Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова«Обломов»
Занимающий центральноеместо в творчестве замечательного русского писателя Ивана АлександровичаГончарова, роман восхищает читателей и по сей день. И неудивительно! Ведь«Обломова» автор писал больше десяти лет, постепенно оттачивая своемастерство, слог, добиваясь поразительной точности во всех сценах. Интереснатакже временная протяженность различных частей романа. Действие егоразворачивается в течение восьми лет, а с предысторией даже 32 года. Перваяглава продолжается всего одно утро и день до пяти часов, так как писатель, добросовестно выполняя свою задачу, в первой главе знакомит нас с Обломовым, главнымгероем романа. Дарование Гончарова-романиста раскрылось в «Обломове»во всем его богатстве, со всеми его особенностями. Огромное мастерствописателя-реалиста проявилось в построении романа. Небогатая событиями историяжизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича с окружающей действительностью. Ясчитаю, что «Обломов» Гончарова — это романтрагикомедия. Хотя в неммного трагического, но немало и комических сцен, где автор смеется во весьголос.
Одна из главных трагедий этого романа — трагедияОбломова. Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33лет. Автор показывает нам его портрет: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякойопределенной идеи». Автор показывает нам во всех подробностях его быт,дает нам понять, что это человек нравственно погибающий. «По стекламлепилась паутина, напитанная пылью; зеркала… могли служить скрижалями для записыванияна них по пыли заметок на память»; «Лежанье у Ильи Ильича было егонормальным состоянием». Но почему же один из лучших людей романа,морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была почвой, накоторой росла обломовщина; гнусная привычка получать удовлетворение своихжеланий не от своих усилий, а от других, развила в нем апатическуюнеподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. В этом иесть трагедия Обломова — такой молодой человек, еще недавно чем-тоувлекающийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. Иникто уже не может вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни. Также,я считаю, некоторый трагизм есть в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд,это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок всвоей искусственности. В отличие от Обломова, сердечного человека, авторописывает нам Штольца как некую машину: «Он был весь составлен из костей,мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почтивовсе нет, то есть есть кость да мускул,… цвет лица ровный, смугловатый, иникакого румянца». Читая роман, мы видим, что трагедия Штольца — это егоненатуральность, он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно.Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видитантитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. Хотя писательрисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость,неестественность. Иван Александрович со скепсисом относится к новому человеку.Я считаю, что истоки трагедий обоих героев — в воспитании. Это два совершенноразных пути. Обломовцы — хранители традиций древности. Так же, как Обломов, препровождали время и его отец, дед, прадед; и из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующемс природой. Но автор показывает отсталость патриархальности, почти сказочнуюневозможность Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том, чтомечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных. Причина неестественности Штольца также воспитание, на этот раз «правильное», рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только в том, что герой умирает, но и в том, что он живет строго поплану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никакихнеожиданностей, интересных моментов. Она как точный график времени отправленияпоездов на станции, а сам он — поезд, правильно идущий по расписанию, хотя иочень хороший, но все же искусственный. Его идеал, которому ничто не мешалоосуществиться, - это достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Я согласен с А.П.Чеховым, который писал: «Штольц не внушаетмне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему неверю… Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен.» Трагичнадальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. «Все лицо его как будтопрожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос был, сверх того,подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, носмятые и перепутанные… На нем была ветхая шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал меховую, совсемобтертую шапку». После смерти хозяина Захару некуда было идти. Все егопомыслы были связаны с Ильей Ильичем. Его смерть стала сильнейшим ударом поЗахару, который искренне любил Обломова.
Но в то же время в романеесть очень много сцен, над которыми читатель смеется от всей души, несмотря натo, что роман был написан много лет назад. Многие из них касаются взаимоотношенийЗахара и Ильи Ильича. Вот, например, сцена из конца первой части. В начале пятого часа Захар осторожно пошел будить хозяина: «Илья Ильич! А, ИльяИльич!» Но храп продолжался. Когда Захар наконец дозвался хозяина, тотприказал ему уйти и заснул. Захар раздраженно восклицает: «Знаешь тыдрыхнуть! — говорил Захар, уверенный, что хозяин не слышит. — Вишь, дрыхнет,словно чурбан осиновый!» Но Обломов услышал: «Нет, ты как сказал-то- а? как ты смеешь так — а?» Захар оправдывается. Ему удается поднять спостели Илью Ильича, недовольного тем, что его разбудили. В этот момент вкомнату заходит Штольц. Или комическая сцена в начале второй части, на обедеу Ольги. Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости началипоглядывать на него и ждать, как он будет его есть.
До сих пор читателивосхищаются замечательным романом Ивана Александровича Гончарова, в которомнеотделимые от жизни комические и трагические сцены переплетаются, поражаявсех.
/>