Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Идейно-художественная роль эпизода "Плач Ярославны"

Идейно-художественная роль эпизода«Плач Ярославны»
«Cловоо полку Игореве» является памятником древнерусской литературы. Оно написано вXII веке, в период раннефеодальной государственности, когда страна находилась всостоянии раздробленности и единство государства нарушалось междоусобицами ииноземными вторжениями.
«Словоо полку Игореве», как и каждое произведение литературы, имеет идейноесодержание и художественную форму, которую определяет род, жанр, язык, всясистема средств и приёмов, с помощью которых создаётся содержание. С этим тесносвязана композиция произведения. Каждый эпизод является важным компонентом, безкоторого произведение утрачивает свой смысл и форму.
«ПлачЯрославны» является очень важным эпизодом в «Слове о полку Игореве». В этомпроизведении есть некоторые эпизоды, предвещающие дальнейшее развитие событий.Такими эпизодами являются: момент, когда “Солнце ему (Игорю) тьмою путьзаступало”; «Сон Святослава», «Плач Ярославны» — без них утратится ощущениетого времени, XII века, когда было написано произведение, так как в ДревнейРуси люди глубоко верили в различного рода предзнаменования. Автор создаётатмосферу с помощью этого эпизода, благодаря таким отрывкам сейчас читательможет лучше разобраться в произведении.
Влетописи было лишь сухое изложение фактов, а эпизод «Плач Ярославны» являетсяэлементом, вставленным автором «Слова» для усиления эмоционального звучанияпроизведения. «Плач Ярославны» как бы возвращает нас к действительности послелирического отступления автора, в котором он вспоминает первых русских князей иих многочисленные походы на врагов Руси и противопоставляет их современным емусобытиям. Вообще «Слово о полку Игореве» создано для того, чтобы выразитьнастоящую реакцию жителей Руси на происходящие события, так как в летописномотрывке этого быть не может.
Этотэпизод несёт огромную эмоциональную нагрузку: здесь сконцентрировано отношениеавтора ко всему происходящему. Кроме этого эпизода, так открыто больше нигде невыражаются чувства. Автор смог очень точно передать страдания Ярославны, темсамым выражая отношение всей русской земли к происходящим событиям. Ведь дляистории Руси это поражение имело немалое значение. «Слово о полку Игореве»проникнуто героическим и трагическим пафосом, то есть эмоционально-оценочнымотношением писателя к изображаемому. Также «Плач Ярославны» имеет очень большоезначение для композиции «Слова о полку Игореве». Обращаясь к силам природы,прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство князя Игоря изполовецкого плена.
Безэтого эпизода нарушилась бы логика повествования, без него в «Слове о полкуИгореве» не смогли бы быть выражены так чётко идея, то есть осуждениемеждоусобной войны и призыв князей к объединению, и проблема — раздробленностьи пути к объединению.
Пространствов «Слове» постоянно изменяется, то расширяется, то сужается. В этот моментхудожественное пространство в произведении сужается до Путивля. В самом жеэпизоде пространство расширяется до огромных пределов, так как Ярославна всвоём плаче, напоминающем лирическую народную песню, обращается ко всем силамприроды одновременно: и к ветру, и к Донцу, и к солнцу. “Природа в «Слове» — нефон событий, не декорация, в которой происходит действие, — она самадействующее лицо, нечто вроде античного хора” (Д.С. Лихачёв). Обращение ко всемсилам природы создаёт ощущение того, что человека окружает огромноепространство. Это передаёт взгляды людей того времени, то есть XII века, на мир:“… средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир,сокращая его в своём восприятии, создавая «модель» мира — как бы микромир...”(Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Поэтика художественногопространства).
Ячитала «Слово о полку Игореве» в двух различных переводах — Д.Лихачёва и впоэтическом переводе Н.Заболоцкого. Я думаю, что прочтение нескольких разныхпереводов даёт возможность читателю взглянуть на события с разных сторон илучше их понять. В каждом переводе проявляется личность переводчика — онявляется как бы автором текста. У Заболоцкого язык больше приближен кобщедоступному, даже разговорному:
Чтоты, Ветер, злобно повеваешь,
Чтоклубишь туманы у реки...
Вто время как у Лихачёва:
Оветер, ветрило!
Зачем,господин, веешь ты навстречу?
Новсё же у нас остаётся ощущение, что это перевод древнерусского произведенияблагодаря инверсии:
Назаре в Путивле причитая,
Каккукушка раннею весной,
Ярославнакличет молодая,
Настене рыдая городской...
Заболоцкийиспользует в своём переводе различные художественные приёмы: олицетворения,сравнения, вставляет собственные куски для усиления эмоциональной окраски.Например, у Лихачёва нет таких строчек:
Улетят,развеются туманы,
Приоткроеточи Игорь-князь...
...................................
Тыже, стрелы вражеские сея,
Толькосмертью веешь с высоты...
Тоесть Заболоцкий даёт более развёрнутые, художественные описания. Лихачёвиспользует преимущественно метафоры, в то время как Заболоцкий в тех же самыхфразах использует сравнения, например: “… кукушкою безвестною рано кукует”(Д.Лихачёв), “… как кукушка кличет на юру”. В обоих переводах употребляетсябольшое количество олицетворений, так как Ярославна обращается к ветру, к рекеи к солнцу, словно как к живым: “Днепр мой славный!”, “Солнце трижды светлое!”,“Что ты, Ветер...”
Такимобразом, эпизод «Плач Ярославны» имеет огромное значение, как смысловое, так иэмоциональное. В этом эпизоде, передав страдания Ярославны, автор выражаетсостояние всей русской земли в то время.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.