Реферат по предмету "Литература и русский язык"


История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории

Реферат
               по древнерусскойлитературе
      на тему
                        «Историячастушки.
Частушка на этапах российской исоветской истории»
   ученицы___ класса
                       Пироговскойшколы
                       БогдановскойМарии.

                                        ИСТОРИЯ ЧАСТУШКИ.
ЧАСТУШКА НА ЭТАПАХ РОССИЙСКОЙ
                                                    ИСОВЕТСКОЙ                ИСТОРИИ.
                                                  1.ЧАСТУШКА
     Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимыйи самый распространённый ныне вид, или жанр,устного народного творчества. Она звучитна деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «подязык», или в сопровождении балалайки,а чаще — гармони. Под неё нередко и пляшут. Это лирическая песенка,словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненныеситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства («Что ты,милый, задаешься, как картошка в борозде?»), то грустная, но обычно и в этомслучае не лишенная юмора, основанного на чувстве человеческого достоинства иоптимистическом взгляде на жизнь. И рассчитаны они не просто на слушателей, ана активно реагирующих соучастников, то приплясывающих и хлопающих в ладоши, тоотвечающих на каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громкимвозражением. Но чаще всего на частушку отвечают частушкой же:
Я частушку на частушку,
Какна ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.
     Иногда такой обменчастушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает:
На столе стоит
Каша манная,
А любовь наша
Обманная...
Другой возражает:
На столе стоит
Каша гречная,
А любовь наша
Бесконечная!
     Нередко частушкиобразуют циклы («спевы»), непрестанно изменяющие свой состав, приэтом частушки группируются вокруг зачинов («Я на бочке сижу»,«С неба звездочка упала», «Ходит кошка по окошку», «Самолет летит», «Подружка моя!») или припевов («Золотистый-золотой», «Волга — матушка-река» или «Шарабан мой, шарабан», потесненный со временем более актуальным «Еропланчик, ероплан»).    
                          2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧАСТУШКИ
      Одни учёные считают, чточастушка родилась очень давно, что песенки, похожиена частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи— ещё в 17-18  веках. Другие убеждены: частушка, как особаяпесенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Втораяточка зрения кажется более убедительной.
     Прежде всего,литература, и древняя в том числе, использует или хотябы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуютили существовали на данный момент. В летописях встречаются именабылинных героев, пересказываются притчи, легенды. Предание о смертикнязя Олега изложено в «Повести временных лет» илегло в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге»; Пушкинже пересказал в стихах народные сказки. Широко использовал многиежанры фольклора Некрасов. Но никто из них не вспомнил частушку.Она появляется только в произведениях 20 века: в «Двенадцати» Блока,в стихах Маяковского, Есенина  и их современников.
     В знаменитомчетырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова «частушка»(в смысле «короткая песенка») нет. Впервые это слово употребил Глеб Успенскийв очерке «Новые народные песни» (1889 г).
     В частушке совсем неотразилось такое важное событие, как отмена крепостногоправа в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих,начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны,первая русская революция 1905 года.
     Частушки возникли почтиодновременно в различныхместах России, и каждая местность не только придала зарождающейсяпесенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, тоопределяющим ее характер (пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка,цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка),то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матанечки,уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки,елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этихпесенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовуюмелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие подбалалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся безмузыкального сопровождения.
                                         
                                           3.СТРУКТУРА ЧАСТУШКИ
     Традиция и новаторствопо-особому сосуществуют в частушке. С одной стороны, строго определенный объем:как правило, четыре строки, в страданиях —две:
Давай, Милка, страдатьвместе,
 Я с гармонью, а ты в песне!
а иногда и все шесть (правда такая формапросуществовала недолго – последние две строчки просто отбрасывались):
У меня миленков тридцать,
Я не знаю, куда скрыться.
Пойду с горя на реку –
Все сидят на берегу.
Я хотела в воду пасть –
Закричали во всю пасть!
наличие целого набора устоявшихся зачинов и припевов, устойчивость образов и оборотов, зарифмованность четных строк (иногда — парная рифмовка); с другой стороны, новизна: каждая талантливая частушка —с сюрпризом, с секретом. В одном случаеопускается первая строчка зачина, звучиттолько гармонь. В другом, напротив, нежданнопоявляются «лишние» слова и строчки—• они проговариваются под музыкальнуюпаузу, «сверх» мотива. В третьем, как неожиданный подарок, — дополнительные созвучия возникают то внутри строки (чаще первой: «Кабы шали не мешали»), то между строчками, вплоть до почти полного их звукового совпадения:
Вышивала полотенце
Уточкойи петушком.
Утирайся, мой хороший,
Утречком и вечерком.
     Будучи явлением фольклора, частушка использовалатрадиции как и устнопоэтические, так и литературные. У лирическойпротяжной песни частушка взяла некоторые приемы (например, параллелизм)и образы-символы (березка, туман и др.), у песни частой — веселый настрой инекоторые элементы стиха и поэтики (плясовойритм, прямые обращения кприсутствующим — к гармонисту, кподруге), у пословицы — афористичность, «разговорность», прямую связь с житейской практикой, а также неожиданную, нередко неточную рифму, подчас на десятилетия опережающую практику профессиональных поэтов: белая — бегала, завлеку — за реку,праздник — дразнит, резиновы — разинули,спорили — скоро ли… У литературычастушка заимствовала строфику, перекрестнуюрифмовку, стремление к индивидуализации характеров и конкретности ситуаций.
     Частушка знает пародиюна самое себя — это нескладухи и перевертыши (иногда этиназвания смешиваются). Нескладуха вместе со смыслом отбрасывает ирифму:
Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.
Ну, кому какое дело,
Куда брызги полетят.
Отсутствие рифмы — этообманутое ожидание слушателя, один из сюрпризов, на которыещедра воистину неистощимая частушка. Перевертыши, тоже нередко теряя рифму, строятся попринципу небылицы: там поется «просеребряны галоши, про резиновы часы»,там пилой собираются копать картофельи т. п..
     В ряде мест традициирусской частушки взаимодействовали с опытом сочинения короткихи злободневных песен соседних народов. И сейчас в ходу частушки, в которых русскиестроки и выражения переплетаются, например, с башкирскими.
                                          
                                 4.ЧАСТУШКА — ПЕСЕНКА МОЛОДЕЖИ
     Частушка стала широкораспространяться, когда в России начал развиватьсякапитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперьзависело от самого человека, от его воли и способностей.Можно сравнить старую песню и частушку: в песне— покорность судьбе («Не велят Маше на улицу ходить, не велят Машемолодчика любить...»), в частушке — желание поспорить.
     В новом Жанре отразились и ломка патриархальных отношений во всех сферах человеческой жизни, и литературное влияние на устное народное творчество, и взаимодействие городской и сельской культур. Частушку  интересуетвсё: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и местные новости. Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальнойвесьма условна. Отношения влюбленных в частушке почти всегда окрашены цветом эпохи, времени, дня. Когда в 1908г. вышел первый том «Истории русской литературы»,посвященный «народной словесности»,едва ли не впервые в солидном ученомтруде нашлось место новому жанру. Мысльо том, что в частушке содержатся «чисто современные образы», былаподкреплена примером:
Не хочу сидеть с лучиной —
Дайте лампу с керосином.
Не хочу сидеть одна —
Дайте милого сюда.
(Керосиновая лампа по томувремени была последнимсловом деревенской цивилизации.)
    Частушка — песенкамолодёжи. Поэтому её основным содержанием являютсяотношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешкидевушек над парнями, парней над девушками. Любимых в частушкеназывают особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залётка. Частушка не обходитвниманием и родителей, поминает при случае начальство: Думу (старую), царя, а в советское время — бригадира, председателя колхоза, вождейкоммунистической партии. И над своей бедностью шутили, и богачам спуску недавали.
                                        5. ЧАСТУШКА В ИСТОРИИ.
     В частушке отразиласьвся российская история за последнее столетие,
но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция,гражданская война… Красные и белые — те же русскиелюди — насмерть сражаются за свои идеи, за Советы или против Советов.А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своём, о своей короткой молодости и любви:
Красны-белы, сложьте ружья,
Замиритеся войной,
Отпустите наших миленьких
Нераненых домой!
     В годы гражданской войны распространилось по всей Россиизнаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинскимфольклором. Красные пели:
Эх, яблочко, куда котишься,
В Вечека попадешь – не воротишься.
/>

(Вечека – ВЧК.)
Белые отвечали на тот же мотив:Пароход идет
Мимо пристани,
Будем рыбу кормить
Коммунистами.Был и танец такой матросский «Яблочко».     Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, околхозах. Одним новая жизнь нравится, другим – нет. Кто-то поет о Ленине свосторгом, кто-то над ним посмеивается.      А потом попал в частушки и Сталин:
Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищСталин?
«Раскулачивать народ».
     Когдаокончательно выяснилось, что колхоз почти никогда не приводит к зажиточнойжизни, то так и пели правду:
Каклавровская деревня
Начинаетбогатеть:
Окна тряпкойзатыкают,
Чтоб воронене влететь.
     Частушкавремён Великой Отечественной войнырассказывает об огромных лишениях, ополуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:
Моймилёнок на войне
Управляет ротою,
А я тоже не гуляю,
На быке работаю.
     И конечно, по всей стране звучали частушкио милом, который где-то далеко воюет:
Неужелипуля-дура,
Ягодиночку убьёт?
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!
                                
                              6.ЧАСТУШКИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
    Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю 20-ого столетия. А не собирали их потому, что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.
     Вскоре после революции была создана знаменитая ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия (будущий НКВД, а еще позднее — КГБ). Эта комиссия наводила ужас на людей. Но они все-таки не молчали:
Эх, раз, ещераз,
Спелабы, дачто-то,
НаГороховую, 2,
Ехатьнеохота.
(На Гороховой, 2, помешалась петроградская ВЧК.)
     17 января голодного 1920 г. Корней Иванович Чуковский записал в
свой дневник частушку, которую сообщил ему девятилетний сын:
Нетухлеба, нетмуки,
Недаютбольшевики.
Нетухлеба, нетумасла,
Электричествопогасло.
     Немало озорных, вызывающих частушек, куплетов складывалось и в годы сталинского террора:
«Идут года,Сменяются генсеки», — Сказал интеллигент
Налесосеке.
Или:Родился в селенье Гори
Мне, тебе ивсем на горе
У сапожникаВасо
Трижды сукинсын Сосо.
 (Васо и Сосо — грузинские уменьшительные имена от Виссарион и Иосиф.)
А еще:
Ах огурчикимои,
Помидорчики:
СталинКирова пришил
Вкоридорчике.
    Президента Югославии Тито в последние годы жизни Сталина в СССР называли не иначе как «кровавая собака» (не желал Тито, хоть и был коммунистом, ползать перед Сталиным на брюхе!). Но вот умер Сталин, и отношения с Югославией начали налаживаться. Люди старшего поколения не могут не помнить:
ДорогойтоварищТито,
Тытеперьнашдругибрат!
КаксказалнамсамНикита,
Тынивчемневиноват.
     А когда началась перестройка, заговорили о хозрасчете и… ничего не делали. Опустели магазины.
Перестройка— матьродная,
Хозрасчет— отецродной.
Чемродителитакие,
Лучшебудусиротой!
    Коммунистическое руководство провалилось, компартия была распущена. И посыпались частушки о партии:
Мимонашегорайкома
Ябезшутокнехожу:
Тоимсерпвокошкосуну,
Тоиммолотпокажу.
    Некоторые интеллигентские стишки и куплеты по своей форме близки к настоящей частушке («Мимо тещиного дома я без шуток не хожу...» и «Мимо нашего райкома...»), некоторые совсем далеки от нее. Но нет сомнения, что все это индивидуальные сочинения. Все здесь: и ритм, и рифма, и словесная ткань — от литературы. Возможно, и авторы этих куплетов кому-то и известны. Однако в отличие от обычного литературного произведениятекст все-таки стремится к анонимности, распространяется устно подобно текстам анекдотов.
     В последние десятилетия городское безымянное творчество проникает и в деревню. А вот деревенская по своему происхождению частушка, наоборот пришла в город.
                               6.»ПОДДЕЛЬНЫЕ»ЧАСТУШКИ
     Вначале 20 века, и особенно в годы Советской власти, на сцене, в кино, в книгахи даже в учебниках нередко появлялись подделки под народные частушки,сочиненные на заказ поэтами или участниками различных хоров. Такиесамодеятельные частушки не услышишь на улице, народ их не подхватывает.
Преждебабам жизнь какая –
Замужем векмучиться;
А теперьмои три дочки
Винститутах учатся.
     «Замужем век мучиться» — как и первую строчку, просто не спеть. Частушкапесенка молодежная. А тут героиня  — пожилая женщина (у нее три взрослыедочки!).   Не частушка это – ни по форме, ни по содержанию. Зато автор похвалилсоветскую власть! Похвалил какой-то один человек. Но можно было сказать, чтоэто, мол, мнение самого народа. Ведь такие стишки печатались без фамилии, вряду настоящих частушек.
                                          7.ЧАСТУШКА СЕЙЧАС
     В современной деревне поют немало старинныхчастушек: они не потеряли для певцов своего смысла, как не потеряласмысла любовь и всё, что с ней связано. Но жизнь меняется — меняются,переделываются и частушки. Раньше было: «Без лучины, без огнязажёг сердечко у меня», сегодня поют:  «Без бензина, безогня...». В отличие от песни, частушка переделывается легко. Кто-тоспел:
Ох,ох, не дай Бог,
В солдата влюбляться:
Усы капки, как иголки,
Лезет целоваться.
А кто-то, глядя па приехавшего заводскогопарня, тут же добавляет:
Ох,ох, не дай Бог,
С рабочими знаться:
Рукив дёгте, сам в вару,
Лезет целоваться.
    Однако постоянно создаются и совсем новые частушки, в которыхстарое — только мелодия, только привычная формаи неистощимый народный юмор:
Каку наших у ребят
Голова из трёх частей:
Карбюратор, вентилятор
Икоробка скоростей.
Или:
Умилёночка в дому
Была конференция:
Емуневесту выбирала
Вся интеллигенция!
Поютчастушки и школьники:
Говорят,я ученица,
Ученица — не позор!
Ученицу крепче любят
Завеселый разговор.
     Есть очень много шуточных припевок,веселых нескладух, нелепиц «На березовой осине рукавица расцвела…» — не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?
     Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, тоже молодежные песенки, но чем-то иотличающиеся от частушки — напевом,
особым построением, зачинами.
     И в прежние годы, и в наши дни, когдаразгорается настоящая русская пляска, самые умелые плясуны и плясуньи,выделывая невозможные коленца, ещё и весело выкрикивают «Сам играю, сам пляшу, сапоги с дырам ношу!». Или «Слава те Христу, что хорошенька расту!».
     Возникнув не без воздействия письменной,поэзии, частушка, в свою очередь, оказала влияние на литературу. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин ввели ее в большую поэзию, по их пути пошли А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский, В. С. Высоцкий, Б Ш. Окуджава и многие другие.
Список литературы:
Детская энциклопедияАванта+ (том 9, часть первая) «Русская литература: от былин и летописей доклассиков 19 века»
Словарь юноголитературоведа


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вдосконалення системи управління залученням позикового капіталу з метою забезпечення фінансової системи
Реферат Производство печеного хлеба Хранение комбикормов Сушка плодов и овощей
Реферат Умеренно дифференцированная аденокарцинома сигмовидной кишки
Реферат Archimides Essay Research Paper Archimedes 287212 BC
Реферат Satan
Реферат Морська капуста
Реферат Кризис гносеологических принципов классического позитивизма в социологии и формирование новой научной парадигмы на рубеже XIX-XX веков
Реферат Релігійна філософія
Реферат The Reluctant Dragon Essay Research Paper Keith
Реферат Медицинские и правовые аспекты Изнасилование
Реферат Амортизация основных фондов как источник
Реферат Птицеводческий бизнес Николаевской области
Реферат Существует ли в Западной Европе общий социальный тип соответствующий русской интеллигенции
Реферат Депозитные операции коммерческого банка 2
Реферат Производственная деятельность УКСП Совхоз Бобруйский