Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова "Обломов"

Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова«Обломов»
    Занимающий центральноеместо в творчестве замечательного русского  писателя Ивана АлександровичаГончарова, роман восхищает читателей  и по сей день. И неудивительно! Ведь«Обломова» автор писал больше  десяти лет, постепенно оттачивая своемастерство, слог, добиваясь  поразительной точности во всех сценах. Интереснатакже временная  протяженность различных частей романа. Действие егоразворачивается  в течение восьми лет, а с предысторией даже 32 года. Перваяглава  продолжается всего одно утро и день до пяти часов, так как писатель, добросовестно выполняя свою задачу, в первой главе знакомит нас с  Обломовым, главнымгероем романа. Дарование Гончарова-романиста  раскрылось в «Обломове»во всем его богатстве, со всеми его  особенностями. Огромное мастерствописателя-реалиста проявилось в  построении романа. Небогатая событиями историяжизни Обломова,  положенная в основу сюжета романа, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича с окружающей  действительностью. Ясчитаю, что «Обломов» Гончарова — это романтрагикомедия. Хотя в неммного трагического, но немало и комических  сцен, где автор смеется во весьголос.
 Одна из главных трагедий этого романа — трагедияОбломова. Илья  Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33лет.  Автор показывает нам его портрет: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием  всякойопределенной идеи». Автор показывает нам во всех  подробностях его быт,дает нам понять, что это человек нравственно  погибающий. «По стекламлепилась паутина, напитанная пылью;  зеркала… могли служить скрижалями для записыванияна них по пыли  заметок на память»; «Лежанье у Ильи Ильича было егонормальным  состоянием». Но почему же один из лучших людей романа,морально  чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была  почвой, накоторой росла обломовщина; гнусная привычка получать  удовлетворение своихжеланий не от своих усилий, а от других, развила  в нем апатическуюнеподвижность и повергла его в жалкое состояние  нравственного раба. В этом иесть трагедия Обломова — такой молодой  человек, еще недавно чем-тоувлекающийся, медленно, но верно  погружается в страшную трясину апатии. Иникто уже не может  вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни. Также,я считаю,  некоторый трагизм есть в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд,это  новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и  жалок всвоей искусственности. В отличие от Обломова, сердечного  человека, авторописывает нам Штольца как некую машину: «Он был  весь составлен из костей,мускулов и нервов, как кровная английская  лошадь. Он худощав; щек у него почтивовсе нет, то есть есть кость да  мускул,… цвет лица ровный, смугловатый, иникакого румянца». Читая  роман, мы видим, что трагедия Штольца — это егоненатуральность, он  почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно.Гончаров  неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности  видитантитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества.  Хотя писательрисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется  какая-то однобокость,неестественность. Иван Александрович со  скепсисом относится к новому человеку.Я считаю, что истоки трагедий  обоих героев — в воспитании. Это два совершенноразных пути.  Обломовцы — хранители традиций древности. Так же, как Обломов, препровождали   время и его отец, дед, прадед; и из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке,  гармонично сосуществующемс природой. Но автор показывает  отсталость патриархальности, почти сказочнуюневозможность  Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том, чтомечта  Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных. Причина неестественности Штольца также воспитание, на этот раз «правильное», рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только в том, что герой умирает, но и в том, что он живет  строго поплану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца  нет никакихнеожиданностей, интересных моментов. Она как точный  график времени отправленияпоездов на станции, а сам он — поезд,  правильно идущий по расписанию, хотя иочень хороший, но все же  искусственный. Его идеал, которому ничто не мешалоосуществиться, -  это достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Я согласен с А.П.Чеховым, который писал: «Штольц не  внушаетмне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный  малый, а я ему неверю… Наполовину он сочинен, на три четверти  ходулен.» Трагичнадальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. «Все  лицо его как будтопрожжено было багровой печатью от лба до  подбородка. Нос был, сверх того,подернут синевой. Голова совсем  лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, носмятые и  перепутанные… На нем была ветхая шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал  меховую, совсемобтертую шапку». После смерти хозяина Захару некуда  было идти. Все егопомыслы были связаны с Ильей Ильичем. Его  смерть стала сильнейшим ударом поЗахару, который искренне любил  Обломова.
 Но в то же время в романеесть очень много сцен, над которыми  читатель смеется от всей души, несмотря натo, что роман был написан  много лет назад. Многие из них касаются взаимоотношенийЗахара и  Ильи Ильича. Вот, например, сцена из конца первой части. В начале пятого часа Захар осторожно пошел будить хозяина: «Илья Ильич! А,  ИльяИльич!» Но храп продолжался. Когда Захар наконец дозвался  хозяина, тотприказал ему уйти и заснул. Захар раздраженно  восклицает: «Знаешь тыдрыхнуть! — говорил Захар, уверенный, что  хозяин не слышит. — Вишь, дрыхнет,словно чурбан осиновый!» Но  Обломов услышал: «Нет, ты как сказал-то- а? как ты смеешь так — а?»  Захар оправдывается. Ему удается поднять спостели Илью Ильича,  недовольного тем, что его разбудили. В этот момент вкомнату заходит  Штольц. Или комическая сцена в начале второй части, на обедеу  Ольги. Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости  началипоглядывать на него и ждать, как он будет его есть.
 До сих пор читателивосхищаются замечательным романом Ивана  Александровича Гончарова, в которомнеотделимые от жизни  комические и трагические сцены переплетаются, поражаявсех.
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Soul Essay Research Paper The SoulOpen
Реферат Банковский аудит.
Реферат Личностно-ориентированное обучение в преподавании физической культуры в вузе
Реферат Управление программными средствами
Реферат Do Public Figures Have The Right To
Реферат Магдебургское право: предпосылки и сущность
Реферат Геополитика европейских новых правых
Реферат Вимоги до оформлення документів
Реферат Основы современного социального управления
Реферат Советская Армения в период упрочения и дальнейшего развития социалистического общеста вторая половина
Реферат Канонизация царской семьи
Реферат Стихотворение Бориса Пастернака Снег идет
Реферат Привлечение инностранных инвестиций в инновационное развитие промышленных предприятий
Реферат Лекарственные растения, применяемые при болезнях почек
Реферат Неуспевающий ребенок как психолого-педагогическая проблема