинство второе –исповедь. Что тут сказать? Пожалуй было очень выгодно унаследовать это таинствоиз христианства в коммунизм. Почему, догадаться не сложно. Причём приучали наск неизбежности исповеди ещё в октябрятском возрасте. Вспомните октябрят –честных ребят. Это перешло в пионерию, а оттуда и в комсомол. Примеры ПавликовМорозовых долгое время будоражили наше неокрепшее сознание.
Например,в школе которой я имел несчастье учиться, ввели практику устраивать мероприятияразбора поведения кого-либо из одноклассников. И выступали наивныечетвероклассники с гневной критикой своего незадачливого товарища. Замечу, чтоподобного рода собрания проводились регулярно. Правда эффективность их современем заметно снижалась, так как с возрастом пионеры становились менее разговорчивымив отношении недостатков своих товарищей.
Носами по себе отчётно-выборные и другие собрания были обязательным атрибутомшкольной жизни. Вводились они не сразу. Где-то со среднего пионерскоговозраста, раз в полгода всех дружно загоняли после уроков в спортивный зал, гдеосновательно мурыжили создавая видимость, что одни самым честным образомотчитываются, а другие, в свою очередь, не менее активным образом выбирают. Иэто, по большому счёту, издевательство над детьми продолжалось в течении полутораили двух часов. Но никто не обижался, так как уже был знаком с закономнеизбежности страданий (о нём в дальнейшем).
Нуо комсомольских собраниях нужно сказать особо.
Всесобрания проходили достаточно однообразно и начинались по одному и тому жесценарию. Когда все комсомольцы, наконец, собирались, им предоставлялась редкаявозможность проявить свои музыкальные способности, исполнив Интернационал (какэто похоже на протестантское богослужение). Далее многомудрый вопроспредседателя:
–Какие будут предложения по началу собрания?
Голосс первого ряда:
–Начать собрание.
Председатель:
–Поступило предложение начать собрание. Кто за – прошу голосовать… Кто,против?.. Воздержался?.. Принято единогласно!!!
Читательможет усомниться в правдивости моих слов, и назвать это всё грязным поклёпом.Но мне, к сожалению, лично знакомы школа, председатель собрания и владелецголоса с первого ряда. Я не собираюсь кого-либо обличать, прекрасно понимая,что на их месте мог оказаться кто угодно, в том числе и я сам (хотя это ималовероятно, потому как троишникам столь серьёзные поручения были явно не поплечу).
Дальнейшийход собрания шёл по одному и тому же плану. Кто-то отчитывался, а остальныеединогласно голосовали ЗА и принимали давно принятые и утверждённые решения.Потом все расходились по домам довольные, что это безобразие всё жезакончилось.
Такимвот интересным способом трибуна становилась и амвоном с которого произносилисьмолитвы, и исповедальней для задушевных бесед с товарищами по партийнойиерархии.
Однаков противовес этому существовал и другой вид исповеди. Это, если можно таквыразиться, тайный. Были люди, которые любили исповедоваться специальноназначенным исповедникам. Правда признавались они отнюдь не в своих грехах.Остальные прихожане таких не любили, но те старательно маскировались и дажевременами втирались в доверие. К сожалению род таких людей ещё не изведён. Астоило бы.
Таинство третье– священство. Раз есть культ, тодолжны быть и его служители. Но эта миссия доступна, как понимаете, далеко невсем. Но стремиться необходимо каждому.
Первоклассникстремиться стать октябрёнком. Октябрёнок мечтает быть пионером. Пионер думает окомсомоле. А комсомолец видит свою дальнейшую судьбу только в рядах великойкоммунистической партии. А коммунист? Помните, как у Фазиля Искандера вбессмертной философской сказке «Кролики и удавы». Кролики стремилисьбыть допущенными к королевскому столу. Кто добивался этого, почему-тоосознавали, что данная ступенька иерархии не последняя. Некоторым даже приходилагениальная идея о сверхдопущении к столику. На что король кроликов, одному изпоследователей такой точки зрения, сказал замечательные слова суть которых втом, что через некоторое время для допущенных ко столу удержаться в таком рангестановится единственной целью жизни, отнимающей практически все силы.Аналогичная ситуация была и в партийной иерархии. Кто не ставил себе целью,либо не имел возможности добиваться сверхдопущения, старались просто остаться устола, так как любителей занять их место было хоть отбавляй.
Нонекоторые всё же выбирали путь дальнейшей партийной карьеры. Как понимаетевпереди их ожидала жестокая борьба без каких-либо правил. Зато при достижениинужного результата для удачливого партийного деятеля наступало почти настоящееСветлое Будущее, о котором так ностальгически вздыхала оставшаяся частьнародонаселения страны.
Вотпочему так много людей бросались в эту борьбу за священство, как водится,прикрываясь самыми благими намерениями. Большинство достигших в своё времяцели, и сейчас греют мягкие кресла разного рода руководителей. Сказалсяграндиозный опыт.
Извсего сказанного буду переходить к выводам. Тот жёсткий коктейль в которомсмешались почерпнутые из истории аксиомы веры, и вымученные нашим воспитаниемпринципы партийной жизни, дал свои уникальные плоды. Наша вера не похожа ни наодну другую, причём в основном вне зависимости от конфессионной принадлежностисамой веры.
Выражу основные законы постсоветскоговероисповедания.
Закон быстрого перехода от однойкрайности к другой. Стоит ли говорить, что вчерашниекоммунистические и комсомольские вожди быстро перекрасились в новые цвета безособенного переделывания собственной сущности. Бюрократы стали демократами.Интернационалисты – националистами. Атеисты – священниками. И что самое интересноетрансформация произошла на глазах простых людей. То есть они всё видели, всёпрекрасно понимают, но не верить этим прохиндеям почему-то не могут. Давайтевспомним сколько человек оставило свои сбережения в рухнувших банках? А сколькодолларов денег выкачено из карманов людей с помощью различных полузападныхфирм, метко бьющих на генетическое желание человека быстро разбогатеть?Herbalife, Amway, Ceptor, Oriflame… Список можно продолжать. Какое количествобессмысленных звонков совершенно по телефонам типа 8-900 и иже с ними? Какаямасса людей участвовала в различного рода лохотронах? Кроме всего напомню онапёрстках, лотереях и всяческих канадских компаниях промышляющих по домам иорганизациям в поисках индивидуумов жаждущих купить массажёр либо машинку длябритья, если исходить из цены сделанных из драгоценных металлов.
Всложившейся ситуации рядовые жители, так же устремились к изменению цвета, чтоабсолютно согласуется со второй аксиомой нашего вероисповедания. Вчерашнеебольшинство атеистов, горячо и совершенно искренне уверовало. Интернационалистыстали дружно и во всеуслышание гордиться своей уникальной национальностью,считая её лучшей на свете. Многочисленные митинговые протесты против частнойсобственности закончились приобретением удручающего числа персональных«фазенд».
Печалени поучителен такой пример. Мне лично знакомы люди в течении двух месяцевпоменявшие свою ориентацию с ортодоксальных атеистов на глубоко верующих.Скажите, разве глубокие убеждения могут привести к таким колебаниям? Да что тампростые смертные. А, что можно сказать, если мэр города, в зависимости отполитической ситуации, как перчатки, меняет партии и с ними, по видимости,убеждения. И таких примеров очень много.
Атеперь я попробую задать каверзный вопрос. А если завтра к власти возвращаютсякоммунисты? Что произойдёт с основной массой перекрашенных людей? В ответеможно не сомневаться. Второй раз краска ложиться на много легче и лучше. Этовам сообщит любой мало-мальски грамотный маляр.
Закон неприятия всего старого иобожествления ещё более старого. Наверное, едва ли найдётсячеловек хотя бы раз в жизни не слышавший расхожую фразу: «Эх, сейчас времяне то! Вот раньше было…». Эта естественная реакция людей идеализироватьпрошлое, когда всё, казалось, было лучше чем сейчас, в случае каких-либоисторических катаклизмов приобретает по сути извращённый характер. То, что ещёвчера приводило в трепет и радовало взор, сегодня является не правильным,вредным и не имеющим право на существование. То есть стало тем, что не прошлопроверку временем и должно быть списано на свалку истории.
Другимисловами, можно сказать, что при появлении признаков нового, первая обязанностьчеловека жестоко осудить прошлое. Но так как новое ещё не создано и какследствие равняться не на что, люди начинают искать ориентир в ещё болеедалёком прошлом.
Иимеем мы на сегодняшний момент то, что имеем. Идеализация монархического строя,славословие в сторону религии и веры, возвращение забвенных (и в большинствеслучаев совершенно справедливо) исторических личностей и переоценка ихпоступков. Как результат, назову некоторые плоды такого подхода к истории:Николай II – сильная личность; Потёмкин – губитель украинского казачества;Богдан Хмельницкй – предатель интересов украинского народа; УНА – защитникиотечества; революция 1905 года – мятеж пьяных матросов против боговдохновеннойвласти. Этими примерами кишит наша современная история.
Скажите,какой уровень интеллектуального и культурного развития надо иметь, чтобыпереименовать улицу Лермонтова на Джохара Дудаева? Вряд ли потомки простят намэто!…
Наэтом фоне религия рисуется пострадавшей за правду, вера в бога отождествляетсяс духовностью. Ценности предыдущих лет стёрты в мелкий порошок. Дешёвые буклетымногочисленных религиозных конфессий и сект разрисованы забавной схемкой: нафоне запыленной дороги стоит индивидуум, изображающий простого смертного, передкоторым встал непростой выбор, показанный в виде двух расходящихся дорог, однаиз которых носит название Иисус, другая Грех. Замысел художника очень прост. Онперенёс на бумагу одну из новозаветных заповедей, произнесённых Иисусом –«Кто не со Мною, тот против Меня. (Матф. 12.30)». Как понимаететретьего не дано.
Иглавное, послушайте сколько сейчас ведётся разговоров о возвращении к истокам,возрождении духовности, национальной идее, и всё это видится сугубо врелигиозном разрезе. А ведь по большому счёту именно эти понятия не прошлипроверку временем. И возврат к ним лишь временный рецидив о которомблагополучно забудут последующие поколения, воспитанные уже в совершенно другихусловиях.
Закон неизбежности страданий.Этот интересный закон можно смело назвать пережитком языческих времён,непоколебимо занявшем свою нишу в современной жизни. Желание древних приноситьжертвы в угоду какому-либо божеству, пришло в христианство, а после вкоммунистическое воспитание, и продолжает идти дальше.
Ещёраз отмечу, что христианство начисто отвергает любые жертвы, выдвигая вкачестве лозунга догмат о пасхальном, жертвоприношении Иисуса Христа за всегрехи человечества. Однако взамен предлагается восполнить зияющую пустотуоригинальной жертвой названием – ЖИЗНЬ. Для чего организовывается большоеколичество монастырей, придумываются никому не нужные посты, канонизируетсявеликое множество великомучеников, дабы показать пример святости и смирения. Вобиход простых людей прочно входит фраза – «Господь терпел, и намвелел». Но если в средние века данной политике церкви находитсяоправдание, необходимость обосновать классовое неравенство между слоями населения(звучит в наше время несколько не привычно, но это факт), то в век торжествадемократических идей, данная концепция выглядит по крайней мере смешно. Но вданном случае и проявляется особенность нашего вероисповедания. Мы готовыпожертвовать абсолютно всем ради идеи, пусть даже и призрачной.
Теперьпо существу. Кто знает, сколько длиться, к примеру, воскресная литургия? Асколько времени нужно, что бы обвенчать двух несчастных людей? Кто не знаетпойдите в церковь, и ради любопытства, проверьте. Особенно советую посетитьобряд венчания, что бы понять почему люди которые по идее должны быть в этотдень счастливыми, несчастны. И в чём вина свидетелей, что они подвергаютсянастоящей средневековой пытке. Кто не верит, поднимите руку выше уровня головы,и продержите в таком состоянии десять минут, после чего представьте в своейруке дурацкую полу килограммовую корону и вообразите, что данная процедурадлится никак не десять минут. Остаётся ответить на вопрос: зачем это нужно?Отцы церкви прямого ответа не дадут.
Однако,вполне закономерно звучит следующее замечание. Закон неизбежности страданий,возводит страдания в ранг естественной необходимости, а аксиома вторая говорито трансформации веры в удобную форму для избежания излишних страданий. Но вэтом то и заключён основной парадокс нашего вероисповедания. Постсоветская вераоснована на сплошных противоречиях. В этом, наверное, основной менталитет нашейдуши. Попытаюсь разъяснить ситуацию. Да, мы часто грешим в отношении своегобога. Но, во-первых, понятие грех, каждый из нас воспринимает совершенно поразному. Позиция официальной церкви в этом вопросе для рядовых граждансовершенно не авторитетна (звучит уж очень парадоксально, но это факт). И,во-вторых, любой верующий человек хотя и часто грешит, но себя в этом совершенноне оправдывает, а напротив, можно сказать, ненавидит. И в качестве,какой-нибудь компенсации готов пожертвовать очень многим, для собственногосамоочищения. А после – снова грешит. И эта борьба с собственным вторым Ядлиться всю сознательную жизнь.
Чтопоказательно, данный закон выходит далеко за рамки сугубо религиозной жизни.Привычка жертвовать чем-то засела очень глубоко в нашем сознании. Икоммунистическое воспитание её не ликвидировало, а напротив подогрело.
Воти тираним мы себя, что есть мочи. Но каждый находит способ это делать посвоему. Один, принимая монашество, лишает себя всех благ жизни. Второйкрестится в какой-либо протестантской церкви, отказываясь от мяса, вина,сигарет и даже пива. Третий калечит своё здоровье на огороде или даче разгрызаянесчастные пять соток вдоль и поперёк, ради получения высокого урожая раннейморковки и поздней свеклы. Можете возразить, что нужда заставила. Согласен.Есть и такие. Но беда в том, что далеко не все. Если провести строгий подсчётдебета и кредита сельскохозяйственного производства, то вопрос очень дажеспорный с каким знаком окажется сальдо. А здоровье???
Закон повышения показателей.Вот уж действительно парадокс. В любой области нашей жизни мы не удовлетворенытекущими достижениями и пытаемся их, во что бы то ни стало кардинальным образомулучшить. Причём, что интересно, этот закон поразил совершенно всех от пионерадо пенсионера. Сейчас трудно с уверенностью сказать, что явилось толчком кразвитию в нас такого стремления. Можно лишь предположить, что именно тридцатыегоды двадцатого века подготовили благодатную почву, взрастившую столь обильныеплоды. В тридцатые – «Дадим пятилетку в четыре года», впятидесятые-шестидесятые – «Догоним и перегоним Америку», всемидесятые – «Увеличим… Углубим… Усилим…», восьмидесятые –«Каждой семье к 2000-му году отдельная землянка» и т.д. Всё этонастолько сильно отразилось на нас, что без увеличения показателей совершенноне мыслим дальнейшей жизни.
Воздействиеэтого закона на наше неокрепшее постперестроечное сознание так велико, что мыпорою не осознаём все несуразные требования к себе и другим. На одном изсобраний некой протестантской общины я был обескуражен призывом пастора стрибуны о необходимости к концу года расширить количество общин с трёх дочетырёх, естественно за счёт вновь окрещённых братьев. Для полноты картинысообщу: в данной общине числилось чуть более ста членов из которых реальноучаствовало в жизни церкви лишь около семидесяти. В двух других общинах картинабыла практически идентичной. Значит для создания новой общины необходимо былопринять в лоно церкви не менее тридцати человек, с учётом того, что оставшиесявакантные места можно пополнить за счёт трёх действующих общин, урезав ихпервоначальную численность. В довершение скажу, что в данной церкви крестилосьоколо десяти-пятнадцати человек в год, а призыв прозвучал примерно в серединесентября…
Каквы думаете, знал ли пастор о нереальности данного предложения? Ответнапрашивается. Конечно же да, если он не круглый идиот. Тогда зачем нужно быломутить воду в этой медленно вымирающей церкви? Ответ очень прагматичен. Ему вобщих чертах знаком закон повышения показателей, причём он знает его силу вумах прихожан. После такого лозунга, у каждого искренне верующего человека, а впротестантских церквях таких большинство, возникнет желание наставить на путьистины, как можно большее количество простых смертных. И определённую работу вэтом отношении они проведут, поверьте моему слову. В результате к концу годаколичество крещёных увеличится с пятнадцати до… восемнадцати. А если умножитьэто число на 0,1 часть зарплаты, то получим чистый ежемесячный доход церквитолько от одного лишь голого призыва!
Обращаетвнимание и такой пример. В одной достаточно крупной и богатой фирме я былсвидетелем, не менее уникального, призыва начальника торгового отдела, онеобходимости менеджеру каждый месяц вдвое увеличивать оборот с продаж.Представьте рентабельность фирмы при осуществлении таких наполеоновских планов.Счастье для конкурентов, что законы рынка не благоприятствуют подобного родаидеям.
Закон веры в преображение.Закон появившийся ещё на заре христианства. Одна из наиболее излюбленных теммногих сказаний и легенд – это долгая и перманентная жизнь во грехе,неожиданное прозрение, раскаивание и последующее служение во славу добродетели.Примеров приводить не буду. Лень!
Этотзакон без особенных проблем прижился в коммунистическом учении. Давайтевспомним, как в детских книжках и взрослых фильмах зачастую закручивали сюжеты.Живёт герой – заблуждается. Но однажды вдруг это понимает и прозревает. Какрезультат – Happy End.
Историядостаточно примитивная и маложизненная. Однако ей верили, верят и возможноверить будут. Как же иначе, если половина боговдохновенной книги Библии,подобными историями вдоль и поперёк исписана. Ими, для окончательногоукоренения в головах верующих, кормят священники с высоких амвонов простодушныхприхожан. И ничего, люди слушают и глотают. Уж больно привлекателен сюжет изгрязей в князи. Идея-то понятна. Последний грешник может попасть в ЦарствиеНебесное при своевременном раскаивании.
Оченьпугает позиция официальной церкви в этом вопросе. Получается парадокс. Есличеловек сильно грешил по отношению к ближним, но был верен церкви, либо вовремяпокаялся, то ему не только обеспечена вечная жизнь на Небе, но и почёт суважением в последующих веках на Земле. Именно этому учит Библия. В качествепримера предлагаю вспомнить царя Давида с его «благочестивыми»поступками. Современная церковь пошла в данном вопросе ещё дальше. Верность ипокаяние могут быть без лишних проблем заменены щедрой и своевременной платой.Чего только стоила продажа католической церковью индульгенций в средние века.Правда нужно признать, что православие всё же удержалось от такого цинизма.Однако история знает случаи, когда щедрые грешники без особых проблем заняливидное место в пантеоне православных святых. И любой священник без труда вамрастолкует, чего стоят дела мирские ради дел во благо церкви.
Закон абсолютной истины.Наблюдать за следствием данного закона иногда просто смешно, а порою становитсястрашно. Многие из вас, наверняка, подвергались среди белого дня нападениюразличного рода носителей истины с дешёвыми буклетами и брошюрами,уговаривающими вступить на путь добродетели и благочестия. Причём эти людисовершенно уверены, в обладании абсолютной истиной, познать которую оставшиесяне в состоянии, по причине отсутствия своей фамилии в списках прихожан ихцеркви. И не беда, что восемьдесят процентов из них читают по слогам. Чтопоследняя прочитанная книга была – «Курочка Ряба». Что таблицаумножения, для большинства из них, понятие чуждое, да и не нужное. Из историиим знаком лишь процесс сотворения Господом нашей грешной Земли. Тем не менееони считают себя вправе остановить любого из нас на улице, не зная ни имени ниотчества ни образования, и словно двоечникам втирать в мозги свои примитивныеистины.
Вот,где вспоминается Булгаковский Шариков, с его категоричным: – «Взять, и всёподелить!» Энгельс с Каутским могли позволить себе спорить, а он всё лучшеих знает. Посмотрите сколько копий поломано по проблеме эволюции, ановоиспечённые Шариковы совершенно уверены в своей правоте, являясь эталономневежества в этом вопросе. Причём эти люди более напоминают зомби или роботов,так как своего мнения (а так же собственных знаний) не имеют в корне.
Мневспоминается история, произошедшая со мною на одном из собраний молодёжи членовцеркви адвентистов седьмого дня. Одна из наиболее ревностных прихожанок (именноблагодаря ей я и оказался среди верующих данной конфессии, хотя это произошлонамного раньше описываемого события) излишне помпезно заявила о том, что вышлановая книга, где описаны очередные видения пророчицы Елены Уайт. Одно из нихменя просто поразило. Так Е. Уайт, посетив Хиросиму и Нагасаки после известнойбомбардировки оставила свои воспоминания и впечатления. Не надо и говорить, чтовсе слушали с широко раскрытыми ртами и низко висячими ушами. И ни один, а втот момент в помещении находилось порядка пятнадцати человек, не заподозрилничего предосудительного. А было чему удивиться. Дело в том, что годы жизниЕ.Уайт 1827 – 1915 гг. Но как видите никто не возмутился и не удивился. Главноечтобы событие укладывалось в концепцию, а его историческая ценность значениясовершенно не имеет.
Нужносказать, что ситуация с образовательным уровнем большинства верующих простокатастрофическая. Я не говорю об обычных, школьных знаниях. Если взятьоснову-основ любого верующего христианина – Библию, то её прочитали менееполовины людей, посещающих какую-либо церковь. О людях, считающих себяверующими, но не посещающими церковь, умолчу из соображений гуманизма. Излюдей, прочитавших Библию, малый процент, что либо поняли. Остальные простопрочитали.
Выдумаете, что это относится сугубо к протестантам? Нет и ещё раз нет. Не скрою,что православные в интеллектуальном плане на несколько ступеней выше рядовыхпротестантов. Однако увлекаются «АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ» не менее.
Вывидели когда-нибудь, как жгут книги? Я думаю, что большинство из вас нет. А явидел. Причём жгли религиозную литературу. Если вы думаете, что я попал насобрание сатанистов, то ошибётесь в корне. Книги жгли люди, считающие себяправославными, регулярно посещающие церковь и носящие на груди серебряныекресты. Парадокс разрешается очень просто. Запретная литература принадлежаладругой конфессии, хотя использовала русские слова и совершенно не ругательногосодержания. Более того, в книгах было написано, что Иисус Христос классныйпарень, что нужно в своей жизни всегда делать людям добро и т.п. То есть, тоже, что обычно говорят или пишут православные богословы и проповедники. Вот ипойми этих верующих. Не моё значит плохое и не правильное. А моё естьединственное верное!
Закон о невозможности жизни без царя. Ксожалению мы на столько привыкли к этому, что иначе не представляем своейжизни. Казалось бы, зачем нам нужен царь? По большому счёту не нужен вообще. Нокак же быть без верховного руководства? По-видимому, молиться рисованным святымслишком скучно. Посмотрите с каким завидным постоянством у нас держится обычайрасставлять и развешивать в кабинетах портреты сиюмоментных вождей. На видномместе обязательно должна красоваться не прочтённая книга с соответствующимавторством. И писал же дедушка Крылов об этом, а всё не впрок.
Смотряна подобного мелкопоместного начальника, пытающегося таким образом заслужитьблагословение великого руководства, не вольно думаешь о том, на сколько сильнов нас желание услужить любым способом. Ведь самое смешное, что при сменевласти, он совершенно не горюя сменит и портрет, по всей видимости, пользуясьлогикой, что раз есть стена, так должен же на ней кто-то висеть.
Ковсему сказанному, упомяну забавный эпизод, случившийся в моём родном городе.Ректор одного из, так называемых, университетов, некогда занимавший креслонародного депутата, и даже выдвигавший свою кандидатуру на президентскихвыборах, за два дня до визита президента повесил его портрет среди…доморощенных выдающихся деятелей науки. Всё бы ничего, если бы этот человек накаждом углу не распространялся бы о своих демократических воззрениях. Но каквидите, подобно вере, представление о демократии так же абсолютноиндивидуально.
Закон последний – «Славамне!» (В качестве заключения). Это очень печальный закон.И проявляться он начал не вчера. Вспомним события далёкого 1054 года.Христианство разделилось на два больших лагеря, католиков и православных.Обратите внимание, православные – это те кто правильно славит. То естьостальным этого просто не дано. Не умеют. Как видите утверждение оченьскромное. Причём все попытки людей других конфессий заставить логическиобосновать такую точку зрения православных, разбиваются о нелепое упорство, неподкреплённое НИ ЕДИНЫМ фактом. Кстати на Западе православных называют неиначе, как ортодоксами. Догадайтесь почему? Другими словами славить умеют имогут только у нас. Причём АБСОЛЮТНО правильно.
Возможностьи необходимость правильно славить без особых проблем перекочевали в социализм. «Теория Маркса истинна, потому что онаверна!» Узнаёте логику? Тогда пойдём дальше. «Слава советскому народу – строителюкоммунизма!» Мягко говоря не скромно.
Новот отшумели перестроечные годы. Разворованы и перетёрты в прах все достижениясоветского строя. Казалось бы гордиться нечем, пора успокоиться и трезвовзглянуть на себя. Но это не в наших правилах. Уж слишком сильны корни нашейабсолютности. Не верите? В центре Винницы к десятилетию независимости Украиныкрасиво рассадили красноватые растеньица в виде букв. Из букв составляютсяслова, из слов фраза: «НЕЗАЛЕЖНІЙ УКРАЇНІ – СЛАВА». Другими словами СЛАВАЛЮБИМОМУ, БЕСПОРОЧНОМУ, ОБЛАДАЮЩЕМУ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ – МНЕ, МНЕ, МНЕ!!!
Авы думали, что у нас всё просто.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.rlinfo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат В чем заключается наказание Раскольникова за преступление мини сочинение
Реферат Средства физической культуры, комплексы физических упражнений и восстановительные мероприятия в системе профилактики профессиональных заболеваний
Реферат Музыки ХХ века
Реферат Строение, свойства, производство стали
Реферат Cloning Essay Research Paper Cloning became to
Реферат Лев Толстой в понимании И А Бунина
Реферат Художественные средства в поэме "Реквием" А.А. Ахматовой
Реферат Перехресні стежки
Реферат Адаптационные стратегии сельских локальных сообществ в условиях реформирования
Реферат «психотерапия»
Реферат Литература - Неврология (МЕНИНГИТЫ И АРАХНОИДИТЫ)
Реферат Категория социоэтикета в рамках отношений “преподаватель - студент”
Реферат «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Реферат Художественная идея и ее воплощение в поэме "Реквием"
Реферат Price Discrimination Essay Research Paper Definition of